Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПОД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПЕР"-"ПОД")

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КАРТЫ

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КАРТЫ (англ. card personalization) - нанесение на платежную карту идентифицирующей информации, выполняемое в процессе подготовки ее к выпуску. П.к. может быть графической, физической и электрической. Графическая П.к. банковских осуществляется, как правило, предприятием-изготовителем. На нек-рых банковских картах предусматривается воспроизведение фотографии ее держателя. Графическая П.к. небанковских, выпускаемых незначит. тиражом, часто полностью осуществляется на графич. принтерах. Физическая П.к. осуществляется при помощи эмбоссирования. При электрической персонализации карт с магнитной полосой осуществляется кодирование магнитной полосы, смарт-карт - запись на микросхему идентификационных и иных данных.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ССУДА, ЛИЧНЫЙ КРЕДИТ

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ССУДА, ЛИЧНЫЙ КРЕДИТ (англ. personal credit) - ссуда индивидуальному заемщику. П. с. обычно выдается для оплаты покупок в рассрочку потребит. товаров длит. пользования (автомашины, телевизоры, мебель) или на особые виды расходов - путешествия, свадьбы, ремонт жилья и т. д. При выдаче П. с. обычно от 1/4 до 1/3 стоимости покупки или расходов заемщик должен покрыть из собств. средств. Погашение задолженности по ссуде производится равными ежемесяч. взносами с включением процентов за пользование ссудой. Расчет процентов производится по твердой ставке исходя из первонач. суммы займа. При погашении ссуды в рассрочку это ведет к тому, что реальная ставка, уплачиваемая заемщиком, оказывается значительно выше номинальной. Банк при заключении договора о ссуде обязан сообщить клиенту действит. стоимость кредита. При выдаче П. с. банк обычно проявляет повышенную осторожность (так, напр., в Великобритании эта форма кредита не дает банку права распоряжения покупаемыми заемщиком товарами в отличие от ссуд под недвижимость, где владение предметом залога передается банку по закладной). (см. Потребительский кредит).

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР, ПИН

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР, ПИН (англ. Personal Identification Number, PIN) - передаваемый банком-эмитентом держателю платежной карты идентификационный секретный код (пароль). Применяется при совершении операции с картой и служит подтверждением того, что операция выполняется именно ее держателем. Как правило, ПИН содержит от 4 до 12 символов. При использовании традиц. технологии, основанной на картах с магнитной полосой, в центре авторизации банка-эмитента хранится шифрованное представление ПИН (в открытом виде ПИН не хранится нигде). С этим представлением сравнивается тот код, к-рый получается в результате шифрования ПИН, введенного в банкомат или POS-терминал во время выполнения операции. Смарт-карты хранят ПИН в памяти микропроцессора (как правило, также в шифрованном виде) и проверяют введенный закрытый код самостоятельно. ПИН выдается держателю карты при ее открытии. Он находится в спец. ПИН-конверте и может быть прочитан только после его вскрытия (в результате обеспечивается секретность ПИН даже по отношению к персоналу, участвующему в процессе персонализации карты). При использовании карт с магнитной полосой с закодир. представлением ПИН его замена (напр., в случае, если держатель забыл закрытый код) возможна только с одноврем. заменой карточки. Смарт-карты позволяют изменять ПИН самому держателю карты. Неверные попытки ввода ПИН фиксируются. Смарт-карты блокируются после нескольких (как правило, трех) ошибок при представлении ПИН. Кол-во последоват. попыток ввода неверного ПИН для карт с магнитной полосой фиксируется в центре авторизации эмитента и в случае превышения лимита (также три попытки) дается команда на блокирование (изъятие) карты.

ПИГУ ЭФФЕКТ

ПИГУ ЭФФЕКТ (англ. Pigou effect, real balance effect) - один из элементов рыночного механизма, способных через воздействие на совокупный спрос возвращать экономику в состояние равновесия. Напр., при росте цен (в экономике, для к-рой инфляционные ожидания не характерны) экономические агенты увеличивают резервируемую часть ден. фонда (кассовые остатки), соответственно уменьшая долю доходов, идущую на потребление. Текущий спрос сокращается, в результате цены падают, экономика приходит в равновесие. Соответственно при неполной занятости падение цен увеличивает кол-во находящихся на руках наличных денег, что вызывает рост спроса на блага и увеличение занятости. Эффект назван по имени англ. экономиста А. Пигу (1877-1959).

ПИСЬМО ГАРАНТИЙНОЕ

ПИСЬМО ГАРАНТИЙНОЕ (англ. letter of guarantee, letter of indemnity) - обязательство, выдаваемое гарантом кредитору в обеспечение полного и своевременного выполнения условий хозяйственного договора должником. П.г. отражает характер и объем обязательств, к-рые дает гарант третьему лицу. Наиболее распространены: коммерческое письмо, принятое в международной торговле и делопроизводстве; банковская гарантия - поручительство банка за своего клиента; аваль - вексельное поручительство за выполнение обязательств к.-л. из обязанных по векселю лиц. Банковская гарантия и аваль, как правило, выдаются под соответств. обеспечение. Кроме того, существуют платежные гарантии: банк-гарант обязуется перед кредитором или экспортером отвечать за исполнение должником или импортером их платежных обязательств по контракту. В этом случае составляется конформное, подтверждающее письмо (см. Письмо конформное). Гарант может предоставлять П.г. на безвозмездной или возмездной (как процент от суммы гарантии) основе. Действие П.г. прекращается после выполнения обязательств, предусмотр. хоз. договором.

ПИСЬМО КОНФОРМНОЕ

ПИСЬМО КОНФОРМНОЕ (англ. confirmed letter) - одна из форм письма гарантийного; письмо-поручительство, содержащее обязательство материнской (родственной) компании поддержать свою дочернюю компанию (филиал, родственную компанию). В отличие от аваля или банковской гарантии, П.к. может содержать любые «гибкие» формулировки поддержки родственной компании (филиала), к-рые устраивают ее контрагентов: от обязательства предоставить необходимые средства, гарантировать поставку и т.п. до обязательства оказать всемерную помощь, поддержку, обеспечить конечный результат и т.п. В спорных случаях квалификация уровня обязательства (поручительства) по П.к. становится непростой проблемой, к-рая зависит от решения судебных органов.

ПИСЬМО-ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

ПИСЬМО-ОБЯЗАТЕЛЬСТВО - документ, предшествующий заключению договора на проведение аудиторской проверки. Оно является ответом аудитора на официальное предложение экономического субъекта провести аудиторскую проверку и готовится во избежание неправильного понимания условий предстоящего договора. В П.-о. определяются условия аудиторской проверки и обязательства сторон, в частн. порядок проведения аудита филиалов и обособленных подразделений проверяемого субъекта, состав форм отчетности аудитора по результатам аудиторской проверки, ответственность за оказываемые услуги, обязательство соблюдения коммерч. тайны, наличие риска необнаружения ошибок. В П.-о. отмечается ответственность экономического субъекта за полноту и достоверность представляемой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки, за обеспечение доступа к первичным документам, за получение необходимой документальной информации от партнеров и т.п. При долгосрочном договоре аудитор может включать в П.-о. только новую, дополнительную информацию или напомнить проверяемому субъекту о содержании предыдущих П.-о.

ПЛАН

ПЛАН (ПРОГРАММА) СБЕРЕЖЕНИЙ (англ. savings scheme) - способ накопления денежных средств, предлагаемый населению коммерческими банками и иными кредитно-финансовыми учреждениями, посредством использования краткосрочных и долгосрочных финансовых инструментов. П.с. в конечном счете определяются характером и режимом функционирования применяемых в сберегательном процессе инструментов, а также сроками действия планов. Одни П.с. предполагают постепенное накопление вкладчиками денег на сберегат. и инвестиц. счетах, счетах срочных и целевых вкладов, а также на депозитных счетах со смешанным способом функционирования (трансакционных счетах) в банках. Др. предусматривают вложение инвесторами довольно больших сумм денег в депозитные и сберегательные сертификаты банков, гос. и муницип. и корпоративные ценные бумаги, страховые полисы. С целью снижения депозитно-инвестиц. рисков клиенты банков применяют комбинации разных П.с. Размер получаемого сберегателями процентного дохода зависит прежде всего от вида П.с. Так, помещение денег в акции и облигации относится к разряду долгосрочных инвестиций, по к-рым инвесторы получают более высокие доходы в форме процентов и дивидендов. Выбор того или иного вида П.с. производится по усмотрению потенц. инвесторов с учетом их финанс. возможностей и степени принятия риска. При этом банки оказывают клиентам активную консультац. поддержку. Во мн. странах П.с. поддерживается гос-вом, к-рое предоставляет населению возможность инвестировать ден. средства в разл. формы и виды банковских вкладов, гос. и муницип. ценных бумаг через гос. сберегат. кассы, нац. сберегат. банки, почтовые и почтово-сберегат. банки и кассы, а также организует и поддерживает нац. систему страхования частных вкладов. В нек-рых странах функционируют общенациональные системы сбережений.

ПЛАН АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

ПЛАН АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ - логическое описание предполагаемых направлений, объема, характера проведения аудита, особенностей экономического субъекта и его деятельности, особенностей используемых при проведении аудиторской проверки методов и технических приемов. План является неотъемлемой частью договора на проведение аудиторской проверки. При подготовке общего плана аудиторской проверки согласовываются приемлемые для аудитора и заказчика уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Порядок составления плана аудиторской проверки определен правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 дек. 1996.

ПЛАН МАРШАЛЛА

ПЛАН МАРШАЛЛА (англ. Marshall Plan) - неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 гос. секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. На основании амер. закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апр. 1948 США заключили двусторонние соглашения с 16 странами Европы (Великобританией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Швецией, Норвегией, Данией, Ирландией, Исландией, Португалией, Австрией, Швейцарией, Грецией, Турцией) об условиях амер. помощи по восстановлению их экономик после 2-й мировой войны. П.М. действовал с апр. 1948 по дек. 1951, когда был заменен законом «О взаимном обеспечении безопасности», предусматривающим одноврем. предоставление экономич. и военной помощи. На Парижской конференции, состоявшейся в 1948, потребности в амер. помощи были определены в размере 20,4 млрд долл. на 1948-51 гг. В соответствии с законом США «О помощи иностр. гос-вам» ежегодная сумма безвозвратных субсидий составила 4,3 млрд долл., а сумма кредитов - 1 млрд долл. Для управления программой в США была создана Администрация экономического сотрудничества, к-рую с 1 нояб. 1951 заменило Агентство взаимной безопасности. Европ. гос-ва образовали Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству для координации Европейской программы восстановления (European Recovery Programme), к-рый позднее был преобразован в Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Основную долю (60%) получили Великобритания, Италия, Франция, Зап. Германия (как 17-й участник П.М.). Условия помощи по П.М. отражали прежде всего интересы США и их стремление предотвратить экономич., политич. и соц. нестабильность стран Западной Европы. Эти страны были обязаны: направлять план-заявку на одобрение амер. администрации; снижать тамож. пошлины в торговле с США; не вывозить товары, перечисл. в амер. списке, в СССР и в страны Восточной Европы; предоставлять США любую информацию, а амер. гражданам - равные права в пром. и коммерч. деятельности. Выручка от продажи амер. товаров и услуг, поступивших по П.М., зачислялась на спец. счета на имя амер. администрации в банках соотв. страны и могла использоваться только на приобретение амер. товаров, что стимулировало экспорт США. П.М. содействовал укреплению пошатнувшихся позиций стран Западной Европы. В соответствии с военно-экономич. расчетами США П.М. подготовил условия для создания НАТО.

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (англ. chart of accounts) - классификатор и кодификатор синтетических счетов, применяемых для бухгалтерского учета в организациях. Рабочий П.с.б.у. содержит совокупность счетов бух. учета, связанных двойной записью в систему (англ. doubleentry system), моделирующую хоз. деятельность конкретной орг-ции, включая классификаторы аналитических счетов бух. учета, систему корреспонденций счетов и кодирования первичных данных для бух. учета. Во многих странах, в т.ч. в России, П.с.б.у. утверждается гос. либо обществ. орг-циями. Он содержит обязательную номенклатуру счетов для применения во всех орг-циях, ведущих хоз. деятельность на тер. гос-ва, предполагающую единообразную методологию, обобщение и контроль показателей хоз. деятельности и одновременно необходимую степень свободы для выбора методов индивидуальной учетной политики. Чаще всего применяют три подхода к построению П.с.б.у.: матричный, линейный и иерархический. Матричный П.с.б.у. разделяется на 10 классов счетов, каждый класс в свою очередь может быть разделен на 10 групп, или подклассов счетов, а каждая группа (подкласс) может включать до 10 синтетических счетов. Всего при строгой упорядоченности система бухгалтерского учета может содержать до одной тысячи счетов первого порядка (синтетических счетов). Линейное строение П.с.б.у. предусматривает последовательное изложение синтетических счетов, сведенных в группы. Число групп ничем не ограничено, что позволяет выделить столько счетов, сколько необходимо, без создания субсчетов. Кодирование счетов производится порядковыми номерами от 1 до n. Иерархическое строение П.с.б.у. предполагает минимальное число синтетических счетов при максимальном выделении информационных признаков в субсчетах. Корреспонденция счетов устанавливается только между синтетическими счетами, что при правильном подборе признаков счетов и субсчетов позволяет значительно сократить число корреспонденций между счетами и упростить информационную структуру.

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ (англ. planning) - 1) координация экономической деятельности государством или уполномоченными институтами путем составления плана; - 2) определение объемов и структуры конечного продукта путем распределения факторов производства. Различают индикативное и директивное П. Индикативное П состоит в определении экономич. приоритетов. Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономич. инструментов, призванных стимулировать его реализацию (налоговая, кредитно-ден. политика и др.). Главные достоинства индикативного П. - снижение неопределенности при принятии решений, увеличение стабильности нац. экономики. Индикативное П. в наибольшей степени развито во Франции. Директивное П. используется в странах с командно-административной системой экономики и осуществляется из единого гос. центра. План в этом случае обязателен к выполнению и имеет силу закона. Наиболее жесткие формы директивное П. имело в быв. СССР. Первым органом гос. планирования была Государственная плановая комиссия (позднее Государственный плановый комитет СМ СССР, Госплан СССР), созданная в февр. 1921 в результате преобразования комиссии, к-рая разрабатывала план ГОЭЛРО - Государственный план по электрификации России. Рассчитанный на 10 лет план предусматривал проведение на базе электрификации (строительства Шатурской ГРЭС, Волховской ГЭС, гидроцентрали на Кавказе; гидроэлектростанций на Волге и т.д.) реконструкции нар. хоз-ва - капитальное стр-во, развитие пром-сти и с. хоз-ва. Это был первый в мире народнохозяйств. план. С 1928-29 П. стало осуществляться в СССР по перспективным и текущим планам. Перспективное П. было рассчитано на 5-летний срок, а текущее - на годовой (с разбивкой по кварталам). Осн. показателем хоз. планов были темпы роста произ-ва продукции, к-рые планировались без учета фактич. спроса на нее, а на основе полученных пр-тием от соотв. отраслевой вышестоящей организации контрольных цифр (в свою очередь получавшей твердое плановое задание в виде обязательного для выполнения закона). Темпы роста объема произ-ва продукции (независимо от ее качества и спроса на нее) были мерилом работы пр-тий. Результатом такой системы для хоз-ва страны стали дефициты прежде всего предметов потребительского спроса населения, особенно продовольствия. Страны, нуждающиеся в комплексной многоцелевой перестройке экономики в силу общей или структурной слабости (слаборазвитые в экономич. отношении страны или экономики, находящиеся в длительном кризисе) составляют планы развития. П. на хозяйствующем субъекте (внутрифирменное П.) может быть ориентировано на достижение конечных результатов (осуществление инвестиц. проектов в целях успешного развития предприятия, освоения новых технологий, видов продукции, сегментов рынка, каналов сбыта, эффективного использования человеческих ресурсов и т.п.).

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

1) форма безналичных расчетов за товарно-материальные ценности и услуги, когда они предоставляются систематически и равномерно, а финансовое положение плательщика достаточно стабильно. Разновидность расчетов платежными поручениями. При П.п. упрощается техника расчетов, сокращается разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денег. Сумма и сроки П.п. устанавливаются по согласованию сторон, а копии соглашений представляются в банк. В порядке П.п. кроме расчетов за товарно-матер. ценности могут вноситься платежи в бюджет, за пользование природными ресурсами, плата за фонды, за коммун. услуги и др. безакцептные платежи (напр., за электроэнергию); 2) форма погашения кредита при кредитовании по обороту и зачислении выручки от реализации продукции на спец. ссудный счет (П.п. по ссудам). Эта форма П.п. предусматривала погашение задолженности в соотв. плановые сроки расходования кредитуемых товарно-матер. ценностей. Перечисление средств с расчетного счета на спец. ссудный счет осуществлялось один раз в неделю и в последний рабочий день месяца. Однодневный П.п. по ссуде определялся путем деления П.п. за квартал на кол-во рабочих дней в квартале. В совр. российской практике не применяется.

ПЛАТА ЗА ВОДУ, ЗАБИРАЕМУЮ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИЗ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ

ПЛАТА ЗА ВОДУ, ЗАБИРАЕМУЮ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИЗ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ - налоговые платежи за воду, предназначенные для пополнения доходной части бюджета и рационального использования водных ресурсов. Плата за пользование водными ресурсами осуществляется в соответствии с Законом РФ «О недрах» (1992 в ред. 1995). Необходимость введения с 1998 платного водопользования предусмотрена гл. 12 Водного кодекса РФ (1995), согласно к-рому основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. Плата за пользование водными объектами введена Федер. законом «О плате за пользование водными объектами» (1998). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 1998 № 818 утверждены миним. и максим. ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономич. районам. Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами установлены в пределах установленных лимитов в рублях за 1 тыс. м3 забора воды и отдельно за 1 тыс. м3 сброса сточных вод. Конкретные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Плательщики платы за пользование водными объектами: орг-ции и пр-тия, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технич. средств или устройств на основе лицензии. Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам за 1 тыс. м3 воды, забранной из водного объекта. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки плата для плательщика в части такого превышения увеличивается в 5 раз. При пользовании водными объектами без соотв. лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения). Водные объекты, используемые для ликвидации стихийных бедствий, сельскохоз. назначения, рыболовства, лечебно-оздоровительного назначения и др., не являются объектами платы. Сумма платы перечисляется в федеральный бюджет (40%) и бюджет субъекта РФ, где осуществляется использование водных объектов (60%). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе устанавливать льготы по плате для отд. категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соотв. субъекта РФ. Не менее 50% поступлений должно направляться на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг) и перечисляется в соотв. бюджеты в сроки: предпринимателями, малыми пр-тиями и плательщиками, использующими акваторию водного объекта, - ежеквартально, остальными плательщиками - ежемесячно не позднее 20 числа после истечения отчетного периода. Плательщики определяют сумму платы самостоятельно и в те же сроки представляют в налоговый орган налоговую декларацию, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТА ЗА ФОНДЫ

ПЛАТА ЗА ФОНДЫ - форма распределения прибыли в СССР между хозрасчетными предприятиями (объединениями) и государством. Применялась с 1966 на пром. и др. хозрасчетных предприятиях (объединениях) сферы материального производства, переведенных на новую систему планирования и экономич. стимулирования в соответствии с Пост. ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования производства» от 4 окт. 1965. П. за ф. - первоочередной элемент распределения прибыли и платежей в бюджет - введена с целью стимулирования рационального использования, усиления экономич. заинтересованности предприятий в увеличении фондоотдачи и повышении эффективности капитальных вложений. В то же время она обеспечивала регулярные поступления средств в бюджет независимо от выполнения плана прибыли. Величина П. за ф. определялась ставками (нормативами) и объемом используемых производств. фондов. Нормативы П. за ф. устанавливались на длит. срок едиными для производств. осн. фондов и нормируемых оборотных средств. Ставка в пром-сти составляла 6%, а в отдельных отраслях с относительно низким уровнем рентабельности - 3%. П. за ф. взималась с первоначальной стоимости осн. производств. фондов, что должно было повысить заинтересованность предприятий в своевременном обновлении их и повышении технич. уровня произ-ва. П. за ф. просуществовала до 1991, когда вступил в действие Закон о налогах с предприятий и организаций.

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ (англ. solvency, paying capacity) - способность государства, юридических и физических лиц полностью выполнить свои обязательства по платежам исходя из наличия у них денежных средств, необходимых и достаточных для выполнения этих обязательств. Пр-тие считается платежеспособным, если имеющиеся у него ден. средства, краткосрочные финанс. вложения (ценные бумаги, врем. финанс. помощь др. пр-тиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, кредиторскую задолженность). П. рассчитывается как отношение мобильных средств пр-тия к его текущим обязательствам. Чем выше этот показатель, т.е. чем бульшими ликвидными ресурсами (наличные средства, гос. краткосрочные обязательства, высоколиквидные ценные бумаги банков, акционерных обществ и др.) располагает пр-тие, тем быстрее оно может выполнить предъявляемые требования, текущие обязательства. Уменьшение объема ликвидных активов, равно как и увеличение доли ненадежной задолженности пр-тия, снижает уровень его П. Аналогичная ситуация складывается при росте текущих обязательств по отношению к объему ликвидных активов и требований. Уровень П. пр-тия в значит. мере определяется состоянием его оборотных средств. Для бесперебойного хода производств. процесса часть оборотных средств пр-тия должна находиться в ликвидной форме. Это средства, необходимые для осуществления текущих платежей, выплаты заработной платы и др. Если же существ. часть оборотных средств пр-тия отвлекается из этого оборота и находится в составе избыточных запасов сырья, материалов, используется для необеспеч. коммерч. кредитования др. пр-тий, вкладывается в низколиквидные ценные бумаги, то возможность пр-тия погашать свои обязательства резко снижается и его П. уменьшается. Коэффициент платежеспособности выражается в процентах и показывает степень риска партнеров. Сам риск оценивается двумя показателями: отношением уставного капитала к общим пассивам; отношением уставного капитала к сумме пассивов за минусом краткосрочных обязательств. Собств. средства сравниваются в первом соотношении с общими пассивами (определяется их доля), во втором - с суммой долгосрочных обязательств. Для повышения П. необходимо увеличивать долю собств. средств в общей сумме оборотных средств, следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, своеврем. расплачиваться с долгами и добиваться того же от своих дебиторов, должников. Для оценки текущей П. пр-тия сумму его оборотных средств сравнивают с суммой его краткосрочной задолженности. Платежеспособным на текущую перспективу считается пр-тие, у к-рого рассчитанный т.о. показатель равен или больше 2. Возможность погашения долгосрочных займов характеризует способность пр-тия функционировать длит. период. Такая оценка необходима для выявления на ранней стадии признаков банкротства. Коэффициент, отражающий П. пр-тия по долгосрочным займам, рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному. Увеличение доли заемного капитала в структуре капитала пр-тия считается рискованным. Чем выше значение коэффициента П., тем больше задолженность пр-тия и ниже оценка уровня долгосрочной П.

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ

ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ (англ. public solvency) - способность страны своевременно погашать свой внешний долг в приемлемой для кредитора валюте. П.с. зависит от ее ресурсов, объема ВВП, экспорта, международной валютной ликвидности. Для анализа П.с. в мировой практике используют ряд показателей. Внешний долг сопоставляется с ВВП страны, но универсал. критерия по этому показателю не существует: у каждой страны свой критич. уровень. Учитывая разл. график выплат по обслуживанию внешнего долга, рассчитывают др. показатель: отношение платежей по обслуживанию долга к ВВП. С учетом экспортных возможностей страны-должника определяется третий показатель: отношение долга к экспорту товаров и услуг и платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг. Последний показатель - норма обслуживания долга (НОД) является приоритетным при анализе П.с. При нарушении графика платежей по обслуживанию долга возникает кризис П.с. (см. Оптимизация платежей по долгу).

ПЛАТЕЖИ

ПЛАТЕЖИ (англ. payments) - денежные средства, которые надлежит уплачивать за приобретенные товары и предоставленные услуги, используемые ресурсы, предоставленный кредит, а также установленные законом взносы в форме расчетов по обязательствам. Пр-тия осуществляют: оплату товарно-материальных ценностей (работ, услуг); выплату заработной платы; арендную плату; плату за коммунальные услуги; плату по тарифам средств связи; страховые П.; уплату процентов за кредит; П., связ. с возвратом кредитов; П. в бюджет и внебюдж. фонды в виде налогов и др. обязательных П. и т.д. Физич. лица оплачивают коммунальные услуги, вносят плату за пользование средствами связи, осуществляют страховые платежи и т.п. ГК РФ (ст. 140, 861-885) предусматривает применение на тер. страны П. в наличной и безналичной формах. Осн. часть П. совершается путем безналичных перечислений по счетам плательщиков и получателей средств. Юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, не превышая установл. нормативными актами суммы, при этом часть П., превышающая норму, должна производиться в безналичной форме через кредитные орг-ции. П., осуществляемые пр-тиями в форме безналичных расчетов, можно разделить на: П. по обязательствам пр-тия (орг-ции) перед бюджетом, внебюдж. фондами и др.; П. в порядке оплаты расчетов по товарным операциям и хоз. договорам при помощи платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, расчетных чеков, векселей и т.д. Ведущая форма П. в условиях рыночной экономики - расчеты посредством платежных поручений. П. в бюджет и внебюдж. фонды производятся, как правило, платежными поручениями. Широко используются в рыночной экономике П. за природные ресурсы, землю, воду, за загрязнение окружающей природной среды, коммун. услуги, таможенные, лицензионные и др. Через платежи за пользование природными ресурсами изымается дифференциальная рента, возникающая из-за различий в естественной продуктивности природных ресурсов. Плата за землю взимается с юридич. и физич. лиц, получивших землю в собственность, владение, пользование или аренду. Налоги за загрязнение окружающей среды - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде юридич. и физич. лицами, осуществляющими деятельность на тер. РФ, связ. с природопользованием. П. за коммунальные услуги производят население и арендаторы помещений за пользование теплом, газом, водой и т.п. П. лицензионные вносят получатели лицензий (см. Лицензионные платежи). П. таможенный совокупный - взимаемая без деления на источники сумма, эквивалентная сумме тамож. пошлин, НДС, акцизов и иных налогов, взимание к-рых возложено на тамож. органы. Развитие карточных платежных систем увеличивает долю безналичных расчетов населения в оплате приобретенных товаров и услуг.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ

Федеральным законом «О недрах» (в ред. 1995 с изм. и доп. 2001) установлены (ст. 39- 43) след. платежи при пользовании недрами: разовые платежи за пользование недрами при наступлении определ. событий, предусмотр. в лицензии [их окончат. размеры устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии за пользование недрами]; плата за пользование геологич. информацией о недрах, полученной в результате гос. геологич. изучения недр от федер. органа управления гос. фондом недр; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий; регулярные платежи за пользование недрами [за предоставление пользователям недр исключит. прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых; разведку полезных ископаемых; геологич. изучение и оценку пригодности участков недр для стр-ва и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; стр-во и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включая стр-во искусств. сооружений и прокладку кабелей и трубопроводов под водой]. Регулярные платежи не взимаются за разведку полезных ископаемых в границах горного отвода, предоставл. пользователю недр для добычи полезных ископаемых, а также за пользование недрами для: регион. геологич. изучения; образования особо охраняемых геологич. объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровит. и иное значение; сбора минералогич., палеонтологич. и др. геологич. коллекционных материалов. Размеры регулярных платежей зависят от экономико-географич. условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологич. изученности территории и степени риска. Максимальный и минимальный размер ставки (на 1 км2 площади участка недр) устанавливает Правительство РФ, конкретный размер - исполнит. орган гос. власти субъекта Федерации. Регулярные платежи, уплачиваемые пользователями недр с 1 янв. 2002 ежеквартально в ден. форме, зачисляются в федер., регион. и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Кроме того, пользователи недр уплачивают др. налоги и сборы, установл. законодательством РФ о налогах и сборах. Пользователи недр, выступающие стороной в соглашении о разделе продукции, являются плательщиками П. при п.н. в соответствии с законодательством РФ. При этом предусматривается раздел минерального сырья (заменяющий взимание отд. налогов и иных обязат. платежей) между Российской Федерацией и пользователем недр с последующим распределением полученной гос-вом продукции или ее стоимостного эквивалента между РФ и субъектом РФ на основе соответств. договора. Порядок, размеры платежей за пользование недрами при выполнении соглашения о разделе продукции устанавливаются в условиях соглашения. Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе РФ и в исключительно экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, устанавливаются Правительством РФ и зачисляются в федеральный бюджет.

ПЛАТЕЖНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ПЛАТЕЖНОЕ СОГЛАШЕНИЕ (англ. payment agreement) - документ, устанавливающий порядок расчетов по торговым и неторговым операциям. Как правило, междунар. П.с. заключается на межправит. уровне на двусторонней или многосторонней основах. В ряде случаев П.с. - это составная часть договора (торгового, кредитного и т.п.). Заключается в соответствии с валютным законодательством конкр. страны. Расчеты по П.с. производятся в осн. в свободно конвертир. валюте либо на клиринговой основе.

ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ЗАКОННЫЕ

ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ЗАКОННЫЕ (англ. lawful money) - денежные знаки, которые по закону являются обязательными к приему в погашение долга на территории данного государства. Все денежные знаки, монопольно эмитируемые центральным банком, являются П.с.з. Все П.с.з. являются деньгами, но не все деньги являются П.с.з. Иностранная валюта не является для др. страны П.с.з. В нек-рых странах П.с.з. могут иметь определенные ограничения: по сумме платежа (напр., серебр. монеты в США до 1933 - не более 10 долл.; в Великобритании Закон о монетах (1970) содержит перечень ограничений П.с.з.); по виду платежа (банкноты США, известные как «гринбеки», к-рые выпускались в обращение федер. пр-вом США во время Гражданской войны и использовались при разл. платежах, кроме уплаты процентов по гос. долгу и импортных пошлин); по срокам осуществления платежа (данное ограничение возникает в связи с проведением денежной реформы или деноминацией как части ден. реформы и заменой старых ден. знаков на новые). Так, в рамках проводившейся с 1 января 1961 деноминации советского рубля обмен ден. знаков на новые осуществлялся без ограничений только в определ. период - с 1 янв. по 1 апр. (деноминация в России такого рода ограничений не предполагала). Как основа безналичных расчетов П.с.з. - это совокупность законодательно регулируемых платежных инструментов, выступающих, напр., в форме платежного поручения, платежного требования-поручения, чека и др.

ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТЕЖНЫЙ ГРАФИК

ПЛАТЕЖНЫЙ ГРАФИК - составная часть платежного календаря, которая определяет платежи хозяйствующих субъектов в предстоящий период. В соответствии с существующей платежной системой П. г. конкретного хозяйствующего субъекта определяет сроки и суммы платежей по различным хозяйственным операциям, в бюджет, по принятым программам инвестирования, банкам при погашении банковских кредитов и т. д. П. г. связан с платежным оборотом, так как сроки и объемы платежей зависят от поступлений средств. П. г. содействует укреплению платежной дисциплины. Как правило, П. г. применяется, когда долгосрочные договоры или программы предусматривают возможность осуществления платежей долями или когда обязательства юридических и физических лиц, вытекающие из торговых, кредитных и иных денежных операций, требуют расчетов в рассрочку. На основе П. г. осуществляется предоставление рассрочки при уплате таможенных платежей, оплате приобретаемых товарно-материальных ценностей, лизинговые погашение заемных средств бюджета. П. г. по осуществлению платежей погашения реструктурированного основного долга - существ. часть договора о реструктуризации предприятий. При осуществлении эмиссии ценных бумаг составляется П. г. платежей за размещаемые ценные бумаги, а также дивидендов или гарантированных платежей по облигационным займам (в том числе и по государственным ценным бумагам).

ПЛАТЕЖНЫЙ КРЕДИТ

ПЛАТЕЖНЫЙ КРЕДИТ - кредит на оплату расчетных документов, предоставлявшийся Госбанком СССР организации при возникновении временных финансовых трудностей. Как правило, это было связано с несовпадением сроков поступления средств и платежей на счет в банке. Выдачей П. к. считалась оплата расчетных документов клиента со спец. ссудного счета. В соврем. условиях его роль играет овердрафт.

ПЛАТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ В ЭКОНОМИКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

ПЛАТНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ В ЭКОНОМИКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ (П.п.) предприятия, учреждения, организации Министерства обороны РФ (МО РФ), других министерств и ведомств, а также физические лица, получающие технику, вооружение и имущество из фондов МО РФ за плату. Ежегодно федер. органы исполнит. власти, имеющие воинские формирования, регулярно заключают с МО РФ договоры (контракты) о порядке материального и ден. обеспечения Министерством обороны РФ находящихся в их составе войск. Отпуск военного имущества за плату производится центр. управлениями через подчин. им базы и склады. Определ. объем работы по продаже материальных ценностей выполняют службы материально-технич. обеспечения округа, получившие название «довольствующие службы». Основанием для отпуска ими имущества П.п. являются наряды (разнарядки), сообщаемые центр. управлениями довольствующим службам округов (см. Военно-финансовые органы). П.п. могут получать технику, имущество как со складов и баз МО РФ, так и за счет фондов МО РФ непосредственно со складов, баз и пр-тий-поставщиков по нарядам, выдаваемым довольствующими службами военных округов. В последнем случае довольствующие службы в расчетах за получ. П.п. технику, имущество не участвуют, поскольку покупатели расчеты с поставщиками производят централизованно. При получении П.п. материальных ценностей непосредственно с пр-тий, баз, складов МО РФ расчеты за них могут производиться централизованно через Главное управление военного бюджета и финансирования МО РФ (ГУВБиФ) или путем перечисления денег с расчетного счета получателя имущества на счет орг-ции, производившей отпуск материальных средств. Перечень воинских частей и орг-ций др. мин-в и ведомств, к-рые централизованно производят расчеты за технику и имущество, доводится до довольствующих служб военных округов и до воинских частей (складов) включительно главными и центр. управлениями МО РФ. При отпуске через довольствующие службы П.п. вооружения, военной техники и др. имущества, расчеты за к-рые осуществляются централизованно через ГУВБиФ МО РФ, довольствующие службы ведут количеств. и стоимостной учеты отпущ. ими материальных ценностей и ежегодно представляют соотв. главным и центр. управлениям установленную отчетность для проведения взаиморасчетов. При ведении П.п. расчетов на местах отпуск им техники, вооружения, имущества производится только после предварит. оплаты их стоимости с предъявлением приемщиками доверенностей и оплаченных счетовнарядов. Прием наличных денег за отпускаемые продовольствие и имущество в разрешенных случаях за плату производится только финанс. органами воинских частей через кассу. Прием денег начальниками складов или др. лицами помимо финанс. органов запрещен.

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМА

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМА (англ. repayment of a loan) - прекращение обязательств по выплате суммы основного долга и процентов (при наличии таковых). Нормальный способ П.з. - исполнение должником заемного обязательства. На практике также используются: отступное - получение взамен исполнения обязательства к.-л. имущества; ? зачет (полный или частичный) заемного обязательства встречным однородным требованием, срок исполнения по к-рому наступил, не указан или определен моментом востребования; новация - соглашение о замене первоначального обязательства др. обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (напр., заемное обязательство может быть новировано в вексельное обязательство). Все эти способы П.з. характеризуются получением кредитором встречного удовлетворения в момент погашения и(или) в будущем. Прекращение заемного обязательства с юридич. т.з. не всегда может расцениваться как П.з. в экономич. смысле. Напр., прекращение обязательства при ликвидации юридического лица, в т.ч. в случае банкротства, невозможность исполнения и нек-рые др. основания могут либо вообще не предусматривать удовлетворения требований кредитора, либо приводить к далеко не полному их удовлетворению в связи с недостаточностью имущества должника. В результате прекращение заемного обязательства по указ. основаниям может приводить к убыткам в деятельности кредитора. При погашении заемного обязательства, являющегося по своей природе денежным обязательством, сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения должна погашать прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем проценты за пользование заемными средствами, а в оставшейся части - основную сумму долга.

ПОДАТЬ

1) подушный налог, взимавшийся с т.н. податн?ых сословий (крестьян и мещан) в царской России до 2-й пол. XIX в. Заменен налогом со всего населения. 2) Подать лесная - платежи за пользование лесным фондом, введенные Основами лесного законодательства РФ (1993) и Лесным кодексом РФ (1997).

ПОДОТЧЕТНЫЕ ЛИЦА

ПОДОТЧЕТНЫЕ ЛИЦА - работники организации, получившие авансом наличные денежные средства на предстоящие расходы (хозяйственные и по служебным командировкам). Список лиц, имеющих право на получение подотчетных сумм, утверждается руководителем орг-ции. Правила выдачи подотчетных сумм регулируются Порядком ведения кассовых операций и иными документами. Новый аванс выдается только после полного расчета по ранее выданному. Размер аванса на предстоящие хоз. расходы и его сроки определяются руководителем орг-ции. Выдача под отчет наличных ден. средств на расходы, связ. с деловыми поездками, включая служебные командировки, осуществляется в пределах сумм, причитающихся П.л. на эти цели. Полученный аванс П.л. может расходовать только по целевому назначению. Передача подотчетных сумм одним П.л. другому запрещается. П.л. должно представить руководителю орг-ции отчет об использовании полученных ден. средств с приложением оправдат. документов (проездных билетов, счетов гостиниц, товарных чеков и др.). По авансам на хоз. расходы отчеты должны быть представлены в сроки, устанавливаемые руководителем орг-ции. Сроки составления авансовых отчетов о расходах на служебные командировки предусмотрены соотв. нормативными документами: при командировках в пределах РФ - не позднее 3 дней, а при командировках за пределы РФ - не позднее 10 дней по возвращении из командировки. Остаток неизрасходованных сумм П.л. сдает в кассу орг-ции одновременно с представлением авансового отчета. Перерасход подотчетных сумм выдают П.л. из кассы. Авансовые отчеты после проверки бухгалтерией утверждаются руководителем орг-ции.

Предыдущая страница Следующая страница