Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 3, "НАЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 3, "НАЛ")

НАЛОГОВАЯ КВОТА

НАЛОГОВАЯ КВОТА (англ. tax quota) - вид налоговой ставки; установленный налоговым законодательством процент к единице обложения (обороту, доходу, стоимости имущества и пр.). Н.к. показывает долю гос-ва в полученном доходе. Н.к. характерны для прямых реальных окладных налогов, личных, НДС, таможенных пошлин и нек-рых др. (т.н. квотативных) налогов. См. также Налоговая ставка

НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА, НАЛОГОВАЯ КЛАУЗУЛА

НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА, налоговая клаузула (англ. tax clause) - условие в торговом контракте, договоре об оказании услуг, кредитном соглашении, устанавливающее, что каждая из сторон обязана уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся на территории своей страны в связи с выполнением данного контракта, договора и т.п. Обычно охватывает таможенные пошлины, акцизы, сборы, налоги на сделки; по соглашению сторон может быть распространена и на подоходные налоги. Н.о. служит интересам экспортеров и перекладывает риск от изменения налоговых законов и ставок на импортера. (См. также Переложение налогов.)

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (англ. tax liability) - один из видов юридической ответственности. Представляет собой правоотношение между гос-вом в лице его спец. органов и правонарушителем, на к-рого возлагается обязанность претерпевать соотв. лишения и неблагоприятные последствия за совершенное им нарушение требований, содержащихся в нормах налогового права. В зависимости от характера и степени общественной опасности (тяжести) совершенного правонарушения к нарушителю налогового законодательства может быть применена уголовная ответственность, к-рая наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом и характеризующегося наиболее жесткими санкциями; адм. ответственность, предусмотренная за совершение адм. проступков, и финанс. ответственность, наступающая за совершение деяний, нарушающих правила обращения с ден. ресурсами. Н.о. как специфич. вид юридич. ответственности осуществляется для обеспечения режима законности в сфере налоговых отношений и имеет своей целью понуждение налогоплательщиков к исполнению своих обязанностей по уплате налогов; распространяется как на физич. лиц, так и на юридич. лиц. Этот правовой ин-т носит комплексный характер, т.к. не существует единой системы однородных мер Н.о.; конкретные виды и размеры Н.о. определяются рядом нормативных актов

НАЛОГОВАЯ ПОВИННОСТЬ

НАЛОГОВАЯ ПОВИННОСТЬ - установленная законами обязанность налогоплательщика, связанная с исчислением, удержанием, перечислением, уплатой налогов и сборов в соотв. бюджеты

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА (англ. tax policy) - система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики. Проведение конкретной Н.п. связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. С помощью централизованных ресурсов гос-во способствует сбалансированному произ-ву и благоприятным структурным сдвигам, поддерживает соц. сферу и сохраняет политич. стабильность. Изымаемые из произ-ва средства направляются на финансирование непроизводств. отраслей и в значительной своей части расширяют совокупный спрос и двигают произ-во. Стимулирующее значение фискальной составляющей Н.п. выражается в снижении общего налогового бремени и расширении потенций экономич. роста. На каждом конкретном историч. отрезке Н.п. участвует в решении и тактич. задач, проявляясь в отклонении от общего порядка обложения. Исходя из классич. принципов налогообложения справедливость налогов изначально состоит в их равенстве. Поэтому только с проведением определенной Н.п. возникает необходимость в дифференциации обложения. Налоговое регулирование сводится, т.о., к налоговым льготам. Активная Н.п. предполагает широкое использование льгот. Однако налоговые льготы имеют негативные стороны - освобождение от налога одних ведет к переобложению др. Совр. теории налогообложения рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью отказаться от индивидуальных льгот. Практич. реализация той или иной Н.п. в зависимости от ее целей включает маневрирование соотношением прямых и косвенных налогов, использование налогов разной степени прогрессии, применение разл. моделей фискального федерализма и др. История налогов знает примеры ярко выраженного профессионального, сословного, классового, нац. характера обложения. Н.п. может иметь и межгос. аспект: протекционизм, фритредерство, таможенные союзы. Н.п. во многом обусловливается общеэкономич. политикой гос-ва и часто подвергается незаслуженной критике. В частности, в России на налоги возлагается вся вина за экономич. кризис, развал произ-ва, рост цен, бедность. Тесная связь налогов с доходами населения и самыми острыми гранями жизни об-ва делает их ареной политич. противоборства, в ходе к-рого налогам часто вменяются несвойственные им функции. Поэтому для Н.п. всегда актуальны проблемы сохранения научной обоснованности тех или иных принимаемых мер и предотвращения сползания ее в русло популизма и субъективизма

НАЛОГОВАЯ ПРОГРЕССИЯ, ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВАЯ РЕГРЕССИЯ, НАЛОГОВАЯ ДЕГРЕССИЯ, РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

НАЛОГОВАЯ РЕГРЕССИЯ, налоговая дегрессия, регрессивное налогообложение (англ. regressive taxation) - метод, используемый в налогообложении, при котором тяжесть налоговых изъятий обратно пропорциональна доходу. С ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки налога, т.е. чем меньше доход, тем тяжелее налог для плательщика. Н.р. характерна гл. обр. для косвенных налогов, в частн., для налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. В экономич. смысле эти налоги представляют собой надбавку к цене товара, и его покупатели уплачивают одинаковую сумму налога, однако доля данных налогов в доходах налогоплательщиков уменьшается с ростом дохода. Регрессивный характер носят прямые реальные налоги, используемые во многих странах

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА (англ. taxation system) - совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Различают след. элементы Н.с.: совокупность налогов, принципы построения налоговой системы, способы уплаты и методы формирования налогов, порядок изменения и отмены налогов, формы осуществления налогового контроля

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВАЯ СКИДКА

НАЛОГОВАЯ СКИДКА (англ. tax allowance) - вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения. Направлена на сокращение налоговой базы. Как правило, Н.с. связана не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Напр., по налогам на прибыль и доходы налогоплательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению (налогооблагаемая прибыль), на сумму произведенных им расходов на разл. цели (перечисления в благотворит. фонды, учрниям образования, здравоохранения, культуры, затраты на природоохранит. мероприятия и т.п.). В зависимости от влияния на результаты налогообложения Н.с. подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов плательщика). Как и налоговые изъятия, в зависимости от ограничений по субъектам налогообложения Н.с. могут быть общими (независимыми от субъективных признаков налогоплательщика) и спец., применяемыми к определ. группам и категориям налогоплательщиков

НАЛОГОВАЯ СТАВКА

НАЛОГОВАЯ СТАВКА (англ. rate of tax) - величина налога на единицу обложения. Определяет часть дохода, к-рая забирается в бюджет. В соответствии с НК РФ Н.с. представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. По методу установления выделяют ставки: твердые - устанавливаются в абс. сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода (применяются обычно при обложении реальными налогами земельных участков, домов и пр.); процентные (налоговые квоты) - выражаются в процентах от единицы обложения, характерны для налогообложения прибыли и доходов (напр., с 2001 13% каждого рубля налогооблагаемого дохода физич. лиц). По отношению к динамике роста объекта налога различают ставки: пропорциональные - действуют в одинаковом проценте к объекту налога без учета дохода; прогрессивные - возрастают по мере роста облагаемого дохода; регрессивные - уменьшаются по мере роста дохода. По содержанию выделяют ставки: маржинальные [непосредственно указанные в нормативном акте о налоге и применяемые к отд. частям дохода (разрядам или маржам), напр., в подоходном налоге с физических лиц РФ в разное время использовались маржинальные ставки 12, 15, 20, 25, 30 и 35%]; фактические [определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе]; экономические [определяются как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу]. Н.с. могут быть едиными для всех налогоплательщиков или дифференцированными. Дифференцированные Н.с. устанавливаются налоговым законодательством в пределах определ. норм по разным основаниям: различиям в материально-имущественном или соц. положении плательщиков; особым заслугам перед гос-вом; организационно-правовым формам деятельности и др. Дифференциация Н.с. может способствовать поддержке развития отд. производств, промыслов, регионов, переливу капиталов по сферам деятельности, привлечению иностр. капиталов в экономику, достижению др. финансово-экономич. и соц. результатов. Система законодательно установленных изменяемых Н.с. представляет собой механизм ставок, являющийся одним из инструментов налогового регулирования и перераспределения доходов внутри об-ва в целях стабилизации экономики и реализации налоговой политики гос-ва

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА - любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. К Н.т. не относятся: сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; сведения о его идентификационном номере и об уставном фонде (уставном капитале) организации. Не рассматриваются как Н.т. сведения о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах и мерах ответственности, а также сведения, предоставляемые налоговым или правоохранит. органам др. гос-в в соответствии с заключенными Россией междунар. договорами (соглашениями). К разглашению Н.т. относится, в частн., использование или передача другому лицу производственной или коммерч. тайны налогоплательщика, к-рая стала известной должностному лицу налогового органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговый орган сведения, составляющие Н.т., имеют спец. режим хранения и доступа

НАЛОГОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

НАЛОГОВАЯ ЮРИСДИКЦИЯ (англ. tax jurisdiction) - правовая сфера, на которую распространяются полномочия налогового органа, установленные федеральными законами

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ - деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами. Предмет Н.а. - налоги и сборы; объект - налогоплательщики, налоговые сборщики, налоговые агенты. Задача Н.а. - контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов. Цель Н.а. - наиболее эффективное функционирование налогового механизма и системы налоговых органов. Под методом Н.а. понимается способ воздействия налоговых органов на налоговые отношения и налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) посредством форм налогового контроля и др. процедур, осуществляемых ими в процессе реализации своих полномочий. Налоговые органы ставят на учет налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, присваивают им идентификационные номера; осуществляют контроль за открытием ими расчетных (текущих) и иных счетов в банке, выполнением налогоплательщиками и налоговыми агентами обязанностей по уплате налогов и сборов; принимают к нарушителям налоговой дисциплины предусмотр. законом меры (начисляют пеню, приостанавливают операции по счетам в банке и др.); взыскивают недоимки; проводят камеральные и выездные налоговые проверки; осуществляют производство дел по выявленным налоговым правонарушениям; ведут оперативно-статистич. учет по налогам и сборам; анализируют ход налоговых поступлений; составляют прогнозы поступлений налогов и сборов и осуществляют др. функции. Внутри системы налоговых органов Н.а. осуществляется в форме ревизий и проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими; обмена информацией, опытом работы и др. Важное направление деятельности центрального аппарата налоговых органов - создание и организация новых технологий и процедур Н.а. (в т.ч. на основе информатизации и компьютеризации); выработка более оптимальной структуры налоговых органов; работа с персоналом по повышению уровня профессиональной подготовки и т.п

НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, НАЛОГОВЫЙ ПРЕСС, НАЛОГОВАЯ ТЯЖЕСТЬ, ПОДАТНУЕ ДАВЛЕНИЕ, БРЕМЯ ОБЛОЖЕНИЯ, НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

НАЛОГОВОЕ ПРАВО (англ. tax law) - совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их исчисления и уплаты (взимания) и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; подотрасль финансового права. Налоговый кодекс РФ - основа для формирования налогового права в России. Это сложный и длительный процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах, иной нормативно-правовой базы, формирования правовой культуры между налогоплательщиками и налоговыми органами

НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (англ. violation of tax law) - виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Для квалификации Н.п. необходимо установление факта нарушения законодательства о налогах и сборах (посредством установления точного соответствия фактич. признаков совершенного деяния признакам состава Н.п.) и вины (умышленно или по неосторожности). Налоговый кодекс РФ содержит закрытый перечень налоговых правонарушений, за к-рые установлена юридическая ответственность. Составы правонарушений по иным нарушениям законодательства о налогах и сборах, содержащим признаки адм. правонарушения или преступления, определены законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ

НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ

НАЛОГОВОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ (англ. notice to taxpayer) - требование уполномоченных должностных лиц налоговых органов об уплате налогов (сборов) либо о совершении действий, выполнении обязанностей налогоплательщиком или иным обязанным лицом (субъектом), предусмотренных действующим законодательством о налогах. Совокупность требований, предъявляемых налоговыми органами к налогоплательщикам, предусмотрена действующим законодательством, определяющим правовой статус налоговых органов. Так, НК РФ (часть I, ст. 31) налоговым органам предоставлено право приостанавливать операции пр-тий, учр-ний, орг-ций, граждан и налоговых агентов по счетам в банках и иных финансово-кредитных учр-ниях и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др. документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Налоговые органы вправе требовать от руководителей и др. должностных лиц проверяемых пр-тий, учр-ний, орг-ций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и др. обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение. Данная ст. закона содержит и др. права налоговых органов, к-рые реализуются путем направления налогоплательщику соотв. предписаний, уведомлений об устранении нарушений налогового законодательства либо совершении определенных действий. Невыполнение налогоплательщиком соотв. требований налогового органа влечет применение к нему мер воздействия, предусмотренных налоговым законодательством

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ - форма предоставления налоговой льготы. Может производиться в виде исключения из налоговой базы определенных сумм, как правило, расходов плательщика (см. Налоговая скидка). Напр., совокупный годовой доход физических лиц уменьшается на суммы, перечисляемые на благотворительные цели, потраченные на лечение и образование. Размеры Н.в. могут быть лимитированными [при исчислении налога на прибыль льготируются расходы на выплату работодателями платежей (взносов) по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и негосударств. пенсионного обеспечения работников в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда; расходов на рекламу в размере не более 1% выручки и т.д.] и нелимитированными [напр., суммы, направл. образоват. учр-ниям непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образоват. процесса]. Наиболее эффективная налоговая льгота - вычет из налогового оклада, к-рая непосредственно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налогового оклада применяется к прямым расходам плательщика. Напр., сумма благотворительной помощи, направленная пр-тиями и орг-циями на определ. цели в конкретном адм. образовании, полностью вычитается из суммы налога на прибыль

НАЛОГОВЫЕ ГАВАНИ

НАЛОГОВЫЕ ГАВАНИ (УБЕЖИЩА) (англ. tax havens) - небольшие государства и территории, проводящие политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и др. льгот. Как правило, это небольшие гос-ва Европы, развивающиеся страны или обособившиеся от развитых стран самоуправляемые территории. Аналогич. условия существуют в свободных экономич. зонах, созданных для привлечения иностранных инвестиций, а также в отд. адм. образованиях, обладающих признаками Н.г. Иногда пониженное налогообложение распространяется только на нек-рые виды доходов. В Люксембурге существует льготный налоговый режим для банков; в Швейцарии и Лихтенштейне - для холдинговых, посреднич. и торг. компаний; на Багамских о-вах - полное освобождение от подоходного налога. В отличие от офшоров налоговые льготы в Н.г. распространяются не только на иностранные, но и на местные компании. Большое кол-во Н.г. имеется в Панаме, Коста-Рике, Либерии, на Бермудских, Каймановых, Багамских о-вах и т.д. Всего в мире насчитывается более 70 Н.г. Они привлекательны для иностранных инвесторов, потому что налог на прибыль в них отсутствует или не превышает 1-2%, или заменен не зависящим от размеров дохода ежегодным сбором (от 150 до 1000 долл. США). Налоги на вывоз дохода (от дивидендов, банковских процентов, платежей роялти и др.) отсутствуют. В Н.г. максимально упрощена процедура регистрации: миним. размер уставного капитала обычно не установлен, личности владельцев фирм не подлежат разглашению. В нек-рых Н.г. анонимность владельцев обеспечивает также возможность выпуска акций на предъявителя. В Н.г. отсутствуют ограничения на вывоз валюты. Фирмы могут свободно открывать депозиты в любой валюте в любых зарубежных банках, осуществлять и получать платежи в любой валюте без к.-л. ограничений. Предельно упрощена процедура управления фирмой. Иногда она условна - управление в этом случае осуществляется т.н. «секретарской фирмой». С понятием Н.г. тесно связано такое понятие, как фискальный оазис. Под фискальным оазисом понимают территорию (страна, регион, город или к.-л. др. административно-территор. единица) с относительно низкими налогами по сравнению с др. соотв. территориями, особенно в области налогообложения субъектов предпринимательской деятельности. В фискальных оазисах крупные монополии предпочитают создавать свои филиалы в виде холдинговых компаний, поскольку в результате получают дополнит. прибыль, а следовательно, имеют преимущество в конкурентной борьбе. Широкие возможности сокрытия прибылей создало массовое распространение транснац. корпораций. Опираясь на междунар. сеть своих производственных и сбытовых филиалов, они способны перебрасывать прибыли в те страны, где им не угрожают высокие налоги. Начиная с 70-х гг. ХХ в. фискальные оазисы превратились из экзотич. мест прибежища капиталов смещенных диктаторов и ушедших от дел миллионеров в важные финанс. центры делового мира. Особую популярность приобрели фискальные оазисы на Антильских (Нидерланды) о-вах, на Бермудских овах, в Карибском регионе (мировой страховой центр). Усиливающийся процесс создания компаний, обусловленный благоприятной налоговой системой, обеспечивает, с одной стороны, дополнит. приток налоговых поступлений в фискальные оазисы, а с др. стороны усиливает неравномерность развития отд. регионов страны. Гос-ва могут прямо или косвенно препятствовать регистрации компаний в фискальных оазисах

НАЛОГОВЫЕ ИЗЪЯТИЯ

НАЛОГОВЫЕ ИЗЪЯТИЯ (англ. tax immunity) - вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения и направленной на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы Н.и. выражаются в том, что прибыль или доход, полученный налогоплательщиком от определ. вида деятельности, изымаются из состава налогооблагаемой прибыли (дохода). Напр., гл 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» предусматривает значит. число изъятий: не подлежат налогообложению: имущество, полученное в рамках целевого финансирования; безвозмездно полученное образоват. учр-ниями оборудование для использования в образоват. целях; целевые поступления на содержание некоммерч. орг-ций и пр. Н.и. предусмотрены и налогом на доходы физических лиц: гос. пособия по безработице, беременности и родам; гос. пенсии; степендии; суммы в виде грантов для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ; доходы, получаемые в порядке наследования или дарения, и др. не включаются в совокупный годовой доход и не подлежат налогообложению. В отношении налогов на имущество Н.и. выражаются в освобождении от налогообложения отд. видов имущества. Для косвенных налогов данный вид льгот также может быть использован. Напр., налогом на добавленную стоимость предусмотрено освобождение от налогообложения операций по страхованию и перестрахованию, выдаче и передаче ссуд и др. Изъятия могут предоставляться на постоянной основе и на огранич. срок (напр., на какой-то срок с момента образования предприятия). Н.и. могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отд. категориям (напр., инвалидам, многодетным семьям, лицам, имеющим заслуги перед Родиной либо определ. стаж работы и т.д.)

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ

НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ - установленный законом срок, в течение которого определенная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. В нек-рых странах Н.к. называют период, в течение к-рого компания освобождается от уплаты корпорационного налога или налога на прибыль либо платит его только с части прибыли. Такое освобождение от налогов является мерой по стимулированию экспорта или развития новой отрасли производства. В России к Н.к. можно отнести освобождение от уплаты налога на прибыль в первые 2 года работы малых пр-тий, осуществляющих произ-во отд. видов продукции, освобождение от уплаты земельного налога граждан, впервые организующих фермерские хоз-ва, в течение 5 лет после предоставления им земельного участка и др. освобождения, определяемые спец. налоговыми режимами, являющимися системой мер налогового регулирования

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВЫЕ ПРАВА МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВЫЕ ПРАВА СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ (англ. tax offences) - предусмотренные уголовным законом виновно совершенные противоправные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на действующую налоговую систему, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Н.п. содержит все признаки уголовно наказуемого деяния: преступное поведение, выражающееся в действии или бездействии; общественная опасность - способность деяния причинить вред общественным отношениям; уголовная противоправность - запрещенность Н.п. уголовно-правовой нормой под угрозой применения к виновным наказания (виновность и наказуемость). Действующий Уголовный кодекс РФ (вступил в силу с 1 янв. 1997) содержит два состава Н.п., включенных в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», - ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций»

НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ

НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ (англ. tax sanctions) - меры государственного воздействия, применяемые к нарушителю норм налогового законодательства и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. Посредством определения составов правонарушений, влекущих применение Н.с., и применением этих санкций реализуется налоговая ответственность. Юридич. последствия зависят от характера налогового правонарушения, что позволяет дифференцировать Н.с.: адм. санкции - в основном применяется адм. штраф, налагаемый начальником (заместителем начальника) налоговой инспекции; финанс. санкции - меры государственно-принудительного материального воздействия в виде взыскания в обязат. порядке с нарушителя ден. средств в размерах, установл. законодательством; уголовные санкции - применяются за совершение налоговых преступлений

НАЛОГОВЫЕ СБОРЩИКИ

НАЛОГОВЫЕ СБОРЩИКИ (АГЕНТЫ) (англ. tax collector) - налоговыми агентами признаются уполномоченные лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и исчислению в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) налогов. В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, прием от налогоплательщиков и(или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществлять гос. органы, органы местного самоуправления, др. уполномоченные органы и должностные лица - сборщики налогов и (или) сборов. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах. В быв. СССР Н.с. осуществлял также прием страховых платежей от сел. населения и производил учет плательщиков и объектов обложения, исчислял платежи, учитывал их поступление, вручал гражданам платежные поручения. В 1953 штат Н.с. в СССР был упразднен. В соответствии со ст. 226 НК РФ российские орг-ции, индивид. предприниматели, пост. представительства иностр. орг-ций, как налоговые агенты, обязаны исчислить, удержать у работника сумму налога из его дохода и перечислить ее в соответств. бюджет. Действующим законодательством РФ предусмотрен порядок исчисления, удержания и перечисления соотв. платежей в государственные внебюджетные фонды. Главная задача налоговых органов - осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соотв. бюджет гос. налогов и др. платежей, установленных законодательством. Исчисление сумм налогов и др. обязательных платежей, как и их внесение в доход бюджетов соотв. уровня, как правило, производится самими налогоплательщиками в порядке и в сроки, установленные соотв. Законами РФ и Инструкциями по применению этих законов, утверждаемыми Министерством РФ по налогам и сборам. Учет поступающих в бюджет сумм налогов (сборов) осуществляется налоговыми органами в реестре поступлений и лицевых счетах каждого налогоплательщика. Представляемые пр-тиями и орг-циями налоговые отчеты, расчеты и справки по начислению платежей проверяются должностными лицами налоговых органов. По налогам с физич. лиц документами, на основании к-рых в книгах лицевых счетов плательщиков производятся записи о начислении платежей, являются платежные извещения, налоговые декларации и расчеты по налогам, а также сводка платежных извещений. Др. органами, осуществляющими взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, являются таможенные органы РФ. Порядок взимания вышеуказанных платежей регламентируется Таможенным кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, определяющими деятельность этих органов.

Предыдущая страница Следующая страница