Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 3, "МИГ"-"МЫТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МИГ"-"МЫТ")

МИГРАЦИЯ ДЕНЕГ

МИГРАЦИЯ ДЕНЕГ (англ. money movement) - перемещение денег между отдельными регионами (районами, областями) страны, городом и селом, отдельными группами населения. Различают организованные и неорганизованные формы М. д. Организованная М. д. - поступление торговой выручки, движение денег при почтовых переводах. Неорганизованная М. д. связана с поездками на отдых, в командировки, поездками в др. регионы для покупки товаров, с продажей с.-х. продуктов на рынках, находящихся в др. регионах. Экономически нежелательна М. д., вызванная недостатками в удовлетворении спроса населения в местах постоянного проживания. Методы изучения М. д. построены на использовании балансов ден. доходов и расходов населения, данных об остатках средств на счетах граждан в банках, обследованиях бюджетов семей и пр. В основе распределения кол-ва находящихся в обращении денег по регионам страны лежат уровень ден. доходов по соц. группам населения и скорость обращения денег. Для изучения миграции наличных денег используется банковская отчетность о структуре эмиссии по видам ден. знаков и купюрному составу и др. методы

МИКРОЭКОНОМИКА

МИКРОЭКОНОМИКА (англ. microeconomics) - раздел экономической теории, изучающий законы поведения отдельных экономических субъектов и проблемы эффективности производства отдельных благ (еще один раздел - макроэкономика). М. исследует механизм согласования целей разл. экономич. субъектов (производителей, потребителей, собственников факторов производства, инвесторов и др.), основанный на конкурентном рыночном ценообразовании. Обособление современной М. как относительно самостоятельного раздела экономич. науки связывают с именем А. Маршалла (1842-1924). Его работа «Принципы политической экономии» (1890) - одна из первых фундаментальных работ по экономической проблематике - относится к М. Кроме А. Маршалла в формирование современной М. значит. вклад внесли труды таких ученых, как А. Курно (1801-77), У. Джевонс (1835-82), К. Менгер (1840-1921), Ф. фон Визер (1851-1926), К. Викселль (1851-1926), Дж.Б. Кларк (1847-1938), Джоан Робинсон (1903-83), Р. Коуз (р. 1910), А. Оукен (1929-79), А. Филлипс и др. Составные части (разделы) М. - теория потребительского поведения и рыночного спроса, теория производства и затрат (издержек), теория фирмы, теория несовершенной конкуренции, проблемы ценообразования на рынках факторов производства и связанное с ним распределение национального дохода. В соврем. учебных курсах М. рассматриваются также проблемы общественных благ, внешних эффектов, права, информации, экономической теории благосостояния и проч

МИНИМАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

МИНИМАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - расчетный объем доходов и расходов, принимаемый за основу при определении показателей бюджетного регулирования на очередной финансовый год, в ходе которого с помощью вышестоящих уровней бюджетной системы бюджеты нижестоящего уровня должны балансироваться в пределах необходимого минимума расходов. В быв. СССР в условиях централиз. плановой экономики бюдж. регулирование осуществлялось исходя из концепции М.б. на основе действовавшей системы минимальных соц. (в натуральном выражении) и финанс. норм и нормативов. Нормативы отчислений, утверждавшиеся нижестоящим бюджетам от регулирующих доходов, дотации, субвенции применялись исходя из прогнозируемых на планируемый год доходов и расходов, исчисляемых с ориентацией на эту систему. Такие нормы и нормативы отражали единые или групповые показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-коммун., соц. и др. услугами в расчете на соответств. расчетную единицу (на одного жителя, на одного учащегося, на одну больничную койку и т.д.). Содержание и порядок расчета М.б. в России впервые были законодательно зафиксированы в Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», принятом 15 апр. 1993 (с введением в действие Бюджетного кодекса РФ с 2000 действие этого закона прекращено). В Законе предусматривалось, что расходная часть миним. бюджета определяется: а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, учитываемых вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшест. планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванных: согласованной с вышестоящими органами власти суммой затрат в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюдж. финансированию; решениями вышестоящих органов власти об изменении соц. и финанс. норм и нормативов; изменением индекса цен и тарифов по расчетам вышестоящих исполнит. органов власти, осуществляемых в установл. порядке; б) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития. Доходная часть М.б. должна была полностью покрывать перечислен. суммы затрат. В мировой практике территориальные бюджеты по текущим расходам подлежат утверждению без дефицита, а по бюджету развития допускается дефицит, покрываемый заемными средствами бюджетов. Этот же порядок предусмотрен в Бюджетном кодексе РФ. В Бюджетном кодексе РФ понятие М.б. отсутствует, поскольку с переходом в 1994 к определению нормативно-долевых дотаций (трансфертов) на формализованной основе в бюдж. регулировании произошел отход от «прямого счета» М.б. на базе системы миним. соц. и финанс. норм и нормативов. В то же время в РФ немало экономистов, настаивающих на том, чтобы вернуться к балансированию сверху тер. бюджетов на основе указ. норм и нормативов, обеспечивающих соблюдение на всей территории России государственных минимальных социальных стандартов. Ряд экономистов считает, что в рыночной экономике нормы затрат в межбюджетных отношениях могут применяться избирательно, а бюдж. регулирование не должно сводиться к балансированию сверху каждого бюджета, что является задачей, прежде всего, самих органов власти соответств. уровня. При этом исходят из того, что следует ориентироваться на выравнивание приведенных в сопоставимые условия душевых налоговых доходов бюджетов тер. образований, где они ниже уровня, принимаемого за минимально необходимый, с учетом возможностей бюджета вышестоящего уровня

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИО РФ

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МИО РФ - федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, включая отчуждение этого имущества в процессе приватизации. Преобразовано в соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 867 от 17 мая 2000 из Министерства государственного имущества РФ (до 17 сент. 1997 - Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом, ГКИ РФ). Первоначально ГКИ РФ был создан для преобразования гос. собственности в процессе экономич. реформы, прежде всего для передачи гос. собственности в частные руки. Основанием для его создания был закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О приватизации государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации» № 1531-1 от 3 июля 1991, установивший порядок перехода государственного имущества в частные руки. К функциям МИО РФ (МГИ, ГКИ) относятся разработка нормативной базы приватизации, трактовка законодательства о приватизации, подготовка и осуществление Государственной программы приватизации, принятие решений о приватизации, учреждение от имени Российской Федерации акционерных обществ открытого типа для последующей продажи их акций Российским фондом федерального имущества (РФФИ). По состоянию на 1 июля 2000 МИО РФ приняло решение о приватизации более чем 45 тыс. предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации. В 1998-2000 функции МГИ РФ существенно меняются с учетом совершенствования управления гос. собственностью, повышения отдачи от использования имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая сдачу этого имущества в аренду, и более эффективного управления акциями, находящимися в федеральной собственности. При преобразовании МГИ РФ функции МИО РФ были значительно расширены, и в наст. время МИО РФ является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизацию, управление и распоряжение гос. имуществом и земельными ресурсами, регулирование рынка недвижимости и осуществление оценочной деятельности. МИО РФ руководит территориальными органами по управлению имуществом, наделяя их полномочиями по распоряжению федеральной собственностью в соответств. субъектах Федерации, а также готовит предложения по разграничению собственности между РФ и субъектами Федерации. При осуществлении своих функций МИО РФ взаимодействует с РФФИ, Министерством финансов РФ, др. отраслевыми министерствами и ведомствами

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВОЙ РЫНОК ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ (англ. world financial institutions) - международные валютно-кредитные и финансовые организации, которые объединяет общая официальная цель - развитие международного сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование междунар. валютно-кредитных и финанс. отношений. Другие представляют собой форум для межправительств. обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финанс. политике. Ряд М.ф.и. обеспечивает сбор информации, выпуск статистич. и научно-исслед. изданий по актуальным валютно-кредитным и финанс. проблемам и глобальным проблемам экономики. К орг-циям, имеющим глобальное значение, относятся спец. финанс. ин-ты ООН - Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, а также Всемирная торговая организация. Нек-рые спец. органы ООН также занимаются проблемами междунар. финансов. Среди них: ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию; ее совещания проводятся раз в 3-4 года), в период между ее сессиями - Совет по торговле и развитию (2 сессии в год); Комитет по «невидимым» операциям (платежного баланса) и финансированию, связ. с мировой торговлей и официальным финансированием развития; Экономический совет, к-рый способствовал созданию международных региональных банков развития. Своеобразным клубом развитых стран является Организация экономического сотрудничества и развития - центр координации экономич. политики и междунар. сопоставлений. Урегулированием внешней задолженности занимаются Парижский клуб стран-кредиторов (гос. долг) и Лондонский клуб (частная внешняя задолженность). Своеобразный междунар. форум представляют «семерка» (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Япония), превратившаяся в «восьмерку» после присоединения в 1993 к ней России, и «группа десяти» («семерка» Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция) развитых стран. М.ф.и. возникли в осн. после 2-й мировой войны 1939- 45, за исключением Банка международных расчетов (1930). Создание М.ф.и. обусловлено глобализацией хоз. связей, развитием межгос. регулирования экономич., в т.ч. валютно-кредитных и финанс., отношений; необходимостью совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота. Специфич. причинами создания международных региональных банков развития явились: завоевание политич. независимости и повышение роли развивающихся стран в мировом развитии, тенденция к регион. сотрудничеству и экономич. интеграции в целях решения проблем нац. экономики. К регион. М.ф.и. относятся Европейский банк реконструкции и развития, институты Европейского союза (в т.ч. Европейский инвестиционный банк, Европейский валютный институт, специальные фонды). Кроме глобальных и регион. функционируют специализир. М.ф.и., напр. Арабский банк экономического развития Африки (Arab Bank for Economic Development of Africa), Арабский фонд экономического и социального развития (Arab Fund for Economic and Social Development), Карибский банк развития (Caribbean Development Bank) и др. Степень участия и влияния отд. стран в М.ф.и. определяется величиной их взноса в капитал, т.к. обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил ведущих мировых финансовых центров (США, Западная Европа, Япония) влияет на деятельность М.ф.и., в которой проявляются две противоположные тенденции взаимоотношений - разногласие и партнерство по глобальным проблемам междунар. финансов

МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ

МИРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЦЕНТРЫ (англ. intrernational financial centres) - центры сосредоточения крупных международных капиталов и масштабного проведения разнообразных международных финансовых операций. Важнейшие тенденции развития М.ф.ц. - расширение объема операций; увеличение числа М.ф.ц.; рост доли М.ф.ц., располож. в развивающихся странах; специализация и концентрация того или иного вида операций в определ. центре. Основу инфраструктуры М.ф.ц. составляют нац. и транснац. банки, как правило, тесно связанные с крупнейшими биржами, оперирующими фондовыми ценностями. Значит. роль играют также крупные брокерские конторы и разл. инвестиц. фонды. Эта финанс. инфраструктура дополняется информационной (консультац. агентства, орг-ции, занимающиеся составлением листинга, и т.д.). Осн. структурные компоненты М.ф.ц.: валютный рынок; рынок депозитов; рынок междунар. облигаций и кредитный рынок, структурированный по срочности, рынок золота. Для всех этих рынков характерна высокая степень унифицированности и взаимозависимости. Особенность совр. М.ф.ц. - растущее разнообразие используемых финанс. инструментов. Наряду с традиц. валютными, кредитными и депозитными операциями в совр. М.ф.ц. широко представлены валютные операции с производными финанс. инструментами, операции с еврооблигациями, бумагами с перем. процентной ставкой. Они расширяют спектр инвестиц. возможностей (см. Новые международные финансовые инструменты). М.ф.ц. присуща также растущая интеграция. Совр. электронные средства связи обусловливают все большую степень взаимосвязи отд. финанс. рынков. Осн. операторы М.ф.ц. - крупные многонац. банки - сосредоточены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Люксембурге, Сингапуре, Сянгане. Токийский и Нью-Йоркский М.ф.ц. исторически сложились как относительно универс. рынки, тогда как др. М.ф.ц. отличаются специализацией. Лондон связан прежде всего с рынками евровалютных операций, ценных бумаг, золота, фьючерсных сделок. Цюрих предоставляет наиболее надежные варианты инвестиций капитала и является ведущим (после Лондона) рынком золота. Люксембург выделяется своей фондовой биржей и как центр долгосрочных инвестиций. Сингапур играет роль гл. фондоаккумулирующего рынка Азиатско-Тихоокеанского региона. В Сянгане (КНР) сосредоточен центр междунар. синдицир. кредитования. Роль М.ф.ц. в совр. экономике выражается в оптимизации инвестиц. решений, ускорении движения междунар. капитала, смягчении процессов его перераспределения, расширении сферы междунар. конкуренции

МНЕНИЕ АУДИТОРА

МНЕНИЕ АУДИТОРА - выраженный в установленной форме вывод аудитора о достоверности во всех существенных аспектах в целом, недостоверности, достоверности с оговорками бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта в целом или нек-рых ее частей, к-рый аудитор обязан привести в своем заключении. Аудитор делает вывод о достаточности собранных аудиторских доказательств для подготовки аудиторского заключения. Аудитор несет ответственность за обоснованность и верность своего мнения в установленном законом порядке

МНОГОВАЛЮТНЫЙ СТАНДАРТ

МНОГОВАЛЮТНЫЙ СТАНДАРТ (англ. multiple currency standard) - валютная система, основанная на нескольких валютах. В рамках Ямайской валютной системы (см. Мировая валютная система) фактически произошел переход от несостоят. концепции стандарта СДР (см. Международные валютные единицы) к М.с., базирующемуся на амер. долларе, евро, японской иене. Формирование триполярного М.с. обусловлено новой расстановкой сил в мировом сообществе, укреплением валютно-экономич. позиций стран Западной Европы в лице ЕС (см. Европейская валютная система, Европейский экономический, валютный и политический союз) и Японии в противовес США, к-рые, утратив монопольное господство, характерное для периода после 2-й мировой войны, сохранили относительное лидерство во всемирном хоз-ве

МНОГОМЕРНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЯДОВ

МНОГОМЕРНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЯДОВ (англ. multivariate models of economic series) - модели экономических объектов, построенные при помощи методов многомерного сравнительного анализа и предназначенные для выявления закономерностей в статистических совокупностях экономических наблюдений. Необходимость в применении для экономич. исследований методов многомерного сравнит. анализа связана с тем, что большинство экономич. явлений характеризуется множеством разнообразных признаков (иногда их число достигает неск. десятков). Наиболее широкое применение при проведении сравнит. анализа нашли таксономические методы - методы упорядочения и классификации (греч. taxis - расположение, порядок и nomos - закон, правило, принцип) и нек-рые методы факторного анализа (название факторного анализа происходит от введенного Ч. Спирмэном понятия «общий фактор»). Осн. цель факторного анализа - установление общих закономерностей, к-рые определяют сущность изучаемого явления. Универсальность методов многомерного сравнит. анализа позволяет использовать их не только при исследовании совокупности экономич. единиц, но и при анализе свойств одной экономич. единицы. В этом случае свойства экономич. единицы характеризуются значениями признаков, заданными в виде временных рядов. Такой подход позволяет получить обобщ. картину изменений, к-рые происходят в значениях признаков данной экономич. единицы. С вычислительной т.з. М.м.э.р. сложны и, как правило, их алгоритмы реализуются на ЭВМ

МО/ТО

МО/ТО (аббревиатура от англ. mail order/telephone order - заказ по почте или по телефону) - тип операций оплаты товаров и услуг платежными картами. Операции МО/ТО отличаются от обычных тем, что необходимые для составления соотв. расчетного документа реквизиты платежной карты (номер, срок действия и т.д.) сообщаются ее держателем по почте, телефону, факсимильной или иной связи. Особый подвид МО/ТО представляют операции, предполагающие передачу реквизитов карты по сети Интернет (см. Электронная коммерция). Поскольку при МО/ТО отсутствует возможность идентифицировать личность держателя карты, равно как и определить подлинность и действительность самой карты, МО/ТО принято относить к операциям с существенно повышенной степенью риска. Примеры операций МО/ТО - заказ товаров по каталогам, подписка на периодич. издания путем заполнения помещенной в них формы и указанием номера платежной карты и т.д

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ (Capital Assets Pricing Model, CAPM) - модель, описывающая связь ожидаемой доходности портфеля ценных бумаг со степенью его риска. Основы ценовой модели акционерного капитала были предложены амер. экономистом У. Шарпом в 1964 (в 1990, совместно с М. Миллером и Г. Марковицем, получившим Нобелевскую премию по экономике за «вклад в теорию цены финансовых активов») в предположении линейной зависимости между ожидаемой доходностью (expected return) от диверсифицированного портфеля и связанным с этим портфелем риском (expected risk). Тогда инвестор может предпочесть определенный уровень риска, к-рому будет соответствовать определенная доходность, и будет добиваться этого путем подбора сочетания рискованных, но доходных акций с безопасными с т.з. риска ценными бумагами или займами. По У. Шарпу, за риск инвестор получает рыночную премию - разность между рыночным риском от всей совокупности ценных бумаг в портфеле и безрисковой ставкой по конкретной ценной бумаге. Совокупный риск ценной бумаги складывается из рыночного и нерыночного (собственного) рисков. Мерой рыночного риска, вносимого ценной бумагой в портфель, является ее коэффициент «бета». Коэффициент «бета», равный единице, отражает риск всего рынка (индекса Standard & Poor’s 500); для бумаги с бульшими значениями «бета» рыночный риск больше. «Бета» портфеля - взвеш. среднее коэффициентов «бета» входящих в него ценных бумаг. Увеличение собственного риска (не связанного с «бета») не ведет к росту ожидаемой доходности. Согласно САРМ, инвесторы вознаграждаются за рыночный риск, но их нерыночный риск не компенсируется. Модель САРМ является основой современной теории цен на финансовых рынках

МОДЕЛЬ БЛЭКА - ШОУЛЗА

МОДЕЛЬ БЛЭКА - ШОУЛЗА (англ. Black - Scholes option pricing model) - модель формирования цен на опционы. Разработке новой теории оценки стоимости опционов способствовала активизация в 1973 торговли опционами на Чикагской бирже опционов (Chicago Board Option Exchange). Формула Блэка - Шоулза для определения цены С европейского опциона на покупку (колл) имеет вид:

МОДЕЛЬ БЛЭКА - ШОУЛЗА

На практике вместо степенной функции иногда пользуются первым членом ее разложения в ряд. Формулой Блэка - Шоулза руководствуются при определении тактики поведения на рынке опционов: напр., если опцион колл продается по значит. более низкой цене, чем рассчитанное значение С, его рекомендуют покупать, а если по более высокой, - продавать. Разработаны формулы для расчета цены опциона, свободные от ограничивающих условий, использованных Блэком и Шоулзом в своей модели.  

МОНЕТА

МОНЕТА (из польск. moneta от лат. moneta; англ. coin, фр. monnaie) - денежный знак, отчеканенный на монетном дворе из металла: золота, серебра, меди и медных сплавов, никеля, алюминия, имеющий установленные законом весовое содержание и форму и являющийся средством обращения и платежа. М. имеет: лицевую (аверс), оборотную (реверс) стороны и обрез (гурт). На М. чеканят изображение (герб, имя, титул, изображение правителя и др.) и надпись - легенду, содержащую название города, гос-ва, год чеканки, наименование. Изображение на монете гербаэмблемы либо имени правителя свидетельствовало о силе и независимости суверенного правителя. М., одноименная с денежной единицей, называется основной; объединяющая несколько монетных единиц - сборной; составляющая часть монетной единицы - дробной. М., нарицательная цена к-рой соответствует стоимости содержащегося в ней металла и стоимости ее чеканки, называется полноценной, у неполноценной М. она превышает эту стоимость. Разница между номинальной стоимостью неполноценной монеты и рыночной стоимостью содержащегося в ней металла (за вычетом издержек по чеканке) служит источником монетного дохода гос-ва (сеньоража). Чеканка полноценной М. производится из драгоц. металла (количеств. содержание к-рого называется «проба») с добавлением лигатуры для прочности. При металлич. обращении гос-вом устанавливался ремедиум (допустимое законом отклонение фактич. веса и пробы М. от установл. норм) для золотых и серебряных М., превышение к-рого служило основанием для изъятия из обращения порченых и стершихся М. Обслуживание мелких платежей осуществляет разменная М., являющаяся дробной единицей полноценной обращающейся М. Разменная М. имеет быструю оборачиваемость, поэтому раньше она изготавливалась из низкопробного серебра и недрагоц. металлов. Во всех без исключения странах мира обращение золотых и серебряных М. прекращено, разменная М. чеканится из достаточно дешевых и прочных сплавов. В быв. СССР чеканились и находились в обращении мемориальные (юбилейные и памятные) М. из драгоц. металлов (в основном для коллекций) и недрагоц. металлич. сплавов (как разменная М. и для коллекций). Россия сохранила традиции и приемственность в произ-ве М. Выпускаемые М. (разменные и памятные) являются законным платежным средством РФ и обязательны к приему по номиналу во все виды платежей без всяких ограничений; чеканка М. производится на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах

МОНЕТАРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНЕТНЫЙ ДВОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНИТОРИНГ

МОНИТОРИНГ (АНАЛИЗ) ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации государственной политики, направленной на предупреждение банкротства и финансовое оздоровление неплатежеспособных организаций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апр. 2000 № 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству». Систематич. проведение мониторинга финансового состояния пр-тий и учет платежеспособности крупных, экономически или социально значимых орг-ций осуществляется в соотв. с Порядком проведения мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности, утвержденным распоряжением Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) от 20 дек. 2000 № 226-р. При отборе предприятий для проведения мониторинга в текущем году исходят из данных за предыдущий год. Они должны входить в число 200 крупнейших компаний по рыночной стоимости (капитализации); иметь фактическую численность работников более 5000 чел. (для холдинговых компаний - с учетом численности работников дочерних об-в); по каждому субъекту Федерации отбирают не менее 10 крупнейших (по численности работников) пром. предприятий; их среднемесячная выручка за последний отчетный период должна превышать 100 млн р. В перечень включаются также орг-ции, признаваемые в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» субъектами естественной монополии, осуществляющими свою деятельность на тер. России; орг-ции, являющиеся материнскими (дочерними) по отношению к орг-циям, включенным в Перечень текущего года по иным основаниям; орг-ции, входившие в Перечень на момент возбуждения дела о банкротстве, до завершения производства по данному делу. Кроме того, с учетом поручения Правительства РФ, предложений федеральных органов исполнит. власти, по представлению тер. органов ФСФО в Перечень могут быть включены орг-ции, имеющие экономич. или соц. значимость (не более 10 по каждому субъекту РФ). М.ф.с.о. осуществляется тер. органами ФСФО России, а также центральным аппаратом ФСФО России в соответствии с установленным распределением функций. Тер. органы ФСФО ежегодно до 15 марта направляют в адрес орг-ций, включенных в утвержденный Перечень, уведомление о проведении мониторинга их финанс. состояния и о составе, порядке, сроках представления запрашиваемых документов. Полученные тер. органами ФСФО данные годовой и ежеквартальной отчетности по каждой орг-ции оформляются в электронном виде и направляются в ФСФО России не позднее месяца со дня истечения соотв. сроков составления бух. отчетности. ФСФО на основе полученных материалов, руководствуясь разработанными методич. указаниями по проведению М.ф.с.о., рассчитывает показатели, характеризующие финанс.хоз. деятельность данной орг-ции и состояние ее платежеспособности. По итогам проведенного М.ф.с.о. ФСФО России формирует базу данных по каждой орг-ции, включенной в Перечень, заводит учетную карту и ведет ежеквартальный учет данных финанс. отчетности и расчетных показателей, характеризующих ее финансово-хоз. деятельность и состояние платежеспособности. По показателям степени платежеспособности по текущим обязательствам на основе данных за последний отчетный период организации ранжируют на 3 группы: платежеспособные орг-ции (значение показателя не превышает 3 мес.); неплатежеспособные орг-ции 1-й категории (значение показателя составляет от 3 до 12 мес.); неплатежеспособные орг-ции 2-й категории (значение показателя превышает 12 мес.)

МОНИТОРИНГ ВНУТРЕННИЙ

МОНИТОРИНГ ВНУТРЕННИЙ (англ. internal monitoring) - комплекс наблюдений, исследований и прогнозов состояния организаций, предприятий, учреждений кредитно-финансовой сферы. Под М.в. традиционно понимают систематическое сопоставление действительного положения предприятия, организации с желаемым или запланированным. М.в. используется при оценке финансового состояния предприятий, учреждений, организаций. Он предполагает создание и функционирование: информационной базы; системы методов обработки информации; комплекса технических средств регистрации и передачи информации; организационной структуры; нормативно-правовой документации, определяющей задачи, обязанности, права, условия, финансовую самостоятельность и пр. Напр., при подготовке и проведении аудиторской проверки исследуют след. системы показателей орг-ции, пр-тия: наличие и использование рабочей силы; основные и оборотные производств. и непроизводств. фонды; объем продукции (товаров, работ, услуг) и объем затрат на их изготовление или оказание; эффективность использования трудовых и материальных ресурсов, финанс. результатов деятельности и т.д. Содержание конкр. задачи М.в. и адм.тер. уровень ее реализации определяют: перечень показателей, частоту их регистрации, направления и степень подробности статистич. анализа, состав предлагаемых мер по управлению экономическим субъектом

МОНИТОРИНГ КРЕДИТНЫЙ

МОНИТОРИНГ КРЕДИТНЫЙ (англ. credit monitoring) - система наблюдений за состоянием кредитного портфеля кредитной организации, включающая анализ, оценку и прогноз выполнения условий кредита, обусловленных договорами. Цель М.к. - обеспечить погашение в срок основного долга и уплату процента по ссуде. Осн. направления М.к: текущее финанс. состояние заемщика в статике и динамике; своевременность и полнота выполнения им обязательств, вытекающих из условий кредитного договора; качество обеспечения кредита; размеры риска кредитора и правильность формирования резервов по кредиту; соотношение условий кредитного договора с текущими рыночными тенденциями; правильность отражения в бух. учете кредитора движений, связанных с выполнением условий кредитного договора. Для проверки кредитоспособности заемщика и ранней диагностики кредитного риска применяют математико-статистич. методы. М.к. осуществляется в полном объеме или частично сотрудниками службы внутреннего контроля или др. специалистами в соответствии с распоряжением кредитного комитета кредитной орг-ции

МОНОПОЛИЯ

МОНОПОЛИЯ (греч. monos - один poleo - продаю) - ситуация на рынке, когда один хозяйствующий субъект контролирует предложение определенного блага (товара или услуги). Монопольное право может возникнуть естественным путем или установиться при приобретении хозяйств. субъектом господствующего положения по осуществлению какой-либо деятельности. Реальная М. неизбежно содержит нек-рые черты, свойственные конкурентному рынку. Тенденция монополий к угнетению рынка, завышению цен и получению за счет этого монопольной прибыли вынуждает госва разрабатывать антимонопольные законы и мероприятия, создавать спец. антимонопольные ведомства и т.п. (см. Антимонопольное законодательство). С др. стороны, производств. и финансовая мощь многих М. позволяет им играть ведущую роль в научно-технич. прогрессе, снижать издержки, (пользуясь феноменом т.н. эффекта масштаба) и способствовать общему экономич. росту. В ряде стран сохраняется государств. М. (напр., на средства связи, торговлю спиртоводочными изделиями). К М. относится служба патентной защиты. Монополистом по закону является владелец авторских прав. В условиях рыночного хоз-ва монопольное положение может возникать: 1) в случае, когда фирма достаточно велика, чтобы вести эффективное произ-во, тогда как для др. возможных конкурентов такие размеры недостижимы; 2) в результате установления ценовых барьеров для вступления «новичков» в рынок (напр., если издержки М. позволяют без убытка поддерживать столь низкие цены, что для др. они были бы убыточны); 3) при реализации патентных прав на исключительное использование новой технологии; 4) в ряде случаев складывается т.н. локальная М. в результате высоких издержек транспортировки для сторонних фирм, к-рые хотели бы торговать на местном рынке, удаленном от них территориально (см. также Естественная монополия). Способность М. влиять на цену продукта (или услуги) и устанавливать ее выше предельных издержек называется монопольной властью. М. должна рассматриваться в динамике, поскольку ее высокие прибыли могут соблазнить нек-рые новые фирмы вступить в данный рынок и тем самым разрушить ее монопольную власть. Монопольная цена - цена товара или услуги, устанавливаемая фирмой, к-рая является М. на рынке данного товара (услуги). Ее высота зависит от монопольной власти фирмы, от эластичности спроса, а в ряде случаев от ограниченности платежеспособного спроса в экономике в целом. Напр., если эластичность спроса на товар данной фирмы невелика, накидка к предельным издержкам будет большой (фирма обладает значительной монопольной властью); если же эластичность велика, накидка будет минимальной. Показатель монопольной власти, предложенный экономистом А. Лернером («Коэффициент Лернера»), исходит из того, что измерителем монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот коэффициент имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная влaсть данной фирмы в своем секторе рынка. Однако надо учесть, что сама по себе монопoльная власть не гарантирует высокие прибыли, поскольку прибыль зависит от отношения ср. издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма Б, но получать меньшую прибыль, если у нее существенно выше ср. издержки

МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ

МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (англ. super-normal profits) - повышенная, добавочная по сравнению со средней нормой прибыль. Она характеризует монопольно-контролируемое владение рынком в условиях монопольного произ-ва товаров и их реализации. Монопольное положение у производителя товаров возникает в связи с применением высококвалифицир. рабочей силы, ведущих специалистов и менеджеров (т.е. лучших человеческих ресурсов), новых технологий на базе научных открытий, патентов, лицензий. У монополий значительно больше возможностей для изучения спроса, его удовлетворения и первичного формирования сегмента реальных покупателей. В совр. условиях М.п. возможна при след. типах конкуренции: чистой-совершенной; чистой-абсолютной; монополистической; монопсонии (только один покупатель); монополии, практикующей дискриминацию (назначение разных цен разл. покупателям); двусторонней монополии; дуополии (только две фирмы одновременно); олигополии (небольшое число крупных фирм). В совр. экономике прибыль, превышающая среднюю норму прибыли по отрасли, остается только у монопольных фирм. Именно величиной этой прибыли определяется место и роль монополии в жизни об-ва. Страны Европейского Союза борются с монополизацией всех сторон рыночной экономики. Совокупность норм хоз. права и мер по поддержанию конкурентной среды (антимонопольное законодательство, установление предельного уровня монополизации в объеме произ-ва и в объеме продаж не более 25-30%, спец. экон. меры, снижение барьеров для импорта, поощрение вступления на рынок новых участников и др.) объединяется в понятие «рамочные условия экономической деятельности государства». Различают М.п., получаемую транснац. корпорациями (ТНК), нац. компаниями в промышленно развитых странах и компаниями в гос-вах с переходной экономикой. На характер и реальный объем М.п. в условиях формирования рыночных отношений в гос-вах с переходной экономикой, как правило, влияют такие факторы, как непрозрачность экономики, утечка капитала, коррупция, теневая экономика и др. явления, значительно искажающие источники и размеры М.п. Полный анализ М.п. возможен при всестороннем учете роли гос-ва в формировании условий получения М.п. Эта роль гос-ва проявляется в двух его функциях: административно-правовой (к-рая выражается в законодат. деятельности, административном управлении, защите экономич. норм, процедур, законов) и в функции собственно экономического субъекта (регулирование цен, заработной платы, валютного курса; денежная эмиссия, управление госсектором, гос. акц. капиталом; перераспределение финанс. потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций, госзаказа и др.)

МОНОПСОНИЯ

МОНОПСОНИЯ (греч. monos - один opsoneo - приобретаю) - ситуация, когда на рынке хозяйствующий субъект полностью контролирует спрос на определенное благо (товар или услугу), являясь единственно возможным его покупателем. Понятие М., т.о., находится в своеобразной симметрии к понятию монополия. Способность фирмы-покупателя, занимающего положение монопсониста, влиять на цену товара называется монопсонической властью. Обычно ввиду большого объема закупок (напр., комплектующих изделий для массового произ-ва, больших партий сырья) крупное пр-тие, имеющее на рынке монопсоническую власть, добивается для себя более низких цен, чем цены, к-рые пришлось бы платить мелким потребителям, подталкивая тем самым цену к уровню предельных издержек произ-ва данного товара

МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - экономическая категория, характеризующая обесценивание того или иного вида основных фондов до их полного физического износа. Различают две формы М.и.о.ф. Первая связана с удешевлением выпуска средств труда в отраслях-производителях. Под влиянием НТП, роста производительности труда снижаются издержки, и цены на выпускаемую технику падают. Приобретенные ранее однотипные машины морально устаревают. При их эксплуатации начисляется повышенный износ (норма амортизации применяется к первоначальной стоимости), что удорожает себестоимость продукции, а при переоценке осн. фондов разница в ценах переходит в прямой убыток, безвозвратно теряется. Вторая форма М.и.о.ф. обусловливается появлением новых видов техники, выполняющих те же операции, но имеющих более высокие технико-экон. параметры: производительность, точность, ремонтопригодность, затраты на эксплуатацию и пр. Периоды обновления продукции машиностроения постоянно сокращаются и в наст. время составляют 5-6 лет, а в произ-ве компьютеров - 2-3 года. Эксплуатировать устаревшую технику становится невыгодно из-за снижения производительности труда и качества работ, более высоких затрат. Одновременно предприниматель несет убытки от недоамортизации переоцененных средств труда. Периоды М.и.о.ф. изучаются и учитываются при определении нормативных (полезных) сроков службы осн. фондов и разработке новых норм амортизации. С развитием НТП они становятся определяющими по отношению к учету сроков физического износа (потеря техн. свойств и характеристик). Уменьшение потерь от М.и.о.ф. связано с повышением интенсивности их использования. Важное значение имеет уменьшение нормативных сроков службы осн. фондов, повышение норм износа, применение методов ускоренной амортизации

МОСКОВСКАЯ МЕЖБАНКОВСКАЯ ВАЛЮТНАЯ БИРЖА, ММВБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ (МГИМО(У) МИД РФ) государственное учреждение высшего профессионального образования. Создан в 1944. С 1991 - наст. название. Основной учебный профиль - подготовка профессиональных кадров для сферы международных отношений. Преподавание финансово-кредитных и др. экономич. дисциплин ведется на факультетах международных экономических отношений, международного бизнеса и делового администрирования. Центром преподавания валютных, кредитных и финансовых дисциплин является кафедра международных валютно-кредитных отношений, возникшая в 1958 после вхождения в МГИМО Института внешней торговли и образования факультета международных экономических отношений. В 60-е годы преподават. и научно-исследоват. работа ориентировалась на обеспечение потребности внешнеэкономич. ведомств, МИДа, научно-исследоват. учреждений. В 90-е годы большое значение придается ориентации выпускников на работу в банках, финанс. и валютных структурах, торговых и промышл. предприятиях. Подготовка кадров ведется также в аспирантуре. Фонд научной библиотеки МГИМО включает около 150 тыс. наименований книг по экономике

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОШЕННИЧЕСТВО

МОШЕННИЧЕСТВО (англ. fraud) - преступление в экономической деятельности, направленное против собственности, представляющее собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. В финансово-кредитной сфере выделяют мошенничество в учете и отчетности - преднамеренно неправильное отражение и представление данных учета и отчетности одним или неск. лицами из состава руководителей и служащих пр-тия. Оно включает: манипуляцию учетными записями [умышленное использование неправильных (некорректных) бух. проводок или сторнировочных записей с целью искажения данных учета и отчетности] и фальсификацию первичных документов, регистров и отчетности [умышленные изменения записей в учете, искажающие смысл хоз. операций и нарушающие правила, определенные законодательством или учетной политикой пр-тия; преднамеренно неправильную оценку активов и методов их списания; оформление заведомо неправильных или фальшивых документов бух. учета (авизо, счетов, векселей и т.п.) и записей на счетах бух. учета, искажающих истину; уничтожение результата хозяйственных операций - сторнировочных записей, аналогичных по содержанию и суммам основным бух. проводкам; неадекватные записи в учете - отражение финанс. информации в системе счетов в неполном объеме (ненужные исправления по книгам и счетам бух. учета, нарушение корреспонденции счетов, неполные файлы, не отраженные в учете хоз. операции); необычные операции - разовые сделки и хоз. операции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, к-рые представляются излишними или чрезмерными]. Если должностные лица экономического субъекта с корыстными целями совершили обман или злоупотребили доверием пользователей бух. отчетности, но вина их не доказана в судебном порядке, аудитор, обнаруживший это в ходе аудиторской проверки, должен указать на существование преднамеренного искажения бух. отчетности

МУЛЬТИПЛИКАТОР

МУЛЬТИПЛИКАТОР (англ. multiplier) - в кибернетике коэффициент, показывающий меру умножающего воздействия положительной обратной связи на выходную величину управляемой системы. Применяется в разных областях экономико-математич. методов. Впервые идею мультипликатора использовал англ. экономист Р. Кан, показавший в 1931 при исследованиях занятости, что вложение средств на любом участке хоз-ва, создающее первичную занятость, стимулирует покупательную способность, а тем самым и вложение средств на др. взаимосвязанных участках, порождающих вторичную, третичную и т.д. занятость. В результате эффект от первичных инвестиций умножается (мультиплицируется). Дж.М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) обобщил понятие М. Его действие демонстрируют описанием последовательности событий после первичных инвестиций. Рост инвестиций увеличит личные доходы, которые частично будут израсходованы на приобретение др. благ. Производители этих благ также получат дополнительные доходы и, в свою очередь, истратят их часть. Этот процесс с уменьшающейся суммой доходов и соответственно непроизводственных затрат будет происходить на ряде стадий. Положительный нарастающий эффект инвестиций в масштабе ВВП называют мультиплицирующим. Кейнс показал, что суммарный прирост дохода определяется соотношением долей дохода в обществе, поступающих на каждую стадию («впрыскиваний» - injection) и откладываемых в сбережения («утечек» - withdrawal), названных им соответственно предельной склонностью к потреблению (англ. marginal propensity to consume) - ПСП и предельной склонностью к накоплениям (англ. marginal propensity to save) - ПСН. Если прирост нац. дохода обозначить через N, а прирост инвестиций через K, то мультиплицирующее воздействие будет описываться отношением 

МУЛЬТИПЛИКАТОР

Согласно Кейнсу, чем больше доля, оставляемая обществом на накопления, тем меньше мультиплицирующий эффект инвестиций. Поэтому в открытой экономике (т.е. участвующей в международной торговле) со склонностью к импорту, налогообложению и сбережениям значение М. будет меньше. Т.о., прирост нац. дохода выступает как функция прироста инвестиций. Понятие М. применяют при анализе макро- и микроэкономических процессов. Напр., в анализе межотраслевого баланса роль М. играет матрица коэффициентов полных затрат («матричный М.»), связывающая конечную продукцию отрасли с ее валовой продукцией при заданной доле валовой продукции, используемой для внутриотраслевых нужд. В региональной экономике рассчитывают т.н. региональный М. (regional multiplier) для прогноза изменений общего дохода или занятости в регионе, обусловленных ростом к.-л. составляющей совокупных расходов. Для оценки влияния изменений в базовых отраслях хозяйства региона (экономич. базы, рост и развитие к-рой определяет рост города или региона) на всю его экономику используют т.н. М. экономич. базы (economic base multiplier), дающий увеличение общей занятости за длит. время, возникающее вследствие увеличения занятости в базовых отраслях. М. бюджетных расходов (fiscal multiplier) показывает влияние роста бюджетных расходов на равновесный уровень дохода. М. сбалансированного бюджета (balanced-budget multiplier) описывает отношение реальных доходов населения к изменению гос. расходов, если налоговые поступления и гос. расходы изменяются на одинаковую величину.  

МУЛЬТИПЛИКАТОР КРЕДИТНЫЙ, БАНКОВСКИЙ, ДЕНЕЖНЫЙ, ДЕПОЗИТНЫЙ

МУЛЬТИПЛИКАТОР кредитный, банковский, денежный, депозитный - механизм возрастания денежной массы на депозитных счетах по сравнению с первоначальной суммой денег в процессе движения безналичных денежных знаков через систему коммерческих банков. Возникает только тогда, когда центральный банк выполняет функцию «банка банков» по отношению к ост. звеньям банковской системы и не участвует в обслуживании пр-тий, орг-ций и населения. В этих условиях эмиссионная функция, выполняемая банками, разделяется: эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк, а эмиссию безналичных ден. знаков - коммерч. банки. Процесс мультипликации регулируется центр. банком воздействием при помощи нормы обязательных отчислений в централизованный резерв на величину свободных ресурсов, находящихся в распоряжении коммерч. банков, уменьшая либо увеличивая их кредитные (эмиссионные) возможности. У коммерч. банков, получивших от центр. банка кредиты или продавших ему ценные бумаги либо иностр. валюту, образуются свободные ресурсы. В объеме этих ресурсов они предоставляют кредиты своим клиентам, образуя тем самым первоначальные депозиты. С этих депозитов клиенты оплачивают счета своих партнеров, обслуживаемых др. банками, у к-рых в свою очередь появляются свободные ресурсы и право осуществлять кредитование, создавая в результате новые депозиты. Поскольку средства на депозитных счетах не используются сразу, в банковской системе всегда имеется определ. остаток средств, к-рый со временем становится больше, чем величина первоначальных депозитов. Этим и достигается мультипликативный эффект. Для оценки величины мультипликации исчисляют разницу между ден. средствами на депозитных счетах на конец и на начало года. Максим. значение коэффициента кредитной мультипликации обратно пропорционально норме отчислений в централиз. резерв [т.е.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования как заемщика денежных средств или гаранта погашения займов другими заемщиками. М.з. проводятся путем эмиссии муниципальных ценных бумаг, привлечения кредитов коммерч. банков, предоставления муницип. гарантий. М.з. ведут к формированию муниципального долга; в Российской Федерации М.з. отражаются в Программе внутренних заимствований муниципальных образований. Они учитываются в Муниципальной долговой книге. Кроме того, информация о М.з. передается для ее регистрации в Долговой книге соответств. субъекта РФ и Государственной долговой книге РФ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ (англ. municipal securities) - облигации или иные эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального образования как муниципальный заем. Один из видов муниципального заимствования. Договор муниципального займа заключается путем приобретения физич. или юридич. лицом выпущенных органом местного самоуправления М.ц.б. Муниципальные облигации могут выпускаться исключительно в целях реализации программ и проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном его уставом. Эмитентом М.ц.б. выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий функции по составлению и/или исполнению бюджета. Исполнение обязательств по М.ц.б. осуществляется за счет средств муниципальной казны в соответствии с решением о бюджете на данный финанс. год. В России выпуск М.ц.б. регулируется Федеральным Законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (1998). Законодательством (Бюджетный кодекс РФ) установлен предельно допустимый объем муниципальных заимствований. Орган местного самоуправления утверждает генеральные условия эмиссии М.ц.б., к-рыми устанавливается: вид ценных бумаг, сроки их обращения, номинальная стоимость ценной бумаги в рамках одного выпуска, порядок размещения, обращения и погашения, а также порядок выплаты доходов. Условия эмиссии М.ц.б. подлежат государственной регистрации. С целью установления гарантий исполнения обязательств по М.ц.б. наряду с утверждением ассигнований на обслуживание долга в решении о муниципальном бюджете эмитент может предпринять дополнит. меры, в частности: предоставление гарантий погашения выпущ. М.ц.б. за счет поступлений по конкретным доходным статьям бюджета; открытие эмитенту кредитных линий в надежных банках; формирование спец. резервных или страховых фондов, предназнач. для обслуживания и погашения ценных бумаг. В качестве гарантии могут использоваться также отд. виды имущества эмитента. Эмитент имеет также право осуществить страхование ответственности за исполнение обязательств по эмитируемым М.ц.б. Раскрытие информации о М.ц.б., определяемое в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996), осуществляется путем опубликования нормативных правовых актов (Генеральных условий и условий эмиссии); информации, связанной с решением об эмиссии отдельного выпуска (в т.ч. наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев М.ц.б., или указание на депозитарии, осуществляющие учет их прав). Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, обязательства по к-рым гарантированы муниципальным образованием (муниципальная гарантия), не являются М.ц.б

МЫТ

МЫТ (др.-рус. мыто - пошлина за ввоз, от др.-верхненем. muta - пошлина) - одна из древнейших русских пошлин. М. взимался т.н. мытарями за право провоза товаров (в т.ч. по рекам) через заставы у городов и крупных селений. Различали М. «сухой» (с кол-ва возов) и «мокрый» (с кол-ва лодок). Право обложения М. принадлежало властителю, но его сбор нередко передавался на откуп. М. со временем превратился в разл. проезжие торговые пошлины, большинство из к-рых было отменено Торговым уставом 1653 и заменено одним сбором за право торговли (т.н. рублевой пошлиной: 5% с продавца от стоимости товара и 2,5% с покупателя с денег, предназначенных на покупку). Однако в Москве и Н. Новгороде в XVII-XVIII вв. (до 1753) М. взимался в виде 5%-ной пошлины за лес, сено, рогатый скот, съестные припасы (кроме хлеба) на т.н. Мытных дворах

Предыдущая страница Следующая страница