Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЖ"-"МЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЖ"-"МЕТ")

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОНДЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АУКЦИОН

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АУКЦИОН (англ. international auction) - способ продажи товаров и финансовых активов (ценных бумаг, иностранной валюты, золота) отдельными партиями (лотами) с публичных торгов в заранее установленное время и в назначенном месте с участием дилеров из разных стран. М.а. по продаже иностр. валюты характерен для гос. банков и валютных бирж при отсутствии развитых валютных рынков. Так, Внешэкономбанк СССР в нояб. 1989 проводил валютные М.а. на базе рыночного, аукционного курса рубля к доллару США. С апр. 1991 регулярно проходили торги на валютной бирже Госбанка СССР, с янв. 1992 - на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). В России действуют и др. валютные биржи. По мере формирования межбанковского валютного рынка роль аукц. торговли иностр. валютой постепенно сходит на нет. М.а. по продаже золота практиковались гл. обр. во 2-й пол. 70-х гг., после достижения странами-участницами Международного валютного фонда (МВФ) соглашения в демонетизации золота. Напр., в 1979 на этот способ пришлось 1/3 совокупной продажи золота на Западе. В тот период золотые М.а. проводились МВФ (с июня 1976 по май 1980 на М.а. реализованы 777,6 т золота), а также правительствами США, Индии, Португалии. В последующие годы М.а. по продаже золота практически перестали использоваться, уступив место постоянной торговле на мировых рынках золота. В форме М.а. проходят торги на право приобретения лесной концессии, квот на экспортно-импортные операции и т.п

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, МБЭС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД, МВФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО АУДИТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ, МКАП

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО АУДИТОРСКОЙ ПРАКТИКЕ, МКАП (International Auditing Practices Committee, IAPC) - организация, занимающаяся разработкой нормативов аудита и сопутствующих ему услуг на правах автономного комитета в рамках Международной федерации бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC). Содействуя международной унификации аудиторской деятельности, МКАП опубликовал руководство по процедурам общепринятой аудиторской практики - правила (стандарты) аудиторской деятельности (МСА), как основополагающий документ для международной унификации и формирования национальных правил с учетом особенностей стран. МСА положены в основу разработки национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности. В России выпущен официальный перевод МСА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ ПО СТАНДАРТАМ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА, МКСОИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ СТРАХОВЩИКОВ КРЕДИТОВ И ИНВЕСТИЦИЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ СТРАХОВЩИКОВ КРЕДИТОВ И ИНВЕСТИЦИЙ (англ. International Union of Credit and Investment Insurers, сокр. - Бернский союз, Berne Union) - объединение государственных и частных (в т.ч. находящихся под контролем правительства) страховых компаний около 30 стран, созданное для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий страхования экспортных кредитов и прямых иностранных инвестиций. Союз возник в 1934 под названием «Международный союз страховщиков для регулирования кредитов», зарегистрирован в Берне (Швейцария), секретариат находится в Париже (Франция). В 1957 изменен Устав организации, и она получила название «Международный союз страховщиков кредитов», с начала 80-х гг. - совр. название. Высший орган - общее собрание; оно пересматривает Устав, утверждает годовой отчет и бюджет, устанавливает размер членских взносов. М.с.с.к. и и. не является межправительств. орг-цией, т.к. входящие в него гос. страховые компании не представляют свои пр-ва. Этот совещат. консультац. орган не выносит решений, обязат. для его членов. Напр., джентльменские соглашения членов Бернского союза предусматривали не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, но на практике крупные экспортеры добивались гос. гарантий по этим кредитам на более длит. сроки

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС, МОБ

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС, МОБ (англ. input-output tables) -экономико-математическая модель, характеризующая межотраслевые производственные взаимосвязи в экономике страны. Составляется в виде «шахматной таблицы», образуемой наложением балансов распределения продукции (строки таблицы) и затрат на их производство (столбцы). Баланс народного хозяйства за 1923/24 хоз. год содержал оборотную ведомость, отражавшую нек-рые элементы МОБ. Однако дальнейшая работа была свернута, а ее участники подвергнуты репрессиям. Выдающийся вклад в экономико-математич. разработку метода («затраты -выпуск» по зап. терминологии) внес позднее амер. экономист русского происхождения, лауреат Нобелевской премии по экономике В. Леонтьев (1906-99). После длит. перерыва работы по МОБ в СССР возобновились под рук. В.С. Немчинова, М.Р. Эйдельмана и др. и в 1961 был разработан МОБ производства и распределения продукции по материалам 1959 в двух вариантах - в натуральных измерителях и в стоимостном выражении по марксистсколенинской методологии - методологии баланса народного хозяйства (БНХ), в к-ром считалось, что в процессе производства материальных благ участвуют только отрасли т.н. производственной сферы, куда включались отрасли, где материальные блага либо создаются, либо увеличивается их стоимость в процессе обращения или реализации, а отрасли, оказывающие непроизводственные услуги, существуют за счет части нац. дохода, получаемого в процессе перераспределения. МОБ представляет собой балансовую таблицу, в подлежащем и сказуемом I квадранта к-рой содержатся отрасли экономики в соответствии с номенклатурой МОБ. Итог по i-му столбцу I квадранта дает объем промежуточного потребления в данной отрасли в разрезе данной номенклатуры, а по j-й строке - использование продукции данной отрасли на производство др. благ и услуг (т.е. на промежуточное потребление в экономике - через коэффициенты прямых затрат aij). На пересечении одноименных столбцов и строк (aii) отражается внутриотраслевое потребление продуктов и услуг (напр., потребление электроэнергии на ее производство). Определение состава затрат продуктов и услуг одной отрасли Х на производство продуктов и услуг в др. отраслях экономики дает матрицу коэффициентов прямых затрат А=[aij]. С учетом конечного продукта каждой отрасли Y получают систему линейных уравнений (уравнение Леонтьева), к-рое в матричной записи имеет вид (X и Y - векторы-столбцы соответственно объема производства и конечного продукта): AX Y = X или X = [E ? A] Y. Затраты продуктов и услуг данной отрасли на производство продуктов и услуг др. отраслей в сопряженных отраслях (по всей производственной технологической цепочке) отражают т.н. косвенные затраты. Сумма прямых и косвенных затрат (полные затраты) отражает совокупные затраты продуктов и услуг данного вида на производство продуктов и услуг др. отраслей экономики. В матричной форме получаем: X=BY. Матрица коэффициентов полных затрат B=[bij] позволяет рассчитывать варианты валового выпуска исходя из заданного объема конечного продукта производства

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ЦЕНАХ ПОКУПАТЕЛЯ

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ЦЕНАХ ПОКУПАТЕЛЯ (англ. input-output tables at price of the purchaser) - представляет собой балансовую таблицу. В подлежащем таблицы содержатся отрасли экономики в соответствии с номенклатурой МОБ (в развернутой форме 230 отраслей); корректировки, связанные с покупками резидентов за рубежом и нерезидентов в России. В результате итог по столбцу в пределах I квадранта позволяет получить объем промежуточного потребления в данной отрасли в разрезе номенклатуры МОБ. По строке в I квадранте показано использование продукции данной отрасли на производство др. благ и услуг, т.е. на промежуточное потребление в экономике. При этом на пересечении одноименных строк и столбцов отражается внутриотраслевое потребление продуктов и услуг. II квадрант МОБ в подлежащем имеет отраслевую номенклатуру МОБ. Сказуемое содержит показатели, отражающие конечное использование продуктов и услуг в экономике в разрезе этой номенклатуры. К ним относятся расходы на конечное потребление домашних хозяйств, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства; валовое накопление основного капитала; изменение запасов материальных оборотных средств у производителей, потребителей и в торговле; чистое приобретение ценностей (покупки ценностей за вычетом их продажи) и экспорт. Все показатели рассчитаны в ценах покупателя (т.е. в ценах конечного использования). В справочных целях баланс содержит показатели, необходимые для перехода к основным ценам в отношении отечеств. продукции (импорт, торгово-транспортная наценка, чистые косвенные налоги, налоги на импорт). Данные II квадранта дают возможность изучать структуру конечного использования в экономике продуктов и услуг отд. отраслей (по строкам), а также отраслевую структуру отд. компонентов конечного использования ВВП (по столбцам). В сумме данные I и II квадранта по строке характеризуют использование в экономике всех ресурсов продуктов и услуг в рыночных ценах, а также использование продуктов и услуг отечественного производства в основных ценах. III квадрант содержит показатели, отражающие компоненты ВВП. Сюда относятся показатели оплаты труда наемных работников, валовая прибыль, валовой смешанный доход, др. налоги на производство, др. субсидии на производство (со знаком «минус»), косвенно измеряемые услуги финансовых посредников. Т.о., в III квадранте по строкам содержатся показатели, отражающие отраслевую структуру отд. компонентов ВВП, а по столбцам - стоимостную структуру валовой добавленной стоимости по отд. отраслям экономики в разрезе номенклатуры МОБ. В сумме данные I и III квадранта по вертикали позволяют определять стоимостную структуру валового выпуска с выделением промежуточного потребления и производственных доходов, образующих в сумме ВВП (оплаты труда, валовой прибыли, валового смешанного дохода, чистых косвенных налогов). IV квадрант межотраслевого баланса не заполняется

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ ПО ВЕРСИИ СНС 1993 ГОДА

В России в 1991 разработан проект системы национальных счетов (СНС), к-рый базируется на общепринятой расширенной концепции производств. деятельности, как деятельности, включающей создание дохода (материальных благ и услуг). Первый такой МОБ был составлен Госкомстатом России по данным 1995. Осн. его разделы: таблица ресурсов товаров и услуг; межотраслевые балансы производства и распределения товаров и услуг в ценах покупателей и в основных ценах; таблицы использования импортных ресурсов, торговопосреднических и транспортных наценок, чистых налогов на продукты. МОБ 1995 был разработан в двух вариантах: с выделением 110 групп товаров и услуг и с выделением 22 групп товаров и услуг

МЕЖФИЛИАЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ, МФР

МЕЖФИЛИАЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ, МФР - расчеты между филиалами - обособленными подразделениями кредитной организации, созданными в соответствии с законодательством и нормативными документами Банка России. Филиалы имеют отд. баланс, являющийся составной частью сводного баланса кредитной орг-ции. Для проведения взаимных расчетов филиалам на балансах головной кредитной орг-ции открываются спец. счета - счета МФР. При проведении платежей клиентов по этим счетам банк-отправитель платежа в день списания средств со счетов клиентов составляет поручения банка на проведение операций по счетам МФР с указанием даты перечисления платежа. При совпадении даты перечисления платежа с датой списания средств в тот же день в банке-отправителе платежа и банке-исполнителе платежа операции по счетам МФР отражаются в корреспонденции со счетами клиентов; при несовпадении - используются промежуточные счета по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям. При перераспределении средств между головной оргцией и филиалами расчеты осуществляются через расчетную сеть Банка России. Контроль за совершением межфилиальных расчетов, открытие и закрытие счетов МФР обеспечивает кредитная орг-ция в соответствии с установленными внутрибанковскими правилами расчетов

МЕНЕДЖМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНЕДЖМЕНТ БАНКОВСКИЙ

МЕНЕДЖМЕНТ БАНКОВСКИЙ (англ. bank management) - научная система управления в условиях рыночной экономики банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Определяет целевые установки в деятельности банка и создает механизм их реализации; характеризует качество управления банком, т.е. эффективность организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях. М.б. - важный фактор надежности банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях. Содержание М.б. составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль. Основные принципы М.б.: разработка ясной и четкой стратегии банка и свобода поиска в ее границах; создание системы сбора специализир. информации, внешних связей, обмена персоналом как внутри банка, так и между банками, активный поиск новых идей; создание системы оценки и реализации новых идей; интеграция личных интересов и целей исследований и др. Содержанием М.б. являются: определение целей и задач банка; выявление наиболее эффективных способов достижения этих целей; обучение и подготовка кадров; воплощение на практике управленческих решений; анализ полученных результатов; корректировка ранее принятых решений, их оптимизация. Органич. характеристикой М.б. является необходимость решения задачи приспособления к изменяющимся условиям рыночной среды, выражающимся в колебаниях спроса на услуги банка, усилении конкурентной борьбы, удорожании оборудования. Это требует инициативы работников, повышения их компетентности. В свою очередь, данное обстоятельство определяет еще одну характеристику современного менеджмента: децентрализацию управления в границах фирмы. Наибольшая ответственность концентрируется на нижних уровнях управления, в первую очередь, на рабочих местах. Стимулируя инициативу, руководство фирмы предусматривает широкое поощрение творчества и изобретательства и миним. санкции в случае неудач. Широкое развитие получила система коллективного, группового поиска путем максимизации общих результатов работы фирмы. Творческая активность персонала и ее всемерное стимулирование - одно из центр. звеньев в системе соврем. менеджмента. Важными слагаемыми менеджмента кредитной орг-ции выступают также достижения в области дизайна, маркетинга, производительности труда, нововведений, в качестве «послепродажного» обслуживания

МЕНЯЛЬНЫЕ КОНТОРЫ

МЕНЯЛЬНЫЕ КОНТОРЫ - учреждения, специализировавшиеся на обмене денег, их размене, а также торговле ими. Возникли в VI в. до н.э. Для поддержания высокого уровня профессионализма владельцев М.к. в XVI в. в Лейпциге было выпущено пособие по обменным операциям, где приводились изображения осн. крупных и мелких монет, к-рые чеканились в Зап. Европе, с указанием их стоимости в различных ден. системах (в зависимости от пробы) с приложением таблиц для пересчета монет из одной системы в др. С возникновением банков и банкирских домов и укреплением их положения функции М.к. ограничились обменом порченой иностр. валюты на полноценную, а затем на бумажные деньги. По мере сокращения потребностей в этих операциях М.к. постепенно исчезли. В России действовали до 1-й мировой войны

МЕРКАНТИЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ - все виды бюджетов муниципальных образований (см. Бюджетная система РФ и Бюджет муниципального образования)

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ (ПОЛНОЦЕННЫЕ) ДЕНЬГИ (англ. full bodied money) - в период золотого, серебряного или биметаллического стандартов денежные знаки, выполненные из благородных металлов (золота или серебра). Их номинальная и реальная стоимости совпадают, они выполняют все функции денег, включая образование сокровищ. В наст. время М.(п.) д. называют монету, т.е. ден. знаки, выполн. из металла, в отличие от ден. знаков, напечат. на бумаге. В понятие М.(п.) д. включают денежные средства и наличные деньги. Как правило, они выступают в виде мелкой разменной монеты. В то же время огранич. тиражом выпускаются коллекционные (нумизматические) монеты, в т.ч. и из благородных металлов (как правило, крупнономинальные - в нек-рых западных или золотодобывающих странах), имеющие законную платежную силу согласно номиналу, но продающиеся на рынке по нумизматической стоимости (см. Нумизматика). Монеты, изготовл. из благородных металлов, нередко имеют тезаврационное назначение, в этом случае их цена ориентируется на цену золота в слитках (монетарное золото). Изготовлением (чеканкой) монеты занимается спец. предприятие - монетный двор. Решение о выпуске монеты в обращение принимается в рамках регулирования ден. обращения в стране

МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ДОХОДА

МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ДОХОДА (англ. income capitalization of power) - один из методов доходного подхода к оценке стоимости собственности. Как и др. методы доходного подхода, основан на след. базовой посылке: стоимость собственности равна текущей стоимости будущих доходов, к-рые принесет эта собственность. Его сущность выражается формулой:

МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ДОХОДА

М.к.д. в наибольшей степени подходит для ситуаций, когда ожидается, что объект оценки (пр-тие, недвижимость и др.) в течение длит. срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста будут постоянными). М.к.д. удобен при оценке стоимости недвижимости, а для оценки стоимости бизнеса применяется редко из-за значит. колебаний величин прибылей или ден. потоков по годам, характерных для большинства оцениваемых пр-тий. Последовательность действий такова: определение требуемой величины прибыли (дохода) - ею может быть усредненная величина за несколько последних лет либо прогноз на ближайший год; расчет ставки капитализации с помощью метода кумулятивного построения или модели оценки стоимости капитальных активов; подстановка полученных значений в формулу.  

МЕТОД КУМУЛЯТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ

МЕТОД КУМУЛЯТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ (англ. the build up method) - способ расчета ставки капитализации или ставки дисконта, применяемый при оценке стоимости различных активов (недвижимости, бизнеса, машин и оборудования, нематериальных активов и др.). Расчет осуществляется след. образом: к безрисковой ставке дохода прибавляют дополнит. компенсации, учитывающие разл. виды рисков, а также (при необходимости) низкую ликвидность и инвестиционный менеджмент. М.к.п. позволяет учитывать в прогнозных расчетах разницу между потоками доходов от недвижимости и от др. активов. Расчеты начинают с определения безрисковой ставки дохода. Она отражает доход, приносимый активами, риск вложения средств в к-рые минимален. В качестве таких активов выступают либо гос. облигации, либо депозиты в наиболее надежных банках. Поскольку риск этих инструментов минимален, минимальна и их доходность. К безрисковой ставке дохода прибавляют поправку на риск, связ. с особенностями оцениваемого объекта. Напр., в оценке стоимости недвижимости риск считается низким тогда, когда есть сильный арендатор, имеющий постоянных клиентов, и наоборот, риск высок, когда у арендатора нет постоянных клиентов. Должна быть также проведена корректировка на низкую ликвидность недвижимости. Ликвидность показывает, насколько быстро актив может быть преобразован в наличные ден. средства. Недвижимость низколиквидна по сравнению с акциями и облигациями. Особенно это относится к тем рынкам, на к-рых ощущается нехватка ден. средств для финансирования ипотеки. Для одних видов инвестиций необходим незначит. менеджмент, тогда как для др. - большие управленч. усилия. Инвестиц. менеджмент требует дополнит. поправки к уровню дохода. Напр., управленч. расходы по вкладам до востребования в сбербанке минимальны. Инвестиц. менеджмент включает выбор среди разл. вариантов финансирования и принятие решения о сохранении или продаже активов. Все перечисл. поправки увеличивают итоговую ставку капитализации или ставку дисконта

МЕТОД ОТРАСЛЕВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

МЕТОД ОТРАСЛЕВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ (англ. industry formulas method) - один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. Согласно М.о.к. пр-тие оценивают на базе собств. материального капитала и премии за гудвилл, к-рая равна величине месячной премии до налогообложения (как правило, с учетом оклада владельца). Метод базируется на использовании определ. соотношений между ценой продажи фирмы и соответств. финанс. показателями. Отраслевые коэффициенты рассчитывают на основе статистич. наблюдений за ценой продажи фирм и важнейшими их производственно-финанс. характеристиками. М.о.к. используется для оценки стоимости малых пр-тий, управляемых своими владельцами (англ. proprietorship), преимущественно в таких отраслях как обществ. питание, розничная торговля, гостиничный бизнес. В результате оценки получают величину рыночной стоимости при 100%-ном контроле над пртием. Осн. достоинством М.о.к. является его простота. Однако применение метода может привести к искажению стоимости бизнеса, если при определении стоимости гудвилла не учитывать норму прибыли. Типичное значение и тип мультипликатора, используемого в данной отрасли, измеряет гудвилл для усред. инвестиций, но реальные цены редко совпадают со средними значениями

МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА

МЕТОД РЫНКА КАПИТАЛА (англ. capital market method) - один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. М.р.к. основан на использовании цен акций аналогичных компаний, сформир. открытым фондовым рынком (рынком ценных бумаг). Информация о ценах на акции компаний, находящиеся в свободной продаже, после соответств. корректировок дает ориентир для определения цены акции оцениваемого пртия. Оценка стоимости бизнеса с помощью М.р.к. включает: сбор рыночной - базовой информации (данных о фактич. ценах купли-продажи акций пр-тий, сходных с оцениваемым), реально отражающей спрос и предложение на рынке, и финансовой информации (отчетности за текущий год и предыдущие периоды); составление списка аналогичных пр-тий (по сходству отрасли; сходству производимой продукции; ее ассортименту и объему; уровню диверсификации произ-ва; положению на рынке; стадии экономич. развития оцениваемой компании и ее аналогов для выявления перспектив развития бизнеса); проведение финанс. анализа оцениваемого и аналогичных пр-тий (для оценки степени риска, характерного для данного бизнеса, и расчета величины оценочного мультипликатора), позволяющего найти место или ранг оцениваемой компании в списке аналогов; выбор мультипликаторов; определение итоговой величины стоимости пакета акций. Мультипликатор - коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой акций пртия и финанс. базой. Финансовая база оценочного мультипликатора - измеритель, отражающий финанс. результаты деятельности пр-тия. В оценочной практике используется два типа мультипликаторов: интервальные (Цена/Прибыль; Цена/Денежный поток; Цена/Дивидендные выплаты; Цена/Выручка от продажи) и моментные (Цена/Балансовая стоимость; Цена/Чистая стоимость активов). Для определения итоговой величины рыночной стоимости пакета акций при М.р.к. используют метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий и целей оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору свой вес. Стоимость, получ. при помощи М.р.к., представляет собой стоимость неконтрольного пакета акций данного пр-тия при условии высокой ликвидности акций. Для нахождения стоимости контрольного пакета добавляют премию за контроль. Если акции оцениваемого пр-тия низколиквидны, необходимо вычесть скидку на недостаточную ликвидность. М.р.к. дает наиболее точные результаты при оценке неконтрольных пакетов акций

МЕТОД СДЕЛОК

МЕТОД СДЕЛОК - один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. М.с. предполагает использование в качестве информац. базы реальных рыночных цен купли-продажи контрольных пакетов либо 100%-ного пакета акций пр-тий (компаний), сходных с оцениваемым. Метод позволяет определить стоимость оцениваемой доли акц. капитала с учетом премии за контроль. М.с. целесообразнее использовать в том случае, если объектом оценки является весь бизнес или контрольный пакет. Оценка стоимости бизнеса методом сделок включает последоват. выполнение след. работ. На 1-м этапе оценщик отбирает компании, относящиеся к той же отрасли, что и оцениваемая, по к-рым имеется достоверная информация о рыночной цене их акц. капитала. Затем по отобранным компаниям собирают дополнит. сведения об их финанс. и хоз. состоянии и проводят финанс. анализ оцениваемой компании и ее аналогов. По результатам финанс. анализа принимают решение о степени сходства аналогов с оцениваемой компанией и определяют ее рейтинг. На 2-м этапе рассчитывают оценочные мультипликаторы. Оценочный мультипликатор (коэффициент, показывающий отношение рыночной цены акц. капитала или его доли к финанс. показателю, отражающему доходность компании) рассчитывается по аналогам и применяется как множитель при аналогичном финанс. показателе оцениваемой компании (напр., рыночная цена аналогичной компании составляет 3000, ее чистая прибыль - 300; тогда оценочный мультипликатор равен 3000 : 300 = 10; если прибыль оцениваемой компании равна 250, то ее расчетная рыночная стоимость будет 250 ?? 10 = 2500). Наиболее сложный момент этого этапа - выбор величины мультипликатора, к-рую следует применить к оцениваемой компании, т.к. диапазон значений может быть широким. Основанием для выбора служат результаты финанс. анализа, отражающие место оцениваемой компании среди аналогов. На 3-м этапе оценщик рассчитывает итоговую величину стоимости. Результаты оценки, получ. при использовании разл. типов мультипликаторов, анализируют по степени достоверности, по кол-ву и обоснованности предварит. корректировок, по их значимости для конкретного оцениваемого объекта. Итоговую величину стоимости исчисляют как средневзвешенную величину предварит. результатов, с итоговыми корректировками, такими как поправка на наличие нефункционирующих активов, недостаток собств. оборотного капитала и др. Величина стоимости, найденная по М.с., сопоставима с результатами, получ. при использовании методов, свойств. доходному подходу и затратному подходу к оценке стоимости бизнеса.

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРОДАЖ

МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРОДАЖ - оценка стоимости объекта (стоимости собственности) путем сопоставления цен недавних продаж аналогичных объектов. В рамках метода: анализируют рыночную ситуацию для аналогичных объектов и по ним собирают достоверную информацию; определяют соотв. единицы сравнения объекта и проводят сравнит. анализ по каждой единице; выделяют необходимые элементы сравнения; сопоставляют оцениваемый объект и выбр. объекты сравнения с целью корректировки их продажных цен или исключения из списка сравниваемых; ряд скорректир. показателей стоимости сравниваемых объектов приводят к одному значению или к диапазону рыночной стоимости объекта оценки. Метод целесообразен при наличии большого объема достоверной информации и нередко совмещается с методами статистической оценки. Наиболее достоверные результаты М.с.а.п. дает при оценке стоимости некоммерч. недвижимости (многоквартирных и индивидуальных жилых домов, коттеджей, садовых и дачных участков) и при оценке стоимости машин и оборудования. Осн. его достоинство - возможность получения результата, максимально точно отражающего отношение рынка к объекту оценки. Трудности при оценке стоимости объекта М.с.а.п. обусловлены тем, что не существует даже двух абсолютно подобных объектов. Кроме того, необходимо принимать в расчет сделки, соответствующие определению рыночной стоимости, т.е. те, на к-рые не повлияли нерыночные факторы. При продажах высокодоходных объектов информация об их экономич. характеристиках и условиях продаж часто недоступна или неполна, поэтому в таких случаях может лишь «очерчиваться» диапазон, в к-ром наиболее вероятно будет находиться величина рыночной стоимости

МЕТОД ЧИСТЫХ АКТИВОВ

МЕТОД ЧИСТЫХ АКТИВОВ (англ. net asset approach (to valuation)) - один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса), согласно которому стоимость предприятия равна стоимости чистых активов, СЧА - сумме стоимостей всех его активов (материальных и нематериальных) за вычетом обязательств. Стоимость каждого актива определяется как стоимость, к-рую мог бы заплатить вероятный покупатель (инвестор) на рынке за аналогичный актив, находящийся в аналогичном технич. состоянии. В М.ч.а. рассматривают стоимость пр-тия с учетом понесенных издержек. Различают балансовую и рыночную стоимость. Балансовая стоимость активов и обязательств пр-тия вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости. В результате перед оценщиком встает задача проведения корректировки баланса пр-тия. Для этого предварительно оценивают обоснованность рыночной стоимости каждого актива баланса, затем определяют, насколько балансовая сумма обязательств соответствует их рыночной стоимости, и, наконец, из осн. Рыночной стоимости суммы активов вычитают текущую стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собств. капитала пр-тия. М.ч.а. целесообразно применять в случаях, когда: предприятие обладает значит. материальными активами; бульшую часть его активов составляют финанс. активы; компания является холдинговой или инвестиц.; отсутствуют ретроспективные данные о прибыли пр-тия или нет возможности определить прибыль в будущем. Гл. достоинство метода в том, что он базируется на оценке существующих активов, поэтому менее субъективен и умозрителен. Однако данный метод статичен, не учитывает уровень прибыли пр-тия и перспективы развития бизнеса

МЕТОД ДИСКОНТИРОВАННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА

МЕТОД ДИСКОНТИРОВАННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА (англ. discounted cash flow approach) - метод определения стоимости собственности при доходном подходе к оценке. Заключается в прогнозировании будущих доходов, которые, как ожидается, собственность принесет в течение ряда лет, и приведении этих доходов при помощи формулы сложного процента к текущей (сегодняшней) стоимости. Используются три осн. переменные: денежный поток (доход), ставка дисконта (норма дисконтирования) и срок прогнозирования. Цель М. ДДП - попытка определить стоимость пр-тия (бизнеса) непосредственно из стоимости всех тех благ (разл. видов доходов), к-рые могут получить инвесторы, вкладывающие средства в пр-тие. В основе этого метода предположение, что инвестор, вкладывающий деньги в действующее пр-тие, в конечном счете приобретает не набор активов (зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д.), а поток будущих доходов, к-рый позволит ему окупить влож. средства, получить прибыль и повысить свое благосостояние. Особенность и одно из гл. достоинств М. ДДП - он позволяет учесть несистематич. изменения потока доходов, к-рые нельзя описать к-л. математической моделью. Поэтому привлекательно его использование в условиях российской экономики, характеризующейся изменчивостью цен на готовую продукцию, сырье, материалы и пр. компоненты, существенно влияющие на стоимость оцениваемого бизнеса. В мировой практике в качестве исходной величины для определения стоимости берется т.н. «чистый свободный денежный поток» (англ. net cash flow), т.е. те произвед. пр-тием ден. средства, к-рые (за вычетом всех требуемых затрат, включ. инвестиции в основной и оборотный капиталы), остаются в распоряжении инвесторов (акционеров). При составлении прогноза доходов на период, длительность к-рого зависит от времени стабилизации ден. потока, поступающего на пр-тие, учитывают риск, связ. с его получением (под риском подразумевается степень определенности или неопределенности достижения в будущем ожидаемых результатов, т.е. степень вероятности получения прогнозируемого ден. потока). Стоимость ден. единицы с течением времени уменьшается, поэтому для получения достоверной оценки приводят будущие денежные потоки к эквивалентной текущей стоимости по формуле:

МЕТОД ДИСКОНТИРОВАННОГО ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА

В соответствии с наиболее распростран. практикой применение М. ДДП включает след. осн. этапы: выбор определения (типа) ден. потока, к-рое будет использовано; определение длительности прогнозного периода и единицы его измерения; ретроспективный анализ валовой выручки от продажи и подготовка ее прогноза; анализ и подготовка прогноза расходов; анализ и подготовка прогноза инвестиций; расчет величины ден. потока для каждого прогнозного периода; расчет величины дохода в постпрогнозный период; определение адекватной ставки дисконта; расчеты текущей стоимости будущих ден. потоков и конечной стоимости, их суммарного значения; внесение итоговых поправок.  

МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ (англ. auditing procedure) - последовательность и основные этапы проведения аудиторской проверки, определение источников получения информации, необходимой для подготовки аудиторского заключения, отбор и последовательность применения аналитических процедур с целью выбора аудиторских доказательств и их отражения в аудиторских документах (см. Аудиторская документация). М.а.п. подразделяют на методы организации проверок и методы ее проведения. Среди методов организации аудиторских проверок выделяют: сплошную, выборочную, целевую, экспертную и комплексную оценку (о методах обоснования сплошной и выборочной оценки см. Аудиторская выборка). Целевая оценка представляет собой проверку определ. вида хозяйств. операций или операций с определ. клиентом. Экспертная оценка, как правило, проводится при проверке сложных нетипичных операций; для ее проведения привлекаются специалисты узкого профиля. Комплексная проверка предполагает сочетание сплошной, выборочной и экспертной оценок применительно к конкретным группам операций. Методы проведения проверки включают: фактическую проверку; подтверждение; обследование; наблюдение; опрос; аналитические тесты; сканирование и др. При проведении аудиторских проверок последовательно применяют методы формальной, логической и арифметической проверки. При формальной проверке выявляется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, обознач. на первичном документе; особое внимание обращается на дату его заполнения и время, когда он фактически отражен в учетных регистрах. Логическая проверка (проверка документов по существу) позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция и в указанном объеме; оценить правильность бух. отражения экономич. сущности операции, законность и целесообразность хоз. операции, правильность ее отнесения на соотв. счета и включение в соотв. статьи расходов или доходов. Она также позволяет выявить приписки в объемах выполн. работ, правильность учета и распределения затрат и определения налоговой базы. Арифметическая проверка заключается в определении правильности подсчетов сумм в документах. В ходе проверки выявляются ошибки при таксировке или суммировании чисел в процессе составления аналитич. и синтетич. регистров учета, в увязке показателей бух. (финанс.) отчетности. Арифметическая и логическая проверки дополняют друг друга. М.а.п. определяет минимальный состав направлений аудиторских проверок: аудит учредительных документов, уставного капитала и расчетов с учредителями; аудит основных средств, нематериальных активов и производств. запасов; аудит учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг); аудит операций с денежными средствами; аудит расчетных и кредитных операций; аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; аудит соблюдения трудового законодательства и правильности расчетов по оплате труда; оценка правильности формирования финанс. результатов; оценка качества системы внутреннего контроля и управления экономическим субъектом; подготовка аудиторского заключения и отчета аудитора. М.а.п. определяет также порядок обсуждения промежуточных результатов аудиторской проверки с клиентами и форму передачи им заключительных документов, а также участие аудиторской фирмы в представлении интересов клиента в последующем (напр., путем аудиторского сопровождения)

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ

МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ (англ. audit procedure) - последовательность использования методов и приемов, четкое описание способа исполнения контрольных процедур и подготовка заключительного документа по итогам проведенного контроля. М.к. зависит от органа, осуществляющего контроль, и его формы. Так, при комплексной ревизии финанс.-хоз. деятельности, к-рую проводит, напр., Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, когда исследуется значит. объем информации (внутренней, внешней и смешанной), применяют инвентаризацию, встречные проверки, проверку арифметических расчетов клиента и др. При осуществлении инспектирования или надзора используют др. методику, к-рая носит целевой характер и зависит от цели инспектирования

МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ПО ОСТАТКУ

МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ПО ОСТАТКУ (англ. residual capitalization techniques) - оценка стоимости недвижимости (здания и участка земли, на котором оно расположено) с помощью использования т.н. «техники остатка» в тех случаях, когда известны стоимость и величина требуемого дохода от одного из компонентов актива - здания или участка земли. Величина дохода, оставшаяся после удовлетворения требований к доходу от использования здания или участка земли, - остаточный доход - приписывается др. компоненту актива, т.е. она может быть капитализирована для оценки стоимости др. компонента. Согласно классич. экономич. теории весь доход, получаемый в результате использования участка земли, должен рассматриваться как остаточный. Оценка стоимости земли базируется на данном остаточном доходе. Напр., предположим, что с 1 га с.-х. земли можно собрать урожай стоимостью 100 долл. Для этого необходимо найти оптим. сочетание затрат на землю, рабочую силу, капитал и предпринимательство. Примем, что для определ. фермы оптим. сочетанием затрат на 1 га (в долл.) будет:  

МЕТОД КАПИТАЛИЗАЦИИ ПО ОСТАТКУ

Поскольку прогнозируется, что стоимость урожая составит 100 долл., а суммарные затраты (без стоимости земли) определены в 85 долл., то 15 долл. являются остаточным доходом, приписываемым земле. Если ожидается, что данный доход будут получать каждый год неопределенно долгое время, а соответствующая ставка капитализации равна 10% (0,1), стоимость 1 га земли может быть оценена в 150 долл. (15 долл. : 0,1 = 150 долл.). Считается, что земля имеет остаточную стоимость в отличие от др. факторов произ-ва, к-рые должны быть удовлетворены в первую очередь за счет получаемого дохода. Напр., если работники будут получать меньше 50 долл. за свой труд на 1 га земли, то они предпочтут работать на заводе или на др. ферме; если производители с.-х. машин не будут получать достаточно от продажи тракторов, они будут производить др. товары; если фермеры не будут достаточно вознаграждены за свой талант и риск, то начнут работать за зарплату или займутся др. бизнесом вместо фермерства. Труд, капитал и предпринимательство должны быть оплачены в предлож. размере. В конкурентной среде нет необходимости платить за них больше. Вместе с тем их надо оплатить до того, как земля сможет принести ренту. После этих выплат земле приписывают остаточный доход, и этот остаток является земельной рентой. Он также называется «экономической рентой» (англ. economic rent) в рассмотр. примере, потому что земля не совершила ничего, чтобы получить этот доход. Согласно терминологии, принятой в экономике, «экономическая рента» означает «не заработанную» форму дохода. (В оценочной терминологии экономич. рента означает рыночную рентную ставку). Техника остатка может быть применена к приносящим доход объектам недвижимости. Существуют три наиболее распростран. варианта ее использования: для земли (когда должна быть известна стоимость зданий и сооружений, а доход, приходящийся на землю, определяется как остаток после удовлетворения требований к доходу для зданий и сооружений); для зданий (когда известна стоимость земли); для объекта в целом (когда известны суммарная оценочная стоимость потока доходов и выручка от перепродажи всего актива).  

МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (англ. methods of taxation) - элемент налогового механизма; отражают характер изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Различают равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный М.н. При равном методе для каждого плательщика устанавливают равную сумму налога. При пропорциональном - для каждого плательщика устанавливают равную ставку налога. При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы ставка налога возрастает (см. Налоговая прогрессия), при регрессивном - убывает (см. Налоговая регрессия)

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАПАСОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ (англ. audit evidence procedures) - определение совокупности источников информации и приемы ее обработки для получения аудиторских доказательств, подтверждающих достоверность информации. Осн. методы: проверка соблюдения законодат. норм при оформлении документов и заключении хоз. операций; проверка соблюдения правил ведения бух. учета; соответствие ведения бух. учета принятой учетной политике; инвентаризация; подтверждение документами третьих лиц (встречные проверки); прослеживание, т.е. контроль за реализацией принципа последовательности; устный опрос руководителей и работников экономического субъекта и третьих лиц; методы экономического анализа, выявления и оценки резервов; методы прогнозирования и предварительного анализа; подготовка альтернативных финансовых отчетных документов (см. Альтернативный баланс)

МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница