Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАК"-"ФИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАК"-"ФИН")

ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

ФАКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - важнейшая категория бухгалтерского учета, выступающая как элемент хозяйственного процесса, означающий состояние, а также действие или событие, приводящие к констатации имеющихся в наличии средств и источников предприятия или к изменению в их составе. Ф.х.ж. составляет предмет бух. учета. Состояние - это наличие объектов учета на определ. дату и в определ. месте; под действием понимается Ф.х.ж., возникающий в результате целесообразной деятельности лиц, занятых в хоз. процессе; под событием - Ф.х.ж., возникающий в результате стихийных бедствий или негативных поступков лиц (напр., воровства).

ФАКТОРИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА - современная экономическая теория разделяет необходимые для производства благ (товаров, услуг) ресурсы на группы - факторы производства. Первый их них - труд. Фактор земля (природные ресурсы) понимается в расширит. значении (как место пребывания людей, как территория, занимаемая предприятиями, как источник полезных ископаемых, водных и др. ресурсов). Под фактором капитал понимают вещественный (реальный) капитал - средства производства длительного и многократного пользования (сырье, машины, оборудование, производственные сооружения и т.п.). Отдельно выделяют денежный капитал - финансовые средства. Кроме этих классических Ф.п. в соврем. экономич. теории часто выделяют также предпринимательскую способность, научно-технический прогресс и информацию.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ЦЕННЫХ БУМАГ

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ЦЕННЫХ БУМАГ (англ. counterfeiting) - искажение подлинных денежных знаков (банкнот, монет) и других ценных бумаг и изготовление поддельных с целью их выдачи за настоящие, сбыта и получения дохода. Ф. может быть: частичной (для монет - снижение веса, частичная замена монетного металла более дешевым, перечеканка года выпуска, номинала или иных реквизитов на подлинной монете; для банкнот и др. ценных бумаг - изменение реквизитов на подлинном знаке); полной (изготовление поддельного денежного знака или др. ценной бумаги с применением технологии либо материалов, отличающихся от используемых при изготовлении подлинных знаков). Подделка законного средства платежа существует с момента появления монет. Фальшивые монеты и инструменты фальшивомонетчиков обнаружены в античных раскопках. Во все времена Ф. преследовалась по закону как нарушение права эмиссии денег. Законы Солона (ок. 640-560 гг. до н.э.) жестоко карали изготовление денег лицами, не обладающими правом чеканки монет. В ср. века фальшивомонетчиков казнили, предварительно подвергая медленной жестокой пытке. В совр. условиях в большинстве стран (в т.ч. в России) подделка находящихся в обращении банкнот и монет и их сбыт квалифицируется в соответствии с Женевской конвенцией по борьбе с подделкой денежных знаков от 20 апр. 1929 как уголовное преступление и преследуется по закону (в России ст. 186 Уголовного кодекса РФ). В целях борьбы с подделками денежных знаков и ценных бумаг (банкнот, акций, долговых обязательств на предъявителя, купонов, процентных ценных бумаг, дорожных чеков и др.), риск появления к-рых возрастает с учетом широкой доступности цветных ксероксов, лазерного оборудования, цифровой офсетной печати и др. достижений техники, принимаются меры по обеспечению многоуровневых степеней защиты, разработке и совершенствованию методов выявления фальшивок, обучению соответств. персонала. Так, напр., с 2001 в ЕС вступил в силу регламент по борьбе с подделками купюр и монет евро. Подделка коллекционных монет - изготовление поддельных монет с целью обмана коллекционеров возникла как следствие пробудившегося в эпоху Возрождения интереса к собиранию монет и медалей. При этом подделки выполнялись, как правило, из драгоц. металлов и имитировали известные монеты, имеющие коллекционную ценность. Особенно многочисленны подделки античных монет. Известны, напр., подделки монет античности и средних веков, талантливо изготовленные К.В. Беккером (1772-1830). В силу того, что подделываемые коллекционные монеты не являются законным средством платежа и в ряде случаев стоимость материала подделки сравнима со стоимостью материала подлинной монеты, законодательство квалифицирует данный вид фальсификации как мошенничество и предусматривает за него небольшие штрафы. От фальсификации следует отличать подражание - изготовление копий монет с использованием др. материалов и проставлением на копиях опознавательного знака. Порча монет (англ. coinage debasement) - уменьшение обладателями права чеканки (в рабовладельческом и феодальном обществе) веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости. Менее качеств. монета вытесняла полноценную (см. Закон Коперника-Грешема). Порча монет вела к расстройству ден. системы и препятствовала развитию торговли (см. Монетный двор).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СТРАХОВОГО НАДЗОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств. Возникновение в России Казначейства относится к периоду завершения формирования в стране системы управления через министерства, когда в 1811 было создано самостоятельное ведомство - Государственное казначейство, в ведении к-рого находились бюджетные расходы. В 1821 Государственное казначейство было включено в состав Министерства финансов в качестве особого департамента. В этом составе оно просуществовало с разл. рода реорганизациями до начала 1918, когда было ликвидировано с передачей части выполняемых функций Народному банку РСФСР. В СССР государственного казначейства не было, его функции по кассовому исполнению бюджета выполнял Госбанк СССР. В соответствии с указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» № 1556 от 8 дек. 1992 система органов Ф.к. РФ состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов Федерального Казначейства, созд. во всех административно-территор. единицах, начиная с субъектов Федерации и кончая районами (включая районы в городах). Ф.к. РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержд. Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ. Гл. задачи Ф.к. РФ: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ; управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы; регулирование финанс. отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финанс. исполнением этих фондов; контроль за поступлением и использованием внебюдж. (федер.) средств. В обязанности Ф.к. РФ входят: краткосрочное прогнозирование объемов гос. финансовых ресурсов; оперативное управление этими ресурсами в пределах установл. на соотв. период гос. расходов. На Ф.к. РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос. финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из осн. функций Ф.к. РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ гос. внутреннего и внешнего долга РФ (см. Долг государственный). Ф.к. РФ разрабатывает методологич. и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов гос. власти и управления, пр-тий, учр-ний и орг-ций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РФ - правоохранительные органы, обеспечивающие экономич. безопасность РФ в области налогообложения. Задачи Ф.о.н.п.: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности гос. налоговых инспекций и защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Единую централизованную систему органов налоговой полиции составляют: центр. республиканский орган (Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, ФСНП РФ), органы ФСНП по субъектам РФ - управления и отделы (территориальные органы), органы налоговой полиции р-нов в гг. Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП по субъектам РФ (местные органы). Директор ФСНП РФ назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Первый заместитель и заместитель директора ФСНП РФ назначаются на должность Правительством РФ по представлению Директора ФСНП РФ. Деятельность органов ФСНП РФ регулируется Законом «О федеральных органах налоговой полиции» (1993), Положением о прохождении службы в органах Федеральной службы налоговой полиции РФ, утвержденным Пост. Верховного Совета РФ от 20 мая 1993. Разл. вопросы деятельности ФСНП РФ, права и обязанности ее сотрудников регулируются Законом «Об оперативно- розыскной деятельности» (1992), Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, иными нормативными актами. Для реализации возлож. функций органам ФСНП РФ предоставлены права органов дознания и предварительного следствия, отд. права органов внутренних дел и органов прокуратуры. ФСНП РФ для осуществления соотв. функций наделена полномочиями налоговых органов, а также органов, являющихся агентами валютного контроля.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННОГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ВКЛАДЧИКОВ И АКЦИОНЕРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИДУЦИАРНЫЕ ДЕНЬГИ

ФИДУЦИАРНЫЕ ДЕНЬГИ (лат. fiducia - доверие, англ. fiduciary money) - банкноты, не обеспеченные запасом благородных металлов банка. Эмиссия Ф.д. получила развитие в период, когда рост промышл. произ-ва стал сдерживаться жесткими рамками золотомонетного или золотослиткового стандартов. При золотом стандарте эмиссия Ф.д. лимитировалась (контингентирование эмиссии) или твердой суммой [напр., Закон о банковской хартии (Bank Charter Act) 1844 премьер-министра Великобритании Роберта Пиля ограничил фидуциарную эмиссию 14 млн ф. ст. с последующим увеличением суммы из-за потери др. банками права на эмиссию], или процентным отношением к обеспеченной металлом эмиссии с обложением фидуциарной эмиссии спец. налогом. В начале 2-й мировой войны (1939) все золото, хранившееся в эмиссионном управлении Банка Англии, было передано на т.н. счет стабилизации валютного курса и вся денежная эмиссия в Великобритании стала фидуциарной. По мере развития банкнотного обращения и кредитных денег соотношение фидуциарной и обеспеченной золотом эмиссии смещалось в сторону первой. В наст. время эмиссия денег по сути является фидуциарной.

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО

ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО (англ. natural person) - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства. В гражданском законодательстве понятие «физическое лицо» рассматривается как равнозначное понятию «гражданин». Гражданин (физическое лицо) - индивидуальный субъект права, обладающий правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и обязанности. Гражданская правоспособность возникает с момента рождения и признается в равной мере за всеми гражданами. Она является условием и предпосылкой возникновения у лица конкретных прав и обязанностей. Согласно ст. 18 ГК РФ Г. могут: иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридическое лицо самостоятельно или совместно с др. Г. и юридич. лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Помимо правоспособности правовой статус Г. определяется наличием дееспособности, к-рая дает ему возможность лично совершать юридич. действия. Дееспособность - это способность Г. своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В полном объеме она возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет. В порядке исключения ГК РФ предусматривает основания приобрететения дееспособности до достижения 18 лет, напр., при эмансипации лица, достигшего 16 лет. Эмансипированные несовершеннолетние самостоятельно несут ответственность по своим обязательствам. Г. может быть ограничен в правоспособности и дееспособности лишь в случаях и порядке, установл. федеральным законом. Акт государственного или иного органа, ограничивающий дееспособность Г. или их право заниматься предпринимат. или иной деятельностью, признается судом недействительным. Сделки, направленные на ограничение правоспособности и дееспособности, ничтожны (не порождают правовых последствий). Вместе с тем правоспособность и дееспособность не безграничны и имеют определ. пределы (так, Г., злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, может быть ограничен судом в дееспособности). Не допускаются действия, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (напр., злоупотребление доминирующим положением на рынке в целях ограничения конкуренции). Дееспособность обеспечивает участие Г. в экономич. деятельности, в частн., в качестве индивидуального предпринимателя. По своим обязательствам Г. отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Взыскание обращается на личное имущество Г., а также на его долю в общей собственности. Если индивидуальный предприниматель не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимат. деятельности, он может быть по решению суда признан несостоятельным (банкротом). (См. Личная несостоятельность). Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется национальный правовой режим, и они могут иметь те же личные неимущественные права, что и российские граждане.

ФИКСИНГ

ФИКСИНГ (англ. fixing, fixation) - способ установления, фиксации цены при биржевой котировке. Используется при торговле на фондовой или валютной бирже ценными бумагами, золотом или валютой. В России Ф. используется при торгах иностр. валютой на валютных биржах. Ф. означает, что в ходе торгов достигнуто состояние, при к-ром объем заявок на продажу становится равным объему заявок на покупку. Ф. достигается соблюдением определенных приемов ведения торгов: маклер, ведущий биржевой торг, при превышении спроса над предложением от участников торгов должен принимать предложения, направл. на уменьшение спроса (покупки) и увеличение предложения (продажи). Если предложение превысит спрос, маклер будет принимать предложения, способствующие увеличению спроса и снижению предложения. Момент достижения Ф. означает окончание торгов (аукциона) и процесса котировки на данный биржевой день. Цена, соответствующая Ф., рассматривается как единая цена, по к-рой будут осуществляться сделки и расчеты по ним.

ФИКТИВНЫЙ КАПИТАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

ФИНАНСИРОВАНИЕ (англ. financing) - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов, на обеспечение национальной обороны страны и развитие других сфер жизни общества. Осуществляется за счет средств пр-тий, бюджетов разл. уровней, внебюдж. фондов, частных инвесторов, др. источников. Объем Ф. определяется на основе запланир. расходов и источников их обеспечения. На коммерч. пр-тиях финанс. ресурсы и финанс. взаимоотношения отражаются в бизнес-плане пр-тия (раздел бизнес-плана «Финансовый план коммерческого предприятия»). Расходы на текущее содержание и на расширение деятельности учр-ний и орг-ций, состоящих на сметном Ф., осуществляются в осн. за счет средств федер. или муницип. бюджетов, а также бюджета субъекта Федерации. В зависимости от предметно-целевого назначения ден. средств орг-ций различают виды Ф.: заработной платы; приобретения предметов длит. пользования; аренды; трансп. расходов; капит. ремонта; капит. стр-ва; пр. текущих расходов. Ф. организуется на принципах: плановости; целевой направленности средств; безвозвратности ассигнований, выделяемых из бюджетов всех уровней; расходования средств в соответствии с бизнес-планом пр-тия или сметой орг-ции; соблюдения режима экономии. Принцип плановости означает, что финанс. ресурсы предусматриваются в соотв. бюджетах, внебюдж. фондах, бизнес-планах коммерч. пр-тий, сметах бюдж. оргций, финанс. планах обществ. орг-ций и др. хоз. структур. Принцип целевой направленности предполагает использование ден. средств на предусмотр. планом конкретные цели и объекты. Принцип безвозвратности означает, что предоставл. регионам, пр-тиям, оргциям финанс. ресурсы (субсидии, дотации, инвестиции) непосредственно ими не возмещаются, в чем состоит отличие бюдж. Ф. от кредитования, основанного на возврате получ. заемщиком на определ. срок средств с уплатой процентов за пользование кредитом. Принцип расходования средств в соответствии с бизнес-планом пр-тия или сметой орг-ции предполагает выделение финанс. ресурсов лишь при освоении ранее получ. сумм. Принцип соблюдения режима экономии означает правильное и рацион. расходование ден. средств, строгое соблюдение финанс. дисциплины, установл. норм и нормативов. Для рыночной экономики характерна множественность источников финанс. обеспечения производств. затрат и мероприятий по развитию произ-ва. В целом они подразделяются на 3 группы: собств. средства пртий; кредиты коммерч. банков; ассигнования из бюджетов. Структура источников Ф. не стабильна. Она изменяется в процессе развития экономики, финанс. и денежно-кредитной политики гос-ва. В условиях развития рыночных отношений и перехода на коммерч. расчет и самофинансирование осн. источником Ф. являются собств. средства пр-тий. За последние годы возросла роль коммерч. кредита, снизилась доля бюдж. ассигнований в источниках Ф. текущих и капит. затрат.

ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ ПОСТАВОК

ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОЕННЫХ ПОСТАВОК - обеспечение финансовыми ресурсами расходов на поставку продукции оборонного назначения, выполнение работ, предоставление услуг, необходимых для обеспечения национальной обороны, государственным заказчикам, в т.ч. Министерству обороны РФ (МО РФ). К продукции оборонного назначения относятся: серийно выпускаемые вооружение, военная техника, комплектующие изделия, др. изделия, НИОКР; опытные образцы; а также военное и вещевое имущество, разрабатываемые на основе технич. заданий гос. заказчиков и(или) производимые по технич. документации (технич. условиям), согласованной с гос. заказчиками. Ф.в.п. охватывает след. этапы: разработку, произ-во, эксплуатацию и ремонт и утилизацию вооружения, военной техники и имущества. В Ф.в.п. входят: открытие финансирования МО РФ по федер. бюджету; использование бюдж. средств; контроль в процессе перевода и использования бюдж. средств за выполнением пр-тиями и орг-циями договорных обязательств по поставкам продукции. Ф.в.п. осуществляется из средств федер. бюджета и в соответствии с ежегодным постановлением Правительства РФ «О государственном оборонном заказе» путем ассигнования военно-бюдж. ресурсов МО РФ. Ф.в.п. производится Минфином РФ на распорядительный счет Главного управления военного бюджета и финансирования МО РФ (ГУВБиФ) в пределах сумм, утвержд. на эту цель Федеральным законом РФ о федеральном бюджете на тот или иной год по соотв. подразделу функциональной классификации расходов федер. бюджета в составе раздела «Национальная оборона». Ф.в.п. проводится с учетом сметы расходов МО РФ, в к-рой расходы на военные поставки занимают значительный объем, и внутриведомственной классификации расходов по смете МО РФ. Расходы на военные поставки сведены в несколько осн. групп: на закупку вооружения и военной техники; оплату НИОКР; ремонт и изготовление вооружения, военной техники и имущества. Каждая из этих групп подразделяется по бюдж. статьям и статьям расходов внутриведомств. классификации, охватывающим отд. виды военных поставок. Напр. расходы на закупку вооружения, военной техники и имущества включают расчеты за поставляемые (выполняемые) пр-тиями и орг-циями др. мин-в и ведомств согласно гос. оборонному заказу вооружение, военную технику, военно-технич. имущество, запасные части, спец. инструмент и приспособления к вооружению и военной технике, а также расходы на: проектные работы по стр-ву и ремонту кораблей и судов; ремонт, переоборудование и модернизацию вооружения, военной техники и имущества, поддержание их в боевой готовности (в т.ч. работы по авторскому и гарантийному надзору при эксплуатации вооружения и военной техники); сборку, установку, стыковку и настройку вооружения и военной техники до принятия их в эксплуатацию (если эти расходы не включены в цену изделия) и др. Расчеты за военные поставки осуществляются, в осн., централизованно через ГУВБиФ; за отд. виды военных поставок расчеты ведутся через финансово-экономич. службы военных округов, флотов, флотилий.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - направление и использование денежных средств на разработку и организацию производства новых видов продукции, услуг, на создание и внедрение новой техники, разработку и внедрение новой технологии, новшеств в области социального обслуживания, разработку и внедрение новых организационных форм и методов управления. Ф.и.д. включает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и затрат, связ. с орг-цией произ-ва новых видов продукции, услуг, внедрением новой техники и технологии, к-рые в меньшей части представляют текущие расходы пр-тия и в большей - капитальные вложения, финансируемые за счет соотв. источников. Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты разл. пр-тия и орг-ции (научно-исследовательские, проектноконструкторские, опытные, испытательные, экспериментальные орг-ции, пр-тия разл. отраслей, внедренческие фирмы), важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное произ-во нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка и надлежащее финансирование инновац. программ, проектное финансирование (кредитование), создание спец. ин-тов (орг-ций), финансирующих инновационную деятельность, инновац. фондов, инновац. банков, венчурных фондов. (См. также Венчурный капитал).

ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНОКОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА"

"ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА" - международный еженедельник. Издается с 1991. Учредители: Министерство финансов РФ и международный журнал «Проблемы теории и практики управления». Ранее издавался как орган Наркомфина СССР (1924-26), Наркомфина СССР, Госбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка, Торгбанка СССР и ЦК профсоюза финансово-банковских работников (с 1937), в 1941 издание газеты было прекращено. В еженедельнике публикуются законодательные, нормативные и справочные материалы, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов, комментарии ведущих специалистов министерств и ведомств, бухгалтеров и аудиторов-практиков, ученых. Тематика: проблемы ведения бухгалтерского учета и анализа в организациях, осуществляющих разл. виды деятельности; вопросы налогообложения, соврем. информац. технологий, формирования рынка аудиторских услуг, состояния финанс. рынков, а также рынков страховых и банковских услуг. Выпускает издания: «Финансовая газета. Региональный выпуск»; «Аудиторские ведомости»; «Финансовая газета - ЭКСПО»; «Финансовая газета - REVIEW», «Финансовая газета. Библиотекам и информационным службам».

ФИНАНСОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

ФИНАНСОВАЯ ДИСЦИПЛИНА (англ. fiscal discipline) - обязательный для юридических лиц и должностных субъектов управления порядок осуществления финансовой деятельности, основанный на соблюдении уставной деятельности, трудовой, договорной, расчетной и платежной дисциплины. Ф.д. - необходимое условие финанс. стабильности гос-ва и пр-тий. Ф.д. предполагает не только финанс. ответственность за полное и своеврем. выполнение финанс. обязательств перед гос-вом (бюджетом), банками, вышестоящими уровнями управления и контрагентами (поставщиками, подрядчиками, биржами, фондами, пр. держателями акций и др. ценных бумаг), а также перед занятым в данной структуре персоналом, но и обеспечение эффективной работы данной структуры. К нарушителям Ф.д. применяются разл. санкции: бесспорное взыскание платежей в бюджет, не внесенных в установл. срок; взимание с предприятий-должников пеней и штрафов в установл. размерах, признание должника банкротом. Ответственность за нарушение Ф.д. несут руководители объединений, пр-тий, орг-ций, учрний, гос. органов. Действующим законодательством предусматривается материальная, а в нек-рых случаях - уголовная ответственность за нарушение Ф.д. В широком смысле Ф.д. включает бюджетную, платежную и расчетную дисциплины.

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (англ. financial statements) - информация о финансовом положении предприятия, организации, его изменениях, сгруппированная по специально предусмотренным правилам в виде отчетных форм. Состав, структура и содержание Ф.о. для внешних пользователей (инвесторов, партнеров, гос. органов и пр.) в РФ определяются нормами (правилами), разработан. с учетом требований международных стандартов. Ф.о. должна быть: полной, т.е. содержать всю существенную информацию о финанс. состоянии орг-ции на определенную дату и ближайшую перспективу, отражать как положительные, так и отрицательные результаты ее работы; объективной, т.е. фиксировать реальное состояние имущества, капитала и обязательств, результатов деятельности за отчетный период и ряд лет. Достоверность Ф.о. подтверждается наличием итоговой части аудиторского заключения в составе форм отчетности орг-ций, подлежащих обязательному аудиту. Показатели Ф.о. должны быть сопоставимы, т.е. представлены в такой форме, к-рая позволила бы их рассматривать в динамике, а также понятны внешним пользователям не только в России, но и в зарубежных странах, что обеспечивается в результате учета междунар. требований построения и раскрытия Ф.о. Ф.о. обязательно представляется в органы статистики, что делает ее открытой для внешних пользователей. Ф.о. для внешних пользователей состоит из трех базовых форм: бух. (финан.) баланса (характеризующего финан. положение орг-ции на отчетную дату и дату, предшествующую отчетной); отчета о прибылях и убытках (дающего информацию о формировании результатов деятельности орг-ции за отчетный период); отчета о движении денежных средств (предназначенного для анализа денежных потоков и движения оборотных средств, оценки изменения финанс. положения орг-ции). Ф.о. для внутренних пользователей (руководителей орг-ции) может содержать формы, предусмотренные учетной политикой орг-ции исходя из отраслевой специфики деятельности и задач по управлению пр-тием. Ф.о. орг-ций, финанс. из федерального, региональных или местных бюджетов, содержит специальные формы отчетности о целевом использовании бюдж. средств. Ф.о. инвестиционных ин-тов, акц. об-в, внебюдж. страховых и нек-рых др. орг-ций может содержать спец. формы и дополн. показатели отчетности, определяемые спец. законадательством. Так, в число международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) кредитных орг-ций входят стандарты: по представлению Ф.о., раскрытию информации в Ф.о. банков и финанс. институтов, составлению отчета о движении ден. средств, раскрытию информации о взаимозависимых сторонах, учету инвестиций в дочерние и ассоциированные компании и в недвижимость, требования по раскрытию информации о финанс. инструментах и др. Достоверность и полнота предоставляемой в унифицированной форме информации о результатах деятельности хозяйствующих субъектов, удовлетворяющей требованиям транспарентности (англ. transparency - прозрачность), обеспечивает участникам рынка возможность выполнения более качеств. экономического анализа при выборе решения о вложении инвестиций, объеме долевого участия в деятельности орг-ции и т.п., способствует повышению доверия партнеров друг к другу. Ф.о. субъектов малого предпринимательства может представляться в сокращенном объеме и без соблюдения общих принципов, применяемых в междунар. стандартах Ф.о.

ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА (англ. financial policy) - совокупность мероприятий государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач. Проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределении между соц. группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, в финансовом законодательстве, в структуре доходов и расходов. Ф.п. обслуживается гос. бюджетом и является одной из составных частей экономической политики, поэтому формируется в зависимости как от приоритетных направлений развития экономики страны, так и исходя из общенац. интересов, определяющих развитие гос. сектора в пром-сти, энергетике, стр-ве и др. отраслях, имеющих структурообразующее значение, а также и в с. хоз-ве. Ф.п. направлена на развитие фундаментальной науки, образования и искусства, здравоохранения, нац. спорта, поддержание и развитие нац. обороны, обслуживание гос. долга, междунар., а также правоохранительной деятельности, обеспечение внутренней безопасности гос-ва. В контексте Ф.п. предусматриваются приоритеты в соц. политике, влияющие на социально-экономич. положение в стране. Целевая направленность Ф.п. определяет источники формирования гос. бюджета. Наряду с традиц. источниками, такими, как прямые и косвенные налоги, таможенные пошлины, взносы в гос. внебюджетные фонды, используются неналоговые поступления - доходы от гос. собственности, гос. сектора в экономике, во внешней и внутренней торговле. При превышении расходов над доходами гос. бюджета Ф.п. предусматривает способы урегулирования дефицита. В рыночной экономике для финансирования гос. долга в рамках Ф.п. наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия гос. ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечеств. и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с гос. инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках Ф.п. намечаются меры по привлечению капиталов отечеств. и иностр. частных инвесторов, а также кредитов междунар. валютно-кредитных и финанс. орг-ций. Ф.п. взаимосвязана с кредитно-денежной политикой и предполагает разработку и использование высокоэффективных финанс. инструментов, дифференцированных по степени риска и доходности, способствующих развитию нац. финанс. рынка и его связи с мировыми финанс. рынками (см. Рынок финансовый).

ФИНАНСОВАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ, В ОРГАНИЗАЦИИ

ФИНАНСОВАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ, В ОРГАНИЗАЦИИ - деятельность работников финансовой службы по подготовке, реализации финансовых решений и управлению финансовыми ресурсами. Дифференциация пр-тий, орг-ций по организационноправовым формам, условиям функционирования, видам и масштабам деятельности порождает огромное разнообразие организац. структур управления ими. При этом блок финансово-экономич. и учетно-отчетных работ на пр-тии может выполнять как небольшой отдел, так и сложный комплекс структурных подразделений, включающий отделы, управления, бюро, группы и т.п. Осн. направления Ф.р. на п.: финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа. В малых и средних пр-тиях текущая финанс. деятельность сосредоточена внутри др. отделов (бухгалтерия, администрация, информац. служба и т.д.), серьезные же финанс. решения (инвестирование, финансирование, распределение прибыли) принимает и реализует генеральная дирекция пр-тия. На крупных пр-тиях может быть создана финанс. дирекция во главе с финанс. директором или главным финанс. менеджером. Она образуется по решению правления акц. обва или дирекции пр-тия. Финанс. директор, как правило, подчиняется генеральному директору пр-тия, совету директоров или правлению пр-тия. Структура финанс. дирекции зависит от характера хоз. и финанс. деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Ее подразделениями могут быть финанс. отдел, планово-экономич. отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Структура, функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с др. звеньями управления определяются Положением о финансовой дирекции.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИТЫХ СТРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - состоит из бюджетной системы; внебюджетных фондов; фондов страхования; финансов предприятий различных форм собственности. Бюджетная система страны охватывает федеральный бюджет РФ, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Федеральный бюджет РФ выражает экономич. отношения, опосредующие процесс образования и использования централизов. фонда ден. средств гос-ва, и утверждается Федеральным Собранием РФ как Закон на каждый финансовый год. В бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах главными являются расходы на соц. цели. Государственные внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширение диапазона соц. услуг населению, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечение дополнит. ресурсами приоритетных отраслей экономики. Важнейший среди соц. фондов - Пенсионный фонд РФ, средства к-рого формируются за счет единого социального налога (взноса), дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собств. инвестиций (вложений капитала) Фонда. Фонды страхования приобретают все большее значение, поскольку степень страхового риска, связ. с возможностью наступления стихийных бедствий, спадов произ-ва, политич. нестабильностью, возрастает. Финансы предприятий разл. форм собственности составляют основу финансов. Здесь формируется преобладающая часть финанс. ресурсов. От состояния финансов пр-тий во многом зависит общее финанс. положение страны.

ФИНАНСОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ

ФИНАНСОВАЯ СЛУЖБА ПРЕДПРИЯТИЯ - организационная структура, на которую возложены функции разработки предложений по формированию финансовой политики предприятия, реализации ее в финансовом, кассовом и др. планах, контроля за их исполнением и движением денежных потоков, своевременной их коррекции (исходя из текущей обстановки), составления отчетности о финансовых результатах. Цель создания Ф.с.п. - обеспечение наиболее эффективного формирования и использования финанс. ресурсов пр-тия, орг-ции и контроля за этими процессами. Задачи Ф.с.п.: разработка финанс. стратегии пр-тия, орг-ции по наиболее эффективному использованию собственных, заемных финанс. ресурсов; составление и реализация финанс., кредитного и кассового планов; помощь руководителю пр-тия, орг-ции в управлении ден. потоками для обеспечения роста прибыли, повышения рентабельности и удовлетворения производств. и соц. нужд работников пр-тия; осуществление финанс. контроля за эффективным использованием производств. фондов, за доведением размеров оборотных средств до экономически обоснованных нормативов; организация расчетов за готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) и постоянный контроль за выполнением планов по реализации продукции и прибыли; отслеживание внутр. и внешних факторов, влияющих на финанс. состояние пр-тия, и выработка предложений по изменению текущей финанс. деятельности; выполнение финанс. обязательств перед финанс., налоговыми органами, банками, поставщиками, партнерами, вышестоящей орг-цией, по выплате заработной платы и др. обязательств, вытекающих из финанс. плана; составление отчетности о реализации пр-тием разработанной финансовой стратегии и соответствующих финансовых планов.

ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ

ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ (англ. financial stabilization) - комплекс мер финансовой политики, направленный на преодоление дефицита государственного бюджета, высокой инфляции и гиперинфляции. Для достижения Ф.с. финанс. политика должна быть тесно связана с кредитно-денежной политикой. Ф.с. - одно из условий стабильного развития экономики страны, она создает предпосылки для роста произ-ва, развития непроизводственной сферы, увеличения занятости, улучшения социально-экономич. условий жизни населения. Длительная Ф.с. обеспечивает более привлекательные условия для притока отечеств. и иностр. инвестиций и в конечном счете для процесса расширенного воспроизводства.

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТРАХОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТРАХОВЫХ ОПЕРАЦИЙ - способность страховщика к сохранению баланса между доходами от страховой деятельности и расходами на выполнение обязательств перед страхователями. При этом доходы от инвестиц. деятельности принимаются в расчет только в той их части, к-рая заранее учтена при установлении страховых тарифов. Признаком Ф.у.с.о. считается бездефицитный финанс. результат от их проведения. Равенство поступивших страховых взносов (премий) и расходов на выполнение страховых обязательств за тарифный период является отражением принципа эквивалентности в отношениях страховщика и страхователя. Источниками прибыли от страховых операций могут быть: снижение фактич. убыточности страховой суммы, экономия расходов на ведение дел, прибыль, предусмотренная в установленных страховых тарифах. Необходимые условия обеспечения Ф.у.с.о.: формирование сбалансированного страхового портфеля (см. Портфель страховой), что в свою очередь требует проведения обоснов. андеррайтерской политики и оптимизации перестрахования; достаточные страховые взносы, обеспечивающие необходимый объем ден. ресурсов; страховые резервы, адекватные обязательствам страховщика перед страхователями; расходы на ведение дел, не превышающие финанс. возможностей страховщика. На Ф.у.с.о. воздействуют ряд внешних по отношению к страховой компании факторов, в частн. рисковая ситуация и ее развитие; состояние финанс. рынка страны (в т.ч. уровень инфляции, динамика цен на энергоносители, услуги и т.д.), состояние рынка труда и др. В рыночных условиях прибыль от страховых операций перестала быть единств. источником прироста собственных средств, более того, страховщик имеет возможность покрывать за счет прибыли от инвестиц. деятельности убыток от страховых операций. В этих условиях проблема Ф.у.с.о., не утратив в целом актуальности, приобрела частный характер по отношению к более сложной проблеме обеспечения финансовой устойчивости страховой организации.

Предыдущая страница Следующая страница