Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНК"-"ИСТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНК"-"ИСТ")

ИНКАССО

ИНКАССО (итал. incasso) - банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся ему денежные средства. Применение И. во внутр. расчетах ограничено в связи с широким распространением переводов платежными поручениями. В междунар. расчетах И. используется для получения с клиента платежа или акцепта по векселям, чекам и др. ценным бумагам и товарным документам. Различают чистое И. (И. переводных и простых векселей, чеков и иных платежных документов) и документарное И. (И. коммерческих документов - счетов, отгрузочных и страховых документов, различных сертификатов и др.). За выполнение инкассовых операций банки взимают комиссию. Порядок совершения И. регламентируется Унифицированными правилами по инкассо, к-рых придерживается большинство коммерч. банков мира

ИНКОТЕРМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИННОВАЦИЯ

ИННОВАЦИЯ (англ. innovation) - новшество в производственной и непроизводственной сферах, в области экономических, социальных, правовых отношений, науки, культуры, образования, здравоохранения, в сфере государственных финансов, в финансах бизнеса, в бюджетном процессе, в банковском деле, на финансовом рынке, в страховании и т.д. Термин введен австр. и амер. экономистом Й. Шумпетером (1883-1950) в 1934. Финансовая И. - новшество в финанс. сфере, результат процесса создания новых финанс. методов, инструментов, видов операций, платежных систем и технич. приемов, способствующих: улучшению функционирования финанс. учр-ний; ускорению финанс. потоков; улучшению финансирования предусмотр. расходов; снижению рисков и издержек; ускорению финанс. операций; повышению эффективности бизнеса. Напр., И. охватывают в области: гос. финансов - финансирование расходов бюджета по целевым программам; органов федерального казначейства - систему лицевых счетов; финансов бизнеса - контроллинг, применение метода «кэш-флоу»; ден. обращения - систему СВИФТ, евро, «электронные деньги», пластиковые карты и др

ИНОСТРАННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ИНОСТРАННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (англ. foreign items) - чеки, векселя (простые и переводные) и иные кредитные средства обращения, подлежащие оплате в другой стране, где они депонированы

ИНСАЙДЕР

ИНСАЙДЕР (англ. insider) - лицо, имеющее доступ к внутренней информации эмитента (инсайдерской информации) в силу: своего служебного положения; договора с эмитентом; собственности на акции эмитента; выполнения государственных контрольных функций или иной профессиональной деятельности; а также родственных и иных связей с др. лицом, располагающим такой информацией. В этом качестве И. получает преимущество перед др. инвесторами, т.к. обладает нераскрытой публично информацией о положении дел в компании и соответственно способен предвидеть изменения курса ее ценных бумаг как результата опубликования в последующем сведений об уже известных ему событиях. Чтобы поставить инвесторов в равноправное положение, сделки И. с ценными бумагами своей компании, возможности И. для осуществления спекуляций, основываясь на неизвестных широкой публике сведениях, на большинстве зарубежных и российском фондовых рынках ограничивают. И. могут быть первичными (непосредственными, поддерживающими прямую связь с компанией-эмитентом) и вторичными (получающими внутреннюю информацию от первичных). Система регулирования деятельности И. включает: немедленное раскрытие лицом информации о том, что он стал И. в силу покупки им определ. доли акционерного капитала (напр., в США - более 10% акций компании); раскрытие в установл. сроки лицами, к-рые являются И. в силу должностного положения или иных связей с эмитентом, сведений о наличии у них ценных бумаг своей компании и о любых сделках, совершенных с ценными бумагами (направление отчетов в гос. орган, регулирующий рынок ценных бумаг); запрещение передавать инсайдерскую информацию третьим лицам и рекомендовать им совершать сделки с ценными бумагами своей компании (Директива ЕС 89/592 по инсайдерской торговле); запрещение первичным и вторичным И. использовать внутреннюю информацию при совершении сделок как за свой собственный счет, так и в интересах третьего лица; запрещение И. любых сделок, с к-рыми связаны наиболее острые формы спекуляции (напр., продаж на срок без покрытия имеющимися ценными бумагами); право эмитента затребовать прибыль И. от купли-продажи ценных бумаг эмитента, если она получена в течение срока, не превышающего 6 мес. (именно в эти временные рамки умещается «короткая» спекуляция, основ. на знании внутренней информации); административные санкции, штрафы и тюремное заключение (США, Великобритания, Германия); надзор, как правило, осуществляемый гос. органом, регулирующим рынок ценных бумаг (напр., в США - Комиссией по ценным бумагам, в Японии - Министерством финансов, в Германии - Федеральной комиссией по ценным бумагам). Надзор включает: текущий контроль за рынком, право на изъятие информации и ведение адм. расследований, санкции и, при необходимости, инициирование уголовного преследования. По российскому законодательству (ФЗ «О рынке ценных бумаг», 1996) к инсайдерам - лицам, располагающим служебной (инсайдерской) информацией, - относятся: члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором; физические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг; аудиторы эмитента или указ. профессиональных участников; служащие гос. органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к служебной информации. Эти лица не имеют права использовать служебную информацию для заключения сделок, а также передавать ее третьим лицам

ИНСПЕКТОРСКАЯ ПРОВЕРКА, ИНСПЕКЦИЯ

ИНСПЕКТОРСКАЯ ПРОВЕРКА, инспекция (англ. inspection) - деятельность органов управления (см. Государственный финансовый контроль), выполняющих функции надзора, проверки, контроля за надлежащим исполнением официально установленных правил и норм работы, деятельности предприятий, организаций и фирм, их служебного персонала. И.п. призвана выявлять нарушения и принимать меры к их устранению. Этапы И.п.: изучение состояния дел в оргции (у физич. лица, занимающегося предпринимательской деятельностью) в соответствии с заданием; проведение проверки; анализ и обобщение полученных результатов, формулирование выводов, оформление соотв. документов. При осуществлении И.п. проверяются: наличие лицензии у орг-ции или физич. лица и срок ее действия, соответствие фактически выполняемых видов деятельности предусмотренным в лицензии; наличие квалификац. аттестата (свидетельства, сертификата), срок его действия, соответствие срока действия лицензии и сертификата; соблюдение ограничений и дополнительных условий, предусмотр. в лицензии; соблюдение орг-цией, физич. лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью, установл. порядков и правил выполнения всех видов лицензируемой деятельности; выполнение требований нормативных документов, касающихся лицензируемой деятельности проверяемой орг-ции, физич. лица; соблюдение технологич. и производств. дисциплины. Результаты И.п. одним работником инспекторских органов (инспектором, общественным инспектором) оформляются справкой, составляемой в произвольной форме. Подведение итогов по результатам И.п. проводится с целью доведения до сведения руководителей орг-ции, физич. лица, занимающегося предпринимат. деятельностью, результатов проверки и выводов комиссии (инспектора) и наложения в соответствии с законодательством РФ в необходимых случаях адм. взысканий на должностных лиц, граждан, ответственных за нарушения условий лицензионной деятельности, а также выявления причин этих нарушений и разработки необходимых мероприятий (рекомендаций, предложений) по их устранению и предупреждению. При необходимости обобщенные предложения по проведению профилактических мероприятий рассылаются инспекторскими органами в орг-ции, физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Комиссия (инспектор), осуществившая И.п., направляет информацию о ее результатах инспекторскому органу по месту гос. регистрации проверенной орг-ции, данного физического лица для изучения полученной информации и принятия в соответствии с законодательством РФ решения. Результаты И.п. и принятые меры заносятся в банк данных инспекторского органа по месту гос. регистрации орг-ции, физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, для обеспечения последующего контроля. Функции контроля инспекторские органы осуществляют на основании соотв. Положений об инспекторских органах и соглашений о взаимодействии с гос. контролирующими органами Министерства природных ресурсов РФ, Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Государственного таможенного комитета РФ, с органами прокуратуры РФ, др. гос. органами контроля, а также с органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственным органом, контролирующим соблюдение законодательства о налогах, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и платежей, является Министерство РФ по налогам и сборам

ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВЫЕ

ИНСТИТУТЫ ФИНАНСОВЫЕ (англ. pecuniary institutes) - совокупность организаций различных форм собственности, главная цель деятельности которых - осуществление финансовых отношений в обществе. И.ф. являются неотъемлемой частью финансовой системы любого гос-ва и мировой финанс. системы. Деятельность И.ф. регулируется финансовым законодательством каждого отдельно взятого гос-ва, а также в тех случаях, когда это вытекает из статуса орг-ции, - многосторонними межгос. договорами. Совокупность И.ф. подразделяют на две группы: реализующие финансовую политику и финансовые посредники. И.ф. 1-й группы - это, как правило, гос. и междунар. учр-ния, состав и распределение обязанностей к-рых определяются финанс. законодательством или межгос. договорами. Они выполняют важнейшие финанс. функции гос-ва, устанавливают и контролируют от лица гос-ва или сообщества гос-в, заключивших необходимый межгос. договор, правила деятельности финанс. посредников, вытекающие из финанс. законодательства, а также нек-рые аспекты межгос. финанс. отношений. В развитых странах они представлены гос. учр-ниями, такими, как центральный (национальный) банк, министерство финансов или казначейство, оргциями, регулирующими рынок ценных бумаг и рынок страховых услуг, и др. К широко известным междунар. И.ф. относятся: Международный валютный фонд, Всемирный банк (см. также Мировые финансовые институты, Банки развития национальные). И.ф. 2-й группы представлены банками, финанс. компаниями, страховыми компаниями, негос. пенсионными фондами и др. (см. Посредники финансовые)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ВКЛАДЧИК

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР, институциональный вкладчик (англ. institutional investor) - юридическое лицо, аккумулирующее денежные средства (в виде взносов, паев) и осуществляющее их вложение (инвестирование) в ценные бумаги, недвижимое имущество и(или) права на недвижимое имущество с целью извлечения прибыли для владельцев средств. И.и. действует на основании соответств. лицензии как управляющая компания, вкладывающая (размещающая) привлеченные в виде взносов, паев средства индивидуальных инвесторов в инвестиции с целью извлечения прибыли. К И.и. относятся: инвестиц. фонды (паевые и др.), негосударств. пенсионные фонды, страховые орг-ции, кредитные союзы, взаимные фонды, сберегательные орг-ции и др. В торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже на долю И.и. приходится 50-70% операций. Как правило, они обслуживаются т.н. институциональными брокерами (взимающими в связи с обработкой крупных пакетов ценных бумаг с клиентов меньшие комиссионные в пересчете на одну ценную бумагу, чем с частных лиц)

ИНТЕРЕС СТРАХОВОЙ

ИНТЕРЕС СТРАХОВОЙ (англ. insurable interest) - мера материальной заинтересованности в страховании со стороны страхователя, застрахованного, иных физических и юридических лиц. Наличие И.с. является непременным условием заключения договора страхования. В имуществ. страховании И.с. выражается в восстановлении после страхового случая стоимости застрахов. имущества, гарантии определ. результатов его использования (возмещение убытков и непредвиденных расходов, получение прибыли и т.д.). В отношении имущества возможно существование И.с. разных лиц: собственника имущества, арендодателя и арендатора; собственника имущества, совместно проживающих с ним лиц и наследников; неск. лиц, имеющих имущество в общей собственности, и т.д. Степень выражения И.с. у собственника больше, чем у лица, получившего имущество в доверительное владение и эксплуатацию, поэтому на последнего договорами аренды, найма, лизинга и т.п. может быть возложена обязанность страховать имущество в пользу его собственника. И.с. может быть полным, когда страхователь или иное лицо заинтересованы во всем объекте, и частичным, когда заинтересованность касается только части его стоимости (напр., долевая собственность). В большинстве видов личного страхования проявляется И.с. страхователя и застрахованного при приоритете интереса последнего, что выражается в получении им страховой выплаты (единовременной суммы, пенсии, ренты и т.д.) или в оплате медицинских и иных расходов. Когда страхователь является одновременно и застрахованным, происходит аккумуляция И.с. в одном лице. В договоре личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным, последний является непосредственным носителем И.с. В разл. видах личного страхования И.с. зависит от возраста страхователя, его имуществ. и семейного положения и др. факторов. В страховании на случай смерти (от любой причины или точно оговоренной) присутствует И.с. лица, являющегося возможным посмертным получателем страховой выплаты, определ. в договоре страхования. При отсутствии указания на такое лицо в договоре возникает И.с. наследников застрахованного. В кредитном страховании жизни (страхование жизни ссудополучателя) выражается приоритет И.с. кредиторов (банков, орг-ций, продающих в рассрочку жилье и др. дорогостоящие товары длит. пользования, и т.д.), поэтому часто такое страхование выступает непременным условием кредитного соглашения (несомненен И.с. наследников кредитополучателя). В договоре семейного страхования жизни (оно широко развито в ряде стран) присутствуют И.с. всех членов семьи, хотя ден. выражение возможной страховой выплаты для каждого члена семьи, как правило, неодинаково. В страховании ответственности выражается И.с. страхователя и лиц, к-рым может быть причинен вред (ущерб) деятельностью страхователя: это могут быть указанные в договоре страхования лица, а также иные, т.н. третьи лица. Если риск ответственности за причинение вреда несет не только страхователь, но и др. лицо, оно также является носителем И.с. По отношению к страхователю и лицу, ответств. за причинение вреда, И.с. выступает как активный, поскольку от них зависит заключение договора страхования. В отношении возможных потерпевших (третьих лиц) И.с. проявляется как пассивный. Поэтому часто в целях защиты интересов последних вводится обязательное страхование ответственности

ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - практическая форма реализации системы социальноэкономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу удовлетворения свойственной каждому из них системы экономических потребностей. Гл. особенность И.э. - их строгая персонификация: они связаны с определ. хозяйствующим субъектом (продавцом, покупателем, наемным работником, работодателем, гос-вом и т.д.). Различия в системе экономич. потребностей хозяйствующих субъектов предопределяют специфичность И.э. каждого из них. В условиях разделения труда в об-ве удовлетворение экономич. потребностей возможно лишь посредством взаимного обмена результатами трудовой деятельности через реализацию И.э. И.э. любой страны имеют сложную многоэлементную структуру, представляющую систему или органическую целостность. Соединение И.э. хозяйствующих субъектов может осуществляться: на основе двусторонней связи интересов и соблюдения принципов взаимной экономич. выгоды [взаимозависимость хозяйствующих субъектов заставляет каждого из них искать все более результативные решения в своей деятельности - постоянное экономич. давление со стороны контрагента не допускает иного способа улучшения условий реализации системы экономич. потребностей]; при взаимодействии хозяйствующих субъектов, когда И.э. одного реализуется вне зависимости от И.э. другого [в этом случае И.э. одного субъекта подавляется И.э. другого, что неизбежно ослабляет мотивацию к достижению высоких экономич. результатов у обеих сторон]. Гл. мотив экономич. деятельности в условиях рыночной экономики - стремление к достижению своей выгоды. Это стремление - неотъемлемое право каждого рыночного субъекта и одновременно гл. пружина автоматического согласования действий участников общественного воспроизводства. Достижение индивидуальной экономич. выгоды - явление противоречивое. Ее результат является следствием столкновения И.э. субъектов рыночных отношений, к-рые единопротивоположны. Товаропроизводитель (продавец) и потребитель (покупатель) на рынке взаимосвязаны, но их И.э. противоположны: продавец хотел бы получить самую высокую цену за свой товар, покупатель - самую низкую. Сделка может состояться, если оба снизят свои требования, придут к компромиссному решению. Принять согласованное решение их заставит конкуренция - мощнейший и неотъемлемый элемент рыночного механизма. Рыночная конкуренция вынуждает товаропроизводителей снижать издержки и цены на товары, повышать их качество, улучшать обслуживание потребителей и т.п. Все это отвечает социально-экономич. интересам общества в целом. Следовательно, единство и противоположность индивидуальных И.э., их системное взаимодействие носят в конечном счете созидательный характер. Согласование в системе И.э. общества входит в функцию гос-ва и его спец. орг-ций, располагающих для ее реализации широким набором методов и средств.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ (от англ. internal - внутренний) - стратегия крупных, как правило, транснациональных корпораций (ТНК), направленная на сокращение или устранение отрицательных внешних эффектов путем превращения их во внутренние. Стратегия И. может осуществляться неск. путями: 1) Сосредоточение в руках одной ТНК и ее филиалов необходимых технологий и производств и переход на внутренние цены (см. Цены трансфертные). Тем самым сокращается влияние отрицат. внешнего эффекта на уровень прибыльности. 2) Компания может снизить объем производства или продаж определенного товара на данном рынке (а, значит, и внешних эффектов) до оптимального уровня, на к-ром установится приемлемая эффективность. 3) Компания, страдающая от отрицат. внешнего эффекта, при определенных условиях может договориться с производителем этого эффекта с тем, чтобы разделить издержки (т.н. теорема Коуза - Coase,s theorem). 4) Возможно вмешательство государства, к-рое обкладывает производителя отрицательного эффекта (напр., загрязнителя окружающей среды) налогом, равным по стоимости внешнему эффекту (т.н. налог Пигу - Pigovian tax), заставляя его уменьшить или ликвидировать сам эффект. И. - существенная часть международной стратегии ТНК, активно применяется для преодоления таможенных барьеров, обхода налогового законодательства и т.п. Особенно большой и сложной проблемой стали трансфертные цены, поскольку страны базирования ТНК теряют огромные средства в связи с недополучением налогов с этих компаний. В основе стратегии И. лежит ряд экономич. теорий: теорема Коуза, налог Пигу, теория И. Баккли и Кассона. Понятие И., в свою очередь, широко используется в экономич. теориях, занимающихся проблемами транснационализации, мультинационализации, конкурентных преимуществ, прямых иностранных инвестиций

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (от англ. inter - между) - процесс развития и углубления хозяйственных связей между странами. В его основе лежит международное разделение труда и специализация по отраслям, видам готовой продукции и услуг на отд. узлах, компонентах и стадиях технологич. процессов. И. проявляется в разл. формах междунар. экономич. отношений: международная торговля товарами и услугами, в т.ч. информацией, вывоз капитала, миграция рабочей силы, экономическая интеграция, междунар. валютно-расчетные отношения и др. Происходит И. как обмена, так и производства. Тенденция к И. сталкивается со специфич. национальными экономич. и культурными интересами отд. стран. Наряду со все большим втягиванием стран в мировой процесс И. происходит их национальная самоидентификация, усиливается контртенденция к сохранению уникальных национальных народных хозяйств, национального языка, культуры, самобытности. Мировая экономика представляет собой противоречивое единство национальных экономик, объединенных тенденцией к И. Для совр. стадии И. типична такая глубина и охват стран и сфер экономич. деятельности, что она приобретает форму глобализации (см. Глобализация мировой экономики). Характер и масштабы И. во многом определяются преобладающим на определенном этапе технологич. типом производства. В начале XXI в. осуществляется становление и развитие информационной экономики. В наиболее развитых странах доминируют такие технологич. уклады, к-рые базируются на широком использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций. При этом информационные системы выделяются как подсистемы в относительно самостоят. единицы. Процесс И. объективно строится на основе иерархии экономич. систем: производственных, коммуникационных (транспортных, информационных), финансовых. Информац. потоки, наряду с финансовыми, пронизывают всю производственную и торговую деятельность компаний, образуя системы обратных связей, создавая новую объективную основу для развития И. Доминирующие функции и процессы в экономике все больше оказываются организованными по принципу сетей. Сетевая структура представляет собой комплекс взаимосвязанных узлов. Особое значение для характера И. имеют особенности информационных сетей, резко сокращающих время на передачу информации и позволяющих вести работу в реальном режиме времени, находясь в географически отдаленных пунктах, что привело к расширению масштабов экономич. деятельности компаний, разветвлению их филиальной сети. И. затронула компании самого разного размера и экономич. потенциала. Одновременно морфология сетей выступает в качестве источника далеко идущей перестройки отношений экономической власти в мировой экономике. С одной стороны, общедоступные информационные сети делают международное сообщество более демократичным, а с другой, подсоединение к сетям информац. и финанс. структур в качестве орудий осуществления власти доступно лишь избранным. Парадоксально то, что в условиях информационного бума и при наличии огромного количества информации может существовать такое неравенство. Современная И. опирается на новые экономич. формы, к-рые строятся вокруг глобальных сетевых структур информации, а осуществляемый через такие сети доступ к технологическим умениям и знаниям составляет в наст. время основу производительности и конкурентоспособности

ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ

ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ (англ. Internet banking) - дистанционное предоставление кредитной организацией банковских услуг через Интернет. Через сайт банка в сети Интернет клиент может из любой точки мира в режиме реального времени (в т.ч. через мобильный телефон) получать текущую информацию о состоянии своих счетов без участия сотрудника банка, просматривать реквизиты платежных документов, подтверждающих движение средств по счету, проверять правильность платежных реквизитов, указанных партнерами по сделкам, совершать операции с пластиковыми картами и т.п. У банка появляется возможность предоставлять услуги широкому кругу лиц независимо от их местопребывания, не создавая дополнит. отделения и филиалы и получая дополнит. доходы от традиц. банковских операций. И.-б. позволяет также оказывать клиентам услуги по управлению портфелем ценных бумаг (т.н. Интернет-трейдинг). Система электронной цифровой подписи и кодирования гарантирует безопасность. Технология электронного денежного перевода (electronic fund(s) transfer) в Интернете реализована системами Quicken (Quick Intuit), Money (Microsoft), Managing Your Money (Mega Software), Security First Network Bank (Cardinal Bank Shares)

ИНФЛЯЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Информационная безопасность на рынке ценных бумаг - сочетание конфиденциальности и общедоступности информации на рынке ценных бумаг. И.б. обеспечивает стабильное функционирование рынка ценных бумаг, отсутствие недобросовестной конкуренции, мошенничества, др. противоправной деятельности за счет использования служебной и иной внутренней информации до того, как она примет характер общедоступной, защиту информационных сетей и процессов на рынке ценных бумаг от несанкционированного доступа юридич. или физич. лиц. Круг информации, составляющей служебную и коммерч. тайну, определяется соответств. государственными или ведомств. нормативными актами. Однако для соврем. рынка ценных бумаг гл. цель состоит в максимально возможном раскрытии информации (англ. disclosure) об эмитентах и инвесторах, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, включая их финансовое состояние, о ценах и размерах сделок и т.п. Общедоступная информация на рынке ценных бумаг обеспечивается соврем. средствами связи и компьютерными сетями, СМИ (радио, телевидение, газеты, журналы и т.п.). Реклама на рынке ценных бумаг, выполняя информационную функцию, регулируется соответствующими нормативными актами гос-ва

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ - современные ИТ, основанные на применении средств вычислительной техники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и выдачи информации, широко используются в банковской деятельности. К их числу относятся системы управления базами данных, текстовые, табличные, графические процессоры, алгоритмические языки и т.п. ИТ пронизывают всю деятельность совр. коммерч. банка, охватывая как сферу оказания банковских услуг (расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, депозитное обслуживание и др.), так и сферу управления банком (учет, контроль, анализ, планирование). С помощью ИТ поддерживаются внешние взаимодействия с клиентами, филиалами банка, банками-корреспондентами в России, др. странах СНГ, международными банками и др. кредитными учр-ниями. Компьютерные сети обеспечивают выполнение коммуникационной функции и доступ к разделяемым ресурсам (передачу файлов, доступ к удаленным базам данных и удаленный запуск задач). Локальные, корпоративные сети связывают в единое целое разл. отделы банка, увеличивая эффективность работы кредитного учр-ния и обеспечивая полный комплекс определ. средств и мер защиты от несанкционированного доступа к внутрибанковской информации. Системы телекоммуникац. взаимодействия позволяют организовать дистанционное обслуживание клиентов (см. Интернет-банкинг, Карточная платежная система, Система «Клиент - банк»); межгосударственные, межбанковские взаимодействия на территории стран СНГ; междунар. расчеты (через систему СВИФТ). Передача информации может осуществляться по компьютерным, телефонным (в т.ч. по мобильным телефонам) и телеграфным сетям. Для сопряжения коммуникац. оборудования используются многоуровневые стандартизир. протоколы передачи данных. С 1995 в странах Европейского Союза при обмене документацией и информацией между гос. ведомствами ЕС используется совокупность стандартов EDI (структурированный язык описания разл. видов коммерч. информации, обеспечивающий пользователю возможность работы на английском, французском, немецком или испанском языках). В последнее время большие надежды возлагаются на технологию передачи данных на основе языка ХМС

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ И ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ И ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ - современные ИТ, использующие средства и методы вычислительной техники и связи, активно применяются участниками междунар. финансово-кредитных отношений. Это обусловлено большим объемом постоянно обновляющейся оперативной и аналитич. информации о партнерах, клиентах, конъюнктуре мировых рынков, владение и своеврем. обработка к-рой повышают эффективность работы хозяйствующего субъекта на мировом рынке и позволяют контролировать риски в мировой торговле. Для работы со специализир. междунар. экономич. (в т.ч. валютно-кредитной и финанс.) информацией разработаны текстовые, табличные и графические процессоры, системы управления базами данных и т.п. Участники междунар. отношений широко пользуются услугами междунар. автоматизир. систем межбанковских расчетов: по торговле ценными бумагами - CEDEL, по валютным операциям и информац. услугам - REUTERS monitor service. Компания GEORISK - филиал ассоциации SHARP - является ведущим поставщиком систем управления STREAM. Этот комплекс программных средств позволяет банкам контролировать риски в мировой торговле. Система дает доступ к приватной междунар. коммуникац. сети SHARP-IPSANET, куда входят, в частн., интерфейсные средства сети СВИФТ, обеспечивающей максим. компьютеризацию междунар. валютно-кредитных и финанс. операций. Глобальная сеть Интернет как средство интеграции и глобализации мировой экономики оказывает большое влияние на процессы развития и совершенствования междунар. экономич. отношений (заставляя, напр., отказываться от применения нек-рых финанс. инструментов, см. Валютный арбитраж). Более 1300 кредитных институтов из разл. регионов России являются активными пользователями Интернета, что ускоряет интеграцию России в мировое хозяйство. Через Интернет осуществляются финансовые и корпоративные сделки (система business-to-business, B2B), работают отраслевые электронные торговые площадки. Технич. средства Интернета обеспечивают возможность дистанционных переговоров между многими участниками (телеконференций) и передачи в необходимых случаях конфиденциальной информации одному из собеседников. В июле 2000 осуществлен запуск программ с использованием технологии IntelliSense, обеспечивающей высокоскоростной качеств. уровень автоматизации, поиска информации, взаимодействия узлов связи и разл. специальной электронной аппаратурой

ИНФРАСТРУКТУРА АУДИТОРСКОГО РЫНКА

ИНФРАСТРУКТУРА АУДИТОРСКОГО РЫНКА - состав организаций, структур, систем, обеспечивающих функционирование аудиторского рынка. И.а.р. включает все субъекты хозяйствования и технологии, без к-рых рынок аудиторских услуг не способен длительно и эффективно функционировать. В И.а.р. входят экономические субъекты, нуждающиеся в аудите: акционерные общ-ва открытого типа, банки и др. кредитные учр-ния, страховые орг-ции, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, внебюджетные и благотворительные фонды, совместные пр-тия и др. орг-ции, бух. отчет к-рых подлежит обязательной аудиторской проверке. Сюда же относятся экономические субъекты, созданные в соответствии с законодательством РФ, хоз. деятельность к-рых побуждает к целевому аудиту, а также органы государственной власти и управления всех уровней и органы местного самоуправления, в т.ч. органы, обеспечивающие гос. регулирование аудиторской деятельности, организующие проведение аттестации и выдачу лицензий на право осуществления аудиторской деятельности, и т.п. При оказании аудиторских услуг пользуются данными Госкомстата РФ и его тер. подразделений, специализир. информационных агентств

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - совокупность организаций, поддерживающих торговлю ценными бумагами и участвующих в этой торговле на профессиональной основе. Она включает: брокеров и дилеров, к-рые совершают сделки с ценными бумагами, обслуживая эмитентов и инвесторов; торговые системы (биржи фондовые и внебиржевые организаторы торговли ценных бумаг), предоставляющие брокерам и дилерам организац. и технич. механизмы для заклюючения сделок; клиринговые центры, организующие взаимозачет обязательств брокеров и дилеров по соверш. ими сделкам с ценными бумагами и контролирующие синхронность поставки ценных бумаг и ден. расчетов при исполнении этих сделок; депозитариев и регистраторов, организующих поставку ценных бумаг при исполнении сделок; расчетные центры и банковские оргции, к-рые осуществляют ден. переводы при исполнении сделок с ценными бумагами; управляющие компании разл. форм коллективных инвестиций; центры технич. поддержки, оказывающие компьютерные и телекоммуникац. услуги др. элементам И.р.ц.б. Отд. торговые системы, клиринговые центры, депозитарии и расчетные центры могут быть связаны между собой в единую технологич. цепочку и образовывать структуру организованного рынка ценных бумаг

ИНФРАСТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

ИНФРАСТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ - совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. К И.э. обычно относят транспорт и связь, складское хоз-во, энерго- и водоснабжение и т.п. Общее назначение отраслей И.э. - упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Нек-рые авторы к И.э. относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) И.э. Как правило, отрасли И.э. (особенно такие, как дорожная сеть и сооружения, связанные с охраной природы) отличаются повышенной капиталоемкостью, окупаемость вложений в них не всегда высокая, поэтому у фирм и гос-ва в целом часто возникает соблазн экономии на инвестициях в сооружение объектов И.э. как менее «срочных» и эффективных, чем непосредственно производств. инвестиции. По этой причине отрасли И.э. традиционно принадлежали гос-ву, и затраты на их развитие возлагались на гос. бюджет, т.е. на налогоплательщиков. Однако в постиндустриальных об-вах в связи с ускорением научно-технич. прогресса ситуация с эффективностью вложений в объекты И.э. существенно изменилась. Такие отрасли, как напр., электронные коммуникации (включая космические), электроэнергетика, воздушный транспорт, водоснабжение и др., все больше переходят в руки частных компаний. Крупный бизнес учится учитывать и использовать внешние эффекты, связанные с функционированием И.э., и усиливает свою экспансию в эту сферу. Возникло множество нац. и транснациональных компаний инфраструктурной специализации. В гос-вах с рыночной экономикой И.э. используется как один из рычагов регулирования рынка, ослабляющего воздействие экономич. кризисов путем создания новых рабочих мест в отраслях И.э. Гос-во расширяет платежеспособный спрос и т.о. приводит экономич. систему в равновесие. Развитие И.э. способствует решению ряда соц. задач. Услуги И.э. можно рассматривать как предварительные условия экономического роста. В России проблема оптимизации И.э. тесно переплетена с проблемой естественных монополий, особенно электроэнергетич. и транспортных. В народнохозяйственном масштабе проблема оптимизации И.э. сводится к проблеме нахождения таких пропорций между нею и осн. отраслями материального произ-ва, при к-рых общая эффективность экономич. системы в целом окажется наивысшей

ИПОТЕКА

ИПОТЕКА (греч. hypotheke - залог, заклад; англ. hypothecation) - залог недвижимости с целью получения ссуды, ипотечного кредита. Предметом залога выступают жилые дома (квартиры), офисы, производств. здания, зем. участки. И. впервые появилась в Греции в нач. VI в. до н.э. как способ обеспечения возврата долга кредитору. Источником средств в случае непогашения ссуды служила выручка от продажи земельных участков. Поэтому при оформлении обязательства на границе принадлежащего заемщику участка ставился столб с надписью «находится под залогом» - «ипотека». На нем отмечались все долги собственника земли. Позже для этой цели стали использовать т.н. ипотечные (земельные) книги. При заключении договора И. в нотариальной конторе составляется закладная (англ. mortgage) - документ о залоге недвижимого имущества, ценная бумага. И. предоставляет кредитору-залогодержателю право преимуществ. удовлетворения его требований к должнику-залогодателю в пределах суммы зарегистрир. залога. Характерные черты И.: оставление имущества в собственности должника; возможность получения под залог одного и того же объекта добавочных ипотечных кредитов под 2-ю, 3-ю и т.д. закладные; обязат. регистрация. И., особенно в части залога жилья, широко применяется в развитых странах. В США 63 млн семей живут в домах, приобретенных гл. обр. с помощью ипотечного кредита. На рынке И. обращается свыше 3 трлн долл. в год, что больше обращения на рынке ценных бумаг пр-ва США. Ипотечные ссуды дают ссудо-сберегательные ассоциации (40-50% всех ипотечных кредитов), ипотечные банки (18-30%), коммерч. банки (19-20%), взаимосберегат. (кооперативные) банки (8- 10%), кредитные союзы (1-2%). В 1938 была создана Federal National Mortgage Association, Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA, или «Фэнни Мэй»). И. была распространена в дореволюционной России, в быв. СССР не применялась. С 1995 И. жилья стала медленно возрождаться и в России. Созданы Федеральное агентство по ипотечному кредитованию, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, к-рые вместе с Банком России и крупными банками-эмитентами ипотечных облигаций должны рефинансировать ипотечные банки путем выкупа закладных. В 1998 принят Федер. закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

ИПОТЕЧНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ

ИПОТЕЧНО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В ОЦЕНКЕ - набор методов и способов оценки стоимости недвижимости, приобретаемой с помощью кредита под залог этой недвижимости (ипотеки). В странах с развитой рыночной экономикой свыше 90% инвестиц. сделок с недвижимостью совершаются с привлечением ипотечных кредитов. Инвесторы, использующие кредиты, получают за счет привлечения заемных средств возможность увеличить доходность собственных средств. Кроме того, повышается эффект от прироста стоимости имущества, обеспечивается бoльшая диверсификация активов и дополнит. экономия на налогах. Кредиторы получают разумно гарантированную сумму дохода, а также надежное обеспечение своего кредита. Они обладают правом 1-й очереди на доход заемщика и его активы в случае невыплаты им задолженности. При И.-и. а. предполагается, что инвесторы, во-первых, оплачивают первонач. затраты по остаточному принципу; во-вторых, доходы получают также по остаточному принципу после того, как уже произведены все выплаты кредиторам как в ходе текущей деятельности, так и после продажи объекта. При этом период реализации права собственности на недвижимость может быть разделен на три этапа: приобретение, использование и ликвидация. На каждом из этапов собственники капитала получают остаточный доход. На 1-м этапе они вносят обязат. денежный платеж, сумма к-рого равна остатку цены (разности между ценой и суммой ипотечного кредита, переходящего к ним как долг); на 2-м - получают остаточный доход от использования имущества, после вычета из него обязат. платежей по обслуживанию долга; на 3-м - получают наличность, равную цене реализации. Стоимость приносящего доход имущества может быть оценена путем сложения первонач. суммы ипотечного долга и оценочной стоимости собств. капитала инвестора. Основа при определении стоимости капитала - текущая стоимость ожидаемой в будущем отдачи: остаточного потока наличности при использовании недвижимости и остатка цены перепродажи. Сумма ипотечного долга и оцененной стоимости капитала дает вероятную рыночную стоимость объекта недвижимости

ИПОТЕЧНЫЕ КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ИПОТЕЧНЫЕ КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (англ. mortgage credit institutions) - финансовые учреждения, специализирующиеся на предоставлении ипотечных кредитов, и, как правило, обладающие особым статусом. Возникновение И. к. у. связано с расширением объема работ в строительной индустрии. Кроме коммерч. и специализир. ипотечных банков в качестве И. к. у. могут выступать разл. строительные общества (Великобритания), строительно-сберегательные кассы (Германия), депозитные кассы (Франция). И. к. у. во многих странах поддерживаются пр-вом через организованную и отлаженную систему ипотечного кредитования. Гос-во несет определ. финансовую нагрузку с целью снижения всевозможных рисков как для заемщика, так и для кредитора, а также облегчения населению доступа к ипотечным кредитам. Участие гос. институтов может выражаться в виде выдачи прямой субсидии заемщику, уменьшения налоговой базы заемщика на сумму процентов по его займу или искусственного снижения займа путем бонификации процентов (частичной выплаты процентов по займу). Участие гос-ва создает необходимые условия для организации целостной системы ипотечного кредитования, включающей в себя, помимо И. к. у., страховые и пенсионные фонды (как источники средств), рынок ипотечных закладных и др. связанных с ними финансовых инструментов (как механизм привлечения дополнит. инвестиций)

ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ИГЭА) государственное учреждение высшего профессионального образования. Основана в 1930 под названием Сибирский финансово-экономический институт. С 1965 - Иркутский институт народного хозяйства, в 1993 преобразован в Иркутскую государственную экономическую академию. Осуществляет образовательную деятельность в сфере среднего, высшего, послевузовского и дополнит. професс. образования по специальностям: «Экономическая теория», «Экономика и социология труда», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Экономика и управление на предприятии», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Коммерция», «Маркетинг», «Информационные системы в экономике», «Юриспруденция», «Журналистика». В составе Академии: институт (филиал) в г. Чита; колледж бизнеса, права и лесных технологий; 12 факультетов, 30 кафедр; учебно-методический Центр по подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов; Центр повышения квалификации и переподготовки кадров; факультет повышения квалификации банковских служащих; докторантура и аспирантура по 17 специальностям. В Академии обучается свыше 7 тыс. студентов и около 1 тыс. слушателей. Учебно-методическую и научную работу выполняют около 350 преподавателей, в т.ч. около 50 профессоров и докторов наук, почти 200 доцентов и кандидатов наук. ИГЭА является ведущим экономическим научным центром региона. Научные школы, возглавляемые докторами наук, заслуженными деятелями науки Российской Федерации, академиками выполняют более 60 бюджетных и договорных научных тем по направлениям: социально-экономические проблемы региона; развитие рыночных отношений в регионе; аграрные отношения и проблемы агробизнеса; организация и функционирование финансово-кредитного механизма; моделирование стохастических систем и эволюционных процессов. Функционируют советы по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по специальностям: «Политэкономия», «Экономика и управление народным хозяйством», «Финансы, денежное обращение и кредит», а также кандидата наук по специальностям: «Экономика труда», «Уголовное право и криминология», «Уголовноисполнительное право», «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях». За 70 лет в ИГЭА подготовлено около 50 тысяч квалифицированных специалистов, около 300 кандидатов и докторов наук. Выпускники академии занимают влиятельные посты в деловом и политич. мире страны и региона. Академия располагает библиотекой с фондом книг свыше 600 тыс. экз., выпускает научные сборники и журналы, учебники и учебные пособия, лекции, программы и методич. рекомендации

ИСК ВЕКСЕЛЬНЫЙ

ИСК ВЕКСЕЛЬНЫЙ - иск, предъявляемый законным векселедержателем к лицам, обязанным по векселю. Иск против лиц, являющихся осн. должниками по векселю, - векселедателя по простому векселю; акцептанта, акцептовавшего переводной вексель (или векселедателя по переводному векселю в случае его неакцепта), - называется прямым иском (action on a bill). Иск против др. обязанных лиц (индоссантов, авалистов, векселедателя по переводному векселю в случае его акцепта акцептантом) называется иском в порядке регресса (action on recource). Для возникновения права на иск необходимо предъявление векселя к платежу, а для переводных векселей - предъявление к акцепте (если только переводной вексель не является не подлежащим акцепту). Условием осуществления права на предъявление иска в порядке регресса является совершение протеста в неплатеже по простому векселю и протеста в неплатеже по переводному векселю (при этом совершение протеста в неакцепте освобождает векселедержателя от предъявления векселя к платежу и от протеста в неплатеже). Исключением из правила о необходимости совершения протеста для осуществления прав регресса является наличие в векселе оговорки «оборот без издержек», «без протеста» или иной равнозначащей оговорки, освобождающей векселедержателя от совершения протеста. При этом такая оговорка, сделанная векселедателем, имеет силу для всех обязанных лиц, другим лицом (индоссантом или авалистом) - только для этого лица (см. Протест вексельный). Действ. российское законодательство по спорам, касающимся взыскания денежных средств по векселям, помимо общеискового производства предусматривает упрощ. процедуру взыскания - выдачу судебного приказа, имеющего силу исполнит. документа и выдаваемого судьей по заявлению векселедержателя - в отношении векселей, на к-рых в установл. порядке совершен протест в неплатеже, неакцепте или недатировании акцепта. Размер требований взыскателя определяется вексельным законодательством

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПОЛНЕНИЕ СМЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

ИСПОЛНЕНИЕ СМЕТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ - комплекс мер, обеспечивающих выполнение документированного бухгалтерского плана поступления и расходования денежных средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности экономического субъекта. Оперативный учет и контроль И. с. д. и р. возлагаются на финанс. отдел орг-ции и бухгалтерию. С этой целью ведется ведомость оперативного учета прихода и расхода денежных средств по целевому назначению или соответ. машинные документы в виде накопительных ведомостей (см. Отчет о движении денежных средств). На основе оперативного и бухгалтерского учета ежеквартально составляется справка прихода и расхода денежных средств по направлениям. Справка является основанием для принятия мер по обеспечению текущей сметы, а также источником информации о фактическом И. с. д. и р. за отчетный период. Она используется в качестве статистических данных при разработке будущих финансовых планов орг-ции

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ - функционирование элементов основных фондов, в результате которого производится продукция, выполняется работа, оказываются услуги. И.о.ф. характеризуется показателями использования парка оборудования (доля работающих машин в общем парке), зданий и сооружений (доля загруж. площадей в общей производств. площади), оборудования во времени (коэффициент сменности работы оборудования; время работы станка в течение смены, суток, мес., кв., года; сроки службы оборудования; коэффициенты использования сменного, располагаемого, режимного, номинального, календарного фонда времени работы оборудования; время простоев оборудования, в т.ч. по причинам простоя; отношение фактич. срока службы оборудования к нормативному, рацион. сроку). Результативность И.о.ф. определяется след. показателями: производительностью оборудования (объемом выпускаемой продукции, работ, услуг в расчете на час, смену, в сутки, за мес., кв., год, срок службы); выпуском продукции в расчете на единицу производств. площади, пода печи и т.д.; фондоотдачей, фондоемкостью, рентабельностью осн. фондов. Фондоотдача рассчитывается путем деления объема выпущ. за определ. период продукции (услуг) на среднюю за этот период стоимость осн. фондов. На ее уровень влияет обоснов. объем осн. фондов, уд. вес их активной части, технич. (паспортная) производительность, загрузка по времени, возраст, состояние элементов осн. фондов, организация труда, квалификация работников, изменение цен на элементы осн. фондов и на выпускаемую продукцию. Фондоемкость - обратный показатель фондоотдачи, определяется как отношение стоимости осн. фондов к выпуску продукции. Для сравнения фактич. результативности И.о.ф. с потенц. рассчитываются показатели: коэффициент использования паспортной (проектной) производительности оборудования; коэффициент использования производств. мощности пр-тия. Показатели И.о.ф. вычисляются по отд. элементам (инвентарным объектам) осн. фондов, по подразделениям пр-тия (участкам, цехам), по отд. пр-тиям; по пр-тиям, сгруппир, по формам собственности, регионам, отраслям; по отд. видам осн. фондов, по всем осн. фондам. Уровень И.о.ф. на пр-тии зависит от многих факторов: наличия заказов (рынков сбыта продукции); квалификации и оплаты труда работников; технико-экономич. уровня машин и оборудования и качества их изготовления; уровня орг-ции произ-ва и труда; условий для высокопроизводит. труда работников и эффективной работы оборудования (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность); периодичности и качества профилактич. и ремонтных работ; возраста оборудования и др. В условиях рыночной экономики результативность И.о.ф. зависит также от наличия на пр-тии служб маркетинга, менеджмента, контроллинга и их действенности

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ - денежные средства, аккумулируемые в целевых фондах, на счетах предприятий и направляемые на капитальные вложения: при строительстве объектов - на оплату проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ, приобретение оборудования; при покупке объектов - на оплату их цены. На финансирование капиталовложений направляются внебюдж. и бюдж. средства. Внебюджетные источники: собств. финанс. ресурсы и внутрихоз. резервы инвестора - прибыль, амортизационные отчисления, выручка от продажи осн. фондов; ден. накопления граждан и юридич. лиц; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.; привлеченные инвестором средства - деньги, выруч. от продажи акций, эмитированных акц. об-вом; паевые и иные взносы работников орг-ции, граждан, др. орг-ций; средства, переданные инвестору др. орг-циями, гражданами в порядке долевого участия; заемные средства - целевые кредиты, выданные для финансирования капит. вложений, и заемные средства др. орг-ций, деньги, вырученные от продажи облигаций, эмитированных акц. об-вом - инвестором; деньги, выруч. от продажи облигаций целевых муниципальных займов (жилищных, дорожных, телефонных, газовых и т.д.), жилищных сертификатов и др.; средства внебюджетных фондов; иностранные инвестиции в осн. капитал. Амортизационные отчисления - целевой И.ф.к.в. пртий, предназначенный для замены физически и морально устаревших элементов осн. фондов. У пр-тий, применяющих ускоренную амортизацию, оказывается бoльшая сумма амортизац. отчислений в расчете на рубль осн. фондов, т.е. возникают дополнит. средства для замены морально устаревшего оборудования. В развитых странах амортизац. отчисления на крупных пр-тиях составляют 60-70% всех И.ф.к.в. В России на долю амортизац. отчислений в 1999 приходилось около 36,5% общей суммы финанс. капит. вложений по крупным и средним орг-циям. Пр-тие может направлять на финансирование капит. вложений прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов, погашения кредита и уплаты процентов по нему (см. Капитализация прибыли), путем формирования спец. фондов (фонд накопления, фонд капит. вложений). В 1999 уд. вес прибыли в И.ф.к.в. (по крупным и средним орг-циям) в России составлял 15,9%. Доля прибыли, направляемая на финансирование капит. вложений, зависит от финанс. состояния, производств. и инвестиционной стратегии, дивидендной политики, рентабельности осн. фондов пр-тия. В 1999 доля кредита в связи с высокими ставками процентов за кредит, выдаваемый банками для капит. вложений, составила в общем объеме финансирования капит. вложений 9,43%, заемных средств др. орг-ций - 5,7%, средств из внебюджетных фондов - 8,8%, средств от эмиссии акций - 0,7%. К бюджетным источникам относятся средства федер. бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов, направленные на финансирование капит. вложений. В условиях перехода от адм.-командной экономики к рыночной доля бюдж. ассигнований в общем объеме финансирования капит. вложений сократилась и в 1999 составила 17% общего объема инвестиций в основной капитал, в т.ч. доля средств из федер. бюджета - 6,4%, из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - 10,6%

Предыдущая страница Следующая страница