Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ФРАХТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ФРАХТ

ФРАХТ (англ. a) - 1) перевозимый на арендованном (зафрахтованном) судне груз, а также сама такая перевозка; 2) форма оплаты транспортных услуг прежде всего в международном торговом мореплавании - перевозке грузов водным путем - или плата владельцу транспортного средства за перевозку грузов или пассажиров по любым путям сообщения; 3) договор о сдаче судна в наем, или фрахтование судна. Величина оплаты или цена перевозки исчисляется на основе оговор. сторонами тарифа за единицу массы, объема или аккордно в виде общей суммы за все аренд. судно, вне зависимости от кол-ва перевозимого груза (т.н. твердая сумма фрахта - люмпсум - англ. lumpsum freight), либо определяется по соглашению сторон при заключении рейсового чартера для каждой сделки в виде ставки Ф. Ставка Ф. (freight rate) включает издержки произ-ва транспортных услуг и среднюю прибыль. Она устанавливается на определ. период в зависимости от вида Ф. и числа рейсов при согласовании след. параметров: участников сделки; фрахтователя; срока действия Ф., порта погрузки и порта выгрузки, надбавки за дополнит. порты погрузки, выгрузки и укладку груза; методики исчисления Ф. (за единицу массы, единицу объема, за весь груз или судно); оплаты за неиспольз. пространство судна. При оплате за единицу массы основой служит обмерная фрахтовая тонна - freight ton (40 куб. футов = 1,12 м3, или 20 ц); при исчислении Ф. по объему в основе расчета лежат размеры груза с учетом неровных очертаний, возможен также расчет по коносаментной массе (указанной в трансп. документах). Размещение груза на судне производится в этом случае самим судовладельцем без учета указаний фрахтователя. Расчет по коносаментной массе предусматривает скидку 1-2%. В соответствии с условиями договора Ф. может быть оплачен как в порту назначения, так и в порту отправления или по частям в обоих портах. Как правило, Ф. оплачивается только после доставки и сдачи предназнач. для перевозки определенного кол-ва груза судовладельцем в пункте назначения. Исключение составляют обладающие гигроскопическими свойствами или иным образом меняющие свои размеры либо вес грузы, условия перевозки к-рых определяются перед погрузкой. Ф. платит либо лицо, с к-рым перевозчик заключил договор морской перевозки по коносаменту, либо отправитель груза - фрахтователь, но не продавец и не покупатель. Право на получение Ф. возникает у судовладельца - фрахтовщика после того, как он выполнит свои обязательства перед фрахтователем. Являясь перевозчиком, судовладелец отвечает за сохранность груза и несет коммерч. риски, связ. с рентабельностью рейса. Если груз не доставлен по назначению, никакие обстоятельства, в т.ч. и гибель судна или груза, происшедшие не по вине судовладельца, не дают ему права на получение Ф. Фактич. сроки платежа и время получения судовладельцем Ф. могут не совпадать. Суда могут фрахтоваться на время и для конкретной перевозки. При фрахтовании судов на время судовладелец сдает, а фрахтователь берет внаем судно на определ. срок. Судовладелец освобождается от коммерч. рисков и ответственности за сохранность груза или несет их в огранич. размере. Ставка Ф. за судно устанавливается посуточно, независимо от эффективности и объема перевозки. Организация работы судна переходит к фрахтователю, он самостоятельно определяет характер использования судна, параметры перевозимого груза, пункты назначения и коммерч. условия перевозок. Фрахтователь обязан по окончании срока фрахтования судна вернуть его в таком же технич. состоянии, в каком оно было ему предоставлено, за вычетом норм технич. износа. Различают неск. форм фрахтования на время (см. Чартер). При фрахтовании судна для конкретной перевозки судовладелец сохраняет полный контроль за работой судна. В договоре-чартере отражаются все условия предстоящего рейса и ставки перевозки единицы груза или твердая сумма Ф. Фрахтователь уплачивает судовладельцу Ф. в порядке и в сроки, предусмотренные чартером. Фрахтователь освобождается от уплаты Ф. и расходов по судну за время, в течение к-рого оно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния. Он также не отвечает за убытки, вызванные спасением, повреждением или гибелью зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены не по его вине. Если судно становится непригодным к эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на Ф., предусмотренный чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных ему убытков. В случае просрочки в уплате Ф. по тайм-чартеру свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него вызванные просрочкой убытки. В случае гибели судна Ф. по бербоут-чартеру подлежит уплате по день гибели судна, а если этот день установить невозможно - по день получения последнего известия о судне. По бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки в уплате Ф. свыше 14 календарных дней, если просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, и вправе взыскать с фрахтователя вызванные просрочкой убытки. Без согласования с фрахтователем в течение всего срока чартера фрахтовщик не имеет права перевозить на судне грузы др. владельцев ни в попутном, ни в обратном балластном направлении. При фрахтовании на один рейс после сдачи груза и оплаты Ф. стороны чартера свободны от взаимных обязательств. При фрахтовании на неск. рейсов оговаривается их кол-во и определ. календарный период. Оплата за каждый рейс производится с обяз. сохранением единых коммерческо-правовых условий по заранее оговоренным ставкам, т.к. они могут изменяться в связи с сезонными и иными конъюнктурными колебаниями фрахтового рынка (freight market). Этот рынок представляет собой общий объем трансп. услуг в сфере морских перевозок и междунар. торг. мореплавания во всех океанских и морских бассейнах мира. Фрахтовый рынок поделен на девять секций (среднеевропейская, средиземноморская, западноевропейская, дальневосточная, североафриканская, североамериканская, южноамериканская, тихоокеанская и индийская), каждая из к-рых объединяет географич. район массовой отгрузки и характеризуется определ. направлениями перевозок и типами фрахтуемых судов. По типам судов фрахтовый рынок подразделяется на наливной (танкерный) и сухогрузный (включающий рефрижераторы, контейнеровозы, лесовозы и т.п.). Различают закрытые и открытые фрахтовые рынки. На закрытом рынке работают суда транснациональных компаний, торгово-промышл. монополий и гос. орг-ций; на открытом рынке - трамповые и линейные суда или транспорт общего пользования. Разногласия и споры, вытекающие из отношений по фрахтованию судов и перевозке грузов в междунар. морском мореплавании, решаются Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Она разрешает споры, к-рые вытекают из договорных и др. гражданско-правовых отношений, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностр., либо только российского или только иностр. права.

В начало словаря