Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НАЛ")
НАЛОГОВАЯ КВОТА (англ. tax quota) - вид налоговой ставки; установленный налоговым законодательством процент к единице обложения (обороту, доходу, стоимости имущества и пр.). Н.к. показывает долю гос-ва в полученном доходе. Н.к. характерны для прямых реальных окладных налогов, личных, НДС, таможенных пошлин и нек-рых др. (т.н. квотативных) налогов. См. также Налоговая ставка |
НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА, налоговая клаузула (англ. tax clause) - условие в торговом контракте, договоре об оказании услуг, кредитном соглашении, устанавливающее, что каждая из сторон обязана уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся на территории своей страны в связи с выполнением данного контракта, договора и т.п. Обычно охватывает таможенные пошлины, акцизы, сборы, налоги на сделки; по соглашению сторон может быть распространена и на подоходные налоги. Н.о. служит интересам экспортеров и перекладывает риск от изменения налоговых законов и ставок на импортера. (См. также Переложение налогов.) |
НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (англ. tax liability) - один из видов юридической ответственности. Представляет собой правоотношение между гос-вом в лице его спец. органов и правонарушителем, на к-рого возлагается обязанность претерпевать соотв. лишения и неблагоприятные последствия за совершенное им нарушение требований, содержащихся в нормах налогового права. В зависимости от характера и степени общественной опасности (тяжести) совершенного правонарушения к нарушителю налогового законодательства может быть применена уголовная ответственность, к-рая наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом и характеризующегося наиболее жесткими санкциями; адм. ответственность, предусмотренная за совершение адм. проступков, и финанс. ответственность, наступающая за совершение деяний, нарушающих правила обращения с ден. ресурсами. Н.о. как специфич. вид юридич. ответственности осуществляется для обеспечения режима законности в сфере налоговых отношений и имеет своей целью понуждение налогоплательщиков к исполнению своих обязанностей по уплате налогов; распространяется как на физич. лиц, так и на юридич. лиц. Этот правовой ин-т носит комплексный характер, т.к. не существует единой системы однородных мер Н.о.; конкретные виды и размеры Н.о. определяются рядом нормативных актов |
НАЛОГОВАЯ ПОВИННОСТЬ - установленная законами обязанность налогоплательщика, связанная с исчислением, удержанием, перечислением, уплатой налогов и сборов в соотв. бюджеты |
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА (англ. tax policy) - система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной Н.п. связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. С помощью централизованных ресурсов гос-во способствует сбалансированному произ-ву и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает соц. сферу и сохраняет политич. стабильность. Изымаемые из произ-ва средства направляются на финансирование непроизводств. отраслей и в значительной своей части расширяют совокупный спрос и двигают произ-во. Стимулирующее значение фискальной составляющей Н.п. выражается в снижении общего налогового бремени и расширении потенций экономич. роста. На каждом конкретном историч. отрезке Н.п. участвует в решении и тактич. задач, проявляясь в отклонении от общего порядка обложения. Исходя из классич. принципов налогообложения справедливость налогов изначально состоит в их равенстве. Поэтому только с проведением определенной Н.п. возникает необходимость в дифференциации обложения. Налоговое регулирование сводится, т.о., к налоговым льготам. Активная Н.п. предполагает широкое использование льгот. Однако налоговые льготы имеют негативные стороны - освобождение от налога одних ведет к переобложению др. Совр. теории налогообложения рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью отказаться от индивидуальных льгот. Практич. реализация той или иной Н.п. в зависимости от ее целей включает маневрирование соотношением прямых и косвенных налогов, использование налогов разной степени прогрессии, применение разл. моделей фискального федерализма и др. История налогов знает примеры ярко выраженного профессионального, сословного, классового, нац. характера обложения. Н.п. может иметь и межгос. аспект: протекционизм, фритредерство, таможенные союзы. Н.п. во многом обусловливается общеэкономич. политикой гос-ва и часто подвергается незаслуженной критике. В частности, в России на налоги возлагается вся вина за экономич. кризис, развал произ-ва, рост цен, бедность. Тесная связь налогов с доходами населения и самыми острыми гранями жизни об-ва делает их ареной политич. противоборства, в ходе к-рого налогам часто вменяются несвойственные им функции. Поэтому для Н.п. всегда актуальны проблемы сохранения научной обоснованности тех или иных принимаемых мер и предотвращения сползания ее в русло популизма и субъективизма |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАЛОГОВАЯ РЕГРЕССИЯ, налоговая дегрессия, регрессивное налогообложение (англ. regressive taxation) - метод, используемый в налогообложении, при котором тяжесть налоговых изъятий обратно пропорциональна доходу. С ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки налога, т.е. чем меньше доход, тем тяжелее налог для плательщика. Н.р. характерна гл. обр. для косвенных налогов, в частн., для налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. В экономич. смысле эти налоги представляют собой надбавку к цене товара, и его покупатели уплачивают одинаковую сумму налога, однако доля данных налогов в доходах налогоплательщиков уменьшается с ростом дохода. Регрессивный характер носят прямые реальные налоги, используемые во многих странах |
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА (англ. taxation system) - совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают след. элементы Н.с.: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАЛОГОВАЯ СКИДКА (англ. tax allowance) - вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения. Направлена на сокращение налоговой базы. Как правило, Н.с. связана не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Напр., по налогам на прибыль и доходы налогоплательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению (налогооблагаемая прибыль), на сумму произведенных им расходов на разл. цели (перечисления в благотворит. фонды, учрниям образования, здравоохранения, культуры, затраты на природоохранит. мероприятия и т.п.). В зависимости от влияния на результаты налогообложения Н.с. подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов плательщика). Как и налоговые изъятия, в зависимости от ограничений по субъектам налогообложения Н.с. могут быть общими (независимыми от субъективных признаков налогоплательщика) и спец., применяемыми к определ. группам и категориям налогоплательщиков |
НАЛОГОВАЯ СТАВКА (англ. rate of tax) - величина налога на единицу обложения. Определяет часть дохода, к-рая забирается в бюджет. В соответствии с НК РФ Н.с. представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. По методу установления выделяют ставки: твердые - устанавливаются в абс. сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (применяются обычно при обложении реальными налогами земельных участков, домов и пр.); процентные (налоговые квоты) - выражаются в процентах от единицы обложения, характерны для налогообложения прибыли и доходов (напр., с 2001 13% каждого рубля налогооблагаемого дохода физич. лиц). По отношению к динамике роста объекта налога различают ставки: пропорциональные - действуют в одинаковом проценте к объекту налога без учета дохода; прогрессивные - возрастают по мере роста облагаемого дохода; регрессивные - уменьшаются по мере роста дохода. По содержанию выделяют ставки: маржинальные [непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отд. частям дохода (разрядам или маржам), напр., в подоходном налоге с физических лиц РФ в разное время использовались маржинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%]; фактические [определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе]; экономические [определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу]. Н.с. могут быть едиными для всех налогоплательщиков или дифференцированными. Дифференцированные Н.с. устанавливаются налоговым законодательством в пределах определ. норм по разным основаниям: различиям в материально-имущественном или соц. положении плательщиков; особым заслугам перед гос-вом; организационно-правовым формам деятельности и др. Дифференциация Н.с. может способствовать поддержке развития отд. производств, промыслов, регионов, переливу капиталов по сферам деятельности, привлечению иностр. капиталов в экономику, достижению др. финансово-экономич. и соц. результатов. Система законодательно установленных изменяемых Н.с. представляет собой механизм ставок, являющийся одним из инструментов налогового регулирования и перераспределения доходов внутри об-ва в целях стабилизации экономики и реализации налоговой политики гос-ва |
НАЛОГОВАЯ ТАЙНА - любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. К Н.т. не относятся: сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведения о его идентификационном номере и об уставном фонде (уставном капитале) организации. Не рассматриваются как Н.т. сведения о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах и мерах ответственности, а также сведения, предоставляемые налоговым или правоохранит. органам др. гос-в в соответствии с заключенными Россией междунар. договорами (соглашениями). К разглашению Н.т. относится, в частн., использование или передача другому лицу производственной или коммерч. тайны налогоплательщика, к-рая стала известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговый орган сведения, составляющие Н.т., имеют спец. режим хранения и доступа |
НАЛОГОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ (англ. tax jurisdiction) - правовая сфера, на которую распространяются полномочия налогового органа, установленные федеральными законами |
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ - деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами. Предмет Н.а. - налоги и сборы; объект - налогоплательщики, налоговые сборщики, налоговые агенты. Задача Н.а. - контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов. Цель Н.а. - наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налоговых органов. Под методом Н.а. понимается способ воздействия налоговых органов на налоговые отношения и налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) посредством форм налогового контроля и др. процедур, осуществляемых ими в процессе реализации своих полномочий. Налоговые органы ставят на учет налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, присваивают им идентификационные номера; осуществляют контроль за открытием ими расчетных (текущих) и иных счетов в банке, выполнением налогоплательщиками и налоговыми агентами обязанностей по уплате налогов и сборов; принимают к нарушителям налоговой дисциплины предусмотр. законом меры (начисляют пеню, приостанавливают операции по счетам в банке и др.); взыскивают недоимки; проводят камеральные и выездные налоговые проверки; осуществляют производство дел по выявленным налоговым правонарушениям; ведут оперативно-статистич. учет по налогам и сборам; анализируют ход налоговых поступлений; составляют прогнозы поступлений налогов и сборов и осуществляют др. функции. Внутри системы налоговых органов Н.а. осуществляется в форме ревизий и проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими; обмена информацией, опытом работы и др. Важное направление деятельности центрального аппарата налоговых органов - создание и организация новых технологий и процедур Н.а. (в т.ч. на основе информатизации и компьютеризации); выработка более оптимальной структуры налоговых органов; работа с персоналом по повышению уровня профессиональной подготовки и т.п |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАЛОГОВОЕ ПРАВО (англ. tax law) - совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их исчисления и уплаты (взимания) и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; подотрасль финансового права. Налоговый кодекс РФ - основа для формирования налогового права в России. Это сложный и длительный процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах, иной нормативно-правовой базы, формирования правовой культуры между налогоплательщиками и налоговыми органами |
НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (англ. violation of tax law) - виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Для квалификации Н.п. необходимо установление факта нарушения законодательства о налогах и сборах (посредством установления точного соответствия фактич. признаков совершенного деяния признакам состава Н.п.) и вины (умышленно или по неосторожности). Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень налоговых правонарушений, за к-рые установлена юридическая ответственность. Составы правонарушений по иным нарушениям законодательства о налогах и сборах, содержащим признаки адм. правонарушения или преступления, определены законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ |
НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ (англ. notice to taxpayer) - требование уполномоченных должностных лиц налоговых органов об уплате налогов (сборов) либо о совершении действий, выполнении обязанностей налогоплательщиком или иным обязанным лицом (субъектом), предусмотренных действующим законодательством о налогах. Совокупность требований, предъявляемых налоговыми органами к налогоплательщикам, предусмотрена действующим законодательством, определяющим правовой статус налоговых органов. Так, НК РФ (часть I, ст. 31) налоговым органам предоставлено право приостанавливать операции пр-тий, учр-ний, орг-ций, граждан и налоговых агентов по счетам в банках и иных финансово-кредитных учр-ниях и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др. документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Налоговые органы вправе требовать от руководителей и др. должностных лиц проверяемых пр-тий, учр-ний, орг-ций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и др. обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение. Данная ст. закона содержит и др. права налоговых органов, к-рые реализуются путем направления налогоплательщику соотв. предписаний, уведомлений об устранении нарушений налогового законодательства либо совершении определенных действий. Невыполнение налогоплательщиком соотв. требований налогового органа влечет применение к нему мер воздействия, предусмотренных налоговым законодательством |
НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ - форма предоставления налоговой льготы. Может производиться в виде исключения из налоговой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика (см. Налоговая скидка). Напр., совокупный годовой доход физических лиц уменьшается на суммы, перечисляемые на благотворительные цели, потраченные на лечение и образование. Размеры Н.в. могут быть лимитированными [при исчислении налога на прибыль льготируются расходы на выплату работодателями платежей (взносов) по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и негосударств. пенсионного обеспечения работников в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда; расходов на рекламу в размере не более 1% выручки и т.д.] и нелимитированными [напр., суммы, направл. образоват. учр-ниям непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образоват. процесса]. Наиболее эффективная налоговая льгота - вычет из налогового оклада, к-рая непосредственно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика. Напр., сумма благотворительной помощи, направленная пр-тиями и орг-циями на определ. цели в конкретном адм. образовании, полностью вычитается из суммы налога на прибыль |
НАЛОГОВЫЕ ГАВАНИ (УБЕЖИЩА) (англ. tax havens) - небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и др. льгот. Как правило, это небольшие гос-ва Европы, развивающиеся страны или обособившиеся от развитых стран самоуправляемые территории. Аналогич. условия существуют в свободных экономич. зонах, созданных для привлечения иностранных инвестиций, а также в отд. адм. образованиях, обладающих признаками Н.г. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на нек-рые виды доходов. В Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков; в Швейцарии и Лихтенштейне - для холдинговых, посреднич. и торг. компаний; на Багамских о-вах - полное освобождение от подоходного налога. В отличие от офшоров налоговые льготы в Н.г. распространяются не только на иностранные, но и на местные компании. Большое кол-во Н.г. имеется в Панаме, Коста-Рике, Либерии, на Бермудских, Каймановых, Багамских о-вах и т.д. Всего в мире насчитывается более 70 Н.г. Они привлекательны для иностранных инвесторов, потому что налог на прибыль в них отсутствует или не превышает 1-2%, или заменен не зависящим от размеров дохода ежегодным сбором (от 150 до 1000 долл. США). Налоги на вывоз дохода (от дивидендов, банковских процентов, платежей роялти и др.) отсутствуют. В Н.г. максимально упрощена процедура регистрации: миним. размер уставного капитала обычно не установлен, личности владельцев фирм не подлежат разглашению. В нек-рых Н.г. анонимность владельцев обеспечивает также возможность выпуска акций на предъявителя. В Н.г. отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках, осуществлять и получать платежи в любой валюте без к.-л. ограничений. Предельно упрощена процедура управления фирмой. Иногда она условна - управление в этом случае осуществляется т.н. «секретарской фирмой». С понятием Н.г. тесно связано такое понятие, как фискальный оазис. Под фискальным оазисом понимают территорию (страна, регион, город или к.-л. др. административно-территор. единица) с относительно низкими налогами по сравнению с др. соотв. территориями, особенно в области налогообложения субъектов предпринимательской деятельности. В фискальных оазисах крупные монополии предпочитают создавать свои филиалы в виде холдинговых компаний, поскольку в результате получают дополнит. прибыль, а следовательно, имеют преимущество в конкурентной борьбе. Широкие возможности сокрытия прибылей создало массовое распространение транснац. корпораций. Опираясь на междунар. сеть своих производственных и сбытовых филиалов, они способны перебрасывать прибыли в те страны, где им не угрожают высокие налоги. Начиная с 70-х гг. ХХ в. фискальные оазисы превратились из экзотич. мест прибежища капиталов смещенных диктаторов и ушедших от дел миллионеров в важные финанс. центры делового мира. Особую популярность приобрели фискальные оазисы на Антильских (Нидерланды) о-вах, на Бермудских овах, в Карибском регионе (мировой страховой центр). Усиливающийся процесс создания компаний, обусловленный благоприятной налоговой системой, обеспечивает, с одной стороны, дополнит. приток налоговых поступлений в фискальные оазисы, а с др. стороны усиливает неравномерность развития отд. регионов страны. Гос-ва могут прямо или косвенно препятствовать регистрации компаний в фискальных оазисах |
НАЛОГОВЫЕ ИЗЪЯТИЯ (англ. tax immunity) - вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения и направленной на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы Н.и. выражаются в том, что прибыль или доход, полученный налогоплательщиком от определ. вида деятельности, изымаются из состава налогооблагаемой прибыли (дохода). Напр., гл 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» предусматривает значит. число изъятий: не подлежат налогообложению: имущество, полученное в рамках целевого финансирования; безвозмездно полученное образоват. учр-ниями оборудование для использования в образоват. целях; целевые поступления на содержание некоммерч. орг-ций и пр. Н.и. предусмотрены и налогом на доходы физических лиц: гос. пособия по безработице, беременности и родам; гос. пенсии; степендии; суммы в виде грантов для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ; доходы, получаемые в порядке наследования или дарения, и др. не включаются в совокупный годовой доход и не подлежат налогообложению. В отношении налогов на имущество Н.и. выражаются в освобождении от налогообложения отд. видов имущества. Для косвенных налогов данный вид льгот также может быть использован. Напр., налогом на добавленную стоимость предусмотрено освобождение от налогообложения операций по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд и др. Изъятия могут предоставляться на постоянной основе и на огранич. срок (напр., на какой-то срок с момента образования предприятия). Н.и. могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отд. категориям (напр., инвалидам, многодетным семьям, лицам, имеющим заслуги перед Родиной либо определ. стаж работы и т.д.) |
НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ - установленный законом срок, в течение которого определенная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. В нек-рых странах Н.к. называют период, в течение к-рого компания освобождается от уплаты корпорационного налога или налога на прибыль либо платит его только с части прибыли. Такое освобождение от налогов является мерой по стимулированию экспорта или развития новой отрасли производства. В России к Н.к. можно отнести освобождение от уплаты налога на прибыль в первые 2 года работы малых пр-тий, осуществляющих произ-во отд. видов продукции, освобождение от уплаты земельного налога граждан, впервые организующих фермерские хоз-ва, в течение 5 лет после предоставления им земельного участка и др. освобождения, определяемые спец. налоговыми режимами, являющимися системой мер налогового регулирования |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (англ. tax offences) - предусмотренные уголовным законом виновно совершенные противоправные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на действующую налоговую систему, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Н.п. содержит все признаки уголовно наказуемого деяния: преступное поведение, выражающееся в действии или бездействии; общественная опасность - способность деяния причинить вред общественным отношениям; уголовная противоправность - запрещенность Н.п. уголовно-правовой нормой под угрозой применения к виновным наказания (виновность и наказуемость). Действующий Уголовный кодекс РФ (вступил в силу с 1 янв. 1997) содержит два состава Н.п., включенных в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», - ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций» |
НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ (англ. tax sanctions) - меры государственного воздействия, применяемые к нарушителю норм налогового законодательства и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. Посредством определения составов правонарушений, влекущих применение Н.с., и применением этих санкций реализуется налоговая ответственность. Юридич. последствия зависят от характера налогового правонарушения, что позволяет дифференцировать Н.с.: адм. санкции - в основном применяется адм. штраф, налагаемый начальником (заместителем начальника) налоговой инспекции; финанс. санкции - меры государственно-принудительного материального воздействия в виде взыскания в обязат. порядке с нарушителя ден. средств в размерах, установл. законодательством; уголовные санкции - применяются за совершение налоговых преступлений |
НАЛОГОВЫЕ СБОРЩИКИ (АГЕНТЫ) (англ. tax collector) - налоговыми агентами признаются уполномоченные лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и исчислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прием от налогоплательщиков и(или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществлять гос. органы, органы местного самоуправления, др. уполномоченные органы и должностные лица - сборщики налогов и (или) сборов. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. В быв. СССР Н.с. осуществлял также прием страховых платежей от сел. населения и производил учет плательщиков и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные поручения. В 1953 штат Н.с. в СССР был упразднен. В соответствии со ст. 226 НК РФ российские орг-ции, индивид. предприниматели, пост. представительства иностр. орг-ций, как налоговые агенты, обязаны исчислить, удержать у работника сумму налога из его дохода и перечислить ее в соответств. бюджет. Действующим законодательством РФ предусмотрен порядок исчисления, удержания и перечисления соотв. платежей в государственные внебюджетные фонды. Главная задача налоговых органов - осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. бюджет гос. налогов и др. платежей, установленных законодательством. Исчисление сумм налогов и др. обязательных платежей, как и их внесение в доход бюджетов соотв. уровня, как правило, производится самими налогоплательщиками в порядке и в сроки, установленные соотв. Законами РФ и Инструкциями по применению этих законов, утверждаемыми Министерством РФ по налогам и сборам. Учет поступающих в бюджет сумм налогов (сборов) осуществляется налоговыми органами в реестре поступлений и лицевых счетах каждого налогоплательщика. Представляемые пр-тиями и орг-циями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей проверяются должностными лицами налоговых органов. По налогам с физич. лиц документами, на основании к-рых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, налоговые декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений. Др. органами, осуществляющими взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, являются таможенные органы РФ. Порядок взимания вышеуказанных платежей регламентируется Таможенным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, определяющими деятельность этих органов. |