Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИН"-"ФЬЮ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИН"-"ФЬЮ")

"ФИНАНСЫ"

"ФИНАНСЫ" - ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Министерства финансов РФ. Издается с 1926, первоначально под названием «Финансы и народное хозяйство», затем «Финансы и социалистическое хозяйство» (1931-34), «В помощь финработнику» (1934- 40), «Советские финансы» (1941-52), «Финансы и кредит СССР» (1952 - 1-я пол. 1954), «Финансы СССР» (2-я пол. 1954-92). В 1976 в связи с 50-летием со дня основания награжден орденом «Знак Почета». С января 1992 выходит под названием «Финансы». Учредители - Министерство финансов РФ и редакция журнала. Публикует статьи по актуальным вопросам теории и практики финансов, налогов, страхования в России и др. странах, печатает интервью с работниками финансовой, налоговой, банковской и страховой систем, консультации ведущих специалистов по финансовым, налоговым и страховым вопросам, очерки из истории финансов, рецензии на книги российских и зарубежных авторов по финансово-кредитной, налоговой и страховой тематике, информацию о заседаниях коллегии Минфина РФ, научных конференциях и новых нормативных актах. Выпускает ежемесячное приложение «Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету», а также специальные приложения - «Налоги Российской Федерации», «Рынок ценных бумаг» и «Страхование».

ФИНАНСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и продажи продукции, образования, распределения и использования прибыли государственного (муниципального) унитарного предприятия. Специфика организации финансов и имущества унитарных предприятий (У.п.) обусловленна тем, что их учредителем являются федеральные органы гос. власти (органы местного самоуправления): - порядок и источники формирования уставного фонда У.п. определяются федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; - имущество У.п. находится в собственности государства (муниципальных органов), является неделимым, не может быть распределено по вкладам между акционерами и работниками предприятия и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; - продукция и доходы, полученные У.п. от использования имущества, а также имущество, приобретенное за счет полученной прибыли, являются собственностью государства (муниципалитетов) и поступают в хозяйственное ведение предприятия; - У.п. имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ или иным способом им распоряжаться только с согласия федерального (территориального), (муниципального) органа по управлению государственным имуществом; - У.п. отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества; - источниками формирования имущества У.п. (наряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов исполнит. власти по управлению гос. (муниципальным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета; - У.п. самостоятельно реализуют производимую ими продукцию и используют чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, обязаны использовать бюджетные средства по целевому назначению; - У.п. имеют право образовывать за счет чистой прибыли: социальный фонд для решения вопросов укрепления здоровья работников; жилищный фонд, средства к-рого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения работников предприятия; - права У.п. по сравнению с акц. обществами, товариществами с огранич. ответственностью и др. ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др.

ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСЫ МЕСТНЫЕ

ФИНАНСЫ МЕСТНЫЕ - система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, предназначенный на социальное и экономическое развитие муниципальных образований. Это также совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Ф.м. являются составной частью финансов государственных и обеспечивают финансирование мероприятий, связ. с социально-культурным и жилищно-коммун. обслуживанием населения. С помощью Ф.м. гос-во осуществляет соц. политику, финансирование народного образования, здравоохранения, культуры, коммун. обслуживания населения, выравнивание уровней экономич. и соц. развития территорий. Ф.м. включают: средства муницип. (местных) бюджетов (бюджетов городов, районов, поселков, сельских поселений); муницип. внебюдж. фонды; муниципальные ценные бумаги; муниципальные заимствования. Распорядителями местных финанс. ресурсов являются органы местного самоуправления; управление Ф.м. осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ФИНАНСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования основных фондов и оборотных средств, производства и реализации продукции, образования, распределения и использования прибыли казенным предприятием. Основные особенности организации Ф.ф.к.п. связаны с его организационно-правовой формой - его хоз.-финанс. деятельность осуществляется на праве оперативного управления, исходя из Типового устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ; - оно создается по решению Правительства РФ непосредственно на базе федерального гос. имущества, к-рое ранее не использовалось в хоз. деятельности, или в связи с принятием Правительством РФ решения о ликвидации существующих федеральных гос. пр-тий, учр-ний, основанных на праве хоз. ведения, по причинам нарушения ими требований гос-ва-собственника при использовании его имущества (нецелевое использование выделенного недвижимого имущества, бюдж. средств, сдача имущества в аренду, в залог, передача его др. юридическим лицам без разрешения уполномоченных органов Правительства РФ и т.п.); - оно осуществляет хоз.-финанс. деятельность на праве владения, пользования и распоряжения имуществом в соотв. с заданиями гос-ва-собственника, призванного обеспечивать управление, координацию и регулирование его деятельности и при недостаточности имущества несущего субсидиарную ответственность по обязательствам федерального казенного пр-тия; - федеральное казенное предприятие получает кредиты в банках, кредитных учр-ниях только при наличии гарантии Правительства РФ; - ассигнования из федерального бюджета выделяются при недостаточности собственных средств для осуществления деятельности и оформляются в бюджете отдельной строкой; пр-тие представляет федеральному уполномоченному органу отчет о целевом использовании бюдж. ассигнований; - предусматривается обязательная бух. и финанс. отчетность по формам, установленным Правительством РФ, персональная ответственность руководителя за хоз.-финанс. результаты деятельности пр-тия, использование федеральных средств по целевому назначению, а также прибыли пр-тия. Федеральное казенное предприятие не имеет права создавать дочерние пр-тия, выступать в качестве учредителя пр-тий, учр-ний, орг-ций без согласия Правительства РФ или уполномоченного им органа.

ФИРМА, ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

ФИРМА, фирменное наименование (англ. trade name) - наименование, под которым выступает юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, и которое позволяет индивидуализировать его среди других участников гражданского оборота. Фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму предприятия и отражать ее особенности (напр., в фирменное наименование товарищества должно быть включено имя (наименование) хотя бы одного полного товарища). Наименования унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях др. коммерч. организаций должны содержать указание на характер деятельности юридич. лица. Ф. должна соответствовать принципам истинности и исключительности. Это означает, что запрещается вводить в фирменное наименование данные, не соответствующие действительности или способные ввести в заблуждение, фирменное наименование также должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Право на Ф. относится к личным имущественным правам. Юридическое лицо, фирменное наименование крого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Право на Ф. является неотчуждаемым, оно может быть передано др. лицу лишь одновременно с передачей самого предприятия. Однако допускается пользование чужим фирменным наименованием на основании договора коммерческой концессии (франчайзинг), заключенного на определенный срок или без указания срока. В целях защиты интересов третьих лиц пользователь чужого фирменного наименования обязан информировать покупателей (заказчиков) о том, что он использует фирменное наименование в силу договора коммерческой концессии. Право на Ф. носит бессрочный характер и прекращается с ликвидацией юридического лица, однако оно может прекратиться также в случае добровольного отказа от своего права владельца Ф., при реорганизации, а также по решению суда, принятому в результате несоответствия Ф. требованиям закона.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (от слова фиск - лат. fiscus - корзина для денег, означавшего в Древнем Риме военную кассу, затем - кассу императора; теперь во мн. языках - напр. англ., фр. fisc - государственная казна; англ. fiscal policy) - совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов для сдерживания колебаний совокупного спроса, воздействия на уровень занятости, инфляции и других макроэкономич. показателей экономики. Ф.п., наряду с кредитно-денежной политикой, - один из двух гл. относительно самостоят. инструментов регулирования рыночной экономики. Различают автоматическую и дискреционную Ф.п. Автоматическая Ф.п. выражается в действиях, обеспечивающих автоматич. изменение налоговых поступлений и гос. расходов в результате изменения объема произ-ва и доходов. Напр., при экономич. спаде доходы предприятий и частных лиц сокращаются, след., автоматически сокращаются и налоговые поступления. Поскольку нек-рые налоги взимаются по прогрессивной шкале, то снижение доходов приводит к непропорционально быстрому сокращению налогов. Кроме того, в период экономич. спада гос-во вынуждено предоставлять населению дополнит. доходы: пособия по безработице и др. соц. выплаты. Эти автоматич. приросты доходов действуют как стабилизаторы, компенсирующие колебания доходов и, соответственно, колебания частных расходов. Дискреционная Ф.п. предполагает принятие спец. решений для смягчения последствий экономич. цикла. В ее арсенале такие инструменты, как осуществление дополнит. гос. расходов в производств. и соц. сферах, а также изменение в налоговой системе. Как показывает опыт США и др. стран, стабилизационные и др. мероприятия пр-ва могут оказывать на деле дестабилизирующее воздействие.

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

ФИСКАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - система финансовых отношений субъектов иерархической структуры административно-территориальных образований, в которой каждый субъект является членом более чем одного образования. Это понятие, с одной стороны, выходит за чисто бюджетные рамки, с др., - не замыкается на отношениях между центром и регионами, включая и финансы муниципальных образований. Неразделимость осн. функций разных уровней власти (образование, здравоохранение, соц. обеспечение, правопорядок одинаково важны и для местного самоуправления, и для региона, и для федерации в целом) не позволяет говорить о какой-то единой модели Ф.ф. В высокой степени здесь отражаются историч. особенности формирования государственности и нац. традиции. Для России с ее характерно высокой централизацией внедрение либеральных идей в 90-х гг. проходило особенно остро (провозглашение «районных суверенитетов», образование муниципальной милиции, желание иметь местную налоговую службу, отказ федерального бюджета от подоходного налога, местное налоготворчество). Региональные и местные налоги всегда в той или иной форме находятся под общегос. контролем, чтобы гос-во могло проводить единую налоговую политику, обеспечивать системность налогов, управлять их общей тяжестью, не допускать ущемления доходной базы одних бюджетов за счет др., регулировать механизм перераспределения части средств между бюджетами, предотвращать возможные случаи ошибочных решений на местах. В мире используется две модели Ф.ф.: соответственно с высокой и низкой долей подоходного налога в бюджетах низших уровней. При этом во всех странах действуют системы межбюджетного регулирования, обусловленные неравномерностью социально-экономич. развития территорий, концентрацией доходов и децентрализацией расходов. Огромное значение для России с т.з. бюджетного регулирования имеет усиление роли центра в перераспределении ресурсов и повышение его доли в консолидированном бюджете. Из всех федераций Россия относится к числу стран с самой низкой долей центрального бюджета. Решение главных проблем Ф.ф. связано с ростом экономики и увеличением бюджетных доходов. Поэтому налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и инициировать запуск инвестиционного процесса. Отсюда следует неизбежность усиления роли налогов в выходе России из финансово-экономич. кризиса. Важным шагом в этом направлении стало принятие Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

ФИФО

ФИФО (англ. First-in-first out) - прибыл первым, обслужен первым) один из методов оценки фактич. себестоимости запасов матер. ресурсов, а именно - по себестоимости первых по времени закупок, в отличие от метода ЛИФО (оценка по себестоимости последних по времени закупок). Запасы могут оцениваться и по средней себестоимости.

ФОНД МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ

ФОНД МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ - денежный фонд целевого назначения, образуемый за счет прибыли предприятия в основном для премирования его работников. Формируется из прибыли, остающейся в распоряжении коммерч. пр-тия после уплаты всех обязат. платежей (налогов, пени, штрафов, неустоек). Коммерч. пр-тия полностью автономны в части использования прибыли, остающейся в их распоряжении (чистой прибыли), поэтому размеры Ф.м.п. зависят от трех факторов: уровня прибыли, размера обязат. платежей и пропорций распределения прибыли. Нормативы распределения чистой прибыли устанавливаются пр-тием самостоятельно исходя из его финанс. положения, целей и задач, стоящих перед коммерч. структурой.

ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА

ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА - суммарные издержки предприятия на оплату труда всех работников за определенный период и выплаты социального характера. В условиях рыночных отношений величина фонда оплаты труда определяется самим пр-тием с учетом конъюнктуры рынка, ситуации со стоимостью рабочей силы, уровня инфляции и др. факторов. При расчете Ф.о.т. пр-тия, как правило, используют прямой метод исходя из общей численности работающих, объема выполняемых работ, тарифной системы и применяемых систем оплаты труда. Согласно ст. 77 КЗоТ РФ величина оплаты труда каждого работника непосредственно зависит от его личного вклада в результаты труда, причем максим. ее размер не ограничивается. Месячный заработок работника при полном выполнении им своих должностных обязанностей не может быть ниже установл. миним. размера оплаты труда в месяц. В состав Ф.о.т. входит сумма оплаты труда в ден. и натуральной форме за отработанное и неотработанное время. Кроме того, в Ф.о.т. включаются стимулирующие доплаты и надбавки, премии, единоврем. поощрит. выплаты (за стаж работы, по итогам работы за год и др.), регулярные выплаты на питание, топливо. В соц. выплаты включаются компенсац. и соц. льготы, предоставляемые работникам (полная или частичная стоимость лечения, отдыха; надбавки к пенсии работающим на пр-тиях; единоврем. пособия уходящим на пенсию ветеранам труда) за счет средств пр-тий. Натуральная оплата труда предусматривает включение в Ф.о.т. стоимости вещественных предметов по рыночным ценам, сложившимся в том или ином регионе на момент начисления заработной платы. Оплата за неотработанное время, включаемая в Ф.о.т., состоит из оплаты ежегодных и дополнит. отпусков, учебных отпусков работникам, обучающимся в образовательных учр-ниях, времени простоев не по вине работника, оплаты работающим донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови, и за др. периоды неработы, предусмотр. законодат. и нормативными актами.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОНД СТРАХОВОЙ

ФОНД СТРАХОВОЙ - совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями; выступает в качестве составной части системы резервных фондов. Ф.с. создается в централиз. порядке за счет бюджетных ресурсов методом страхования, а также непосредственно юридич. или физич. лицами путем самострахования.

ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ

ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ - денежный фонд, создаваемый в составе бюджета субъекта Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям в случае, когда для финансирования расходов местного бюджета недостаточно собственных источников, а по регулирующим источникам установлены максимальные нормативы зачисления в бюджет муниципального образования. Основы его формирования, распределения, использования изложены в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (1997). Порядок формирования, распределения, использования Фонда устанавливается каждым регионом самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей территории и утверждается законодательно. Фонд является инструментом регулирования межбюджетных отношений внутри региона и выравнивания уровня доходов местных бюджетов. Он формируется путем отчислений от федер. и регион. налогов, поступающих в бюджет субъекта Федерации. В отд. регионах источником его формирования служат ассигнования из федерального бюджета. Размер Фонда устанавливается в абс. выражении законом о бюджете субъекта Федерации на предстоящий год. Средства Фонда распределяются в соответствии с фиксир. формулой, рассчит. с учетом факторов, определяющих особенности данного субъекта Федерации: численности населения на территории; доли детей дошкольного и школьного возраста и доли лиц пенсионного возраста в общей численности населения на территории; площади территории муницип. образования; уровня душевой обеспеченности бюдж. средствами и др. Доля каждого муницип. образования в общем объеме средств Фонда устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на соотв. финансовый год. Средства Фонда передаются органам местного самоуправления безвозмездно. Перечисления производятся ежемесячно в фиксир. доле от фактич. поступлений по отд. источникам доходов всем муницип. образованиям, имеющим право на финанс. помощь.

ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ

ФОНДОВЫЕ ИНДЕКСЫ (англ. stock exchange indices) - числовые показатели, характеризующие текущую стоимость акций акционерных компаний. Ф.и. являются попыткой упорядочить и выявить макроэкономич. тенденцию из многообразия данных о состоянии компаний. Ф.и. были созданы для обнаружения движения цен разл. акций, реагирующих на множество факторов. Они рассчитываются на основе средневзвешенных величин. Старейшим Ф.и. в Европе является индекс обыкновенных акций газеты Financial Times (FT-30 или FT), рассчитываемый с 1935, взятого за базу (100). Индекс составляется из цен акций 30 крупнейших британских компаний (состав к-рых меняется) и исчисляется как ср. геометрическое. Важнейшими ориентирами (индикаторами) для измерения эффективности инвестиций являются мировые индексы обыкновенных акций. США предоставляют самый большой выбор индексов цен акций. Наиболее популярен индекс (Dow Jones Industrial Average, DJIA) Доу-Джонса, представляющий 30 компаний («голубых фишек»). Кроме Ф.и. Доу- Джонса используются Ф. и. (Standard & Poor’s) Стандард энд Пурс, исчисляемый на основе 500 компаний, прошедших листинг на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE); AMEX (Amex Market Value) - 800 компаний, котирующихся на Американской фондовой бирже. На Нью-йоркской электронной бирже акции ведущих высокотехнологичных компаний (high tech stock) котируются по индексу NASDAQ Composite. На большинстве рынков ежедневно отслеживается единый национальный индекс с указанием базовой даты. Базовое значение почти для всех индексов составляет 100. Так, Ф.и. Никкей (Nikkei Stock Average) характеризует движение акций на Токийской фондовой бирже (второй в мире по величине рыночной капитализации) по 225 акциям (неформально его называют индекс Никкей-Доу, поскольку он построен аналогично индексу Доу-Джонса). На Лондонской фондовой бирже применяется индекс FT-SE 100 (т.н. Footsie - «Футси»). Индекс DAX исчисляется по 30 «голубым» немецким акциям, CAС охватывает 40 акций французских компаний. В России для анализа конъюнктуры рынка используют ряд Ф.и., характеризующих движение цен на акции, котируемые в разл. торговых системах, в частн., индекс ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа), индекс РТС (Российская торговая система).

ФОНДОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА

ФОНДОВЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА (англ. stock exchange transactions) - часть активных операций с ценными бумагами, совершаемых банком на рынке ценных бумаг по поручению и за счет клиентов. Включают: покупку и продажу ценных бумаг за собственный счет; кредитование под залог ценных бумаг; размещение вновь выпущенных ценных бумаг; инвестиции в ценные бумаги; хранение и управление ценными бумагами клиентов; учет (дисконт) векселей и др. Инвестиции в ценные бумаги коммерч. пр-тий позволяют банкам получать дивиденды; приобретая ценные бумаги гос-ва, банки выдают ссуды на покрытие бюджетного дефицита и участвуют в их первичном размещении и обращении. Ценные бумаги коммерч. и гос. структур - самые высоколиквидные активы, к-рые позволяют банкам регулировать свою платежеспособность и ликвидность. При инвестициях в ценные бумаги достигается диверсификация распределения активов. В результате формируется инвестиц. портфель банка. Банки специализируются на разл. видах операций. Инвестиционные банки в большей мере осуществляют вложения в частном секторе, коммерч. банки проводят операции с долговыми правительств. обязательствами. Банки выдают краткосрочные брокерские кредиты посредникам фондовой биржи под обеспечение ценными бумагами, участвуя т.о. в спекулятивных операциях и извлекая прибыль, т.к. ссуда выдается только под часть стоимости залога по рыночной цене. При этом ценные бумаги переходят во временную собственность банка. Банки покупают вновь выпущенные ценные бумаги у эмитентов (своих клиентов) по договорной цене и затем размещают их среди кредитно-финанс. учр-ний, промышл. компаний, частных лиц и др. держателей по рыночной цене, получая прибыль. Банки выступают посредниками при покупке и продаже ценных бумаг на фондовом рынке по поручению своих клиентов. Эти операции они осуществляют сами (как брокеры) или через брокеров, за услугу получают комиссионное вознаграждение. При оказании банками клиентам услуг по хранению и управлению ценными бумагами им выдается сохранное свидетельство; по желанию клиента банк следит за тиражами погашения и рыночной ценой ценных бумаг; сообщает владельцам о выигравших и погашаемых облигациях, о спросе и предложении на хранящиеся у него ценные бумаги. За услугу банк взимает ежемесячную плату за каждый лист ценной бумаги. Банк может осуществлять эти операции бесплатно в качестве дополнит. услуги с целью привлечения клиентов. При покупке векселей до истечения срока погашения банк становится векселедержателем. Должник оплачивает вексель банку по уведомлению о сроке и месте погашения долга. Банк получает учетный процент или дисконт; следит за тем, чтобы кредитополучатель сам не был должником по учетному векселю и задолженность при дисконте не перешла на банк. Учет казначейских векселей дает возможность гос-ву покрывать бюджетный дефицит. Распределение вложений банка между множеством ценных бумаг (по их видам, отраслям экономики, регионам, срокам погашения и др.) - диверсификация портфеля - снижает риск крупных потерь.

ФОНДООТДАЧА

ФОНДООТДАЧА (англ. output/capital ratio) - обобщающий показатель, характеризующий уровень использования производственных фондов. Отдача основных производственных фондов рассчитывается путем деления объема выпущ. за определ. период продукции на среднюю за этот период стоимость осн. производств. фондов. Отдача производственных оборотных фондов (производственных оборотных активов) определяется делением объема выпущенной продукции на ср. стоимость производств. оборотных фондов. Отдача всех производственных фондов (производственных активов) исчисляется делением объема выпущ. продукции на ср. стоимость осн. и оборотных производств. фондов. Показатель, обратный Ф., - фондоемкость продукции. Ф. рассчитывается по стране, региону, отрасли, объединениям предприятий, по отд. пр-тиям разл. форм собственности и размеров. При расчете Ф. по стране, региону за объем выпущ. продукции принимается совокупный обществ. продукт и ВВП; при расчете Ф. по отраслям - выпуск продукции в осн. ценах и валовая добавленная стоимость; при расчете Ф. по пр-тиям - объем товарной продукции и добавленная стоимость. Осн. фонды принимаются по полной балансовой стоимости (без вычета износа). Для анализа финанс. результатов деятельности пр-тия в данном году и оценки влияния Ф. на уровень рентабельности производств. фондов ее рассчитывают в действующих ценах. Для оценки динамики Ф. ее определяют также в сопоставимых ценах (в расчет принимаются объемы продукции и стоимость производств. фондов в сопоставимых ценах). Уровень Ф., рассчит. по объему произвед. продукции (оказанных услуг), значительно различается по отраслям нар. хозяйства, отраслям пром-сти, с. хоз-ва, транспорта. Поэтому при анализе динамики Ф. по стране, региону, отрасли пром-сти, с. хоз-ву, транспорту учитывается изменение отраслевой структуры продукции и производств. фондов. На уровень и динамику Ф. по пр-тию влияют: объем выпуска продукции в натуральном выражении и цена продукции; состав и структура осн. фондов (в частн., возрастная структура, уд. вес активной части осн. производств. фондов); производительность, цена и др. технико-экономич. показатели машин и оборудования; уровень износа элементов осн. фондов; доля неиспользуемых элементов осн. фондов; степень загрузки машин и оборудования; коэффициенты использования производств. площади и производств. мощности пр-тия и др. За 1991-99 (по сравнению с 1990; в сопоставимых ценах) объем произ-ва промышл. продукции в РФ уменьшился до 50%; осн. фонды пром-сти увеличились на 10,4%. Следовательно, Ф. в пром-сти России за эти годы снизилась.

ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ФОНДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ в зарубежных странах (англ. social insurance funds) - наиболее крупные внебюджетные фонды, создаваемые за счет страховых взносов наемных работников, предпринимателей (работодателей), самозанятых лиц, и дотаций из государственного бюджета. Страховые взносы наемных работников, работодателей и самозанятых лиц определяются как доля (в %) от заработной платы и фонда оплаты труда работников пр-тий. Так, в США в конце 90-х гг. страховые взносы наемных работников составляли 6,2% по отношению к их зарплате, работодатели перечисляли также 6,2% по отношению к фонду оплаты труда работников, занятых на пр-тии, самозанятые лица вносили 12,4% от дохода. В Германии страховые взносы наемных работников в 1997 составили 9,6%. Работодатели являются лишь формальными плательщиками взносов, поскольку включают их в издержки произ-ва, и в процессе продажи продукции эти взносы им возвращаются. Дотации из госбюджета, как правило, не превышают 20% ресурсов фондов. Средства фонда используются на выплату: пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и др. Осн. средства расходуются на пенсии по старости, размер к-рых исчисляется в зависимости от величины заработной платы и кол-ва внес. страховых взносов. Выплата пособия по врем. нетрудоспособности также обусловлена уплатой определ. числа страховых взносов, максим. сумма пособия составляет 85% зарплаты. При выплате данного пособия применяется период ожидания (не одинаковый по странам). Это означает, что в первые дни заболевания (в Великобритании - 3 дня, в ФРГ - 10 дней) заболевший не получает никакого пособия. В связи с присущей рыночной экономике постоянной армией безработных важное значение имеет пособие по безработице. Для его получения также необходимо уплатить определ. число взносов, в противном случае размер пособия сокращается. В большинстве развитых стран пособие выплачивается в течение 6 мес. (см. Пенсионное обеспечение в зарубежных странах).

ФОРВАРДНЫЙ КОНТРАКТ

ФОРВАРДНЫЙ КОНТРАКТ (англ. forward contract) - нестандартизированный контракт, заключаемый между сторонами вне биржевой торговли по купле-продаже товаров, финансовых активов, иностранной валюты по текущей цене или цене при оплате наличными с доставкой и завершением сделки на согласованную дату в будущем. Поскольку Ф. заключаются на нестандартных условиях, они стоят дороже фьючерсных контрактов.

ФОРМА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ФОРМА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - техника ведения учета, построения учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Применяются след. формы, рекомендованные Минфином РФ для коммерч. и некоммерч. орг-ций (за исключением бюдж. орг-ций): - единая журнально-ордерная форма счетоводства для пр-тий (утверждена письмом МФ СССР от 8 марта 1960 № 63 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»); - журнально-ордерная форма счетоводства для небольших пр-тий и хоз. орг-ций (утверждена письмом МФ СССР от 6 июня 1960 № 176 с учетом рекомендаций, приложенных к письму МФ РФ от 24 июня 1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях»); упрощенная форма бух. учета (простая и форма с использованием регистров учета имущества) для субъектов малого предпринимательства (утверждена приказом МФ РФ от 22 дек. 1995 № 131); - мемориально-ордерная форма счетоводства; - формы бух. учета с использованием вычислительной техники (требования к программам и регистрам бух. учета приведены в методических указаниях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20 февр. 1981 № 35/54-Р/426 по организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники); - др. формы бух. учета (Журнал-Главная и т.п.). Каждая форма учета представляет специально разработанную технологию обработки учетной информации с целью получения сводных регистров и форм отчетности. Именно особенности технологического процесса ведения учета отличают одну форму от другой. Изменение и совершенствование форм учета обусловливалось разными причинами, прежде всего применением в учете вычислительной техники. Это способствовало снижению трудоемкости ведения учета и появлению автоматизированных форм учета.

ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРС-МАЖОР, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

ФОРС-МАЖОР, обстоятельства непреодолимой силы (фр. force majeure) - природные стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары, тайфуны и т. д.) или обстоятельства общественной жизни [военные операции любого характера, массовые заболевания (эпидемии)], национальные и отраслевые забастовки, запретительные акты государственных органов (объявление карантина, ограничение перевозок на определенных направлениях, запрет торговых операций с отд. странами вследствие применения международных санкций и т.п.), а также др. обстоятельства вне разумного контроля сторон, принимающих участие в сделке (ст. 401 ГК РФ). Обстоятельства непреодолимой силы должны иметь чрезвычайный, непредвиденный и непредотвратимый характер, наступить после даты заключения сделки и непосредственно повлиять на ее исполнение или сроки исполнения, чтобы сторона имела основание для освобождения от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по сделке. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на стороне, ссылающейся на них как на основание, освобождающее ее от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Ф.-м. употребляется во внешнеторговых контрактах, где является одним из обязательных договорных условий.

ФОРФЕТИРОВАНИЕ, ФОРФЕЙТИНГ

ФОРФЕТИРОВАНИЕ, форфейтинг (англ. forfеiting, фр. а forfait) - покупка дебиторской задолженности без права регресса (оборота) документов на прежнего владельца. Небанковские специализир. фурфет-компании покупают краткосрочные требования к фирме-должнику, а банки осуществляют Ф. путем приобретения долгосрочных требований со сроком погашения до 8 лет. Приобретая векселя за наличные со значит. скидкой (вычитая проценты за весь срок), банк не имеет права его регресса на прежнего владельца и берет на себя риск неплатежеспособности должника. В отличие от традиц. учета векселей Ф. применяется при поставках оборудования на крупные суммы в кредит сроком от 6 мес. до 8 лет и содержит гарантию первоклассного банка, что важно для переучета векселей. Ф. дополняет традиц. методы кредитования, в частн. внешней торговли, превращая экспортную сделку с отсрочкой платежа в наличную, что выгодно для экспортера. Банки, осуществляя междунар. операции, иногда кредитуют по схеме Ф. дебиторскую задолженность др. стран (напр., стран Центральной и Восточной Европы, развивающихся стран). В частн., Ф. используется, когда невозможно получить гос. экспортные кредиты или гарантии по кредитам или при отказе экспортера предоставлять долгосрочный кредит нек-рым странам. Ф. дает возможность мелким и средним пр-тиям заключать сделки, превышающие их финанс. возможности. Используя Ф., они немедленно продают свои долгосрочные требования за наличные. Центры Ф. - Цюрих и Вена, где крупные банки предоставляют услуги по Ф. непосредственно или через специализир. филиалы. С расширением масштабов Ф. в 60-х гг. банки создали дочерние форфет-институты. При крупных сделках форфетеры создают консорциум (объединение форфет-институтов), глава к-рого ведет переговоры, осуществляет расходы за свой счет и, по поручению членов консорциума, управляет долговыми требованиями, получает платежи по ним, перечисляя соотв. суммы своим партнерам. Ф. используется для рефинансирования на вторичном рынке путем переучета векселей. На этом рынке под названием «а форфй» (а forfait) сделки осуществляются по телефону с последующим подтверждением. Поскольку с операциями банков по Ф. связаны риски, такие операции являются объектом контроля.

ФРАНЧАЙЗИНГ

ФРАНЧАЙЗИНГ (англ. franchising) - форма делового сотрудничества крупного и малого бизнеса, в рамках которой мощные корпорации (франчайзеры) предоставляют право (франшизу) более мелким фирмам, предпринимателям (франчайзи) действовать в качестве дилеров на рынке от имени франчайзера с использованием его лицензии, технологии, ноу-хау, фирменной торговой марки. Франчайзи обязан осуществлять свою деятельность в течение обусловленного договором (franchise agreement) времени и в конкретном месте с соблюдением оговоренных стандартов и качества. Франчайзер гарантирует партнеру обеспечение товарами, технологией, консультирует его по проблемам выбора сферы торговли или услуг, орг-ции сбытовой сети, разработки и реализации рекламной компании, оказывает самое разнообразное содействие в предпринимательстве. На основе Ф. создаются цепочки (сети) предприятий в сфере торговли, услуг. В российском законодательстве этому понятию соответствует «договор коммерческой концессии» (ст. 1027 ГК РФ).

ФРАНШИЗА БАНКОВСКАЯ

ФРАНШИЗА БАНКОВСКАЯ - положительный спрэд (разница), возникающий на пассивной стороне баланса банка из-за несоответствия между ставками привлечения денежных средств и их альтернативной стоимостью на рынке. Ф.б. используется при проведении оценки стоимости банка по капиталу при слияниях и присоединениях. При этом ресурсы банка рассматривают не просто как источник финансирования активных операций, а как определ. вид деятельности. Защита депозитов кредитных оргций при помощи их страхования позволяет банку создавать стоимость на пассивной стороне баланса банка. Если стоимость по привлечению депозитов ока-жется ниже стоимости альтернативных рыночных источников средств на открытом рынке с адекватным уровнем риска, возникает положительный спрэд. Расходная часть отчета о прибылях и убытках содержит в себе внутреннюю стоимость, к-рая представляет ценность для владельцев банка. Чем больше Ф.б., тем выше стоимость банка. Для расчета Ф.б. спрэд (альтернативная стоимость ресурсов на рынке за минусом фактической стоимости ресурсов данного банка) умножают на средние остатки платных пассивов.

ФРАНШИЗА СТРАХОВАЯ

ФРАНШИЗА СТРАХОВАЯ (англ. excess) - определенная часть ущерба (убытка) страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями страхования. Может устанавливаться в виде определ. процента от стоимости застрахов. имущества или в ден. выражении. Различают два вида Ф.: условную (невычитаемую) и безусловную (вычитаемую). При условной Ф. страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает Ф., и должен возместить убыток полностью, если он превысил величину Ф. При безусловной Ф. ответственность страховщика всегда определяется размером убытка за вычетом Ф. Внесение в договор страхования Ф. имеет целью освободить страховщика от расходов, связ. с ликвидацией мелких убытков, поскольку во многих случаях такие расходы превышают сумму убытка. Применение Ф. снижает страховой взнос, уплачиваемый страхователем. Условия разл. видов страхования могут предусматривать право страхователя заключать договор страхования без Ф. или с ней, выбирая ее размер. В нек-рых случаях применение Ф. в определ. размере является непрем. требованием договора, чтобы побудить страхователя к лучшей заботе о сохранности имущества и к большей ответственности за свои действия.

ФРАХТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРОНТ-ОФИС

ФРОНТ-ОФИС (англ. front-office) - термин, используемый для описания внешних интерфейсов (средств и правил взаимодействия автоматизированной банковской системы с пользователями и вычислит. сетями) в отделах банка или др. финансово-кредитного учреждения, где происходят непосредственная работа с клиентами и заключение договоров и сделок, приносящих доход. Служащие Ф.-о. ответственны за привлечение новых клиентов и развитие контактов и сферы обслуживания уже привлеченных клиентов. В функции Ф.-о. карточных платежных систем входит обслуживание сети банкоматов и POS-терминалов, взаимодействие с точками приема платежных карт и поддержание сети устройств информац. самообслуживания. Ф.-о. непрерывно взаимодействует с процессинговым центром системы, по установленному регламенту (как правило, один раз в день) обменивается информацией с бэкофисом, получая от него обновленную информацию о расходных лимитах и передавая ему информацию о совершенных операциях.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (англ. fundamental analysis) - метод предсказания цен акций путем изучения эффективности деятельности компаний (по их финансовым отчетам) и основных политических, экономических факторов, а также факторов, связанных с внешней средой (спрос и предложение, экономическая и финансовая статистика, денежно-кредитная и фискальная политика правительства, внешнеэкономическое окружение и т.п.). При этом финансовые аналитики основываются на том, что должно произойти с ценами, а не на том, что с ними происходило (см. Чартинг).

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЬЮЧЕРС

фьючерс (англ. futures contract/futures) - стандартный биржевой договор купли-продажи (поставки) биржевого актива в определенный момент времени в будущем по цене, установленной сторонами сделки в момент ее заключения. Ф.к. относится к группе производных финансовых инструментов. Базисными активами для Ф.к. служат курсы валюты (валютный фьючерс), курсы акций ведущих компаний (фондовый фьючерс), активы, приносящие доход в форме процента - депозиты, облигации (процентный фьючерс), товары (товарный фьючерс), биржевые индексы (индексный фьючерс). Ф.к. стандартны для каждого типа актива по объему партии, месту и сроку исполнения. Погашение сторонами обязательств полностью гарантировано биржей. Принятие обязательства по Ф.к. называется открытием позиции. При каждом открытии позиции покупатель и продавец вносят на спец. фьючерсный счет депозит (обычно 5-15% рыночной цены Ф.к.) как гарантию исполнения обязательств (т.н. операционная маржа - performance margin). Если позиция не закрывается в течение торгового дня, клиринговая палата производит расчет изменения цены по данному Ф.к. (переменной, вариационной маржи - variation margin) - списывая маржу со счетов владельцев открытых позиций, понесших убыток, на счета владельцев открытых позиций, изменение цен по к-рым принесло прибыль. В механизме биржевой торговли товарными Ф.к. участвуют биржевые склады, осуществляющие приемку товарного актива от продавцов и поставку его покупателям, а в торговле Ф.к. на ценные бумаги - профессиональные участники рынка ценных бумаг (депозитарии и регистраторы), обеспечивающие переход прав собственности на поставляемые ценные бумаги. Ликвидация обязательств по Ф.к. возможна либо погашением при окончании срока действия (реальной поставкой актива, лежащего в основе Ф.к., или выплатой разницы в ценах актива на момент открытия позиции и момент ее закрытия стороне, заработавшей прибыль), либо совершением обратной сделки. Поскольку Ф.к. используются чаще всего для хеджирования и в спекулятивных целях, как правило, они завершаются обратными сделками.

ФЬЮЧЕРСЫ ВАЛЮТНЫЕ

ФЬЮЧЕРСЫ ВАЛЮТНЫЕ (англ. currency futures) - соглашение (обязательство) о продаже или покупке стандартного количества конкретной валюты на определенную дату (в будущем) по курсу, установленному при заключении контракта. Ф.в. получили развитие с переходом большинства стран к плавающим валютным курсам. Участники Ф.в. - банки, корпорации, индивидуальные инвесторы - обычно не знают друг друга, действуя через брокеров на специализир. фьючерсных биржах. Среди них лидируют: Чикагская (СМЕ); Нью-Йоркская (СОМЕХ), Лондонская (LIFFE, произносится как «лайф»), Сингапурская (SIMEX), Европейская биржа деривативов EUREX (образовавшаяся в 1998 в результате слияния немецкой DTB и швейцарской SOFFEX), Парижская (MATIF). Условия Ф.в. стандартизированы (размер контракта, единица торговли, дата поставки - закрытия позиции, размер гарантийного депозита и т.д.). Ф.в. редко завершаются реальной поставкой валюты, к-рая фактически охватывает 1-6% сделок.

Предыдущая страница Следующая страница