Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО, ЕВРАЗЭС

ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО, ЕврАзЭС - международная организация, учрежденная 10 окт. 2000. Договор об образовании подписан в Астане (Казахстан) президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан в целях «взаимного многопланового сотрудничества с перспективой выхода на реальную интеграцию». Отмечено, что «существует потребность в более тесном сближении и унификации национальных законодательств, проведении мероприятий, направленных на увеличение совокупного экономического потенциала сторон и согласованной структурной перестройки экономики» и что «завершение формирования Таможенного союза и создание единого экономического пространства требует новых форм и механизмов взаимодействия». По данным на III кв. 2001 около половины объема торговли России со странами СНГ приходилось на государства, вошедшие в ЕврАзЭС

ЕВРО

ЕВРО (на всех языках - euro; EUR - по СВИФТ) - единая европейская валюта стран - членов Европейского союза, предусмотренная Маастрихтским договором о создании Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС). Поэтапный переход к Е. взамен ЭКЮ (см. Международные валютные единицы) предусматривает соблюдение страной жестких критериев конвергенции в отношении экономич. показателей (дефицит государственного бюджета, инфляция, гос. долг, процентные ставки, экономич. рост). Первое решение Совета Европы о том, какие страны переходят к Е., принято в мае 1998 на базе данных 1997 и бюджета на 1998. Е. вводят 12 стран: с 1999 - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, с 2001 - Греция, выполнившие условия введения (бюдж. дефицит - не выше 3% ВВП, гос. долг - не более 60% ВВП и др.). Страны-участницы «зоны евро» (англ. euro-area) должны регулярно представлять программу стабилизации экономики, к-рая служит базой для коллективного надзора во избежание нестабильности экономики и для принятия санкций. На 1 янв. 1999 курс нац. валют к Е. был установлен на базе валютной корзины ЭКЮ, к-рая затем была отменена. Все требования и обязательства в ЭКЮ были пересчитаны с 1 янв. 1999 в Е. по соотношению 1:1. С этой даты банки (в т.ч. The European Investment Bank - Европейский инвестиционный банк и др. финанс. институты системы ЕС) осуществляют операции в Е., а текущие счета конвертируют в Е. не позднее 1 янв. 2002. Операции на рынках валют, ссудных капиталов, ценных бумаг, золота в ЕС производятся только в Е. Европейская система центральных банков администрирует систему взаимных оптовых расчетов TARGET (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer) - ТАРГЕТ. Во взаимных безналичных расчетах стран ЕС в 1999-2001 Е. использовался параллельно с привяз. к нему нац. валютами. Для расчетов «зоны евро» с остальными 3 странами ЕС (Великобритания, Дания, Швеция) создан спец. механизм обмен. курсов, основ. на индивидуальном определении центр. курсов их валют к Е. на 1 янв. 1999 и пределов допустимых курсовых колебаний вокруг них (±15%). Эмиссия наличных Е. (банкнот, монет - общим объемом 642 млрд евро) предусмотрена с 1 янв. 2002 - т.н. евро-день (англ. Euro-day). Банкноты имеют семь номиналов (5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро) разного формата и цвета, а монеты - восемь (1, 2, 5, 10, 20, 50 евроцентов и 1, 2 евро). Логотип евро С вдохновлен греч. буквой «Эпсилон», напоминающей о колыбели европ. цивилизации, и первой буквой в слове «Европа», а две параллельные линии указывают на стабильность «евро». В течение 2 мес. Е. будут обращаться параллельно с нац. ден. единицами. Нац. банкноты постепенно будут обмениваться на Е. в течение не менее 10 лет. Эмитент Е. - The European Central Bank, ECB (Европейский центральный банк), определяет объем выпуска каждой купюры и чеканки монет, а также место их изготовления (в нац. центр. банках). Единая ден. политика ЕС направлена на внедрение Е. в междунар. операции. Е. становится одним из ведущих междунар. резервных и платежных средств и ускоряет интеграц. процесс в ЕС

ЕВРОБАНКИ

ЕВРОБАНКИ (англ. Еurobanks) - особая категория крупнейших банков, через которые осуществляются операции на валютном еврорынке. Костяк евробанков образуют гигантские междунар. кредитно-финанс. комплексы универсального типа, выполняющие операции во многих странах, в разных сферах и валютах (см. Евровалюты). Монополизация этими банками еврорынка и мирового рынка ссудных капиталов позволяет им диктовать свои условия менее крупным банкам, выигрывать в конкурентной борьбе за получение от клиентов мандата на организацию консорциумов и синдикатов для размещения кредита, что приносит крупные прибыли, укрепляет связи с клиентами и служит рекламой

ЕВРОВАЛЮТЫ

ЕВРОВАЛЮТЫ (англ. Eurocurrences/Euromoney) - валюты, переведенные на счета иностранных банков и используемые для операций во всех странах, включая страну-эмитента этой валюты. Хотя Е. функционируют на мировом рынке, они сохраняют форму нац. ден. единиц. Приставка «евро» свидетельствует о выходе нац. валют изпод нац. регламентации и контроля нац. валютных органов (см. Еврорынок). Термин Е. относится не только к валютам Европы, но и к валютам за ее пределами, хотя доллары, используемые для операций в Азии, часто называют азиадолларами, а доллары, применяемые в арабских странах, - арабодолларами

ЕВРОДОЛЛАРЫ

ЕВРОДОЛЛАРЫ (англ. Eurodollars) - американские доллары на счетах иностранных банков, в т.ч. на территории США. Напр., к Е. относятся доллары, переведенные в иностр. банки за пределами США или в банковские офшорные зоны (в Нью-Йорке свободная банковская зона - с 1981). Долларовые депозиты вне США существовали еще в конце ХIХ в., когда трехмесячные векселя оплачивались с этих депозитов в европ. банках. Рынок Е. возник с конца 50х гг. ХХ в. Сущность превращения долларов в Е. состоит в том, что средства владельца долларов поступают в качестве депозита в иностр. банк, к-рый использует их для кредитных операций в любой стране. Постепенно понятие Е. стало означать доллары, используемые иностр. банками, находящимися как за пределами США, так и на их территории, напр. в свободной банковской зоне. Рынок Е. - составная часть валютного еврорынка

ЕВРОКРЕДИТЫ

ЕВРОКРЕДИТЫ (англ. Eurocredits) - кредиты в евровалютах. Разновидность международного кредита. Понятие Е. возникло в конце 50-х гг. в связи с формированием валютного еврорынка. Большая часть Е. предоставлялась в евродолларах, но их доля снижалась в связи с использованием евромарок, еврошвейцарских франков, евроиен и др. валют. Формы Е. разнообразны. Наиболее простая - предоставление Е. в полной сумме по твердой ставке на весь срок, обычно не более года. Для страхования процентного риска евробанки прибегают к рефинансированию на такой же срок на мировом ден. еврорынке. На мировом еврорынке капиталов практикуются средне- и долгосрочные Е. на условиях «стэнд-бай» (см. Кредит «Стэнд-бай») и возобновления (ролловерный кредит). В первом случае евробанк предоставляет заемщику обусловленную сумму на договорный срок использования, к-рый делится на короткие периоды (3, 6, 9, 12 мес.). Плавающая ставка устанавливается на каждый период, к-рый пересматривается с учетом динамики ставок ЛИБОР на еврорынке. Условия и формы ролловерных кредитов различны, но для этих соглашений характерны обязат. элементы: характеристика партнеров; сумма; цель; валюта Е.; порядок и сроки погашения; стоимость кредита и гарантии по нему и др. Наряду с традиц. междунар. банковскими Е. все чаще предоставляются синдицированные Е. через специально создаваемые синдикаты и консорциумы банков с участием от 2 до 40 кредитных учр-ний разных стран (см. Консорциальный кредит). Е. - важный источник междунар. кредитования

ЕВРОНОТА

ЕВРОНОТА (англ. Euronote) - вексель, выраженный в какой-либо евровалюте и размещаемый на зарубежных финансовых рынках. Е. - разновидность евровекселей, эмиссия (нетто) к-рых в конце 1996 составила 834,1 млрд долл., или 12% совокупного финансирования на мировых рынках ссудных капиталов

ЕВРООБЛИГАЦИИ

ЕВРООБЛИГАЦИИ (англ. Eurobonds) - облигации, деноминированные в евровалюте и размещаемые на зарубежных финансовых рынках. Основная валюта Е. - доллар США (его доля - 40%). Е. выпускаются также в иенах, швейцарских франках и др. В отличие от классич. облигац. займа, Е. размещаются одновременно на фондовых рынках нескольких стран (напр., Е. в долл. США распространяются в Японии, ФРГ, Швейцарии). Эмиссия Е. осуществляется банковским консорциумом или междунар. орг-цией. Инвесторы приобретают Е. на базе котировок национальных рынков. На Е. в меньшей степени, чем на классич. облигационные займы, распространяются требования гос. регулирования и нац. правила проведения операций с ценными бумагами страны, в валюте к-рой они деноминированы. Процент по купону Е. не облагается налогом «у источника дохода». Разновидности Е. - обычные с фиксиров. и плавающей ставкой; долговые обязательства, конвертируемые на акции. Вторичный рынок Е. обслуживается Международной ассоциацией дилеров по рынкам ценных бумаг (International Securities Market Association, ранее Association of International Bond Dealers), а также системой Euroclear. Рынок Е. используется как источник финансирования инвестиций покрытия дефицита гос. бюджета и рефинансирования займов. Ожидается, что с введением евро европейский фондовый рынок Е. займет 2-е место по объему операций и 3-е по биржевой капитализации

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

ЕАСТ (англ. European Free Trade Association, EFTA) - торгово-экономическая группировка, созданная по инициативе Великобритании на основе Стокгольмской конвенции 1960 в противовес Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС). Первоначально членами ЕАСТ были: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария. Затем к ним присоединились: в 1970 - Исландия, в 1986 - Финляндия (с 1961 - ассоциир. чл.), в 1991 - Лихтенштейн. После перехода Великобритании, Дании, Португалии, Швеции и Финляндии в ЕЭС Ассоциация продолжает функционировать, однако ее значение существенно уменьшилось. Осн. задача ЕАСТ: содействие экономич. росту стран-участниц и созданию в Европе единого рынка. Для ее решения к концу 1966 в ЕАСТ были отменены ограничения во взаимной торговле пром. товарами. В 1992 страны ЕАСТ (за исключением Швейцарии) подписали с ЕЭС Договор о создании Европейского экономического пространства. Он призван обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, капиталов на тер. гос-в, входящих в ЕЭС (ЕС) и ЕАСТ, и развивать сотрудничество в таких областях, как образование, охрана окружающей среды, соц. политика, сфера НИОКР. Высший орган ЕАСТ - Совет (на уровне министров либо глав постоянных делегаций). Решения принимаются, как правило, единогласно. В составе министров Совет собирается 2 раза в год, на более низком уровне - еженедельно

"ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ ЗМЕЯ"

"ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ ЗМЕЯ" (англ. European currency «snake») - режим совместного «плавания» курса валют ряда стран Западной Европы. В апр. 1972 6 стран «Общего рынка» ввели режим «змеи в туннеле». В графич. изображении «змея» обозначала узкие пределы взаимных колебаний курсов их валют (±1,125% центрального курса), а «туннель» - внешние пределы их совместного «плавания» по отношению к доллару и др. валютам (±2,25%). «Туннель» заменен свободным плаванием курса валют с 12 марта 1973. Пределы взаимных колебаний были увеличены до ±4,5% с янв. 1976. Состав участников «Е.в.з.» был нестабилен из-за нежелания стран тратить официальные золотовалютные резервы для поддержки узких пределов курсовых колебаний. С созданием Европейской валютной системы в 1979 был сохранен режим «Е.в.з.» с пределами колебаний курсов ±2,25% (для Испании ±6%); с авг. 1993 в связи с валютным кризисом эти пределы были расширены до ±15%. При введении единой европейской валюты евро с 1 янв. 1999 режим «Е.в.з.» перестал применяться в «зоне евро» (11 стран ЕС), а с 2001 и в Греции, но временно сохранил свое значение в 3 странах ЕС, пока не присоединившихся к «зоне евро» (Великобритания, Дания, Швеция). В перспективе «Е.в.з.» обречена на отмену

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

ЕВС (англ. European Monetary System, EMS) - форма организации валютных отношений стран Европейского экономического сообщества («Общего рынка»); создана в марте 1979 с целью формирования Европейского экономического и валютного союза и укрепления международных позиций стран Западной Европы. Особенности западноевроп. интеграц. комплекса определили структурные принципы Е.в.с. и ее отличия от соврем. мировой валютной системы: Е.в.с. базировалась на стандарте ЭКЮ - европейской валютной единицы, с 1 янв. 1999 - на евро. В валютной корзине ЭКЮ в составе 12 валют лидировала марка ФРГ; в отличие от юридич. демонетизации золота в Ямайской валютной системе (1976-78) в Е.в.с. золото частично используется как реальные резервные активы. Оно было включено в механизм эмиссии ЭКЮ; режим валютных курсов основан на совместном «плавании» валют в режиме «европейской валютной змеи» в пределах ±15% центрального курса (±2,25% до авг. 1993); для осуществления межгосударственного валютного регулирования создан Европейский фонд валютного сотрудничества (1979-94), затем Европейский валютный институт (1994-98) и Европейский центральный банк (с 1 июня 1998). Е.в.с. более стабильна, чем Ямайская валютная система, хотя периодически также испытывает кризисные потрясения. Это обусловлено рядом причин. Среди них: поступат. развитие западноевроп. интеграции; преодоление национализма; применение принципа консенсуса (согласия) для преодоления противоречий; делегирование части суверенных прав наднац. органам; ориентация на конкретные программы и поэтапное движение к цели; разработка механизма принятия и выполнения решений и др. Важной вехой в развитии Е.в.с. явился Маастрихтский договор (вступил в силу с 1 нояб. 1993) о поэтапном создании Европейского экономического, валютного и политического союза с единой европейской валютой - евро (введен с 1 янв. 1999, вошел в обращение с 1 янв. 2002) с целью изменения расстановки сил во всемирном хозяйстве между США, Японией и «новой Европой»

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

ЕСЦБ (англ. European System of Central Banks) - создание ЕСЦБ было предусмотрено Маастрихтским договором об учреждении Европейского Сообщества. Состоит из Европейского Центрального банка, ЕЦБ (European Central Bank, ECB) и центральных банков всех 15 государств - членов Европейского союза. Начала действовать с 1 янв. 1999 - на 3-м этапе перехода к единой европейской валюте. Осн. цель - поддержание стабильности цен, содействие проведению общей экономической политики ЕС. Осн. задачи - выработка и осуществление денежно-кредитной и валютной политики ЕС; проведение международных валютных операций; хранение и управление официальными резервами иностр. валюты государствчленов; содействие нормальному функционированию платежных систем. За государствами-членами остается право хранить, управлять собств. рабочими резервами в иностр. валюте. ЕСЦБ должна способствовать беспрепятственному осуществлению соответств. компетентными органами надзора за деятельностью кредитных учреждений и стабильностью финансовой системы. ЕЦБ, центральные банки государств-членов, члены их руководящих органов независимы - они не должны запрашивать или получать указания от учреждений ЕС, а также от правительств государств-членов или от к.-л. др. органа. Руководство ЕСЦБ осуществляют руководящие органы ЕЦБ - Совет управляющих и Исполнительная дирекция. Совет управляющих состоит из Исполнительной дирекции и управляющих центральными банками государств - членов зоны евро. Членами Исполнительной дирекции (Президент, вице-президент, 4 члена) могут быть только граждане государств-членов (назначаемые на 8 лет без права продления). В функции Исполнительной дирекции входит формулирование денежно-кредитной и валютной политики в соответствии с осн. направлениями и решениями, утвержденными Советом управляющих, а также подготовка необх. указаний центральным банкам государств - членов зоны евро (т.н. Eurosystem - «евросистема»). ЕСЦБ, ЕЦБ и центральные банки государств-членов могут работать на разл. финанс. рынках, проводя прямые (спот и форвардные) операции с обязательствами и др. ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоц. металлами; предоставлять кредиты при соответств. обеспечении (регулирование в целях создания и обеспечения нормального функционирования эффективной системы клиринга и платежей внутри ЕС и с др. гос-вами осуществляет ЕЦБ). Финансовый год ЕЦБ и центральных банков государств-членов ЕЦБ совпадает с календарным. Годовая отчетность ЕЦБ после утверждения Советом управляющих подлежит опубликованию. Объединенный балансовый отчет должен включать активы и пассивы центральных банков-членов ЕСЦБ (правила стандартизации бух. учета и отчетности по их операциям устанавливаются Советом управляющих). Подписчиками и держателями капитала ЕЦБ могут быть только центральные банки зоны евро, их квоты (веса) определяются из доли населения страны в населении ЕС и ее доли в ВВП. Часть чистой прибыли (не более 20%) ЕЦБ перечисляется в общий резервный фонд, остаток распределяется между членами ЕЦБ пропорционально оплаченным ими взносам в капитал

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ ИНСТИТУТ

ЕВИ (англ. The European Monetary Institute, EMI) - международное банковское учреждение в составе управляющих центральными банками стран-членов ЕС, наднациональный орган их сотрудничества. Создан на основе вступившего в силу 1 нояб. 1993 Маастрихтского договора о поэтапном создании Европейского экономического, валютного и политического союза (ЕС). Начал деятельность с 1 янв. 1994, заменив Европейский фонд валютного сотрудничества, со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне (ФРГ). Главными задачами ЕВИ были: координация денежно-кредитной и валютной политики центр. банков стран-членов ЕС; контроль за функционированием Европейской валютной системы; подготовка к орг-ции Европейской системы центральных банков и переходу к единой валюте - евро; повышение эффективности общеевроп. системы расчетов; унификация статистики центр. банков; управление офиц. валютными резервами по желанию банков. Адм. органы ЕВИ: Президент, Генеральный директор, Совет в составе Президента ЕВИ и управляющих центральными банками стран-членов ЕС, к-рый разрабатывал рекомендации и предложения Совету Министров ЕС и нац. правительствам. По учреждении в 1998 Европейского Центрального банка ЕВИ в соответствии с положениями Маастрихтского договора ликвидирован, все его активы и обязательства автоматически перешли к ЕЦБ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК

ЕИБ (англ. The European Investment Bank, EIB) - кредитный институт ЕС (см. Европейский экономический, валютный и политический союз) До нояб. 1993 был институтом Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Учрежден в 1958 в соответствии с Римским договором 1957 о создании ЕЭС. Находится в Люксембурге, имеет отделения в Афинах, Брюсселе, Лондоне, Риме. Капитал банка принадлежит 15 странам - членам ЕС. Задачи банка: содействие развитию менее развитых стран и регионов ЕС; предоставление долгосрочных кредитов на модернизацию, реконструкцию и стр-во пр-тий, к-рые не могут быть полностью профинансированы отд. страной; реализация совместных хоз. проектов в интересах ЕС в целом. Банк оказывает помощь в развитии транспорта и телекоммуникаций, энергетики, финансирует проекты в области охраны окружающей среды, кредитует малые пр-тия. ЕИБ также обеспечивает в пределах установл. лимитов кредитование проектов в 12 странах Средиземноморья, 69 странах Африки, Карибского бассейна и Азии, 11 странах Центральной и Восточной Европы и 30 странах Латинской Америки и Азии. В нач. 1997 банк впервые предоставил кредит в евро. Руководящие органы - Совет управляющих из представителей стран-членов; Директорат в составе 25 директоров и 13 заместителей. Оперативное руководство осуществляют президент банка и вице-президенты

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЛАТЕЖНЫЙ СОЮЗ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПЛАТЕЖНЫЙ СОЮЗ (англ. The European Payments Union) - многосторонний валютный клиринг, основанный на зачете взаимных требований и обязательств и балансировании международных платежей 17 стран-членов Организации европейского экономического сотрудничества. Е.п.с. функционировал с июня 1950 по дек. 1958. В нем участвовали 17 западноевроп. стран. США проявили инициативу при создании Е.п.с. и оказали поддержку, сделав взнос в размере 1 050 млн долл. с июля 1950 по июнь 1954. При этом США преследовали три цели: стимулирование амер. инвестиций, распределение помощи по плану Маршалла и внедрение доллара в международные расчеты стран Западной Европы. Амер. представитель участвовал в административном комитете Е.п.с. с правом совещат. голоса. Валюта Е.п.с. - эпунит - европейская платежная единица с золотым содержанием 0,888671 г чистого золота, как у доллара США того периода (см. Международные валютные единицы). Деятельность Е.п.с. состояла в ежемесячном многостороннем зачете взаимных платежей. Сведения о сальдо каждой страны передавались Банку международных расчетов, к-рый выполнял функции банка-агента Е.п.с. в качестве посредника, т.к. сумма активных и пассивных сальдо совпадала. Затем осуществлялось регулирование сальдо по клиринговому счету каждой страны в соответствии с ее квотой. Общая сумма квот превышала 4 млрд эпунит. Эти взносы стран в капитал устанавливались в зависимости от объема междунар. платежей страны (Великобритании - 1 млрд эпунит, Франции - 520 млн и т.д.). Квоты не оплачивались (в отличие от Международного валютного фонда), и в их пределах определялась доля платежей золотом (и долларами) и кредитов, к-рые страны с активным платежным балансом предоставляли кредиторам. Благодаря взаимным зачетам по 45% требований были сэкономлены золотовалютные резервы стран-участниц и фактически введена частичная конвертируемость их валют. Под давлением стран-кредиторов (ФРГ, Бельгии, Нидерландов) доля оплаты сальдо золотом и долларами увеличилась с 40% в 1950 до 75% в 1955 за счет соотв. уменьшения автоматич. кредитования стран-должников (Франции, Великобритании, Турции, Норвегии, Греции и др.). За 8,5 года функционирования Е.п.с. 70% общей суммы обязательств стран-должников погашено золотом и долларами за счет их перекачивания (5 млрд долл. США) в страны-кредиторы, прежде всего в ФРГ. С введением конвертируемости западноевроп. валют Е.п.с. был ликвидирован и заменен Европейским валютным соглашением

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ВАЛЮТНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ЕВРОПЕЙСКОЕ ВАЛЮТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ (англ. The European Monetary Agreement, EMA) - соглашение о взаимных расчетах, заменившее с конца 1958 Европейский платежный союз (ЕПС). Ежемесячно централиз. зачеты осуществлялись через созд. для этой цели Европейский фонд, к-рый предоставлял странам-членам небольшие кредиты сроком до двух лет. Капитал Европейского фонда был образован за счет осн. капитала ЕПС и взносов стран Западной Европы. Условия взаимных расчетов в рамках Е.в.с. и сменившего его в янв. 1973 валютного соглашения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отличались от условий ЕПС: было прекращено автоматич. кредитование стран с пассивными платежными балансами в размере 25% дебетового сальдо взаимных расчетов, к-рое полностью стало покрываться конвертируемой валютой; Банк международных расчетов стал пересчитывать сальдо по взаимным расчетам в доллары не по среднему курсу, а по курсу покупателя страны-кредитора, что невыгодно стране, по инициативе к-рой совершается зачет; наконец, соглашение охватывало незначит. часть междунар. расчетов, к-рые стали осуществляться децентрализованно, путем покупки валюты на валютном рынке

ЕВРОПОЛИС

ЕВРОПОЛИС (англ. еuropolicy) - единый, оформляемый в типовой форме страховой полис, подтверждающий заключение договора страхования по конкретному виду страхования в одной из стран - членов Европейского Союза. Появление Е. связано с планами создания единого страхового рынка ЕС, а применение его в практике работы страховщиков стран - членов ЕС является одним из этапов реализации этих планов. Наличие Е. представляет собой гарантию получения унифицированной страховой защиты в любой из стран - членов ЕС

ЕВРОРЫНОК

ЕВРОРЫНОК (англ. Eurocurrency market) - часть мирового рынка ссудных капиталов, на котором банки осуществляют депозитно-ссудные и другие операции в евровалютах. Возник с конца 50-х гг. (вначале как рынок евродолларов). Поскольку США покрывают дефицит платежного баланса нац. валютой, доллары переводятся на счета иностр. банков и превращаются т.о. в евродоллары. Развитие Е. обусловили след. факторы: объективная потребность экономики в гибком междунар. валютно-кредитном механизме для обслуживания внешнеэкономич. деятельности; введение конвертируемости ведущих валют с конца 50-х - начала 60-х гг.; либерализация валютного законодательства; стимулированное нац. регулирование и размещение депозитов банков и фирм в загранич. банках в целях извлечения прибыли. Особенности Е.: а) огромные масштабы операций (объем-нетто - 3 трлн долл. США в 90-х гг. по сравнению с 2 млрд долл. в 1960; объем-брутто, включающий повторный счет, более чем в 1,5 раза превышает объем-нетто). Это обусловлено действием кредитного мультипликатора - коэффициента, отражающего связь между депозитами и увеличением кредитных операций и неоднократным использованием евровалют для депозитно-ссудных операций; б) отсутствие четких пространственных и временных границ. Е. функционирует круглосуточно, преодолевая ограниченность часовых поясов, в поисках его участниками оптим. условий; в) выделение категории евробанков из числа крупнейших банков - институциональная особенность. Монополизация Е. евробанками позволяет им диктовать условия менее крупным банкам; г) ограниченный доступ заемщиков на Е. Основными заемщиками являются: корпорации и банки с высшим рейтингом (ААА), правительства, международные финансовые институты; д) доминирование долларов США, хотя их доля снижается (с 80% в 60-х гг. до 50-60% в 90-х) за счет повышения доли евромарок (14%), евроиен (16%), еврошвейцарских франков (6%), до 1999 ЭКЮ (3%), еврофранцузских франков (1%) и др. валют; е) универсальность деятельности: на Е. выполняются междунар. валютные, кредитные, финансовые, расчетные, гарантийные операции, 2/3 операций Е. совершаются на межбанковском рынке, 1/3 составляют операции с небанковскими клиентами; ж) осуществление сделок по стандартной схеме с использованием новейших информационных технологий. Сроки евродепозитов составляют от 1 дня до года, обычно 6 мес., реже до 2 лет. Типичная сумма межбанковских депозитов на Е. достигает 5-10 млн долл. и более. Кредитные операции совершаются в размере от 1 млн до нескольких сотен миллионов долларов; з) применение междунар. процентных ставок (см. ЛИБОР, ЛИБИД). Структура Е. аналогична структуре мирового рынка ссудных капиталов и включает: евроденежный рынок - краткосрочные (до 18 мес.) межбанковские депозиты и еврокредиты; рынок еврокредитов - средне- и долгосрочные операции; еврофинансовый рынок, охватывающий рынки еврооблигаций, евроакций, евровекселей, новых финансовых инструментов

ЕДИНСТВО КАССЫ

ЕДИНСТВО КАССЫ - принцип исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, предусматривающий зачисление поступающих доходов и средств из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов. Специфика казначейской системы исполнения федер. бюджета наложила свой отпечаток на принцип Е.к.; последний реализуется не только через ведение единого счета федер. бюджета, открываемого Главному управлению Федерального казначейства РФ в Банке России, но и с помощью системы балансовых счетов, к-рые ведутся территориальными органами Федерального казначейства. В процессе исполнения федер. бюджета запрещается осуществлять операции, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Принцип Е.к. материализуется в огранич. кол-ве счетов, в полноценном концентрированном учете всех средств бюджета, к-рые проходят через эти счета. В целях управления средствами федер. бюджета, обслуживания гос. долга и совершения необходимых платежей могут быть открыты счета федер. бюджета и в др., кроме Банка России, кредитных оргциях. Право открытия и закрытия счетов федер. бюджета, определение режима их функционирования принадлежит Федеральному казначейству. Счета Казначейства в Банке России и кредитных орг-циях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ

ЕДИНЫЕ БАЗОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ МБК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНЫЙ БЮДЖЕТ ГОРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - прямой региональный налог, взимаемый с юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ст. 3 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (1998) определяет сферы деятельности, где переход на уплату единого налога обязателен: ремонтно-строительная, обучение, транспорт, общественное питание, бухгалтерия и аудиторство и др. Объект обложения - вмененный доход (потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, связанных с его получением и сохранением). Налоговая база - базовая доходность пр-тия или предпринимателя, под к-рой понимается условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физич. показателя (численность работающих, мощность и т.д.), характеризующего определ. виды деятельности. Ставка налога - 20% налоговой базы. Сумма Е.н. на в.д. определяется по формуле M * ?C * ?N * ?D * ?E * ?F * ?J, где М - сумма вмененного дохода; C - базовая доходность на единицу физич. показателя; N - количество единиц физич. показателя; D, E, F, J - повышающие, понижающие коэффициенты. Методы расчета для исчисления Е.н. на в.д.: анализ существующей статистич. информации о результатах хозяйственной деятельности орг-ций, предпринимателей - плательщиков единого налога; обработка информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей от плательщиков единого налога и данных статистич. учета

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

cостояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологических особенностей производства наиболее эффективно в отсутствие конкуренции. Товары, производимые естественными монополистами, обычно не могут быть заменены в потреблении др. товарами, поэтому имеют устойчивый спрос независимо от изменений цены. Естественная М. основана на фактич. владении имуществом (ж.-д. транспорт, почта, энергосистемы, трубопроводный транспорт, уникальные природные ресурсы) в отраслях, где долгосрочные ср. издержки минимальны, если рынок обслуживает один экономический субъект. Произ-во продукции одним естественным монополистом при любом выпуске выгоднее, чем произ-во двумя или более фирмами. Иными словами, для др. фирм на этом рынке не остается места и можно удовлетворить спрос на данный продукт с затратами, меньшими, чем если бы на рынке действовали две или более фирмы. Новичкам просто нерентабельно вступать в рынок такого товара (научно-технический прогресс в нек-рых условиях может разрушить такую монополию). Поскольку Е.м., находясь вне конкуренции, способна устанавливать монопольные цены, диктовать условия продажи своих товаров и услуг и самостоятельно устанавливать стандарты их качества и т.п., возникает необходимость в гос. регулировании деятельности Е.м. даже в условиях экономики свободного рынка. Правовые основы политики гос-ва в отношении Е.м. в РФ определяет Федеральный закон «О естественных монополиях» (1995). Он направлен на «достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий». Методы регулирования: ценовые (установление цен и тарифов или их предельного уровня); определение потребностей, подлежащих обязательному обслуживанию, и( или) установление миним. уровня их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения потребностей в товаре, производимом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности гос-ва, охраны природы и культурных ценностей. Эти методы применяются к конкретному субъекту Е.м. на основе анализа его деятельности. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание: издержки произ-ва (реализации) товаров, в т.ч. заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы; налоги и др. платежи; стоимость осн. производств. средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления; прогнозируемая прибыль от возможной продажи товаров по разным ценам (тарифам); удаленность разл. групп потребителей от места произ-ва товаров; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; гос. дотации и др. меры гос. поддержки. Законом через органы регулирования (федеральные комиссии), наделенные высокими полномочиями, регулируется деятельность субъектов Е.м. в след. сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по материальным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрич. и тепловой энергии; ж.-д. перевозки; услуги трансп. терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрич. почтовой связи

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ (англ. natural loss) - уменьшение массы товарно-материальных ценностей при перевозке, хранении и продаже вследствие их естественных (физико-химических) свойств, т.е. в результате усушки, распыла, утечки, розлива и т.п. Потери от Е.у. могут быть по сырью, полуфабрикатам, продукции производственно-технического назначения и товарам народного потребления. Вследствие объективного характера эти потери нормируются, т.е. устанавливаются их пред. размеры (нормы). Нормы Е.у. при перевозках зависят от вида ценностей и транспорта, расстояния перевозки, времени года и др. факторов. Сумму потерь при перевозке вследствие Е.у. определяют по нормам от стоимости или массы каждого вида ценностей. Нормы применяются, если только при приемке ценностей была выявлена их недостача. При выявлении недостачи ценностей в пределах норм Е.у. представитель транспорта, выдавая груз грузополучателю, обязан сделать на трансп. документе соотв. отметку. Выявленная при приемке недостача ценностей, превышающая установл. нормы, оформляется соотв. актом. Нормируемые потери при перевозке (но не больше суммы недостачи, выявленной при приемке ценностей от органов транспорта) списывают за счет грузополучателя. Нормы Е.у. при хранении и продаже зависят от вида ценностей, климатической зоны, условий, сроков хранения и т.п. Эти нормы не применяют по ценностям, к-рые принимают и отпускают без взвешивания (счетом единиц или по массе, указанной на таре) и к-рые списаны по актам о порче, бое, ломе, а также по ценностям, продаваемым (отпускаемым) поштучно. Потери при хранении и продаже вследствие Е.у. списывают, если только при инвентаризации выявлена недостача ценностей. Это списание осуществляют исходя из установл. норм, но не более суммы недостачи, выявл. при инвентаризации

Предыдущая страница Следующая страница