Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НАЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НАЛ")

НАДБАВКА

НАДБАВКА - дополнительная плата (сумма, мера, премия и т.д.). Существуют разл. виды Н. к отд. стоимостным показателям в разл. сферах деятельности - см. след. статьи. Н. к государственным налогам - дополнит. суммы налогов, устанавливаемые в определ. доле к гос. налогам и поступающие в местные бюджеты, - широко применяются в странах с развитой рыночной экономикой для мобилизации дополнит. ресурсов на покрытие расходов местных бюджетов. В быв. СССР Н. к гос. налогам использовались в 20-е гг. как дополнит. налоговый источник доходов местных бюджетов. Действовали Н. к промысловому и подоходному налогам, плате за патенты на право продажи спиртных напитков, минеральной воды и табачных изделий, к охотничьему сбору, судебной пошлине, плате, взимаемой нотариальными органами. Отменены в связи с налоговой реформой 1930-32. Н. к таможенной пошлине применяются в странах с рыночной экономикой в качестве единоврем. меры в случае, когда сложно или невозможно быстро повысить тамож. пошлины; иногда используются в фискальных и политич. целях для поддержания конкурентоспособности товаров нац. экономики, ограждения внутр. рынка от импорта. В практике междунар. торговли термин «надбавка» применяется в двух значениях: первое - премия, выплачиваемая при обмене валюты одной страны на валюту др. страны; второе - соотношение при обмене валют разл. стран.

НАДБАВКИ И ДОПЛАТЫ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

НАДБАВКИ И ДОПЛАТЫ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ - денежные выплаты сверх заработной платы для компенсации особых условий работы конкретного работника и стимулирования работников к повышению квалификации, профессионального мастерства, а также к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной местности или сфере деятельности. Осн. виды обязательных Н. и д. перечислены в КЗоТ РФ и норм. документах Правительства РФ. Гос-во устанавливает обязательность определ. видов гарантий и компенсаций в качестве минимально необходимых. Все Н. и д. делятся на: компенсационные и стимулирующие. Размеры компенсационных доплат определяются пр-тиями самостоятельно, но не должны быть ниже размеров, установл. Правительством РФ. Они состоят из: Н. и д., не имеющих ограничений по сферам трудовой деятельности (как правило, обязательных для пр-тий всех организационно-правовых форм); Н. и д., применяемых в определ. сферах приложения труда (в большинстве своем они обязательны; их размер определяется по договоренности с работодателями). В первую группу Н. и д. входят доплаты за работу в выходные и праздничные дни; за работу в сверхурочное время; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня; рабочим, выполняющим работы ниже присвоенного им тарифного разряда до среднего заработка в условиях, предусмотренных закон-вом; рабочим в связи с отклонениями от нормальных условий исполнения работы; при невыполнении норм выработки и изготовлении бракованной продукции не по вине работника. Все ост. виды надбавок имеют огранич. сферу применения (одни, напр., устанавливаются в целях компенсации дополнит. работы, не связанной непосредственно с осн. функциями работника, другие охватывают сферу работ с неблагоприятными условиями труда, третьи вызваны особым характером выполняемой работы). К наиболее значимым Н. и д., носящим стимулирующий характер, относятся доплаты за: совмещение профессий (должностей); расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемых работ; исполнение обязанностей отсутствующего работника; рабочим за профессиональное мастерство; специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации и др. Н. и д. чаще всего устанавливаются в относит. размерах и корректируются в связи с изменением тарифных ставок и окладов с учетом инфляции. Виды, формы и размеры стимулирующих Н. и д. пр-тия устанавливают в пределах имеющихся средств. Размеры и условия их выплат определяются в коллективных договорах и спец. положениях

НАДБАВКИ К ЦЕНАМ

НАДБАВКИ К ЦЕНАМ - дополнительная плата к оптовым, розничным и закупочным ценам, производимая потребителем продукции (товаров) сверх предусмотренной прейскурантом основной цены (см. Цена). Н. к ц. призваны экономически стимулировать технич. прогресс и улучшение качества производимой продукции (товаров), заготавливаемых с.-хоз. продуктов и промышл. сырья. Такие надбавки использовались для возмещения экономически обоснованных дополнит. затрат на улучшение качества продукции в быв. СССР. Типичные надбавки: к оптовым ценам за улучшение эксплуатационных и потребительских свойств продукции по сравнению с показателями стандартов или технич. условий; за произ-во продукции по требованию заказчика в особом, в частн. экспортном, тропическом исполнении; за подбор партии хотя и стандартной продукции, но с преобладанием в ней определ. сортов или спецификаций товара и др. Н. к ц. в быв. СССР регламентировались прейскурантами. В рыночной экономике надбавки (скидки) к ценам широко применяются фирмами и отд. предпринимателями на разл. стадиях коммерч. деятельности. При оптовых двусторонних сделках в договорах и контрактах широко практикуются отступления от прейскурантных цен поставщика в ту или иную сторону. Прейскурантная цена по существу является сугубо номинальной и корректируется разл. надбавками (скидками) к цене, не предусмотренными прейскурантами или др. нормативными документами. Эти коррективы вносятся под влиянием конъюнктуры рынка, в зависимости от размера партии товара, условий платежа, стремления к расширению сбыта на определ. рынках или среди определ. круга покупателей, сроков заказа и поставки товара, встречных льгот, предоставляемых продавцом и покупателем друг другу, и др. факторов рынка (см. Бонификация, Рефакция, Скидки). Исчисление Н. к ц. производится или в размере ден. суммы на единицу продукции, или в процентах к установл. ценам

НАКОПЛЕНИЕ

НАКОПЛЕНИЕ (англ. accumulation) - 1) в макроэкономическом аспекте - часть национального дохода, используемая на пополнение производственных и непроизводственных фондов в народном хозяйстве, а также запасов и резервов. Норма Н. исчисляется как отношение фонда Н. ко всему нац. доходу (или ВВП). Осн. частью фонда Н. является фонд производственного Н. (часть, используемая для расширения сферы материального произ-ва). Производственное Н. - фактор, во многом определяющий темпы развития экономич. системы. Фонд непроизводственного Н. - осн. фактор роста благосостояния населения. В системе национальных счетов валовое Н. характеризуется как приобретение резидентами товаров, произведенных в текущем отчетном периоде, но не потребленных в нем, включая накопление осн. капитала и изменение запасов материальных оборотных средств. Источник Н. - сбережения, т.е. накапливаемая часть доходов, не израсходованная на текущее потребление и предназначенная для удовлетворения потребностей общества в будущем. Н. в конечном счете можно рассматривать как осн. фактор прироста национального богатства страны. Система централизованно планируемой соц. экономики позволяла непосредственно влиять на норму Н. Напр., на этапе индустриализации СССР гос-во осуществляло крупномасштабное перераспределение ресурсов (в осн. из с. хоз-ва) в промышл. производств. инвестиции, тем самым увеличивая эту норму, однако ценой разорения масс крестьянства и др. катастрофич. последствий. В рыночной экономике гос-во также способно влиять на норму Н., но опосредованно, через налоговые и др. средства экономич. политики; 2) в микроэкономическом аспекте - увеличение личных капиталов, запасов и имущества населения, а также активов экономических субъектов, вложение ими средств в осн. капитал для создания нового дохода в будущем (все это за вычетом выбытия соотв. элементов богатства). Н. может быть как добровольным (по собственному решению агентов экономических), так и принудительным, напр., через нек-рые формы налогообложения

НАЛИЧНОДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ

НАЛИЧНОДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ (англ. cash turnover) - движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей. Наличные деньги, находящиеся в сфере обращения, выполняют функции средства обращения и средства платежа. Н.о. обслуживается банкнотами и металлической (неполноценной) монетой. Наличные деньги совершают постоянный кругооборот: выдаются из касс кредитных учр-ний в обращение по определ. направлениям (заработная плата, стипендии, выплаты соц. характера, пенсии, пособия, ссуды индивид. заемщикам, проценты по вкладам и др.); реализуются населением, получившим наличные деньги, на покупку товаров, оплату услуг и налогов и др.; поступают в кассы кредитных учр-ний как торговая выручка, налоги и сборы, вклады граждан на счета и др. Институциональные единицы сдают ден. наличность в учр-ния банков. Порядок и сроки сдачи наличных денег учр-ния банков устанавливают каждому пр-тию исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и их своеврем. поступления в кассы банков. В кассах пр-тий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов кассовых, установл. обслуживающими их учр-ниями банков по согласованию с руководителями этих пр-тий. Пр-тия не имеют права накапливать в кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в т.ч. на заработную плату, выплаты соц. характера и стипендии) до установл. срока выплаты. Наличные деньги могут использоваться ими для расчетов между собой. Пр-тия могут получать наличные средства в учр-ниях банков, в к-рых им открыты соотв. счета, на цели, установл. федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на тер. РФ, нормативными актами Банка России. Выдача наличных денег производится, как правило, за счет текущих поступлений ден. наличности в кассы кредитных орг-ций. Для обеспечения своеврем. выдачи кредитными орг-циями наличных денег со счетов пр-тий, а также со счетов граждан по вкладам террит. учр-ния Банка России (или по их поручению расчетно-кассовые центры) устанавливают для каждой кредитной орг-ции (филиала) сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. В случае недостаточности текущих поступлений кредитные орг-ции подкрепляют операционные кассы из оборотных касс учр-ний Банка России, либо на платной основе - у др. кредитных орг-ций. Учр-ниям Банка России также устанавливается лимит оборотной кассы на конец дня, в случае его превышения вся сумма сверхлимитных остатков в тот же день перечисляется в резервные фонды - изымается из обращения. Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учр-ний банков и направлений их выдач, выпуска или изъятия их из обращения составляется прогноз кассовых оборотов по источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег. С развитием электронных технологий кол-во наличных денег в обращении сокращается. Широко используются электронные платежные системы с развитой сетью банкоматов, платежных терминалов и пр. (См. также Регулирование наличного денежного обращения)

НАЛИЧНЫЙ КРЕДИТ

НАЛИЧНЫЙ КРЕДИТ (англ. cash credit) - кредит, зачисляемый на счет заемщика для осуществления платежей (см. Кассовый кредит)

НАЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ ВОЕННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ ДОРОЖНЫЙ

НАЛОГ ДОРОЖНЫЙ (англ. road charges) - налоги, формирующие дорожные фонды. В соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» (1991, утрачивает силу с 1 янв. 2003) финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и стр-вом автомобильных дорог общего пользования (внегородских автодорог), осуществлялось за счет целевых внебюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде РФ (ФДФ) и в дорожных фондах субъектов РФ (территориальные дорожные фонды). Основными налогами, определявшими (до 2001) доходную часть Федерального дорожного фонда РФ, являлись налог на реализацию ГСМ (автомобильного бензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, используемых в качестве моторного топлива) и налог на пользователей автомобильных дорог, к-рый зачислялся в этот фонд по ставке, устанавливаемой при утверждении федерального бюджета на соотв. год. На 2000 эта ставка составила 0,5% выручки, получаемой от реализации продукции (работ, услуг), и суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торг. деятельности. Плательщики перечисляли налог на пользователей автомобильных дорог раздельно на счета ФДФ и территориальных дорожных фондов. Налог на реализацию ГСМ уплачивали предприятия и орг-ции, реализующие эти материалы, в размере 25% суммы реализации (в денежном исчислении) без НДС. Налогами, определяющими доходную часть территориальных дорожных фондов, являлись налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев трансп. средств и налог на приобретение автотрансп. средств. Налог с трансп. средств уплачивали ежегодно пр-тия независимо от формы собственности и граждане, имеющие трансп. средства (при этом его размер зависел от вида трансп. средства и мощности двигателя). Налог на приобретение автотрансп. средств уплачивали пр-тия независимо от формы собственности при приобретении автотрансп. средств путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал в размере 20% для автомобилей и 10% для прицепов и полуприцепов от продажной цены (без НДС и акцизов). Уплата налога происходила по месту регистрации автотрансп. средства. В 2000 Федеральный дорожный фонд стал целевым бюджетным фондом с теми же источниками формирования. НК РФ внес коррективы в действовавшую систему налоговых источников формирования дорожных фондов. С 1 января 2001 Федеральный дорожный фонд упразднен. Отменен налог на реализацию ГСМ. Вместо него НК РФ (часть вторая) предусматривает введение косвенных налогов, включаемых в цену товара и оплачиваемых покупателем (акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей). Одновременно изменены источники формирования территориальных дорожных фондов - отменен налог на приобретение транспортных средств, ставка налога на пользователей автодорог снижена до 1,0% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализов. в результате заготовит. снабженческосбытовой и торговой деятельности.

НАЛОГ ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ

НАЛОГ ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ (ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ) целевой налог, применявшийся в СССР в 20-е гг. Впервые введен декретом ВЦИК и СНК от 11 февр. 1922 для мобилизации дополнит. ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбу с эпидемиями, улучшение жизни детей, находящихся на гособеспечении. Налог уплачивало все трудоспособное население в возрасте 17 - 60 лет (женщины в возрасте 17 - 55 лет). Н.е. взимался по твердым ставкам в золотом исчислении в зависимости от уровня дохода плательщика. Освобождались от уплаты налога красноармейцы, находящиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся соц. обеспечением. Налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 от продналога в связи с неурожаем. Действие налога было возобновлено в конце 1922 - нач. 1923 гг. в связи с необходимостью привлечения средств для помощи с. хоз-ву и ликвидации последствий голода. В соответствии с целевым назначением налога поступления распределялись между комиссией ВЦИК по ликвидации последствий голода (30%), Наркомземом (30%), системой сельхозкредита (20%), местными бюджетами (20%). Н.е., введенный в 1924 и 1925 бюджетных годах, направлялся на нужды населения, пострадавшего от неурожая. Взимался со всех граждан, достигших 18-летнего возраста, кроме работающих в с. хоз-ве, рабочих и служащих с небольшим заработком, учащихся, инвалидов. Ставки налога дифференцировались по разрядам плательщиков и поясам местности

НАЛОГ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД

НАЛОГ ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД - обязательный платеж, взимаемый со всех водопользователей. В наст. время действует т.н. платеж за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водных объектах, к-рый регламентируется ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991). Постановлением Правительства РФ от 28 февр. 1992 № 632 утвержден «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Установлены два вида базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (утверждены Минприродой РФ 27 нояб. 1992, согласованы с Минэкономики РФ и Минфином РФ): за сбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов; за сбросы загрязняющих веществ в пределах установл. лимитов (временно согласов. нормативов). Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), исходя из вредного воздействия и с учетом степени опасности их для природной среды и здоровья населения. Для отд. регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие природно-климатич. особенности тер., значимость природных и социально-культурных объектов. Дифференцир. ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологич. факторы. Платежи за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Госэкология РФ по согласованию с Минэкономики РФ и Минфином РФ ввела на тер. РФ с 1 янв. 1997 коэффициент индексации платы за загрязнение природной среды в размере до 42 базовых нормативов платы [в т.ч. за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах допустимых нормативов сбросов, в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативных сбросов) и за превышение лимитов]

НАЛОГ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ

НАЛОГ ИМУЩЕСТВЕННЫЙ (англ. wealth tax) - налог на собственность - вид прямого налога, взимаемый с движимого и недвижимого имущества (земля, леса, дома, предприятия торг. и пром., ценные бумаги, запасы, оборудование и пр.). Включает налог на недвижимость (землю, здания) и налог на личную собственность (оборудование, запасы). Как правило, начисляется в пользу муниципальных властей и во мн. странах является для них основным источником дохода. Объект обложения - стоимость имущества, субъект обложения - физич. или юридич. лица. Исторически существует в разл. странах с древнейших времен. В IX в. - сер. XVIII в. Н.и. облагалось имущество ремесленников и крестьян. Дворянство, духовенство и пр. господствующие классы от уплаты налога, как правило, освобождались. С развитием капитализма Н.и. взимался с отд. видов имущества в системе реальных налогов, к-рым облагалось в основном недвижимое имущество по внешним признакам и твердым нормам доходности с применением кадастра. С конца XIX в. на смену реальным налогам приходят личные налоги, гл. обр. подоходные налоги. Н.и. приобретает вид прямого личного налога. При его взимании, в отличие от реальных налогов, учитываются необлагаемый минимум, налоговые льготы. Оценка имущества производится по налоговой декларации. Н.и. применяется в ФРГ, США, Великобритании, Японии и др. гос-вах в осн. в системах местного налогообложения. Ставки налога пропорциональны и, как правило, невысоки. Так, в ФРГ налоговая ставка на совокупное имущество физич. лица с 1 янв. 1995 поднята до 1%, пром. предприятия и компании платят 0,6%. Необлагаемый минимум для владельца поднят до 120 тыс. марок, при достижении им 60 лет - 170 тыс. марок. В США главным доходом городских бюджетов являются доходы на имущество. Напр., в НьюЙорке этот налог обеспечивает 40% собственных доходов бюджета. В США налог на имущество в среднем составляет 1,4% стоимости имущества. В Японии налоги на имущество юридич. и физич. лица уплачивают по одинаковой ставке - 1,4% стоимости имущества. В нек-рых странах часть Н.и. перекладывается на население путем включения собственниками имущества суммы налога в арендную плату, цену товара и т.д. В налоговой системе РФ этот налог разделен на два налога в зависимости от вида субъекта налогообложения: налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

НАЛОГ НА БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ

НАЛОГ НА БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ - разновидность промыслового налога, применявшегося в России до 1898 и после налоговой реформы министра финансов С.Ю. Витте (1849-1915). В дореволюц. России согласно ст. 21 Положения о сборе за право торговли и других промыслов расчетно-кассовые и кредитные операции, содержание лавок для обмена денег, заведений для купли-продажи ценных бумаг рассматривались как торг. действия. В результате Н. на б.о. фактически взимался в формах, присущих промысловому налогу, но с выраженными особенностями. Особенности основного налога (до 1898 - сбора за право торговли) определялись тем, что до кредитной реформы 1895-98 гг. для осуществления банковских операций необходимо было приобрести купеческое свидетельство 1-й или 2-й гильдии. Акц. банки и поземельные банки, основанные на круговой ответственности заемщиков, городские кредитные об-ва, общественные банки и об-ва взаимного кредита должны были кроме приобретения купеческого свидетельства 1-й гильдии уплачивать ежегодно в казну дополнит. сбор в размере 635 р. Сбор за право торговли уплачивался пропорционально сумме действительного капитала кредитного учрния (вкл. стоимость основного, запасного и др. капиталов, составляющих его собственность). В сумму действительного капитала не включались: оборотный капитал, не принадлежащий кредитному учр-нию (вклады); капитал, полученный в ссуду; выпускаемые городскими кредитными об-вами закладные листы или облигации. Освобождались от уплаты сбора за право торговли: ссудосберегательные кассы для чиновников и служащих в правительственных, общественных, сословных и т.п. учреждениях; вспомогательно-сберегательные кассы и сельские банки бывшего Удельного ведомства; находившиеся в ведении пр-ва магометанские инородческие кассы, действовавшие при представительствах кочующих народов в Ставропольской губернии. Процентный сбор взимался с банков и др. кредитных учреждений в размере 5% чистой прибыли за истекший операционный год по месту нахождения правления банковского учр-ния. Раскладочный сбор взимался у источника в размере 5% с доходов от гос. процентных ценных бумаг (посредством удержания суммы налога при выплате процентов и выигрышей или в виде соотв. скидки при приеме купонов в счет погашения казенных платежей); с доходов по др. ценным бумагам, вкладам в кредитные учр-ния (при выплате процентов с их полной суммы). Открываемые банками спец. текущие счета под заклад процентных бумаг на срок до 6 мес. облагались особым налогом по ставке 0,216% в год. Сбор вносился в казну кредитными учр-ниями в течение месяца после открытия такого счета путем взыскания суммы с заемщика. После 1898 особенности налогообложения банковских операций в рамках промыслового налога нивелировались вследствие перехода к дифференциации обложения в зависимости от размера осн. капитала и прибыли, его динамики.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, НДС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ БАНКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ВИДЕОСАЛОНОВ

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ВИДЕОСАЛОНОВ (ВИДЕОПОКАЗА), ОТ ПРОКАТА ВИДЕО- И АУДИОКАССЕТ И ЗАПИСИ НА НИХ установлен Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1991 с послед. изм.) и регламентируется Инструкцией ГНС РФ от 10 авг. 1995 № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (с послед. изм. и доп.). Пр-тия помимо налога на прибыль уплачивают налоги с доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) видеосалонов, видеопоказа, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в виде разницы между выручкой, получаемой от реализации этих услуг, и расходами (включая расходы на оплату труда) на эти услуги. Плательщики налога - плательщики налога на прибыль организаций, реализующие данные виды деятельности. Перечисленные доходы облагаются по ставке 70%; налог зачисляется в доходы бюджетов субъектов РФ. Суммы налога определяются плательщиками самостоятельно исходя из величины облагаемого дохода и установл. ставки налога. Исчисление налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года. В целях исчисления налога плательщики обязаны обеспечить реальное ведение учета финанс. результатов по рассматриваемым видам деятельности. Расчет сумм налога производится плательщиками по форме согласно Приложению № 9 к указ. Инструкции ГНС РФ и представляется плательщиками в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 2-го числа месяца, след. за отчетным. Бухгалтерские отчеты и балансы представляются плательщиками в порядке и сроки, установленные в соответствии с действующим законодательством. Уплата налога производится в 5дневный срок со дня представления расчета

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ В ДРУГИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ ДОЛЕВОГО УЧАСТИЯ В ДРУГИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - налог на доходы, получаемые или выплачиваемые за предоставление в пользование финансовых или других активов (земли, природных ресурсов, патентов, лицензий и т.д.). Долевое участие в др. предприятии представляет собой вложение средств или др. активов в капитал этого предприятия, дающее право на получение дохода. Виды этих доходов могут быть разнообразными. Чаще всего это проценты, дивиденды или рента. Доходы, получаемые от долевого участия в деятельности др. предприятий, согласно Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1991) и гл. 25 («Налог на прибыль организаций») НК РФ (с 2000) входят в состав доходов от внереализационных операций. При этом в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на сумму доходов от долевого участия в деятельности др. предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации. Налогообложение доходов от долевого участия в др. предприятиях регулируется ст. 275 и 284 НК РФ. К налоговой базе, определяемой по доходам в виде дивидендов, применяются ставки: для дивидендов, получ. от российских орг-ций российскими орг-циями и физич. лицами-резидентами, в размере 6%, а для дивидендов, получ. от российских орг-ций иностр. оргциями и от иностр. орг-ций российскими орг-циями, в размере 15%. Налоги с указанных доходов взимаются у источника образования, а не у получателя этих доходов и зачисляются в доход федерального бюджета. Расчет по налогу с дивидендов по акциям производится источником этих доходов и представляется в налоговый орган по месту своего нахождения в 10-дневный срок после объявления советом директоров акционерного общества промежуточного размера дивидендов или окончательного размера дивидендов, объявленного общим годовым собранием акционеров. Уплата налога с доходов в виде процентов, полученных по акциям и облигациям, др. выпущенным в РФ ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, др. доходов от долевого участия в др. предприятиях, созданных на территории РФ, производится источником этих доходов в 10-дневный срок с момента наступления срока их выплаты. Особенность налогообложения доходов от долевого участия в др. предприятиях - ответственность за правильность перечисления в бюджет данных налогов несет предприятие, выплачивающее доход

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ИМПОРТ

НАЛОГ НА ИМПОРТ (англ. import tax) - вид налога, определяющий меру гос. регулирования внешней торговли. Объект налога - таможенная стоимость товаров в пересчете на нац. валюту по установленному курсу либо определенное колво товара, измеряемое в весовых или количественных единицах. Существует в форме ввозных пошлин, поступающих в доход гос. бюджета. Ввозные пошлины включаются в цену товара, тем самым удорожая их и препятствуя их проникновению на внутренний рынок, что способствует развитию нац. произ-ва. Кроме того, Н. на и. используется в фискальных целях. В условиях развитых рыночных отношений ввозные пошлины становятся средством конкурентной борьбы стран за господство на мировом рынке, за сферы приложения капитала, орудием экономич. давления на слаборазвитые и развивающиеся страны. Высокие ввозные пошлины обеспечивают монополиям сверхприбыль и дают возможность осуществления демпинга. В совр. условиях Н. на и. является важным инструментом гос. регулирования движения товаров во внешней торговле. Изменяя уровень ставок ввозных пошлин, вводя новые, отменяя старые на отд. товары и группы товаров, госво воздействует на произ-во аналогичных товаров внутри страны. Развитые страны используют Н. на и. для проведения как наступательной, так и оборонительной торг. политики, осуществляют дискриминацию, создают замкнутые экономич. группировки. Ввозные пошлины как средство гос. регулирования остаются предметом серьезных конфликтов между США, странами Западной Европы, Японией и рядом стран Юго-Восточной Азии. В результате возникали т.н. таможенные войны (куриная, автомобильная, винная, стальная, текстильная, обувная и т.д.). Неоднократно предпринимались попытки отрегулировать уровень ввозных таможенных пошлин в основном с целью их снижения. Так, в 1947 по инициативе США заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) с целью сокращения ввозных пошлин. В 1979 предусматривалось снижение ввозных пошлин в среднем на 25-30% на 8 лет для стран, подписавших соглашение. Интеграционные процессы в развитых странах привели к созданию экономич. союзов (Европейское экономическое сообщество, Европейская Ассоциация свободной торговли) и отмене ввозных таможенных пошлин сначала внутри этих группировок, а затем и между ними. С 1 янв. 1980 установлен беспошлинный ввоз товаров в страны ЕЭС из 57 развивающихся стран в соответствии с Конвенцией Ломе 1979. Развив. страны используют Н. на и. для укрепления нац. экономики, получения бюджетных доходов (его доля в нац. бюджетах колеблется в пределах 20-50%). В России использование ввозных пошлин также имеет свою историю. Так, в начале ХХ в. они обеспечивали до 14% всех доходов бюджета. Обложению подлежал большой круг товаров по Таможенному тарифу 1891. Министр финансов имел право увеличить ввозную пошлину до 50% на товары тех стран, к-рые повышали пошлины на рус. товары. В СССР и странах соц. лагеря ввозные пошлины служили средством планового регулирования внешней торговли и ограждали страны соц. содружества от влияния внешнего рынка. В целом внутри стран СЭВ уровень ставок ввозных пошлин был ниже, чем в развитых капиталистич. странах (см. также Таможенная пошлина). В зависимости от цели ввозные пошлины подразделяют на фискальные, протекционистские (покровительственные), антидемпинговые, преференциальные (предпочтительные), компенсационные и др. Ставки пошлин устанавливаются гос-вом и публикуются в Таможенном тарифе. Действуют три вида ставок: максимальные, минимальные и льготные. При установлении ставок ввозных пошлин их размер повышается по мере роста степени обработки изделий: сырье облагается минимальными ставками (до 5%), максимальные (20-25%) взимаются с готовых изделий.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - налог, взимаемый на основании действующего законодательства с физических лиц, имеющих в собственности определенные объекты. Один из древнейших налогов с физич. лиц. Напр., в Римской империи существовали поземельный налог (ср. ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка), налог на недвижимость, живой инвентарь (рабы и крупный рогатый скот), ценности. Сумма налога каждые 5 лет определялась во время переписи (ценза) чиновниками-цензорами (лат. census - оценка, оцененное имущество) путем отнесения граждан по имущественному состоянию и семейному положению к определ. налоговому (податнуму) разряду. В наст. время налоги на имущество существуют практически во всех странах, в т.ч. в виде налога на недвижимость. Налоги на имущество являются местными налогами и в полном объеме поступают в соответств. бюджет. Ставка налога может доходить до 3% рыночной стоимости имущества. Н. на и. ф. л. является общеобязательным и взимается на всей территории России в едином порядке. Он занимает существ. место в доходах местных бюджетов. Налогообложение осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» (1991 с изм. и доп.). Объекты обложения - находящиеся в собственности физич. лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и др. транспортные средства, за исключ. автомобилей, мотоциклов и др. самоходных машин и механизмов на пневмоходу. Плательщики - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на тер. РФ в собственности имущество. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости либо стоимости, определяемой по тарифам обязательного страхования. Налог на водно-воздушные трансп. средства взимается в зависимости от мощности двигателя, исчисленной в лошадиных силах либо киловаттах, по спец. шкале ставок. При этом налог уплачивается независимо от того, используется имущество или нет

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ - налог на земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные водные объекты, леса. Н. на н. консолидирует три отд. налога - земельный налог, налог на имущество предприятий (организаций) и налог на имущество физических лиц. Н. на н. установлен частью первой НК РФ как региональный налог. Налоговая база определяется на основе стоимости земли и иного недвижимого имущества, зафиксированной на определенную дату, с последующей целевой индексацией. Н. на н. представляет собой реальный налог, но т.к. источником его уплаты является доход собственника, то он косвенно составляет дополнит. налоговую нагрузку на доход. В дореволюц. России существовал самостоят. налог на недвижимость, затем преобразованный в квартирный налог. В быв. СССР был введен совокупный подоходно-поимущественный налог, к-рый впоследствии был преобразован в первоначальный подоходный налог. Н. на н. функционирует более чем в 130 странах мира, где он представлен либо единым налогом, либо отд. налогами на землю и имущество при разных методиках оценки стоимости земли и иной недвижимости (напр., налоговой базой в США установлена рыночная стоимость (цена) объектов, в Великобритании - арендная плата за комплекс недвижимости). В мировой практике налогообложения недвижимости наблюдается тенденция к налогообложению единого комплекса «земля и недвижимое имущество, находящееся на ее поверхности».

НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ

НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТОЙ - один из косвенных методов регулирования валютного обращения в стране. Относится к прямым реальным налогам, выполняет задачу пополнения регулярными доходами разл. видов бюджетов, гл. обр. местных. Объектом обложения Н. на о. с и.в. могут быть как бирж., так и внебирж. операции с иностр. валютой. Ставка устанавливается в процентах с оборота. Распространенная льгота - межбанковские операции с иностр. валютой, а также операции центральных (нац.) банков. В налоговую систему РФ введен как федеральный налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте одноименным федеральным законом. Среди местных налогов устанавливается как сборы с операций на бирже. Так, г. Москва как субъект Федерации ввел на своей тер. в 1994 сбор со сделок куплипродажи иностр. валюты в соответствии с принятым Московской думой законом от 30 марта 1994 № 4-24 «О сборе со сделок по купле-продаже иностранной валюты, совершаемых на биржах г. Москвы». (В 1997 налог отменен законом г. Москвы от 12 марта 1997 № 4). Объектом обложения сбором со сделок куплипродажи иностр. валюты были сделки, совершаемые на биржах, их филиалах и структурных подразделениях, имеющих самостоят. баланс и расчетный счет и находящихся на тер. г. Москвы. В объект обложения включались и сделки на срочном бирж. рынке. Взимание сбора не распространялось на межбанковский рынок, а также на операции, совершаемые ЦБ РФ. Ставка сбора составляла 0,1% суммы сделки. Облагаемым оборотом по сбору являлась сумма сделки купли-продажи, к-рая определялась исходя из количества ден. знаков, объявленных к продаже или покупке, и курса, по к-рому совершалась сделка. По фьючерсным сделкам облагаемый оборот определялся исходя из курса иностр. валюты, зафиксированного в день регистрации сделки (котировочная или расчетная цена контракта). Сумма сделки для целей налогообложения не увеличивалась на сумму комиссионных и др. вознаграждений и сборов за совершение и исполнение сделок, взимаемых биржами в случаях, когда такие вознаграждения выплачивались сверх сумм ден. средств, перечисляемых согласно условиям сделки, и не уменьшалась на сумму полученных вознаграждений и сборов при их удержании в момент исполнения сделок. Уплата сбора производилась продавцами иностр. валюты в рублях, а ее покупателями - в иностр. валюте, являющейся предметом сделки, по курсу сделки или в рублевом эквиваленте. Операции с иностр. валютой с 1 янв. 2002 регулируются гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ - один из видов прямых реальных налогов, объектом которого является эмиссия и обращение ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Появление Н. на о. с ц.б. связано с расширением процесса акционирования предприятий и развитием фондового рынка. Ставки налога устанавливаются в процентах к номинальной сумме эмиссии (выпуска) и к цене договора и дифференцируются в зависимости от вида операций и выпускаемых ценных бумаг. Распространенная льгота по Н. на о. с ц.б. - освобождение или льготное обложение гос. облигаций и местных займов. В Российской Федерации Н. на о. с ц.б., введенный с 1992 Законом РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» (1991, в ред. 1995 и 1998), относится к федеральным налогам и полностью зачисляется в федеральный бюджет. Плательщики Н. на о. с ц.б. - юридич. лица, выступающие в роли эмитентов ценных бумаг на тер. РФ. Объектом обложения выступает номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. При увеличении уставного капитала (в т.ч. путем увеличения номинальной стоимости акций) обложению подлежит сумма прироста уставного капитала. Объектом обложения Н. на о. с ц.б. не является номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ: при осуществлении их первичной эмиссии (при учреждении акц. об-ва); при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ; при образовании акц. об-в результате их реорганизации в форме слияния, разделения или выделения; при их конвертации в акции др. акц. об-ва, к к-рому осуществляется присоединение (если она не превышает размера уставного капитала присоединяемого акц. об-ва); при конвертации размещенных ранее акций одного типа в акции др. типа без изменения размера уставного капитала; при консолидации или дроблении размещенных ранее акций акц. об-ва без изменения размера его уставного капитала; в случае уменьшения акц. об-вом своего уставного капитала путем понижения номинальной стоимости акций. Н. на о. с ц.б. в виде платы за регистрацию эмиссии уплачивается эмитентом в размере 0,8% номинальной суммы выпуска одновременно с представлением документов на регистрацию выпуска ценных бумаг. Источник уплаты - прибыль орг-ции после налогообложения. В случае отказа уполномоченных органов в регистрации налог не возвращается. При повторном представлении документов на регистрацию налог взимается повторно. Расчет Н. на о. с ц.б. представляется в налоговый орган в произвольной форме в 3-дневный срок после уплаты налога. В перспективе Н. на о. с ц.б. предполагается заменить на гос. пошлину за регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг

НАЛОГ НА ПЕРЕПРОДАЖУ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

НАЛОГ НА ПЕРЕПРОДАЖУ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ - устанавливается на основании Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991). Объект налогообложения - сумма сделки (купли-продажи) от перепродажи автомобилей, вычислительной техники (ВТ) и персональных компьютеров (ПК). Источник налога для юридич. лиц - прибыль, остающаяся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль, а для физич. лиц - средства, полученные от реализации. Плательщики налога - юридич. и физич. лица, перепродающие автомобили, ВТ и ПК как по прямым сделкам, так и через посреднические организации (государственную, кооперативную и комиссионную торговлю). Предприятия, включая посреднические, осуществляющие торговлю автомобилями по лицензиям и уплачивающие лицензионные платежи как за торговлю подакцизными товарами, данный налог не уплачивают. Ставка налога устанавливается решениями районных и городских органов власти. Размеры ставок не должны превышать 10% суммы сделки. Органы нотариальных контор, ГАИ (ГИБДД) или иные органы, на крые возложены обязанности по оформлению сделок купли-продажи, выдают юридич. и физич. лицам соответствующие документы на право владения собственностью при наличии квитанции (платежного документа) на уплату данного налога. Налог уплачивается в сроки совершения сделки. Юридич. лица уплачивают налог путем перечисления средств со своих счетов в учреждениях банка в доход соответствующего местного бюджета. Физич. лица - через учреждения сберегательного банка. Местные администрации имеют право снизить размер ставки или освободить от уплаты налога полностью или частично отд. категории налогоплательщиков, реализующих автомобили, ВТ или ПК не в целях извлечения дополнительного дохода. Порядок зачисления налога в бюджет разл. уровня определяется местными органами власти. Данный налог упраздняется с введением налога с продаж на соотв. территории

НАЛОГ НА ПОКУПКУ ИНОСТРАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ БАНКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА РЕКЛАМУ

НАЛОГ НА РЕКЛАМУ - обязательный платеж, исчисляемый исходя из установленной ставки налога и стоимости рекламных работ (услуг). Стоимость рекламных работ определяется из фактически произведенных расходов в действ. ценах и тарифах без НДС. Н. на р. относится к местным налогам и сборам, предусмотренным ст. 15 Налогового кодекса РФ. Н. на р. относится на финанс. результаты пр-тий, учр-ний, орг-ций. Налог уплачивают рекламодатели - пр-тия и орг-ции независимо от форм собственности и ведомств. принадлежности, имеющие статус юридич. лица согласно законодательству РФ, филиалы и др. аналогичные подразделения пр-тий и орг-ций, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет, а также иностранные юридич. лица; физич. лица, зарегистрированные в установл. порядке в качестве предпринимателей. Н. на р. уплачивается ежеквартально в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности для юридич. лиц, и не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, для физич. лиц. Согласно нормам гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» расходы орг-ции на рекламу признаются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки

Предыдущая страница Следующая страница