Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПУБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРО"-"ПУБ")

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР - государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия) узаконенным пробам. Осн. цель П.н. - не допустить продажи изделий из недрагоценных, низкопробных металлов под видом драгоценных, полнопробных и избежать фальсификации пробирных клейм. Пробирный надзор осуществляется Министерством финансов, Казначейством через инспекции П.н., к-рые проводят опробование, анализ, клеймение изделий из драгоц. металлов, их слитков, полуфабрикатов отечеств. произ-ва и импортных, а также контрольные анализы, позволяющие определять кол-во драгоц. металла в разл. изделиях, полуфабрикатах и отходах произ-ва. Кроме того, инспекции П.н. следят за рациональным использованием драгоц. металлов в пром-сти, научно-исследовательских ин-тах и лабораториях, что дает возможность вести точный учет драгоц. металлов и составлять реальные балансы их движения и расходования. Существуют три системы обозначения соотношения проб чистого золота: метрическая, каратная, золотниковая. В РФ принята метрическая (до 1927 - золотниковая) система обозначения чистоты золота, где цифры показывают число частей чистого золота в 1000 частей сплава. На чеканку монет идет червонное золото - золото пробы 916, 900. Для изготовления осн. массы ювелирных и др. изделий из золота используются сплавы с пробой 750, 585, 500 и 375. Соотношение пробы чистого золота в сплаве при использовании трех систем установления пробы приведено в таблице (см. таблицу).

ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР

Государственный знак - проба золота на изделии - состоит из числа, указывающего на содержание золота в сплаве, и рисунка - символа. В дореволюц. России в качестве символа изображалась женская головка в кокошнике, после 1958 - серп и молот. В стандартных золотых слитках содержание чистого металла должно быть не менее 99,95%, в мерных слитках - 99,99%. Такие слитки являются компонентой золотовалютных резервов и называются монетарным золотом. Наиб. распространенные пробы серебра - 925-я и 875-я, платины - 960-я. Во избежание подделок в Европе еще в ср. века были введены клййма. Так, во Франции клеймйние золотых изделий началось с 1275.Первый указ о клеймении изделий на Руси появился в 1613. В США, Австралии, Канаде и ряде др. стран П.н. не является обязательным. 

ПРОГНОЗ КАССОВЫХ ОБОРОТОВ БАНКОВ

ПРОГНОЗ КАССОВЫХ ОБОРОТОВ БАНКОВ - расчет прогнозируемых поступлений наличных денег в кассы банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения на предстоящий период. Составляется кредитными организациями, расчетно-кассовыми центрами и терр. учреждениями Банка России для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности организаций, предприятий, учреждений в денежной наличности на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона и отчетных данных о кассовых оборотах банков. П. к. о. б. составляется по источникам поступлений и направлением выдач наличных денег и состоит из приходной и расходной частей. В приходной части содержатся следующие статьи поступлений: торговая выручка; выручка от реализации платных услуг населению (пассажирского транспорта, квартплаты, коммунальных платежей, зрелищных предприятий и предприятий, оказывающих прочие услуги); от реализации недвижимости; на счета по вкладам граждан; от организаций связи; на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; от реализации государственных и других ценных бумаг; от продажи физическим лицам наличной иностранной валюты; прочие; итого по приходу; перечисления в оборотную кассу из резервных фондов учреждений Банка России (если выдачи денег из касс банков превышают поступления). В расходной части отражаются выдачи: на закупку продуктов; на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений; со счетов по вкладам граждан; наличных денег физическим лицам при покупке у них наличной иностранной валюты; со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг; на другие цели; итого по расходу; перечисления из оборотной кассы в резервные фонды учреждений Банка России (если поступления денег в кассы банков превышают выдачи).

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЕ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЕ (англ. financial forecasting) - прогнозирование, опирающееся на научно обоснованные расчеты, предположения о развитии финансов, их объемах и направлениях использования. П.ф. является одним из важнейших этапов финансового планирования. Цель П.ф. - увязка материально-веществ. и финансово-стоимостных пропорций в экономике в перспективе; оценка предполагаемого объема финанс. ресурсов; определение вариантов финанс. обеспечения; выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. П.ф. осуществляется на трех уровнях экономики: общегосударственном, территориальном, хозяйствующих субъектов. На общегос. уровне производятся расчеты, с помощью к-рых формируются финанс. ресурсы страны, определяются направления их развития, составляется сводный финансовый баланс государства. Расчеты позволяют правильнее разрабатывать экономич. и финансовую политику госва. П.ф. увязывается с достижениями научно-технич. прогресса, прогнозами изменения ресурсов, цен и др. Гл. черта П.ф. - вариантность, что позволяет исполнит. органу точнее оценить проблему, выбрать оптимальное решение, предусмотреть последствия от принимаемых решений. Аналогично проводится П.ф. на др. территор. уровнях (субъекты РФ, муницип. образования). Разновидность П.ф. - прогнозирование бюджетное. П.ф. на уровне хозяйствующих субъектов представляет собой составную часть финансового менеджмента. Оно состоит в разработке путей развития пр-тия; определении объема финанс. ресурсов в перспективе, источников их создания и путей наиболее эффективного использования; формировании финанс. стратегии, обеспечивающей пр-тию устойчивое финанс. положение, платежеспособность и кредитоспособность. В процессе П.ф. применяются экономические и финансовые показатели и различные методы. Так, метод экспертных оценок целесообразен, когда прогноз строится на базе оценок, сделанных и обоснованных специалистами. Метод экономико-математич. моделирования позволяет учесть влияние на финанс. показатели ряда факторов. С помощью метода экстраполяции определяется перспектива, исходя из практики за предшеств. период. Одним из способов экстраполяции финанс. показателей является построение линий регрессии, надежность к-рых повышается при использовании многошаговых корреляц. моделей, в к-рых прогнозируемые финансовые показатели зависят от нескольких переменных величин. В практике П.ф. применяется чаще всего сочетание разных методов.

ПРОГНОЗНЫЕ РАСЧЕТЫ ЭМИССИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

ПРОГНОЗНЫЕ РАСЧЕТЫ ЭМИССИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ - один из методов, используемых учреждениями Банка России при выработке мер по рациональной организации наличного денежного оборота в регионах. На основе этих прогнозных расчетов Банк России и его региональные учр-ния составляют планы завоза наличных денег в резервные фонды в регионы и расчетно-кассовые центры и вывоза их из резервных фондов (см. Прогноз кассовых оборотов банков).

ПРОГРАММА АУДИТА

ПРОГРАММА АУДИТА - документ, составляемый аудитором при проведении аудиторской проверки, определяющий последовательность, совокупность приемов и методов аудиторской проверки, состав исполнителей и сроки проведения проверки. П.а. - часть документирования аудиторской проверки, является внутренним документом аудитора. Содержание программы опирается на внутрифирменные правила (стандарты).

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОДАЖА

ПРОДАЖА (англ. sale) - передача произведенных или перепродаваемых товаров, продукции, работ и услуг покупателям, заказчикам в соответствии с заключенным договором, соглашением, контрактом. П. в бух. учете в России отражается в день исполнения обязательства в соответствии с принципом временной определенности фактов хоз. деятельности. В этот момент права владения, пользования и распоряжения продукцией, товарами и риски их случайной гибели переходят от поставщика (подрядчика) к покупателю (заказчику). П. считается осуществленной, если произошел переход прав и обязанностей, связ. с предметом имущества, а также если выручка от П. надежно оценена и на ее поступление можно рассчитывать. В российском бух. учете разрешено учитывать П. по кассовому методу, т.е. по моменту поступления ден. средств, если договором предусмотрен переход права владения, пользования и распоряжения продукцией после даты поступления оплаты за отгруженную продукцию. Оплата проданной продукции осуществляется в ден. форме - в рублях и иностр. валюте (экспорт) и в неденежной форме - путем товарообмена (бартера), зачета взаимных требований по расчетам. Расчеты за проданную продукцию производятся безналичным и наличным путем, а также с предоставлением коммерч. кредита, в т.ч. оплатой векселем. Аналитический учет продаж ведется по каждому виду продукции (товаров), выполняемых работ и услуг; с целью раскрытия информации для пользователей отчетности - в разрезе регионов (секторов) сбыта, по видам продажи продукции на экспорт, в разрезе важнейших крупных покупателей и т.д. П. излишнего, ненужного орг-ции имущества (т.н. ликвидация активов), а также прочие операции его выбытия отражаются в учете обособленно.

ПРОДУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЕКТНЫЙ КРЕДИТ

ПРОЕКТНЫЙ КРЕДИТ (англ. project loan) - вид целевого кредита, предоставляемый для реализации крупномасштабных проектов с длительными сроками окупаемости. П. к. отличается от классич. долгосрочного кредита тем, что обоснованием для выдачи ссуд (срочных, бессрочных, под залог постоянного капитала, сезонных, резервирования средств) являются доходы от освоенного объекта в будущем, а его обеспечение осуществляется будущими активами реализуемого проекта и гарантиями участвующих сторон (т.н. проектное финансирование). Часто размер П. к. превышает финанс. и рисковые возможности одной кредитной орг-ции, и он становится синдицированным (см. Синдицированный кредит). Т. о. происходит диверсификация риска и «распыление» финансовых средств. Предоставление П. к. требует объемной документации. На подготовит. этапе (длящемся в среднем 1 год) осуществляется инженерно-экономич. анализ целесообразности и эффективности его предоставления, уровня всех видов рисков, степени и формы их покрытия; прогнозного расчета рентабельности проекта и размера ожидаемой прибыли. Затем предлагаются и принимаются модель и форма финансирования проекта кредитными орг-циями, в необходимых случаях создаются банковские синдикаты (кредитные пулы), определяются их состав, квоты, права, обязанности, ответственность всех членов-кредиторов. После юридич. оформления всей кредитной документации предоставляются денежные средства. Пул осуществляет мониторинг проекта, в т. ч. текущий анализ хода строительства и контроль за эффективностью использования денежных средств и выявление отклонений от прогнозных величин из-за нарушения графика стр-ва, недостаточности ресурсного обеспечения и т. п., проводя при необходимости коррекцию условий П. к.

ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОИЗВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (англ. derivatives) - инструменты финансового рынка, цена которых определяется ценой актива, лежащего в их основе (базисного актива), т.е. является производной от цены этого актива. Основные группы П.ф.и. - самостоятельно обращающиеся сертификаты ценных бумаг, или вторичные ценные бумаги (напр., американские и глобальные депозитарные расписки); срочные контракты (фьючерс, форвард, опцион); комбинации контрактов напр., свопы); гибридные инструменты и ценные бумаги, т.е. комбинации традиц. ценных бумаг со срочными контрактами (самостоятельно обращающиеся гибриды - варранты на акции и облигации; «встроенные» гибриды - конвертируемые привилегированные акции и конвертируемые облигации). Торговля П.ф.и. (производными ценными бумагами) осуществляется как на биржевых, так и на внебиржевых срочных рынках. Ее объемы существенно превышают объемы торговли самими активами. П.ф.и. используются для хеджирования, арбитража, спекуляции.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ (П.п.ф.) фонды, создаваемые отдельными предприятиями или их объединениями в целях повышения уровня пенсионного обеспечения, осуществляемого в рамках систем обязательного пенсионного страхования. Производственные пенсии, как правило, занимают 2-е место в общей пенс. системе стран и на 20-40% дополняют доход пенсионеров после прекращения ими трудовой деятельности. Создание и функционирование П.п.ф. регулируется трудовым законодательством и положениями уставов пр-тий. Трудовое законодательство регулирует договор о найме, к-рый определяет ответственность работодателей по выполнению пенсионных обязательств. Различают два метода образования П.п.ф. Первый метод заключается в установлении пенсионных программ: индивидуальными или групповыми соглашениями работодателя и работников пр-тий; соглашением работодателя и совета рабочих; тарифными соглашениями работодателей или их ассоциаций с профсоюзами. Хотя в основе создания производств. пенс. фондов и их использования в развитых странах лежат одни и те же принципы, в каждой стране имеются свои нац. особенности. Так, в США П.п.ф. создаются за счет страховых взносов работодателей и работников пр-тий. Работники пр-тий получают право на пенс. обеспечение после работы на данном пртии не менее 5 лет. Во всех странах взносы, уплачиваемые в П.п.ф., не направляются на выплаты текущих пенсий, а инвестируются в осн. в ценные бумаги. В США около 40% средств фондов помещается в ценные бумаги; 25% - в долговые инструменты финанс. рынка; 5-7% составляют наличные средства и высоколиквидные активы; остальные средства вкладываются в недвижимость, в инвестиции за рубежом и т.п. В ФРГ число застрахованных лиц по линии производств. страхования составляет порядка 10 млн человек; пенсии по этой системе получают около 2,5 млн человек, а общая сумма выплат составляет порядка 20- 25 млрд нем. марок. При этом страховые взносы в П.п.ф. в осн. платят только работодатели, к-рые включают средства для выплаты производственных пенсий в баланс пр-тий, в «книгу резерва». Предприниматели, как и в случае гос. пенсий, выступают формальными плательщиками взносов, поскольку включают их в издержки произ-ва. Второй метод образования производств. пенс. фондов (в ФРГ) предусматривает создание «пенсионной кассы», выступающей в качестве самостоят. юридич. лица, представляющего собой некоммерч. орг-цию взаимного страхования. В пенс. кассы 2/3 средств вносят работодатели и 1/3 - работники пр-тий. В целях финансирования производств. пенсий применяются также «кассы взаимопомощи», имеющие спец. юридич. статус, и «прямая защита», при к-рой работодатель приобретает полис группового или индивид. страхования жизни работников. Общая ставка страхового взноса для большинства производств. пенс. программ в ФРГ составляет 5-7% заработка (по ряду программ 2-3%). Пенсионные права приобретаются работниками начиная с 35-летнего возраста и после 10 лет участия в программе или после 12 лет службы на пр-тии при 3 годах участия в программе.

ПРОИЗВОДСТВО

ПРОИЗВОДСТВО (англ. production) - деятельность членов общества по созданию полезного продукта и сопутствующее ему преобразование естественных ресурсов. П. предполагает функционирование в обществе определ. производительных сил, включающих целый ряд элементов и факторов (ресурсов). На всех этапах развития человечества гл. факторами П. традиционно выступали рабочая сила (личный, или чел. фактор) и средства производства (веществ., или материальный фактор). В условиях совр. научно-технич. революции наблюдается усложнение производительных сил: к ним добавляются организация П. (определ. устройство внутренних производств. связей, к-рые обеспечивают единство и последовательность всего процесса П.) и экологический фактор (комплекс проблем, связанный со взаимоотношениями человека и окружающей среды, необходимостью защиты, сохранения и восстановления природы). Последние два фактора включают технологию, информацию, науку, производственную и социальную инфраструктуру. Целью П. является создание необходимых отд. члену обва и об-ву в целом материальных (создание и преобразование экономич. продукта в его материально-веществ. форме) и нематериальных благ (создание сферы услуг, информации, духовных ценностей). П. составляет стержневую часть экономики. П. как основная фаза воспроизводства определяет распределение, обмен и потребление . Однако потребление, будучи зависимым от П., активно на него воздействует через систему обратных связей. Потребление, неудовлетворенные потребности об-ва, человека стимулируют развитие П., изменение его структуры, повышение технич. уровня и др. экономич. параметров. В процессе П. происходит потребление средства произ-ва и рабочей силы, распределение и перераспределение средств произ-ва и трудовых ресурсов по отраслям П., по регионам и т.д., обеспечивается обмен между разными сферами деятельности. В процессе П. люди вступают в отношения, определяемые формой собственности на средства произ-ва. Результатом П. является создание совокупного обществ. продукта, в к-ром в зависимости от назначения производимой продукции выделяют: П. средств произ-ва (тех средств, к-рые затем используют в самом же П.); П. предметов потребления, потребительских товаров и услуг, используемых конечными потребителями; П. информации. Исторически различают натуральное П. (созданный продукт потребляется самим производителем) и товарное П. (созданный продукт предназначен для обмена на рынке).

ПРОЛОНГИРОВАННЫЙ КРЕДИТ

ПРОЛОНГИРОВАННЫЙ КРЕДИТ (англ. even roll-over) - кредит, по которому продлен срок погашения суммы основного долга. Необходимость пролонгации (реструктуризации) кредита может быть обусловлена задержками поступления средств, за счет к-рых заемщик был намерен рассчитаться по кредиту; потребностью кредитования след. производств. цикла; финансовым кризисом и отсутствием средств на момент возврата кредита и т.д. Оформление П. к. чаще всего происходит путем подписания дополнит. соглашения к кредитному договору или оформляется новым кредитным договором. (См. также Реструктуризация задолженности).

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСПЕКТ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПРОСПЕКТ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ - документ, содержащий информацию о выпуске ценных бумаг в целях предоставления сведений, необходимых инвесторам для принятия взвешенного решения об их приобретении или неприобретении. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» (1996) предусматривает регистрацию П.э. при размещении эмиссионных ценных бумаг (Э.ц.б.) среди неограниченного круга владельцев или заранее известного круга владельцев, число к-рых превышает 500, а также в случае, когда общий объем эмиссии превышает 50 тыс. МРОТ. П. э. должен содержать: данные об эмитенте; данные о финансовом положении эмитента; сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг. Данные об эмитенте включают: его наименование и юридический адрес, сведения о лицах, владеющих не менее чем 5% уставного капитала эмитента; структуру и список членов его руководящих органов; список всех юридич. лиц, в к-рых эмитент обладает более чем 5% уставного капитала; список всех его филиалов и представительств. Данные о финанс. положении эмитента включают, в частн., бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах его деятельности, включая отчет об использовании прибыли за 3 финанс. года; отчет о формировании и об использовании средств резервного фонда за последние 3 года; размер просроченной задолженности эмитента кредиторам и по платежам в соответств. бюджет на дату принятия решения о выпуске Э.ц.б.; данные об уставном капитале эмитента; подробный отчет о предыдущих выпусках Э.ц.б. эмитента. Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг должны содержать информацию: об их форме и виде, общем объеме выпуска и кол-ве Э.ц.б. в нем, эмиссии ценных бумаг, сроках начала и окончания размещения, ценах и порядке оплаты приобретаемых владельцами Э.ц.б.; о профессиональных участниках рынка ценных бумаг или об их объединениях, к-рые предполагается привлечь к участию в размещении выпуска; порядке выплаты доходов по Э.ц.б. и методике определения их размера; о наименовании органа, осуществившего регистрацию выпуска. Положения Закона о рынке ценных бумаг уточнены в Стандартах эмиссии ценных бумаг, утверждаемых федер. органом исполнит. власти по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) (см. Размещение ценных бумаг).

ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ (англ. defaulting debt) - задолженность, не погашенная в срок. Возникает при нарушениях расчетно-платежной дисциплины. Используется при оценке финансового состояния предприятия. Является объектом применения штрафных санкций. П.з. может быть дебиторской или кредиторской. Дебиторская П.з. - причитающаяся пр-тию от юридич. и/или физич. лиц сумма долга, установленные сроки оплаты к-рого истекли. Дебиторская П.з. относится к сомнительным долгам. По результатам проводимой в конце года инвентаризации дебиторской задолженности пр-тия создают резервы за счет прибыли по погашению сомнительных долгов. Своевременное взыскание дебиторской П.з. - одно из важнейших условий обеспечения благоприятного финанс. состояния пр-тия. Кредиторская П.з. - своевременно не произведенные пр-тием платежи поставщикам, кредитным учреждениям, финанс., налоговым органам, фондам, работникам. Наличие кредиторской П.з. свидетельствует о неудовлетворительном финанс. состоянии пр-тия. Причины возникновения кредиторской П.з. могут быть как внутренними, так и внешними. В тех случаях, когда дебиторской П.з. нет, а пр-тие допустило кредиторскую П.з., причины неплатежей обычно носят внутренний характер. Чаще всего ими являются избыточный завоз товарно-материальных ценностей и получение убытка от производственно-хозяйств. деятельности. Когда же кредиторская П.з. наблюдается при дебиторской П.з., она чаще всего является результатом внешних причин: пр-тие не платит своим поставщикам и др. кредиторам вследствие неплатежей его покупателей. Кредиторскую П.з. следует рассматривать в динамике. Тенденция к росту ее уд. веса в общей сумме краткосрочных обязательств пр-тия свидетельствует о повышении риска погашения задолженности. Наличие в составе кредиторской П.з. задолженности гос. бюджету, внебюдж. фондам и по единому социальному налогу (взносам) свидетельствует о серьезных финанс. затруднениях у пр-тия. Неспособность пр-тия погасить свои обязательства в течение 3-х мес. с момента наступления даты их исполнения является внешним признаком его банкротства (несостоятельности).

ПРОТЕКЦИОНИЗМ

ПРОТЕКЦИОНИЗМ (англ. protectionism от лат. protectio - прикрытие, защита, покровительство) - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В узком смысле под П. понимается таможенная политика, проводимая в целях ограничения или недопущения товаров иностр. происхождения на внутр. рынок. В широком смысле П. предоставляется системой мер, направленных на защиту интересов нац. производителей, а также на поощрение и стимулирование нац. произ-ва. Таможенная политика является лишь частью данной системы. П. осуществляется отд. гос-вами или их экономич. объединениями (напр., Европейским союзом по отношению к третьим странам при импорте с.-хоз. продукции), т.е. может иметь место т.н. коллективный П. Если от иностр. конкуренции защищается нац. произво в целом, такую политику называют тотальным П. Если же она касается отд. отраслей нар. хоз-ва, П. называют селективным, или выборочным. Частным случаем последнего является аграрный П. П. имеет давнюю историческую традицию. Он появился в XVII в. в Европе, когда нац. гос-ва, опираясь на концепцию меркантилизма, стремились к достижению положительного сальдо торгового баланса в первую очередь путем ограничения импорта. Новый всплеск П. произошел в XIX в. как противовес сторонникам политики свободной торговли. Особую популярность в то время имела концепция защиты молодых отраслей пром-сти. ХХ век вплоть до 80-х гг. отмечен явным преобладанием П. До 50-х гг. преобладал очень сильный П., в 50-70-е гг. произошло его значит. ослабление, особенно в практике развитых стран, в 70-80-е годы П. вновь усилился. В 90-е годы активизировалось наступление на П., связанное в первую очередь с деятельностью Всемирной торговой организации. В историч. разрезе прослеживается постоянное противостояние концепций и практики П., с одной стороны, и свободной торговли, с другой, как двух антиподов. Ослабляя междунар. конкуренцию путем П., гос-во одновременно ослабляет стимулы к развитию, инновациям, снижению издержек произ-ва, повышению качества продукции. Нац. потребитель платит больше за приобретаемые товары. Поэтому периоды П. неминуемо сменяются периодами его ослабления или свободной торговли. Инструментами П. служат все меры тамож. регулирования: тарифные (таможенные пошлины) и нетарифные (лицензирование, квотирование, «добровольное» ограничение экспорта, нормы санитарного, эпидемиологич., экологич. контроля, технич. стандарты и др.). Роль отд. инструментов П. в наст. время кардинально меняется. Высокие, т.е. протекционистские, таможенные пошлины, количеств. ограничения, к-рые традиционно занимали осн. место в арсенале открытого П., согласно решениям ВТО не могут применяться большинством стран мира (кроме развивающихся стран и стран с переходной экономикой) для защиты отд. отраслей. На первый план выходят более завуалированные инструменты санитарного и технич. контроля, т.е. открытый П. сменяется косвенным.

ПРОТЕСТ ВЕКСЕЛЯ

ПРОТЕСТ ВЕКСЕЛЯ - действие уполномоченного государственного органа (нотариуса, судебного исполнителя), официально подтверждающее факты, с которыми вексельное законодательство связывает наступление определенных правовых последствий. Оформляется составлением акта протеста. Актом протеста могут быть удостоверены: отказ плательщика от акцепта или оплаты векселя (протест в неакцепте или неплатеже); отказ акцептанта проставить дату акцепта (протест в недатировании акцепта); отказ депозитария векселя от его выдачи собственнику (протест о невручении). По Женевской конвенции (вексельной) протест в неакцепте может быть совершен до срока платежа; протест в неплатеже - в один из двух рабочих дней, следующих за днем, в к-рый вексель подлежит оплате. Протест в неакцепте освобождает держателя векселя от необходимости предъявления его к оплате и совершения протеста в неплатеже. После протеста в неакцепте или неплатеже держатель может немедленно предъявить регрессное (см. Регресс) требование к векселедержателю, индоссантам, авалистам. Если же срок для П.в. пропущен, держатель лишается права на регресс, но имеет право на иск к акцептанту и векселедателю простого векселя. Держатель векселя с оговоркой «без протеста» освобождается от обязательного совершения П.в. Опротест. векселя не принимаются банками к учету и в обеспечение выдаваемых кредитов, они не могут служить средством платежа. Протест в неплатеже свидетельствует, как правило, о финанс. трудностях плательщика.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АУДИТОРОВ (англ. professional liability of auditors) - обязанность аудитора отвечать за неисполнение либо ненадлежащее исполнение аудиторской фирмой своих функций по заключенному с экономическим субъектом договору. Формы и виды ответственности определяются Гражданским и Уголовным кодексами РФ, законодательными актами, регламентирующими аудиторскую деятельность, и соглашением сторон. Как правило, в случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или Арбитражного суда по иску, предъявленному уполномоченным органом: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки. Осуществление юридич. или физич. лицом аудиторской деятельности без получения соотв. лицензии влечет административное наказание в виде изъятия полученных в результате незаконной деятельности доходов и взыскания штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ. В качестве меры ответственности возможно аннулирование лицензии аудитора. В соответствии с положениями Федер. закона «Об аудиторской деятельности» (2001) составление аудиторского заключения заведомо ложного влечет за собой аннулирование квалификац. аттестата аудитора, его подписавшего, и привлечение аудитора к уголовной ответственности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АУДИТА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА АУДИТА (англ. professional audit ethic) - система норм нравственного поведения аудитора при проведении аудиторской проверки и оказании иных аудиторских услуг. В ряде стран разработаны и введены в действие законы, правила, кодексы, положения П.э.а. В России осн. положения П.э.а. определены нормами Федер. закона «Об аудиторской деятельности» (2001), а также формируются на уровне аудиторских объединений. Напр., в опубликованном Российской коллегией аудиторов Кодексе обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, к-рые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм - непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы. К ним относятся: безупречное профессиональное поведение, независимость, сохранение конфиденциальности в отношении получ. при проведении аудита сведений, недопущение несовместимой с аудитом деятельности, объективность и честность выводов, ответственность перед клиентами и др. Как осн. требования к аудитору во всех кодексах и положениях выдвигаются честность, объективность и независимость. Являясь гарантом проверяемой орг-ции, аудитор несет моральную ответственность перед ее вкладчиками, банками, инвесторами за выбор партнера, за правильную оценку финансового состояния и устойчивости проверяемого экономического субъекта. В России утвержден Кодекс профессиональной этики аудитора, в к-ром сформулированы основные этические нормы. Большое внимание уделено оценке независимости аудитора, что трактуется как отсутствие имущественных либо др. связей аудитора с проверяемой фирмой, способных повлиять на его выводы о достоверности отчетности проверяемого субъекта. Аудитор должен постоянно повышать квалификацию, владеть актуальной информацией о правовом, налоговом, бух. законодательстве, добросовестно изучать деятельность проверяемого объекта, что обеспечит его проф. компетентность. Аудитор должен четко определять свои финансовые отношения с клиентами, учитывая объем и сложность работы при проведении аудиторских проверок. Он должен соблюдать конфиденциальность в отношениях с клиентами, др. аудиторскими фирмами и органами гос. и местной власти. Важным требованием к аудитору является соблюдение налогового законодательства. Он не должен нарушать его требования ни в собственных интересах, ни в интересах клиентов. Аудитор должен быть доброжелательным и стараться разъяснять свои замечания клиенту, способствуя предупреждению возможных нарушений и ошибок. Любая аудиторская деятельность в большей или меньшей мере включает консультационные услуги и, следовательно, требует психологического контакта с руководителями и сотрудниками проверяемого юридич. лица.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СФЕРЕ ФИНАНСОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СФЕРЕ ФИНАНСОВ (англ. professional financial ethic) - специализированный свод нравственных норм и правил, которыми должны руководствоваться в профессиональной деятельности работники сферы финансов (см. Финансовая система). П.э. в с.ф. существует наряду со всеобщими принципами морали и характеризуется специфич. нормами поведения человека в его конкретной деятельности. Эти специфич. нормы включают, с одной стороны, этические основы профессионализма, к-рые должны последовательно реализовываться во взаимоотношениях специалистов с обслуживаемой клиентурой; с другой - этические нормы поведения профессионала-руководителя со своими подчиненными. П.э. в с.ф. требует от работника неподкупности, принципиальности в отстаивании истины, верности долгу, уважительного отношения к партнеру. Достоинство, ответственное отношение к порученному делу, добросовестность, высокая исполнительность, авторитетность (ни в коей мере не переходящая в авторитаризм), профессион. активность, готовность к восприятию критики и пересмотру ошибочных утверждений в совокупности с вежливостью и внимательностью по отношению к клиентам, порядочностью и коммуникабельностью, умением избегать ненужных конфликтов, прислушиваясь к разумным доводам оппонента, - все это определяет поведение работника в финанс. сфере деятельности. Свод этических норм и правил закрепляется, как правило, в кодексе - разрабатываемом профессионалами документе, добровольно принимаемом финансовым сообществом. Кодекс предписывает нравственные нормы взаимоотношений между людьми, к-рые представляются оптимальными. Поскольку в каждой из конкретных областей финанс. деятельности (бюджетной, налоговой, страховой, бухгалтерской, банковской и т.д.) имеется своя специфика, кодексы разрабатываются применительно к ним. Так, для кодекса работника страхования характерными должны быть нормы и правила поведения, вызывающие у клиента доверие и ощущение психологического комфорта, не допускающие недобросовестной конкуренции между коллегами по бизнесу, ориентированные на социально-психологич. методы формирования корпоративной культуры отношений с клиентом. Неприветливость, невнимательность, грубость и высокомерие специалиста при общении с клиентом способны вызвать у него желание отказаться от услуг данной страховой компании. Преобразования, происходящие в финанс. сфере деятельности, привели не только к пересмотру содержания, стиля и методов управления финансами, но и к созданию П.э. в с.ф., основ. на гуманистич. идеалах. Необходимость разработки кодексов П.э. в с.ф. первыми поняли аудиторы и банкиры. Профессион. обсуждение ими этических норм поведения привело к тому, что аудиторские фирмы и банки начали разрабатывать для своих работников правила поведения, кодексы чести и подобные своды правил. Банкиры в 1992 на II съезде Ассоциации российских банков (АРБ) приняли кодекс чести банкира. Свои кодексы поведения приняли и др. профессион. группы финанс. сферы деятельности (финансовые менеджеры, страховщики, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п.). Нормы П.э. в с.ф. относятся к морально-нравственным отношениям, тем не менее они тесно связаны с правовыми нормами, составляющими содержание финансового законодательства. Именно нарушения финанс. законодательства в разных его частях порождают коллизии морально-нравственного характера. П.э. в с.ф. призвана определять нормы поведения, препятствующие нарушению финанс. законодательства или в крайнем случае диктующие достойный выход из ситуаций, ставящих профессионала в положение правонарушителя (см. Правонарушения в финансовокредитной сфере).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ОЦЕНЩИКА

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ОЦЕНЩИКА (англ. professional appraiser ethic) - нравственные и моральные ценности, которым должны следовать оценщики в процессе профессиональной практики. Общие этические нормы профессионального поведения оценщиков устанавливаются саморегулируемыми профессиональными оценочными организациями в спец. документах - кодексах профессиональной этики. Такими нормами должны руководствоваться члены саморегулируемой профессион. орг-ции или лицензированные оценщики, работающие на рынке, в случае включения этических норм в профессиональные стандарты, обязательные для применения. Соблюдение этич. норм гарантируется высокими моральными качествами и профессион. ответственностью оценщиков, объективной необходимостью поддержания ими в обществ. мнении уважения и доверия к себе. Кодексы П.э.о. включают описание действий оценщиков, к-рые надлежит совершать в процессе профессион. практики, и действий, совершение к-рых недопустимо в соответствии с нормами профессион. этики. Они определяют критерии, позволяющие признать профессион. действия оценщика либо этичными, либо неэтичными. Признание профессиональных действий оценщика неэтичными осуществляется в порядке, предусмотр. соотв. разделом кодекса. Оно не служит основанием для возникновения гражданско-правовых последствий (привлечения к административной, дисциплинарной или иной ответственности), но может быть причиной применения к оценщику мер воздействия, исходя из требований Кодекса, обусл. конкретным нарушением. Утвержденные европейские стандарты оценки недвижимости - УЕСОН (Approved European Property Valuation Standards), принятые Европейской группой ассоциаций оценщиков (The European Group of Valuers Associations - TEGoVA) в 1997 и носящие рекомендат. характер для использования в странах-членах Европейского союза (ЕС), содержат Европейский кодекс поведения (ЕКП), также рекомендуемый для стран-членов ЕС в качестве базовых требований к профессион. оценщику при разработке нац. стандартов и требований к оценочной деятельности. Согласно ЕКП, только оценщики, имеющие соотв. квалификацию, могут выполнять работу по оценке. При этом первостепенная обязанность оценщика - на высоком профессион. уровне в полной мере обеспечить интересы своих клиентов. Оценщик при оценке стоимости к.-л. объекта не может работать на две и более стороны, за исключением случаев, когда стороны дают на это согласие. Оценщики должны вести себя честно, с достоинством, справедливо и независимо от сторонних влияний, действовать на благо своих клиентов, своей профессии и общества в целом. Их отношения с клиентами и партнерами должны соответствовать наивысшим стандартам этики и технического мастерства. В процессе взаимодействия оценщики должны принимать все возможные меры для того, чтобы гарантировать отсутствие связ. с выполнением своих обязанностей конфликтов между ними и клиентами, вызванных различием их интересов. О возможности возникновения конфликта интересов оценщик обязан сообщить клиенту до получения заказа на проведение оценки. Нормы П.э.о. предусмотрены в национальных стандартах оценки. Напр., в Единых стандартах профессиональной оценочной практики - ЕСПОП (Uniform Standards of Professional Appraisers Practice - USPAP), разработ. Фондом оценки США (Appraisal Foundation) и обязат. для применения на территории США, Канады и Мексики, содержится спец. раздел, определяющий требования к поведению оценщика и его взаимоотношениям с клиентом. В РФ кодексы профессиональной этики приняты на уровне саморегулируемых профессион. орг-ций оценщиков.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОЦЕНЩИКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УЧАСТНИК РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УЧАСТНИК РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - юридическое лицо, в т.ч. кредитная организация, а также физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, занимающееся профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг на основании лицензии. Деятельность П. у. р. ц. б. регулирует Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Она разрабатывает и утверждает единые требования к правилам профессион. деятельности с ценными бумагами, устанавливает порядок и осуществляет лицензирование на рынке ценных бумаг, приостанавливает и аннулирует лицензии в случае нарушений требований законодательства РФ, обеспечивает раскрытие информации о П. у. р. ц. б., проводит систематические проверки. Федер. закон «О рынке ценных бумаг» (1996) содержит закрытый перечень видов профессион. деятельности: брокерская; дилерская; по управлению ценными бумагами; по определению взаимных обязательств (клиринг); депозитарная; по ведению реестра владельцев ценных бумаг; по организации торговли на рынке ценных бумаг. Предусмотрены три вида лицензий: профессионального участника рынка ценных бумаг, на осуществление деятельности по ведению реестра, а также лицензия фондовой биржи. П. у. р. ц. б. могут быть юридич. лица - коммерч. и некоммерч. орг-ции, созданные в формах, установл. законом «О рынке ценных бумаг» и актами ФКЦБ России. Напр., дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, а фондовая биржа может быть создана только в форме некоммерческого партнерства. Физич. лицо, зарегистрир. в качестве предпринимателя, правомочно осуществлять два вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерскую и по управлению ценными бумагами. Законом «О рынке ценных бумаг» введены ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами в целях минимизации негативных последствий конфликта интересов, возможного при выполнении одной орг-цией нескольких видов деятельности. Деятельность профессионального участника рынка ценных бумаг без лицензии преследуется в уголовном порядке.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА (англ. budget surplus) - превышение доходов бюджета над его расходами. Поскольку централизация финанс. ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финанс. возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить произ-во, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния П.б. на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами. В России Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что любой бюджет (федеральный, региональный, местный) должен составляться и утверждаться без П.б. Если же при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению П.б. в такой последовательности: сократить привлечение доходов от продажи гос. (муницип.) собственности, сократить поступления доходов в федер. бюджет от реализации гос. запасов и резервов; предусмотреть направление бюдж. средств на дополнит. погашение долговых обязательств; увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджетам др. уровней. Если проводить перечисл. меры нецелесоообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ. Если П.б. обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. П.б., возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотр. по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономич. конъюнктуры, явились следствием экономич. бума или недофинансирования расходов и т.п., то положительно оценивать П.б. нет оснований. Но какой бы ни была причина образования П.б., необходимо принять меры к сохранению бюдж. средств, не предназнач. для расходования в рамках утвержд. бюджета. Как правило, средства, получ. при П.б., направляются на пополнение резервов, на дополнит. погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финанс. год.

ПРОЦЕДУРА АУДИТОРСКАЯ

ПРОЦЕДУРА АУДИТОРСКАЯ (англ. auditing procedure) - определенный порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита. Собирая доказательства, аудиторы используют след. процедуры: проверку арифметических расчетов клиента (в зависимости от плана аудиторской проверки, оценки системы внутреннего контроля и риска аудиторского она может быть выборочной или сплошной); наблюдение или участие в инвентаризации разл. активов клиента (инвентаризация в данном случае рассматривается как метод получения ценных и достоверных доказательств о реальности и точности активных статей баланса и фактов совершения хозяйственных операций); наблюдение за выполнением отд. хозяйственных и бухгалтерских операций (для оценки организации бух. учета и системы внутреннего контроля); проверку достоверности отд. статей отчетности, остатков по счетам и реальности хозяйственных операций путем получения письм. подтверждения от третьей стороны; устный опрос персонала и руководителей клиента, получение от клиента письменных разъяснений; проверку документов, полученных клиентом от третьих лиц (правильность составления и оформления документов, точность и своевременность их отражения в бух. учете). Аудитор также анализирует и оценивает полученную информацию, исследует важнейшие финанс. и экономич. показатели проверяемого субъекта с целью выявления необычных или неверно отраженных в бух. учете фактов хозяйственной жизни, а также выясняет причины ошибок и искажений. Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бух. отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства посредством: детальной проверки отражения в бух. учете оборотов и сальдо по счетам; аналитической процедуры; проверки (теста) средств внутреннего контроля. В программе аудита следует предусматривать, какие П.а. и в каком объеме необходимо выполнить для сбора аудиторских доказательств. Типичные виды аналитических процедур: сопоставление остатков по счетам за разл. учетные периоды; сопоставление показателей финанс. отчетности с показателями, прогнозируемыми руководителями предприятия; оценка соотношений между разл. статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов; сопоставление финанс. показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми; сопоставление финанс. и нефинанс. информации (напр., сведений об объеме выпуска продукции в денежных и натуральных единицах). Для более эффективного сбора аудиторских доказательств аудитор в методике проведения аудиторских проверок предусматривает, какие процедуры, в каком количестве и объеме необходимо выполнить для сбора необходимых и достаточных данных. П.а. раскрыты в правилах (стандартах) аудиторской деятельности («Документирование аудита» и «Аналитические процедуры»), одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ соответственно 25 дек. 1996 и 22 янв. 1998.

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА

ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА (англ. rate of interest) - относительная величина процентных платежей на ссудный капитал за определенный период, как правило, за год. Рассчитывается как отношение абсол. суммы процентных платежей за год к величине ссудного капитала. Различают П.с. фиксированные и плавающие. Фиксированная П.с. устанавливается на весь период пользования заемными средствами без права ее пересмотра. Плавающая П.с. - ставка по средне- и долгосрочным кредитам - складывается из двух частей: из подвижной основы, к-рая меняется в соответствии с рыночной конъюнктурой (межбанковские ставки предложения кредитных ресурсов), и из фиксированной величины, в большинстве случаев неизменной на весь срок действия кредитного договора. Размер фиксированной надбавки зависит от условий сделки и степени ее риска. Различают также П.с. номинальную (текущая рыночная) и реальную (номинальная ставка, скорректированная на степень инфляц. обесценения денег). Взаимосвязь между реальной (r) и номинальной (i) П.с. впервые была представлена Дж. Фишером в виде уравнения: i = r x, где х - ожидаемый уровень инфляции. В денежно-кредитной сфере зарубежных стран применяются многочисл. виды П.с. [см. Процентные ставки (международные)]. В России структура П.с. приближается к структуре междунар. ставок. Выделяют: учетную ставку Центрального банка РФ, ставки межбанковского ден. рынка [МИБИД - объявленная ставка по предоставлению кредитов коммерч. банками; МИАКР - фактическая ставка по предоставленным кредитам (обе рассчитываются информационным консорциумом как средние от ставок привлечения и размещения межбанковских кредитов); ИНСТАР - межбанковские базовые П.с., рассчитываемые Межбанковским финансовым домом по результатам сделок, заключ. коммерч. банками]; «базовые» П.с. по кредитованию первоклассных клиентов по обеспеч. ссудам и ставки с учетом надбавки за риск по кредитованию прочих заемщиков. Система П.с. включает ставки ден. и фондового рынков: ставки по казначейским, банковским и корпоративным векселям, проценты по государственным и корпоративным облигациям и др.

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ (международные) (англ. rates of interest) - ставки по операциям на мировом рынке ссудных капиталов. Они относительно самостоятельны по отношению к нац. процентным ставкам. Напр., если французским банком размещен в английском банке депозит в долларах США, то П.с.(м.) по нему отличаются от нац. ставок трех стран. П.с.(м) включают в качестве переменной величины ЛИБОР (и др. межбанк. ставки), а в качестве постоянного элемента - спрэд, надбавку к базисной ставке, т.е. премию за банковские услуги. Уровень маржи колеблется от 0,75 до 3% и зависит от соотношения спроса на кредит и его предложения, суммы, срока ссуды, кредитоспособности клиента, кредитного риска. Несмотря на относит. самостоятельность, П.с.(м.) сохраняют зависимость от динамики нац. ставок в ведущих странах, особенно в США, и оказывают на них обратное влияние. В итоге такого взаимодействия происходит нивелирование нац. процентных ставок, к-рые в условиях открытой экономики имеют тенденцию колебаться в пределах междунар. ставки процента. П.с.(м.) дифференцированы в зависимости от операций. С 60-х гг. преобладают плавающие ставки, к-рые пересматриваются через согласованные интервалы времени в зависимости от рыночной конъюнктуры. Различают номинальную и реальную П.с.(м.), к-рая определяется как разница между номинальной П.с.(м.) и темпом инфляции за определ. период. Если темп обесценения денег превышает номинальную ставку, то реальная ставка становится отрицательной (негативной). Разновидностью негативных П.с.(м.) являются ставки, применяемые в целях сдерживания нежелат. притока иностр. капиталов в страну. Напр., в конце 70-х гг. в Швейцарии нерезиденты платили банку по своим вкладам 10% ежеквартально.

ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК

ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК (англ. interest rate risk) - вероятность понести финансовые потери в связи с изменением уровня процентных ставок. Применительно к коммерч. банкам П.р. может быть определен как риск сокращения чистого дохода банка вплоть до потери стоимости его капитала вследствие изменения уровня процентных ставок, результатом к-рого может стать превышение ср. стоимости привлеченных средств по отношению к размещенным. П.р. возникает в условиях непредсказуемости перспективы ден. рынка, изменения макроэкон. показателей (темп инфляции, размер бюджетного дефицита, темп роста ВНП и др.), а также несбалансированности активов и пассивов коммерч. банка по срокам платежа и пересмотра процентных ставок. Задача управления П.р. - возможная его минимизация в пределах необходимого уровня прибыльности банка и с учетом требований ликвидности. В основе существующих стратегий управления П.р. лежат такие показатели его оценки, как уровень процентной маржи, спрэд, «гэп» и др. «Гэп» (англ. gap) - определяется как соотношение активов с плавающими процентными ставками и соотв. пассивов и позволяет дать количеств. оценку уровня П.р.: если активы превышают соотв. пассивы, имеет место положительный гэп, при обратном соотношении - отрицательный гэп. В качестве инструментов страхования П.р. используют соглашения с «потолком процента», процентные фьючерсы, процентные свопы и др.

ПРОЦЕНТЫ НАЧИСЛЕННЫЕ

ПРОЦЕНТЫ НАЧИСЛЕННЫЕ (англ. accrued interest) - проценты, причитающиеся к оплате заемщиком кредитной организации - кредитору по размещенным (привлеченным) кредитным ресурсам. В соответствии с Положением, утвержденным Банком России (1998), кредитные орг-ции обязаны отражать в балансе П. н. по активным и пассивным операциям не реже 1 раза в месяц. Отражение начисленных процентов в балансе позволяет акционерам, инвесторам, пр. участникам финанс. рынка оценить как проводимую кредитной орг-цией кредитную политику, так и ее финансовое состояние.

ПРОЦЕССИНГ

ПРОЦЕССИНГ (англ. processing) - обработка операций, в результате которой в соответствии с суммами операций осуществляются дебетование счетов держателей карт банкамиэмитентами и перевод средств на счета точек приема карт банками-эквайрерами. Информация для выполнения данных действий формируется процессинговым центром после получения расчетной информации об операциях из карточной платежной системы или непосредственно от обслуживаемых точек приема. Если процессинговый центр локальной платежной системы обслуживает точки приема карт, выпущ. одним банком, все операции являются локальными. П. заключается в дебетовании суммы каждой операции (возможно, с учетом комиссии, взимаемой за выполнение данного вида операции) со счета держателя карты и переводе этой суммы за вычетом банковской комиссии на счет точки приема. Когда процессинговый центр обслуживает один или несколько банков в рамках платежной системы, П. выполняется в несколько этапов. Прежде всего обрабатываются локальные операции. Расчетная информация по принятым от точек приема операциям с картами сторонних банков передается в платежную систему (осуществляется презентмент). В соответствии с принятой информацией банками-эквайрерами должны быть получены суммы возмещения по соверш. операциям. Процессинговый центр в свою очередь принимает из платежной системы информацию об операциях с картами обслуживаемых им банков-эмитентов, соверш. в точках приема, обслуживаемых сторонними банками-эквайрерами. На основе этой информации банки-эмитенты осуществляют возмещение затрат (путем перевода соотв. средств на корр. счета банков, открытые в расчетных банках) в пользу эквайреров.

ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В БАНКАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЯМОЙ КРЕДИТ

ПРЯМОЙ КРЕДИТ (англ. direct credit) - целевой кредит, осуществляемый путем выписки банком именного денежного аккредитива, который поименованное лицо предъявляет в другое кредитное учреждение в течение определенного срока для получения указанной в аккредитиве суммы. П. к. обеспечен лишь репутацией и авторитетом заемщика.

ПУБЛИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ПУБЛИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - представление организацией бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, для всеобщего сведения. К П.б.о. относится распространение среди пользователей бух. отчетности брошюр, буклетов и др. изданий, содержащих бух. отчетность. Согласно законодательству РФ П.б.о. обязательна для акционерных обществ открытого типа, банков и др. кредитных орг-ций, бирж, инвестиц. и иных фондов. Публикации в обязат. порядке подлежат бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Допускается неск. вариантов публикации объема информации. П.б.о. производится после проверки и подтверждения ее независимым аудитором (аудиторской орг-цией) и утверждения общим собранием акционеров (учредителей). Вместе с бух. отчетностью должна публиковаться информация о результатах ее аудита, проведенного аудитором (аудиторской орг-цией).

Предыдущая страница Следующая страница