Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "С" (часть 1, "САЛ"-"СЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САЛ"-"СЕН")

САЛЬДО

САЛЬДО (англ. (account) balance) - остаток по счету бухгалтерского учета хозяйственных средств или источников их образования (см. Счета бухгалтерского учета). В активных счетах С. может быть только дебетовым и показывать остаток хоз. средств, имеющихся по конкретному счету. В пассивных счетах С. бывает только кредитовым и показывает источник образования хоз. средств. В активно-пассивных счетах С. может быть как дебетовым, так и кредитовым либо одновременно и дебетовым, и кредитовым (такое С. называется развернутым). Дебетовое С. по счету находит отражение в активе, а кредитовое - в пассиве бухгалтерского баланса. В счетах аналитического учета С. формируется как в ден., так и в натуральном выражении. Ден. выражение С. по всем счетам аналитического учета конкретного синтетического счета должно быть равно С. этого синтетического счета. С. определяется по состоянию на первое число каждого отчетного периода. С. на первое число отчетного периода называется начальным, а на его последнее число - конечным. Конечное С. одного отчетного периода является начальным для следующего отчетного периода. Для определения конечного С. в активных счетах к начальному дебетовому С. прибавляют обороты по дебету счета и вычитают обороты по его кредиту. В пассивных счетах к начальному кредитовому С. прибавляют обороты по кредиту и вычитают обороты по дебету. В активно-пассивных счетах конечное С. определяется по дебету и по кредиту счета на основании суммирования конечных остатков по каждой позиции аналитического учета. Для отражения С. по активно-пассивному счету в бух. балансе определяют свернутое С. как разницу между дебетовым и кредитовым С.

САЛЬДОВЫЙ МЕТОД УЧЕТА

САЛЬДОВЫЙ МЕТОД УЧЕТА (англ. account balance method) - один из вариантов учета материалов, готовой продукции, товаров, основанный на сопоставлении данных о стоимости остатков (сальдо) по группам материальных ценностей в местах хранения с аналогичными данными в бухгалтерии организации, полученными на основе регистров по учету движения этих ценностей. При С.м.у. на складах ведутся карточки колич. учета и сальдовая книга (ведомость). По окончании месяца кладовщик на основе карточек, заполняемых вручную, записывает в книге сведения о кол-ве имеющихся материалов и др. ценностей на нач. нового отчетного периода. Остатки оцениваются в твердых учетных ценах и подсчитываются в разрезе групп товарно-материальных ценностей. Итоги сопоставляют с данными бух. учета о наличии этих ценностей на указанную дату. Тождество результатов свидетельствует о правильности ведения аналитического учета. При расхождении итогов ошибки и пропуски в подсчетах должны быть выявлены до составления и представления бух. баланса. Преимущества С.м.у. - в устранении дублирования учетных записей на складе и в бухгалтерии, в сокращении трудоемкости ведения учета вручную; недостаток - в допущении невыявленных ошибок вследствие отсутствия единой базы стоимостного учета. С.м.у., получивший широкое распространение в условиях преобладания ручного труда в бухгалтерии, в условиях автоматизации учета считается устаревшим.

САМООБЛОЖЕНИЕ

САМООБЛОЖЕНИЕ (англ. self-taxation) - форма добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству. На добровольных началах осуществляется, напр., С. населения сел. местностей, дачных поселков и т.п. путем взноса ден. средств. Общее собрание (сход) граждан принимает обязательное для всех жителей данного сел. населенного пункта, дачного поселка решение, в к-ром определяет размер взноса, льготы для отд. хозяйств, сроки уплаты, цели и объем расходования средств С. Ден. средства граждан расходуются на проведение и ремонт дорог, стр-во и ремонт мостов, ремонт больниц, библиотек и др.

САМООКУПАЕМОСТЬ

САМООКУПАЕМОСТЬ - принцип хозяйствования, предусматривающий полное покрытие расходов коммерческих предприятий и организаций собственными доходами, полученными от продажи произведенной ими продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Низшая граница С. - безубыточность, т.е. количественное равенство доходов и расходов. Коммерч. пр-тия должны превзойти низшую границу С. и иметь прибыль, за счет к-рой обеспечивается выполнение финанс. обязательств перед госвом, коммерч. банками и кредиторами, создаются собств. финанс. ресурсы для расшир. воспроизводства. С. коммерч. структур достигается там, где уделяется должное внимание качеству производимой продукции, профессионализму кадров и подготовке финанс. менеджеров (см. Финансовый менеджмент), имеются возможности обеспечения произ-ва финанс. ресурсами и эффективного управления ими.

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - некоммерческая организация, основанная на членстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющая свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). Порядок образования и деятельности С.о., основные цели и задачи регулируются Законом «О рынке ценных бумаг» (1996 в ред. 1998 и 1999). К осн. задачам относятся: обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (Р.ц.б.); соблюдение стандартов профессиональной этики; защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников Р.ц.б.; установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на Р.ц.б. Статус С. о. определяет для организации совокупность прав и обязанностей, к-рыми не наделены и к-рые не являются обязат. для ост. некоммерч. орг-ций. Подать заявление на получение статуса (лицензии) может оргция, учрежденная не менее чем 10 профессион. участниками Р.ц.б. ФКЦБ России разработаны: Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положение о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. В 1997 лицензии на осуществление деятельности в качестве С.о. были выданы, в частн. Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Основные функции С.о. - нормотворческая функция [реализуется через принятие внутренних нормативных актов (согласованных с ФКЦБ России), регулирующих порядок осуществления профессион. деятельности и проведения операций с ценными бумагами, а также через участие в законотворческой деятельности]; контрольная функция [позволяющая отслеживать соблюдение ее членами требований законодательства РФ и правил орг-ции. С.о. обязана создать внутр. подразделения (органы) для постоянного мониторинга и контроля за деятельностью своих членов и дисциплинарный комитет для рассмотрения дел о нарушениях ими законодательства РФ и ее внутр. документов и применения к ним установл. С. о. санкций]; функция принуждения [С.о. обязана принять внутр. документы, определяющие санкции и иные меры по отношению к членам орг-ции, их должностным лицам и персоналу и порядок их применения (НАУФОР и ПАРТАД разработали и утвердили соотв. дисциплинарные кодексы)]; арбитражная функция [реализуется через деятельность создаваемых при С.о. третейских судов]. Концепция развития Р.ц.б. предполагает использование С. о., создаваемых при помощи государства и под его контролем. К важнейшим принципам гос. политики на Р.ц.б. относится принцип максимального саморегулирования (гос-во регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам Р.ц.б., организованным в саморегулируемые орг-ции). Согласно Концепции, саморегулируемые организации должны формироваться по осн. видам профессион. деятельности на Р.ц.б. (принцип функционального регулирования). Эффективность регулирования рыночных отношений зависит от выбора оптимального соотношения двух параметров: качества регулирования и его стоимости. Введение саморегулирования призвано минимизировать затраты из федерального бюджета на создание инфраструктуры рынка. Финансирование деятельности саморегулируемой организации осуществляется за счет профессиональных участников рынка. Помимо норм указ. правовых актов деятельность С. о. регулируется законодательством РФ о некоммерческих орг-циях (напр., в части обязательности целевого использования денежных средств орг-ций).

САМОСТРАХОВАНИЕ

САМОСТРАХОВАНИЕ (англ. self-insurance) - организационно-правовая форма страхования с целью формирования хозяйствующим субъектом или физическим лицом за счет собственных средств страхового резерва (см. Резервы страховые) и его использования для компенсации ущерба, причиненного непредвиденными неблагоприятными событиями. В С. отсутствует или ограничена пространственная раскладка ущерба, вследствие чего для обеспечения реальной страховой защиты формируемые страховые резервы должны достигать величины, сопоставимой с ожидаемым ущербом. При С. страховой резерв может быть сформирован как в натуральной, так и в ден. форме. В натуральной форме резервы (семена, фураж, сырье) создаются на случай неурожая, пожара и др. неблагоприятных событий в с. хоз-ве и нек-рых отраслях пром-сти. В условиях рынка более актуальна ден. форма страховых резервов, к-рая широко используется как хозяйствующими субъектами, так и населением. С. является децентрализованным методом формирования страхового фонда (см. Фонд страховой) и входит в единую взаимосвязанную систему обеспечения страховой защиты наряду с гос. централиз. страховым резервом и страхованием. В процессе экономич. развития общества объективная необходимость в С. сохраняется в силу след. обстоятельств: 1) научно-технич. прогресс и усложнение хоз. связей усиливают потребность в страховой защите, к-рую не всегда могут обеспечить страховые компании по приемлемой цене; 2) С. позволяет субъекту самому контролировать размещение временно свободных ден. средств резерва. В связи с этим появились кэптивные страховые компании, формирующиеся в рамках ФПГ или отрасли для управления риском учредителей. Страховой фонд получает институцион. оформление и приобретает при этом черты как самострахования, так и страхования.

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ - обеспечение деятельности коммерческих организаций за счет их собственных средств. С. предполагает получение прибыли коммерч. структурами и направление ее на финансирование текущих затрат пр-тия, покрытие расходов на расширение и совершенствование произ-ва, обновление продукции с учетом требований рынка, повышение заработной платы работников, удовлетворение соц. потребностей трудового коллектива. С. не означает использование всех доходов и прибыли на собств. потребности. Коммерч. пр-тия и орг-ции всех форм собственности должны выполнять свои финанс. обязательства перед гос-вом, полностью и в установл. сроки перечислять необходимые ден. средства во внебюдж. фонды. При недостаточности собств. ден. средств пр-тия могут привлекать банковский кредит, обеспечив его своеврем. погашение и уплату процентов за счет собств. финанс. источников.

САНИРОВАНИЕ

САНИРОВАНИЕ (от лат. sanatio - лечение) - система мероприятий, проводимых с целью восстановления нормальной деятельности предприятий, организаций, фирм, включая банки и др. кредитные организации. Эти меры могут носить финансово-экономич. и организацион. характер. Выбор мер С. зависит от причин, повлекших финанс. затруднения, согласия кредиторов и контрагентов, а также от типа юридич. лица. Меры по С. кредитной орг-ции принимаются при длительном невыполнении ден. обязательств, абсолютном снижении собственного капитала, нарушении экон. нормативов. Степень этих нарушений регламентируется в законодат. порядке. В соответствии с российским законодательством С. кредитных орг-ций включает три группы мер: финанс. оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации. Финансовое оздоровление заключается в оказании финансовой помощи со стороны учредителей (участников) и иных лиц - размещение ден. средств на срочном депозите в данной кредитной орг-ции по льготной цене, предоставление поручительств (гарантий) по межбанковским кредитам, отсрочка и рассрочка платежа по обязательствам, отказ от дивидендов, дополнит. взнос в уставный капитал (в т.ч. за счет средств в данном банке), прощение долгов и новация отношений, изменение структуры активов и пассивов баланса, организацион. структуры и др.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ - государственное учреждение высшего профессионального образования. Основан в 1930 как Ленинградский финансово-экономический институт для подготовки специалистов по финансам и кредиту, бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности. В дальнейшем профиль института расширялся, особенно после присоединения к нему в 1954 Ленинградского планового института. С конца 60-х гг. институт готовит специалистов по экспериментальным, затем индивидуальным учебным планам с 5-летним сроком обучения. Постепенно создавалась учебно-методическая и научная база университетского типа. В 1991 Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского преобразован в Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Университет является одним из ведущих вузов экономического профиля в Российской Федерации. В нем обучается более 10 тысяч студентов, около 2000 аспирантов, докторантов и соискателей ученых степеней. В структуре университета 10 факультетов и 39 кафедр, Высшая экономическая школа, где 1500-2000 специалистов повышают квалификацию и проходят переподготовку по проблемам рыночной экономики. Функционируют консалтинговый центр, а также Центр по подготовке аудиторов по общему, страховому и банковскому аудиту. Подготовку специалистов осуществляет высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив, в составе к-рого свыше 170 докторов наук, профессоров и более 550 кандидатов наук, доцентов. Университет ведет подготовку бакалавров и специалистов высшей квалификации по направлениям и специальностям: «Экономика», «Менеджмент», «Коммерция», «Статистика», «Математические модели и исследование операций в экономике», «Финансы и кредит», «Экономическая теория», «Национальная экономика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг», «Коммерческая логистика», «Экономика и социология труда», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление», «Мировая экономика». Срок обучения для получения степени бакалавра - 4 года, диплома специалиста высшей квалификации - 5 лет. Выпускники университета, завершая обучение, свободно владеют иностранным языком, а обучающиеся по специальности и специализациям «Мировая экономика» - двумя иностранными языками. В университете создан и функционирует центр иностранных языков. Университет поддерживает и развивает активные международные связи. С 57 вузами разных стран заключены договоры о сотрудничестве в учебной и научной областях. Осуществляется регулярный обмен студентами, аспирантами и преподавателями. С рядом зарубежных университетов заключены соглашения об осуществлении программ совместного обучения, обучающиеся в рамках этих программ студенты и слушатели Высшей экономической школы по окончании получают два диплома. Ученые университета ведут плодотворную научно-исследовательскую работу. Издательством университета ежегодно выпускается 1200-1500 п.л. учебной и научной литературы. Ряд учебников, написанных учеными университета, получил гриф Министерства образования РФ. Действуют 17 диссертационных советов, к-рые имеют право принимать к защите кандидатские и докторские диссертации по всем существующим в РФ экономическим специальностям. В университете ежегодно защищается более 200 кандидатских и докторских диссертаций.

САНКЦИИ КРЕДИТНЫЕ

САНКЦИИ КРЕДИТНЫЕ - меры экономического воздействия, применяемые банками к заемщикам, нарушающим кредитную дисциплину. Виды С.к.: повышение процентных ставок за кредит, полное или частич. прекращение выдачи кредитов, досрочное взыскание ссуд, принудит. продажа предмета залога банковского кредита и др. С.к. применяются с разрешения руководителей банков и отменяются после того, как заемщик устранит недостатки, послужившие причиной применения мер банковского воздействия.

САНКЦИИ ФИНАНСОВЫЕ

САНКЦИИ ФИНАНСОВЫЕ - меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к предприятиям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности. По видам С.ф. подразделяются на неустойки, штрафы, пени. Неустойка - самый распространенный вид С.ф., широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действ. законом или договором денежная сумма, к-рую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Штраф - однократно выплачиваемая нарушителем обязательства денежная сумма (по общему правилу его размер определяется в твердой денежной сумме). В отличие от штрафа пеня устанавливается обычно в процентном отношении к сумме невыплаченного обязательства и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода просрочки. В зависимости от правовых отношений начисления С.ф. подразделяют на законные (т.е. определенные законом) и договорные (устанавливаются соглашением сторон, определяющим размер и условия взыскания). Источники возмещения С.ф.: прибыль и иные финанс. ресурсы пр-тий, орг-ций. Суммы, уплаченные в виде С.ф., относятся к непроизводительным расходам. С.ф. взимаются с пр-тий, орг-ций либо с их согласия, либо по решению суда.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КВОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИ (КАССЫ) (англ. savings banks, нем. Sparekasse) - кредитные учреждения, предоставляющие населению возможность надежного хранения денежных средств, содействующие накоплению денежных сбережений и использованию их в интересах развития национального хозяйства. Во мн. странах С.б. осуществляют операции по кредитованию населения, приблизившись по широте диапазона предоставляемых ссуд к коммерч. банкам. Осн. функция С.б. - привлечение сбережений и временно свободных ден. средств населения. С.б. относятся к спец. кредитным учр-ниям, к-рые появились в XIX в. и продолжит. время выполняли в кредитной системе подчин. роль, значительно уступая коммерч. банкам. После 2-й мировой войны значение спец. кредитных ин-тов практически во всех странах заметно возросло, что обусловлено обострением конкуренции за привлечение сбережений разл. слоев населения и расширение сферы приложения ссудного капитала. С.б. делят на государственные, частные и муниципальные. Организационная структура С.б. разных стран связана с особенностями их развития: в Великобритании, Италии, Японии наибольшее распространение получили государственные, во Франции - государственные и муниципальные, в Германии - муниципальные С.б.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ДЕПОЗИТ - денежные средства, размещаемые физическими лицами в банках и других кредитных организациях в целях хранения и получения дохода. В зарубежной практике к сберегательным относят депозиты, к-рые служат для накопления или вложения денежных сбережений населения, а также некоммерч. организаций и деловых фирм. При этом к сберегательным вкладам не относят денежные суммы, помещенные на счета, предназначенные для осуществления платежей. Американские банки по С.д. предлагают вкладчикам обычно самый низкий процент, но эти вклады могут иметь любой номинал и быть изъяты в любое время. В российской практике к С.д. относят как срочные вклады населения, так и счета граждан до востребования. Традиционно банковские операции по С.д. (см. также Пассивные операции банков) осуществляли сберегательные кассы, а затем - Сберегательный банк РФ), а с начала 90-х годов - и коммерческие банки. Право привлечения во вклады денежных средств физич. лиц предоставляется банкам, с даты регистрации к-рых прошло не менее двух лет и выполняющим др. условия, установленные ЦБ РФ. Взаимоотношения банка с клиентами регулируются договором в письменной форме, к-рая считается соблюденной, если внесение вклада удостоверено сберегательной книжкой, сберегательным сертификатом или иным документом, отвечающим установленным требованиям (см. Договор банковского вклада). Существуют разл. виды С.д.: срочные, срочные с дополнительными взносами, целевые, текущие, выигрышные, с предварительным уведомлением об изъятии средств с фиксированной и «плавающей» процентной ставкой, с предоставлением разных льгот и т.п.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ СЕРТИФИКАТ - документарная ценная бумага, удостоверяющая договор вклада (фиксированной величины) между кредитным учреждением и физическим лицом (вкладчиком), и дающая право на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. С. с. может быть срочным и обращающимся (передаваться одним лицом другому с помощью передаточной надписи). С. с. не могут использоваться в качестве расчетных и платежных документов. С. с. бывают именными и на предъявителя, их срок обращения - 3 года. Осн. документы в области правового регулирования С. с. - ГК РФ (часть II, ст. 844), и Правила по выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов, утв. ЦБ РФ от 10 февр. 1992. Согласно норме закона, С. с. - это свидетельство о вкладе в банк ден. средств физическим лицом, гражданином РФ или иного гос-ва, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. В случае досрочного предъявления С. с. к оплате банк выплачивает сумму вклада и проценты по пониженной ставке. Если срок получения вклада по С.с. просрочен, он признается документом до востребования (с правом владельца получить указ. сумму по первому требованию). С. с. может приобретаться и передаваться только физич. лицам; расчеты производятся в наличной и безналичной формах. Обязат. реквизиты С. с.: наименование «сберегательный сертификат»; указание на причину выдачи (внесение сберегат. вклада); дата внесения вклада и его размер; безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную на вклад; дата востребования вклада; ставка процента за пользование вкладом; сумма причитающихся процентов; наименование и адреса банка-эмитента и (для именного сертификата) бенефициара; подписи двух лиц, уполномоч. банком на подписание обязательств, закрепляемые печатью банка.

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - механизм осуществления потребности в сбережениях, развертывания во времени экономического содержания сберегательного отношения. Теоретически деньги в функции сбережения (сокровища), пребывая в покое, постоянно изменяют свою массу, участвуя тем самым в процессе наращивания предыдущей массы денег последующей. С.п. реализуется в механизме собственно сбережения. Частным случаем выступает собирание, к-рое применительно к населению представляет собой присвоение денег, не опосредуемое нормальным процессом образования и использования доходов (разл. формы прямого присвоения денег, специфич. формы нищенства и т.д.). В С.п. более осязаемо проявляются специфич. черты сберегательного отношения, собственно сбережений как части ден. массы, имеющейся у населения. В отличие от образования резерва средств обращения и платежа при формировании сбережений С.п. соотносится с динамикой доходов населения лишь моментно - как со своей экономич. основой. При этом между начальным отложением ден. знаков и моментом полного накопления суммы лежит промежуточный период, в течение к-рого, в отличие от остановившихся в движении ден. знаков как резерва средств обращения и платежа, деньги не готовы к функционированию и в этом смысле для сберегателя не функционируют. От образования сокровища С.п. отличается наличием цели и определенностью периода накопления, обусловленных уровнем доходов, а также структурой потребностей, удовлетворяемых за счет сбережений. При анализе С.п. на посубъектном уровне (семья, отдельный сберегатель) более четко проявляется тот факт, что за образованием сбережений стоят реальные потребности, удовлетворяемые в ходе реализации противоречивого единства интересов текущего и будущего потребления. При этом именно потребность в сбережениях во многом определяет характер построения потребительского бюджета, а не наоборот. Образование сбережений неотделимо от ограничения населением текущего удовлетворения потребностей. Др. особенностями С.п. являются его кредитный характер и особая роль организованных сбережений населения в системе ден. оборота. Привлечение сбережений во вклады - важная предпосылка внедрения в сферу личного потребления безналичных расчетов, системы электронно-денежных переводов, т.е. более соверш. форм организации ден. оборота. Организованные сбережения снижают издержки эмиссионно-кассового хозяйства за счет повторного использования ден. знаков, возвращающихся в банк в порядке поступлений во вклады и вложений в ценные бумаги, и тем самым способствуют осуществлению режима экономии в сфере обращения. Интересы социальной ориентации в развитии экономики предполагают оперативный мониторинг состояния сберегательного процесса, выражающийся в определении числа месяцев потребительских расходов в расчете на месяц, предшествующий началу периода (см. табл.)

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

После сжатия сберегательного потенциала населения в 1993 при смене в стране системы экономических координат (до 12 - 14% от значения показателя в 1990) наблюдался довольно ускоренный процесс восстановления утраченного потенциала, к-рый в предшествующий дефолту 1998 период достиг примерно 2/3 в счете по максимальным значениям показателя. В послекризисный период объем сбережений оставался примерно на уровне 1996. К началу 2001 к потребительским расходам декабря 2000 запас составил 4,4 месяца, или 38,6% от соответствующего уровня 1990.  

СБЕРЕЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБЕРКАРТ

СБЕРКАРТ - российская система электронных безналичных платежей на базе смарт-карт. Построена на основе стандарта DUET (Direct Universal Electronic Transactions), разработанного компанией BGS Smartcard Systems AG. Особенность системы - наличие одного Главного центра эмиссии, а также распределенного процессинга между региональными банками. Система интернет-платежей строится на базе специального расширения ядра системы DUET - подсистемы DUET for e-Commerce, обеспечивающей возможность осуществлять платежи путем перевода средств с карты покупателя на карту продавца без авторизации со стороны банка. Данные о карте покупателя передаются магазину через Интернет в защищенном виде. Покупатель вставляет карту в считывающее устройство - смарт-ридер и оплачивает счет в магазине, получая чек, содержащий цифровой сертификат подлинности. Массовое внедрение системы началось в 1997. На июнь 2000 система СБЕРКАРТ охватывала 63 региона России, в обращении находилось 673 тыс. карт, наличные ден. средства по картам АС СБЕРКАРТ выдавали в 2480 филиалах Сбербанка РФ и 372 банкоматах в 328 городах и населенных пунктах России; карты обслуживались почти в 1700 торговых и сервисных точках.

СБОР

СБОР (англ. fee) - плата, взимаемая государственным органом за право участия, пользования чем-либо или за право осуществления той или иной деятельности. В российском законодательстве не было четкого разграничения понятий С., налога и пошлины. Под налогом, С., пошлиной и др. платежами понимался обязательный взнос в бюджет соотв. уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в порядке, установленном законодательными актами - ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» (1991). В силу традиции платеж, являющийся налогом, называют С. или пошлиной. Однако можно провести разграничение между налогом, пошлиной и С. исходя из направления платежа и характера отношений плательщика к обязательности платежа. В РФ разграничение этих понятий проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если средства поступали в бюджет, независимо от того, кому они непосредственно уплачивались (т.н. фискальные таксы), то такие платежи считались пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, к-рой уплачивался, то он назывался С. В наст. время такое основание для разграничения С. и пошлин утрачено. Теперь С. в основном называют платежи за обладание спец. правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (часть первая) (1998 в ред. 1999 и 2000) под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физич. лиц, уплата к-рого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определ. прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлины уплачиваются за совершение в пользу плательщика юридически значимых действий, за пользование гос. имуществом либо за предоставление лицу услуг, не являющихся административными. Налоговым кодексом РФ предусмотрены таможенные сборы, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

СБОР ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

СБОР ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ - обязательный платеж, взимаемый с 1997 и регламентируемый одноименным Федеральным законом от 8 января 1998. Плательщики сбора - орг-ции, имеющие статус юридич. лиц, получившие в установл. порядке лицензию на право произ-ва и оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции. Размер сбора колеблется от 500 до 15 тыс. МРОТ в зависимости от вида деятельности. Сбор уплачивается плательщиками самостоятельно, ежегодно - один раз за каждый год действия лицензии. При получении лицензии на право ведения неск. видов деятельности сбор уплачивается отдельно за право на осуществление каждого из указанных видов деятельности. Если деятельность осуществляется на неск. территориально обособленных объектах, сбор уплачивается отдельно по каждому объекту. При переоформлении лицензии или выдаче ее взамен утерянной сбор уплачивается как при выдаче новой лицензии. Плата не взимается только в случае возобновления приостановл. лицензий. В случае отказа в выдаче лицензии сумма сбора возвращается в установл. порядке. Во всех др. случаях уплаченный сбор возврату не подлежит. Суммы уплаченных сборов включаются орг-циями в состав затрат на произ-во и реализацию продукции, принимаемых при исчислении налога на прибыль. В налоговый орган не позднее 15 дней после даты выдачи лицензии представляются: копия выданной лицензии; налоговый расчет установленного образца. Суммы сборов зачисляются в бюджет, за счет к-рого содержится орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности. Ответственность плательщиков за правильность уплаты сбора определяется в общем установленном порядке.

СБОР ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ "РОССИЯ", "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" И ОБРАЗОВАННЫХ НА ИХ ОСНОВЕ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

СБОР ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ "РОССИЯ", "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" И ОБРАЗОВАННЫХ НА ИХ ОСНОВЕ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ - обязательный платеж, введенный в 1993. Порядок исчисления и уплаты регулируется инструкцией Госналогслужбы РФ № 21 от 11 мая 1993, изданной на основании одноименного закона РФ (1993 с изм. и доп.: № 1 от 28.03.94, № 2 от 27.06.94, № 3 от 14.06.95). Уплачивать сбор должны учр-ния, пр-тия, орг-ции, являющиеся юридич. лицами по законодательству РФ и использующие указ. наименования в своих названиях. Аналогич. подход применяется и по отношению к орг-циям и пр-тиям с иностранными инвестициями. Не являются плательщиками сбора федеральные органы гос. (законодательной, исполнительной, судебной) власти; Банк России и его учр-ния; гос. внебюджетные фонды РФ; бюджетные учр-ния и орг-ции, полностью финансируемые из бюджета РФ; редакции СМИ (кроме рекламных и эротич. изданий); общероссийские общественные и религиозные объединения. Сумма сбора определяется плательщиками самостоятельно на основе данных бух. учета и отчетности. В налоговый орган плательщиком ежеквартально представляется расчет по утвержденной форме. Расчет сбора производится пр-тиями и орг-циями, занимающимися предпринимат. деятельностью (за исключением торговой, заготовительной и снабженческо-сбытовой), в размере 0,5% стоимости реализованной продукции (работ, услуг). Сбор уплачивается из прибыли, остающейся в распоряжении орг-ции. Подход к определению налоговой базы для данной категории плательщиков дифференцирован по видам деятельности (кредитные, страховые организации, биржи). Торговые, заготовит. и снабженческо-сбытовые организации уплачивают сбор в размере 0,05% товарооборота. Ост. орг-ции и учр-ния уплачивают сбор единовременно в размере 100 МРОТ. В налоговые органы представляется платежное поручение или его копия, удостоверяющие уплату сбора. Если пр-тие меняет название или вообще прекращает деятельность, возврат (зачет) уплаченных (начисленных) сумм сбора не производится. Ответственность за уплату сбора плательщиками определяется в общеустановл. порядке. Суммы от уплаты сбора и применяемых финанс. санкций за нарушение порядка его уплаты зачисляются в федеральный бюджет.

СБОР НА НУЖДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СБОР НА НУЖДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - относится к местным налогам. Введен в соответствии со ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991). Плательщики сбора - предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридич. лицами на основании законодательства РФ, осуществляющие предпринимат. деятельность, а также иностранные юридич. лица. Ставка устанавливается в размере 1% суммы выплат в ден. и натуральной форме, начисленных на оплату труда работникам пртий, ог-ций и учр-ний (фонд оплаты труда) по всем основаниям, связанным с предпринимат. деятельностью. Сбор зачисляется в местные бюджеты. Расходы по его уплате относятся на финансовые результаты деятельности предприятий и организаций.

СБОР РЕГИСТРАЦИОННЫЙ

СБОР РЕГИСТРАЦИОННЫЙ (англ. registration fee) - вид косвенного налогообложения, устанавливаемый в законодательном порядке. По своему характеру С.р. имеют контрольное значение, напр., сбор за регистрацию организаций, сбор на покупку лицензии для осуществления разл. видов деятельности, сбор (налог) с владельцев транспортных средств, регистрационный сбор с физич. лиц, занимающихся предпринимат. деятельностью.

СВИФТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (англ. free ecоnоmic zone) - обособленная часть территории страны (анклав), в которой создается особая система льгот и стимулов. Историч. предшественники С.э.з. - «свободные порты» (порто-франко), т.е. территории беспошлинного складирования товаров на время поиска покупателей, к-рые создавались для оживления местного рынка, а затем - для стимулирования внешней торговли. Наиболее известные «свободные порты» - Генуя (с 1595), Венеция (с 1661); Марсель (с 1669); в России - Одесса (с 1817), Владивосток (с 1862), Батуми (с 1878). По мере развития экономики и междунар. торговли «свободные порты» уступали место более сложным формам С.э.з. К 90-м гг. ХХ в. сложились две осн. модели С.э.з.: обособл. территория с льготным режимом хоз. деятельности для всех резидентов и льготный режим для определ. вида предпринимат. деятельности независимо от местоположения соотв. фирмы в стране. Среди С.э.з. по признаку хоз. специализации выделяют: зоны свободной торговли, где осуществляются операции по складированию и адаптации ввез. товаров к условиям рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка); промышленно-производств. зоны со спец. таможенным режимом, финанс. и фискальными льготами для пром. компаний, производящих экспортную или импортозамещающую продукцию; торгово-пром. зоны, сочетающие режим зон свободной торговли и импортозамещающих производств. зон; технико-внедренч. зоны (технопарки, наукограды), предоставляющие единую систему фискальных и финанс. льгот для комплекса нац. и (или) зарубежных исследовательских, проектных и научнопроизводств. фирм; сервисные зоны с льготным режимом для фирм и финанс. институтов, оказывающих разл. виды финанс. и нефинанс. услуг; комплексные зоны с особым, льготным по сравнению с общим, режимом хоз. деятельности на территории отд. адм. образований. Создание С.э.з. предусматривает обеспечение высококвалифиц. рабочей силой, развитие соц. и инженерной инфраструктуры мирового уровня. В России в 90-х гг. наибольшее распространение получила модель «особых экономических зон» как разновидности зон комплексного типа. Специфика особых экономич. зон состоит в создании особого (льготного) режима для отд. российских территорий, имеющих хорошие предпосылки для образования полюсов роста. Так, Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (1996) предусматривает необходимость обеспечения интересов РФ в регионе, положение к-рого является специфическим с геополитич., экономич. и историч. точек зрения. Основной принцип функционирования С.э.з. - стимулирование определ. видов и направлений хоз. деятельности путем селективной либерализации инвестиц. климата. Система стимулирования включает льготы: внешнеторговые (снижение или отмена экспортноимпортных пошлин, упрощение порядка проведения внешнеторговых операций); фискальные (сокращение налоговой базы и уровня налоговых ставок, постоянное или временное освобождение от налогообложения конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей); финансовые (субсидии в виде низких цен на коммун. услуги, снижения арендной платы, а также за счет бюджетных средств и преференциальных гос. кредитов); административные (упрощение процедур регистрации пр-тий и режима въезда-выезда иностр. граждан, оказание ряда др. услуг). Эти льготы, применяемые в самых разл. комбинациях и «пронизывающие» экономику зоны, создают стимулы для реализации сравнит. преимуществ той или иной территории.

СВОДНАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

СВОДНАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (англ. consolidated reporting) - система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций. С.б.о. группы взаимосвязанных орг-ций объединяет бух. отчетность головной орг-ции и ее дочерних об-в, а также включает данные о зависимых об-вах, являющихся юридич. лицами по законодательству места их регистрации. По отношению к дочерним об-вам головная орг-ция выступает как основное об-во (тов-во), а по отношению к зависимым об-вам - как преобладающее (участвующее) об-во. С.б.о. составляется в объеме и порядке, установленном для бухгалтерской отчетности орг-ции. Мин-ва, ведомства и др. федеральные органы исполнит. власти составляют С.б.о. по орг-циям, в отношении к-рых они осуществляют функции координации и регулирования деятельности. Правила составления такой отчетности устанавливаются Минфином РФ. Ассоциации и союзы (объединения) юридич. лиц, созданные на добровольных началах орг-циями, составляют С.б.о. в порядке, установл. в учредит. документах этих об-ний. (См. также Консолидированная отчетность).

СВОДНАЯ БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ

СВОДНАЯ БЮДЖЕТНАЯ РОСПИСЬ - оперативный документ, отражающий распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в разрезе показателей бюджетной классификации. На основании С.б.р. в РФ осуществляется исполнение бюджета. Порядок составления и исполнения С.б.р. определяется бюджетным законодательством и нормативными документами органа, исполняющего бюджет. Порядок составления и утверждения С.б.р. федер. бюджета (аналогичный порядок предусмотрен и для составления и исполнения росписи территор. бюджетов) следующий. На основе утвержд. Правительством РФ поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федер. бюджета Минфин России доводит до федер. органов исполнит. власти и иных прямых получателей средств федер. бюджета поквартальное распределение расходов федер. бюджета в структуре функцион. и ведомств. классификаций расходов бюджетов РФ. Главные распорядители бюджетных средств доводят распределение установл. для них объемов до орг-ций, находящихся в их ведении, и согласовывают с этими орг-циями полученные от них возвратные объемы распределения расходов в структуре функцион. и экономич. классификаций расходов бюджетов РФ (возвратные лимиты ассигнований). При определении направлений финансирования, устанавливаемых в возвратном лимите ассигнований, гл. распорядители бюдж. средств, орг-ции, находящиеся в их ведении, должны устанавливать объем расходов, проектируемый на те или иные цели за счет средств федер. бюджета, в пределах довед. средств как в целом на год, так и в поквартальном распределении. На основе возвратных лимитов ассигнований гл. распорядители бюдж. средств формируют сводные возвратные лимиты ассигнований в структуре функцион. и экономич. классификаций расходов бюджетов РФ и представляют их в Минфин России для формирования С.б.р. Утвержденная министром финансов С.б.р. направляется в установл. порядке на исполнение гл. распорядителям средств федер. бюджета и федер. органам исполнит. власти, отвечающим за мобилизацию доходов в федер. бюджет. На основе полученной от Минфина России С.б.р. гл. распорядитель бюдж. средств доводит до орг-ций, находящихся в его ведении, лимиты бюдж. обязательств. Эти лимиты, довед. до организацийбюджетополучателей, согласовываются с вышестоящими распорядителями бюджетных средств и оформляются подписью руководителя организации - вышестоящего распорядителя бюджетных средств и руководителя организации-бюджетополучателя и заверяются оттисками гербовых печатей этих орг-ций. Согласов. лимиты бюдж. обязательств представляются бюджетополучателями в соотв. орган Федерального казначейства для контроля за расходованием средств федер. бюджета. Расходы федер. бюджета финансируются в соответствии с ежемесячно утверждаемыми Председателем Правительства РФ на основании С.б.р. объемами финансирования расходов, поступлений доходов и источников финансирования дефицита федер. бюджета. В России до 1918 Государственный бюджет назывался - Государственная роспись доходов и расходов. В ряде стран закон о бюджете на соответствующий год также представляет собой подробную роспись доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета.

СВОП

СВОП (англ. swap) - операция по обмену активами между сторонами сделки в целях снижения процентного или валютного риска. Рассматривается как единая бартерная сделка. Может использоваться для улучшения качества либо структуры портфеля ценных бумаг, а также при изменении инвестиционного плана. Валютный С. - комбинированная срочная валютная сделка (покупка валюты на условиях «спот» и одновременная ее продажа на условиях форвардной сделки). Аналогично конструируется процентный С.

"СВЯЗАННЫЙ" КРЕДИТ

"СВЯЗАННЫЙ" КРЕДИТ - государственные субсидии и льготные ссуды, выделяемые развивающимся странам на экономическое и социальное развитие на основе и в соответствии с межправительственными соглашениями. Направленные на экономич. и соц. развитие страны-заемщика С. к. используются для приобретения готовых товаров, услуг и работ из страны-кредитора или др. промышленно развитых стран. «Связанность» предоставляемых кредитов заключается в их целевом назначении и использовании странами-заемщиками по проектам, заранее оговоренным со странами-кредиторами. Термин введен в употребление в сер. 60-х гг. аналитиками Комитета содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В системе междунар. кредитно-финанс. отношений С. к. занимают особое положение. В отличие от частных коммерч. кредитов их условия (процентная ставка, срок и т. д.) для стран-заемщиков не столь обременительны. Обычно это средне- или долгосрочные кредиты, иногда приобретающие форму субсидий или грантов. В основном С.к. предоставляются на двусторонней основе, где заемщиком выступает гос-во. Заемные средства, полученные по ним, направляются гос-вом в отрасли и сферы экономики, требующие новых инвестиций для технич. переоснащения или освоения новых технологий. С развитием деятельности междунар. финанс. организаций, в частн. Международного банка реконструкции и развития (МБРР), и образованием новых рынков (быв. советские республики и страны соц. лагеря) объем и активность предоставления С.к. через междунар. финанс. каналы возросли.

СДЕЛКА

СДЕЛКА (англ. deal) - действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей. Для совершения С. необходимо наличие дееспособности. Несоответствие С. требованиям законодательства влечет ее недействительность. С. может быть односторонней (доверенность, завещание, акцепт и др.). С., для совершения к-рой необходимо выражение согласованной воли двух или более сторон, называется договором. С., для к-рой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно (при встрече, по телефону, совершении С. в письм. форме допускается использовать факсимильное воспроизведение подписи, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи. Согласно ст. 7 Закона «О бухгалтерском учете» денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи гл. бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Внешнеэкономич. сделки (контракты), как правило, подписываются двумя лицами. Консенсуальная С. - для признания ее совершенной участникам достаточно достичь соглашения (напр., договор купли-продажи). Реальная С. - для признания ее совершенной нужно совершить определ. действие (напр., при договоре займа передать деньги). Условная С. - правовые последствия возникают при наступлении или ненаступлении определ. условия (напр., срочная С.).

СДЕЛКА С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ

СЕБЕСТОИМОСТЬ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ (англ. unit cost) - стоимостная оценка используемых в процессе производства единицы продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, осн. средств, а также других затрат на ее производство и продажу (сбыт). Для исчисления С.е.п. общую сумму затрат за отчетный период относят к кол-ву произведенной продукции. Для расчета плановой С.е.п. составляют калькуляцию. В зависимости от того, какие затраты включены в С.е.п., она может быть производственной и полной.

СЕКВЕСТР

СЕКВЕСТР - пропорциональное снижение государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение времени, оставшегося до конца текущего финансового года. Механизм секвестирования вводится, если в процессе исполнения бюджета снижение объема поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита оказалось выше определ. бюджетным законодательством уровня. В Российской Федерации определение С. было дано в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (1991). Механизм С. расходной части федер. бюджета в 90-е гг. устанавливался федер. законом о федер. бюджете на соответствующий финанс. год. Напр., в Федер. законе «О федеральном бюджете на 1997 год» секвестр расходной части федер. бюджета должен был производиться Правительством РФ по итогам квартала в том случае, если снижение объемов поступлений доходов федер. бюджета или источников покрытия дефицита федер. бюджета составило бы от 5 до 10% по сравнению с утвержд. данным законом показателями. В случае снижения объемов поступлений доходов или источников покрытия дефицита более чем на 10% по сравнению с утвержд. объемами Правительство было обязано внести в Государственную Думу законопроект о С. расходной части федер. бюджета. При этом на защищенные статьи расходов С. не распространялся, а по незащищенным статьям расходов сокращения ассигнований должны были осуществляться в одной и той же пропорции для всех разделов, подразделов, видов расходов и предметных статей, включая объекты, вошедшие в Федеральную инвестиционную программу на 1997. Однако начиная с 2000 в бюджетном законодательстве России понятие С. не использовалось. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов, то вводится режим сокращения расходов бюджета, в к-ром нет деления на защищенные и незащищенные расходные статьи. В целях сбалансирования бюджетов ряд стран также обращался к режиму секвестирования бюдж. расходов. Напр., в США в сер. 80-х гг. была сделана попытка избавиться от хронич. дефицитов бюджета с помощью механизма С. В дек. 1985 Конгрессом США был принят «Закон о контроле над дефицитом» (известный как закон Грэмма-Радмена-Холлингса - по именам авторов), согласно к-рому ежегодная величина дефицитов была четко определена, и в случае превышения предполагаемого дефицита над контрольной суммой в действие должен был вступать механизм секвестирования. Был определен перечень защищ. статей расходов, а остальные бюдж. расходы должны были быть уменьшены на единый процент. Причиной, по к-рой секвестирование в США так и не было введено в действие, явилось требование равного сокращения гражданских и военных расходов. Администрация Президента Р. Рейгана выступала против сокращения военных расходов, в то время как Конгресс боролся за сохранение темпов роста гражданских расходов. Компромисса не было найдено, и механизм секвестирования был изъят из закона Грэмма-Радмена-Холлингса.

СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ

СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ (англ. securitization) - тенденция возрастания роли ценных бумаг и инструментов на их основе на рынке капиталов; привлечение финансовых средств путем выпуска долговых ценных бумаг вместо получения банковских ссуд. С. выражается, с одной стороны, в увеличении уд. веса рынка ценных бумаг по сравнению с рынком ссудных капиталов; с другой - в резком расширении видов и состава ценных бумаг, прежде всего производных и гибридных инструментов на их основе. Гл. причины, вызывающие процесс С.: стремление к удешевлению долговых обязательств, защите от все увеличивающегося непостоянства процентных ставок; изменения в налогообложении и гос. регулировании. Быстрое развитие С. обеспечивают революционные изменения в области телекоммуникации, связи и компьютеризации, позволяющие объединять заемщиков и инвесторов в мировом масштабе и уменьшать кол-во посредников, особенно в лице банковских структур (см. также Дезинтермедиация).

СЕНЬОРАЖ

СЕНЬОРАЖ (фр. seigneuriage - право сеньора, особ. на чеканку монет; англ. seigniorage или seignorage) - плата, взимаемая монетным двором за чеканку металлической монеты. Раньше С. назывался налог, к-рым облагался драгоц. металл, передаваемый монетному двору для чеканки монет, с целью покрытия издержек на процесс чеканки (англ. mintage, фр. monnayage) и получения прибыли для правителя, прерогативой к-рого и была чеканка монет. Рассчитывался как разница между монетарной и слитковой стоимостью серебра, содержащегося в серебряной монете. В совр. условиях С. взимается от чистой прибыли, получаемой любой орг-цией, осуществляющей эмиссию денег, включая выпуск банкнот. В ряде случаев С. взимается с той страны, валюта к-рой используется иностр. гос-вами для торговых целей или в качестве резерва. В этом случае С. означает доход от дополнит. реальных и (или) финансовых активов, к-рые страна может приобрести благодаря запасам своей валюты за рубежом, минус проценты по тем активам, в к-рые иностранцы (нерезиденты) инвестировали свои вклады, и минус любые дополнит. административные расходы. Поскольку С. возникает при эмиссии денег - увеличении ден. массы, его можно рассматривать, как своего рода инфляционный налог.

Предыдущая страница Следующая страница