Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ (англ. target financing) - выделение финансовых ресурсов, денежных средств целевым назначением для обеспечения интересов инвестора с использованием системы мер, обеспечивающей достижение заранее заданных целей, решения социально-экономической проблемы, создания определенного объекта. Средства Ц.ф. подлежат отдельному учету. В бух. учете выделяется группа счетов «Целевые финансирование и поступления», на к-рых отражаются средства, полученные из бюджета, фондов специального назначения, от др. организаций, физич. лиц для осуществления мероприятий целевого назначения (напр., проведение НИОКР, подготовку кадров, содержание детских учреждений и т.д.). По кредиту этих счетов отражаются поступления средств, а по дебету - их использование на намеченные мероприятия; в балансе на каждую отчетную дату показывается остаток средств. В состав чистых активов средства Ц.ф. не включаются.

ЦЕЛЕВОЙ КРЕДИТ

ЦЕЛЕВОЙ КРЕДИТ (англ. target credit) - кредит, предоставляемый для использования по строго определенному назначению. Выделяют Ц.к.: юридич. лицам - на торгово-посреднич. операции; на производств. цели; на операции распределит. характера; на строительство; физич. лицам - на покупку машины, бытовой техники, квартиры, дома, садового участка и т.п. Характер и условия выдачи Ц.к. зависят от цели его использования, что отражается в кредитном договоре. Нарушение договора влечет за собой штрафные санкции и расторжение сделки. Банк осуществляет контроль за целевым использованием кредита заемщиком.

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ - обособленная в составе бюджета часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов и иных поступлений и используемая на финансирование только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда. В отношении доходов целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета за счет общей величины поступивших доходов. Доходы Ц.б.ф. в отличие от всех ост. бюджетных доходов не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели; использование средств Ц.б.ф. на цели, не соответств. их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы Ц.б.ф. учитываются обособленно от ост. бюджетных доходов. Процессы формирования и использования средств каждого из Ц.б.ф. отражаются в отд. смете. Ц.б.ф. могут иметь либо отраслевой, либо общерегулирующий характер. К первым относятся Ц.б.ф., предназначенные для решения задач к.-л. отд. отрасли (напр., атомной энергетики, или воспроизводства минерально-сырьевой базы, или борьбы с преступностью, или развития налоговой службы в стране и т.п.); ко вторым - резервные фонды бюджета, федеральный фонд финансовой поддержки регионов и т.д. Количество Ц.б.ф. не постоянно и в разные годы может изменяться в соответствии с целевыми установками на их создание. Так, в начале 90-х гг. в составе федерального бюджета России было большое количество Ц.б.ф., среди к-рых важную роль играли такие, как федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, федеральный фонд налоговой службы РФ, федеральный фонд налоговой полиции РФ, фонд по охране оз. Байкал, фонд содействия военной реформе, федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, государственный фонд борьбы с преступностью и др. После выполнения задач, для решения к-рых они создавались, значит. часть отраслевых Ц.б.ф. в конце 2000 была упразднена (в федеральном бюджете России на 2001 остался только фонд Министерства РФ по атомной энергии). Ц.б.ф. общерегулирующего назначения сохранились, хотя механизм их формирования и использования постоянно меняется в целях его совершенствования (см. Межбюджетные отношения). Министерство (ведомство), выступающее главным распорядителем средств целевого фонда, осуществляет управление его средствами; на стадии бюджетного планирования оно в установл. порядке представляет расчеты по формированию фонда, а также перечень финансируемых за счет средств фонда мероприятий. Главный распорядитель средств целевого фонда на основе утвержд. поквартального распределения лимита бюджетных обязательств производит распределение средств фонда между нижестоящими распорядителями средств. Учет операций со средствами целевых фондов федер. бюджета осуществляет Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, целевых фондов регион. и местных бюджетов - органы, исполняющие эти бюджеты. Доходы и расходы Ц.б.ф. учитываются в соответствии с действ. бюджетной классификацией. Финансирование расходов Ц.б.ф. осуществляется в пределах поступающих доходов, определенных законом (решением) о бюджете на соответств. финансовый год.

ЦЕЛЕВЫЕ СБОРЫ

ЦЕЛЕВЫЕ СБОРЫ - сборы (обязательные платежи), устанавливаемые в законодательном порядке, носящие целевой характер и направленные на содержание и развитие государственных организаций. Под сбором (п. 2, ст. 8 НК РФ) понимается обязательный взнос, взимаемый с юридич. и физич. лиц, уплата к-рого является одним их условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога - индивидуальная возмездность. Уплачивая сбор, плательщик сбора всегда имеет определенную цель, в частн., получения к.-л. прав или лицензии (см. также Налоги целевые).

ЦЕНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНА АУКЦИОННАЯ

ЦЕНА АУКЦИОННАЯ (англ. forced sale price) - 1) цена товара, проданного на товарном аукционе. На аукционе продаются произведения искусства, ювелирные изделия, меха, уникальные товары, пользующиеся повышенным спросом. Ц.а. может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, имеющие особое значение для покупателя, и во многом зависит от мастерства аукциониста; 2) цена акций, облигаций и др. ценных бумаг, купленных или проданных на аукционе ценных бумаг; 3) цена иностранной конвертируемой валюты, проданной на валютном аукционе за национальную валюту.

ЦЕНА БИРЖЕВАЯ

ЦЕНА БИРЖЕВАЯ (англ. exchange price) - цена товара или сделок в результате биржевых торгов. По этим ценам осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров на товарной бирже по образцам и стандартам (представленной нормативно-технической документации). Ц.б. - разновидность оптовой цены; формируется на базе бирж. котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотр. биржевым контрактом. Различают Ц.б. предложения и Ц.б. покупки. Информация по бирж. ценам, публикуемая в бирж. бюллетене, позволяет анализировать и прогнозировать динамику цен, спрос и предложение по разл. товарам.

ЦЕНА ВНЕШНЕТОРГОВАЯ

ЦЕНА ВНЕШНЕТОРГОВАЯ (англ. foreign trade price) - цена реализации экспортной и импортной продукции, указанная в контрактах на поставку экспортируемой или импоритруемой продукции. Ц.В., как правило, определяется на базе цен основных мировых товарных рынков, отражающая условия произ-ва и реализации в мировом хоз-ве, а также цены конкретного сегмента рынка. Ц.в. регистрируются таможней. На рынке внешней торговли действуют условия оплаты и поставки товаров в классификации Инкотермс. Так, при применении условия ФОБ продавец товара обязан доставить его до порта отправления своей или др. страны. Дальнейшие расходы по доставке товара до порта назначения и далее по собств. тер. берет на себя покупатель. При применении условия СИФ расходы на морское страхование, морскую перевозку товара до порта назначения берет на себя поставщик товара. Т.о., ценообразование зависит от согласованных условий поставки. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются спец. цены для поставки на экспорт продукции машиностроения, включающие надбавки к оптовым ценам за экспортное и тропическое исполнение. По нек-рым видам дефицитной продукции при поставке на экспорт к ценам добавляется тамож. пошлина. На импортные потребит. товары во многих случаях устанавливаются свободные розничные цены исходя из соотношения спроса и предложения. Уровень мировых цен учитывается в розничных ценах, в тарифах на услуги.

ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ

ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ (англ. contract price) - 1) цена, величина которой определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, договором между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции. Ц.д. нацеливают предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом; являются важнейшим элементом согласования экономич. интересов. В ряде случаев в договорах фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровни (не выше и не ниже) либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепл. контрактом цен вследствие, напр., инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов; 2) один из видов регулируемых цен; 3) цена, зафиксированная в договоре за выполнение к.-л. работ, оказание услуг.

ЦЕНА ЗАКУПОЧНАЯ

ЦЕНА ЗАКУПОЧНАЯ - цены государственных закупок продукции у сельскохозяйственных предприятий, организаций, населения. По Ц.з. с.-х. пр-тия и орг-ции продают гос-ву произведенную ими с.-х. продукцию для продовольств. снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания гос. резервов. Ц.з. используются при расчетах за с.-х. продукцию, закупленную пр-тиями и орг-циями, на к-рые возложены гос. закупки, по договорам у арендаторов и крестьянских фермерских хоз-в. Ц.з. до 1 янв. 1992 устанавливались гос-вом и дифференцировались по республикам и зонам страны с учетом разных почвенно-климатич. и экономич. условий. С 1 янв. 1992 Ц.з. определяются по договоренности сторон. Ц.з. включают: затраты на произ-во продукции и прибыль, сложившуюся под влиянием спроса и предложения. На практике Ц.з. для хоз-в трансформируются в ср. цены фактич. реализации, в к-рых учтены цены и кол-во продукции, проданной по различным каналам реализации (заготовит. орг-циям, на рынке и др.). Ц.з. тесно связаны с др. видами цен. Так, на их уровень оказывают влияние оптовые цены на промышл. продукцию (техника, удобрения, химич. средства защиты растений, электроэнергия, горючесмазочные материалы и др.), по к-рым она реализуется сел. хоз-ву. Ц.з. оказывают значит. влияние на формирование розничных цен на продукцию легкой и пищевой пром-сти, вырабатываемую из с.-х. сырья.

ЦЕНА КОНТРАКТНАЯ

ЦЕНА КОНТРАКТНАЯ (англ. contract price) - цена, устанавливаемая в контракте, выраженная в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей страны. Ц.к. в зависимости от способа фиксации подразделяют на твердые, подвижные, скользящие, цены с последующей фиксацией. Ориентир при установлении Ц.к. - цены публикуемые и цены расчетные. Ц.к. твердая - цена, зафиксированная на определ. уровне в момент подписания контракта; не изменяется в период его исполнения. Ц.к. подвижная - цена, фиксируемая при заключении контракта, к-рая может быть пересмотрена в течение срока его действия в связи с необходимостью приведения ее в соответствие с реальными рыночными ценами. Ц.к. скользящая - цена, уровень к-рой изменяется во времени от момента подписания контракта к сроку его исполнения. Применяется в случае: контракта с длит. сроком поставки, в течение к-рого возможно изменение ситуации на рынке; контракта на поставку товара с длит. сроком изготовления, в течение к-рого могут измениться издержки произ-ва. Цена состоит из двух частей: базисной (базовой) и переменной. Контрактом устанавливаются базовая цена на момент его подписания и правила формирования переменной части цены. Эта цена представляется в контракте конкретным размером и структурой по элементам. Возможна оговорка об элементах цены, изменение к-рых допускается. Переменная часть учитывает изменения ситуации на рынке и издержек произ-ва. Ц.к. с последующей фиксацией - цена, устанавливаемая в ходе исполнения контракта, в к-ром определяются правило фиксации цены, право выбора времени ее фиксации и т.п.

ЦЕНА КРЕДИТА

ЦЕНА КРЕДИТА (англ. price of credit) - денежное выражение оплаты предоставленного кредита. Зависит от уровня процентной ставки, установленной кредитором за его пользование. Ц.к. связана с принципом платности или возмездности кредитных отношений. Выделяют банковские кредиты с рыночной процентной ставкой, повышенной ставкой, льготной ставкой. Рыночная Ц.к. складывается на рынке на данный момент исходя из спроса и предложения по разл. видам кредита. В периоды инфляции она весьма подвижна и имеет тенденцию к повышению. Ц.к. повышенная, как правило, возникает в условиях значит. рисков кредитования заемщиков (нарушение условий кредитования, предусмотр. в договоре, ожидание повышения стоимости кредитных ресурсов и др.). Льготная Ц.к. используется при дифференцированном подходе к заемщикам.

ЦЕНА МИРОВАЯ

ЦЕНА МИРОВАЯ (англ. world price) - цена, применяемая при реализации товаров на мировом рынке. Необходимость использования цен мирового рынка в междунар. торговой практике вызвана наличием множественности цен на однотипные товары в разных странах, что связано с политикой ценообразования, осуществляемой монополиями, воздействием на цены политики гос. протекционизма, тамож. и налоговыми барьерами, особыми условиями торговли в свободных экономич. зонах и др. Ц.м. представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определ. период орг-циями, ведущими междунар. торговлю, либо ср. значения цен на одни и те же товары, установившихся в разных странах и регионах. В практике междунар. торговли Ц.м. выступают как цены сделок крупнейших продавцов и покупателей определ. вида товара либо как цены осн. мировых торг. центров. В соврем. условиях по Ц.м. осуществляются экспортные и импортные регулярные операции. Они исчисляются в свободно конвертируемых валютах. До перехода на рыночные отношения в России Ц.м. имели крайне огранич. применение, т.к. на внутр. рынке действовали только гос. цены на импортные товары, а хождение иностранной валюты было запрещено. По мере становления рыночных отношений цены на российских рынках приближаются к мировым. В России Ц.м. принимаются в качестве базовых при формировании внутр. соотношений по ценам регулируемым. Соотношение Ц.м. по аналогичной продукции используется на внутр. рынке при анализе уровня свободных цен, хотя под влиянием спроса и предложения внутренние соотношения цен и их уровень могут отличаться от цен мировых.

ЦЕНА ОБЛИГАЦИИ

ЦЕНА ОБЛИГАЦИИ - стоимостная оценка облигации (ценной бумаги), устанавливаемая при совершении с ней различных гражданско-правовых сделок. 1) В сделках займа, при к-рых происходит выпуск облигаций в обращение - англ. primary distribution, offering (см. Размещение ценных бумаг), под Ц.о. понимают сумму ден. средств, переданных первым держателем облигации в заем эмитенту под выданную облигацию (или стоимостную оценку имущества, переданного в заем под облигацию). В последнем случае вместо термина Ц.о. применяют термин «цена». При этом необходимо учитывать, что при размещении облигации состава сделки купли-продажи ценной бумаги не обнаруживается. 2) В сделках на т.н. «вторичном рынке», направл. на отчуждение облигаций от одного держателя к др. (напр., купля-продажа, внесение ценных бумаг в уставные капиталы, дарение и т.п.), под Ц.о. понимают договорную стоимостную оценку данной ценной бумаги. Здесь понятия договорная цена облигации, договорная стоимость и Ц.о. совпадают. Курсовая Ц.о. (курсовая стоимость) рассчитывается на основе данных о договорных ценах в рамках нек-рой совокупности сделок купли-продажи облигаций, совершенных за определ. период времени (напр., средневзвешенная, среднеарифметическая и др.). Понятия рыночная Ц.о. (рыночная стоимость) на организованных рынках ценных бумаг применяется в смысле курсовой Ц.о.; на неорганизованных - в смысле договорной цены. Согласно Федер. закону «Об акционерных обществах» (1995 в ред. 2001) рыночной стоимостью ценных бумаг, в т.ч. и облигаций, считается цена, по к-рой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы приобрести. Ц.о. принято выражать в процентах к ее номинальной стоимости, однако нормативными актами РФ это требование не закреплено, ввиду чего указание Ц.о. в ден. единицах часто встречается в практике делового оборота. Ден. единицы, в к-рых выражены номинальная стоимость и Ц.о., могут не совпадать.

ЦЕНА ОПТОВАЯ

ЦЕНА ОПТОВАЯ (англ. wholesale price) - цена, по которой предприятияпроизводители реализуют продукцию друг другу или торговым посредникам с целью ее производственного использования или последующей перепродажи, отпускают сельскохозяйственное сырье заготовительным организациям для дальнейшей его переработки на предприятиях легкой и пищевой промышленности, производят расчеты с сельскохозяйственными предприятиями за машины, удобрение и другие виды промышленной продукции. Расчетной базой Ц.о. служат калькуляция производств. или коммерч. себестоимости у пр-тия - производителя продукции, а также сумма прибыли, устанавливаемая пр-тием в зависимости от условий и возможностей реализации.

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ, БИД

ЦЕНА ПОКУПАТЕЛЯ, бид (англ. bid price) - 1) цена, по которой покупатель готов (согласен) приобрести единицу товара; фактическая денежная сумма покупки партии товара на рынке. В Ц.п. отражается спрос на данный товар, потребительские предпочтения этого товара на рынке, поэтому Ц.п. называют ценой спроса. На рынке по Ц.п. осуществляются сделки купли-продажи в условиях превышения предложения над спросом; 2) наименьшая из двух цен, предлагаемых участником фондового рынка или финансовым институтом в операциях с акциями или паями паевого фонда, т.е. та цена, по к-рой участник рынка готов купить у инвестора акции или участие.

ЦЕНА ПРОДАВЦА

ЦЕНА ПРОДАВЦА (англ. asked price) - 1) цена, по которой продавец согласен продать свой товар. Ц. п. формируется исходя из издержек произ-ва и обращения товара, прибыли от продажи товара, производств. возможностей изготовителя, цен на аналогичные замещающие товары. Ц. п. - цена предложения товара, поэтому она зависит от всех факторов, влияющих на предложение товара на рынке. Одновременно Ц.п. отражает цену производителя товара, поскольку именно производитель в определ. степени формирует цену, по к-рой продавец предлагает товар покупателю. На рынке по Ц.п. осуществляются сделки купли-продажи в условиях превышения спроса над предложением; 2) цена, по к-рой ценная бумага предлагается для продажи «делателем рынка» (маркет-мейкером), а также цена, по к-рой финансовый институт продает паи в паевом доверительном инвестиционном фонде.

ЦЕНА РЕГУЛИРУЕМАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ

ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ (англ. retail price) - цена, по которой товар продается через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания; цена, обслуживающая розничный товарооборот. По Ц.р. реализуются товары в личное потребление населению, а также пр-тиям и орг-циям при закупке ими товаров в розничной торговле. Ц.р. складывается под влиянием спроса и предложения. В основе Ц.р. лежит цена оптовая. В состав Ц.р. могут входить: налог с продаж; налог на добавл. стоимость; акциз по подакцизным товарам; торг. надбавка, за счет к-рой компенсируются розничным торг. пр-тиям и орг-циям издержки обращения и создается прибыль. Размеры торг. надбавок устанавливаются пр-тиями розничной торговли самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка в данном регионе (за исключением торг. надбавок на лекарств. средства и изделия медицинского назначения). Торг. надбавки на товары с огранич. сроком завоза в районы Крайнего Севера и приравн. к ним местности, на продукты детского питания и наценки на продукцию массового (общественного) питания пр-тий, располож. при профтехучилищах, средних спец. и высших учебных заведениях, общеобразоват. школах, могут регулироваться. Разновидности Ц.р.: цены комиссионной и свободной торговли, определяемые по соглашению с владельцем товара с учетом спроса на него; цена аукционная, исчисляемая на уровне максим. спроса на товар, но не ниже первонач. цены, установл. спец. комиссией до нач. аукциона по согласованию с продавцом товара; цены рыночные, по к-рым сельхозпроизводители реализуют излишки товарной продукции.

ЦЕНА РЫНОЧНАЯ

ЦЕНА РЫНОЧНАЯ (англ. market price) - свободная цена, складывающаяся под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения, конкуренции. Ц.р. включает себестоимость, прибыль, по многим товарам еще НДС, налог с продаж, а по нек-рым товарам - акциз. При этом фактич. размер прибыли зависит от уровня соглас. цены. Ц.р. фиксируется в договорах, протоколах согласования цен или др. документах. Она может быть пересмотрена по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и с учетом др. факторов, влияющих на формирование затрат. К Ц.р. относятся также ср. цена между ценой продавца и ценой покупателя, к-рая публикуется как рыночная, и цена, по к-рой товары обмениваются на рынке за деньги или один на другой (бартер).

ЦЕНА СТУПЕНЧАТАЯ

ЦЕНА СТУПЕНЧАТАЯ - цена на конкретную продукцию производственно-технического назначения серийного выпуска, последовательно снижающаяся по мере увеличения объема производства, сокращения издержек и морального старения изделия.

ЦЕНА ТРАНСФЕРТНАЯ

ЦЕНА ТРАНСФЕРТНАЯ (англ. transfer price) - разновидность оптовой цены предприятия. Применяется при совершении коммерч. операций между подразделениями одной и той же фирмы или пр-тия. Ц.т. получает все большее распространение при расчетах за поставку товаров и услуг в рамках междунар. об-ний, фирм, компаний и транснациональных корпораций (в т.ч. между их филиалами и подразделениями, располож. в разных странах), холдингов. Ц.т. назначаются головной компанией на узлы, детали, комплектующие изделия, полуфабрикаты или готовые технически сложные изделия, поставляемые филиалам, дочерним компаниям либо получ. от них. Эти цены обычно не подлежат разглашению. Кроме того, Ц.т. используются для управленч. платежей и финанс. операций, напр. при определении процента по внутрифирменным займам, а также часто применяются для манипулирования прибылью и перевода ее в страну с более мягким налоговым законодательством.

ЦЕНА УДЕЛЬНАЯ

ЦЕНА УДЕЛЬНАЯ (англ. unit price) - средняя цена товарной единицы или единицы потребительной стоимости. Рассчитывается на основе первичных данных о стоимости и кол-ве тех или иных изготовленных, проданных, вывезенных или ввезенных товаров, содержащихся в общих статистич. источниках внешней торговли. Отдельно рассчитываются Ц.у.: по всему экспорту к.-л. товара из данной страны или ср. цены по экспорту в отд. страну (вычисляются путем деления стоимости вывезенного за определ. период товара на его колво); по всему импорту к.-л. товара из отд. страны или ср. цены по всему импорту данной страны (определяются аналогично). Ц.у., являясь средством статистич. учета и анализа, имеют нек-рые преимущества по сравнению с др. видами цен, напр. справочными ценами. По массовым, однородным, стандартным товарам Ц.у. более показательны, поскольку являются средневзвешенными, они связаны с объектом реальных операций, за ними стоят конкретные сделки. При использовании Ц.у. учитывают, что они отражают не столько цены фактически совершенных в данном периоде экспортноимпортных сделок, сколько реальный объем экспорта или импорта за определ. период. Наиболее точную информацию дают годовые Ц.у., к-рые относятся к большему объему внешнеторговых операций. Динамика Ц.у. изучается с помощью индексов удельных экспортных цен на промышл. изделия, а также соотв. сводных индексов, широко публикуемых статистикой ООН.

ЦЕНА АКЦИИ

ЦЕНА АКЦИИ - денежная оценка акции на рынке. Различают три ее вида: номинальную, балансовую (бухгалтерскую) и рыночную. Номинальная стоимость акции - единичная доля уставного (акционерного) капитала (его части) акционерного общества, выпустившего в обращение данную акцию.Номинальная Ц.а. указывается при регистрации ее эмиссии или проспекта эмиссии и является отправной при продаже акций инвесторам по российскому законодательству. Балансовая (бухгалтерская) стоимость акции - величина собственного капитала за минусом заемного капитала, приходящаяся на 1 акцию. Данная ценностная оценка необходима для анализа инвестиционной привлекательности акций данной компании. Рыночная Ц.а. или ее курсовая цена (стоимость) - цена, по к-рой акция продается и покупается на фондовом рынке. Осн. источник информации о рыночных Ц.а. - котировки биржевого и внебиржевого организованного рынков. Если размер выплачиваемого по акции дивиденда известен, то теоретическая Ц.а. (Цт) может быть определена по формуле:

ЦЕНА АКЦИИ

Если известен размер выплаченного дивиденда за прошедший год и можно спрогнозировать его возможный ежегодный прирост, то

ЦЕНА АКЦИИ

Средняя Ц.а. многих компаний, обращающихся на фондовом рынке, фиксируется путем расчета средних рыночных курсов и фондовых индексов. Динамика Ц.а. имеет важное значение для определения ее доходности. Соответственно спекуляции на рынке акций всегда были и остаются одним из осн. путей увеличения доходов и капитала.  

ЦЕННАЯ БУМАГА

ЦЕННАЯ БУМАГА (англ. security) - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Согласно ГК РФ (гл. 7 «Ценные бумаги») к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и др. документы, к-рые законами о Ц. б. или в установленном ими порядке отнесены к числу Ц.б. Согласно ст. 44 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (1996, в ред. 1998 и 1999) ФКЦБ России наделена правом квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством РФ. В зарубежном законодательстве Ц.б. представляет собой титул права собственности, удостоверяющий права участия, долговые требования, к-рые обращаются на фондовой бирже. Перечень видов Ц.б. в зарубежном законодательстве, в частн., английском, во многом совпадает с перечнем видов Ц.б. в России. Напр., в Великобритании выделяют акции, облигации компаний, правительственные облигации и Ц.б. с государственной гарантией, сертификаты паевых фондов и документы (векселя и др.), подтверждающие права собственности на предоставленные в ссуду или депонированные денежные средства. Наряду с термином Ц.б. законодательство РФ определяет термин эмиссионная ценная бумага.

ЦЕННОСТЬ

ЦЕННОСТЬ (англ. value) - внутренняя мера значимости, полезности товара. В рыночной экономике при определении меры Ц. в деньгах (рыночной цены) стороны руководствуются стремлением добиться максимизации полезности для потребителя (спрос) и максимизации прибыли для производителя (предложение). См. Стоимость.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ КРЕДИТ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ КРЕДИТ - кредит заемщикам (банкам и другим коммерческим структурам) за счет централизованных источников Министерства финансов РФ или Банка России. С 1994 не предоставляется. Предназначались для кредитования агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, предприятий ВПК и др., оплаты товаров для досрочного завоза в районы Крайнего Севера, инвестиционных нужд предприятий, перечень к-рых определялся федер. органами. Кредиты перечислялись на корреспондентские счета коммерч. банков в соответствии с квартальными графиками освоения гос. централиз. капитальных вложений и с учетом их фактического освоения. Использование этих средств разрешалось только по целевому назначению. Гос. кредиты на инвестиц. нужды рассматривались как гарантированные Правительством и учитывались при расчете экономич. нормативов деятельности коммерч. банков исходя из установленного для этого вида вложений коэффициента риска.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИОННОЛИЦЕНЗИОННАЯ АУДИТОРСКАЯ КОМИССИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИОННОЛИЦЕНЗИОННАЯ АУДИТОРСКАЯ КОМИССИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ (ЦАЛАК) орган, созданный при Минфине РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 6 мая 1994 № 482 для организации работы по аттестации аудиторов и выдаче лицензий физическим и юридическим лицам. В состав ЦАЛАК Минфина России входили представители гос. органов, научных и учебных заведений, общественных аудиторских орг-ций, практикующие аудиторы. Работа ЦАЛАК обеспечивалась Департаментом государственного финансового контроля и аудита, являющимся самостоятельным структурным подразделением Минфина РФ. На заседаниях ЦАЛАК рассматривались вопросы об аттестации и лицензировании аудиторской деятельности по общему аудиту, страховому аудиту, аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; о программах и порядке проведения квалификационных экзаменов; о контрольных проверках аудиторов и аудиторских фирм и др. В России действовали 40 учебно-методических центров (УМЦ) по обучению и аттестации аудиторов ЦАЛАК Минфина РФ, созданных при высших учебных заведениях экономического профиля и госуниверситетах. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 20 учебно-методических центров, к-рым было предоставлено право выдавать соответств. документы о повышении квалификации аудиторов. Планировалось открытие учебно-методических центров Аудиторской палаты России, Российской коллегии аудиторов и Союза профессиональных аудиторских организаций. ЦАЛАК уделял большое внимание вопросам контроля за деятельностью УМЦ, практикующих аудиторов. По жалобам, поступавшим в контрольно-инспекторский отдел Департамента, проводились проверки качества аудиторских заключений с выездом в аудиторские фирмы или направлялись запросы для предоставления заключений. По результатам контрольных проверок ЦАЛАК мог принимать решения о лишении лицензии на аудиторскую деятельность. Был утвержден Порядок продления срока действия квалификационных аттестатов на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. ЦАЛАК осуществлял тесное взаимодействие с зарубежными странами по вопросам организации и регулирования аудиторской деятельности, развития аудита в России. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ № 69-н от 27 окт. 1999 аудиторские организации и аудиторы, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, представляли отчет о своей деятельности по установленной форме. Федер. законом «Об аудиторской деятельности» (2001) предусмотрено создание уполномоченного федер. органа государственного регулирования аудиторской деятельности, осн. функциями к-рого являются: издание соответств. нормативных правовых актов; организация разработки федер. правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация в установл. порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ; лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением аудиторскими орг-циями и индивид. аудиторами лиценз. требований и условий; контроль за соблюдением федер. правил (стандартов) аудиторской деятельности; определение объема и порядка представления отчетности; ведение гос. реестров аттестованных аудиторов, аудиторских орг-ций, индивид. аудиторов, профессион. аудиторских объединений и учебно-методич. центров; аккредитация профессион. аудиторских объединений. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоч. федер. органе создается совет по аудиторской деятельности.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (англ. responsibility centers) - форма организации управленческого контроля в децентрализованных компаниях (многофилиальных, с дочерними и аффилированными фирмами), при которой большая часть управленческих решений, направленных на обеспечение выполнения компанией ее целей (миссии), принимается на низших уровнях управления. При этом менеджеры низших уровней (структурных подразделений) отчитываются за результаты своей работы перед вышестоящими (нередко для централизованного управленческого контроля и обеспечения общего следования целям компании высшее руководство создает т.н. финансовые комитеты, включая в их состав руководителей низовых подразделений). Выделяют след. Ц. о. - подотчетный только за затраты центр затрат (cost center), подотчетный за выручку центр продаж (revenue center), подотчетный за затраты и обеспечение выручки центр прибыли (profit center) и подотчетный за затраты, выручку и инвестиции центр инвестиций (investment center). Учет по Ц. о. требует организации постоянного потока информации в компании. В этих целях применяют т.н. матрицу затрат, строки к-рой соответствуют Ц. о., а столбцы - производственным программам (производству отд. видов продукции). В ячейках матрицы содержится информация об элементах затрат, необходимых для выполнения конкретных программ в данном Ц. о. Суммирование этих данных по строкам дает руководству сведения по Ц. о., используемые для контроля и управления, а по столбцам - информацию по программам (товарам, услугам), необходимую для ценообразования и определения рентабельности программ. Деятельность менеджеров Ц. о. оценивают по результативности (степени достижения планируемых или желаемых результатов) и по эффективности (минимизации затрат ресурсов на выпуск продукции). Поскольку управленческий контроль включает человеческий фактор, при создании различных типов Ц. о. учитывают ряд субъективных аспектов - мотивацию, поведение участников, стимулы, потребности и т.п. Так, напр., у менеджеров центров прибыли появляется стимул принимать альтернативные решения, увеличивающие запланированный для них уровень прибыли, а конкуренция между ними за ресурсы позволяет улучшить результаты деятельности компании. Однако если подразделения компании должны тесно взаимодействовать, создание центров прибыли может привести к возникновению трений, что поставит под угрозу ее благосостояние. К центрам затрат относятся подразделения, функции к-рых заключаются в обслуживании производственных и сбытовых подразделений (бухгалтерия, юридическая служба, служба внутреннего аудита и т.п.).

ЦЕНЫ СМЕТНЫЕ

ЦЕНЫ СМЕТНЫЕ (англ. estimate prices) - цены, тарифы, расценки, рассчитанные на основе сметы, калькуляции и используемые для определения стоимости нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и расширения предприятий, зданий, сооружений и объектов. Ц.с. являются свободными (рыночными) и определяются с учетом компенсации затрат на материалы и строительно-монтажные работы и образования прибыли, складывающейся в условиях спроса и предложения. В Ц.с. на материалы, оборудование и конструкции закладывают не только цену их приобретения, но и расходы по доставке до строек, включая расходы на погрузоразгрузочные работы, тару, упаковку при транспортировке грузов, надбавки снабженческо-сбытовых орг-ций. Для предварительного расчета сметной стоимости строящегося объекта строит. орг-ции определяют расчетные сметные нормы и расценки. Фактич. расчеты между заказчиками и строит. оргциями (подрядчиками) осуществляются по свободным (рыночным) ценам с учетом договоренности сторон.

ЦЕНЫ СОПОСТАВИМЫЕ

ЦЕНЫ СОПОСТАВИМЫЕ - цены, применяемые для оценки объема продукции, произведенной в разные периоды. Используются для анализа динамики физич. объема продукции, товарооборота и др. стоимостных показателей. Сопоставимые или неизменные цены в осн. устраняют (элиминируют) влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. При использовании Ц.с. объем произведенной в разные годы продукции или реализованного товара оценивается в одних и тех же, одинаковых для этих лет, ценах. Применение Ц.с. позволяет объективно оценить развитие обществ. произ-ва, торговли, потребления товаров, особенно в условиях инфляции. В Ц.с. отражается динамика не стоимости продукции, а ее натурального выражения - массы потребительных стоимостей; цена выступает здесь лишь как средство соизмерения, приведения к общему знаменателю несоизмеримых в натуральном выражении изделий. При сравнении продукции двух смежных лет за Ц.с. берут цену любого года. При анализе динамического ряда показателей за длит. период в качестве Ц.с. используют цены базисного года, предшествующего году крупных изменений в системе цен (в России в качестве базисного используют годы 1982 или 1991). Для приведения цен к сопоставимому виду применяются средние и индивидуальные индексы изменения цен.

ЦЕНЫ ТЕКУЩИЕ

ЦЕНЫ ТЕКУЩИЕ (англ. current prices) - цены и тарифы, действующие в рассматриваемый период. Используются при оценке выручки от реализации продукции, доходов от оказанных услуг, расчетах себестоимости продукции и прибыли. Подразделяются на оптовые, закупочные, розничные цены, а также цены и расценки в стр-ве, тарифы и цены на услуги, оказываемые пр-тиям, оргциям, населению.

ЦЕНЫ ФИКСИРОВАННЫЕ

ЦЕНЫ ФИКСИРОВАННЫЕ (англ. fixed prices) - государственные регулируемые цены на отдельные товары, установленные на определенный период. Производитель, продавец товара не могут изменить величину этой цены. Широко распространены в централизованно управляемой экономике (т.н. государственные цены). В основе формирования гос. цен лежит затратный метод, т.е. цена рассчитывается как сумма затрат на произ-во и реализацию единицы продукции, к к-рым добавляется нормативная прибыль или из к-рых вычитается гос. ценовая дотация. Фиксированные цены (тарифы) применяются в осн. на продукцию естеств. монополий: нефть и газ; услуги связи и ж.-д. транспорта; электрич. энергию, отпускаемую на коммунально-бытовые нужды для населения. Ц.ф. установлены также на драгоц. металлы и сплавы, лом и отходы из них, алмазное сырье, драгоц. и полудрагоц. природные и искусств. камни и изделия из них.

ЦЕССИЯ

ЦЕССИЯ (англ. assignment, cession) - передача прав собственности по именной ценной бумаге путем уступки требования (по договору); переуступка прав требования по финансовому активу. Основные отличия Ц. от индоссамента: может быть оформлена как в виде передаточной подписи на самой ценной бумаге, так и в форме отд. договора купли-продажи, дарения и др.; является двусторонним договором, в то время как индоссамент - односторонняя сделка (т.е. для оформления Ц. необходимо наличие подписей и печатей обеих сторон, участвующих в передаче прав); передача прав по Ц. может быть частичной или при выполнении оговор. условий, в то время как индоссамент означает безусловную и полную передачу прав по ценной бумаге; индоссамент может быть именным, бланковым или представительским, а Ц. - только именная; при Ц. сторона, осуществляющая уступку требования (цедент), отвечает лишь за действительность передаваемых цессионарию прав, а не за их осуществимость, в то время как при индоссаменте лицо, передающее права по векселю (индоссант), несет перед индоссатом ответственность и за существование прав, и за их осуществление. Специфической формой Ц. является перестрахование.

Предыдущая страница Следующая страница