Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОД"-"ПРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОД"-"ПРА")

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С КООПЕРАТИВНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С КООПЕРАТИВНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - взимался в 1979-90 гг. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1979. Подоходным налогом облагалась фактическая балансовая прибыль от хоз. деятельности, осуществляемой кооперативными (кроме колхозов) и обществ. орг-циями, и суммы превышения доходов над расходами от проведения ими платных мероприятий. Ставка налога для всех плательщиков была равна 35%, а для оргций профсоюзов - 25% облагаемого дохода. Налог уплачивали пр-тия и хоз. органы кооперативных и обществ. орг-ций, состоящих на хозрасчете, имеющих самостоят. баланс и расчетный счет в кредитном учрнии. По мелким предприятиям и видам хоз. деятельности, не выделенным на самостоят. баланс или не имеющим счетов в кредитном учр-нии, плательщиками выступали кооперативные или обществ. орг-ции, в состав к-рых они входили. Подоходный налог определялся исходя из прибыли, показанной в балансе за период с начала года до конца отчетного квартала нарастающим итогом, за вычетом сумм, уплаченных за предыдущие кварталы года. Окончат. расчет подоходного налога производился по утвержденному годовому балансу. Срок уплаты налога - 5-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным. Плательщики представляли в местные финансовые органы в установленные сроки квартальные и годовые бух. отчеты и балансы, а также расчеты сумм подоходного налога. При непредставлении в срок отчета и баланса очередной платеж вносился в размере 110% суммы, исчисленной за предыдущий квартал. Освобождались от его уплаты организации потреб. кооперации с прибыли от реализации товаров народного потребления и изделий производственно-технич. назначения, изготовленных из отходов производства, и непродовольств. товаров народного потребления, изготовл. из местного сырья; прибыли, получ. от откорма скота, птицеводства, огородничества и реализации рыбы собств. улова. В течение первых 2 лет деятельности не уплачивали налог вновь организованные предприятия и цехи обществ глухих и слепых, производящие товары народного потребления из местного сырья и отходов, если стоимость полноценного сырья и материалов не превышала 25% общей стоимости сырья и материалов, затраченных на производство данного товара. Освобождались от обложения клубы, дворцы и дома культуры обществ. орг-ций; санатории, дома отдыха и др. санаторно-курортные и турист. учреждения профсоюзов и др.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (англ. income tax) - обязательный, регулярный платеж, изымающий часть совокупного дохода налогоплательщика в бюджет государства. Различают два вида подоходного налога: общеподоходный (исчисляемый с общей суммы всех доходов плательщика); парцеллярный (исчисляемый отдельно по каждому виду дохода). Подоходный налог в России был введен в 1916 как общеподоходный с прогрессивными ставками. Однако в связи с революцией 1917 он не действовал. Вновь введен в СССР в 1922 как подоходно-поимущественный. В 1923 П.н. с ф.л. разделен на основной, исчисляемый по твердым налоговым ставкам, и дополнительный, прогрессивный. В 1926 введено обложение по совокупному доходу, а также увеличена прогрессия ставок налога и повышен необлагаемый минимум. В условиях перехода к рыночной экономике порядок взимания П.н. с ф.л. регламентировался Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1991). С 1 янв. 2001 заменен налогом на доходы физических лиц (гл. 23 Налогового кодекса РФ).

ПОДПИСКА

ПОДПИСКА - размещение эмиссионных ценных бумаг на основании договоров. П. используется при эмиссии облигаций и дополнительных, в т.ч. конвертируемых акций, и включает определ. последовательность действий эмитента в соответствии с существующими нормативными документами: федеральными законами «Об акционерных обществах» (1995 с изм. 1996), «О рынке ценных бумаг» (1996), стандартами эмиссий при учреждении акционерных обществ, дополнит. акций, облигаций и их проспектов эмиссии и др. (см. Размещение ценных бумаг). Различают П. открытую и закрытую. При открытой П. (публичном размещении, публичной эмиссии - public offering) размещение ценных бумаг происходит среди потенциально неограниченного круга лиц; при закрытой П. (частном размещении - private placement) заранее определен круг лиц, среди к-рых будет происходить размещение выпускаемых ценных бумаг. Эмитент, принимая решение о выпуске ценных бумаг, в обязат. порядке должен определить способ их размещения. При открытой П., требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент принимает на себя обязательство по обеспечению доступа к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, а также по раскрытию информации (disclosure) о выпускаемых ценных бумагах и о своем финансовом положении в форме ежеквартального отчета эмитента и сообщения о существенных фактах, затрагивающих его финансово-хоз. деятельность. Благодаря раскрываемой информации любой потенциальный владелец до приобретения ценных бумаг получает возможность доступа к сведениям, способным повлиять на его решение. П. основана на предварит. подаче будущими инвесторами заявок с обязательством их приобретения на определ. сумму на условиях, изложенных в проспекте эмиссии. П. проводится либо самим эмитентом, либо привлеченный андеррайтером (см. Андеррайтинг), к-рый имеет право создать синдикат андеррайтеров, чтобы обеспечить более быстрое размещение выпускаемых ценных бумаг и охватить более широкий круг подписчиков. П. начинается только после гос. регистрации и не ранее чем через две недели после предоставления всем потенциальным инвесторам возможности получить раскрываемую информацию. П. проводится в срок, определяемый эмитентом, однако, не позднее одного года со дня принятия решения о выпуске ценных бумаг.

ПОДХОД ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ В АУДИТЕ

ПОДХОД ИНДУКТИВНЫЙ И ДЕДУКТИВНЫЙ В АУДИТЕ - два основных подхода, применяемых при оценке материальности неточностей в отчетности (см. Ошибка суммарная). Индуктивный подход состоит в том, что сначала определяется материальность (существенность) неточностей каждой статьи отчетности, а затем для подсчета общей материальности оценки все неточности суммируются. Такой подход следует применять с большой осторожностью, т.к. ошибка может быть несуществ., напр., для дебиторской задолженности, но существ. для балансовой прибыли. При дедуктивном подходе сначала находится общая величина допустимой ошибки, а затем она распределяется между статьями отчетности в целях получения материальности оценки по каждому счету.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - система численных характеристик, применяемая в анализе, учете, планировании всех областей экономической деятельности. В каждой из этих областей складывается своя система П.э., поэтому говорят о показателях плановых, показателях финансовых, показателях бухгалтерских, показателях статистических и т.д. Показатель определяется как выраженная числом характеристика к.-л. свойства экономич. субъекта, процесса или решения. П.э. могут быть директивные (управляющие, плановые и др.) и отчетные (гл. обр., статистич.). С т.з. управления экономич. процессом показатели первого рода делят на директивно-адресные, индивидуализированные для каждого хозяйств. субъекта (или группы субъектов) и директивно-обезличенные - своего рода правила поведения хозяйств. субъектов, они касаются всех (напр., цены, нормативы). С т.з. вычислительной, математической - на объемные, средние, предельные и приростные (дифференциальные), индексные. По экономич. содержанию П.э. могут быть натуральные, стоимостные (ден.), трудовые. П.э. разделяют на абсолютные и относительные. В первом случае ими характеризуются такие величины, как объем продукции (в стоимостном или натуральном выражении), или кол-во используемого ресурса, напр., земли; во втором - такие величины, как производительность труда (объем продукции в расчете на одного работающего), рентабельность (прибыль в расчете на единицу фондов), себестоимость единицы продукции. В теории и практике автоматизир. обработки информации в показателе (его называют также элементарным) выявляют след. структуру: количеств. значение (основание) и набор его содержательных признаков, называемый идентификатором П. (или его пръзначной частью). При обработке данных с идентификаторами проводят логические операции, с основаниями - арифметические.

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕГ

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕГ (англ. purchasing power) - объем товарной массы, которая может быть приобретена на денежную единицу (товарная цена денег). Повышение уровня товарных цен приводит к снижению П. с. д., и наоборот - понижение цен укрепляет ее. Динамика П. с. д. выражается рядом статистич. показателей: индексом потребительских цен, дефлятором ВВП и др. В экономич. теории природа П. с. д. трактуется неоднозначно. Номиналистическая теория рассматривает деньги как условные знаки, к-рые наделяются гос-вом определ. покупательной способностью. Металлистическая теория, отождествляющая деньги с благородными металлами, сводит их покупательную способность к стоимости содержащегося в них металла. Согласно теории монетаризма П. с. д. зависит от кол-ва денег в обращении, объема товарной массы и скорости обращения денег:

ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕГ

Внешняя П. с. д. определяется соотношением внутр. и мировых цен: она снижается, когда уровень внутр. цен повышается быстрее, чем цены мировых рынков, и возрастает при более медленном (по сравнению с мировым) подъеме внутр. цен. Обеспечение стабильности П. с. д. - важнейшая задача кредитно-денежной политики. Эта цель достигается с помощью политики минимальных резервов, процентной (дисконтной) политики центрального банка, операций на открытом рынке.  

ПОКУПКА

ПОКУПКА (ПРИОБРЕТЕНИЕ) ЦЕННЫХ БУМАГ приобретение права собственности на ценные бумаги на основании сделок, в частности, договоров купли-продажи, мены, дарения. П.ц.б. гражданином возможна также в порядке наследования в случае смерти гражданина, являющегося их собственником, а юридическим лицом - в порядке правопреемства в случае реорганизации юридического лица, являющегося собственником ценных бумаг. П.ц.б. осуществляется и по иным основаниям, установленным в законодательстве: осуществления акционерами преимуществ. права приобретения дополнительно размещаемых обществом акций; приобретения акций учредителями; приобретения акций у акционеров обществом на свой баланс. К покупке (купле-продаже) ценных бумаг применяются общие положения ГК РФ о купле-продаже, если законом не установлены специальные правила.

ПОЛЕ СТРАХОВОЕ

ПОЛЕ СТРАХОВОЕ - максимальное количество объектов, к-рые могут быть охвачены тем или иным видом страхования. В имущественном страховании в П.с. входят здания, сооружения, оборудование, трансп. средства, животные, посевы с.-х. культур, готовая продукция и т.д.; в личном страховании - граждане страхового возраста, семьи; в страховании ответственности - число владельцев имущества, к-рое может быть источником значительной опасности для окружающих (напр., автомобили, химические и иные предприятия), и чья ответственность перед третьими лицами является объектом страхования, а также ответственность работников определ. профессий (врачи, хирурги, инженеры-проектировщики, аудиторы, работники таможни, нотариусы и т.п.). П.с. раскрывает возможности развития соотв. вида страхования. В масштабах страны П.с. характеризуется общей численностью объектов по тому или иному виду страхования. Для конкретной страховой компании П.с. определяется числом объектов, находящихся на данной территории, т.е. сферой ее деятельности. При этом отношение числа застрахованных к общему числу объектов страхования показывает степень охвата П.с. Понятие П.с. используется страховыми компаниями в целях определения стратегии и тактики развития страхования. В зависимости от сферы деятельности П.с. может определяться в масштабах страны, региона, обл., р-на, города, агентского участка. Для кэптивных страховых компаний П.с. фактически характеризует кол-во объектов страхования у коммерч. структур, создавших соотв. компанию (отрасль, пром. пр-тие, финанс. группа и т.д.). Для об-в взаимного страхования П.с. ограничивается числом их членов, общим кол-вом объектов, к-рые находятся в наличии у учредителей. В добровольном страховании по проценту охвата П.с. устанавливается уровень развития данного вида страхования. Правильное определение П.с. имеет важное значение для обоснования планируемых мероприятий по развитию страхования на данном страховом рынке (в поселке, городе, регионе), заданий по заключению представителями страховщика (штатными работниками, страховыми агентами и др. посредниками) договоров имуществ., личного страхования и страхования ответственности.

ПОЛЕВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА РОССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛУЧАТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

ПОЛУЧАТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ - руководитель организации (коммерческой или некоммерческой, включая бюджетное учреждение), имеющий право на получение бюджетных средств из бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью. П. б. с. находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств или распорядителя бюджетных средств и не имеет в подчинении подведомств. учрний. Поэтому он получает бюдж. средства только на расходы организации в соответствии с утвержд. сметой доходов и расходов. При банковской системе исполнения бюджета получатель бюдж. средств имеет собств. счета в кредитных орг-циях либо в условиях централизации учета расходует средства со счета гл. распорядителя бюдж. средств. При этом при централизации учета за руководителями обслуживаемых централиз. бухгалтерией учр-ний сохраняются права П. б. с., в частности по выдаче заработной платы, расходованию материальных ценностей на нужды учр-ния, утверждению документов по инвентаризации, актов на списание осн. средств, решению др. вопросов, относящихся к финансово-хоз. деятельности учр-ния. При казначейской системе исполнения бюджета П. б. с., подведомств. федер. органам исполнит. власти, не имеют счетов в кредитных орг-циях, а им открываются лицевые счета, к-рые ведутся органами казначейства в рамках счета соответств. бюджета. П. б. с. могут получать средства либо непосредственно от органа, исполняющего бюджет (в этом случае они являются прямыми получателями средств бюджета, определенными в ведомственной классификации расходов соотв. бюджета), либо от гл. распорядителя бюдж. средств или распорядителя бюдж. средств в рамках внутриведомств. расчетов по финансированию из соотв. бюджета. При этом они имеют право на своевременное получение и использование бюдж. средств согласно утвержд. бюджетной росписи и с учетом внес. в нее в течение финанс. года изменений. При исполнении сметы доходов и расходов П. б. с., как и распорядители бюдж. средств, имеет право подписывать денежные и расчетные документы или передоверять свое право др. лицам, назначенным в соответствии с установл. порядком. П. б. с. также имеет право на получение от главного распорядителя и распорядителя бюдж. средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюдж. обязательств и компенсации в размере недофинансирования. П. б. с. обязаны: своевременно представлять гл. распорядителю или распорядителю бюдж. средств бюджетную заявку на получение бюдж. средств на очередной финанс. год на основе прогнозируемых объемов предоставления гос. или муницип. услуг и установл. нормативов финанс. затрат на их предоставление; рационально и эффективно использовать бюдж. средства в соответствии с утвержд. сметой доходов и расходов или лимитами бюдж. обязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета; своевременно и в полном объеме возвращать бюдж. средства, предоставл. на возвратной основе, а также плату за пользование бюдж. средствами на возмездной основе; представлять в установл. сроки отчетность об исполнении сметы доходов и расходов вышестоящим распорядителям бюдж. средств.

ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА - совокупность информации о деятельности проверяемого аудитором субъекта, об особенностях его функционирования, его партнерах, об экономике в целом, об отрасли и регионе, где работает проверяемый субъект, перспективах его развития. Эту информацию аудитор получает на этапе планирования для надлежащего выполнения своих обязанностей и дополняет на пр. этапах аудиторской проверки. Она используется при оценке риска хоз. деятельности проверяемого субъекта и обосновании направлений аудиторской проверки.

ПОРТФЕЛЬ СТРАХОВОЙ

ПОРТФЕЛЬ СТРАХОВОЙ (англ. insurance portfolio) - обобщенный показатель деятельности страховой организации по развитию страхования за определенный период (на определенную дату). Выражается прежде всего совокупностью заключенных и действующих договоров добровольного и обязательного страхования. П.с. может также характеризоваться кол-вом застрахованных объектов, совокупной страховой суммой по всем объектам страхования, общим объемом страховых взносов. Качеств. признаки П.с. - сбалансированность, устойчивость, диверсификация и др. Чтобы страховщик мог с необходимой точностью определить на основе статистики вероятность наступления страховых случаев и величину ущерба, П.с. должен быть достаточно большим и однородным. Однородность достигается отбором рисков при заключении договора страхования, а также разделением риска между страхователем, страховщиком и перестраховщиком. Селекция риска обеспечивает состав П.с., к-рый приближается по своим характеристикам к теоретич. модели, принятой за основу при выработке рисковой политики страховщика. При правильно сформир. П.с. совокупный риск, принятый на ответственность страховщиком, должен быть меньше, чем полученная простым сложением сумма включенных в П.с. рисков. В совр. условиях требования формирования большого и в то же время однородного П.с. являются в определ. мере взаимоисклю- чающими, поэтому страховые компании формируют в рамках П.с. субпортфели. Управление П.с. включает след. стадии: построение теоретич. модели П.с. на основе стратегич. плана развития страховой компании; формирование П.с. с заданными параметрами; контроль за динамикой отд. рисков, включ. в П.с.; контроль за структурой П.с., к-рый заключается в выравнивании частоты событий (риски с более высокой вероятностью ущерба должны балансироваться рисками с меньшей вероятностью) и ожидаемой величины ущерба (риски с высоким ожидаемым ущербом должны балансироваться рисками с малым ущербом). Анализ состояния П.с. проводится на основе изучения его статистич. характеристик, диверсификации, структурных характеристик.

ПОРТФЕЛЬ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПОРТФЕЛЬ ЦЕННЫХ БУМАГ (англ. securities portfolio) - список (совокупность) ценных бумаг, находящихся в собственности одного либо нескольких физических и(или) юридических лиц. Как правило, при создании П.ц.б. прибегают к услугам финансовых аналитиков, инвестиционных банков, предлагающих услуги по управлению им, поскольку набор ценных бумаг для портфеля зависит от цели, крую преследует его владелец при приобретении ценных бумаг.

ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОРТФЕЛЬНЫЙ РИСК

ПОРТФЕЛЬНЫЙ РИСК - инвестиционный риск, неопределенность, связанная с изменениями доходности портфеля ценных бумаг. Простейшим показателем, используемым для измерения риска, является стандартное отклонение (или дисперсия распределения доходности портфеля), т.е. вероятность определенного уровня потерь от инвестирования (investment risk) в определ. совокупность ценных бумаг. Доходность портфеля ценных бумаг - это простое средневзвешенное доходностей индивидуальных активов, составляющих этот портфель, причем весами выступают доли начального благосостояния инвестора, инвестированные в каждый из этих активов. Для определения портфельных рисков применяются специальные математич. модели и статистич. формулы, объединенные в т.н. портфельной теории (portfolio theory). Ожидаемая доходность служит мерой возможного вознаграждения от обладания портфелем ценных бумаг (англ. portfolio income). При практич. расчетах в качестве меры П.р. используют стандартное отклонение. Др. важнейший показатель в теории портфеля - показатель ковариации (меры взаимосвязи (корреляции) доходностей ценных бумаг в портфеле, иногда ее называют мерой движения бумаг): если ковариация равна 0, то ценные бумаги абсолютно не связаны; если она больше 0, то существует прямая зависимость между ожидаемыми доходностями ценных бумаг - возрастает доходность одной, возрастает и доходность другой; если же меньше 0, то наблюдается обратная зависимость - возрастает доходность одной, уменьшается доходность другой.

ПОСОБИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСРЕДНИКИ ФИНАНСОВЫЕ

ПОСРЕДНИКИ ФИНАНСОВЫЕ (англ. financial intermediaries) - совокупность финансовых институтов (организаций, учреждений), функция которых заключается в аккумулировании денежных средств физических и юридических лиц и последующем предоставлении этих средств в виде кредитов хозяйствующим субъектам и другим заемщикам; часть финансовой системы страны, передающая денежные средства от кредиторов к заемщикам, т.е. осуществляющая косвенное финансирование хозяйствующих субъектов. П.ф. дают заемщикам больше ден. средств, чем получают от кредиторов, т.к. увеличивают размеры своих ден. средств, выпуская долговые обязательства, а на вырученные от их продажи средства приобретают долговые обязательства или ценные бумаги др. эмитентов. Суммы процентов (дивидендов), получ. по долговым обязательствам или ценным бумагам, увеличивают размеры ден. средств П.ф. От брокеров и дилеров, к-рые также представляют часть финанс. системы, передающую ден. средства, П.ф. отличаются тем, что выпускают собств. долговые обязательства. Функции П.ф.: приведение активов и долговых обязательств в соответствие с потребностями клиентов; уменьшение риска путем диверсификации; уменьшение расходов на совершение операций путем специализации П.ф. на определ. видах финанс. операций. К П.ф. относятся: коммерч. банки; ипотечные банки; инвестиц. банки; ссудо-сберегательные ин-ты (сберегат. банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы); финанс. компании; инвестиц. союзы; страховые орг-ции; взаимные фонды ден. рынка. В России в зависимости от владельцев (учредителей) П.ф. могут быть: частными, федер. пр-ва, субъектов РФ, муниципальных образований. В отличие от частных П.ф., гл. цель к-рых - извлечение прибыли, П.ф. федер. пр-ва, субъектов РФ, органов местного самоуправления создают возможности для аккумулирования ден. средств и последующего предоставления этих средств на реализацию федер., регион., муницип. программ, решение соц. задач. В России действуют (на 2001): Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральное агентство по ипотечному кредитованию и др. В США осн. П.ф. федер. пр-ва являются: Федеральная национальная ипотечная ассоциация, федер. банки по кредитованию жилищного стр-ва, Ассоциация по кредитованию студентов, банки по кредитованию фермерских хоз-в, федер. земельные банки, федер. банки среднесрочного кредита, банки по обслуживанию кооперативов.

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА

ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ БАНКА (англ. intermediate bank operations) - операции банков по доверительному управлению денежными средствами, ценными бумагами, недвижимостью; операции по страхованию клиентов; брокерские операции по поручению клиентов на бирже; агентские услуги и др. Стремление банков получить доход и оказывать больший объем услуг без отражения риска на балансе банка увеличивает долю П.о. в общем объеме услуг и, соответственно, доходов от них в валовых доходах банка.

ПОТЕРИ ОТ ПОРЧИ ЦЕННОСТЕЙ

ПОТЕРИ ОТ ПОРЧИ ЦЕННОСТЕЙ (англ. damaged material losses) - потери, вызванные порчей ценностей при их перевозке, хранении и использовании. П. от п.ц. оформляют актом, в к-ром указывают наименование, отличит. признаки (артикул, сорт и т.п.), цену, кол-во и стоимость испорч. ценностей, причину и виновников порчи, возможности дальнейшего использования ценностей (сдача в утиль или в переработку, откормочным орг-циям и др.) или необходимость их уничтожения. Сдача ценностей в утиль, переработку или откормочным орг-циям оформляется товарнотрансп. накладной. Уничтожаются испорч. ценности в присутствии комиссии, составляющей об этом акт во избежание повторного представления ценностей для актирования и списания. В числе документов, представляемых для оформления списания порчи ценностей за счет орг-ции, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающих отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, получ. от отдела технич. контроля или соотв. специализированных орг-ций (инспекции по качеству и др.).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ (англ. consumer credit, purchase loan) - форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа. Может быть выражен как в ден., так и в товарной форме. По формам погашения П.к. делят на кредит с разовым погашением и с рассрочкой платежа. К кредитам с разовым погашением относятся текущие счета, открываемые покупателям на срок 1-1,5 мес. универмагами и др. предприятиями розничной торговли (в пределах предоставл. кредитов они покупают товары и по истечении установл. срока единовременно погашают задолженность). Кредитные орг-ции выдают П.к. в двух формах: прямые - без посредничества торговых фирм (напр., в виде кредитных карт, платежных карт); с поручительством торговых фирм (банк заключает договор с торговой фирмой о кредитовании ее покупателей, а фирма берет на себя поручительство по долговым обязательствам покупателей - заемщиков перед банком и заключает договоры с покупателями об условиях кредита, погашаемого по частям). Часть общей суммы кредита (10-20%) банк зачисляет на блокированный счет (см. Блокирование счетов) как гарантию погашения кредита в срок.

ПОТРЕБЛЕНИЕ

ПОТРЕБЛЕНИЕ (англ. consumption) - завершающая фаза цикла воспроизводства: использование произведенных товаров и услуг в процессе удовлетворения экономических потребностей. По назначению потребляемых благ различают П. непроизводственное (личное - продукты питания, одежда, предметы домашнего обихода и др., потребности в жилище, образовании, отдыхе - и общественное - совместные потребности в культуре, науке, безопасности и др.) и производственное (когда продукция вновь направляется в процесс произ-ва - сырье, топливо, энергия, машины, оборудование и т.п.). Однако производство средств производства не является самоцелью, а служит средством для расширения производства конечного П. Спрос на продукцию производств. П. возрастает лишь при увеличении спроса на потребительские товары. П. - не только завершающая фаза процесса воспроизводства, но и новая предпосылка для его возобновления. В зависимости от того, кто, что и сколько потребил, зависят трудовая мотивация, активность и рациональность экономич. поведения хозяйствующих субъектов. Величина, качество и уровень П. общественных благ зависят от общего состояния экономики страны и степени наполнения доходной части бюджета. П. оказывает огромное воздействие на развитие производства. Оно может быть как мощным фактором соц.экономич. прогресса, так и причиной регрессивных явлений в об-ве. П. определяет накопление человеческого капитала, формирует эффективный спрос, обеспечивающий динамизм и саморегулирование рыночной экономики. Совр. экономич. теория опирается на выводы о мощном ускоряющем воздействии П. как на тенденции экономич. роста в целом, так и на вызревание в нем предпосылок эволюции самой модели хозяйствования и ее постоянной адаптации к меняющимся условиям производства и потребности об-ва. Увеличение П. всего населения обусловлено устойчивым ростом отечеств. производства.

ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОТРЕБНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (англ. wants) - желание получить определенные товары и услуги, выражаемое на рынке в платежеспособном спросе. Необходимость удовлетворения П.э. является первопричиной всех видов экономической деятельности. Свойства П.э. - измеримость, возможность деления на дозы, уменьшение по мере насыщения. После момента, когда П.э. в к.-л. благе оказывается равной нулю, оно может даже нанести вред пользователю. Обычно П.э. не удовлетворяется до конца (последняя доза экономич. блага наз. маржинальной). П.э. делят на личные и производственные; их удовлетворение, соответственно, выступает в форме личного и производственного потребления. Личные П.э. учитываются при выработке рациональных норм потребления (в частн., норм питания, исходящих из данных медицинской науки, норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимого минимума жилой площади и т.п.). Производственные П.э. находят выражение в спросе на материально-технич. обеспечение, финанс. ресурсы, рабочую силу. П.э. отд. производств. звеньев (напр., пр-тий) определяются из их планов, но возможности удовлетворения П.э., в свою очередь, влияют на содержание самих планов. Производственные П.э. в масштабе нар. хоз-ва выявляются методом межотраслевого баланса. Характерная черта П.э. - возможность их насыщения: существенное сокращение или даже прекращение спроса на мн. блага (при данном уровне доходов и цен, а также накопленных запасов таких благ) по мере роста объема их предложения. Фактор насыщения спроса учитывают при планировании и прогнозировании роста благосостояния, произ-ва товаров нар. потребления, в маркетинге. Различают насыщение платежеспособного спроса и насыщение П.э. в том или ином благе (англ. satiation). Если потребление данного блага перестает увеличиваться при любом увеличении дохода (или любом снижении цен), говорят о насыщении П.э. в нем. Достигнутый уровень его потребления - предельный. Выявляя в результате маркетинговых исследований неявные П.э. индивидов, фирма может превратить их в осознанные П.э. (англ. wants creation) при помощи активного маркетинга и выйти на рынок с предложением нового блага.

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ

ПОЧТОВО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ (англ. post savings banks) - сберегательные учреждения, организационно объединенные с почтовой системой. П.с.к. аккумулируют вклады населения через почтовые учр-ния, роль к-рых ограничена привлечением и выдачей средств, обслуживают население в местностях, где нет коммерч. банков. Привлекаемые средства П.с.к. используют для кредитования гос-ва (вложения в ценные бумаги) и населения. Обязательства П.с.к. обычно гарантируются гос-вом.

ПОШЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (англ. disclosures) - составная часть годовой бухгалтерской отчетности. П.з. должна раскрывать учетную политику орг-ции и обеспечивать пользователей дополнит. данными, не получившими раскрытия в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств, к-рые необходимы им для реальной оценки имуществ. и финанс. положения оргции, ее финанс. результата. В П.з., в частн., раскрываются данные: о наличии на нач. и конец года отд. видов нематериальных активов (то же в части осн. средств, арендованного имущества, финанс. вложений, дебиторской и кредиторской задолженности), об изменениях в капитале (уставном, резервном, добавочном), кол-ве акций (обыкновенных, привилегированных), об объемах продажи продукции и услуг по видам деятельности и географич. рынкам сбыта. Особое место в П.з. занимает отчет исполнит. органа орг-ции, в к-ром подлежат раскрытию: динамика важнейших экономич. и финанс. показателей деят-сти оргции за ряд лет; события, имевшие место после отчетного периода и оказавшие или способные оказать существ. влияние на результаты деятельности, планируемое развитие орг-ции, предполагаемые капитальные и иные финанс. вложения, деятельность орг-ции в области НИОКР и природоохранных мероприятий, иная информация, представляющая интерес для пользователей бух. отчетности и необходимая для реализации учредителями оргции и акционерами своих контрольных прав.

ПРАВА ВКЛАДЧИКА

ПРАВА ВКЛАДЧИКА - определенные уставом кредитных организаций права граждан, хранящих свои сбережения на счетах по вкладам. Вкладчиком считается лицо, на имя к-рого принят вклад и выданы соотв. документы. Вкладчиками могут быть как резиденты, так и нерезиденты страны. Вклады частных лиц в кредитных орг-циях носят строго добровольный характер. Вкладчик имеет право на получение дохода, к-рый выплачивается ему в виде процентов и выигрышей, и определяется уровнем процентных ставок по вкладам и депозитам в соответствии с конъюнктурой рынка; открывать один или несколько вкладов без ограничения предельного размера в любой кредитной оргции и хранить их неограниченный срок; получать вклад частями или полностью; совершать безналичные расчеты, переводить вклад из одного филиала кредитной орг-ции в другой; указывать лиц, к-рым вклад завещается, выдавать доверенность по распоряжению вкладом. Вкладчик распоряжается вкладом лично или через своего представителя путем выдачи ему доверенности. Вкладами, внесенными к.-л. на имя несовершеннолетнего, не достигшего 18 лет, распоряжаются: до достижения несовершеннолетним 15 лет - его родители или опекуны; по достижении 15 лет - он сам с согласия своих родителей или попечителей. Вкладами, внесенными самим несовершеннолетним на свое имя, и вкладами, образовавшимися путем перечисления заработной платы или иных денежных заработков, причитающихся несовершеннолетнему от пр-тий, орг-ций и т.д., несовершеннолетний распоряжается самостоятельно. Кредитные орг-ции сохраняют в тайне сведения о вкладчике, о совершаемых им операциях и состоянии счетов по вкладам. Вкладчик может безналичным путем уплатить за квартиру, электроэнергию, газ, телефон, за содержание детей в детских учр-ниях и т.д. (по поручению вкладчика кредитная орг-ция спишет с его счета по вкладу указ. сумму и перечислит на счет орг-ции, к-рой вкладчик должен заплатить деньги). По именному вкладу вкладчиком считается лицо, на имя к-рого принят вклад. Если же вклад внесен на имя др. лица, то в этом случае др. лицо становится вкладчиком со всеми вытекающими отсюда правами. По вкладу на предъявителя вкладчиком считается каждый, предъявивший банковскую сберегат. книжку на предъявителя и контрольный лист к ней. Российские граждане, находящиеся на работе за границей, а также члены их семей могут распоряжаться вкладами из-за границы. Вкладчики - иностр. граждане, проживающие за границей, распоряжаются вкладами через своих представителей, находящихся в России. Иностр. граждане, находящиеся в России, могут открывать вклады в кредитных орг-циях и распоряжаться ими на общих основаниях. Однако наличие вклада не дает им права на перевод его частями или полностью за границу. Такой перевод осуществляется в соответствии с правилами продажи гражданам иностр. валюты.

ПРАВИЛА ДОПУСКА УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ К БИРЖЕВЫМ ТОРГАМ

ПРАВИЛА ДОПУСКА УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ К БИРЖЕВЫМ ТОРГАМ - нормативные документы фондовой биржи, регламентирующие процедуру предоставления профессиональным участникам фондового рынка возможности участия в биржевых торгах. Основополагающий принцип биржевой торговли - система членства - предполагает возможность совершения сделок только орг-циями (в нек-рых странах - и физическими лицами), получившими статус участника торговли. Необходимое условие допуска к торгам - получение статуса члена биржи. Правила членства фондовой биржи содержат миним. обязательные требования к кандидатам. Орг-ция должна: обладать лицензией профессионального участника фондового рынка (дилера, брокера), предоставляемой регулирующими органами; удовлетворять требованиям к финанс. состоянию (размер собственного капитала, безубыточность функционирования и др.); уплатить вступительный взнос. После рассмотрения и экспертизы представл. документов уполномоченный орган (Биржевой совет) принимает решение о приеме в члены биржи. Для допуска к торгам член биржи должен аккредитовать на бирже своих биржевых трейдеров, получить (приобрести, арендовать) место в торговом зале биржи. Учитывая, что совр. биржи используют электронные технологии, участник торгов должен получить технич. доступ в электронную систему торгов. Дополнит. условием допуска к торгам может быть требование заключения договоров с орг-циями, осуществляющими технич. поддержку торгов, предоставляющими каналы связи (если используются удаленные рабочие места), обслуживающими осуществление расчетов по заключ. сделкам (расчетно-клиринговыми банками, расчетно-депозитарными орг-циями).

ПРАВИЛО S-X

ПРАВИЛО S-X (англ. S-X rule) - нормативный документ Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, SЕС), регламентирующий формат и содержание финансовых отчетов для специалистов по ценным бумагам. П. S-X требует от компаний и их филиалов представления всей необходимой (позитивной или негативной) информации (англ. disclosure) о выпускаемых ценных бумагах, к-рая может повлиять на принятие инвесторами решений. П. S-X при квалификации требования к представлению информации по ценным бумагам предполагает применение принципа материальности (существенности) (см. Ошибка суммарная), к-рый ограничивает информацию тем объемом, к-рый следует довести до среднего вкладчика (инвестора).

ПРАВИЛО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ПРАВИЛО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА (англ. accounting rule) - сформулированное положение, в котором зафиксирован один из способов ведения бухгалтерского учета. К способам ведения бух. учета относятся методы группировки и оценки фактов хоз. жизни, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бух. учета, системы регистров бух. учета, обработки информации и иные соотв. способы, методы и приемы. Совокупность правил бух. учета образует документ системы нормативного регулирования бух. учета (закон, положение (стандарт) по бух. учету, методические указания и др.). П.б.у. базируется на допущениях, требованиях и принципах бух. учета и должно соответствовать норме гражданского права. За несоблюдение П.б.у. предусмотрено привлечение руководителя орг-ции и др. лиц, ответств. за ведение бух. учета, к административной или уголовной ответственности.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ (англ. public credit) - форма государственного долга страны. Способность политических организаций, исполнительных органов власти приобретать средства в обмен на свое обещание их выплатить. П.з. предоставляются в виде облигаций и обязательств правительства и пр. государственных органов (на муницип. уровне - муниципальные займы). В России - основная форма кредита, к-рый Правительство РФ брало у ЦБ РФ на покрытие дефицита бюджета и выплаты внешних долгов. ЦБ РФ мог использовать собственные средства; резервные средства, привлеченные от кредитных оргций, а также временно свободные вклады населения в Сберегательном банке РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями между банками. Применяются и др. формы кредита Правительству РФ и облигационные займы (см. Государственные ценные бумаги).

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ - заключительная функция управления, состоящая в осуществлении управляющего воздействия на управляемую подсистему в целях приведения ее в состояние, описываемое управленческим решением. К выполнению процедуры О.у. (регулирования, координации) предъявляется ряд требований. Процедура О.у. должна обеспечить организацию и координацию деятельности фирмы (оргции) для выполнения поставленных задач [с этой целью используются разл. формы ознакомления исполнителей с поставленными перед ними задачами, увязка их деятельности посредством проведения оперативных совещаний, текущей проверки состояния дел, корректировки планов и т.д.]. Процедура О.у. должна обеспечивать адаптацию к внешним или внутренним воздействиям и/ или нейтрализацию их - непредвиденные изменения конструкции продукции и технологии ее изготовления, выход из строя оборудования, производств. брак, невыход на работу исполнителей и т.д. [при помощи либо включения этих воздействий в рамки существующей организац. системы, либо такой ее коррекции, к-рая исключала бы эти воздействия]. Регулирование должно осуществляться оперативно, сразу же при выявлении к.-л. отклонений, т.е. процедура О.у. должна иметь текущий характер [при этом наибольшее значение имеет предупреждение возможных отклонений и рассогласований процессов, происходящих в управляемой подсистеме, а не их ликвидация]. Выполнение процедуры О.у. должно опираться на установление рациональных связей между объектом и субъектом управления, а также звеньями каждого из них, их контролируемость, а следовательно, оперативность, отсутствие лишних звеньев, динамичность самого процесса управления. Осуществление процедуры О.у. основывается на четком изучении управленч. решения, выраженного в форме приказа, плана и т.п., учете и контроле хода его выполнения и заключается в действиях, включающих: организацию всего персонала на выполнение решения; анализ хода его выполнения с целью заблаговременного выявления возможных отклонений и рассогласований; выработку и принятие оперативных мер по их предупреждению (либо адаптации и нейтрализации), координацию действий субъекта и объекта управления.

Предыдущая страница Следующая страница