Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИМ"-"ЛЭФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИМ"-"ЛЭФ")

ЛИМИТ СТРАХОВАНИЯ

ЛИМИТ СТРАХОВАНИЯ - максимальная денежная сумма (предельная страховая сумма), на которую можно застраховать материальные ценности, жизнь или здоровье и в пределах которой страховщиком может быть произведена выплата страхового обеспечения или страхового возмещения. Использование Л.с. позволяет страховщикам снижать размер страховых тарифов по конкр. видам страхования. Наряду с этим может существовать и нижний Л.с., т.е. миним. сумма, на к-рую может быть в соответствии с условиями добровольного страхования застрахован тот или иной объект страхования. Л.с. устанавливаются страховщиками в правилах страхования

ЛИМИТИЗАЦИЯ

ЛИМИТИЗАЦИЯ (англ. limitation) - фиксирование верхнего или нижнего пределов изменения цен на какие-либо товары. Связана, как правило, с регламентацией верхней границы (limit up) цен в условиях повышат. ценовой тенденции, иногда используется для регламентации нижней границы (limit down)

ЛИМИТНАЯ ПОЗИЦИЯ

ЛИМИТНАЯ ПОЗИЦИЯ - занятое инвестором или дилером положение на рынке ценных бумаг или по группе активов. Используется при операциях на рынке срочных сделок. «Короткая» позиция (англ. short position) - равна числу акций, крые инвестор взял в кредит для продажи. «Длинная» позиция (англ. long position) - равна числу акций, крыми инвестор владеет (англ. inventory of securities). Как правило, «короткую» позицию покрывают др. позициями. Процедура «коротких продаж» без покрытия в США регулируется правилом Комиссии по ценным бумагам и биржам: для предупреждения злоупотреблений они должны проводиться только на растущем рынке. Процесс покупки акций для накопления «длинной» позиции или их продажи для накопления «короткой» позиции носит название «строительство» позиции (англ. position building). Институциональные инвесторы при «строительстве» больших позиций принимают меры для поддержания цены на интересующие их ценные бумаги, совершая покупки или продажи в течение длит. времени

ЛИСТИНГ

ЛИСТИНГ (англ. listing) - обязательная процедура проверки ценных бумаг с целью их допуска к торгам на организованных рынках (включения в процесс котировки), проводимая организатором торговли. Л. - финансовая экспертиза, предполагающая выработку системы требований к эмитентам и ценным бумагам, направленных на защиту инвестора и поддержание репутации фондовой биржи. Биржевое законодательство ужесточает требования, предъявляемые к ценным бумагам и их эмитентам, но окончат. требования устанавливаются биржей в соответствии с ее внутр. документами (правилами биржевой торговли). Л. подтверждает, что ценные бумаги и иные финансовые инструменты прошли предусмотр. нормативн. документами процедуру эмиссии, что их эмитент (listed company) обладает финанс. устойчивостью, а его ценные бумаги - ликвидностью. Для инвестора Л. - свидетельство надежности ценных бумаг; для эмитента - это факт признания его ценных бумаг, возможность повышения их ликвидности, хотя Л. сопряжен как с дополнит. контролем за финанс. состоянием эмитента, так и с дополнит. расходами (оплата процедуры Л. и последующего его поддержания). Л. рассматривается как начальный этап биржевой котировки, поскольку котировальный комитет (комиссия) определяет курс только тех ценных бумаг, к-рые допущены биржей к торгам (по ним заключаются биржевые сделки, их курсы регистрируются и публикуются в спец. биржевых бюллетенях или СМИ). Процедура Л. может предусматривать: предварительную разработку системы требований к эмитентам, ценным бумагам и иным финанс. инструментам, к-рые могут быть допущены к обращению на бирже; предоставление эмитентом или его представителем заявления и требуемых документов для допуска ценных бумаг к торгам; экспертизу (проверку предоставленных документов и установление рейтинга как для эмитента, так и для его ценных бумаг); соглашение о Л. (выработка взаимных обязательств эмитента и биржи); внесение ценных бумаг в биржевой список (решение принимается отделом Л., котировальной комиссией, комиссией по допуску ценных бумаг и Биржевым советом); поддержание Л. (выполнение соглашения о Л.); условия делистинга (исключения ценных бумаг из биржевого списка по заявлению эмитента, в связи с прекращением обращения ценной бумаги, при нарушении соглашения о Л. со стороны эмитента, появлении признаков банкротства и т.д.). Перечень требований, к-рым должны удовлетворять компании, желающие котировать свои акции на Лондонской фондовой бирже, известен под названием Yellow Book («Желтая книга»)

ЛИФО

ЛИФО (англ. LIFO - Last-in-first-out - «прибыл последним, обслужен первым») 1) метод бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей по цене последней поступившей или изготовленной партии; 2) метод начисления банковских процентов при досрочном частичном изъятии вкладов, при котором изымаемой считается сумма, последней принятая во вклад. (См. также ФИФО.)

ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА

ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА - регистры бухгалтерского учета, открываемые в органах Федерального казначейства РФ, предназначенные для учета лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов с целью отражения их на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. На Л. с., открываемых в органах Федерального казначейства, учитывается движение бюдж. средств, направляемых на погашение расходов федер. бюджета. На Л. с. для главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств отражаются операции по финансированию расходов на содержание учр-ний. На Л. с. отражаются также расходы по целевым федер. программам, дотациям, субвенциям, субсидиям, компенсациям, трансфертам, бюджетным ссудам (кредитам), выдаваемым из средств федер. бюджета. Нумерация и структура Л. с. должны соответствовать структуре бюджетной классификации РФ и символике отчетности Центрального банка РФ. Ведение операций на Л. с. распорядителей и получателей бюдж. средств, финансируемых из федер. бюджета через территориальные органы Федерального казначейства, обеспечивает предварит., текущий и последующий контроль за целевым использованием средств федер. бюджета в строгом соответствии с утвержд. сметами доходов и расходов и др. документами, подтверждающими обоснованность расходов (договоров, соглашений, контрактов на выполнение работ и услуг). Л. с. открываются по месту нахождения орг-ций, возглавляемых распорядителями и получателями бюдж. средств. Для оформления открытия Л. с. распорядители и получатели бюдж. средств представляют в органы Федерального казначейства: заявление на открытие счета по установл. форме; завер. нотариально копию устава или положения орг-ции; карточку с образцами подписей и оттиска печати, завер. вышестоящей орг-цией; копию документа налогового органа о присвоении идентификационного номера налогоплательщика

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ

ЛИЦЕНЗИОННЫЕ ПЛАТЕЖИ (англ. royalty) - плата получателя лицензии (лицензиата) продавцу (лицензиару) за право заниматься определенным видом деятельности. В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998) право давать разрешения на ведение лицензионной деятельности предоставлено федеральным органам власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления. Это право возникает в момент получения документа - лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия. Федер. законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (авг. 2001) установлен сокращ. закрытый перечень лицензир. видов деятельности. Лицензия выдается на каждый вид деятельности лицензирующим органом юридич. и физич. лицам (миним. срок 5 лет) при обязательном соблюдении ими лицензионных требований. Осуществление лицензионной деятельности без лицензии признается незаконным и полученный доход должен быть взыскан налоговым органом в бюджет. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе. Размер платы определяется исходя из величины затрат органа, уполномоченного на ведение лицензионной деятельности. Порядок определения размера платы устанавливается в положениях о лицензировании отд. видов деятельности. В соответствии с законом за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии взимается зачисляемая в доход соотв. бюджета плата, максимальный размер к-рой не может превышать 3 МРОТ. В случае переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу указанного документа и внесение в него изменений взимается плата в соотв. бюджет, размер к-рой не может превышать 1/10 МРОТ. За выдачу лицензий взимается зачисляемый в доход соотв. бюджета лицензионный сбор, размер к-рого устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Его максим. размер не должен превышать 10 МРОТ. При проведении независимой экспертизы экспертные расходы, связ. с оплатой труда экспертов, а также др. дополнит. расходы, непосредств. связ. с выдачей лицензий, не включаются в фиксированную плату и уплачиваются отдельно при рассмотрении заявления и выдаче лицензий. Особый порядок и размер платы (сбора) установлен за выдачу лицензии и права на произ-во и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Так, за произ-во, розлив, хранение и реализацию этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, алкогольной продукции организациями- лицензиарами взимается 500 МРОТ, за получение разовой лицензии на произ-во этилового спирта и алкогольной продукции лицензиат платит 100 МРОТ, за генеральную лицензию - 500 МРОТ, соответственно за разовую лицензию в связи с закупкой по импорту, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции - 1000 МРОТ, за генеральную лицензию - 15 000 МРОТ. Сбор уплачивается ежегодно лицензиатом за каждый год действия лицензии. Сумма уплаченного сбора включается в состав затрат на произ-во и реализацию продукции, принимаемых при исчислении налога на прибыль

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ СБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (англ. audit licensing) - процедура выдачи специального разрешения (лицензии), дающего право осуществлять аудиторскую деятельность аттестованным аудиторам, а также юридическим лицам (аудиторским фирмам), отвечающим требованиям законодательства и зарегистрированным в установленном порядке. Процедура Л.а.д. устанавливается законодательно и регламентируется уполномоч. федер. органом исполнит. власти и обществ. орг-циями аудиторов. Лицензии выдаются на основании соотв. заявления с приложением: для аудитора, работающего самостоятельно, - квалификационного аттестата и копии свидетельства о гос. регистрации; для аудиторской фирмы - учредительных документов, копии свидетельства о гос. регистрации, сведений о руководителях аудиторской фирмы, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат. Для работы по каждому направлению аудиторской деятельности существует своя лицензия: на банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных организаций; общий аудит (аудит иных экономических субъектов). Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях: обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений; составления аудиторского заключения заведомо ложного; вступления в законную силу приговора суда о мере профессиональной ответственности аудитора, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определ. должности или заниматься определ. деятельностью в сфере финансово-хоз. отношений; неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг и др

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ - деятельность инвестиционных фондов (ИФ) на территории Российской Федерации осуществляется на основании лицензии в соответствии с Федер. законом «Об инвестиционных фондах» (ноя. 2001) и одноименным Положением, утвержденным Пост. Правительства РФ от 31 марта 2001 № 253. Лицензия действительна на всей тер. РФ. Лицензионные требования и условия - соответствие устава ИФ требованиям законодательства РФ; соответствие состава и структуры активов ИФ требованиям нормативных правовых актов лицензирующего органа; соблюдение соответств. законов и нормативных актов РФ. Соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган: заявление с указанием развернутых сведений о юридич. лице, лицензируемой деятельности и сроке, в течение к-рого намечается ее осуществлять; копии учредит. документов и свидетельства о гос. регистрации; справки о постановке на учет в налоговом органе; справки о стоимости активов соискателя лицензии; копии договоров лицензиата с юридич. лицами, имеющими лицензии на осуществление деятельности по управлению ИФ и паевыми ИФ и деятельности специализир. депозитария ИФ и паевых ИФ, а также с аудиторской фирмой; в случае, если инвестиционной декларацией лицензиата предусматривается возможность инвестирования в недвижимое имущество и в иные активы, определенные лицензирующим органом, - копию договора с независимым оценщиком, имеющим соответств. лицензию; списки аффилированных лиц и членов совета директоров (наблюдательного совета) соискателя лицензии; документы о регистрации выпусков ценных бумаг соискателя лицензии. Соискатель уплачивает лицензионный сбор. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении соискателя не указан меньший срок. По заявлению лицензиата срок действия лицензии может быть продлен, в этом случае она будет действовать бессрочно. В Положении содержится подробный перечень оснований для отказа в выдаче лицензии, приостановления и возобновления ее действия, а также аннулирования. Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий могут проводиться лицензирующим органом по собств. инициативе либо по инициативе иных гос. контрольных и надзорных органов на основе получаемой от них информации о наличии нарушений, а также на основании жалоб и заявлений. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, включающий подробные сведения о лицензиате. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и предоставляется физич. и юридич. лицам на платной основе в виде выписок о конкретных лицензиатах. Органам гос. власти и органам местного самоуправления выписки из реестра лицензий предоставляются бесплатно

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ И ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ДЕПОЗИТАРИЕВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ И ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ - лицензирование деятельности спец. депозитариев инвестиционных фондов (ИФ) и паевых инвестиционных фондов (ПИФ) на территории РФ осуществляется в соответствии с Федер. законом «Об инвестиционных фондах» (ноя. 2001) и одноименным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2001 № 254. Лицензионные требования и условия при осуществлении юридич. лицом деятельности специализированных депозитариев ИФ и ПИФ: соблюдение законодательства РФ (в т.ч. требований, предъявляемых к осуществлению депозитарной деятельности), а также нормативных актов ФКЦБ России; наличие в штате лицензиата не менее 3 специалистов (включая руководителя) с высшим образованием и подтвержденной в соответствии с квалификац. требованиями, устанавливаемыми ФКЦБ России, квалификацией специалиста в сфере деятельности спец. депозитариев ИФ и ПИФ, а также соответств. стажем работы (не менее двух лет); наличие внутр. правил осуществления лицензируемого вида деятельности и положения об отд. структурном подразделении лицензиата, если он совмещает лицензируемый вид деятельности с иными видами. Соискатель лицензии представляет в ФКЦБ России: заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения, сведений о гос. регистрации, идентификационного номера налогоплательщика, реквизитов расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности и срока, в течение к-рого он будет осуществляться; копии учредит. документов и копии документа о гос. регистрации; копии документов, подтверждающих квалификацию специалистов, и др. Лицензия выдается на 3 года, если в заявлении соискателя не указан меньший срок. Положение содержит подробный перечень условий для отказа в выдаче лицензии, ее переоформления, приостановления действия и аннулирования. Лицензирующий орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий как по собств. инициативе, так и на основании получаемых от иных гос. контрольных и надзорных органов сообщений о наличии нарушений и поступающих в его адрес жалоб и заявлений. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий с подробными сведениями о лицензиате. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления с ней физич. и юридич. лиц в виде выписок о конкретном лицензиате. Органам гос. власти и органам местного самоуправления выписки из реестра предоставляются бесплатно. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии, ее переоформление и за предоставление из реестра лицензий информации взимается плата, зачисляемая в федеральный бюджет

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - установленная процедура выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление одного или нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование производится Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) или уполномоченными его органами на основании генеральной лицензии. ФКЦБ России в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996) устанавливает порядок выдачи лицензий для ведения профессион. деятельности на рынке ценных бумаг, приостанавливает действие или отзывает выданные лицензии при нарушении законодательства РФ о ценных бумагах. Профессион. деятельность кредитных организаций на рынке ценных бумаг лицензируется при участии Центрального банка РФ. До 1996 лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выдавало Министерство финансов РФ. Профессион. деятельность на рынке ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра (регистратора), лицензией фондовой биржи. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг может разрешать совмещение нескольких видов профессион. деятельности, в то время как лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензия фондовой биржи не дают права на такое совмещение. Лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг выдаются на осуществление: брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра ценных бумаг, клиринговой деятельности, деятельности по организации торговли (кроме деятельности фондовой биржи) и др. Процедура лицензирования регламентируется нормативно-правовыми актами ФКЦБ России (Положением о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ; Временным положением о порядке лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг) и ее несоблюдение может повлечь принятие решения об отказе в выдаче (замене, переоформлении) лицензии. Процедура лицензирования в широком смысле устанавливает основные (минимальные) требования к претендентам, перечень документов, подаваемых претендентом, сроки рассмотрения и принятия решения, последовательность действий лицензирующего органа, основания для отказа в выдаче лицензии и др

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА (ИМПОРТА) (англ. export (import) licensing) - 1) одно из условий международной торговли, связанное с административным ограничением экспорта (импорта) государством; 2) мониторинг торговли определенными товарами и услугами, для вывоза (ввоза) которых требуется получить лицензию - документ, разрешающий экспорт (импорт) одного вида товара в установленные сроки и защищенный от подделок. Мониторинг не представляет собой ограничит. меру, но упрощает и облегчает введение подобных мер в случае необходимости. Основанием для получения лицензии, как правило, являются: для квотируемых товаров (см. Квотирование) - документ, подтверждающий их поставку за счет квоты или приобрет. cертификата; в случае экспорта через посредника - контракт на поставку товаров; для специфич. товаров - решение соотв. министерств или ведомств; для товаров двойного назначения (гражданского и военного) - заключение спец. органов (в России - Комиссия по экспортному контролю при Правительстве РФ). Принятые Правительством РФ постановления о введении количеств. ограничений экспорта (импорта) официально публикуются не позднее чем за 3 мес. до введения этих ограничений в действие. Распределение квот и выдача лицензий осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или международного аукциона. Кроме того, возможно фактич. проведение операций по экспорту (импорту) до суммарного исполнения квоты с предоставлением преимущественного права их осуществления фирмам-производителям. При проведении конкурса или аукциона не допускаются ограничение числа участников и их дискриминация по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке. Лицензия на экспорт и импорт продукции военного назначения в период действия защитных мер выдается Правительством РФ с учетом междунар. обязательств РФ на срок до 12 мес. и оформляется на каждую внешнеторговую сделку. Заявление на ее получение согласовывается с Министерством обороны РФ. Различают два вида лицензий: генеральную и разовую. Генеральная лицензия оформляется для гос. нужд сроком на один календарный год. Экспортные операции по этой лицензии могут осуществляться по одной или неск. сделкам; в исключит. случаях лицензия оформляется на неск. видов товаров одной подгруппы Товарной номенклатуры внешнеэкономич. деятельности (ВЭД). Разовая лицензия выдается только на одну сделку с максим. сроком действия 12 мес. Решение о выдаче лицензии, принятое уполномоч. органом в регионах (или мотивированный отказ в ее выдаче), направляется заявителю не позднее 25 дней после поступления заявления экспортера (импортера). Решение должно содержать: сведения о заявителе, стране назначения и происхождения товара, покупателе и стране покупателя, характере сделки, величине платежа, наименовании товара в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, его кол-ве и стоимости, а также сведения о документах, на основании к-рых должна быть выдана лицензия. Гос. органы имеют право приостанавливать или аннулировать выданную лицензию, если ее обладатель нарушает Положение о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта, и в случаях, когда осуществление контракта приводит к обстоятельствам, наносящим ущерб экономич. интересам России, и(или) препятствует выполнению ее междунар. обязательств

ЛИЧНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОВУШКА ЛИКВИДНОСТИ

ЛОВУШКА ЛИКВИДНОСТИ (англ. liquidity trap) - особое состояние спроса на деньги, при котором он становится бесконечно эластичным, вследствие чего дополнительно выпускаемые в обращение деньги не оказывают влияния на динамику макроэкономических величин, оседая в наличной форме у хозяйствующих субъектов. Причиной возникновения такого состояния считался чрезмерно низкий уровень процентной ставки, делавший нецелесообразным помещение денег в финанс. активы. Пример Л. л. - ситуация, сложившаяся в период Великой депрессии 1929- 33, когда ставки процента уменьшились до рекордно низкого уровня (в част., в США они были ниже 1%). При таких ставках спекулятивный мотив побуждает граждан избегать вложений в ценные бумаги, а это означает, что они поглощают любое кол-во денег, крое способна предложить банковская система без дальнейшего снижения нормы процента. Кроме того, в этом случае незначит. изменения нормы процента слабо влияют на динамику инвестиций, соответственно и на динамику нац. дохода. Отсюда делался вывод об относительно низкой эффективности денежно-кредитной политики в условиях глубокого спада произ-ва. Данная позиция подвергается сомнению вследствие того, что реальные (с учетом падения цен) процентные ставки во время Великой депрессии были довольно высокими. Это позволяет предположить, что низкий уровень инвестиций в тот период был связан не с Л. л., а с высокой реальной нормой процента

ЛОМБАРД

ЛОМБАРД (англ. pawnshop) - кредитное учреждение, предоставляющее ссуды под залог движимого имущества (изделия из драгоценных металлов и камней, ковры, носильные вещи и др.), в ряде случаев - под заклад ценных бумаг. Впервые образованы во Франции в XV в. итальянскими купцами - выходцами из Ломбардии (отсюда и название). Л. принимают от граждан на хранение ценные вещи с оплатой оказываемых услуг

ЛОМБАРДНЫЙ КРЕДИТ

ЛОМБАРДНЫЙ КРЕДИТ (англ. collateral credit, secured credit) - краткосрочный кредит, предоставляемый под залог движимого имущества. Предметом залога при Л.к. могут быть вещи, ценные бумаги (денежные, товарные и закрепляющие право участия), драгоц. металлы. Кредиторами обычно являются: Центральный банк РФ, предоставляющий кредиты коммерч. банкам на аукционной основе; коммерч. банки при кредитовании своих клиентов; др. кредитные орг-ции - чаще при кредитовании физич. лиц; ломбарды. Заемщики при Л.к.: коммерч. банки; предприятия, организации, работающие на коммерч. началах; физич. лица. При Л.к. оформляется кредитный договор, в к-ром оговариваются условия предоставления и возврата ссуды, и залоговый договор с указанием суммы оценки заложенного имущества и порядка возмещения за счет него обязательств заемщика. Физич. лицо получает от ломбарда залоговый (ломбардный) билет или именную сохранную квитанцию

ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ

ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ (англ. London Сlub) - неформальная международная организация, объединяющая банки, предоставившие кредиты правительствам отдельных стран или отдельным юридическим лицам этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания - Лондон. Л.к. сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Л.к. состоялось в 1976 для урегулирования проблем задолженности Заира. Л.к. включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Л.к. составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Л.к. БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности. На регулярных заседаниях Л.к. принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются соглашения со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов, а с другой - жесткие меры по обеспечению возврата кредитов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д. Объем операций Л.к. значителен. Так, за годы долгового кризиса 1982-85 гг. Л.к. заключил 47 соглашений на общую сумму 130 млрд долл. Л.к. активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом, но это сотрудничество носит в первую очередь информационный характер, поскольку в отличие от них осн. целью Л.к. является возврат своих средств. Объем задолженности России перед Л.к. составляет 32,3 млрд долл. Из них основная сумма долга составляет 22,2 млрд долл., к-рый был реструктурирован в 1994 и оформлен в облигации PRIN. Накопленные проценты в сумме около 6,8 млрд долл. оформлены в облигации IAN. Еще 2,8 млрд долл. долгов составляют просроченные выплаты. Проблемы с обслуживанием долгов начались после августа 1998. В феврале 2000 достигнута договоренность с БКК о списании суммы основного советского долга в облигациях PRIN на 37,5% и накопленных процентов в облигациях IAN на 33%. В результате долг России Л.к. сократился до 21,3 млрд долл. После подписания эта категория долга будет переоформлена в новые 30-летние еврооблигации. В первые 6 мес. после выпуска этих бумаг Россия будет платить по ним 2,25% годовых, еще полгода по 2,5%, в течение последующих 6 лет - 5% и с 2007 до полного погашения -7,5%. Просроченные проценты не подлежат списанию и переводятся в 10-летние евробонды. Причем 270 млн долл. должны быть выплачены Россией сразу после подписания соглашения. Затем до полного погашения они будут обслуживаться по ставке 8,25% годовых. В апреле 2001 проведен заключительный этап процесса реструктуризации задолженности России Л.к. (задолженности советских экспортно-импортных структур западным фирмам). В соответствии с правилами Л.к. эти обязательства реструктурируются в евробонды. В евробонды будет конвертировано 62,5% суммы основного долга и 67% суммы накопленных процентов. Остальное подлежит списанию. На международный фондовый рынок поступят еврооблигации на 2 млрд долл. по номиналу. Выпускаемые бумаги имеют два срока окончания расчетов (2010 и 2030). Выплаты будут осуществляться раз в полгода (начиная соответственно с 2006 и 2007)

ЛОРЕНЦА КРИВАЯ, КРИВАЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

ЛОРЕНЦА КРИВАЯ, кривая концентрации (англ. Lorenz curve) - в статистическом анализе способ оценки степени концентрации изучаемого признака по единицам совокупности или оценки неравномерности его распределения. Впервые графич. интерпретацию неравномерности распределения дохода в обществе предложил амер. экономист и статистик Макс Лоренц (1876-1959). Кривая, названная его именем, наглядно показывает, насколько фактич. распределение дохода отличается от равномерного. Кривая строится в прямолинейной системе координат, по осям к-рой отложены кумулятивные распределения (накопленные частоты объема совокупности) групп получателей дохода (населения) и приходящейся на каждую из них доли дохода общества, начиная с получателей наименьшего дохода. Точка на графике показывает долю населения, получающую данный процент дохода. Если распределение дохода равномерное, точки лягут на линию, выходящую из начала координат под углом 45?. Степень отклонения кривой, соединяющей полученные точки, от этой линии абсолютного равенства указывает на неравномерность распределения дохода в обществе. В качестве измерителя степени социального неравенства используют макроэкономический показатель - коэффициент Джини и др. характеристики. На рис. приведено распределение общего объема денежных доходов населения России в 1999 (начиная с 1998 Госкомстат РФ применяет разбиение по 20%-ным группам). Кривые концентрации (локализации, дифференциации) применяют для изучения неравномерности распределения населения по величине среднедушевых денежных доходов, прибыли по группам предприятий, объема сделок на рынке ценных бумаг по эмитентам и т.п

ЛОРО СЧЕТА

ЛОРО СЧЕТА (ит. loro conto - их счет) - корреспондентский счет, открываемый банку-респонденту, по которому банккорреспондент осуществляет операции по перечислению и зачислению средств в соответствии с действующим законодательством и корреспондентским договором (является Ностро счетом в банке-респонденте). Режим ведения Л.с., валюта платежей, условия овердрафта предусматриваются банками при установлении корреспондентских отношений. По Л.с. могут начисляться проценты и взыскиваться комиссионные за выполнение поручений; счет пассивный. В РФ корреспондентские счета банков-нерезидентов типа Л.с. могут открываться в рублях и в иностр. валютах. Назначение Л.с.: учет средств, принадлежащих иностр. банкам и числящихся на счетах, открытых в банках России. Кроме того, на Л.с. подлежат учету средства, привлеч. банком от иностр. банков для рефинансирования досрочно погашенных иностр. кредитов

ЛОТ

ЛОТ (англ. lot) - партия, стандартное количество ценных бумаг или товаров, допускаемое к биржевым торгам как единое целое. Л. устанавливается правилами биржевой торговли. Напр., на Нью-Йоркской фондовой бирже полный Л. (round lot) составляет 100 акций, на Франкфуртской фондовой бирже - 50 акций. Общий объем биржевых сделок должен быть кратен установленному Л. Устанавливаются стандарты и на сумму сделок по облигациям. Биржа может пересматривать размер Л. Величина Л. учитывается инвестором при составлении торгового поручения на покупку и держателем ценных бумаг при подаче торгового поручения на продажу принадлежащих ему ценных бумаг. Она может влиять на цену покупки и цену предложения на продажу. Так, по поручениям неполного лота (odd lot), когда кол-во включаемых в поручение ценных бумаг не равно лоту, при операциях взимается разница (differencial). Установление биржевого Л. облегчает проведение биржевого аукциона: согласовывается только цена ценных бумаг

ЛОТЕРЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛОЯЛТИ

ЛОЯЛТИ (англ. loyalty - лояльность, верность) - специальная программа поощрения клиентов. Осуществляется либо непосредственно предприятием, реализующим клиентам товары или услуги (супермаркетами, туристскими бюро, автозаправочными станциями, станциями техобслуживания и т.д.), с целью удержания постоянных клиентов и стимулирования их активности, либо предприятием владельцем торговой марки (пищевых продуктов, напитков, горюче-смазочных материалов и т.д.) с целью ее продвижения на рынок и формирования постоянного контингента потребителей. Т.о. стимулируется «лояльность» клиента по отношению к месту совершения покупок или определ. торговой марке. В основе Л. лежит принцип постепенного увеличения скидок клиенту по мере расходования им средств на оплату товаров или услуг компании-организатора программы. Л. широко используется авиакомпаниями, к-рые отслеживают число перелетов, совершаемых клиентами, и начисляют им «мили» в зависимости от дальности перелета, класса и т.д. Клиент имеет возможность использовать начисленные «мили» для оплаты части (а иногда и полной) стоимости очередного билета или, напр., лететь бизнес-классом по цене экономического при условии набора определ. числа «миль». В гостиничных цепях программа Л. позволяет клиенту получать скидки при оплате номера или занимать номер более высокого класса по меньшей цене (т.н. up-grade - «ап-грэйд»). Для учета совершаемых клиентом операций ему, как правило, выдается пластиковая карта (loyalty card - «лоялти-кард»). В простейшем случае такая карта может не содержать никакой информации и предоставлять только право на скидку при ее предъявлении. Использование карты с магнитной полосой позволяет через считывающее устройство связываться с базой данных для подтверждения права клиента на ту или иную льготу. Смарт-карта расширяет возможности Л.: в память на микросхеме Л.-карты супермаркета, дающей право на скидки постоянным клиентам, вводят, напр., программы Л. владельцев торг. марок разл. продуктов питания и напитков, реализуемых в этом супермаркете. В результате клиент получает скидки за «верность торговой марке» при покупке одного и того же продукта. В 90-х гг. подобные программы были реализованы рядом супермаркетов в России на нехарактерной для Л. базе предварит. оплаты (клиент вносил единовременно определ. сумму за право в дальнейшем пользоваться скидкой при покупках). Программы Л. традиц. характера в России реализованы рядом розничных торговых сетей

ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ

ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ (англ. soft credit) - кредит, предоставляемый кредитором заемщику на более выгодных для него условиях по сравнению с рыночными (на более продолжительный срок, без к.-л. обеспечения; по пониженной процентной ставке с зачислением на счет заемщика, полностью поступая в его оперативное распоряжение). Предельный случай Л. к. - беспроцентный кредит. Обычно Л. к. погашаются заемщиками периодическими (равномерными или возрастающими) платежами либо аннуитетными платежами, включающими взносы в погашение капитального (основного) долга и начисленных по нему процентов. Одним из условий Л. к. может быть также наличие льготного периода, в течение к-рого заемщику разрешается не погашать основной долг. В ряде случаев в течение этого льготного периода с заемщиков взимается более низкая процентная ставка, чем в периоды использования и погашения кредита

ЛЬГОТНЫЙ ПЕРИОД КРЕДИТА

ЛЬГОТНЫЙ ПЕРИОД КРЕДИТА (англ. period of grace) - период отсрочки погашения использования кредита. Напр., если период погашения кредита начинается через 3 года после его использования, то Л.п.к составляет 3 года. Л.п.к. - составная часть грант-элемента, применяется при: средне- и долгосрочном кредитовании; предоставлении кредитов, гарантируемых государством; межгосударственных кредитах (см. Международный кредит, Всемирный банк, Банки развития национальные). Л.п.к. особо важен при поставках комплектного оборудования в кредит, т.к. в этом случае начало его погашения приближается к моменту ввода купл. оборудования в эксплуатацию и тем самым сокращается срок окупаемости затрат импортера

ЛЭФФЕРА КРИВАЯ

ЛЭФФЕРА КРИВАЯ (англ. Laffer curve) - графическое изображение зависимости предпринимательской инициативы и объема налоговых поступлений в стране. Впервые предложена в 1974 амер. экономистом Артуром Лэффером. Он исходил из предположения о зависимости налоговых

ЛЭФФЕРА КРИВАЯ

поступлений одновременно от налоговой ставки и налоговой базы и пришел к выводу, что должна существовать оптимальная ставка налога, при к-рой максимизируется сумма доходов бюджета. Согласно этой концепции, по мере роста ставки налогов от нуля побудительные мотивы участников экономич. процесса (как частных лиц, так и корпораций) вначале приводят к росту заинтересованности в легальном заработке и росту объема производства, в результате сумма доходов бюджета увеличивается. Однако по мере приближения к определенному пределу (marginal tax rate) налог начинает подавлять экономич. активность - налоговая база сужается, заинтересованность в легальном заработке замедляется, общий объем производства начинает сокращаться. Налоговые поступления уменьшаются, несмотря на дальнейший рост ставки. Чем выше налоговая ставка, тем слабее становится интерес к работе и максимизации прибыли и сильнее побудительные мотивы для уклонения от налогов, тем большую долю в ВНП составляют доходы подпольной экономики (в определении системы национальных счетов ООН). Снижение налоговой ставки оказывает стимулирующий эффект: поскольку чистая доходность труда и капитала возрастает, повышается рыночное предложение факторов производства, расширяется объем производства и, как следствие, увеличивается налоговая база; из-за сужения разрыва между низко- и высокорентабельными отраслями улучшается распределение капитала; сокращается уклонение от налогов; возрастает доля экономической деятельности, подвергающейся налогообложению. Концепция Лэффера близка к воззрениям сторонников «теории предложения» (англ. supply-side theory). Экономисты отмечают абстрактность этой концепции - теоретически возможна оптимальная с т.з. бюджета налоговая ставка, однако, точное ее значение неизвестно (составляет ли она 50%, когда кривая симметрична, или она меньше либо больше 50% и кривая несимметрична).Предполагается также связь оптимальной ставки с принципами и традициями бюджетного распределения в той или иной стране. Кроме того, неизвестно, находится ли в данный момент налоговая ставка на восходящей ветви кривой (тогда с ее ростом будут расти доходы бюджета) или на нисходящей (тогда доходы будут расти с уменьшением ставки). Историки экономической науки отмечают, что подобная зависимость между ставкой налога и налоговыми поступлениями была описана арабским ученым XIV в. Ибн-Халдуном.  

Предыдущая страница Следующая страница