Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИН")

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - одна из мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, разрабатываемая по инициативе ее учредителей (участников) и (или) руководства, а также по требованию ЦБ РФ. В целях финансового оздоровления могут осуществляться след. мероприятия: оказание кредитной орг-ции финансовой помощи ее учредителями (участниками) и иными лицами; изменение структуры ее активов и пассивов; изменение ее организац. структуры; иные меры в соответствии с действ. законодательством. Правом потребовать от кредитной орг-ции разработки и осуществления мер по финансовому оздоровлению обладает ЦБ РФ (см. Банк проблемный). С момента получения требования ЦБ РФ об осуществлении этих мер и до момента получения разрешения на их реализацию и устранение оснований, послуживших причиной направления ЦБ РФ требований об осуществлении мер по финанс. оздоровлению, кредитная орг-ция не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее участниками (учредителями), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее участниками (учредителями) и выплачивать им дивиденды. План мер по финанс. оздоровлению должен в обязательном порядке содержать: оценку финанс. состояния орг-ции; указания на формы и размеры участия учредителей (участников) и иных лиц в ее финанс. оздоровлении; меры по сокращению расходов на содержание по получению дополнит. доходов; меры по возврату дебиторской (в первую очередь - просроченной) задолженности; изменения организац. структуры; сроки восстановления уровня достаточности собств. средств (капитала) и текущей ликвидности. Выполнение мер по финанс. оздоровлению контролируется ЦБ РФ или Агентством по реструктуризации кредитных организаций, если она находится под его управлением. Основным итогом реализации плана финанс. оздоровления должно являться восстановление платежеспособности и бизнеса кредитной организации.

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО

ФИНАНСОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО (англ. financial mediation) - финансовая деятельность, заключающаяся в аккумуляции денежных средств физических и юридических лиц, приумножении этих средств и предоставлении их в виде кредитов хозяйствующим субъектам и др. заемщикам. Эту деятельность осуществляют финанс. посредники (см. Посредники финансовые).

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

ФИНАНСОВОЕ ХОЗЯЙСТВО ВОИНСКОЙ ЧАСТИ - совокупность регламентированных нормативно-правовыми актами мероприятий, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц воинской части по финансовому обеспечению боевой готовности войск, по его организации и ведению в соответствии с Положением о финансовом обеспечении воинской части Министерства обороны РФ. Ф.х.в.ч. является отраслью войскового хоз-ва. К осн. мероприятиям и задачам, составляющим Ф.х.в.ч., относятся: финанс. планирование; получение, расходование и учет ден. средств; составление финанс. отчетности; ведение делопроизводства финансово-экономич. службы, внутр. финанс. контроль; учет и инвентаризация материальных средств, бухгалтерская отчетность и др. Ф.х.в.ч. как часть финансовой системы страны взаимодействует с Федеральным бюджетом РФ, органами федер. казначейства, налоговой инспекции и полиции, учреждениями банков, а также с разл. внебюджетными фондами. Самостоят. финанс. хоз-во организуется и ведется в воинских частях, в штате к-рых предусмотрена финансово-экономич. служба или спец. должностное лицо для ведения финанс. хоз-ва. Воинские части, не имеющие в штате финансово-экономич. службы или спец. должностных лиц для ведения финанс. хоз-ва, вышестоящим довольствующим финанс. органом зачисляются на финанс. обеспечение при одной из воинских частей, ведущей это хоз-во. Финансово-экономич. служба, являясь составляющей системы довольствующих органов Вооруженных Сил, имеет в то же время нек-рые особенности и обладает самостоятельностью по отношению к др. довольствующим службам. Финансово-экономич. служба, обеспечивая потребности войск в ден. средствах и ведя бух. учет, осуществляет контроль за хозяйств. деятельностью войск, за выполнением всеми довольствующими службами финанс. законодательства и предписаний командования по использованию гос. средств. В крупных гарнизонах для финанс. обеспечения воинских частей могут создаваться гарнизонные финанс. органы.

ФИНАНСОВОЕ БОГАТСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРУППА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ (англ. financial investments) - часть активов, представляющая инвестиции организации в государственные (муниципальные) ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги и уставные (складочные) капиталы др. организаций, а также займы, предоставленные другим организациям. По длительности периода, в течение к-рого предполагается получение экономич. выгод (дохода), Ф.в. классифицируют на долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные (на срок до одного года или приобретенные с целью перепродажи в течение года); по связи с уставным капиталом - на Ф.в. с целью образования уставного капитала - долевые ценные бумаги (акции, вклады в уставные капиталы др. орг-ций и в инвестиционные сертификаты) и на долговые ценные бумаги (облигации, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты). Совокупность ценных бумаг, находящихся во владении орг-ции-инвестора, образует его портфель. Доход от Ф.в. формируется от изменения их стоимости и получаемых дивидендов. Вероятность возникновения убытков от Ф.в. или недополучения планируемых доходов создает финансовый риск. В бухгалтерском учете Ф.в. отражаются в сумме фактич. затрат для инвестора. Ф.в. в акции др. организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка к-рых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность в конце отчетного года производится образование резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов орг-ции.

"ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ"

"ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ" - финансово-экономическая газета. Выпускалась с окт. 1992, первоначально как совместное издание «Известий» и британской Financial Times («Файнэншл таймс»). В 1992-94 выпускалась в виде еженедельника, с сент. 1994 выходила два раза в неделю. С мая 1998 издавалась «Известиями» самостоятельно. Распространялась на территории России и др. стран СНГ. Основная тематика: «Бизнес и экономика», «Банки и финансы», «Мировой бизнес», «Региональная экономика», «Инвестиции», «Финансы и общество», «Финансовые и сырьевые рынки». Выпуск прекращен в конце 1999, возобновлен в ноябре 2001.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - финансовые активы/пассивы, которые можно покупать и продавать на рынке и посредством которых осуществляется распределение и перераспределение созданного капитала. Ф.и. представляет собой юридический документ, отражающий определенные договорные взаимоотношения или предоставляющий определенные права. Обращающийся, переуступаемый инструмент (negotiable instrument) предназначен для продажи или передачи др. лицу (чек, вексель и т.п.). Подразделяют на: валютные (обмен одной денежной единицы на другую); процентные (активы, приносящие доход по твердым, плавающим или пересматриваемым ставкам); ценовые (акции, драгоценные металлы, сырье, товары) инструменты. Ф.и. обращаются на спотовых («физических», кассовых), срочных и опционных рынках (организованных и неорганизованных). С развитием финансового рынка набор Ф.и. может пополняться новыми инструментами.

ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ (англ. financial ratios) -относительные показатели финансового состояния предприятия, позволяющие с разных точек зрения оценить его финансовое положение. Ф.к. рассчитываются по данным балансового отчета и отчета о прибылях и убытках, они дают возможность расширить информац. содержание всей финанс. отчетности пр-тия. Ф.к. занимают ключевое место при проведении финанс. анализа деятельности пр-тия. Анализ коэффициентов предусматривает исследование взаимосвязи статей разл. финанс. отчетов и разл. статей одного и того же отчета. Каждый показатель связывает одну статью баланса с другой либо статья баланса сопоставляется с отчетом о прибылях и убытках. Ф.к. позволяют администрации пр-тия, акционерам, инвесторам, кредиторам оценить финанс. положение пр-тия в динамике. Механизм расчета Ф.к. достаточно прост: из годовых финанс. отчетов выбирается информация, используемая для расчета набора коэффициентов за разл. периоды, к-рые затем сравниваются друг с другом и(или) с отраслевыми стандартами для оценки финанс. положения и производств. результатов пр-тия. При сравнении сопоставляются и изучаются Ф.к. пр-тия минимум за два следующих друг за другом года; сравниваются Ф. к. конкретного пр-тия с отраслевыми стандартами или со ср. показателями деятельности др. сопоставимых пр-тий аналогичной отрасли. Ф. к. используются при оценке: ликвидности; деловой активности; финансовой устойчивости; рентабельности.

ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ

ФИНАНСОВЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ - показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Норма - индивидуальное значение (величина) расхода к.-л. ресурсов на единицу продукции. Норматив - единая средневзвешенная величина расхода разл. ресурсов, рассчитанная на основе норм и обеспечивающая эффективное использование этих ресурсов в действующих условиях. Ф.н. и н. применяются при нормировании оборотных активов (см. Активы оборотные). Норма оборотных активов, определяя величину их запаса, устанавливается в днях или в рублях и действует в течение нескольких лет. При изменении номенклатуры выпускаемой продукции, технологии и организации произ-ва нормы пересматриваются. Норматив оборотных активов - минимально допустимая сумма денежных средств, постоянно необходимая пр-тию для орг-ции финансово-хоз. деятельности. Величина норматива представляет собой произведение однодневного расхода по смете затрат на произ-во на норму оборотных средств в днях. Норматив устанавливается самим пр-тием при разработке производств. программы на очередной год. Если при этом выявляется необходимость его увеличения по сравнению с отчетным годом, то в финанс. плане пр-тия предусматриваются соотв. источники его пополнения за счет прибыли или др. источников.

ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

ФИНАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ - обязательные платежи предприятия, обусловленные его финансовыми и договорными отношениями. Ф.о.п. возникают в регламентированных отношениях с бюджетами, внебюджетными (соц., спец., обществ.) фондами, банками и др. кредитными учр-ниями, контрагентами по хоз. связям, вышестоящими орг-циями, персоналом пр-тия. Обязательства перед бюджетами включают платежи налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость и др. Ф.о.п. перед внебюдж. фондами означают внесение единого социального налога (взноса) и др. платежей. Ф.о п. перед банками и др. кредитными орг-циями состоят в возврате получ. кредитов и процентов за пользование ими, а также в оплате банковских услуг. Ф.о.п. перед контрагентами по хоз. связям включают расчеты и платежи за поставл. сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию, за выполн. работы и услуги при соблюдении условий соотв. договоров. Обязательства перед вышестоящими орг-циями связаны с перечислением им средств для создания централиз. фондов и резервов. Ф.о.п. перед персоналом пр-тия включают осуществление оплаты труда в соответствии с труд. законодательством и условиями оплаты труда на пр-тии. Нарушения Ф.о.п. по объему или сроку выполнения влекут наступление ответственности в виде уплаты штрафов, пени и неустоек в пользу потерпевшей стороны.

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ - органы исполнительной власти районов, городов, районов в городах, сельских и поселковых администраций, обеспечивающие (в рамках предоставленных полномочий) проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющие общее руководство финансовыми ресурсами на территории. Входят в структуру исполнительных органов власти муницип. образований, являются важным звеном единой системы органов гос. управления финансами. Действуют в соответствии с положениями, утвержд. главой администрации соотв. муницип. образования. Осн. задачи: составление проекта бюджета; исполнение бюджета муницип. образования. В ходе этой работы осуществляются: экономически обоснов. планирование доходов и расходов бюджета; проведение мероприятий по обеспечению своеврем. и полного поступления всех доходов, предусмотр. в соотв. бюджете, экономного, рационального и целевого расходования средств, выделяемых из бюджета и внебюджетных фондов. На Ф.о.м.о. возложено также совершенствование методов финансово-бюдж. планирования, финансирования и отчетности. Для реализации поставл. задач они имеют право ограничивать, а в необходимых случаях и приостанавливать финансирование из бюджета при наличии фактов незаконного расходования средств и при непредоставлении отчетов об израсходовании ранее выдел. средств; взыскивать с пртий, орг-ций и учр-ний выделенные из бюджета или из внебюдж. фондов средства, использов. не по целевому назначению. Возглавляются заведующими (начальниками), назначаемыми главами администрации муницип. образований по согласованию с финанс. органами вышестоящих органов власти. Финансируются за счет федерального бюджета.

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - звенья единой системы государственного управления финансами России. Включают Министерство финансов РФ, финансовые органы в субъектах Федерации (министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления, департаменты и др. органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах), финансовые органы муниципальных образований (районов, городов, районов в городах, сельских и поселковых администраций). Действуют на единых принципах финансово-бюджетного планирования, финансирования. Координацию их деятельности осуществляет Минфин РФ путем разработки и реализации стратегич. направлений единой гос. финансовой политики, установления единых форм учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, издания методич. указаний, инструкций и др. документов по вопросам организации работы Ф.о. и выполнения ими своих функций.

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений (см. Финансовые ресурсы), образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Ф.о. как часть производств. отношений общества составляют его экономический базис. Ф.о. развивались по мере развития общества, пройдя длит. эволюцию. Соврем. разнообразие видов и форм их проявления и использования обусловлено усложнением хоз. связей, усилением роли гос-ва в регулировании экономич. и соц. процессов. Будучи тесно связ. с др. видами ден. отношений (кредитными, ценовыми и т.п.), Ф.о. совершенствовались вместе с ними. Соврем. задачи развития Ф.о. в РФ вытекают из необходимости упрочения рыночных основ хозяйствования, укрепления демократич. начал в управлении, дальнейшего усиления роли гос-ва в управлении соц. и экономич. процессами, расширения экономич. и финанс. самостоятельности регионов и муницип. образований. Ф.о. возникают в подразделениях обществ. производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между: госвом, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них); гос-вом и его кредиторами на внутр. и внешних финансовых рынках; органами гос. управления и самоуправления по оказанию друг другу финанс. помощи; хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пени, неустоек, обусловл. нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины; пр-тиями (орг-циями) и их работниками по поводу оплаты труда и матер. стимулирования и т.д. Многообразию Ф.о. содействует и гос-во, к-рое разрабатывает разл. формы их использования (напр., вводит или отменяет конкретные виды платежей и т.д.). Формы Ф.о. устанавливаются гос-вом в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т.д. Ф.о. представляют собой неотъемлемую часть объективно обусловл. рыночных отношений и важный инструмент реализации финансовой политики гос-ва. Наряду с разнообразием Ф.о. присущи нек-рые общие черты, позволяющие объединить их в относительно обособл. группы в зависимости от того, участвуют ли Ф.о. непосредственно в обществ. воспроизводстве, обеспечивают ли страховую его защиту или осуществляют гос. регулирование соц. и экономич. процессов. Такие группы включают Ф.о. в сферах: функционирования хозяйствующих субъектов; страхования; гос. и муницип. управления. Совокупность Ф.о. составляет финансовую систему страны.

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ - отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности предприятия, связанные с образованием и использованием его денежных фондов и накоплений. Ф.п.п. выражаются в абс. и относит. (нормах, коэффициентах) величинах. Важнейшие Ф.п.п.: доход; балансовая, чистая прибыль; уровень рентабельности (активов, текущих активов, продукции, продаж); объем и структура источников формирования и использования оборотных средств, амортизационного фонда; соотношение между потребностью в собств. ден. средствах и их наличием; соотношение между фондом потребления и фондом накопления; состояние расчетов с работниками, поставщиками, покупателями, вышестоящей орг-цией, бюджетами разных уровней, внебюдж. фондами, банками и лизинговыми компаниями. К Ф.п.п. относятся и такие общеэкономич. показатели, как снижение себестоимости продукции и строительно-монтажных работ, снижение издержек обращения в снабжении и торговле. При разработке плана финанс. оздоровления пр-тия рассчитывают коэффициенты: ликвидности, финанс. устойчивости, деловой активности, прибыльности и др.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗЕРВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ - выраженные в денежной форме экономические итоги хозяйственной деятельности коммерческих организаций всех форм собственности в целом и в разрезе подразделений. Определяются путем сопоставления получ. доходов с суммой затрат. Осн. показатели, характеризующие финанс. результаты, - прибыль или убыток, образуемые в зависимости от соотношения между доходами и затратами. Ф.р.п. определяются по всем видам деятельности за квартал, полугодие, 9 мес., год. В финанс. деятельности коммерч. орг-ций всех форм собственности анализ Ф.р.п. - одна из важных задач (работ) финансового менеджмента. Ф.р.п. зависят от совокупности факторов, в частн., конъюнктуры и перспектив изменения рыночного спроса и предложения на товары и услуги; экономии матер., трудовых и финанс. ресурсов; эффективности использования основных производств. и ден. фондов; профессион. квалификации работников, прежде всего высшего звена менеджеров; внедрения инноваций и «ноу-хау»; размеров и темпов роста инвестиций.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ (англ. financial risks) - вероятность возникновения убытков, недопоступления планируемых доходов, прибыли. Ф.р. возникают при осуществлении отношений пр-тий, орг-ций с финанс. ин-тами (банками, финанс., инвестиц., страховыми компаниями, биржами и др.). Причины Ф.р. - инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др. Предприятия, занимающиеся производств., коммерч. деятельностью, сталкиваются со след. Ф.р.: кредитным - опасность неуплаты пр-тием осн. долга и процентов по нему; процентным - опасность потерь, связ. с ростом стоимости кредита; валютным - опасность изменения курса валюты, что может привести к реальным потерям при совершении бирж. сделок (особенно спекуляций) и разл. внешнеэкономич. операций; упущенной выгоды - вероятность наступления косв. ущерба или недополучения прибыли в результате неосуществления к.-л. мероприятия или остановки хоз. деятельности; инвестиционным - вероятность того, что отвлечение финанс. ресурсов из текущего оборота принесет в будущем убытки или меньшую прибыль, чем ожидалось [этот риск присущ практически всем типам пр-тий и неизбежен, поскольку, инвестируя сбережения сегодня, покупатель того или иного вида актива отказывается от какой-то части материальных благ в надежде укрепить благополучие в будущем. Предприятие-инвестор, осуществляя венчурное вложение капитала (см. Венчурный капитал), знает заранее, что возможны два вида результатов: доход или убыток]; налоговым - невозможность получения налогового кредита, опасность изменения налогового законодательства, индивидуальные решения сотрудников налоговой службы о возможности использования определ. льгот или применения конкретных санкций; по ценным бумагам - вероятность снижения цен на корпоративные ценные бумаги, котируемые на фондовом рынке, и др. Для орг-ций - профессион. участников кредитного рынка - Ф.р. является одной из разновидностей банковских (в банковской системе), страховых (для страховой и пенс. системы) или инвестиционных (для бирж, инвестиц. фондов и т.д.) рисков. Напр., банковские риски представляют собой опасность потерь, вытекающих из специфики банковских операций. Они подразделяются на внешние (страховой, валютный и т.д.) и внутренние (риски пассивных и активных операций, риски, связ. со спецификой клиента, и т.д.) риски. Орг-ции кредитного рынка связывают Ф.р. с необходимостью учета таких специфич. факторов, как неплатежеспособность партнера по финанс. сделке, угроза невозврата кредита, общее ухудшение финанс. положения клиента. Под Ф.р. на рынке ссудных капиталов подразумевается та разновидность их общих рисков, к-рая обусловлена угрозой невыполнения обязательств клиентами по причине их несостоятельности (банкротства) (см. Риск и соотв. статьи).

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЙ АППАРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЙ ГОД

ФИНАНСОВЫЙ ГОД (англ. business year) - период, в течение которого действуют и исполняются утвержденные финансовые планы, составленные в форме бюджетов, смет, балансов доходов и расходов. Этот период используется при несовпадении бюджетного года с календарным. Ф.г. равен 12 мес., причем его начало и окончание фиксируются в финансовом и бюджетном законодательствах (в нек-рых странах он начинается с 1 июля или с 1 окт.). На установление сроков действия Ф.г. влияют не только историч. сложившиеся традиции в конкр. стране, но и направленность финансовой политики гос-ва на достижение определ. целей. Ф.г. может считаться базовым годом, если его показатели берутся за основу в процессе финансово-бюдж. планирования.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (англ. financial management) - 1) процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия, организации; 2) наука об управлении финансами, построении финансовых отношений для достижения предприятиями, организациями своих целей. Ф.м. является частью менеджмента; представляет собой синтетич. сферу деятельности, охватывающую разл. направления управленч. труда. Научные и практич. разработки в области финансов, кредита, статистики, экономич. и финанс. анализа служат базой, инструментарием для решения задач, стоящих перед Ф.м. Ф.м. как процесс управления состоит из объекта (совокупности условий осуществления ден. оборота, кругооборота стоимости, финанс. отношений между гос-вом и хозяйствующими субъектами) и субъекта (менеджеров - спец. группы лиц, управляющих пр-тием, орг-цией) управления. К функциям Ф.м. относятся: текущее и перспективное финанс. планирование; формирование и использование ден. фондов; организация ден. оборота; сбалансированность материальных и финанс. ресурсов; поддержание эффективной структуры капитала; контроль за поступлением и использованием ден. средств; мотивация с помощью финансов эффективной работы пр-тия и деловой активности работников. Ф.м. как наука об управлении и один из видов практич. деятельности исследует и решает след. вопросы: финанс. деятельность пр-тия, орг-ции, финанс. инструменты и расчеты; риски и их расчеты; текущее и перспективное финанс. планирование, финанс. состояние пр-тия, орг-ции; управление инвестиционным портфелем, оборотными активами, оценка инвестиц. проектов; управление собственным и заемным капиталами; оценка стоимости и структура капитала; структура капитала и дивидендная политика пр-тия, орг-ции; управление инвестициями, оценка положения пр-тия, орг-ции на рынке капитала; управление финансами в условиях инфляции, убыточности, банкротства. Осн. методом Ф.м. является финансовый анализ: платежеспособности и финанс. устойчивости пр-тия, оргции; кредитоспособности пр-тия и ликвидности его баланса; финанс. результатов; оборачиваемости оборотных активов; оценки потенц. банкротства. В качестве инструментария для финанс. анализа используются финансовые коэффициенты.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ - составная часть хозяйственного механизма, представленная совокупностью видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Ф.м. используется для воздействия на экономику и соц. сферу, проведения единой финансовой политики гос-ва, регионов, муницип. образований, хозяйствующих субъектов. Влияние Ф.м. на экономику и соц. сферу осуществляется, с одной стороны, через структуру Ф.м. и нацеленность различных его частей на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, с другой - через величину финанс. ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и гос-ва и направляемых (инвестируемых) на удовлетворение потребностей общества (госва, его территор. структур, хозяйствующих субъектов, граждан). Структура Ф.м. очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм орг-ции финансовых отношений. Выделяют три группы, отражающие экономич. содержание финансов (механизм гос. и муницип. финансов, финанс. механизм пр-тия, страховой механизм). Дальнейшее подразделение в каждой из групп (напр., механизма гос. и муницип. финансов - на бюдж. механизм, механизм гос. кредитования и механизм функционир. внебюдж. фондов; бюджетного механизма - на механизм федер. бюджета, механизм регион. бюджетов, механизм функционир. местных бюджетов; и т.д.) связано со специфичностью методов распределения и перераспределения стоимости ВВП и части нац. богатства, что влияет на формы ден. накоплений (см. Финансы предприятия), виды платежей в бюджет, направление и формы бюджетного финансирования (см. Финансирование бюджетное), методы образования финансовых резервов и т.д. Учитывая эти особенности, гос-во усиливает или ослабляет воздействие разных частей Ф.м. на обществ. произ-во и его конкретные сферы, инициирует ускорение соотв. процессов, добиваясь желаемых результатов. Кроме того, в структуре Ф.м. выделяют функциональные звенья: мобилизацию финанс. ресурсов; финансирование; стимулирование и др. Применяется также деление Ф.м. на организационно-управленческие блоки: финанс. планирования и прогнозирования; оперативного управления; финанс. контроля. Функционирование Ф.м. обусловлено суммой финанс. ресурсов, выделяемых на конкретные цели, способами формирования финанс. ресурсов, а также тем, в каких формах и по каким каналам движутся ден. средства, на каких условиях они выделяются и используются. Ф.м., приводящий в движение финанс. ресурсы, воздействует на обществ. произ-во через финанс. обеспечение и финанс. регулирование. При этом чем выше уровень развития об-ва и его экономики, тем значительнее роль финанс. регулирования. Финанс. обеспечение реализуется с помощью самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Проблема практич. использования этих форм заключается в установлении оптим. для данного этапа развития об-ва соотношения между ними. Построение Ф.м. осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финанс. права, отраженными в финансовом законодательстве. Использование юридич. норм в финанс. сфере деятельности дает возможность установить единые правила организации финанс. связей, защитить экономич. интересы граждан, хозяйствующих субъектов, гос-ва. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН (англ. financial scheme/рlan) - документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксируемый в балансе доходов и расходов предприятия, организации, включая взаимоотношения с бюджетом на планируемый период. Ф.п. необходим пр-тию, орг-ции для составления прогноза финанс. результатов деятельности и организации рационального движения финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финанс. стратегией. Гл. цель составления Ф.п. - согласование намечаемых расходов по производств. и соц. развитию пр-тия, орг-ции с его финанс. возможностями. В процессе составления Ф.п. определяют источники и объем собственных финанс. ресурсов пр-тия, орг-ции (прибыль, амортизация и др.); изучают возможность и целесообразность привлечения финанс. ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, благотворит. взносов и т.д.; выбирают оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов ден. средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками; устанавливают рациональные пропорции распределения финанс. ресурсов на внутрихоз. нужды: расширение и перевооружение произ-ва, материальное стимулирование, удовлетворение соц. потребностей членов трудового коллектива или вложение в др. пр-тия и орг-ции (долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг и др. операции на финанс. рынке); определяют целесообразность и экономич. эффективность планируемых капиталовложений; выявляют внутр. резервы произ-ва и повышения его рентабельности на базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производств. мощностей, а также перспективы внедрения достижений НТП и совершенствования организации и управления произ-вом. Основная форма Ф.п. - баланс доходов и расходов. Составление Ф.п. предполагает выполнение комплекса расчетов по доходам и поступлениям средств, расходам и отчислениям, платежам в бюджет, а также увязку между собой доходов и расходов путем разработки проверочной таблицы к финанс. плану и самого финанс. плана как сводного документа. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы пр-тия право утверждать Ф.п. предоставляется общему собранию членов трудового коллектива, акционерам либо учредителям пр-тия, совету директоров или др. органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом пр-тия решать финанс. вопросы. Ф.п. с учетом прогнозируемого периода движения финанс. ресурсов делят на перспективные (стратегические), составляемые на 3, 5 и более лет, и текущие годовые. В мировой и российской практике Ф.п. является важнейшим элементом бизнес-плана, составляемого для обоснования конкретных инвестиц. проектов и программ и для управления текущей и стратегич. финанс. деятельностью пр-тия. Работа по составлению Ф.п. проводится в несколько этапов. 1-й этап - анализ исполнения Ф.п. за год, предшествующий планируемому; 2-й - рассмотрение проектируемых производств. и экономич. показателей, на основе к-рых будет составляться Ф.п.; 3-й этап - разработка проекта Ф.п. на планируемый год. В процессе разработки проекта Ф.п. используют след. методы: нормативный; многовариантный; балансовый; экономич. анализа и синтеза; экстраполяции; прямого счета. Форма Ф.п. не регламентирована.

ФИНАНСОВЫЙ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС

ФИНАНСОВЫЙ СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС (англ. financial system crisis) - глубокое расстройство функционирования всех основных составляющих финансовой системы страны. Ф.с.к., как правило, выражается в полной неплатежеспособности осн. финанс. ин-тов и сопровождается «финансовой паникой». В мировой истории известны отд. Ф.с.к., вызв. войнами и др. чрезвыч. экономич. и политич. событиями. Ф.с.к., порождаемый чрезвыч. событиями, нередко сопровождается глубокой инфляцией, поскольку огромные расходы покрываются эмиссией бумажных денег. Так, в США острый Ф.с.к. был вызван Гражданской войной 1861-65, в царской России - Крымской войной 1853-56. Еще один Ф.с.к. возник в России по причине политич. событий в период 1-й мировой войны и революц. событий 1917, когда непосильные бюдж. расходы финансировались печатанием необеспеч. бумажных денег. Ф.с.к., возникший под воздействием экономич. и политич. событий в России сразу после распада СССР (кон. 1991 - нач. 1992), носил затяжной характер, т.к. с огромным бюдж. дефицитом сочетались ликвидация традиц. внешних и внутр. рынков России и необходимость перестройки институциональных основ экономики. При глобализации финанс. рынков (см. Глобализация мировой экономики) Ф.с.к. могут быть охвачены группы стран или целые субрегионы. Наиболее типичным примером последнего является азиатский финанс. кризис конца 1997, к-рый затронул ряд гос-в Юго-Восточной Азии: Таиланд, Индонезию, Южную Корею, Японию и в 1998 пришел в Россию. Основой любого Ф.с.к., кроме тех случаев, когда он вызван чрезвыч. событиями, являются экономич. причины, связ. с недостаточно надежной и адекватной финанс. политикой гос-ва, к-рая в конечном счете приводит к тому, что как государственный, так и корпоративный секторы оказываются неспособными в срок и полностью исполнять свои долговые обязательства. К составляющим ненадежной финанс. политики гос-ва можно отнести: чрезмерный дефицит бюджета, финансируемый займами на финанс. рынке или кредитами центрального банка; неэффективное использование займов корпоративным сектором; чрезмерные гарантии по поддержанию стабильности валютного курса; диспаритет (несоответствие) по срочности активов и пассивов банковского сектора и др. Доверие инвесторов, вкладывающих ден. средства в упомянутые долговые инструменты, в какой-то момент (после накопления критич. массы негативной информации) оказывается подорванным, и они либо полностью отказывают в дальнейшем рефинансировании долгов и кредитов, либо резко повышают цену заемных средств. Отказ в рефинансировании долгов и кредитов - 1-й этап развития Ф.с.к. На 2-м этапе, предвидя сложности с погашением долгов, инвесторы начинают вывод средств с финанс. рынков страны, междунар. резервы центрального банка подвергаются атаке, возникает угроза девальвации нац. валюты.

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ (англ. financial accounting) - совокупность приемов, способов и методов, позволяющих на основе применения учетных процедур формировать необходимую и достаточную информацию для внешних и внутренних пользователей. Ф.у. обеспечивает отражение состояния и движения имущества, обязательств, доходов и расходов на основе свершившихся фактов хозяйственной жизни. Ф.у. позволяет руководителю оргции влиять на формирование финанс. показателей путем выбора методов учетной политики при ее утверждении приказом (распоряжением) на будущий финанс. год. Результатом ведения финанс. учета является финанс. отчетность, к-рая отражает динамику движения имущества и обязательств, сложившийся уровень доходов и расходов, а также финанс. положение орг-ции. Как инструмент формирования и реализации финанс. политики, принятой на будущий финанс. год, Ф.у. может обеспечивать при применении разл. методов: более быстрое или медленное перенесение затрат на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); формирование объемов продаж (выручки от реализации) и, как следствие, увеличение или оптимизацию прибыли. Т.о., Ф.у. создает основы для управления финансами пр-тия, орг-ции.

Предыдущая страница Следующая страница