Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УБЫТКИ

УБЫТКИ (англ. damages, losses) - 1) (юр.) выраженный в денежной форме ущерб, причиненный одному лицу противоправными действиями другого. К У. в гражданском праве относят расходы, произведенные кредитором, утрату или повреждение его имущества, а также упущенную выгоду (доходы, которые он мог бы получить при исполнении обязательства должником надлежащим образом). Лицо, права к-рого нарушены, может требовать полного возмещения причин. ему У., если законом или договором не предусмотрено возмещение У. в меньшем размере. Например, по договору имуществ. страхования может быть застрахован риск У. от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам. При этом страховщик освобождается от возмещения У., возникших вследствие того, что страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер, чтобы уменьшить возможные У. (см. Ущерб (убыток) страховой). Порядок исчисления У. при расторжении договора в российском законодательстве соответствует Венской конвенции 1980 (ст. 75 и 76). Он используется в т.ч. при разрешении внешнеэкономич. споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торговопромышленной палате РФ; 2) (эк.) результат неблагоприятной конъюнктуры или хозяйственной операции, приведшей к уменьшению капитала. У. могут иметь место в случае превышения в отчетном периоде затрат орг-ции на произ-во и сбыт продукции над полученными ею доходами от реализации (напр., при продаже по ценам ниже себестоимости), при списании дебиторской задолженности, ликвидации осн. средств до полной амортизации, а также в результате возникновения событий, не подвластных воле хозяйствующего субъекта (напр., У. в результате пожаров, аварий, др. чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, У. от хищений, виновники к-рых не установлены, и т.п.). В бух. учете ведется счет «Прибыли и убытки», на к-ром отражаются доходы и потери от реализации продукции, уплаченные штрафы, пени, неустойки, потери от порчи ценностей, убытки от стихийных бедствий, от списания долгов, по к-рым истекли сроки давности, от списания долгов по недостачам, растратам и хищениям, вследствие неплатежеспособности должников, от аннулирования заказов и др. Итоги по счету «Прибыли и убытки» подводятся ежемесячно и в конце года. Т.о. определяются окончат. финансовые результаты хоз. деятельности пр-тия, орг-ции.

УБЫТОЧНОСТЬ СТРАХОВОЙ СУММЫ

УБЫТОЧНОСТЬ СТРАХОВОЙ СУММЫ - показатель, характеризующий отношение выплат страхового возмещения или страхового обеспечения к совокупной страховой сумме всех застрахованных объектов. Теоретически показатель У.с.с. выражает вероятную величину той доли принятой страховщиком на ответственность совокупной страховой суммы, к-рая выбывает в связи с наступлением страховых случаев (за год или за тарифный период). Показатель У.с.с. принимался в отечеств. практике за основу при определении нетто-ставки страхового тарифа. У.с.с. исчисляется в рублях с единицы страховой суммы или в процентах. Показатель У.с.с. имеет синтетич. характер, его величина отражает как вероятность наступления страхового случая, так и ожидаемую величину ущерба. В связи с этим У.с.с. используется для оценки риска и применяется в анализе страховых операций, прежде всего для контроля за адекватностью страхового тарифа обязательствам страховщика. С этой целью фактич. показатель У.с.с. сопоставляется с величиной применяемой страховщиком нетто-ставки. Если фактич. величина У.с.с. приближается к величине нетто-ставки или превышает ее, проводят анализ ее элементов для выявления факторов, определяющих высокий уровень. Затем страховщик либо добивается снижения фактич. уровня У.с.с. путем управления риском, либо пересматривает размер нетто-ставки. При проведении экономич. анализа У.с.с. учитывается присущая страхованию временнaя и территориальная раскладка ущерба. Для регионов с повышенным значением показателя разрабатываются программы его снижения. Динамич. ряды показателя У.с.с. характеризуют временнэю раскладку ущерба, создающую основу для прогнозирования выплат страхового возмещения и обеспечения. Показатель убыточности страховой суммы определяется по каждому риску или в целом по виду страхования в зависимости от наличия статистич. информации. Развернутый анализ У.с.с. эффективен преимущественно в массовых видах страхования.

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ - международные правила и обычаи делового оборота, сложившиеся в межбанковской практике. Одобрены Международной торговой палатой (Париж) и обязательны к исполнению. Для удобства пользования правила сгруппированы по видам банковских операций (услуг), по формам расчетов и т.д. В качестве актов неофиц. систематизации междунар. обычаев действуют унифицированные правила и обычаи для договорных гарантий, для гарантий по требованию, по инкассо, для документарных аккредитивов, оговорки о форс-мажоре и затруднениях; международные правила толкования коммерческих терминов и выражений «Инкотермс». Обобщая практику регулирования междунар. коммерч. отношений, У.п. и о. выступают как важнейший источник норм международного частного права.

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ (англ. Uniform Customs and Practice for Documentary Credits) - рекомендации, разработанные Международной торговой палатой (Париж) по применению аккредитивной формы в международных расчетах. Впервые опубликованы в 1933. С 1 янв. 1994 вступила в действие их 5-я редакция. Клиенты, выставляющие аккредитив, должны включить в текст своего поручения банку оговорку о его подчиненности или об отсутствии подчиненности У.п.и о. По стандартам СВИФТ ссылка на У.п.и о. содержится в тексте сообщения по «умолчанию».

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО

УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА ПО ИНКАССО (англ. Uniform Rules for Collections) - разработанные Mеждународной торговой палатой (Париж) рекомендации по применению инкассовой формы в международных расчетах. Впервые опубликованы в 1936, затем переработаны в 1967 и 1978. Очередная редакция У.п. по и. вступила в силу с янв. 1979.

УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - комплекс стандартов взаимоувязанных форм документов, правил и положений, устанавливающих требования к содержанию, построению и оформлению документов. Используются для планирования расходов бюджетных учреждений, ведения бух. учета и составления отчетности о получ. бюдж. средствах и их использовании, для оперативного управления со стороны вышестоящих и финанс. органов на основе применения экономико-математич. методов и средств вычислит. техники. Состав системы документации обусловлен взаимосвязью функций по составлению, учету и контролю за расходованием гос. средств по их целевому назначению. У.с.д.б.у. устанавливает состав финансовой, учетной и отчетной бух. документации бюдж. учреждений. Финанс. документы служат носителями информации для разработки (составления) бюджетов РФ. Учетные документы предназначены для регистрации операций, связ. с поступлением и расходованием средств, выделяемых бюдж. учреждениям. Отчетные документы являются результатом бух. учета и предназначены для осуществления контроля за рацион. использованием выдел. бюдж. средств и матер. ценностей. У.с.д.б.у. определяет порядок разработки, согласования, утверждения, кодирования форм документации.

УПЛАТА НАЛОГОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ - совокупность методов обеспечения возврата средств, предоставленных на заемной основе иностранным государствам. Предполагает двусторонние действия кредитора и должника в соответствии с нормами междунар. валютно-финансового права, а также регулирование внешних долгов через такие межгосударств. и междунар. организации как «Большая восьмерка» (Франция, США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия, Канада, РФ), Парижский и Лондонский клубы и т.п. У.в.г.к в рамках междунар. орг-ций предоставляет странам-кредиторам больше возможностей для взыскания долгов, чем на основе норм междунар. права, в связи с гибкостью и неформальностью правил работы этих объединений, повышенным уровнем конфиденциальности. При У.в.г.к. используются все методы управления государственным долгом. В случае невозможности выполнения страной-должником в полном объеме и в срок принятых обязательств проводится реструктуризация задолженности. Разработка механизмов решения проблем внешних гос. долгов и согласование правил о порядке их реструктуризации осуществляются на встречах «Большой восьмерки». Затем эти правила (лондонские, торонтские, хьюстонские, неаполитанские) применяются при реструктуризации внешних долгов в рамках Парижского, Лондонского клубов кредиторов, а также вне этих клубов. Детально правовые вопросы погашения и обслуживания внешнего долга регулируются на основе двусторонних межгосударств., валютно-финанс. соглашений между страной-кредитором и страной-должником. Условия соглашений, как правило, включают: реструктуризацию части долга государства-должника, при этом определ. процент от суммы реструктуриров. долга государство-должник обязуется выплатить в ден. форме, чтобы соглашение вступило в силу; повышение процентной ставки по реструктурированному долгу; установление жесткого графика погашения долга.

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ

УПРАВЛЕНИЕ СПРОСОМ - обеспечение равновесия совокупного спроса и совокупного предложения методами государственной финансовой и кредитно-денежной политики. Введено представителями кейнсианства в 50-е гг. По их мнению, У.с. позволяет достичь осн. целей гос. экономич. политики: экономич. роста, стабильной покупательной способности денег, полной занятости, равновесия платежного баланса. Осн. инструменты У.с. в соответствии с кейнсианской теорией - гос. финанс. политика (политика расходов, налоговая политика), кредитноденежная политика (процентная политика, операции на открытом рынке, политика минимальных резервов), политика доходов, призванная обеспечить приемлемую с учетом целей гос. регулирования динамику заработной платы, прибыли и цен. Практика гос. регулирования показала огранич. возможности У.с., что проявилось в развитии в 70-е гг. феномена стагфляции - росте бюджетных дефицитов, усилении конъюнктурных колебаний вследствие непредсказуемых лагов фискальной и ден. политики. В результате усилились позиции неоклассической теории и произошел переход ряда стран в кон. 70-х - нач. 80-х гг. к преимущественно монетаристским средствам воздействия на экономику.

УПРАВЛЕНИЕ СТРАХОВЫМ РИСКОМ

УПРАВЛЕНИЕ СТРАХОВЫМ РИСКОМ - целенаправленные действия страховщика и (или) сюрвейера (аджастера) по ограничению или минимизации риска при заключении и исполнении договоров страхования. У.с.р. включает три осн.позиции: выявление последствий деятельности хозяйствующих субъектов в ситуации риска; умение реагировать на возможные отрицат. последствия этой деятельности; разработка и осуществление мер минимизации риска (нейтрализации, ограничения или компенсации вероятных негативных последствий воздействия на объект страхования). У.с.р. на практике означает последоват. использование страховщиком структурных элементов управления риском: идентификация (определение) риска; оценка риска; контроль за риском и финансирование риска. Эти структурные элементы полностью или частично содержатся в ситуационном плане, включающем конкретные предписания, что должен делать каждый участник страховых правоотношений в той или иной ситуации и каких последствий следует ожидать. Наличие ситуационного плана значительно уменьшает неопределенность действий хозяйствующих субъектов при реализации риска. Каждый вид страхования имеет свою специфику управления риском. Напр., в морском страховании содержание его структурных элементов заключается в идентификации риска и предполагает инспектирование судов, грузов, портовых сооружений, складов, анализ информации по маршрутам перевозки и причинам страховых случаев при перевозке и погрузочноразгрузочных работах и др. По результатам этой работы устанавливается потенц. риск. Оценка риска предполагает соизмерение всех осн. и сопутствующих рисковых обстоятельств, связанных с договором морской перевозки грузов и (или) пассажиров, вычисление вероятности наступления страхового случая и величины максим. возможного ущерба. Насколько точно устанавливается вероятность риска, настолько объективно и достоверно может быть оценен риск. Расхождение между объективно существ. величиной риска (она может, напр., вычисляться на основе анализа данных офиц. статистики) и ее субъективным восприятием зависит от степени доступности информации по данному вопросу. Контроль риска предполагает участие страховщика в оперативном надзоре за технич. состоянием и эксплуатационными процессами на объекте страхования, в отношении к-рого действует его ответственность (стр-во, ремонт и надлежащая эксплуатация судов). Помимо этого контролируется соблюдение требований к безопасности хранения и технологии обработки грузов. Вместе с тем разрабатываются превентивные мероприятия в отношении конкретных объектов страхования. Финансирование риска предполагает возмещение расходов по всему перечню работ на осуществление управления им, а также расходов по осмотру аварийных судов и грузов, быстрейшему урегулированию убытков и взысканию ущерба с виновной стороны. К существующим методам контроля за риском относятся: уничтожение (упразднение), поглощение, передача риска. На практике, как правило, используются их сочетания.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РАСХОДЫ (англ. management expenses) - расходы по управлению организацией. У.р. составляют часть текущих расходов организации, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг). В бух. учете У.р. отражаются по дебету счета общехозяйственных расходов. Такой подход характерен для теории и практики российского учета при калькулировании полной фактической себестоимости производства продукции (работ, услуг). При ином подходе к калькулированию (см. Калькулирование себестоимости) У.р. могут рассматриваться в качестве периодических расходов, непосредственно не связанных с осуществлением собственно производственного процесса, а обусловленных необходимостью поддержания орг-ции как единого имущественно-финансового комплекса и зависящих от длительности отчетного периода. В этом случае их относят к операционным расходам или убыткам орг-ции. Орг-ция может выбрать один из способов отражения У.р. в отчете о прибылях и убытках. Самостоятельная ст. «Управленческие расходы» используется, если орг-ция списывает расходы, учтенные в течение отчетного периода, в соответствии с установл. порядком в конце этого периода непосредственно в дебет счета учета продажи продукции (работ, услуг) согласно принятой учетной политике.

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами. Как правило, У.к. оказывает услуги по доверительному управлению активами (см. Траст) инвестиционным фондам. В то же время она может оказывать аналогич. услуги негосударств. пенсионным фондам и иным фондам портфельного инвестирования, требующим профессион. управления. У.к. действует на основании нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и договора доверительного управления между У.к. и директорами фонда (фондов), имуществом к-рого (к-рых) она управляет. В случае, если фонд не является юридич. лицом (как, напр., паевые инвестиционные фонды в России), У.к. заключает договоры доверительного управления непосредственно с инвесторами. Договор может быть расторгнут директорами фонда или кастодианом (специализированным депозитарием), в случае, если У.к. нарушает его условия или иным образом пренебрегает интересами инвесторов (в т.ч. при возникновении конфликта интересов). Кроме того, договор расторгается: если У.к. не в состоянии дальше управлять фондом или близка к банкротству; если регулирующий орган решает отозвать лицензию У.к. (возможно, по рекомендации кастодиана); по инициативе самой У.к. Среди осн. направлений деятельности У.к.: управление портфелем ценных бумаг фонда; ведение реестра личных инвестиционных счетов инвесторов (акционеров) фонда; административное управление и ведение бух. учета; маркетинг и продвижение фонда на рынке; подготовка и представление отчетности инвесторам (акционерам) фонда; составление бюджета и его планирование и др. У.к. может заказывать выполнение услуг за вознаграждение специализированным сторонним орг-циям. Некрые У.к. передают контрагентам оказание практически всех услуг, за исключ. разработки инвестиц. политики, составления бюджета и планирования. У.к. не имеет права взять на себя хранение и учет активов фонда (их осуществляет кастодиан) и аудит, проверку и сверку счетов фонда (ее выполняет независимый аудитор). В нек-рых случаях возникает необходимость привлечения к оценке стоимости активов фонда независимого оценщика. За оказание услуг У.к. получает вознаграждение, к-рое может выплачиваться в виде: фиксированной суммы, рассчит. на покрытие расходов по управлению фондом плюс прибыль; фиксир. суммы плюс премия, размер к-рой зависит от финансовых результатов, достигнутых фондом; фиксир. процента от рыночной стоимости активов фонда, включая компенсацию расходов управляющего по управлению фондом (наиболее используемый вариант). Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг контролируют величину минимального размера собственного капитала У.к. и уровень квалификации ее штатных сотрудников.

УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА

УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА (ПИФ) профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий в соответствии с Федер. законом «Об инвестиционных фондах» (2001) на основании лицензии доверительное управление (см. Траст) имуществом паевого инвестиционного фонда. Управляющий ПИФ имеет право управлять имуществом неск. паевых фондов, а также активами негосударственных пенсионных фондов, чековых и акционерных инвестиционных фондов. Управляющий является инициатором создания паевого фонда и играет ключевую роль в его деятельности. Он обязан: определять направления инвестирования ден. средств, полученных в доверит. управление; обеспечивать права владельцев инвестиционных паев фонда (пайщиков) и своеврем. исполнение их требований о выкупе паев; вести бухгалтерский учет имущества паевого фонда; оценивать стоимость чистых активов (СЧА) фонда и рассчитывать стоимость инвестиц. пая; контролировать своевременность, правильность и полноту поступления от агентов по размещению и выкупу паев фонда (торговых агентов) ден. средств, полученных ими в оплату паев; проводить маркетинг и рекламу паевого фонда с целью привлечения инвесторов. Управляющий обязан осуществлять доверит. управление имуществом фонда в интересах пайщиков и действовать от своего имени, как управляющий фондом. Он несет ответственность за формирование и реализацию инвестиц. политики паевого фонда, соблюдение его правил и нормативных актов ФКЦБ России, а также отвечает собств. имуществом за ущерб, причин. пайщикам в результате его виновных действий в случае совершения в свою пользу сделок при наличии конфликта интересов между ним и пайщиками фонда. Контрольные функции за работой управляющего возложены на специализированного депозитария ПИФ (в форме контроля за состоянием активов). Организационно-правовая форма управляющего ПИФ определяется действ. законодательством РФ. В качестве управляющего может выступать коммерч. орг-ция в форме открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Управляющий обязан на периодич. основе раскрывать информацию о деятельности по управлению имуществом паевого фонда: ФКЦБ России - в форме отчетности; пайщикам и иным заинтерес. лицам - путем публикаций в СМИ, через Интернет, по телефону и др. Управляющий ПИФ не имеет права: безвозмездно отчуждать имущество фонда; совершать сделки, нарушающие требования ФКЦБ России; привлекать займы, подлежащие возврату за счет имущества фонда (за исключ. случаев, когда займы привлекаются для целей выкупа инвестиц. паев); предоставлять займы за счет имущества фонда; приобретать для фонда производные ценные бумаги. Кроме того, ему запрещается: выступать инвестором паевых фондов; покупать активы у своих аффилированных лиц; использовать для покрытия собственных обязательств средства фонда в размере более 10% СЧА фонда; покупать имущество паевого фонда, находящегося под его управлением; продавать свое имущество паевому фонду, находящемуся под его управлением. За выполнение функций по управлению имуществом паевого фонда управляющий получает вознаграждение, выплачиваемое за счет имущества фонда. Размер вознаграждения определяется правилами фонда и в соответствии с Типовыми правилами паевого фонда (утверждены Постановлением ФКЦБ России от 12 окт. 1995) не может превышать 5% средней СЧА в течение финансового года.

УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА

УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА (англ. equation of exchange) - уравнение в количественной теории денег, связывающее количество денег в экономической системе с другими параметрами. Согласно У.о. произведение величины денежной массы на скорость обращения денег равно произведению уровня цен на реальный национальный продукт. Предложено в 1911 амер. экономистом и статистиком Ирвингом Фишером (1867-1947). Он выявил причинноследственную связь между динамикой уровня цен, кол-ва денег в обращении и реальным объемом производства товаров. Кол-во денег в обращении выступает в качестве причины, а уровень цен - в качестве следствия, эта причинно-следственная связь трактуется как строго пропорциональная (при постоянных скорости обращения и объеме пр-ва товаров). Математически тождество, называемое уравнением обмена, выражается формулой: MV = PQ, где М - денежная масса (кол-во денег в обращении); Р - уровень цен товаров; V - скорость обращения единицы денег; Q - уровень реального производства (физич. объем обращающихся товаров). Скорость обращения денег относительно дохода (англ. income velocity of circulation) интерпретируется как отношение номинального национального продукта к массе денег, находящихся в обращении, и определяется независимо от ост. трех параметров. Из уравнения обмена следует, что любое изменение кол-ва денег в статике должно приводить к соотв. изменениям уровня цен, реального объема произ-ва, скорости обращения денег или комбинации этих переменных. Объем денежной массы отсюда: M = PQ/V, а уровень цен товаров, к-рый в динамике характеризует уровень инфляции: P = MV/Q. Т.о., с помощью уравнения Фишера можно доказать, что сбалансированность между ден. массой (с учетом скорости обращения) и ее товарным покрытием обеспечивается посредством изменения уровня цен. Цены тем выше, чем больше денег в обращении и меньше предложение товаров. На практике У.о. может быть связано с формулой, выражающей закон денежного обращения. Если в формуле для определения объема ден. массы под М понимать кол-во денег, необходимое для обеспечения бесперебойной и оптимальной деятельности экономики страны, то с учетом кредитных отношений она примет вид:

УРАВНЕНИЕ ОБМЕНА

УРОВЕНЬ АУДИТОРСКИХ ГАРАНТИЙ

УРОВЕНЬ АУДИТОРСКИХ ГАРАНТИЙ - субъективная оценка аудитором надежности своего мнения о достоверности отд. сторон бух. отчетности экономического субъекта с т.з. пользователя этой отчетности.

УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ

УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ (англ. accelerated depreciation) - широко распространенный в мировой практике способ создания условий для ускорения обновления основных производственных фондов. При У. а. износ осн. средств начисляется по повыш. нормам. Соответственно стоимость осн. фондов переносится на издержки произ-ва в более сжатые сроки по сравнению с нормативными.

УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1) комплекс природных и социальных факторов, обычаев и традиций национальных рынков, соглашений и норм, инициированных транснациональными компаниями, международными организациями и финансовыми институтами; 2) показатель динамики экспортных и импортных цен внешней торговли страны. Интеграция России в мировое хоз-во опирается на экономическое пространство, где У.м.т. и условия ее хоз. деятельности наиболее благоприятны, поэтому интеграция со странами СНГ, близкими соседями и стратегич. партнерами, занимает приоритетное место в ее политике и внешнеэкономической деятельности. Эта деятельность направлена на: расширение рынка готовой продукции; обеспечение надежного функционирования транспортно-коммуникац. инфраструктуры, оставшейся на территории СНГ, а также доступа к сырьевым ресурсам; стимулирование эффективности вложения российского капитала в странах ближнего зарубежья. У.м.т. зависят от внешнеторгового режима и мер по регулированию внешней торговли, к-рые включают: тарифные меры; паратарифные меры - прочие платежи, сборы и налоги; финансовые меры - валютный и экспортный контроль; меры контроля за ценами; монополию гос-ва; автоматич. лицензирование экспорта (импорта); колич. контроль и технич. барьеры. Таможенный тариф становится осн. инструментом регулирования внешней торговли стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО). Применение иных средств регламентируется рядом положений Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Осн. режимами и принципами ВТО, определяющими У.м.т., являются: режим наибольшего благоприятствования (РНБ); национальный режим (НР). РНБ означает, что условия для ввоза товаров из страны, к-рой предоставлен такой режим, не менее благоприятны, чем для ввоза товаров из любой др. страны. НР предполагает равное отношение как к своим товарам, услугам и капиталу, так и к иностр. (подробнее об У.м.т. см. Базисные условия поставок, Внешнеэкономическая деятельность, Инкотермс, Контракт в международной торговле, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Торги международные и т.д). У.м.т. как показатель динамики экспортных и импортных цен отражается через индекс У.м.т., к-рый рассчитывается в статистике международной торговли как отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта и исчисляется как для отд. страны, так и для группы стран или региона. Оценка состояния и проблем развития внешней торговли страны основана на анализе динамики индекса У.м.т. В междунар. торговле индекс У.м.т. на сырьевые товары уменьшается, т.к. цены на них по сравнению с ценами готовых изделий снижаются. В результате такого товарообмена У.м.т. стран, экспортирующих сырье и импортирующих готовую продукцию, ухудшаются. В обмен на одинаковый объем импортируемых товаров эти страны должны, при прочих равных условиях, ежегодно увеличивать объем поставок сырьевых товаров на экспорт. Динамика цен на сырьевые товары и готовые изделия, получившая название «ножницы цен», распространяется не на все товары. Подобная ситуация - следствие политики монополий и(или) игры междунар. спекулянтов на валютных и сырьевых рынках, а также периодически повторяющихся мировых и регион. финанс. кризисов, когда цены падают по всему спектру сырьевых товаров и полуфабрикатов, начиная от металла, нефти, газа и заканчивая зерном.

УСЛУГИ

УСЛУГИ (англ. services) - целесообразные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей человека и общества в целом, в процессе выполнения которых не создается материально-вещественный продукт. У. подразделяют на нематериальные и производственного назначения. К нематериальным У. относят затраты труда, к-рые не принимают предметной формы и не входят составной частью в стоимость к.-л. товара. Это деятельность работников здравоохранения, образования, непроизводств. отраслей бытового обслуживания населения, торговли, туризма и гостеприимства, пассажирского транспорта, а также органов гос. управления, оказывающих услуги соц. характера, охраны обществ. порядка и др. У. производственного назначения являются: грузовой транспорт, заготовки, материально-техническое снабжение, различные производств. связи. В статистической отчетности У. пром.-производств. характера (капитальный ремонт зданий, оборудования, сооружений и др.) относят к работам пром. характера. У., связ. с обращением товаров, их закупкой, продажей, сбытом (т.е. торговые, посреднические виды деятельности, осн. целью к-рых является содействие заказчикам в поиске новых партнеров и заключение хоз. договоров на закупку или поставку товаров, сбыт готовой продукции), называют коммерческими. У. могут быть рыночными и нерыночными. К рыночным относят У., являющиеся объектом купли и продажи (напр., оптовой и розничной торговли, экспедиционные, по складированию и хранению и др.); к нерыночным - У., издержки к-рых полностью или в значит. мере покрываются за счет гос. бюджета, добровольных взносов (они, как правило, удовлетворяют коллективные потребности общества) . У. могут быть платными и бесплатными. Наиболее распространенные виды У. - аудиторские, банковские, рекламные, маркетинговые, консультационные, образовательные, посреднические, торговые, дистрибьюторские, информационные, коммунальные, бытовые. Качество У. зависит от исполнения, времени и места их оказания. Труд работников, занятых их предоставлением, связан, как правило, с обменом, распределением или потреблением продукции (товара), созданной в сфере материального произ-ва. Отрасли, предоставляющие У., составляют основу производств. и социальной инфраструктуры хоз-ва.

УСЛУГИ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ БАНКОВ

УСЛУГИ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫХ БАНКОВ (англ. services of savings banks) - привлечение свободных средств населения, предприятий и организаций, их кредитование, предоставление межбанковских кредитов, выполнение поручений частных и юридических лиц по осуществлению платежей. Операции сберегательных банков подразделяются на активные и пассивные. К пассивным операциям относится: привлечение свободных сбережений населения в сберегательные вклады, вклады до востребования и т.д., а средств предприятий - на расчетные и текущие счета, срочные депозиты. Активные операции включают кредитование населения, предприятий, передачу ресурсов центральному банку, предоставление межбанковских кредитов. Сбербанки осуществляют безналичные расчеты населения: выплаты зарплаты рабочим и служащим; выдачу чеков за счет сумм вкладов; перевод вкладов, перечисления в уплату за квартиру, коммунальные услуги и т.д. Сбербанки производят расчетно-кассовые операции по поручению юридич. лиц. В развитых странах (США, Великобритании, Австралии и т.д.) сбербанки представляют собой небольшие кредитные учр-ния, действующие, как правило, в региональном масштабе (в пределах города, штата). Они контролируются гос-вом, к-рое в лице местных властей выступает гарантом по их операциям. Вклады населения привлекаются на текущие, инвестиционные и др. виды счетов. Размещение средств производится в форме предоставления потребительских, ипотечных, бланковых (необеспеченных) кредитов, покупки акций и облигаций. Сбербанки выпускают кредитные карты. К группе сберегат. банков относятся доверительносберегательные банки - разновидность кооперативных банковских учр-ний (такие сберегательные банки получили распространение в Великобритании). В США сбербанки представлены взаимосберегательными банками, к-рые специализируются на выдаче ссуд под залог недвижимости. Существуют также почтово-сберегательные банки, к-рые выступают в качестве кредитора гос-ва и обслуживают население в районах, в к-рых отсутствуют коммерч. банки. В Германии сберкассы (автономные государств. фирмы) находятся гл. обр. в ведении общин и их объединений. Строительные сберкассы выдают ссуды на покупку и постройку дома вкладчикам, накопившим на счете определ. часть установленной общей ссуды.

УСТАВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

УСТАВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА - учредительный документ. Утверждается учредительным собранием общества и подлежит обязательной государственной регистрации в установленном порядке. Требования Устава АО обязательны для исполнения всеми органами об-ва и его акционерами. Устав АО должен содержать положения, не противоречащие нац. корпоративному праву (в России - Федеральному закону «Об акционерных обществах» (1996 в ред. 2001) и ГК РФ). К числу сведений, к-рые обязательно должны содержаться в Уставе АО, относятся: полное и сокращ. фирменное наименование об-ва; место нахождения об-ва и его тип (открытое или закрытое); кол-во, номин. стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегир. акций, размещаемых об-вом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа) и права миноритарных акционеров; размер уставного капитала об-ва; структура и компетенция органов управления об-ва и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в т.ч. перечень вопросов, решение по к-рым принимается органами управления об-ва квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах об-ва. Изменения и дополнения в Устав АО или новая редакция, осуществленные по решению общего собрания акционеров, подлежат обязательной государственной регистрации.

УСТАВНЫЙ ФОНД

УСТАВНЫЙ ФОНД - имущественная основа деятельности государственного (муниципального) унитарного предприятия (см. Предприятие унитарное). У.ф. унитарного пр-тия до его гос. регистрации должен быть полностью оплачен собственником. Если размер У.ф. унитарного пр-тия по окончании финанс. года окажется больше стоимости чистых активов, то орган, создавший такое пр-тие, должен в установл. порядке уменьшить размер данного У.ф., а пр-тие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. Если стоимость чистых активов будет меньше величины, определенной законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

УСТНЫЙ ОПРОС

УСТНЫЙ ОПРОС (англ. verbal questioning) - один из основных методов получения аудиторских доказательств, включающий беседу практически со всеми сотрудниками предприятия, участвующими в ведении учета и составлении отчетности. У.о. является процедурой выборочного контроля. Аудитор, проводящий У.о., должен обязательно убедиться в том, что хозяйственные операции, составляющие основу отчетности, не противоречат закону, правильно оформлены и корректно отражены в бух. учете. Как правило, эта процедура проводится на начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием, оценивает объем аудиторской проверки и степень сложности работ, чтобы составить соотв. программу аудита. Для составления программы проверки аудитор должен получить от руководства орг-ции список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой служб (фамилии, имена, отчества, перечень направлений, разделов, участков, счетов бух. учета, журналов-ордеров и пр., к-рые курирует данный сотрудник). План и перечень вопросов, задаваемых работникам, не могут быть одинаковыми, они зависят прежде всего от раздела бух. или оперативного учета, к-рый закреплен за опрашиваемым. Для проведения У.о. предварительно готовят анкеты опроса по разл. проблемам (напр., по оценке учета движения материалов, состоянию документооборота и т.п.), в к-рых аудиторы отмечают ответы опрошенных лиц. Выбор приема У.о. зависит от того, насколько в конкретной ситуации нужна более надежная, чем обычно, информация, а также от доступности альтернативных доказательств (напр., альтернативного баланса). У.о. часто используется при оценке внутреннего контроля в организации, в частн. для оценки соответствия нормативного и фактич. распределения полномочий и ответственности, соблюдения установл. порядка оформления документов.

УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ (англ. stability of money circulation) - состояние оборота наличных денег, характеризующееся соответствием движения товарных и денежных масс, функционированием денег со скоростью, вытекающей из объективно складывающихся отношений товарного обращения, и наличием массы денег в обороте на уровне, отвечающем требованиям закона денежного обращения. У. д. о. предполагает обеспечение полноценности ден. единицы и ее стабильной покупательной способности. Полноценность денежной единицы означает непрерывное поддержание установленного гос-вом весового кол-ва золота в ней. Одно из условий сохранения У. д. о. - равновесие между различными агрегатами денежной массы. Практика показывает, что величина агрегата М2 должна превышать величину агрегата М1. У. д. о. укрепляется, если М2 М3 > М1.

УЦЕНКА

УЦЕНКА (англ. markdown) - оценка товара ниже прежней стоимости. У. комиссионная - понижение первоначально установленной комитентом цены на принятую на комиссию и выставл. в продажу вещь, не проданную в установл. срок. Комиссионная У. производится в процентном отношении к первоначальной цене. Возможна повторная, а также третья комиссионная У., вплоть до снятия вещи с продажи. У. ценной бумаги - снижение цены продавцом (дилером) или инвестором ценной бумаги вследствие невозможности продать ее по прежней цене.

УЧАСТНИК ТОРГОВЛИ

УЧАСТНИК ТОРГОВЛИ (англ. trader) - профессиональный участник рынка, допущенный к торговле организаторами торговли (в основном биржами) и имеющий лицензию на осуществление брокерской и(или) дилерской деятельности.

УЧЕТ

УЧЕТ (РЕГИСТРАЦИЯ) НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (англ. taxpayer registration) - единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают осн. характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о госрегистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридич. и физич. лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет. См. также Идентификационный номер налогоплательщика. * * * установление наличия чего-либо, его измерение в натуральном и денежном выражении и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о разл. сферах хоз. деятельности и обществ. жизни. С развитием производит. сил об-ва (гос-ва, орг-ции) возрастает объем учетной информации и ее роль в деле управления. Учет является единой системой, объединяющей три его вида: бухгалтерский, статистический и оперативный.

УЧЕТ ОПЕРАТИВНЫЙ

УЧЕТ ОПЕРАТИВНЫЙ (англ. administrative accounting) - один из трех видов хозяйственного учета (вместе с бухгалтерским и статистическим), связанный с отражением отдельных сторон деятельности хозяйствующих субъектов и их совокупностей для потребностей оперативного управления. В отличие от остальных видов хоз. учета (см. Бухгалтерский учет, Учет статистический), У.о. не имеет четко выраженного понятийного аппарата, предмета и метода. У.о. был широко распространен в условиях административно-командной системы и нередко регламентировался органами общегос. и отраслевого управления, выступая средством реализации командного руководства экономикой. В соврем. условиях формирования рыночных отношений и перехода к рыночной экономике У.о. потерял свое прежнее значение и сохраняется в качестве промежуточного источника оперативной информации до ее последующего обобщения для статистич. и реже - бух. учета. При этом на уровне хозяйствующих субъектов У.о. ведется гл. обр. технологич. службами и направлен на информац. обеспечение потребностей оперативного управления технологич. процессами. Особое место в У.о. занимают технико-экономич. показатели, характеризующие использование производств. мощностей, технологич. оборудования, отд. видов хоз. средств. На регион., отраслевом и общегос. уровнях У.о. представлен обобщ. данными по огранич. кругу показателей, сформированными из отчетности хозяйствующих субъектов, а также оперативной информацией по отд. секторам и сегментам внутр. и междунар. рынков. В последнее время все большее развитие получает У.о. сделок купли-продажи, спроса и предложения, цен и валютных курсов, рыночной и деловой конъюнктуры на товарных и фондовых биржах, биржах труда. В системе финанс. и налоговых органов У.о. широко используется для оперативного отражения исполнения бюджетов, поступления налогов и др. обязат. платежей, учета налогоплательщиков, выполнения контрольных мероприятий и т.п.

УЧЕТ СТАТИСТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ (англ. records) - первичная регистрация фактов хозяйственной жизни в учетных документах в момент и на месте их свершения. У.д. является одним из важнейших элементов метода бухгалтерского учета. Суть этого элемента - сплошное и непрерывное отражение хоз. операций в первичных учетных документах с целью получения о них данных, необходимых для ведения текущего бух. учета и контроля за ними. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (1996) отмечено, что все хоз. операции, проводимые орг-цией, должны оформляться оправдательными документами. У.д. должна отвечать предъявленным к ней требованиям: быть достоверной, т.е. ее данные должны соответствовать фактически совершенным операциям по количественному и ден. выражению; ясной и понятной не только работникам учета, но и пользователям; своевременно оформленной и ориентированной на обработку ее в условиях автоматизации учетного процесса. Бух. информация, отражаемая в учетных документах, должна быть качественной и эффективной. У.д. включает разл. первичные документы, к-рые можно классифицировать по след. признакам: назначению; степени обобщения (порядку составления); охвату фактов хоз. жизни; месту составления; кол-ву учетных записей; характеру фактов хозяйственной жизни. По назначению документы подразделяются на организационно-распорядительные, оправдательные (исполнительные), бухгалтерского оформления и комбинированные; по степени обобщения (порядку составления) - на первичные и вторичные (сводные); по степени охвата фактов хоз. жизни - на разовые и накопительные; по месту составления - на внутренние и внешние. По кол-ву учетных записей документы могут быть однострочными и многострочными. По характеру фактов хоз. жизни их делят на кассовые, банковские, материальные, расчетные. Важным в классификации является деление документов на стандартные (типовые) и нестандартные. В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» применяемые орг-циями первичные учетные документы могут быть составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Эти альбомы разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ. Важность унификации первичных учетных документов имеет существенное значение для снижения трудоемкости их создания и обработки (особенно при автоматизации учета). Первичные учетные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются на полноту и качество заполнения, содержания (законность совершенных хоз. операций, логическая увязка отд. показателей). После окончания обработки первичные документы гасятся штампом или спец. отметкой, чтобы исключить возможность повторной обработки.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА (англ. accounting policy) - совокупность способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, избранных организацией в соответствии с условиями хозяйствования. Термин «У.п.» вошел в российскую практику в кон. 80-х гг. International Accounting Standards (Международных стандартов финансовой отчетности, МСФО), в нач. 1992 был нормативно закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Осн. назначение и гл. задача избранной У.п. - макс. адекватно отражать деятельность орг-ции, представлять полную, объективную и достоверную информацию о ней. У.п. формируется путем выбора способов ведения бух. учета из нескольких допускаемых общепризнанными правилами. Если правилами не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, то орг-ция сама разрабатывает необходимые процедуры с учетом требований законодательства и нормативных актов по бух. учету. При формировании У.п. исходят из допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности ее применения, временнуй определенности фактов хоз. жизни. У.п. должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности. Подлежит оформлению организационно-распорядительной документацией (приказы руководителя орг-ции, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты, процедуры и др.). Орг-ция должна раскрывать избранные способы ведения бух. учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бух. отчетности (существенными признаются способы ведения бух. учета, без знания о применении к-рых пользователями бух. отчетности невозможна достоверная оценка финанс. положения и результатов ее деятельности). В бух. отчетности должны раскрываться способы погашения стоимости основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного произ-ва и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции и т.п.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКОВ

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА БАНКОВ - один из методов денежно-кредитного и валютного регулирования. Осуществляется центральными банками стран путем маневрирования (повышения или понижения) учетным процентом. У.п.б. имеет две функции: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя функция - регулирование центральным банком объема ден. массы в обращении и темпов инфляции. Понижение офиц. учетной ставки приводит к удешевлению кредитных ресурсов и увеличению их предложения на рынке (цель - оживление инвестиций и стимулирование экономич. роста), а ее повышение - к сжатию ден. массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к сокращению объема инвестиций. Внешняя функция - привлечение иностр. капиталов и повышение курса нац. валюты. Политика «дешевых» денег может отрицательно повлиять на платежный баланс страны и валютный курс в связи с оттоком капитала в страны с более высокими процентными ставками. Вместе с тем движение капитала зависит также и от рискованности инвестиций, что может существенно понизить результативность принимаемых мер.

УЧЕТНЫЙ ПРОЦЕНТ

УЧЕТНЫЙ ПРОЦЕНТ (англ. discount rate - учетная ставка, ставка дисконта) - официальная процентная ставка кредитования коммерческих банков центральным банком (в Великобритании - Банк Англии, во Франции - Банк Франции, в США - Федеральная резервная система, в Германии - Дойче Бундесбанк, в России - Центральный банк РФ). Один из осн. финанс. инструментов, с помощью к-рого центральный банк регулирует объем ден. массы в обращении, темпы инфляции, состояние платежного баланса и валютный курс. Рефинансирование коммерч. банков производится либо путем прямого краткосрочного кредитования, либо путем переучета коммерч. векселей. Под У.п. понимается также ставка (дисконт), по к-рой на ден. рынке производится учет векселей до наступления срока их погашения.

УЧРЕДИТЕЛИ

УЧРЕДИТЕЛИ - юридические и физические лица, принимающие участие в образовании имущества хозяйственных товариществ и обществ и имеющие обязательственные права в отношении этого нового юридического лица либо вещные права на его имущество. Такие же права имеют учредители государственных и муниципальных унитарных пр-тий, в т.ч. дочерних пр-тий.

УЧРЕДИТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ

УЧРЕДИТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ - доход, получаемый учредителями акционерного общества при открытой подписке на акции, в форме разницы между суммой, вырученной от продажи акций, и суммой их номинальной стоимости. У.п. - разновидность монопольной прибыли. Существуют разл. способы получения У.п. Один из них - продажа акций по курсу значительно выше номинала. Др. способ заключается в «разводнении» акц. капитала, т.е. в выпуске и продаже акций на величину, значительно превышающую действительный капитал.

УЩЕРБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница