Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ (англ. national debt management) - 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта. К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся: выплаты кредиторам; погашение внешних и внутренних займов; предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; определение условий выпуска и размещения новых гос. долговых обязательств и др. Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснов. решений в процессе У.г.д., что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относит. показатели. Абсолютные показатели отражают объем гос. внутр. и внешней задолженности в ден. выражении, величину расходов, связ. с ее погашением и обслуживанием. Осн. относительные показатели, существенно влияющие на принятие административных решений и выбор методов У.г.д., включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание гос. долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки гос. внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в ден. выражении, доли расходов на погашение и обслуживание гос. внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для нац. экономики. У.г.д. представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа: привлечение финанс. ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств. На 1-м этапе определяются предельные размеры гос. заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финанс. рынках путем выпуска и размещения гос. ценных бумаг, получения кредита или предоставления гос. гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюдж. расходов или инвестиц. проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финанс. ресурсов для погашения и обслуживания гос. долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Гос. долговые обязательства погашаются за счет бюдж. доходов, золотовалютных резервов страны, ден. средств, получ. от продажи гос. собственности, а также новых заимствований. Методы У.г.д. можно подразделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отд. распоряжений органов гос. власти и управления; они не предусматривают оценку экономич. эффективности и результатов действий по У.г.д. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения гос. долга с помощью анализа финанс. показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при миним. издержках, связ. с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутр. и внешними экономич. и политич. факторами. В условиях долгового кризиса, когда госво испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию гос. задолженности, используются: рефинансирование, реструктуризация, конверсия займов, консолидация займов, аннулирование и списание гос. долгов. У.г.д. непосредственно влияет на экономич. рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

В начало словаря