Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МЕЖ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МЕЖ")

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР - договор об учреждении Европейского Сообщества (ЕС). Вступил в силу с 1 ноября 1993. М.д. явился логическим продолжением многолетних усилий европейских государств в области валютной интеграции и опирался на имевшиеся достижения, прежде всего, на функционировавшую с марта 1989 Европейскую валютную систему. Наметившаяся в сер. 80-х гг. тенденция к оздоровлению экономич. конъюнктуры создала благоприятные условия для форсирования интеграц. процесса. В 1985 государства-члены ЕС приняли Единый европейский акт (вступил в силу в 1987), предусматривавший создание до конца 1992 единого внутреннего рынка товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Работа по его формированию показала, что максим. эффект может быть получен при параллельном формировании полноценного валютного союза. Тезис «нет единого рынка без единой валюты» получил поддержку подавляющего большинства стран ЕС, к-рые на Евросовете в июне 1988 приняли решение о разработке плана поэтапного формирования экономического и валютного союза. Для выработки Договора об экономическом и валютном союзе была созвана межправительственная конференция как единственный орган, имеющий полномочия по внесению в Римский договор изменений, необходимых для введения единой валюты и создания единого банка. По мере протекавших в ЕС дискуссий параллельно с работой над договором о валютно-экономическом союзе было решено созвать вторую межправительственную конференцию для заключения договора о политическом союзе. Итогом стал Договор об учреждении Европейского сообщества, согласов. на Межправительственной Конференции в Маастрихте (Нидерланды) 9-11 дек. 1991 и подписанный также в Маастрихте 7 февр. 1992. М.д. представляет собой поправки и дополнения к Римскому договору 1957 об учреждении Европейского экономического сообщества. В частн., значительная часть Римского договора «отредактирована», и термин «Европейское экономическое сообщество» всюду заменен на Европейское сообщество. (Следует отметить, что, хотя с ратификацией М.д. Европейское сообщество стало официально именоваться с 1 ноября 1993 Европейским союзом, термин «сообщество» по-прежнему сохраняется. С юридич. т.з. корректны оба наименования - Европейское сообщество и Европейский союз). Европейский союз, в соответствии с М.д., опирается на три «колонны» - экономический и валютный союз (представляющий собой сферу, где присутствуют элементы наднационального регулирования); общую внешнюю политику и политику в области безопасности (базирующиеся на механизме межгосударств. сотрудничества); и координацию в вопросах внутренних дел и юстиции. Дополнит. изменения в институциональное устройство ЕС были внесены на межправит. конференциях в 1996-97 в Амстердаме (Амстердамский договор, подписан 2 окт. 1997, вступил в силу с 1 мая 1999) и в 2000 в Ницце (Ниццский договор, подписан 26 февр. 2001, находится на ратификации)

МАКЛЕР

МАКЛЕР (от нем. Makler, из голл. makelaar - спекулянт (в русск. с времен Петра I); англ. broker) - 1) человек, принимающий участие в сделках, связанных с куплей-продажей товаров или ценных бумаг; 2) человек, принимающий участие в сделках, связанных со страхованием; в отличие от страхового агента М. не работает по найму у страховой организации. В зарубежной практике М. рассматривается как одна из центр. фигур на фондовой бирже, т.к. выступает в роли посредника между продавцом и покупателем при заключении сделок с ценными бумагами. В дореволюционной России маклеров избирали на должность (пожизненно) в соответствии с уставом. Для каждой биржи устанавливался штат маклеров, к-рый утверждался министерством финансов. Биржевой маклериат являлся замкнутой корпорацией, М. строго следили за соблюдением установл. правил совершения сделок, интересов клиентов. За услуги М. получал от клиентов комиссионное вознаграждение («кураж»), размер к-рого не должен был превышать установл. таксы. М. не имел права заниматься никаким видом деятельности, кроме биржевого посредничества. За рубежом, напр., в Германии, на бирже выделяют М.: курсового и свободного биржевого. Осн. задача курсового М. - установление курса или биржевой цены. Курсовой М. назначается органами биржевого надзора и допускается к торгам Правлением биржи, распределяющим между М. ценные бумаги, к-рыми они должны торговать (т.е. курсовой М. выступает в роли маклера-специалиста). В отличие от курсового М. свободный М. имеет право торговать любыми видами ценных бумаг, поэтому он заранее определяет цены, по к-рым готов покупать и продавать ценные бумаги. Выступая посредником между продавцом и покупателем в отличие от брокера, М. может самостоятельно и за свой счет покупать или продавать ценные бумаги. В др. случаях биржевой, или зарегистрированный, маклер рассматривается как независимый торговец ценными бумагами, осуществляющий биржевые сделки, ориентир. на краткосрочные колебания курса ценных бумаг, за свой счет. В наст. время в России М. является штатным сотрудником биржи, на к-рого возлагается обязанность вести биржевой торг и контролировать соблюдение установл. биржей правил биржевой торговли. М. представляет интересы биржи, оперативно взаимодействуя с биржевыми торговцами. Права и обязанности М. определяются внутрибиржевыми нормативными документами. В составе исполнит. функцион. подразделений биржи предусматривается группа маклеров или маклериат

МАКРОЭКОНОМИКА

МАКРОЭКОНОМИКА (англ. macroeconomics) - раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое (еще один раздел - микроэкономика). М. исследует проблемы экономических циклов и экономич. роста, занятости, инфляции и др. вопросы в масштабах экономики в целом, а также взаимодействие национальных экономик. Выделение современной М. в особый раздел экономической теории произошло в 1-й пол. ХХ в. и связано с именем Дж. М. Кейнса (1883-1946) и его книгой «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Эта работа, содержавшая новую систему взглядов на рыночную экономику, ознаменовала поворотный пункт в экономической науке ХХ в. и дала мощный стимул к развитию макроанализа. Дальн. развитие М. шло как по линии углубления и развития кейнсианских идей (неокейнсианство), так и через их пересмотр на основе классич. представлений о рыночной экономике (неоклассики). Среди ученых, внесших заметный вклад в развитие и становление М.: Р. Харрод (1900-78), А. Хансен, Дж. Хикс (1904-89), В. Леонтьев (1906-1999), М. Фридмен (р. 1912), Р. Лукас (р. 1937) и др. Осн. метод макроэкономич. анализа - макроэкономическое моделирование. При построении моделей используются совокупные или агрегированные показатели, такие как ВНП (ВВП), национальный доход, средний уровень цен и др. В рамках М. проводится не только теоретический анализ исследуемых проблем, но и вырабатываются рекомендации по проведению экономич. политики. Определение стратегич. и тактич. задач экономич. политики, выбор инструментов, координация целей - важнейшая составная часть соврем. М

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЕРЕЖЕНИЙ - установление и поддержание с помощью мер фискальной и кредитно-денежной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего). Применительно к М.п.с.с. это означает поддержание оптимального соотношения между потреблением и накоплением для обеспечения макроэкономич. сбалансированности сбережений и инвестиций. М.п.с.с. представляет собой стратегию и тактику по стимулированию сбережений в экономике. Важнейшие факторы, определяющие М.п.с.с. - доходы населения, уровень благосостояния семей, уровень цен, экономич. ожидания, уровень налогов, традиции и др. факторы, к-рые принимаются во внимание при ее разработке и реализации. Основой М.п.с.с. выступает гос. политика по организации сбережений. М.п.с.с. предполагает абстрагирование от различий региональной (местной) рыночной конъюнктуры и влияния субъективных факторов, определяющих экономич. конъюнктуру (напр., крупных коммерч. банков). Важнейшими элементами М.п.с.с. выступают гос. финансовая и кредитно-денежная политика. В России гос-во в лице Минфина РФ, налоговых органов, ЦБ РФ, Сбербанка РФ проводит политику по стимулированию сбережений, опираясь в т.ч. и на негосударств. структуры - ФПГ, коммерч. банки, страховые орг-ции, пенсионные фонды, инвестиционные, инновационные и пр. компании, к-рые в свою очередь оказывают определенное влияние на гос. М.п.с.с. Однако влияние этих орг-ций на М.п.с.с. носит ограниченный, вторичный характер, поскольку их собственная политика складывается под влиянием гос. финансово-кредитной политики. Именно гос-во, используя такие методы регулирования, как варьирование официальной учетной процентной ставкой, операции на открытом рынке с валютой и ценными бумагами, установление экономич. нормативов деятельности коммерч. банков, определяет позиции экономических субъектов на рынке, их стратегию и тактику. Кредитно-ден. (монетарная) политика, проводимая преимущественно ЦБ РФ, имеет целью обеспечить стабильность нац. ден. единицы и обеспечить сохранность сбережений населения в банках и иных кредитных оргциях. Фискальная политика гос-ва (бюджетная, налоговая) непосредственно отражается на результатах сберегательного процесса и должна быть направлена на стимулирование сбережений прежде всего в кредитной форме, чтобы обеспечить инвестиции в экономику. М.п.с.с. в данной стране может проводиться также междунар. орг-циями, вводящими режим наибольшего экономич. благоприятствования, предоставляющими налоговые льготы, субсидии, кредиты прав-вам, что стабилизирует экономич. положение страны, способствует ее экономич. росту, стимулируя сберегательный процесс

МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР РИСКА НА ОДНОГО ЗАЕМЩИКА

МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР РИСКА НА ОДНОГО ЗАЕМЩИКА (англ. maximum lending limit) - показатель (норматив), определяющий предел предоставляемых кредитов в зависимости от величины собственных средств (капитала) банков и используемых финансовых инструментов в целях снижения риска потенциальных убытков кредитной организации от одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков. Норматив основывается на одном из принципов Базельского комитета по банковскому надзору, к-рый предполагает уверенность органов банковского надзора в том, что кредитные орг-ции имеют возможность контролировать процесс управления рисками кредитования, а там, где это необходимо, предусмотрен капитал для покрытия этих рисков. В Российской Федерации этот норматив контролируется системой Банка России. Предельное значение его (в % от собств. средств банка) устанавливается Инструкцией ЦБ РФ от 1 окт. 1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков» (с доп. и уточн.). Рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства к-рого банком произведены вложения, включая гос-во - эмитент государственных долговых обязательств (отдельно в отношении федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюджета). Аналогичный норматив применяется в отношении заимствований акционеров (участников) кредитной оргции - как юридич., так и физич. лиц - в случае, если вклад (доля) акционера в уставный капитал не превышает 5% его величины

МАКСИМИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ ПРИБЫЛИ

МАКСИМИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ ПРИБЫЛИ (англ. рrofit maximization) - маркетинговая стратегия предприятия, обеспечивающая максимальное получение текущей прибыли с учетом объема продаж, издержек производства, уровня цен и других экономических факторов. Выбор цены товара (услуги) производится после оценки спроса, издержек произва и объема продаж. Пр-тия, предприниматели комбинируют затраты, объемы произ-ва и реализации отд. товаров т. о., чтобы получить максим. прибыль. Существуют две теории поведения пр-тий на рынке. В соответствии с одной теорией предприятие руководствуется принципом разумной достаточности и разумно достаточного роста доходов в перспективе. Согласно другой, управленческой теории управляющие пртиями делают свой выбор, основываясь не на максимизации прибыли, а исходя из личной выгоды. Факторы выгоды для менеджеров включают их зарплату, престиж, долю доходов на рынке ценных бумаг, стабильность занимаемого поста. В целях максимизации прибыли владельцы пр-тия применяют разные системы стимулирования. Премиальная шкала предусматривает рост заработной платы управляющих по мере увеличения размеров прибыли. Нередко управляющим ср. звена выплаты частично производят акциями компании, чтобы заинтересовать в сохранении высокой стоимости этих ценных бумаг и тем самым способствовать достижению максим. прибыли

МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (англ. small enterprise) - субъект малого предпринимательства. К М.п. в соответствии с Федер. законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995) относятся коммерческие предприятия (юридические лица), удовлетворяющие определ. критериям по численности работающих и по доле участия в уставном капитале др. форм собственности. В М.п. средняя численность работников (с учетом всех работников, в т.ч. работающих по договорам и по совместительству исходя из реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и др. обособленных подразделений) за отчетный год не должна превышать: в пром-сти, стр-ве и на транспорте - 100 чел.; в с. хоз-ве и научно-технич. сфере - 60 чел.; в рознич. торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в оптовой торговле, в ост. отраслях и при осуществлении др. видов деятельности - 50 чел. При отнесении многопрофильных М.п. к определ. отрасли используется критерий той отрасли, доля к-рой является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Если численность работников на М.п. превысит критерий, установленный законом, оно лишается льгот на период, в течение к-рого допущено превышение, и еще на 3 месяца. Для М.п. доля участия в уставном капитале собственности РФ, субъектов РФ, муницип. образований, общественных и религиозных орг-ций (объединений), благотворит. и иных фондов не должна по отдельности превышать 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридич. лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна быть выше 25%. На 1 янв. 1999 в РФ зарегистрировано 868 008 (на 1 янв. 2000 - 890 566) М.п. со среднесписоч. численностью 6485,8 тыс. чел., ср. численностью внешних совместителей 647,8 тыс. чел. и работающих по договорам 409,8 тыс. чел. Из общего числа М.п. к торговле и обществ. питанию относились 44,9%, к стр-ву и пром-сти - по 15,3%, к науке и научному обслуживанию - 4,2%; общей коммерч. деятельностью по обеспечению функционирования рынка занимались 4,1% М.п

МАРЖА

МАРЖА (англ. margin) - 1) разница между двумя значениями стоимости одного и того же финансового инструмента, используемого для извлечения дохода. Напр., разность между: ценой покупателя и ценой продавца; процентными ставками; курсами данной ценной бумаги и т.п. Синоним М. - термин «спрэд»); 2) минимальная доля собственных средств инвестора при покупке ценных бумаг на условиях предоставления ему брокерского кредита через особый счет, называемый маржинальным счетом; минимальный процент от стоимости ценных бумаг, покупаемых инвестором с помощью кредита, который он должен иметь на своем счете; 3) гарантийный взнос, обеспечивающий исполнение обязательств по биржевой сделке при торговле фьючерсными и опционными контрактами. Различают: первоначальную (начальную) М. (залог, уплачиваемый при открытии позиции на рынке фьючерсных контрактов и составляющий неск. процентов величины стоимости фьючерсного контракта; возвращается торговцу при закрытии его позиции на рынке) и переменную (вариационную) М. (разница между расчетными ценами биржи по данному фьючерсному контракту текущего дня и предыдущего дня, рассчитывается по открытой позиции, переходящей на след. торговый день). Если расчетная цена увеличивается, покупатели фьючерсных контрактов имеют доход, равный размеру переменной М., а продавцы несут убыток в том же размере, к-рый списывается с их расчетных счетов. Если же расчетная цена снижается по сравнению с предыд. днем, доход имеют продавцы контрактов, а убытки несут покупатели. Полученный доход не следует путать с маржинальным доходом - одной из категорий маржинальной теории цены товара (теории предельной полезности)

МАРЖИНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД

МАРЖИНАЛЬНЫЙ ДОХОД (англ. marginal revenue - дословно «предельный доход»), изменение общего дохода (выручки) из-за продажи дополнительной единицы произведенной продукции. М.д. - одна из категорий экономич. теории маржинализма, в основе к-рой лежит анализ предельных величин (предельная полезность и др.), или маржинальный анализ. В отличие от употребляемого в финансовой практике термина «маржа« (англ. margin), М.д. - термин «чистой» экономической теории

МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГ (англ. marketing - продажа, покупка на рынке) - система мероприятий по комплексному анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету действия рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности. М. - важнейшая составная часть менеджмента. Осн. концепция М. - выявление нужд и потребностей целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов, а гл. задача - обеспечение покупателю того, что ему нужно, в нужном кол-ве, нужного качества, в нужном месте, по устраивающей его цене, и одновременно получение за счет этого максимальной прибыли. Осн. принцип М. - четкая ориентация на потребительский спрос: производить и продавать товары (услуги), к-рые будут куплены, а не стремиться навязывать людям то, что удалось произвести. Др. принцип М. - активное воздействие на потребительский спрос (формирование потребительского рынка). Не менее важно для М. тщательно учитывать при принятии хоз. решений потребности клиентов, состояние и динамику спроса и рыночную конъюнктуру. Потребители обычно недостаточно ясно знают, что они хотят приобрести. Маркетинг призван обеспечить понимание того, что желают покупатели. След. принцип: создание условий для максим. приспособления произ-ва к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы. Центр хоз. решений смещается от производств. звеньев пр-тия к звеньям, близким к рынку. Наконец, очень важно информирование потенциальных покупателей и воздействие на них с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы, с целью склонить их к приобретению данного товара, причем не у конкурентов, а у вас. Поэтому маркетинг. исследования рынка товаров и услуг выходят на передний план. Они включают: определение значений показателей, характериз. спрос на товары и услуги, производимые пр-тием в конкретный момент времени (напр., на конец года); сравнение полученных значений показателей спроса со значениями для предшествующего момента времени (напр., на начало года) и установление темпов их роста или снижения; выявление доли пр-тия на рынке производимых им товаров и услуг по сравнению с конкурентами и ее изменения за выбранный интервал времени (напр., за год), т.е. сегментация рынка. С этой же целью: сравниваются цены на продукцию предприятия с ценами конкурентов и их изменение за избранный период, т.е. прорабатываются тенденции ценовой политики; изучаются мнения потребителей о деятельности пр-тия, качестве и ценах производимых им товаров и услуг, о способах их доставки, о возможных новых видах товаров и услуг (новом качестве), к-рые они хотели бы получить или к-рые предлагает пр-тие, и о приемлемом уровне цен на них, о деятельности и продукции конкурентов и т.д.; анализируется воздействие разл. факторов на товарный спрос и прогнозирование будущего спроса, методы и приемы деятельности конкурентов по продвижению своих товаров и услуг. Конкретные цели М.: оптимизация потребления, нацеленная на развитие произ-ва, максимизация степени удовлетворения желаний потребителей, рационализация выбора потребителей, создание привлекательного образа (имиджа) пр-тия в глазах общественности посредством спонсорской, благотворительной деятельности, содействия развитию науки, культуры, проведению разл. конкурсов, лотерей и т.д

МАРКЕТИНГ БАНКОВСКИЙ

МАРКЕТИНГ БАНКОВСКИЙ (англ. bank marketing) - рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту банковских продуктов (услуг). М.б. - определенный набор технических приемов, целью применения к-рых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Впервые концепция М.б. разработана в США в 50-е гг. В Европе к необходимости использования маркетинга в банках пришли несколько позднее (в 60-е гг.). Определяя концепцию М.б., совр. банкиры отмечают, что приемы маркетинга заключаются в использовании уже известных людям знаний (информации политико-экономич. характера, статистики, психологии, социологии и пр.). Маркетинг представляет собой совокупность определ. типа мышления и техники обслуживания. Факторы, обусловившие появление и развитие М.б.: либерализация и универсализация банковской деятельности, глобализация рынков; появление финансовокредитных институтов небанковского типа, выполняющих банковские операции (эти орг-ции предлагают банковские услуги, ведут инновац. деятельность, осваивают банковскую стратегию, конкурируют с банками); изменения в технологии банковского дела; повышение значимости качества банковского обслуживания клиентов. Особенности М.б. обусловлены тем, что операции и услуги банка носят специфич. нематериальный, абстрактный характер; продукт не складируется, но в банках создаются запасы ден. средств, к-рыми управляет банкир; проведение банковских операций регламентируется в законодат. порядке; автор новой банковской услуги не имеет авторских прав; система сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг. Интегрированный маркетинг включает: внешний маркетинг, направленный на клиента, и внутренний маркетинг, ориентированный на совершенствование работы служб и подразделений банка, включая его председателя. Маркетинговый образ мышления должен быть присущ работникам банка на всех уровнях его организац. структуры. По мере распространения маркетингового подхода к работе банков были выработаны определ. целевые установки, к-рые стали необходимым атрибутом деятельности любого банка: удовлетворить клиента путем дифференциации услуг при заинтересованности работников банка в результатах своего труда для достижения рентабельности банка. Существуют отд. факторы, препятствующие развитию М.б. Среди них: географическая/территориальная удаленность правления банка от его филиалов; риск банка (в частн., противоречие между необходимостью поддержания ликвидности и прибыльностью банка); технич. подход к пониманию банковской деятельности (работа только по инструкции с учетом лишь потребностей банка, но не клиента). Эти главные ограничения в проведении М.б. нередко приводят к тому, что банковский работник может игнорировать потребности клиента и рынка. Важно, чтобы престиж маркетингового отдела в банке был высок (как и его бюджет, к-рый должен быть достаточен для проведения маркетинговых исследований и планирования маркетинговой деятельности)

МАРКЕТИНГ БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

МАРКЕТИНГ БАНКОВСКИХ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ - деятельность платежных систем и коммерческих банков по разработке платежных функций банковских карт, расширению сети их использования и продвижению карточных продуктов на рынке банковских услуг. Для карточных платежных систем осуществление целевого маркетинга означает разработку платежных функций банковских карт применительно к потребностям отд. сегментов клиентуры банка. Так, для обеспечения потребностей в дебетовых карточных продуктах с низкими операц. рисками компании предлагают банкам карты: VISA Electron Plus, Europay Cirrus/MasterCard. Потребности банков в кредитных продуктах эксклюзивного характера обеспечивают карты типа Gold или World Signia. Для коммерч. банков, как эмитентов, целевой маркетинг заключается в анализе клиентской базы потенциальных держателей карт и выборе целевого сегмента рынка для продажи на нем продуктов платежных систем. Для коммерч. банков, как эквайреров, целевой маркетинг означает выявление предприятий торговли и услуг, чей профиль деятельности соответствует имиджу банка, способных обеспечить максим. оборот, стать в перспективе потенциальными партнерами для совместных карточных программ (см. Лоялти). Продвижение карточных продуктов на рынке банковских услуг достигается координир. деятельностью платежных систем и коммерч. банков по двум направлениям: платежные системы осуществляют стимулирование спроса на свои карточные продукты; банки занимаются позиционированием продуктов платежных систем на местном рынке. Соответственно различаются и методы маркетинговой политики. Для платежной системы это спонсорство широкомасштабных мероприятий (напр., VISA Internl - Олимпийские игры в Атланте в 1996; MasterCard Internl - чемпионат мира по футболу в 1998) с акцентом на единый дизайн карт. Коммерч. банки обеспечивают конкурентоспособное положение на рынке банковских услуг путем снижения карточных тарифов, предложения дополнит. услуг (страховка, выдача дисконтных и телефонных карт) и удобств при пользовании картами в собственной сети отделений и банкоматов банка. Для стимулирования оборота банки применяют системы начисления баллов за соверш. операции, к-рые могут использоваться для уменьшения размеров фиксир. платежей банку (платы за обслуживание), а также для льготного или даже бесплатного получения разл. рода товаров и услуг (напр., авиабилетов)

МАРКЕТИНГ МЕЖДУНАРОДНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКЕТИНГ ЦЕННЫХ БУМАГ

МАРКЕТИНГ ЦЕННЫХ БУМАГ (англ. stock marketing) - товарно-дифференцированный целевой маркетинг, предметом которого являются ценные бумаги. Цель М.ц.б. - определение путей усиления позиций конкретного участника на рынке ценных бумаг. Задача: обеспечение наиболее полного и быстрого перелива сбережений в ценные бумаги по цене, устраивающей всех участников сделок с ценными бумагами. Осн. функции: выявление существующего и потенциального спроса среди покупателей ценных бумаг посредством комплексного исследования состояния рынка, его сегментов и перспектив развития. М.ц.б. тесно связан с маркетингом международным и маркетингом банковским. Он охватывает все этапы жизненного цикла ценных бумаг. Маркетинговые исследования ценных бумаг предполагают: комплексное изучение внутренней и внешней среды; анализ рынков и потребителей; изучение конкурентов, конкуренции и конкретных видов ценных бумаг; конструирование новых видов ценных бумаг; планирование систем обращения и сервиса на рынке ценных бумаг; организацию информационного обеспечения; контроль и оценку рисков, прибылей, эффективности. Особое внимание в М. ц.б. уделяется: биржевому и внебиржевому рынку ценных бумаг; рискам, связ. с эмиссией ценных бумаг; текущей курсовой стоимости и распределению пакетов акций; емкости рынка; среднему коэффициенту оборачиваемости; коэффициенту ликвидности

МАРКЕТ-МЕЙКЕР

МАРКЕТ-МЕЙКЕР (англ. market maker) - участник торговли, допущенный организаторами торговли к данному рынку, имеющий лицензию на осуществление данной деятельности и обязующийся в соответствии с правилами конкретного организованного рынка содействовать формированию справедливой рыночной стоимости базисного актива и/или инструмента, тем самым повышая ликвидность рынка. С 1986 на Лондонской фондовой бирже так называют фирмы - «делатели рынка», всегда готовые продавать и покупать ценные бумаги, создавая т.о. их рынок. На рынке их должно быть не менее двух

МАССОВАЯ ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСШТАБ ЦЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО

МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОЕ ЛИЦО - работник, который в соответствии с законодательством несет полную материальную ответственность за ущерб, возникший в результате необеспечения сохранности вверенных ему под отчет товарно-материальных ценностей или денежных средств. Круг лиц, на к-рых возлагается полная материальная ответственность, устанавливается законодательством. В соотв. с Кодексом законов о труде РФ (1997) работники оргции несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного орг-ции, в след. случаях: когда ущерб причинен преступными действиями работника, установл. приговором суда; когда в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный орг-ции при исполнении трудовых обязанностей; когда между работником и орг-цией заключен письм. договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и др. ценностей, переданных ему для хранения или для др. целей; когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей; когда ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по др. разовым документам; когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в т.ч. при их изготовлении, а также инструментов, измерит. приборов, спец. одежды и др. предметов, выданных орг-цией работнику в пользование; когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии. В большинстве случаев полная материальная ответственность за ценности возникает по договору о полной материальной ответственности, заключенному работником (бригадой работников) с орг-цией. Письм. договоры о полной материальной ответственности могут быть составлены орг-цией с работниками (достигшими 18-летнего возраста), занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства передаваемых им ценностей. Перечень таких должностей и работ, а также тип. договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждаются в порядке, определяемом законодательством. Работник, заключивший с орг-цией договор об индивидуальной материальной ответственности, несет полную ответственность за обеспечение сохранности тех ценностей, к-рые он лично получил по накладной или иному бух. документу, несмотря на то, что в нек-рых случаях к указанным ценностям имели доступ и др. лица (напр., подсобные рабочие)

МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ (англ. inventories) - часть имущества: а) используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи; б) предназначенная для продажи; в) используемая для управления организацией. Включает в себя имеющиеся на складах, в кладовых и др. местах хранения остатки неиспользованных материалов, сырья, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, тары, запасных частей. Оптим. количество и стоимость М.-п. з. зависят от их вида и особенностей потребления. Излишние запасы ведут к иммобилизации средств орг-ции, дополнит. издержкам на хранение. Управление запасами осуществляется с использованием постоянных нормативов или системы «минимум - максимум». Нормы разрабатывают с учетом потребности текущего и страхового запаса. За миним. уровень М.п. з. принимается их текущий запас, за максим. - предельный уровень запасов на планируемый объем продаж

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ (англ. direct materials costs) - стоимостное выражение затрат материальных ресурсов на производство и реализацию продукции, определяемое в расчетах ее себестоимости. В состав М.з. входят: стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производств. характера, выполн. сторонними орг-циями, топлива, энергии; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; отчисления на рекультивацию земель, плата за воду, плата за древесину, отпускаемую на корню, и др. Экономия М.з. - важнейшее направление снижения себестоимости продукции, особенно на пр-тиях материалоемких отраслей. Величина М.з. формируется исходя из: цен приобретения материальных ресурсов; наценок (надбавок); комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеторговым оргциям; стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги; тамож. пошлин; платы за транспортировку, хранение и доставку матер. ценностей, производимых сторонними орг-циями. Стоимость М.з. в расчетах себестоимости продукции определяется за вычетом возвратных отходов

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖБАНКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ РЫНОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК (англ. Interstate Bank) - международное расчетное и кредитно-финансовое учреждение. Создано и действует на основе Соглашения об учреждении Межгосударственного банка и Устава, подписанных 22 января 1993 главами 10 государств-участников СНГ: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины. Учредители банка - государства в лице их правительств и центральных (национальных) банков. Высший орган управления Банка - Совет Банка - включает по одному представителю от каждой договаривающейся стороны. Решения Совета Банка принимаются квалифицированным большинством (75% общего числа голосов). Российская Федерация имеет 50% общего числа голосов, др. члены Совета - пропорционально доле каждого государства в общем объеме взаимного внешнеторгового оборота. Совет Банка назначает Президента Банка и его заместителя. Президент отвечает за оперативное управление Банком. М.б. признан международной Межправительственной организацией, созданной в соответствии с нормами международного публичного права, наделен широким кругом функций и оперативных полномочий. Он обеспечивает организацию и осуществление многосторонних расчетов между центральными (национальными) банками в связи с торговыми и иными операциями; в пределах предоставляемых ему полномочий осуществляет координацию денежно-кредитной политики государств-участников Соглашения в целях содействия экономич. сотрудничеству и развитию экономики; организует управление эмиссией наличных рублей и кредитной эмиссией центральными (национальными) банками стран-учредителей (при условии делегирования Банку таких полномочий законодательными органами заинтересованных сторон и заключения соответств. соглашения); изучает и анализирует состояние экономики в странах-учредителях Банка, готовит предложения и рекомендации центральным (национальным) банкам в целях координации их денежнокредитной и валютной политики; координирует их деятельность в области методологии выполнения расчетно-платежных операций, организации системы бухгалтерского учета и отчетности по расчетам и иным операциям, разработки предложений по сближению режимов надзора за коммерч. банками; осуществляет техническое и сезонное кредитование центральных (национальных) банков в процессе осуществления взаимных многосторонних межгосударств. расчетов; совершает др. операции в соответствии с целями и задачами Банка. С 1996 функции Банка расширены. В соответствии с Протоколом, подписанным полномочными представителями Армении, Беларуси, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Банк допущен на внутренние финансовые рынки этих государств с правом проводить банковские операции и сделки. Место нахождения Банка - г. Москва. Условия его пребывания на территории Российской Федерации регулируются специальным Соглашением между Межгосударственным банком и Правительством РФ, согласно к-рому он на территории РФ обладает международной правоспособностью, пользуясь правами юридического лица (в частн., при ввозе и вывозе имущества и предметов для служебного пользования Банку предоставлены те же льготы, что и дипломатическим представительствам иностр. государств в Российской Федерации, он освобожден от всех налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых на территории РФ, должностным лицам Банка предоставлены привилегии и иммунитеты согласно их особому статусу). Первоначальный уставный капитал Банка в сумме 5 млрд р. сформирован за счет взносов членов Банка. Размер уставного капитала может быть изменен по решению Совета Банка

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ (англ. intergovernment credit) - совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком и/или кредитором выступает государство. Оформляется, как правило, межгосударств. соглашениями и предоставляется в форме ден. средств, связанных кредитов и товаров. Осн. функции М. к.: перераспределение ссудного капитала между странами, экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования разл. кредитных средств (векселей, чеков, переводов и др.), развитие и ускорение безналичных платежей; ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию зарубежных кредитов. В условиях рыночной экономики М. к. может быть как средством взаимовыгодного сотрудничества стран, так и орудием конкурентной борьбы. С помощью М.к. снижается вероятность наступления финансовых/банковских кризисов на нац. рынках капитала

МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ ЗОНА

МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ ЗОНА (англ. international banking area) - разновидность банковской офшорной зоны, обособленной географически или экстерриториально. В М.б.з. банковские операции проводятся на особых условиях по сравнению с операциями на нац. рынке ссудных капиталов. Они отличаются строгой специализацией, частичным освобождением от налогов. На них не распространяются: ряд банковских нормативов, в частн. требования по обязат. резервам и величине достаточного капитала; взносы в фонд страхования банковских депозитов. М.б.з. в США (англ. International Banking Facility, IBF) возникли с 80-х гг. в связи с дерегулированием банковской системы страны. Зарегистрировано более 500 М.б.з. в 24 штатах. В них участвуют иностранные банки и в первую очередь американские банки, к-рые через филиалы, созданные в соответствии с требованиями Закона Эджа (Edge Act) о банковской деятельности (1919) и зарегистрированные на федеральном уровне или в других нежели материнский банк штатах, получили право на ведение международных операций (владеть банками и открывать отделения банков за рубежом, вкладывать средства в зарубежные компании). Такие филиалы, названные «корпорациями Эджа» (Edge corporation), получили дополнит. преимущества после принятия в 1978 Закона о международных банковских операциях (International Banking Act), потребовавшего от Федеральной резервной системы (ФРС) отмены всех законов, ставящих американские банки в менее выгодное положение по сравнению с иностранными банками, действующими в США. Организационно М.б.з. не являются юридич. лицом. Это подразделения банка, в к-рых отдельно ведется бух. учет по счетам активов и пассивов, специально выделяемых в бух. книгах и регистрах и отражающих междунар. операции. М.б.з. могут создаваться в соответствии с законом и после соответств. уведомления ФРС. К М.б.з. относятся лишь определ. виды активов и пассивов (напр. только срочные вклады до 2 лет с миним. суммой 100 тыс. долл.); в зоне отсутствуют ограничения на открытие депозитов в ин. валюте, запрещены операции с ценными бумагами и выпуск депозитных сертификатов. Обычно счета, относимые к М.б.з., принадлежат лицам, проживающим в иностр. гос-вах, и нерезидентам США. В М.б.з. сделки можно осуществлять только с небанковскими нерезидентами. США стремились использовать М.б.з. с целью частичной репатриации ден. капиталов с еврорынков, др. мировых финансовых центров, а также для воздействия на долларовый сектор этого рынка. Другие М.б.з. функционируют, как и в США, но имеют определ. отличия. Напр., в Японии М.б.з., называемая «Japan Offshore Market», допускает возможность трансферта средств с ее счетов на внутренние банковские счета при условии его погашения встречным потоком ден. капитала в конце месяца. М.б.з. нередко служат прибежищем «беглых» капиталов (см. «Бегство» капитала)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ ЛИКВИДНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ ЛИКВИДНОСТЬ (англ. international liquidity) - способность страны (группы стран) обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемыми для кредитора платежными средствами. В аспекте всемирного хозяйства М.в.л. означает совокупность источников финансирования и кредитования мирового платежного оборота и зависит от обеспеченности мировой валютной системы междунар. резервными активами. В аспекте нац. экономики М.в.л. служит показателем кредитоспособности и платежеспособности страны. М.в.л. включает след. компоненты: офиц. золотые и валютные резервы страны (см. Золотовалютные резервы); счета в СДР и ЭКЮ (заменена евро с 1999) (см. Международные валютные единицы); резервную позицию в Международном валютном фонде (право страны на автоматич. получение безусловного кредита в ин. валюте в пределах 25% ее квоты). Показателем М.в.л. служит отношение ее осн. компонента - офиц. золотовалютных резервов - к сумме годового товарного импорта. Ценность этого показателя ограниченна, т.к. он не учитывает все предстоящие платежи, в частн., по «невидимым», а также по финанс. операциям платежного баланса. Регулирование М.в.л. как элемента валютной системы сводится к обеспеченности междунар. расчетов необходимыми платежными средствами в ин. валютах. Ликвидные позиции страны-должника характеризуются соотношением золотовалютных резервов и внешнего долга

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - направление внешнеэкономической деятельности, рационализирующее распределение материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов с целью обновления технологической структуры общественного производства. М.и.д. как в предпринимательской (прямые или портфельные инвестиции), так и в ссудной (займы, кредиты, безвозмездная помощь) форме нацелена на решение глобальных (экология, помощь развивающимся странам и др.), региональных или национальных (крупные промышл. объекты, разработка природных ресурсов, объекты соц. значения, рыночная инфраструктура и т.д.) проблем. В последнее десятилетие М.и.д. все шире охватывает область малого и среднего предпринимательства

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНОТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - одно из наиболее динамично развивающихся направлений внешнеэкономической деятельности, которое включает совместную разработку научно-технических проблем, обмен научными результатами и производственным опытом, совместную подготовку квалифицированных кадров. Сфера М.н.-т.с. охватывает широкий спектр проблем, начиная с фундаментальных исследований и кончая решением практических задач освоения недр Земли, Мирового океана, космоса. Многообразие форм сотрудничества (взаимные консультации, разработка научных прогнозов, кооперирование при проведении научных исследований, сотрудничество в области научно-технической информации, патентного дела, изобретательства, стандартизации и др.) позволяет странам выбирать те из них, к-рые в наибольшей степени соответствуют их нац. интересам и особенностям экономич. развития

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА, МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница