Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РЕГ")

РАБОЧАЯ СИЛА

РАБОЧАЯ СИЛА - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека, используемых для целесообразной деятельности, направл. на производство благ (товаров и услуг). В макроэкономике Р.с. - экономически активная часть населения - наемные работники, лица, занятые собственным бизнесом, военнослужащие, а также временно безработные, ищущие работу (см. Занятость). Р.с. - собственность работника. Когда материальные факторы являются собственностью физич. лица, соединение его с рабочим местом происходит непостредственно (в домашнем хозяйстве, собственном деле и пр.). Отсутствие у работника собственности на материальные факторы труда обусловливает необходимость продажи Р.с. через наем. Спрос и предложение на Р.с. формируется на рынке труда.

РАВНОВЕСИЕ РЫНОЧНОЕ

РАВНОВЕСИЕ РЫНОЧНОЕ - состояние, для которого характерны сбалансированность и пропорциональность взаимосвязанных экономических процессов (напр., равенство спроса и предложения), и отсутствие у экономических агентов и рынков в целом побудительных причин к изменению существующего положения. В теории рассматривают частное равновесие (partial equilibrium) - на данном рынке при заданных ценах на все остальные товары - и общее равновесие (general equilibrium) - исследование цен и кол-в всех товаров и услуг внутри экономич. системы. Процесс автоматического возвращения системы к состоянию равновесия был назван Л. Вальрасом (1834-1910), разработавшим теорию общего равновесия (термин «равновесие» взят из физики), «нащупыванием» (фр. tвtonnement), т.е. поиском без определенного выбранного направления (в экономич. науке его называют процессом Вальраса). Согласно закону Вальраса, общая величина спроса при соответств. системе цен должна быть равна общей величине предложения. Цена, при к-рой рынок находится в устойчивом равновесии, наз. равновесной ценой (equilibrium price). Если какое-то отклонение от равновесных цен создаст силы, стремящиеся сдвинуть цены от положения равновесия, может возникнуть неустойчивое равновесие. Возможны также случаи отсутствия равновесия и «неединственного равновесия».

РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

РАВНОВЕСИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - состояние, при котором величина спроса на товары и услуги и их предложение равны. При нарушении равновесия в ситуации превышения спроса над предложением проявляется инфляция, а превышения предложения над спросом - дефляция. Условием равновесия в закрытой экономике является равенство величин сбережений и инвестиций (S = I), в открытой - равенство величины сбережений сумме инвестиций и сальдо баланса по текущим операциям (S = I B). Графически комбинации уровня цен и уровня производства, при к-рых рынки товаров и рынки финанс. активов находятся в состоянии равновесия, изображаются кривой совокупного спроса. Точка пересечения этой кривой с кривой совокупного предложения (см. Кембриджская школа) позволяет определить уровень цен и дохода при данных условиях, а также динамику цен и выпуска в зависимости от изменений спроса и предложения. С целью поддержания равновесия представители традиц. кейнсианства предлагают регулировать динамику совокупного спроса (см. Спрос совокупный, Управление спросом), подчеркивая роль фискальной политики как средства воздействия на спрос. В отличие от этого представители неоклассического направления (монетаристы) рекомендуют отказаться от попыток воздействия на краткосрочные конъюнктурные колебания совокупного спроса и перенести акцент в экономич. политике на соблюдение «денежного правила», т.е. на обеспечение соответствия увеличения кол-ва денег в обращении росту производственного потенциала. В этом случае, по их мнению, устраняется дестабилизирующее влияние гос-ва на экономику и автоматически достигается равновесие совокупного спроса и предложения.

РАЗДЕЛЕНИЕ

РАЗДЕЛЕНИЕ - реорганизация существующего юридического лица путем прекращения его деятельности с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым юридическим лицам. Создание новых юридических лиц должно происходить с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Так, в Федер. законе «Об акционерных обществах» (1995, в ред. 2001) установлен порядок Р. для АО. Совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме Р., порядке и условиях Р., о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ. Общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации общества в форме Р., порядке и условиях Р. и создания новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса. Общее собрание акционеров каждого вновь создаваемого общества принимает решение об утверждении его устава и избрании совета директоров (наблюдательного совета). Закон предусматривает защиту прав акционеров, голосовавших против или не принимавших участие в голосовании по вопросу о Р. При Р. общества все его права и обязанности переходят к двум или нескольким вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом. Р. считается законченным после гос. регистрации вновь создаваемых обществ и внесении органом гос. регистрации соответств. записи о прекращении реорганизуемого общества в единый государственный реестр юридических лиц. Общество должно не позднее 30 дней с даты принятия решения о Р. в письменной форме уведомить об этом кредиторов, к-рые в свою очередь не позднее 60 дней с даты направления им уведомления вправе требовать (в письменной форме) от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок. Регулируется нац. законодательством. В России - Федер. законами ФЗ «О рынке ценных бумаг» (1996) и «Об акционерных обществах» (1995 в ред. 2001). Р.ц.б. может проводиться: распределением акций среди учредителей (акционеров) при учреждении акционерного общества и создании уставного капитала; размещением акций и иных эмиссионных бумаг акц. общества, конвертируемых в акции, путем открытой и закрытой подписки; а также размещением дополнит. акций общества путем конвертации в них ценных бумаг, конвертируемых в акции. Исчерпывающие перечни способов Р.ц.б. приведены в «Стандартах эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и проспектов эмиссии» и «Стандартах эмиссии акций, облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций», утвержденных соответст. постановлениями ФКЦБ России. В ряде нормативных правовых актов термин «размещение» используется и в отношении иных видов ценных бумаг, не являющихся эмиссионными.

РАЗОВЫЕ ЗАЧЕТЫ

РАЗОВЫЕ ЗАЧЕТЫ - единовременные зачеты, разновидность расчетов, основанных на зачете взаимных требований (см. Взаимные расчеты). Особенно широко применялись в быв. СССР в 1933-87. Р.з. делят на: многосторонние (межотраслевые, внутриотраслевые и т.д.); двусторонние (по встречным платежам двух пр-тий или орг-ций); групповые, к-рые могут проводить банки на определ. дату (конец квартала или года) для устранения образовавшейся взаимной просроченной задолженности юридич. лиц по расчетам друг с другом; межотраслевые, производимые, как правило, один раз в конце года. В рыночных условиях российские пр-тия и орг-ции (включая банки) могут осуществлять Р.з. через клиринговые палаты (центры). Осн. преимущество Р.з. - их простота и экономичность (см. Корреспондентские отношения).

РАЗРАБОТОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ

РАЗРАБОТОЧНЫЕ ТАБЛИЦЫ - вид регистров бухгалтерского учета, предназначенных для исчисления показателей, необходимых при заполнении регистров синтетического учета и/или отчетных форм. Р.т. используются для разл. группировки данных и могут служить одновременно регистрами аналитич. учета. Автоматизация бух. учета позволяет использовать комплексные бухгалтерские системы, с помощью табличных процессоров создавать Р.т. любых форм, обрабатывать и группировать данные для целей аналитического учета с выводом на экран монитора или представления на бумажном носителе.

РАМБУРСНЫЙ КРЕДИТ

РАМБУРСНЫЙ КРЕДИТ - вид акцептного кредита. Краткосрочное банковское кредитование торговых операций, осуществляемое с помощью выставляемого продавцом на банк, указанный покупателем, переводного векселя и учета его в банке продавца до акцепта. Банк, на к-рый выставлен вексель, акцептует его и получает товаросопроводительные и товарораспорядительные документы, к-рые передает покупатель против обязательства по уплате банком суммы, указанной в векселе. (см. Акцептнорамбурсный кредит).

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ - руководитель органа государственной власти РФ и субъекта РФ, органа местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, а также использовать бюджетные средства по их целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов на содержание своего аппарата управления. При использовании бюдж. средств на содержание аппарата управления Р.б.с. является получателем бюджетных средств. Р.б.с. непосредственно подчинены главным распорядителям бюджетных средств, от крых им поступают ден. средства как на содержание аппарата самого Р.б.с., так и для перевода подведомств. получателям бюдж. средств. Они несут ответственность за использование бюдж. средств перед гл. распорядителями бюдж. средств. Права и ответственность Р.б.с. аналогичны правам и ответственности гл. распорядителей бюдж. средств (за искл. права внесения изменений в утвержд. сметы доходов и расходов подведомств. бюдж. учр-ний).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (англ. distribution) - фаза общественного воспроизводства, соединяющая производство благ и их потребление. На этой фазе происходит Р. национального дохода между членами общества, между производителями и потребителями. В рыночной экономике функцию Р. в осн. принимает на себя рынок. На рынке специалистом в сфере спроса является распределитель (англ. distributor), экономич. ответственность к-рого связана с риском выбора нужного товара и ответственности в области цен. Он должен рассчитать свою прибыль т.о., чтобы она могла вознаградить его за риск и одновременно не повышала бы конечный уровень цен настолько, что это могло бы снизить спрос. В области цен распределитель как клиент поставщика должен оказывать влияние на цены производителя, с тем чтобы обеспечить достаточный объем продаж. Совр. Р., пришедшее на смену традиц. торговле, осуществляется во многом на индустриальном и городском уровнях, когда вкусы и нужды потребителей находятся в центре коммерч. деятельности. Все виды распространения продуктов относятся к Р. В области потребительских благ различают два гл. вида Р. коммерческого типа: оптовую торговлю (постоянная и массовая покупка товаров, их складирование и регулярное обеспечение профессиональных потребителей, за исключением продаж отд. покупателям) и розничную торговлю (приобретение торговцем товаров для перепродажи потребителю в готовом для конечного использования виде). Экономич. эффективность Р. обеспечивают методы маркетинга, коммерческого планирования произ-ва, использование рекламы в целях роста сбыта товаров.

РАСХОДЫ

РАСХОДЫ (англ. expenses) - затраты или издержки предприятия, приводящие к уменьшению его средств (капитала) или к увеличению его обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Р. подразделяются на текущие и капитальные. В составе текущих Р. важнейшую группу составляют производственные, Р., влияющие на себестоимость продукции (работ, услуг). Внепроизводственные Р. связаны с продажей произведенной продукции. Внереализационные Р. охватывают: затраты на содержание законсервированных производств. мощностей и объектов; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности; потери от стихийных бедствий; затраты по аннулированным производств. заказам; амортизационные отчисления по осн. средствам, сданным в краткосрочную аренду. Непредвиденные Р. - затраты, непосредственно не связ. с произ-вом и реализацией продукции; их размер не может быть рассчитан при составлении финанс. плана. К ним относятся штрафы, пени и неустойки за: нарушения условий перевозок по всем видам транспорта; невыполнение обязательств по поставкам (изготовление и поставка некачеств. продукции, несвоевременная ее оплата) и др. Капитальные Р. включают: инвестиции в нефинанс. активы (инвестиции в осн. капитал, затраты на капит. ремонт, инвестиции в нематер. активы, инвестиции в пополнение запасов матер. оборотных средств); долгосрочные финанс. вложения (инвестиции в ценные бумаги, в уставные капиталы др. пр-тий, предоставленные др. пр-тиям займы).

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ

РАСХОДЫ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ (англ. deferred expenses) - текущие расходы организации: расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам и подлежащие списанию на издержки производства и обращения в течение срока, к которому они относятся. В частн., Р.б.п. считаются расходы, связанные с: горноподготовительными работами; подготовительными к производству работами в сезонных отраслях пром-сти; освоением новых видов продукции, производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель; неравномерно производимым в течение года ремонтом осн. средств (когда орг-цией не создается соотв. резерв или фонд); авансовым взносом арендной платы за последующие периоды и др. Экономич. признаком расходов, подлежащих учету в составе Р.б.п., является факт потребления той или иной услуги, факт возникновения принадлежности к собственности (имуществу) оргции в данном отчетном периоде, но использования в хоз. деятельности будущих отчетных периодов.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА - денежные средства, выделяемые на затраты по обеспечению правопорядка и безопасности. Такие расходы присущи бюджету любого государства, т.к. связаны с выполнением неотъемлемой функции государства. В консолидированном бюджете РФ их доля составляет около 6% (в т.ч. в расходах федер. бюджета - около 10%) общей суммы расходов. В функцион. бюджетной классификации расходов РФ раздел «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» включает расходы на содержание: органов внутренних дел, внутренних войск, уголовно-исполнительной системы, органов налоговой полиции, гос. безопасности, пограничной службы, таможенных органов, органов прокуратуры, гос. противопожарной службы, органов юстиции. В экономич. классификации к расходам на правоохранит. деятельность и обеспечение безопасности гос-ва отнесены: расходы по оплате труда; ден. довольствие; оплата труда внештатных сотрудников; канцелярские расходы (в т.ч. оборудование автохранилищ и оперативно-справочных картотек для систем правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности гос-ва); приобретение продуктов питания; расходы по котловому довольствию, оплата мебели, казарменного и пр. инвентаря; расходы на оплату спец. топлива и горюче-смазочных материалов; компенсационные выплаты командированным работникам; возмещение расходов по найму жилых помещений; оплата транспортных услуг при проезде в отпуск; оплата стоимости проезда кандидатам, отбираемым на службу и учебу в органы гос. безопасности, пограничной службы и правоохранительной деятельности; оплата коммунальных услуг, текущего ремонта зданий и сооружений; оплата спец. НИОКР, спец. закупок, спец. эксплуатационных и операционных расходов; оплата расходов по оборудованию и содержанию учебных и социально-культурных объектов систем гос. безопасности и правоохранит. деятельности; расходы на строительство зданий и сооружений; расходы по выплате пенсий и пособий пенсионерам МВД РФ, ФСБ РФ и членам их семей; расходы по страхованию жизни и здоровья сотрудников в соответствии с действующим законодательством; выплаты единоврем. пособий (сотрудникам, получившим в связи с исполнением служебных обязанностей повреждение здоровья, исключающее возможность дальнейшего прохождения службы; семьям сотрудников, погибших в связи с исполнением служебных обязанностей). Расходы федерального бюджета на правоохранит. деятельность и обеспечение безопасности гос-ва в 2001 в соответствии с Законом «О Федеральном бюджете на 2001 год» определены в размере 131,6 млрд р., т.е. увеличены по сравнению с предыдущим годом в 1,65 раза. Кроме того, предусмотрено направить из дополнит. поступлений (если они будут) на эти цели еще 4,8% суммы дополнит. поступлений.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА УПРАВЛЕНИЕ

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА УПРАВЛЕНИЕ - денежные средства, выделяемые из бюджетов разных уровней на обеспечение деятельности Президента РФ, руководителей субъектов Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ден. средства на обеспечение функционирования органов гос. власти и местного самоуправления предоставляются Администрации Президента РФ, соотв. законодат. (представит.) органам (Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совету Федерации Федерального Собрания РФ, законодат. органам власти субъектов РФ и представит. органам местного самоуправления), Счетной палате РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральным органам исполнительной власти (Правительству РФ, мин-вам, ведомствам, структурным подразделениям мин-в, ведомств), органам исполнит. власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, отраслевым департаментам, управлениям, отделам. Расходы на управление включают: оплату труда работников аппарата управления; начисления на оплату труда; затраты на приобретение предметов снабжения и расходных материалов; расходы на командировки и служебные разъезды; оплату коммун., трансп. услуг, услуг связи; пр. текущие расходы; капит. расходы, связ. с обеспечением деятельности аппарата управления. Согласно Бюджетному кодексу РФ расходы на обеспечение функционирования законодат. (представит.) и исполнит. органов гос. власти и органов местного самоуправления разграничены между бюджетами разных уровней. При планировании расходов на управление по предметным статьям экономич. классификации расходов бюджета за базу расчетов принимаются предварит. итоги исполнения бюджета текущего года по данному виду расходов с учетом мероприятий по экономии и реструктуризации расходов в планируемом году. В процессе планирования используются след. методы: нормативный, прямого счета, экстраполяции. Осн. финанс. документ, отражающий объем расходов на содержание аппарата управления, - смета доходов и расходов, показатели к-рой определяются исходя из действ. бюджетного и налогового законодательства, миним. размера оплаты труда, тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки, материальных и денежных норм, и др. При планировании фонда оплаты труда работников аппарата управления кол-во штатных должностей в штатном расписании устанавливается на базе типовых штатов. В штатном расписании отражаются: наименования должностей руководителей и специалистов по структурным подразделениям; кол-во штатных единиц по каждой должности; схемы должностных окладов; надбавки; месячный фонд заработной платы по должностным окладам. Начисления на оплату труда определяются в соответствии с установл. действ. законодательством размерами единого социального налога (взноса) во внебюджетные фонды. Планирование расходов на управление по др. предметным статьям осуществляется на основе действ. норм возмещения командировочных расходов, заключаемых договоров на оказание коммунальных и иных услуг и др. Использование бюдж. ассигнований, выделяемых на управление, контролируют Минфин РФ, территориальные финанс. органы, Счетная палата РФ, Контрольно-счетные палаты в субъектах РФ, Главное контрольно-ревизионное управление при Президенте РФ и др. органы финанс. контроля. Для обеспечения экономного расходования средств на содержание аппарата управления производятся: сокращение расходов в связи с проводимыми мероприятиями по совершенствованию структуры аппарата управления; нормирование численности работников аппарата управления и расходов на его содержание.

РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСХОДЫ ВОЕННЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСЧЕТНАЯ

РАСЧЕТНАЯ (КЛИРИНГОВАЯ) ПАЛАТА (англ. clearing house) - специализированная организация, выполняющая безналичные расчетные операции путем зачета взаимных требований. Первая Р.п. была основана в Лондоне в 1775 (в Нью-Йорке - в 1852, в Париже и Вене - в 1872, в Берлине - в 1883). По функциональному признаку выделяют межбанковские клиринговые палаты (спец. межбанковские оргции, осуществляющие безналичные расчеты по чекам и др. платежным документам путем зачета взаимных требований); и клиринговые палаты, обслуживающие членов товарных и фондовых бирж. По территориальному признаку - национальные, региональные, местные и международные клиринговые палаты. По признаку собственности клиринговые палаты делят на государственные и частные (акционерные). Кроме того, по степени автоматизации различают классические и автоматизированные Р.п. Клиринговые палаты аккумулируют информацию о предстоящих платежах и расчетах, сортируют ее и проводят зачет взаимных требований. При этом платежи совершаются лишь в сумме сальдо взаимных расчетов (обычно через счета в центральном банке). Подобная процедура организации расчетов, основанная на использовании электронных расчетных систем, позволяет значительно ускорить, упростить и удешевить денежный оборот. Р.п., как правило, находятся под контролем крупнейших коммерч. банков. В ряде стран функции Р.п. выполняют центральные банки. Наибольшую роль Р.п. играют в Великобритании, США и др. странах, где развито чековое обращение. В Великобритании, напр., клиринговые функции выполняют: Лондонская Р.п. («Town Clearing»), действующая как традиц. клиринговая палата по операциям с бумажными платежными документами, а также две электронные клиринговые системы: BACS (Banker’s Automated Clearing Services) и СHAPS (Clearing House Automated Payments System), на долю к-рых приходится подавляющая часть платежных и расчетных межбанковских операций в стране. В США клиринговые операции выполняют 32 автоматизиров. клиринговые палаты (АСН - Automated Clearing House), наземные сети передачи данных: FedWIRE, SWIFT-II и CHIPS, действующие на нац. уровне, а также региональные акционерные клиринговые системы. В Российской Федерации создаются акционерные регион. Р.п. (в т.ч. электронные) для выполнения расчетных операций банков-членов. Среди них в 90-е гг. выделялись расчетные электронные системы Тверьуниверсалбанка, Инкомбанка, Сибирского торгового дома. Цель создания подобных систем - совершенствование расчетного обслуживания банков и их крупных клиентов. Вступление банков в члены междунар. финанс. телекоммуникационных систем (напр., СВИФТ) позволяет им расширить диапазон, ускорить проведение операций и в целом повысить качество обслуживания клиентов. Р.п. товарных и фондовых бирж создаются обычно группой наиболее влиятельных членов биржи, специализиров. компанией или являются подразделением биржи (дочерней компанией). Заключив биржевую сделку, стороны регистрируют ее в Р.п. и далее имеют дело только непосредственно с ней. Р.п. регулярно производит перерасчеты по всем сделкам (взаимозачет покупок и продаж) и определяет финанс. положение каждого члена биржи. Р.п. несет ответственность по всем зарегистрир. сделкам, что устраняет риск неполучения средств продавцом. Р.п. обеспечивают бесперебойное функционирование бирж, значительно упрощают расчеты, сводя движение наличных денежных средств до минимума. (См. также Расчетный банк.)

РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

РАСЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - оформленные в письменном виде поручения, распоряжения по перечислению денежных средств в безналичном порядке на оплату товарно-материальных ценностей, оказанных услуг, а также по другим платежам. К осн. Р.д. относятся: платежное поручение, требование-поручение, заявление на открытие аккредитива, чек, инкассовое поручение (см. Инкассо). Платежное поручение - осн. документ по безналичным расчетам, представляет собой поручение плательщика банку о перечислении (переводе) с его счета определ. суммы на счет получателя. При одновременном перечислении средств с одного счета плательщика на счета неск. получателей, обслуживаемых одним банком, составляются сводные поручения. Платежное требование-поручение - требование получателя средств к плательщику об уплате определ. суммы через банк. Представляется получателем средств в банк, ведущий счет плательщика, и используется им после акцепта плательщика как платежное поручение. Заявление на открытие аккредитива - поручение плательщика при аккредитивной форме расчетов о депонировании суммы аккредитива с его счета на отд. счете в банке продавца для оплаты товаров, отгружаемых в счет аккредитива. Расчетный чек - поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определ. суммы на счет получателя-чекодержателя (применяются в осн. чеки из лимитированных чековых книжек). По всем Р.д. зачисление на счет получателя производят после списания ден. сумм со счета плательщика.

РАСЧЕТНЫЙ БАНК

РАСЧЕТНЫЙ БАНК (англ. clearing bank) - банк-участник карточной платежной системы, осуществляющий взаиморасчеты между другими ее участниками на основе клиринга их взаимных обязательств и расчета их чистых позиций. Каждый член системы дает платежной орг-ции поручение на распоряжение своим счетом в Р.б., кроме того, правилами может быть предусмотрено заключение отд. соглашений, регулирующих порядок клиринга и расчетов как между членами и платежной орг-цией, так и между членами и Р.б. (иногда также между платежной орг-цией и Р.б.). В карточной платежной системе может быть как один Р.б. (напр., единственным Р.б. по междунар. расчетам в рамках системы Europay International до февр. 1997 был немецкий Commerzbank, с февр. 1997 им является британский Midland Bank), так и несколько (напр., в российской системе «Золотая Корона»). Возможен также порядок, когда член системы выбирает для себя в качестве Р.б. один из своих банков-корреспондентов и уведомляет об этом платежную орг-цию (напр., VISA International). В соответствии с требованиями Банка России [Положение «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» № 503-П от 15 авг. 1997] все платежные орг-ции крупнейших систем, действующие на тер. РФ, определились с порядком клиринга и расчетов по внутрироссийским операциям в рублях. Положение Банка России «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершенным с их использованием» № 23-П от 9 апр. 1998 оперирует близким по смыслу к Р.б. термином «расчетный агент», определяя его как «кредитную организацию, осуществляющую взаиморасчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт».

РЕАЛИЗОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ

РЕАЛИЗОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ (англ. sales revenues) - продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем, сбытовой или торгующей организацией. Выражает в ден. форме объем товарной продукции, отпущенной за пределы пртия; исчисляется, как правило, по заводскому методу, т.е. без учета продукции во внутризаводском обороте (см. Продукция). Р.п. является одним из осн. отчетных показателей, используемых для оценки фактич. результатов производственно-хоз. деятельности пр-тий. Плановый ее объем определяется на основе товарной продукции с учетом изменений на нач. и кон. данного периода, остатков непроданной продукции, товаров отгруженных, по к-рым не наступил срок оплаты, а также находящихся на ответств. хранении у покупателей.

РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ

РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ (англ. real income) - денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату наемных работников (начисленную заработную плату, скорректир. на изменение просроченной задолженности), пенсии, пособия, стипендии и др. соц. трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и др. доходы. В системе национальных счетов показатель в целом по РФ рассчитывается с 1992, по субъектам Федерации - с 1994.

РЕАЛЬНЫЕ И НОМИНАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

РЕАЛЬНЫЕ И НОМИНАЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ - в экономических расчетах величины, исчисленные независимо и зависимо от номинального уровня текущих цен измеряемых ими благ. К реальным относятся напр., такие показатели как реальная заработная плата, реальные доходы, а также реальный ВВП, реальный ВНП, реальный национальный доход. К номинальным - задолженность по заработной плате, номинальная процентная ставка. Номинальные величины исчисляются в текущих ценах.

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ (англ. real production sector) - сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Включает пром. произ-во, состоящее из пр-тий добывающей и перерабатывающих отраслей пром-сти, с. хоз-во, сферу оказания пром., бытовых и пр. услуг. Основу Р.с.э. составляет произ-во пром. и с.-х. продукции. Именно в сфере произ-ва происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага. Количеств. и качеств. развитие производств. сферы обеспечивает благосостояние об-ва, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры. На состояние Р.с.э. оказывают влияние: уровень развития производительных сил; научно-технический прогресс; кредитно-ден. политика гос-ва; его бюджетная политика; налоговая политика; меры, принимаемые гос-вом для обеспечения роста инвестиций; уровень мировых цен; состояние платежного баланса страны. Р.с.э. в быв. СССР после 2-й мировой войны в своем развитии претерпел неск. этапов. 1945-50 - переориентация пром-сти с военного произ-ва на мирные рельсы (конверсия); период 1950-70 характеризовался быстрым и эффективным развитием экономики; 1971-91 - относительно высокие, но затухающие темпы развития. С 1991 в России начался процесс перехода к рыночной экономике, обусловленный замедлением экономич. роста, возникновением межотраслевых диспропорций, падением фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, высоким уровнем милитаризации экономики быв. СССР. Вместе с тем переход к рыночной системе сопровождался рядом структурных, финанс. и системных кризисов. На состояние Р.с.э. существенное влияние оказывает: состояние финанс. рынка и в первую очередь уровень процентных ставок, от к-рого зависит возможность пр-тий прибегать к краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств и осуществления капитальных вложений; сальдо внешнеторг. баланса страны; инвестиционный климат в стране, наличие благоприятных условий для инвестиций, прежде всего прямых; гос. политика, гарантирующая права инвесторов, обеспечивающая возможности для репатриации прибыли, создание условий, при к-рых невозможен пересмотр результатов приватизации; наличие или отсутствие ограничений во внешнеэкономич. деятельности. Для нормального функционирования пр-тий Р.с.э. необходима также адекватная налоговая система.

РЕВАЛЬВАЦИЯ

РЕВАЛЬВАЦИЯ (англ. revaluation от лат. re - приставка, означающая обратное действие, valeo - имею стоимость) - повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее - и к золоту. Понятие Р. претерпело изменения. При золотом стандарте Р. (тогда «реставрация») служила одним из методов стабилизации денежного обращения и валютного курса путем повышения золотого содержания (восстановления прежнего уровня) нац. валюты. Примеры Р.: денежные реформы 1821 и 1924 в Великобритании и 1879 в США. После отмены золотого стандарта Р. стала использоваться лишь как метод валютной стабилизации. С отменой золотого содержания валют (см. Золотое содержание денежной единицы) в сер. 70-х гг. Р. стала означать повышение офиц. курса нац. валюты. Причем в совр. понимании Р. означает также относительно длит. и значит. повышение рыночного курса валюты. Периодически фактическая Р. оформляется официально (напр., в Европейской валютной системе несколько раз проводилась Р. марки ФРГ, голландского гульдена). Этот метод валютной политики применяется значительно реже, чем девальвация, и, как правило, странами с твердой валютой. Объективной основой Р. является «курсовой перекос» - заниж. офиц. курс валюты по сравнению с рыночным. Для определения размера Р. валюты необходимо принять ее за единицу по отношению к иностр. валюте, разделить курсовую разницу на первонач. курс и умножить на 100:

РЕВАЛЬВАЦИЯ

Р. выгодна нац. импортерам (если в контракте отсутствует защитная оговорка о рисках в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях), т.к. покупка подешевевшей иностр. валюты на собств. подорожавшую валюту для оплаты ранее заключ. контрактов им обходится дешевле. Дешевые импортные товары стимулируют сдерживание инфляции в стране. Р. выгодна должникам по обязательствам в иностр. валюте: им приходится меньше затрачивать нац. валюты для погашения долга. Р. невыгодна экспортерам: при обмене выруч. подешевевшей иностр. валюты они получают меньшую сумму в подорожавшей нац. валюте, теряя курсовую разницу. Кредиторы также несут убытки по своим междунар. требованиям от Р. нац. валюты, потому что получают номинально прежнюю, но реально меньшую сумму в подешевевшей иностр. валюте (если нет защитной оговорки). Как один из методов денежно-кредитной политики, Р. используется для ограничения экспорта товаров и привлечения иностр. капиталов и дешевых импортных товаров в целях сдерживания инфляции. Она может увеличить безработицу в отраслях, не выдерживающих конкуренцию с более дешевыми иностр. товарами. Р. вызывает обострение междунар. конкуренции, т.к. выгоды одной страны оборачиваются потерями для др. стран.  

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ (англ. audit commission) - один из видов системы внутреннего контроля. Р.к. создается в об-вах с ограниченной или дополнительной ответственностью, акц. обвах, ассоциациях и союзах. Статус Р.к. определяется в уставе экономического субъекта. Наряду с общим собранием акционеров и правлением Р.к. является постоянно действующим органом. В России вопросы создания и полномочий Р.к. закрепляются законами об организации соотв. организационно-правовых форм (акц. об-в, об-в с огр. ответственностью и т.п.). В соответствии с уставом об-ва для осуществления контроля за финансово-хоз. деятельностью общее собрание акционеров или учредителей избирает Р.к. (ревизора). Порядок деятельности Р.к. (ревизора) обва (в т.ч. условия выплаты вознаграждений или компенсации) регулируется внутренним документом обва, утверждаемым общим собранием акционеров. Проверка (ревизия) финансово-хоз. деятельности обва проводится по итогам его деятельности за год, а также во всякое время по инициативе Р.к. (ревизора) об-ва или по решению общего собрания акционеров, совета акционеров об-ва или группы акционеров, владеющих в совокупности не менее 10% голосующих акций.По итогам проверки финансово-хоз. деятельности обва Р.к. составляет заключение, в к-ром должны содержаться: подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финанс. документах об-ва; информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бух. учета и представления финанс. отчетности, а также правовых актов РФ при осуществлении финансово-хоз. деятельности. Проведение проверок Р.к. не исключает обязательных аудиторских проверок. Аудитор общества утверждается общим собранием акционеров. По предложению Р.к. может быть проведена целевая аудиторская проверка.

РЕВИЗИЯ

РЕВИЗИЯ (от лат. revisio - пересмотр) - система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Полная комплексная Р. финансово-хоз. деятельности включает проверку: операций с ден. средствами; расчетных и кредитных операций; расчетов с федер. бюджетом и федер. внебюджет. фондами; сохранности основных средств и нематериальных активов и операций с ними; сохранности производств. запасов, товарноматериальных ценностей и операций с ними; инвестиционных операций; расчетов по оплате труда и начислению налогов; формирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг); формирования финанс. результатов; организации и состояния бух. учета и контроля внутреннего. Р. может проводиться выборочно по указ. направлениям. Результаты Р. оформляются актом (справкой), к-рый подписывается ревизующим и уполномоченными на то должностными лицами проверяемых объектов и представляется органу финанс. контроля, назначившему Р. В отд. случаях органы финанс. контроля могут проводить Р. по требованиям правоохранит. органов в установл. законом порядке. Р. или проверки по требованию правоохранительных органов охватывают вопросы, поставленные должностным лицом правоохранит. органа, назначившим ревизию или проверку.

РЕВОЛЬВЕРНЫЙ

РЕВОЛЬВЕРНЫЙ (ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЙ) КРЕДИТ (англ. revolving credit) - банковский кредит, предоставляемый автоматически на национальных и мировых рынках клиентам в пределах установленного лимита кредитования и срока погашения вплоть до аннулирования. Осуществляется гл. обр. при наличии стабильных прочных отношений между банком и клиентом или достаточно солидной гарантии. В соглашении о предоставлении Р.к. определяют размер и условия выдачи кредита, права и обязанности субъектов кредитных отношений, валюту кредита и порядок его предоставления, форму и сроки погашения, а также процентную ставку. Чаще всего сторонами кредитных отношений выступают правительства, междунар. организации, группы банков, юридич. и физич. лица. Р.к. оформляется аналогично открытию кредитной линии и означает обязательство банка в течение определ. периода предоставлять заемщику кредит в пределах установл. соглашением лимита и предполагает его возобновление после погашения задолженности на мировых валютных рынках. В соглашение о предоставлении Р.к. включают спец. положение, ограничивающее риск кредитора, связанный с колебаниями валютного курса (exchange risk). Осн. преимущества Р.к.: сокращение потерь времени на дополнит. переговоры и оформление документов; создание длит. и перспективных отношений между банком и клиентом (что превращает их из потенциальных в реальных партнеров); предоставление возможности заемщику осуществлять деятельность в реальном секторе экономики (с помощью Р.к. можно оплачивать серии товарных поставок или оказывать услуги в пределах крупного контракта, реализуемого в течение длит. периода). Клиент банка пользуется Р.к. по текущему счету в случае нехватки собств. средств, не предупреждая банк и не оформляя дополнит. документы на выдачу ссуды. Кредит выдается в размере 4-6 ежемесяч. регулярных доходов. Предоставление кредита по текущему счету не ограничено во времени, не устанавливаются конкретные сроки для его погашения. Обычно Р. к. предоставляется без обеспечения. Все данные об использовании кредита по текущему счету (сумма и сроки предоставления, уровень процентной ставки и сумма средств в погашение ссуды, размер неиспользов. лимита и пр.) отражаются в отчете о движении средств на счете клиента. В группу Р.к. включают, как правило, предоставление клиентам денежных средств по кредитным картам или кредиты по активно-пассивным счетам в форме овердрафта. Клиент банка - владелец кредитной карты может свободно пользоваться кредитом в пределах лимита кредитования (не оформляя документально каждую ссуду). Погашение кредита «восстанавливает» свободный лимит кредитования на прежнем уровне, так что клиент может пользоваться Р.к. в автоматическом режиме в момент возникновения потребности в заемных средствах в течение всего срока действия кредитной карты. За рубежом эта форма кредитования распространена при выдаче ссуд индивид. заемщикам на короткие сроки. Для удовлетворения потребностей клиентов в пользовании ссудными средствами с текущих счетов зарубежные банки предлагают нек-рые модификации. Напр., в Германии применяют кредит по текущему счету, обеспеченному сберегательным вкладом клиента или его портфелем ценных бумаг. В Великобритании используют т.н. «кредитную зону» - страхование кредита и т. д.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ - межрегиональные территориальные органы. Образованы во исполнение положений Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (1996) для обеспечения выполнения установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых ФКЦБ России решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональные отделения осуществляют свою деятельность на след. территориях:

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Деятельность Р. о. ФКЦБ России осуществляется на основании утвержденного ФКЦБ России положения, постановлений, распоряжений и приказов ФКЦБ России. Председатель регионального отделения утверждается Федеральной комиссией на основании совместного постановления главы исполнит. власти субъекта Федерации и председателя ФКЦБ России.  

РЕГИСТРАТОР, ДЕРЖАТЕЛЬ РЕЕСТРА

РЕГИСТРАТОР, держатель реестра (англ. registrar) - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании договора с эмитентом. Р. обязан вести спец. регистрационные журналы - по ценным бумагам (как дублирование на бумажном носителе электронной базы данных реестра для его восстановления в случае необходимости) и по сертификатам ценных бумаг. По поручению эмитента Р. совершает также записи о размещении ценных бумаг среди акционеров, готовит списки зарегистрир. лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам, и акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и т.п. По распоряжению владельца или номинального держателя ценных бумаг Р. вносит изменения в реестр о передаче ценных бумаг и иной информации. Р. не имеет права осуществлять сделки с ценными бумагами эмитента, зарегистрированного в системе ведения реестра ценных бумаг. Р. может вести реестры владельцев ценных бумаг неогранич. числа эмитентов. Договор на ведение реестра заключается только с одним юридич. лицом; Р. может делегировать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим Р., но это передоверие функций не освобождает его от ответственности перед эмитентом. Р. может также выполнять функции трансфер-агента.

РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ

РЕГИСТРАЦИЯ ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ - деятельность регистрирующего органа по контролю за соблюдением условий выпуска ценных бумаг и требований законодательства РФ о ценных бумагах. Регистрир. органы изучают представл. эмитентом ценных бумаг документы (решение о выпуске, проспект эмиссии, копии учредительных документов) на соответствие, полноту и достоверность содержащейся в них информации и выносят решение о регистрации выпуска и проспекта эмиссии и присвоении выпуску ценных бумаг государственного регистрационного номера либо об отказе в регистрации. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Порядок прохождения документов при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, внесения изменений и дополнений в решения о выпуске и проспекты эмиссии ценных бумаг утверждается Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). (См. также Листинг.)

РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (англ. bookkeeping registers) - средство систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Р.б.у. ведутся в специальных книгах (журналах), на отд. листах и карточках, в виде машино- и видеограмм в случае автоматизации учета, а также на машиночитаемых носителях информации. Р.б.у. могут быть регламентированными и произвольной формы. К числу регламентированных относятся регистры, к-рые предусмотрены соотв. формами ведения бухгалтерского учета: журналы-ордера, мемориальные ордера, Главная книга и др. Регистры произвольной формы - это разл. группировочные и накопительные ведомости, предназначенные и принятые оргцией для обобщения информации, содержащейся в первичных учетных документах. Хозяйственные операции должны отражаться в Р.б.у. в хронологич. последовательности и группироваться по соотв. счетам бух. учета. Правильность отражения хоз. операций в Р.б.у. обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении Р.б.у. необходимо обеспечить их защиту от несанкционированного доступа. Порядок исправления ошибок в Р.б.у. в условиях ручной и автоматизированной обработки определен соотв. нормативными документами. Содержание Р.б.у. является коммерч. тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в Р.б.у., обязаны хранить коммерч. тайну, и за ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

РЕГРЕСС

РЕГРЕСС (англ. recourse) - обратное требование о возмещении уплаченной суммы. Применяется при протесте векселя или чека и в др. случаях. Векселедержатель может предъявить регрессные требования к векселедателю и всем индоссантам. Страховщик, уплативший страховую сумму, может предъявить обратное требование в пределах этой суммы к лицам, виновным в наступлении страхового случая.

Предыдущая страница Следующая страница