Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВНУ"-"ВЫС")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВНУ"-"ВЫС")

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ВНУТРЕННЯЯ ИНФОРМАЦИЯ, инсайдерская информация (англ. internal information) служебная информация компании, недоступная публике и относящаяся к таким материально значимым фактам деятельности компании, которые, будучи опубликованными, могли бы в существенной мере повлиять на курс ее ценных бумаг. Напр., информация о готовящейся смене руководства и новой стратегии, о подготовке к выпуску нового продукта и к внедрению новой технологии, об успешных переговорах о слиянии компаний или идущей скупке контрольного пакета акций. К В.и. могут относиться сведения, к-рые позже будут опубликованы, но в данный момент недоступны широкой публике (напр., материалы финанс. отчетности, показывающие худшие, чем ожидалось, результаты работы); прогнозы, свидетельствующие о трудностях компании; информация о тендерном предложении (на торгах) до его раскрытия публике и т.д. Инсайдерский характер могут носить и внешние по отношению к эмитенту данные (напр., ожидаемая неудача дочерней компании в получении крупного гос. заказа). Поскольку лица, тесно связанные с компанией-эмитентом (инсайдеры), имеют доступ к В.и. и могут (располагая сведениями о том, в каком направлении будет меняться курс ценных бумаг) использовать ее для совершения спекулятивных сделок с ценными бумагами компании, внешние инвесторы и широкая публика находятся в неравном положении по сравнению с инсайдерами (англ. insider). В свою очередь это предполагает необходимость законодат. ограничений и жесткого контроля за использованием В.и. и операциями инсайдеров с ценными бумагами. Понятие инсайдерской информации применяется только по отношению к свободно обращающимся ценным бумагам (акциям, облигациям и др.), а также к сделкам с производными финансовыми инструментами, к-рые из-за своего размера могут повлиять на рынок. Концепция инсайдерской информации и ограничения на ее использование впервые введены в США в Законе о фондовых биржах 1934 (Securities Exchange Act of 1934), во исполнение к-рого была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exсhange Commission). В дальнейшем эта концепция получила широкое распространение. В большинстве стран законы о ценных бумагах содержат нормы, направленные против использования В.и. в целях дестабилизации рынка и получения ограниченным кругом лиц, имеющих к ней доступ, несправедливой прибыли. В 1989 Европейским союзом (ЕС) издана Директива 89/592 по инсайдерской торговле (Council Directive 89/592), в последующем нац. законодательства стран-членов ЕС были приведены в соответствие с ней. В России в ФЗ «О рынке ценных бумаг» (1996) используется понятие «служебная информация»: любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущ. им эмиссионных ценных бумагах, к-рая ставит лиц, обладающих этими сведениями в качестве инсайдеров, в преимущественное положение по сравнению с др. участниками рынка ценных бумаг

ВНУТРИБАНКОВСКИЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

ВНУТРИБАНКОВСКИЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ - совокупность банковских норм и правил, регулирующих последовательность прохождения документов по подразделениям банка (управления, отдела, группы и т.д.), порядок их обработки, оформления и контроля при совершении банковских операций. Цель В.д. - обеспечить эффективность банковских технологий и их внутрибанковского контроля, ускорение движения средств в расчетах, кратчайший путь прохождения документов без повторной их передачи персоналу, безопасность и защиту от проникновения в оборот фальшивых документов (см. Безналичные расчеты, Кассовые операции банка)

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСЧЕТЫ

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСЧЕТЫ (англ. intraorganizational payments) - расчеты внутри организации между головным структурным подразделением и филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными структурными подразделениями, выделенными на отдельные балансы. В.р. отражают взаимоотношения по вопросам выделения основных и оборотных средств, отпуска материальных ценностей, продажи продукции, передачи расходов по управлению, оплаты труда, перераспределения целевых средств, прибыли и т.п. Цель бух. учета В.р. - учет состояния внутрихозяйственного оборота ценностей, использования ресурсов, затрат и финанс. результатов, что необходимо для ведения внутрихозяйственного коммерч. расчета. Отдельно отражают расчеты по имуществу и текущим операциям. Аналитич. учет В.р. ведется по каждому филиалу, представительству, отд-нию по видам совершаемых операций. Бух. учет В.р. головного структурного подразделения и др. подразделений имеет зеркальное отражение в их отчетности, поэтому в бух. отчетности орг-ции данные о В.р. не отражаются

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕЗЕРВЫ

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕЗЕРВЫ - реальные возможности увеличения выпуска и улучшения качества продукции, снижения себестоимости единицы продукции и роста производительности труда в результате лучшего, более эффективного использования производственного потенциала предприятия, организации. Выявление и использование В.р. обеспечивает расширение произ-ва при наименьших затратах, экономное расходование материальных, трудовых и ден. ресурсов, увеличение прибыли, укрепление финанс. положения пр-тия и орг-ции. Реализация В.р. возможна при использовании прогрессивной норматив. базы, совершенствовании норм выработки продукции, применении обосн. норм расхода ресурсов в соответствии с уровнем технологии и орг-ции произва, постоянном технич. обновлении произ-ва, внедрении новой техники и технологии. Поиск В.р. осуществляется в области средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Повышение уд. веса активной части осн. фондов, коэффициента сменности и производительности вспомогат. оборудования способствует лучшему использованию средств труда. Рациональное расходование материальных и топливно-энергетич. ресурсов, ускорение их оборота обеспечивают рацион. применение предметов труда. Более эффективное использование трудовых ресурсов возможно при высокой квалификации работников пр-тий, орг-ций, росте производительности труда, снижении простоев во время работы и т.д. Различают текущие и перспективные В.р. Текущие В.р. приводятся в действие в течение годового периода. Мобилизация перспективных В.р. связана с проведением мероприятий долговрем. характера. Реализация В.р. требует четкой орг-ции учета реального вклада каждого отд. работника и коллектива в целом. Реализации В.р. способствует внедрение в структурных подразделениях коммерч. расчета, обеспечивающего сочетание личных интересов работников с интересами в целом коллектива пр-тия и орг-ции, его собственников и акционеров

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (англ. internal controls) - внутренний контроль, проводимый с целью оценки результативности функционирования предприятия, его подразделений, формирования предложений по развитию отдельных служб, их функций. В ходе В.к. выявляются резервы производства, выполняется консалтинг по отношению к дочерним компаниям. За внутрихозяйственный, или внутренний, контроль отвечает сама организация или одно из ее подразделений. На развитие В.к. оказали влияние изменение масштабов и усложнение функциональной деятельности пртий, создание многозвенных орг-ций с дочерними и зависимыми об-вами. Вначале В.к. был сосредоточен на детальных проверках (сохранности основных средств, товарно-материальных ценностей, готовой продукции, недопущений непроизводительных расходов, убытков, злоупотреблений и т.д.). По мере совершенствования систем регистрации и обработки данных необходимость сплошного контроля документов сократилась, и В.к. стал уделять внимание качеству функционирования системы и соответствию ее действий законодат. и норматив. актам, установленным процедурам внутри орг-ции. В своем развитии от фиксации отклонений от заданных процедур В.к. перешел к изучению деятельности системы и оценке результативности ее работы (напр., проводя контроль использования лимита на приобретение оборудования, контролер наряду с проверкой использования лимита делает заключение об обоснованности расчета этого лимита). Дальнейшие задачи - активное проникновение в функции менеджмента (организационную деятельность пр-тий), проверка качества управленческой деятельности и выдача предложений по ее усовершенствованию. Практические действия руководителей хозяйствующего субъекта должны быть направлены на установление и поддержание системы В.к. в орг-ции. В.к. позволяет совету директоров или исполнительному органу наладить контроль за автономными подразделениями фирмы; проводимые в его рамках целевые контрольные проверки и их анализ позволяют выявить резервы произ-ва и определить наиболее эффективные направления развития. Служба В.к. выполняет и консультативную функцию по отношению к финансовобухгалтерским службам филиалов, дочерних компаний, зарубежных подразделений (см. также Контроль инспекционный.)

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ

ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ - годовой оборот материальных и финансовых ресурсов, исчисленных в денежном выражении и израсходованных на внутренние нужды предприятия, организации; суммарная стоимость собственного производства, потребленная предприятием, организацией-изготовителем на производственные цели

ВОДНЫЙ НАЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННЫЕ ДЕНЬГИ

ВОЕННЫЕ ДЕНЬГИ (англ. war money) - специальные денежные знаки, выпускаемые в обращение военными властями одного государства (коалиции государств) на территории другой страны (группы стран) в военное время. Эмиссия В.д. является одним из методов финансирования военных и оккупац. расходов, мобилизации на эти цели экономич. ресурсов оккупир. стран. В.д. называют также оккупац. деньгами или оккупац. валютой. В.д. могут выпускаться в обращение в форме местной нац. валюты или в валюте гос-ва-эмитента. В.д. впервые были выпущены Пруссией в ходе франко-прусской войны 1870-71 в форме оккупац. марок для финансирования расходов по содержанию войск на оккупир. тер. Франции. В большом кол-ве В.д. выпускались в период 1-й мировой войны кайзеровской Германией и ее союзницей - Австро-Венгрией на оккупир. территориях Бельгии, Италии, России, Румынии, Сербии, Франции. Япония в период между 1-й и 2-й мировыми войнами активно использовала В.д. на оккупир. ею тер. Китая и Манчжурии не только для финансирования расходов по содержанию оккупац. войск, но и для покрытия др. расходов. Наибольших масштабов эмиссия В.д. достигла в годы 2-й мировой войны. Германия в 1940-41 выпустила в обращение В.д. на сумму около 150 млрд марок. Причем Германия и Япония выпускали В.д. как в форме своих нац. валют (марки, иены), так и в форме валют оккупир. ими стран (в Польше - «краковские злотые», на Филиппинах - песо, в Индонезии - гульдены и т.д.). Италия выпустила в 1944 оккупац. лиры для Греции (на к-рых помимо итал. символики были изображены древние греч. монеты). Военные власти США и Великобритании осуществляли эмиссию В.д. на тер. Северной Африки и в Европе. В.д., выполняя функции средства обращения и платежа, заменяли собой то или иное количество полноц. денег, функционировали, как правило, наряду с местной нац. валютой, в отд. случаях на определ. период выступали единств. платежным средством. Вместе с тем В.д. были присущи такие особенности, как: установление принудит. курса по отношению к местной нац. валюте; отсутствие какого бы то ни было обеспечения; относительно кратковрем. характер нахождения в обращении; ограничение сферы их обращения, как правило, тер. оккупир. стран или тер., освобожд. от противника. Причем военные власти Германии во всех оккупир. странах устанавливали завыш. курс военной марки (напр., по отношению к французскому франку - на 63%, к бельгийскому франку - на 50%, к голландскому гульдену - на 42%). Военное командование быв. СССР в период 2-й мировой войны, в отличие от военных властей стран-союзниц по антигитлеровской коалиции, выпускало В.д. (в нац. валюте) в незначит. масштабах и на более короткий срок на тер. Германии и стран, воевавших на ее стороне (Австрии, Болгарии, Венгрии, Румынии). При этом СССР первым из стран-союзниц по антигитлеровской коалиции отказался от выпуска В.д. в Германии

ВОЕННЫЙ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ, ВФЭУ

ВОЕННЫЙ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ, ВФЭУ - подготовка военно-экономических кадров в стране началась в 1920 с принятия Пост. СНК РСФСР о создании системы подготовки командно-начальствующего состава для военно-финансовой службы и открытия Высшей военной финансово-хозяйственной школы. Активное участие в подготовке учебного плана и организации учебы в Школе принял созданный в 1919 Московский финансово-экономический институт (один из предшественников Московского финансового института). В соответствии с Пост. СНК СССР от 13 янв. 1944 № 413 на МФЭИ была возложена задача по ускоренной подготовке выпуска военных финансистов. В 1946 при образовании Московского финансового института (МФИ) в его состав была включена военная кафедра для подготовки офицеров запаса финансовой службы. После Великой Отечественной войны в армии и на флоте значительно расширилась сфера финансовых отношений, усилилась связь экономики и военного дела. Увеличились расходы на материально-бытовое устройство войск, на экономической основе проводились расчеты за поставляемое вооружение и военную технику, развитие экономики Вооруженных Сил переводилось на более длительные сроки планирования и финансирования, ускоренное развитие получила ее производственная сфера. Для обучения высококвалифицированных кадров военных финансистов в 1947 в МФИ был организован Военный факультет. На нем были созданы заочное отделение, курсы усовершенствования офицерского состава экономических специальностей, сформированы специальные отделения по подготовке офицеров-экономистов разл. специальностей; в 1953 при кафедре финансов Вооруженных Сил открыта адъюнктура. В 70-е гг. при МФИ был создан ученый диссертационный совет для защиты диссертаций по военно-финансовой тематике. В 1977 Военный факультет стал называться Военным финансово-экономическим факультетом при МФИ с правом подготовки офицерских кадров с высшим образованием. Перестройка экономики России привела к дальнейшему усилению влияния рыночных рычагов в военном строительстве и возрастающей роли финансов в решении задач реформирования Вооруженных Сил. В результате общей реорганизации военных вузов в конце 1998 создан самостоятельный Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ (ВФЭУ), в состав к-рого на правах филиала включено Ярославское высшее военное финансовое училище. С апр. 1999 ВФЭУ действует как многоуровневый учебнометодический комплекс с правом подготовки в течение 5 лет курсантов в филиале и с выпуском их с высшим военно-специальным образованием (приравненным к 5-летнему высшему профессиональному образованию) и в течение 2-х лет - слушателей университета с высшим военным образованием для занятия руководящих должностей в финансовых и экономических службах Минобороны РФ. Среди преподавательского состава 10 докторов наук, 18 профессоров, 2/3 имеют ученые степени и звания. При ВФЭУ создан научно-исследовательский центр военно-экономических исследований МО РФ - головное звено в системе исследований в области военной экономики и финансов, проблем финансового обеспечения реформирования ВС России, экономики национальной безопасности. За прошедшие годы подготовлено свыше 7500 выпускников Военного финансово-экономического факультета и 11 000 выпускников высших экономических курсов при факультете. Они служат не только в финансовых органах ВС и всех силовых ведомств, но и в военной производственной сфере, звеньях кап. стр-ва, системе организации экономических отношений по поставкам вооружения военной техники и военного имущества, в системе полевых учреждений Банка России, финансового и хозяйственного контроля

ВОЗВРАТ НАЛОГОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПРИ ОТЧУЖДЕНИИ ЗЕМЕЛЬ

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПРИ ОТЧУЖДЕНИИ ЗЕМЕЛЬ - оплата собственнику земельного участка, осуществляемая органами управления, принимающими решения об отчуждении земель. Различают добровольное и принудит. отчуждение. При добровольном отчуждении земель плата за зем. участок, изымаемый для гос. или муницип. нужд (выкупная цена), сроки и др. условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. В РФ изъятие зем. участка регулируется ГК РФ. Зем. участок может быть изъят у собственника для гос. или муницип. нужд путем выкупа. В соотв. со ст. 279 ГК РФ в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется уполномоченным для этой операции гос. органом РФ либо соотв. субъекта РФ, или органом муницип. образования. Решение об изъятии зем. участка для гос. или муницип. нужд принимается федер. органами исполнит. власти и органами исполнит. власти субъектов РФ. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии зем. участков для гос. или муницип. нужд определяется федеральным земельным законодательством. Собственник зем. участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия зем. участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп зем. участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Изъятие осуществляется на основе соглашения, к-рое включает обязательство федер. органа исполнит. власти, органа исполнит. власти субъекта РФ или муницип. образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земли и находящегося на участке недвижимого имущества, а также все убытки, причин. собственнику изъятием зем. участка, включая убытки, к-рые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в т.ч. упущенную выгоду. При этом руководствуются постановлением Правительства РФ о порядке определения нормативной цены и др. нормативными документами. В случаях, когда собственник не согласен с решением об изъятии у него зем. участка для гос. или муницип. нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или др. условиях выкупа, гос. орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе зем. участка в суд в течение 2 лет с момента направления собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (англ. remuneration) - дополнительная оплата труда работников предприятий, организаций (учреждений). Различают В.: по итогам работы за год; за выслугу лет и др. Вознаграждение по итогам работы за год устанавливается в соответствии со ст. 84 КЗоТ РФ в дополнение к действующим на пр-тии системам оплаты труда. Право на получение данного вознаграждения имеют работники, состоящие в штате пр-тия и проработавшие полный календарный год. Величина В. по итогам работы за год непосредственно зависит от продолжительности непрерывного стажа работы и качества результатов труда. Размер вознаграждения работникам, не проработавшим полный календарный год по уважит. причинам (уход на пенсию, увольнение, связ. с сокращением штатов, призывом в армию и т.д.), определяется пропорционально отработанному времени в течение календарного периода с учетом величины заработка. Источником выплат по результатам работы за год служат отчисления от прибыли, получ. за год. Сумма В. включается в состав годового фонда оплаты труда. Осн. документом, регулирующим порядок и условия выплат В. по итогам работы за год, является Положение, утвержденное администрацией пр-тия по согласованию с профсоюзным органом, к-рое не должно противоречить действующему трудовому законодательству и др. нормативным актам по регулированию социально-трудовых отношений в стране. Вознаграждение за выслугу лет - дополнит. оплата труда, к-рая устанавливается определ. категориям работников в целях поощрения продолжит. работы у одного работодателя и закрепления кадров на пр-тии. Размер единоврем. В. за выслугу лет устанавливается в процентном отношении к величине годовой тарифной ставки (оклада) работника или к МРОТ. Условие получения годового В. за выслугу лет - необходимый стаж непрерывной работы на данном пр-тии. Общий порядок определения труд. стажа, дающего право на получение единоврем. В. за выслугу лет, условия выплат и их размеры регулируются Положением, к-рое утверждается работодателем (администрацией пр-тия) совместно с профсоюзным органом и является составной частью коллективного договора. В отд. случаях по решению гос. органов в стаж работы, дающий право на получение выплат за выслугу лет, может включаться время работы в др. орг-циях. Напр., Постановлением Правительства РФ от 3 февр. 1993 утверждено Положение, согласно к-рому В. за выслугу лет может выплачиваться не только работникам данного пр-тия, но и тем, к-рые ранее работали на пртиях, в орг-циях и учр-ниях, располож. на тер., подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Стаж работы и размер В. в таком случае определяются исходя из суммарной величины фактически отработанного времени в каждой зоне загрязнения. Источником выплат за выслугу лет во всех случаях служит прибыль, получ. пр-тием за отчетный период. В. за выслугу лет выплачивается в установл. работодателем сроки и включается в годовой фонд заработной платы

"ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ"

"ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ" - ежемесячный научно-информационный журнал. Издается с сент. 1994. Учредитель - Государственный комитет РФ по статистике. С 1919 издавался под названием «Вестник статистики» (с 1957 - ежемесячное издание). В журнале освещаются вопросы теории и практики статистики. Материалы публикуются в разделах: «Трансформация методов сбора и обработки результатов статистического наблюдения», «Математико-статистические методы анализа», «Совершенствование методов макроэкономического анализа». Значит. место отводится вопросам компьютеризации учетно-статистич. работ, совершенствования работы тер. статистич. органов. Приводятся сведения об осн. социально-экономических показателях по Российской Федерации

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ (англ. replacement value of fixed assets) - оценка состоящих на балансе хозяйствующего субъекта основных средств, исчисленная в сумме денежных средств, которая может быть уплачена на дату переоценки. В.с.о.с. определяется двумя способами: прямым пересчетом балансовой стоимости осн. средств по ценам, действующим на дату переоценки на аналогичные объекты осн. средств и подтвержденным документами и экспертными заключениями о рыночных и иных ценах на переоцениваемое имущество; умножением балансовой стоимости подлежащих переоценке осн. средств, учтенных на дату переоценки, на соотв. индексы (коэффициенты) пересчета балансовой стоимости осн. средств. Одновременно с переоценкой балансовой стоимости осн. средств пересчитываются суммы их начисленной амортизации (см. Амортизационные отчисления). Сумма разницы, образовавшейся от доведения балансовой стоимости переоцененных осн. средств производственного назначения до их восстановительной стоимости, если последняя оказалась выше балансовой, направляется как сумма прироста стоимости имущества по переоценке на увеличение капитала добавочного, тогда как подобная разница по индексированной сумме амортизации переоцененных осн. средств - на его уменьшение

ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ - специальный орган управления, назначаемый Центральным банком РФ в качестве одной из мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. ЦБ РФ вправе назначить временную администрацию (В.а.), если кредитная орг-ция не удовлетворяет требования отд. кредиторов по ден. обязательствам и(или) не проводит обязат. платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения в связи с недостаточностью средств на ее корр. счете; допускает снижение собств. средств (капитала) по сравнению с их (его) максим. величиной, достигнутой за последние 12 мес., более чем на 30% при одновременном нарушении одного из установл. ЦБ РФ обязат. нормативов; нарушает установл. ЦБ РФ норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%; не выполняет требования ЦБ РФ о замене руководителя либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации в установл. срок; имеются основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с действ. законодательством. ЦБ РФ обязан назначить В.а. не позднее дня, следующего за днем направления предложения о переходе кредитной орг-ции под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Руководитель В.а. действует на основании именного аттестата ЦБ РФ для конкретной кредитной орг-ции и лицензии федерального органа РФ по делам о несостоятельности (банкротстве), формирует состав В.а. и несет полную ответственность за ее деятельность. Если руководителем В.а. назначается служащий АРКО, требуется только аттестация ЦБ РФ. Осн. функции В.а.: реальная оценка финансового состояния и участие в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации. В.а. назначается на срок до 6 мес., но ЦБ РФ может продлить срок ее действия после отзыва у кредитной орг-ции лицензии на совершение банковских операций до момента формирования органов, осуществляющих ее реорганизацию или ликвидацию. При этом общий срок действия В.а. не может превышать 18 мес. Руководитель В.а. вправе ограничить или полностью приостановить полномочия исполнит. органов кредитной орг-ции и осуществлять деятельность от ее имени без доверенности. При этом В.а.: реализует полномочия исполнит. органов кредитной орг-ции; разрабатывает мероприятия по ее финансовому оздоровлению и организует их исполнение; принимает меры по сохранности имущества и документации, а также по взысканию задолженности кредитной орг-цией; может обратиться в ЦБ РФ с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований ее кредиторов. Действие моратория не распространяется на требования граждан, связанные с причинением вреда жизни или здоровью; по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовому соглашению (контракту), включая оплату по авторским договорам; а также на требования по оплате расходов, обеспечивающих продолжение деятельности кредитной орг-ции. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной орг-ции или общее собрание ее учредителей (участников) в соответствии с действ. законодательством может расширить полномочия В.а., в т.ч. и по распоряжению ее имуществом. Решение о прекращении деятельности В.а. принимается ЦБ РФ в случаях: устранения причин, послуживших основанием для ее назначения; передачи дел арбитражному управляющему; по др. основаниям, предусмотренным действ. законодательством. Сообщения о введении В.а. и прекращении ее деятельности публикуются ЦБ РФ в «Вестнике Банка России»

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ВТО

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ВТО (англ. World Trade Organization, WTO) - крупнейшая международная торговая организация мира, многосторонний торговый договор, определяющий права и обязательства правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО начала действовать с 1 янв. 1995. Образована по итогам «Уругвайского раунда» многосторонних торговых переговоров (1986-94), проходивших в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT), к-рое после нач. функционирования ВТО стало его составной частью (редакция 1994). С 1 янв. 1996 кроме ГАТТ в систему соглашений ВТО входят Генеральное соглашение о торговле услугами, ГАТС (General Agreement on Trade of Services, GATS) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, TРИПC (Agreement on Trade-Related Aspects оf Intellectual Property Right, TRIPS). Организац. структура ВТО включает Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Сформирован спец. орган для разрешения торговых споров. Отличие ВТО от прежнего ГАТТ состоит в том, что для участия в этой орг-ции стране требуется полностью привести свое законодательство в соответствие с положениями ее Устава. К сер. 1999 в ВТО входили 134 гос-ва и еще 30 находились в процессе присоединения. С 1993 ведутся переговоры о вступлении России в эту орг-цию. Осн. цели ВТО: развитие междунар. торговли; обеспечение экономич. развития путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностр. рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеторговой сферы. Для достижения этих целей используется ряд принципов и норм. Важнейшие из них: недискриминация в торговле, к-рая предусматривает предоставление режима наибольшего благоприятствования и нац. режима; использование преимущественно тарифных средств защиты нац. рынка; прогрессивное снижение тамож. тарифов; взаимность в предоставлении торгово-политич. уступок; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров или в спец. создаваемых третейских группах. Руководящий орган ВТО - конференция министров, проводимая 1 раз в 2 года. В промежутках между конференциями деятельностью ВТО руководит ген. совет, к-рый собирается не реже 1 раза в 3 недели. Текущими делами занимается Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Бюджет ВТО формируется из взносов стран-членов; взнос каждой страны пропорционален ее доле участия в междунар. торговле

ВСЕМИРНЫЙ БАНК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (англ. supplementary materials) - 1) разновидность материальных ценностей, формируемых за счет оборотных средств и используемых в качестве дополнения к основным материалам или для обеспечения процессов производства и управления (краски в столярном и ткацком производствах, смазочные и обтирочные материалы и т.п.). В.м. не могут составлять физич. основу продукта, определять его форму, размер и содержание. Состав материальных ценностей, относимых к В.м., определяется каждой орг-цией самостоятельно и зависит от отрасли производства и особенностей выпускаемой продукции; - 2) статья калькуляции себестоимости продукции, отражающая затраты В.м. На затраты цехов, участков и др. подразделений орг-ции В.м. относят по прямому признаку, в себестоимость конкретных изделий включают путем распределения пропорционально нормам расхода, объему потребления осн. материалов или выпуска готовой продукции

ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ (англ. countertrade) - форма внешнеторговых операций, при которой импорт товаров (услуг) обусловливается обязательствами экспортеров осуществить встречные закупки или, наоборот, экспорт (что бывает значительно реже) ставится в зависимость от встречных импортных операций. При В.т. оплата встречными поставками товаров (услуг) покрывает, как правило, лишь часть стоимости осн. поставок. В.т. чаще инициируется импортерами, к-рые в условиях высокой конкуренции предлагают экспортерам принять встречные обязательства. Обязательства импортеров и экспортеров по встречным поставкам оформляются одним или несколькими, но обязательно связанными между собой документами (соглашениями, контрактами). Осн. формами В.т. являются: бартерные сделки (см. Бартер), компенсационные соглашения (т.н. сделки «байбэк» - buy-back), предусматривающие продажу машин и технологич. оборудования на условиях оплаты встречными поставками сырья, полуфабрикатов, продукции, произвед. с использованием поставл. машин и оборудования (реже на др. пр-тиях); авансовые поставки, к-рые служат своего рода формой финансирования фирм-импортеров на период до осуществления ими встречных поставок; встречные закупки, предусматривающие две или более юридически самостоят., но фактич. взаимосвяз. сделки купли-продажи. На условиях В.т. может осуществляться также выкуп устаревшей техники при поставке совр. моделей, комплектация импортируемого оборудования деталями местного произ-ва страны-импортера и др. виды внешнеторг. операций. В.т. развивалась высокими темпами в 70-80-е гг. Так, в начале 70-х гг. на В.т. приходилось 2-3% мирового товарооборота, а к концу 80-х гг. - уже свыше 40%. В 90-е гг. доля В.т. в мировом товарообороте продолжала оставаться высокой. Более 90 стран мира приняли законодат. акты, обязывающие своих импортеров осуществлять закупки товаров (услуг) в увязке со встречными поставками. Российское гос-во, внешнеторг. об-ния и пр-тия используют В.т. в отношениях с развитыми странами как способ создания более благоприятных условий для продвижения российских экспортных товаров на рынки этих стран, а также в торгово-экономич. связях с развивающимися странами (прежде всего с низкой платежеспособностью), широко применяя компенсационные сделки для обеспечения частичного погашения израсход. российских кредитов

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ - денежные средства (либо имущество в иной форме), вносимые при вступлении в коммерческую или, что более распространено, в некоммерческую организацию. В.в. уплачиваются членами орг-ции однократно и, как правило, возврату не подлежат. В.в. используются для осуществления организац. расходов (для подготовки учредительных документов, их регистрации и т.п. подготовительных процедур, необходимых для начала функционирования орг-ции). Размер В.в. определяется учредителями данной орг-ции в зависимости от потребности в средствах на указ. выше цели и планируемого кол-ва участников. При ликвидации орг-ции оставшиеся неиспользованными В.в. передаются правопреемнику имущества орг-ции

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ (англ. secondary market of securities) - рынок, на котором осуществляется деятельность по заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги (обращение ценных бумаг). В большинстве случаев функции В.р.ц.б. выполняет фондовая биржа, поскольку выпуск новых эмиссий (размещение ценных бумаг) составляет лишь небольшую часть биржевого оборота. Наличие развитого вторичного рынка, обеспечивающего обмен капиталов между инвесторами, установление стоимости ценных бумаг, ликвидность и распределение рисков, создает условия для нормального функционирования первичного рынка ценных бумаг

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (англ. selective control) - процесс или процедура проверки меньшего, чем 100%, числа изучаемых объектов при аудите совокупности всех объектов с целью получения оценки характеристик и подготовки заключения о всей совокупности. В.к. используется в аудите, если: характер исследуемых объектов не требует 100%-ной проверки; должны быть сделаны выводы о всей совокупности объектов; время и стоимость полной проверки всей генеральной совокупности будут слишком большими. Осн. виды процедур В.к.: проверка арифметических расчетов; визуальные наблюдения; подтверждение; устный опрос; документальное подтверждение; сканирование и итоговый анализ. В.к. характеризуется прежде всего масштабом проведения, т.е. объемом работ, к-рые необходимо выполнить. Планируя В.к., аудитор должен определить: конкретную цель аудита; процедуру или комбинацию процедур, к-рые обеспечат ее достижение; совокупность, из к-рой будет сделана выборка и к-рая будет уместной в свете конкретной цели. Характер и распределение процедур по срокам тесно связаны с содержанием рассматриваемых вопросов, тогда как их масштаб в большей степени зависит от необходимой точности и достаточности результатов проверки

ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ

ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЬ - физическое или юридическое лицо, в пользу которого заключен договор доверительного управления имуществом, договор страхования и т.д. При страховании имущества В. может выступать его собственник, передавший имущество в аренду, хозяйственное ведение, оперативное управление, в залог или с др. целью. По договору страхования ответственности за причинение вреда (ущерба) В. считается лицо, к-рому может быть причинен вред в результате деятельности страхователя. В личном страховании В. считается лицо, указанное в договоре получателем страхового обеспечения в случае смерти застрахованного. Если такое лицо не названо, В. признаются наследники застрахованного. В лит-ре по страхованию и в правилах личного страхования вместо термина «В.» чаще используются термины «посмертный получатель страхового обеспечения» или «получатель выплаты в случае смерти застрахованного»

ВЫДЕЛЕНИЕ

ВЫДЕЛЕНИЕ - реорганизация юридического лица путем создания одного или нескольких юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без ликвидации (прекращения) последнего. Создание новых юридических лиц должно происходить с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Так, в Федер. законе «Об акционерных обществах» (1995, в ред. 2001) установлен порядок В. для АО. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме В., о порядке и условиях осуществления В., о создании нового общества, о конвертации акций общества в акции создаваемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса. Общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации общества в форме В., порядке и условиях В., о создании нового общества (обществ), конвертации акций общества в акции создаваемого общества и порядке такой конвертации, об утверждении разделительного баланса. Акционер, голосовавший против В. или не принимавший участия в голосовании, должен получить акции новых обществ пропорционально числу принадлежащих ему акций реорганизуемого об-ва. При В. из состава общества одного или нескольких обществ к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного в форме В. общества в соответствии с разделительным балансом. Выделенные общества на своих общих собраниях акционеров принимают решения об утверждении устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета). В. считается завершенным после государственной регистрации новых юридических лиц. Общество должно не позднее 30 дней с даты принятия решения о В. в письм. форме уведомить об этом кредиторов, к-рые, в свою очередь, не позднее 60 дней с даты направления уведомления вправе требовать (в письм. форме) от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков. Из операций на рынке корпоративного контроля термин В. соответствует англ. термину equity carve-out («выделение»). Как правило, в результате этой операции компания выделяет в самостоят. фирмы свои подразделения, сохраняя за собой 20-40% их обыкновенных акций и контролируя операции и активы через совет директоров

ВЫКУПНАЯ СУММА

ВЫКУПНАЯ СУММА (англ. cash surrender value) - сумма денежных средств, подлежащая выплате страхователю (или другому лицу, определенному в договоре страхования) при досрочном прекращении договора долгосрочного страхования жизни. В.с. является частью резерва взносов, сформиров. по договору на момент его досрочного прекращения. Возможность возникновения права на часть резерва взносов в форме В.с. обусловлена особенностями порядка формирования резерва взносов по страхованию жизни, величина к-рого в течение действия договора страхования неизменно увеличивается. Право страхователя или иного лица на получение В.с. и ее размер определяются Правилами страхования жизни и условиями договора страхования. Напр., договор страхования может содержать условие, согласно к-рому право на В.с. возникает в случае досрочного прекращения договора только по истечении определ. времени с момента его вступления в силу (через 6 мес., год и т.д.). Это право по условиям договора может возникнуть и при его досрочном прекращении в результате неуплаты очередных страховых взносов или по заявлению страхователя о досрочном прекращении договора. Условия договора страхования жизни могут предусматривать право на В.с., если досрочное прекращение договора связано со смертью страхователя (застрахованного) в результате нестрахового случая, не дающего право на получение страховой суммы по причине смерти, и т.п. Размер В.с. обычно составляет определ. процент сформированного на момент досрочного прекращения договора страхования резерва взносов. Этот процент может меняться в зависимости от того, в какой момент действия договора он был досрочно прекращен. Чем меньше период, истекший с момента начала действия договора до момента его прекращения, тем меньший процент сформиров. резерва взносов подлежит выплате в форме В.с. Размер В.с. обычно указывается страховщиком в спец. табл. Так, в первые годы действия договора он может составлять от 70 до 80%, а в последние - от 95 до 99% резерва взносов. Удержание страховщиком части резерва взносов по досрочно прекращ. договорам связано с необходимостью компенсировать возрастающую убыточность страховых операций, вызванную ухудшением состава портфеля (застрахованных) за счет досрочного прекращения части договоров

ВЫПИСКА ПО СЧЕТУ

ВЫПИСКА ПО СЧЕТУ (англ. account statement) - отчет о списании денежных средств со счета и о зачислении денежных средств на счет. Для каждой операции приводится дата ее совершения, сумма и краткое описание операции. Отд. строками могут отражаться списанные банком комиссионные. При отражении в В. по с. операций, соверш. с использованием пластиковых карт, помимо даты совершения операции фиксируются дата проведения ее по счету, валюта, в к-рой совершена операция (может отличаться от валюты счета, особенно при использовании карты за рубежом), и сумма в этой валюте, наименование точки обслуживания, где была использована карта. В. по с. предоставляется банком клиенту либо по почте (в виде ежемесячного отчета), либо при его личном обращении в банк. Существуют также автоматич. устройства печати выписок. (См. также Биллинг.)

ВЫПЛАТЫ

ВЫПЛАТЫ - выдача денежных средств физическим лицам по обязательствам государства, коммерческих структур, бюджетных, внебюджетных, страховых и общественных организаций. В. осуществляются в соответствии с действ. законодательством в форме заработной платы, премий, вознаграждений работникам; стипендий - студентам и учащимся; пенсий - пожилым гражданам, бывшим военнослужащим, инвалидам; дивидендов, процентов - владельцам ценных бумаг; социальных пособий - безработным гражданам трудоспособного возраста, детям, женщинам; страховых выплат и др. В. производятся в наличной ден. форме, а по желанию граждан - в безналичной, путем перечисления ден. средств на счета граждан в банке. В. заработной платы - получение работником заработной платы на пртии (в орг-ции), с к-рым его связывают трудовые отношения; производится 1-2 раза в месяц. Конкретные сроки В. устанавливаются в трудовых договорах и контрактах. В. дивидендов и процентов акционерным обществом - выдача или перечисление владельцу ценной бумаги части дохода после распределения чистой прибыли по итогам работы пр-тия. В. страховая - ден. сумма, выплата к-рой предусмотрена договором страхования при наступлении страхового случая. В имуществ. страховании В. страховая производится в виде страхового возмещения, а в личном страховании - в виде страхового обеспечения. В. социальные - выплаты семьям, имеющим детей. Предусмотрены, в частн., след. виды пособий: пособие по беременности и родам; единоврем. пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка. В. гарантийная - ден. выплата, обеспечивающая полное или частичное сохранение заработной платы рабочих и служащих за время, когда в силу уважит. причин, предусмотр. законодательством, они освобождаются от выполнения обычных трудовых обязанностей на пр-тии, в уч-нии, орг-ции. В. социального характера - компенсации и социальные льготы, предоставляемые работникам, в частн., на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без соц. пособий из гос. и негос. внебюдж. фондов)

ВЫПУСК ЦЕННЫХ БУМАГ

ВЫПУСК ЦЕННЫХ БУМАГ (англ. issue of securities) - совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения - англ. initial public offer, IPO). В России отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, регулируются законами «О рынке ценных бумаг» (1996, в редакции 1998 и 1999) и «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (1998). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код. По каждому В.ц.б. эмитент принимает решение о выпуске, к-рое должно быть зарегистрировано в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. До даты регистрации В.ц.б. запрещается их реклама. Ценные бумаги могут выпускаться в форме: именных документарных, именных бездокументарных, документарных на предъявителя

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (англ. sales proceeds) - основной вид денежного дохода предприятия; один из главных показателей его хозяйственно-финансовой деятельности. От суммы выручки зависят финанс. положение пр-тия, размер прибыли, состояние его оборотного капитала; она является осн. источником возмещения затрат на произ-во и реализацию (продажу) продукции, используется для оплаты счетов предприятий-поставщиков за товарно-материальные ценности, выплаты заработной платы, премий, дивидендов, оказания материальной помощи, уплаты налогов и др. обязательных платежей в бюджеты разных уровней и в гос. внебюдж. фонды, создания фонда износа или амортизации, соц. фондов, погашения кредита, уплаты процентов за кредит и т.д. Сумма получаемой пр-тием В. от р.п. зависит от объема, ассортимента, качества и уровня цен реализуемой продукции. С увеличением выпуска продукции, как правило, растет объем реализации продукции и соотв. денежный доход пр-тия. Ассортимент продукции оказывает существ. влияние на размер выручки, т.к. разные изделия имеют неодинаковые цены. Чем больше в общем объеме реализации уд. вес изделий с высокими ценами, тем больше будет сумма выручки. Качество продукции и его повышение обеспечивают более высокую гарантию реализации продукции и увеличения суммы выручки. Размер ден. доходов пр-тия постоянно находится под воздействием цен, по к-рым реализуется продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Если цена повышается, то соответственно увеличивается и сумма выручки, при снижении цен размер выручки уменьшается. Сумма В. от р.п. (работ, услуг) пр-тия за отчетный или плановый период может быть определена по формуле В = О1 Т - О2, где В - В. от р.п. в соответствующих ценах; О1 - остатки готовых изделий на складе, товаров отгруженных, на ответств. хранении на начало периода; О2 - соответственно на конец периода. В. от р.п. в бух. учете пр-тия отражается по моменту отгрузки и предъявления получателем расчетных документов, а для целей налогообложения - в зависимости от принятого пр-тием порядка налогового учета дохода - методом начисления (по дате отгрузки) или кассовым методом (по дате поступления средств на счета в банках или в кассу). Своевременное поступление В. от р.п. (работ, услуг) - одна из гл. задач деятельности пр-тия в условиях рыночной экономики, т.к. это определяет его финанс. положение. Несвоевременное получение выручки приводит к задержкам выплаты заработной платы работникам пр-тия, задолженности при уплате налогов, задержкам в расчетах с предприятиями-поставщиками за товарно-материальные ценности, с бюджетом, внебюджетными фондами и т.п

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница