Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕР"-"СПР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕР"-"СПР")

СЕРТИФИКАТ ЦЕННОЙ БУМАГИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - данные по количеству учреждений того или иного типа и вида, количеству мест в них, установленные учреждениям задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. Задания могут называться гос. заказом, контрольными цифрами, производств. показателями, показателями деятельности, показателями по сети, штатам и контингентам. Сеть учр-ний, ее предполагаемое развитие в планир. году и показатели по контингентам являются базой для формирования соотв. проекта бюджета. При определении объема ассигнований для конкретного типа и вида бюджетного учреждения используются как основные сетевые показатели, так и дополнит. К гл. показателям относятся: для больницы - число коек; для школы - кол-во классов и учащихся в них; для школы-интерната - число воспитанников; для вуза - численность студентов; для органов управления - кол-во работников и т.п. В процессе финанс. планирования учитываются показатели не только на начало и конец финансового года, но и среднегодовые, к-рые зависят от сроков ввода новых мощностей, а по учр-ниям образования - и от сроков комплектования (приема) и выпуска в процессе обучения. Напр., по школам расчет среднегодовых показателей проводится по формуле:

СЕТЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Расчет среднегодовых величин может также производиться путем суммирования показателей на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным, и деления получ. суммы на 12. При отсутствии нормативов финанс. затрат на среднегодовую единицу контингента при исчислении ассигнований по каждой предметной статье учитываются дополнит. показатели. Так, при исчислении расходов по заработной плате учителей школы учитывается кол-во классов в трех группах: 1 - 3(4), 5-9, 10-11 (т.к. для расчета кол-ва педагогич. ставок установлены разные нормы учебных часов на ставку 1 учителя в неделю: в начальных классах - 20, в старших - 18). Для определения расходов на питание в больнице учитывают кол-во коек по профилям заболеваний и кол-во койко-дней по каждому из них, ден. норму питания в день по каждому профилю. Как гл., так и большинство дополнит. показателей находят отражение в сооотв. формах отчета о выполнении плана по сети, штатам и контингентам. Для каждого типа учр-ний установлены специализир. формы отчетности.  

СИНДИЦИРОВАННЫЙ КРЕДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ - обобщенный учет фактов хозяйственной деятельности в денежном выражении. С.у. ведется на синтетических счетах (главных счетах первого порядка). Перечень счетов С.у. находится в Плане счетов. С.у. необходим для получения информации, позволяющей иметь общее представление о наличии и движении средств и их источников - о финансово-хоз. деятельности орг-ции. С.у. ведется в регистрах бух. учета (Главная книга, журналы-ордера и др.). Данные С.у. детализируются в аналитическом учете. Между синтетическим и аналитическим учетом существует взаимосвязь, выражающаяся в том, что сумма оборотов и сумма сальдо по счетам аналитического учета должна быть равна оборотам и сальдо по соответствующим им счетам С.у. Тем самым показатели синтетического и аналитического учета должны контролировать друг друга. Т.о., каждый счет С.у. совместно с относящимися к нему аналитическими счетами образует обособл. динамическую информац. подсистему, входящую в общую систему бух. учета орг-ции.

СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

СИСТЕМА АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - совокупность установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) требований к профессиональной квалификации руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также методических и организационных условий для подтверждения ими соответствия этим квалификационным требованиям. Соответствие руководителей и специалистов квалификац. требованиям, подтвержденное наличием квалификац. аттестатов - обязат. условие получения лицензии профессиональным участником рынка ценных бумаг. Профессиональная квалификация лиц подтверждается успешной сдачей квалификац. экзаменов, зависящих от вида профессион. деятельности орг-ции и должностного статуса лиц. В число квалификац. требований входит также наличие высшего образования (для руководителей и контролеров орг-ций). Неоднократное либо однократное грубое нарушение аттестованным лицом законодательства по рынку ценных бумаг или совершение им действий, повлекших аннулирование лицензии орг-ции - профессионального участника, в к-рой данное лицо является руководителем или специалистом, служат основаниями для аннулирования квалификац. аттестата. Организационно-методич. обеспечение системы аттестации составляют учебные пособия, рекоменд. ФКЦБ России для подготовки к квалификац. экзаменам, а также элементы организац. структуры проведения квалификац. экзаменов, к числу к-рых относятся: уполномоченные на право проведения экзаменов орг-ции из числа региональных отделений ФКЦБ России и саморегулируемых орг-ций - профессион. участников (см. Региональные отделения ФКЦБ России, Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг; аккредитованные при ФКЦБ России обучающие орг-ции, осуществляющие подготовку к экзаменам; региональные экзаменационные центры, предоставляющие условия для письменного или компьютерного тестирования на основе договоров с уполномоченными организациями. Система аттестации руководителей и специалистов рынка ценных бумаг установлена Положением ФКЦБ России о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг.

СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (англ. system of accounting) - совокупность элементов бухгалтерского учета (требований, правил, объектов и т.п.) и информационных связей между ними, создаваемая для достижения определенной цели. С т.з. целей учета выделяют три С.б.у.: камеральная - оценка эффективности орг-ции определяется движением и изменением остатков ден. средств; простая (униграфическая) - оценка сводится к выявлению прироста активов; двойная - оценка определяется величиной полученной прибыли. С т.з. пользователей различают системы финансового - financial accounting (для внешних пользователей) и управленческого - management accounting (для внутренних пользователей) учета. С т.з. отраслей нар. хоз-ва выделяют столько С.б.у., сколько существует таких отраслей (системы промышленного, с.-хозяйственного, торгового, транспортного, туристского и т.п. учета). С т.з. организации бухгалтерского учета существует централизованная система (один самостоятельный баланс на всю орг-цию) и децентрализованная система (один самостоятельный баланс на всю орг-цию и отдельные балансы в ее подразделениях).

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (англ. internal audit) - совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководителями экономического субъекта в качестве средств для обеспечения эффективного ведения хоз. деятельности. С.в.к. включает организованные внутри экономического субъекта надзор и проверку: соблюдения требований законодательства; точности и полноты охвата документами фактов хоз. жизни; своевременности становления достоверной бух. отчетности; мероприятий по предотвращению ошибок и искажений; исполнения приказов и распоряжений; обеспечения сохранности имущества орг-ции. С.в.к. делится на три блока: внутриведомственный финансовый контроль; внутренний контроль фирмы (компании); деятельность ревизионных комиссий (ревизий). Активные меры по укреплению С.в.к. принимают в финансово-кредитных орг-циях, в первую очередь в коммерч. банках. Спец. подразделения внутреннего контроля осуществляют планомерный контроль за соблюдением установленных регламентов работы, разрабатывают планы взаимных проверок кооперирующихся и взаимосвязанных подразделений и обсуждения результатов их деятельности. Важная задача руководителей орг-ций в условиях рыночной экономики - создание контрольной среды, т.е. таких методов работы, при к-рых осуществляется постоянный взаимный контроль на осн. участках работы. Это реализуется через организацию и управление документооборотом, сочетание единоначалия и коллегиального руководства и четкое определение полномочий и ответственности каждого сотрудника, коллективное обсуждение принимаемых решений. Оценка С.в.к. - самостоятельный объект аудиторской проверки.

СИСТЕМА "КЛИЕНТ-БАНК"

СИСТЕМА "КЛИЕНТ-БАНК" - форма банковского обслуживания клиентов, основанная на использовании информационных технологий, обеспечивающих клиентам возможность дистанционного получения финансовой информации и управления банковскими счетами (англ. remote banking). Возникла в нач. 80-х гг. вследствие обострения конкурентной борьбы западно-европейских банков и вскоре широко распространилась в США и др. странах под названием «банковское обслуживание на дому» (англ. home banking). Система соединяет персональный компьютер клиента (установленный дома или в офисе) с мощным банковским компьютером (сервером) или хост-узлом. В результате банковские операции (кроме операций с наличными) могут осуществляться ежедневно и круглосуточно. Пользование системой позволяет клиенту управлять текущим счетом, вкладом, расчетами с бюджетом, счетами платежей и сбережений. В режиме удаленного доступа клиент может получить баланс счета на текущий день, отчет о движении средств за определ. период, перечислять средства со счета на счет, оплачивать (в т.ч. авансом) услуги разл. компаний (напр., карточных платежных систем), выполнять операции с ценными бумагами. Японские банки, напр., сообщают клиентам сведения о состоянии счетов, открытых в Нью-Йорке или в Лондоне. Благодаря сокращению расходов на персонал коммерч. банк может предлагать свои услуги по более низким ценам. В мире существуют банки и отделения крупных кредитных институтов, не имеющие операционного зала и обслуживающие клиентов только на дому или на рабочем месте, т.н. «прямые» (англ. direct) банки, с к-рыми клиент поддерживает связь по телефону, факсу, кабельному телевидению, компьютерной линии, либо через Интернет («виртуальные» банки, Интернет-банкинг - e-banking). Преимущества - конфиденциальность, скорость и точность исполнения поручения клента, возможность доступа к счетам в любое время. Большинство банков берет за предоставление таких услуг дополнительную плату. Российские банки с сер. 90-х гг. используют компьютерно-модемные автоматизированные системы «Клиент-Банк» в основном для работы по комплексному управлению счетом с юридическими лицами, а также с физическими лицами. Операции включают перевод безналичных денег на срочные вклады, безналичную покупку и продажу валюты, перевод средств по поручению клиента в оплату товаров, счетов, коммун. услуг, на покупку ценных бумаг, погашение потребительских кредитов и процентов по ним. Для подключения к С. «к.-б.» компьютер клиента дооснащается адап-тером и программным обеспечением (электронная цифровая печать и подпись) и в договоре согласовываются условия осуществления платежей в режиме удаленного доступа (см. также Телебанконлайн). В целях обеспечения безопасности доступа через Интернет в США банковские системы адаптируют для работы в среде Windows, что позволяет в качестве пароля использовать программы защиты от несанкционированного доступа, генерирующие постоянно меняющиеся коды. Наиболее совершенные из программ не подлежат экспорту из США. В современной российской практике банки также используют передачу данных через Интернет. Все системы шифрования и кодирования информации в обязательном порядке сертифицируются Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ).

СКИДКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКЛАДСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО

СКЛАДСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО - документарная ценная бумага, выдаваемая товарным складом поклажедателю и удостоверяющая заключение между ними договора хранения и принятия складом товара на хранение. В соответствии с правовыми нормами товарный склад вправе выдавать С. с. двух видов: двойные и простые. Простое С. с. - ценная бумага на предъявителя. Двойное С. с. - именная ценная бумага, состоящая из двух частей: складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), каждое из к-рых, будучи отделенным от двойного С. с., является самостоятельной ценной бумагой. Обязат. реквизиты С.с. определены ГК РФ (ст. 913, 917). Правила их написания, а также дополнит. реквизиты могут устанавливаться законодательством РФ или субъектов РФ. С. с. является документом, доказывающим заключение договора хранения в письменной форме. Держатель двойного С.с. вправе обременить товар, помещенный на хранение под выданные двойные С.с., правами залога в обеспечение исполнения обязательств как заемщика по денежному кредиту. При этом от двойного С.с. отделяется варрант и передается кредитору, а на С.с., отделенном от варранта, кредитором делается отметка о сумме кредита и процентах по нему, сроке и месте возврата, об имени кредитора, о реквизитах договора залога и о реквизитах договора кредита. Варрант удостоверяет право залога на весь товар, указ. в С.с. и заложенный в обеспечение кредита. Двойное С.с., простое С.с., С.с., отделенное от двойного, служат товарораспорядительными документами. Распоряжение товаром, помещенным в товарный склад на хранение под выданные С.с., возможно не иначе как посредством распоряжения этими ценными бумагами. Держатель простого или двойного С.с. вправе распоряжаться товаром в полном объеме и в течение его хранения вправе в любое время востребовать товар со склада по предъявлении свидетельства. Держатель С.с., отделенного от двойного С.с., и не имеющий варранта, вправе распоряжаться товаром посредством распоряжения С.с., но не может взять товар со склада до погашения кредита, обеспеченного залогом помещенного на хранение товара, и процентов по нему. Он вправе потребовать от товарного склада выдачи товара, если вместе со С.с. на склад будет предъявлена квитанция товарного склада о внесении ему суммы денег в целях погашения кредита. С.с. широко применяются за рубежом в торговых операциях, на товарных биржах и в технике банковского кредитования под залог товара. В конце 20-х гг. в СССР также существовала практика применения подобных ценных бумаг, введенная Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1925 «О документах, выдаваемых товарными складами в приеме товаров на хранение» (отменена в 1983).

СЛИП

СЛИП (англ slip) - бумажный расчетный документ (чек), оформляемый при совершении операции с платежными картами с помощью импринтера. С. включает ряд реквизитов, заполняемых вручную сотрудником торг. орг-ции или банка (дату совершения операции, ее сумму, валюту операции, код авторизации, подпись кассира). Держатель карты заверяет С., расписываясь на нем. Как правило, С. представляет собой трехслойный документ на самокопирующей бумаге. После завершения операции первый экземпляр заполненного С. вручается держателю карты, второй остается в распоряжении торг. орг-ции, а третий передается торг. орг-цией непосредственно в банк-эквайрер или в обслуживающую его процессинговую компанию.

СЛИЯНИЕ

СЛИЯНИЕ - реорганизация юридического лица, результатом которого оказывается возникновение нового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц с прекращением деятельности последних. С. должно происходить с соблюдением требований, установл. федеральными законами. Порядок С. для АО определен в Законе РФ «Об акционерных обществах» (1995 в ред. 2001). Общества, участвующие в С., заключают договор о С., в к-ром определяются его порядок и условия С., а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в С., вопрос о реорганизации в форме С., об утверждении договора о С., устава общества, создаваемого в результате С., и об утверждении передаточного акта. Образование органов вновь возникающего общества проводится на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в С. Порядок голосования на совместном общем собрании акционеров может быть определен договором о С. обществ. При С. обществ. акции общества, принадлежащие др. обществу, участвующему в С., а также собственные акции, принадлежащие участвующему в С. обществу, погашаются. При С. обществ все права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему обществу в соответствии с передаточным актом. С. считается законченным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридич. лица. Общества должны не позднее 30 дней с даты принятия решения о С. в письменной форме уведомить об этом кредиторов, к-рые также не позднее 30 дней с даты направления им уведомления вправе требовать (в письменной форме) от обществ прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков. На рынке корпоративного контроля используется аналогичный понятию С. термин merger (слияние, дружественное поглощение).

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМАРТ-КАРТА

СМАРТ-КАРТА (англ. smart card) - платежная карта со встроенным микропроцессором и памятью; «интеллектуальная» карта. Изобретена фр. ученым Р. Морено в 1974. Иной, чем у карт с магнитной полосой принцип записи информации обеспечивает более высокий уровень защищенности хранимой информации, а также принципиально иную технологию обслуживания. В частн., хранение ПИН (персонального идентификационного номера) позволяет идентифицировать держателя карты при совершении операции без связи с центром авторизации (в автономном режиме). Параметры С.-к. определяются междунар. стандартом ISO 7816 «Идентификационные карты. Карты с микропроцессором с контактами». Возможность защищ. хранения информации позволила реализовать на основе С.-к. принципиально новые продукты. Операции с использованием карт с хранимой суммой (SVC - Stored Value Card) выполняются в автономном режиме: если номер карты отсутствует в стоп-листе, а сумма операции не превышает запис. сумму, операция разрешается, а сумма, запис. на карте, уменьшается на сумму операции. В зависимости от способа отражения на банковском счете запис. на карте суммы, карта SVC является картой с предавторизованной суммой (как, напр., VISA COPAC) или «электронным кошельком» (напр., VISA Cash). Cумма, запис. на карту с предавторизованной суммой, отражается на счете клиента. Запись на карте позволяет авторизовать операции в пределах данной суммы без связи с центром авторизации. Сумма на карте, представляющей собой «электронный кошелек», списывается со счета клиента и записывается на особый счет (float account). Т.о., если карты с предавторизованной суммой относятся к обычным дебетовым, то карты-«кошельки» - к предоплаченным. Еще один вид С.-к. с хранимой суммой - «электронные деньги» (напр., карты Mondex системы Mondex International, предоплатные карты российских систем PayCash и Webmoney).

СМЕТА

СМЕТА (англ. cash budget) - документированный план поступления и расходования денежных средств для финансирования расходов предприятий и организаций. На производственных пр-тиях составляют сметы затрат на производство, в к-рых затраты группируют по отд. элементам. С. в строит. орг-циях определяет сметную стоимость стр-ва. Орг-ции непроизводств. сферы, финансируемые из бюджета, составляют смету бюджетного учреждения. В основе расчетов С. лежат количеств. (объемные) показатели деятельности пр-тий и орг-ций в плановом периоде (год, с разбивкой по кварталам), показатели строит. проектов, технико-экономич. нормы, нормативы, тарифы, цены, расценки и др. удельные показатели. К С. прилагаются расчеты и обоснования. С. бюджетного учреждения по форме представляет собой план расходов и отражает односторонний характер отношений с бюджетом учр-ний, состоящих на сметном финансировании. Расходы бюдж. учр-ний определяются исходя из утвержд. плана их работы и норм расходов, устанавливаемых на расчетную единицу плана. Для стоимостной оценки расходов применяются действующие или договорные цены и тарифы.

СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

СМЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ - предоставление средств из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных) для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой. Учр-ние финансируется из бюджета в зависимости от подчиненности тому или иному органу гос. власти или органу местного самоуправления. По смете финансируются учр-ния образования, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения, органы гос. власти и местного самоуправления, суды, правоохранит. органы и органы безопасности гос-ва, мероприятия по нац. обороне. Средства из бюджета предоставляются по смете доходов и расходов. Ассигнования на содержание бюдж. учр-ний определяются на основе прогнозируемых объемов предоставления гос. или муницип. услуг. Бюдж. ассигнования (см. Ассигнования бюджетные) имеют строго целевое назначение в точном соответствии с подразделениями функцион., ведомств. и экономич. классификации расходов. Они определяются путем детальных расчетов по каждой статье и элементу затрат с учетом плановых производств. показателей и обязательных либо расчетных норм и нормативов расходов на единицу затрат. Не допускается включение в сметы ассигнований сверх утвержд. норм. Учр-ния финансируются на основе утвержд. годовой с поквартальной разбивкой сводной бюджетной росписи с учетом вносимых в нее в течение года изменений. В случае утверждения бюджетов после 1 янв. наступившего бюджетного года средства впредь до принятия бюджета расходуются по соотв. разделам функцион. и ведомств. классификаций расходов в размере, не превышающем ј ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более 1/12 - в расчете на месяц). Бюдж. ассигнования планируются в годовых и квартальных суммах, поэтому их использование ограничено рамками не только бюдж. года, но и квартала. Бюдж. учр-ния без разрешения главного распорядителя бюджетных средств не вправе осуществлять передвижение ассигнований между кварталами. Средства из бюджета предоставляются по мере выполнения плана по сети, штатам и контингентам и с учетом использования ранее отпущ. средств. Невыполнение оперативно-сетевых показателей, несвоевременный ввод новых мощностей бюдж. учреждениями влекут за собой уменьшение бюдж. финансирования. Не допускаются расходы сверх утвержд. назначений либо не предусмотр. сметой. Экономное и целесообразное использование средств достигается путем контроля за обоснованным планированием ассигнований и целевым использованием бюдж. средств. Учр-ния не имеют права направлять средства, сэкономл. по одним статьям расходов, на увеличение др. расходов (в частн. средства, сэкономл. по материальным затратам, не могут быть направлены на оплату труда). Совершенствование сметного финансирования заключается в повышении обоснованности планирования путем разработки и применения государственных минимальных социальных стандартов, финанс. норм, ориентир. на конечные результаты деятельности учр-ний, сближения потребности учр-ний в средствах и размера бюдж. ассигнований, выделяемых на финансирование их расходов.

СОБСТВЕННАЯ КАРТА

СОБСТВЕННАЯ КАРТА (англ. proprietary brand) - платежная карта, выпускаемая единственным эмитентом, обладающим правами на соответствующую торговую марку. Как правило, эмитент С.к. является одновременно и единств. эквайрером (см. Эквайринг), обеспечивающим возможность использования С.к. в сети торг. и сервисных орг-ций, банкоматах и т.д.

СОБСТВЕННОЕ УДЕРЖАНИЕ

СОБСТВЕННОЕ УДЕРЖАНИЕ (англ. retention) - экономически обоснованная величина риска, которую перестрахователь оставляет на своей ответственности, передавая остальную часть в перестрахование. В зависимости от метода перестрахования и условий договора перестрахования эта величина может быть установлена в долях от страховой суммы или суммы убытков, либо в абсолютной сумме.

СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ

СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ) выборный орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров. В об-ве с числом акционеров - владельцев голосующих акций - менее 50 устав может предусматривать, что функции С. д. (н. с.) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав должен содержать указание об определенном лице или органе об-ва, к компетенции к-рого относится вопрос о созыве общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. К исключительной компетенции С. д. (н. с.) относятся (и не могут быть переданы на решение исполнит. органу об-ва) след. вопросы: определение приоритетных направлений деятельности об-ва; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотр. Федер. законом «Об акционерных обществах» (1995 в ред. 2001); утверждение повестки дня общего собрания акционеров; определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, и др. вопросы по его организации; рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты; определение цены имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг, образование исполнит. органа об-ва и досрочное прекращение его полномочий, если уставом об-ва это отнесено к его полномочиям; создание филиалов и открытие представительств об-ва; использование резервного фонда об-ва; утверждение регистратора об-ва; иные вопросы, предусмотр. Федер. законом и уставом об-ва. Члены С. д. (н. с.) избираются общим собранием акционеров сроком на 1 год и могут переизбираться неогранич. число раз, при этом члены коллегиального исполнит. органа об-ва не могут составлять более ј состава С. д. (н. с.), а лицо, осуществляющее функции единоличного исполнит. органа, не может быть одновременно председателем С. д. (н. с.). С. д. (н. с.). представляет для рассмотрения на годовом общем собрании акционеров годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибылей и убытков общества.

СОВМЕСТНАЯ КАРТА

СОВМЕСТНАЯ КАРТА (англ. co-branded card) - платежная карта, выпускаемая эмитентом на основании соответствующего соглашения о партнерстве и помимо выполнения своих функций платежного инструмента предоставляющая держателю возможность пользоваться услугами партнера на льготных условиях. Партнером может быть любая организация, заинтересованная в привлечении держателей карты в качестве клиентов, напр. сети магазинов розничной торговли, авиакомпании, производители автомобилей, телефонные компании и т.д. Как правило, льготы, предоставляемые держателю С.к., заключаются в возможности получения скидок на услуги партнера. Порядок их предоставления может быть различным: начисления держателю «баллов» (или, в случае использования С.к. в партнерстве с авиакомпанией, «миль») за каждую единицу валюты счета (напр., за каждый доллар США или за каждый рубль), потраченную держателем при применении С.к., с последующей возможностью употребить их для частичной оплаты услуг партнера. Льготы могут заключаться и во включении держателя С.к. в действующую программу лоялти партнера. Дизайн С.к. включает помимо названия и(или) логотипа эмитента название и(или) логотип партнера либо спец. название программы.

СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (англ. joint ventures) - форма сотрудничества компаний для работы над проектом, представляющим общий интерес. В конце 80-х гг. компании из развитых стран создавали С.п. с предприятиями быв. СССР и стран Восточной и Центральной Европы. Иностранные компании при помощи инвестиций стремились получить дополнительные рынки для своей продукции и использовать возможности для ее дешевого производства. Согласно законодательным актам, принятым в янв. 1987, в СССР допускалось участие иностранного капитала только в форме С.п. с разрешения Минфина СССР. Доля иностр. партнера не должна была превышать 49%. С.п. имели ряд льгот (таможенные, налоговые), могли самостоятельно распоряжаться своей продукцией, имели право свободно импортировать товары, приобретать оборудование и сырье на внутр. рынке. С сер. 1991 термин «С.п.» утратил указ. юридич. значение. В соответствии с Гражданским кодексом РФ в России могут создаваться пр-тия с участием иностр. капитала, в т.ч. со 100%-ным участием (см. Инвестиции иностранные). Участие иностр. представителей в капитале С.п. осуществлялось в разных формах. В их числе: долевое участие; создание пр-тий, принадлежащих иностр. инвестору, а также филиалов иностр. юридич. лиц; покупка зданий, сооружений, ценных бумаг пр-тий; предоставление кредитов, имущества, имуществ. прав и др. Преимущество С.п. состояло в доступе нерезидентов к экспортному потенциалу пр-тий, а также в возможности проведения бартерных сделок (см. Бартер). Большинство С.п. создавалось для реализации одной крупной и долгосрочной операции. К сер. 1991 в СССР насчитывалось св. 2 тыс. С.п. Однако средний размер вложенного иностр. капитала составлял всего 103 тыс. долл. США. Более 2/3 С.п. функционировали в сфере услуг. К 1995 осталось 150 С.п. В период приватизации С.п. сохранили свою организационно-правовую форму в виде закрытого акционерного общества (ЗАО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО). С 1993 процедура регистрации пр-тий с участием иностр. капитала упрощена. Сняты ограничения на их организационно-правовые формы. По законодательству РФ упразднены все льготы для С.п. Им предоставлен нац. режим как резидентам РФ, т.е. условия их деятельности не могут быть менее благоприятны, чем для юридич. лиц и граждан России. Нормативные акты, ущемляющие интересы иностр. партнеров в С.п., отменены Указом Президента РФ от 27 сент. 1993. На конец 1997 в России было зарегистрировано 7380 пр-тий с участием нерезидентов без учета портфельных инвестиций, а также представительств и филиалов иностр. компаний. В практике коммерч. деятельности термин «С.п.» чаще всего используется для характеристики крупной долгосрочной сделки (типа инвестиционного консорциума); при этом партнеры не создают новое юридич. лицо. В соответствии с Федер законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (1999) коммерч. орг-ция получает статус коммерч. орг-ции с иностр. инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностр. инвестора. В 1999 в РФ действовало 9680 пр-тий с участием иностр. капитала, выпускающих продукцию и оказывающих услуги (на них работало более 1 млн чел., общий объем продукции, работ, услуг превысил 500 трлн р., инвестиции в основной капитал составили около 66,5 трлн р.).

СОКРОВИЩА

СОКРОВИЩА (англ. treasure от лат. thesaurus - накопленное богатство) - одна из форм сбережений в виде накопления частными лицами ликвидных ценностей. В период золотомонетного и золотослиткового стандартов в качестве С. выступали полноценные деньги, выведенные в силу экономич. причин из обращения (склонность населения к сбережениям или сокращение товарооборота). С. в качестве долгосрочных сбережений могут становиться не только монеты и слитки драгоц. металлов, драгоц. камни, ювелирные изделия, но и предметы искусства, антиквариат.

СОЛИДАРНОЕ ТРЕБОВАНИЕ

СОЛИДАРНОЕ ТРЕБОВАНИЕ (англ. joint and several request) - требование в полном объеме, которое предъявляют к должнику несколько солидарных кредиторов. До предъявления требования одним из солидарных кредиторов (группы кредиторов, каждый из к-рых может истребовать с должника всю сумму долга) должник вправе исполнить обязательство по любому из них по своему усмотрению. Должник не вправе выдвигать против требования одного из солидарных кредиторов возражения, основанные на таких отношениях должника с др. солидарным кредитором, в к-рых данный кредитор не участвует. Выполнение полностью требований одного из солидарных кредиторов освобождает должника от обязательств исполнения этих требований перед ост. кредиторами. В США мелкие фирмы, имеющие претензии к компании, находящейся в затруднит. финанс. положении или обанкротившейся, вместо процедуры формального банкротства иногда защищают свои интересы через т.н. кредиторский комитет (creditor’s committee).

СОСТРАХОВАНИЕ

СОСТРАХОВАНИЕ (англ. co-insurance) - страхование какого-либо объекта страхования по одному договору несколькими страховщиками. В договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика. Ответственность страховщиков определена соотношением долей, к-рое может быть непропорциональным. Это соотношение определяется в фиксир. форме в зависимости от финанс. возможностей страховщиков, т.е. устанавливается лимит ответственности каждого из них, определяемый видом страхования и страховым риском. Чем выше риск, тем ниже лимит ответственности. При С. ответственность по риску принимает на себя каждый из участников страхового пула в пределах установл. доли. На практике принято, что страховщик, участвующий в страховании в меньшей доле, следует за условиями страхования, принятыми страховщиком, имеющим наибольшую долю. Договор С. оформляется или единым страховым полисом с указанием доли ответственности каждого состраховщика, или выписыванием страхового полиса каждой из компаний-страховщиков с указанием доли ответственности.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (англ. social rates) - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими образовательными, медицинскими, жилищно-коммунальными и другими социально-культурными услугами. С.н. используются при расчете общедоступных бесплатных или льготных услуг, предоставление к-рых гарантируется госвом вне зависимости от соц. статуса граждан, уровня их доходов и места жительства. Оплата этих услуг финансируется из бюджетов всех уровней, государственных и муниципальных внебюджетных фондов. В основе разработки С.н. лежат государственные минимальные социальные стандарты. С.н. регламентируют минимально необходимый уровень гарантий соц. защиты граждан в сфере оплаты труда, пенс. обеспечения, соц. поддержки граждан, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммун. сфере. С.н. влияют на уровень реальных доходов населения. Планирование средств на финансирование социальнокультурных мероприятий, составление смет бюдж. учрний осуществляется с применением С.н. Нормы чаще всего выражаются в ден. форме (напр., в форме расходов на питание, медикаменты, инвентарь, используемые в бюдж. учр-ниях, норм индивид. выплат по зарплате, пособиям, стипендиям и др.). Нормы могут быть: простыми (для отд. видов расходов); укрупненными (для совокупности расходов или для видов учрний); обязательными (устанавливаемыми пр-вом или территор. органами власти); факультативными (устанавливаемыми ведомствами).

СПЕКУЛЯЦИЯ ВАЛЮТНАЯ

СПЕКУЛЯЦИЯ ВАЛЮТНАЯ (англ. foreign exchange speculation) - операции банков, дилеров, пр-тий, граждан, направленные на получение прибыли от изменения курса валют на валютном рынке. Осуществляется в осн. путем валютных операций. Участники С.в. преднамеренно принимают на себя валютный риск (см. Риски валютные), рассчитывая извлечь прибыль. Поддержание длинных или коротких валютных позиций в течение неск. дней (иногда - недель) считается С.в. Разновидность С.в. - игра на понижении курса валюты в ожидании его снижения и игра на повышении валютного курса при тенденции к его повышению. Понижатели («медведи» - bears) продают валюту по текущему курсу, рассчитывая получить спекулятивную прибыль в случае снижения курса. Повышатели («быки» - bulls) в ожидании повышения курса скупают валюту в надежде на получение курсовой разницы путем продажи ее по более высокому курсу. С.в. осуществляется в форме срочных (форвардных) сделок за счет маржи между курсом даты заключения и даты исполнения сделки. Иногда для С.в. используются наличные валютные сделки: участник С.в., получив кредит в валюте, курс к-рой может снизиться, немедленно продает ее на более стабильную валюту, рассчитывая при наступлении срока погашения кредита купить ее по более выгодному курсу. Элемент С.в. содержит валютный арбитраж, т.к. дилер избирает определ. тактику покрытия заключ. сделок с целью извлечения прибыли. С.в. совершается без валютного покрытия и завершается уплатой курсовой разницы проигравшей стороной. Исход С.в. зависит от правильности прогнозирования валютного курса ее участниками. Итогом С.в. являются прибыль или убыток; нередко они приводят к финанс. трудностям и даже к банкротству. С целью сдерживания С.в. гос-во осуществляет регулирование валютных операций и валютного рынка, валютную интервенцию, устанавливает лимит открытой валютной позиции. При сильном разгуле С.в. валютные рынки временно закрывают.

СПЕКУЛЯЦИЯ ФИНАНСОВАЯ

СПЕКУЛЯЦИЯ ФИНАНСОВАЯ (англ. financial speculation) - торговля финансовыми активами с целью получения прибыли, как результата от принятия рыночного риска. С. ф. - одна из основных форм финансовой деятельности наряду с хеджированием, страхованием, инвестированием и т. п. С. ф. имеет место как на биржевом, так и внебиржевом рынках. Спекуляция ценными бумагами, фьючерсными и опционными контрактами осуществляется в результате сделок на организованных рынках, прежде всего на биржах. Спекуляция валютная - на межбанковском валютном рынке. С. ф. основывается на разнице в ценах по данному активу на данном рынке или на рынках разных бирж, разных стран и т.п. На рынке реального финансового актива спекулятивные стратегии имеют вид: покупка актива по одной цене и его продажа по более высокой цене; продажа по высокой цене отсутствующего у спекулянта или взятого им взаймы у к.-л. финанс. актива, покупка на рынке этого же актива по более низкой цене и тем самым либо ликвидация своего обязательства по поставке актива, либо возврат актива кредитору. На рынке фьючерсных контрактов: покупка фьючерсного контракта по данной цене, а затем продажа его по более высокой цене; продажа фьючерсного контракта по данной цене, а затем покупка его по более низкой цене. Спекулянтов, играющих на повышении цены, называют «быками», а рынок с тенденцией цен к росту - «рынком быков» (bull market). Спекулянтов, играющих на понижении цены, - «медведями», а рынок с тенденцией цен к падению - «рынком медведей» (bear market). Спекулянт (speculator) идет на проанализированный ограниченный риск (от инвестора он отличается уровнем риска). В отличие от спекулянта игрок (gambler) идет на ничем не ограниченный риск, рассчитывая на вероятность «удачи». С. ф. является незаконной, если она основывается на манипулировании ценами на рынке, выражающемся в появлении искусственного контроля за ними в течение нек-рого времени со стороны одного или группы участников рынка. Осн. формы незаконных С. ф.: псевдопродажи-купли финанс. активов; корнеры [англ. cornering market - скупить («загнать в угол») рынок - незаконная практика скупки ценных бумаг или товаров в объемах, позволяющих получить контроль над ценами на рынке]; спекуляции на базе создания пула [объединения неск. торговцев с целью направленного воздействия на цену финансового актива].

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ - кредитные учреждения, занимающиеся кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Эти ин-ты доминируют в относительно узких секторах рынка капиталов и имеют специфич. клиентуру. Ведущие позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала после коммерч. банков занимают страховые компании. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Страховые компании занимают главенствующее положение на рынке ссудных капиталов. Учр-ния, занимающиеся сберегат. операциями, представляют собой самостоят. виды С.к.и. (см. Банк сберегательный, Сберегательные кассы, Ссудо-сберегательные (кредитные) товарищества). Важным направлением специализации банков является инвестиц. деятельность. Ипотечные банки занимаются инвестированием аккумулир. средств в ссуды под недвижимость. Финанс. компании специализируются на кредитовании отд. отраслей или предоставлении определ. видов кредитов. В мировой практике различают финанс компании, предоставляющие потребительские ссуды, обслуживающие систему коммерч. кредита, и компании, предоставляющие мелкие ссуды индивидуальным заемщикам. К С.к.и. относят также кредитные строит. кооперативы, строит. об-ва, к-рые формируют капитал из сберегат. вкладов своих членов и выдают последним ипотечные ссуды. Эти институты работают вместе с кредитными товариществами и финансируют стр-во частных домов. Существуют и др. виды кредитно-финанс. учр-ний, напр., пенсионные фонды, доверит. паевые фонды, кредитные кооперативы, инвестиционные фонды, инновационные компании и др. (см. Инвестиционный фонд, Кредитная кооперация, Паевой инвестиционный фонд).

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ УЧАСТКОВ ЛЕСНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лесным кодексом РФ (1997) предусмотрены след. способы (формы) реализации участков лесного фонда: аренда участка лесного фонда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование участками лесного фонда и лесные торги (аукционы). Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством или по результатам лесных торгов. По договору аренды участка лесного фонда лесхоз управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или неск. видов лесопользования. Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов управления лесным хозяйством. По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осуществления одного или неск. видов лесопользования. По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры и требующие значительных средств для их вовлечения в эксплуатацию. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить др. стороне на срок от 1 года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соотв. участке лесного фонда. Сторонами договора являются Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации инвесторами. Договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством и законодательством РФ о концессии. В договоре концессии участка лесного фонда указывают: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и др. платежей; обязанности инвестора по стр-ву и содержанию дорог и др. объектов инфраструктуры; иные условия, предусмотренные законодательством РФ и определенные по усмотрению сторон. Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам проведения конкурса или аукциона. Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соотв. субъекта Федерации. Организация и порядок проведения указанных конкурсов и аукционов устанавливаются законодательством РФ. Участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта РФ по представлению территориального органа управления лесным хозяйством. Лесные конкурсы организуются и проводятся территориальными органами управления лесным хозяйством. Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок от 1 года по результатам лесного аукциона или на основании решений органов исполнительной власти субъектов Федерации посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов. На основании решений органов государственной власти субъектов Федерации участки лесного фонда предоставляются лесопользователям в краткосрочное пользование для удовлетворения потребностей общеобразоват. учр-ний, дошкольных образоват. учр-ний и др. орг-ций, финансируемых за счет средств соотв. бюджета, для с.-х. орг-ций и населения, соответственно располагающихся и проживающих на данной территории.

СПОТ

СПОТ (англ. spot) - класс сделок на наличный актив (товары, акции, облигации, валюту) на условиях его немедленной оплаты и поставки. Рынок, на к-ром заключаются сделки С., называется спотовым рынком, а цена таких сделок - «ценой спот» (см. также Рынок денежный). Сделки С. заключаются только на наличный актив, в то время как срочные сделки могут заключаться на любые виды торгуемых активов, включая производные ценные бумаги или производные инструменты (см. Рынок срочных сделок). В зависимости от вида наличного актива сделки С. могут иметь особенности. Напр., сделки С. на валюту осуществляются на условиях ее поставки в течение суток по курсу спот, т. е. валютному курсу на момент заключения сделки. Сделка С. на покупку традиц. ценных бумаг (акций, облигаций) может означать поставку и расчеты в течение срока, установленного правилами биржевой торговли на конкретной бирже.

СПРОС

СПРОС (англ. demand) - одна из важнейших категорий рыночной экономики, выражающая платежеспособную потребность в благах (товарах, услугах), представленных на рынке, т.е. количество товаров и услуг, которые потребители согласны купить по определенным ценам в определенный период времени. На рынке действует закон спроса - чем выше цена, тем меньшее кол-во благ согласны приобрести потребители, и наоборот. Графически в координатах цена - количество благ (цена откладывается по вертикали) кривая С. имеет поэтому отрицат. наклон. Помимо цены С. зависит от т.н. неценовых детерминант: потребительских вкусов или предпочтений, числа покупателей на рынке, ден. доходов потребителей, цен на сопряженные товары, потребительских ожиданий относительно будущих цен и доходов. Изменение С. приводит к сдвигу кривой С. вправо или влево, соответственно увеличивая или уменьшая С. в целом по каждой из возможных цен. Большой вклад в теорию С. внес (1913) российский экономист и эконометрик Е.Е. Слуцкий (1880-1948), проанализировавший, в частн., реакцию потребителя на изменение цен и разделивший эту реакцию на эффект дохода (income effect) и эффект замещения (substitution effect). В эконом. теории уравнение Слуцкого (Slutsky equation) записывается так: Эффект цены = Эффект дохода Эффект замещения. Для маркетинговых исследований фирмы или для социально-экономич. прогнозов поведения покупателей важное значение имеет эластичность С. на тот или иной товар, выражающая степень изменения кол-ва покупаемого товара при изменении его цены - степень чувствительности потребителей к изменениям цены (см. Эластичность спроса и предложения.) В экономич. исследованиях С. анализируют во взаимодействии с предложением. Различают С. индивидуальный, рыночный на отдельные блага, а также спрос совокупный как агрегированный С. в рамках страны в целом. Объем и структура С. зависят от совокупности экономич., социально-политич., демографич., культурно-историч., природно-климатич. факторов.

Предыдущая страница Следующая страница