Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
БЮДЖЕТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

БЮДЖЕТ

БЮДЖЕТ (англ. public budget) - 1) по экономической сущности - денежные отношения, складывающиеся у органов гос. власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан; 2) по материально-вещественному воплощению - фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление; 3) по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов. Как совокупность объективно обусловленных денежных отношений Б. - это экономическая категория, имеющая разл. организационно-правовые формы проявления. Различают Б.: федеральный; областной; краевой и т.д. (см. Бюджет субъекта РФ); районный, городской, сельский и др. (см. Бюджет муниципального образования). Бюдж. отношения возникают в процессе деятельности органов гос. власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегос., региональных и муницип. мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию соц. сферы, охране обществ. порядка, упрочению нац. безопасности и др. Бюдж. отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение ден. средств между секторами экономики, отраслями нар. хоз-ва, территориями страны и т.д. Б. как экономической категории присущи 2 функции - распределительная (перераспределение ден. доходов между разными сферами деятельности, подразделениями обществ. произ-ва, уровнями гос. управления, соц. слоями об-ва и т.д.) и контрольная (сигнализация обо всех отклонениях в движении бюдж. средств). Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники общественного произ-ва; осн. объектом бюдж. распределения выступает национальный доход (гл. обр. чистый доход); вовлечение в бюджетное перераспределение элементов нац. богатства (золотого запаса, валютных резервов, накопл. страховых резервов и др.) сопряжено, как правило, с чрезвычайными обстоятельствами (войной, глубоким экономич. кризисом, последствиями крупномасштабных стихийных бедствий и т.п.). С помощью контрольной функции выявляется финанс. положение конкретных экономич. субъектов, отраслей нар. хоз-ва, территориальных образований, хотя далеко не все их финанс. ресурсы проходят через Б. Контрольная функция позволяет не только анализировать, насколько своевременно и полно финанс. ресурсы поступают в распоряжение органов гос. власти и местного самоуправления и как фактически складываются пропорции в распределении бюдж. средств, соответствует ли их реальная величина объему предусмотр. бюдж. полномочий и т.д., но и к каким экономич. и соц. последствиям это приводит. Б. оказывает огромное влияние на обществ. произ-во, выступая ускорителем, а иногда - тормозом социальноэкономич. развития об-ва. При переходе к рыночной экономике он не утрачивает своей активной роли и может стать важным фактором успешного осуществления экономич. и соц. преобразований. Б. может существенно менять сложившиеся народнохоз. пропорции, положительно влиять на отраслевую и территориальную структуры обществ. произ-ва. Через налоги, налоговые льготы, бюджетное финансирование можно изменять деятельность хозяйствующих субъектов, направив ее на быстрое обновление производств. потенциала, ускорение НТП, рост рентабельности и т.д. В условиях рынка именно Б. призван оказывать помощь гос-ву в проведении социально значимых реформ (пенсионной, образовательной и др.), нивелировать соц. последствия расслоения граждан по материальному положению. Б. как финансовый документ отражает результаты планового образования и расходования конкретных денежных средств. Он ежегодно разрабатывается исполнительными и утверждается законодательными (представительными) органами гос. власти и местного самоуправления. Составляется Б. в форме баланса доходов и расходов, показатели к-рого отображают предполагаемое (предусматриваемое) движение средств. Многообразие органов гос. власти и местного самоуправления, в распоряжении к-рых формируются бюдж. фонды, обусловливает и разные по названию и содержанию бюдж. планы, при этом их названия зависят от конкретных административно-территориальных и гос. образований в данной стране, а содержание - от функций и полномочий, закрепл. за соотв. органом гос. власти или органом местного самоуправления. В России Федеральным Собранием РФ ежегодно принимается Закон «О федеральном бюджете на 20… год»; законодат. органами республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга - законы о республиканских бюджетах соотв. республик, законы о краевых, областных бюджетах и т.д.; органами местного самоуправления - решения по конкретным видам местных бюджетов. Б. называют также финансовый план нек-рых некоммерч. орг-ций и структур -- международных (напр., ООН, ЕС) и российских (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и др.), а также коммерческих предприятий - бюджет фирмы. Разработка финанс. планов фирмы называется бюджетированием. Б. могут называть и документ, отражающий намечаемые доходы и расходы домашнего хозяйства, - бюджет домохозяйства.

В начало словаря