Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕГ"-"РЕП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РЕГ"-"РЕП")

РЕГРЕССНЫЙ ИСК

РЕГРЕССНЫЙ ИСК (англ. recourse action) - требование кредитора о возмещении, возврате суммы, которую он уплатил третьему лицу по вине должника. Напр., индоссант (см. Индоссамент), оплативший опротестованный вексель (чек), имеет право обратного требования (компенсации) к предыдущим индоссантам и векселедателю (чекодателю), к-рые несут по нему солидарную ответственность.

РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (англ. auditing regulation) - система мер по становлению и развитию рынка аудиторских услуг, а также по защите взаимных интересов государства, экономических субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. В некрых странах аудиторская деятельность достаточно жестко регулируется государством (Франция) или общественными проф. аудиторскими орг-циями (США, Великобритания). В России правовые основы Р.а.д. определяются Федер. законом «Об аудиторской деятельности» (2001). До введения его в действие организация гос. Р.а.д. осуществлялась Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Президент назначал председателя Комиссии. При комиссии был консультативный совет, в состав к-рого входили ученые и представители аудиторских фирм. При Министерстве финансов РФ и Центральном банке РФ были созданы Аттестационно-лицензионные комиссии, которые проводили аттестацию и лицензирование аудиторов и аудиторских фирм, осуществляли контроль за их деятельностью и качеством проверок, разрабатывали стандарты аудиторской деятельности. В РФ созданы общественные аудиторские организации, в частности Аудиторская палата России с сетью региональных отделений. В РФ стали традицией ежегодные научно-практич. конференции по аудиторской деятельности, на к-рых обсуждаются теоретико-методологич., организационно-правовые и методич. вопросы аудита, рассматриваются регламенты аудиторской деятельности и ведется широкая дискуссия по наиболее актуальным вопросам с участием представителей аудиторских фирм, общественных организаций, органов гос. управления, а также представителей экономических субъектов, пользующихся аудиторскими услугами. В соответствии с законом с сент. 2001 государственное Р.а.д. осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнит. власти. Его осн. функции: издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация в установл. законодательством РФ порядке аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирования аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением аудиторскими оргциями и индивид. аудиторами лицензионных требований и условий; контроль за соблюдением федер. правил (стандартов) аудиторской деятельности; определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских орг-ций и индивид. аудиторов; ведение (с сент. 2002) гос. реестров аттестованных аудиторов, аудиторских орг-ций, индивид. аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методич. центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, заинтересованным лицам; аккредитация профессиональных аудиторских объединений. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоч. федер. органе создается совет по аудиторской деятельности, к-рый принимает участие в подготовке и предварит. рассмотрении осн. документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоч. федер. органа; разрабатывает и периодически пересматривает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и выносит их на рассмотрение уполномоч. федер. органа; рассматривает обращения и ходатайства аккредит. профессион. аудиторских объединений и выносит соответств. рекомендации на рассмотрение уполномоч. федер. органа.

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ - один из способов осуществления денежно-кредитной политики, стабилизации финансовой системы. Осуществляется в соответствии с утвержденным Банком России Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, обязательным для выполнения террит. учр-ниями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными орг-циями и их филиалами, орг-циями, пр-тиями и учр-ниями на территории РФ. Механизм Р.н.д.о. предусматривает: хранение свободных ден. средств орг-ций, пр-тий, учр-ний независимо от организационно-правовой формы в учр-ниях банков на соотв. счетах на договорных условиях; установление банками по согласованию с руководителями пртий лимитов кассовых (остатков наличных денег в кассах); обязанность пр-тий сдавать в банки всю ден. наличность сверх установл. лимитов остатков наличных денег в кассах в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками; запрещение расчетно-кассовым центрам и кредитным орг-циям расходовать выручку, поступающую в кассы пр-тий, имеющих задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и гос. внебюдж. фонды (ранее выданные разрешения на право расходования наличной ден. выручки у таких пр-тий отзывались); право расходования (по согласованию с обслуживающими учр-ниями банков) юридич. лицами, не имеющими задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и гос. внебюдж. фонды, поступающей в их кассы ден. выручки на цели, предусмотр. федер. законами и иными правовыми актами, действующими на тер. РФ, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России; соблюдение установл. Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридич. лицами. (См. Наличноденежный оборот.)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ КАСС В УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКА РОССИИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТНЫХ КАСС В УЧРЕЖДЕНИЯХ БАНКА РОССИИ - приведение наличия денег в оборотной кассе расчетно-кассового центра (РКЦ) в соответствие с нормативами. Осуществляется посредством совершения операций с резервными фондами. Банк России устанавливает лимит оборотной кассы своим террит. учрниям. Руководители последних, в пределах лимита оборотной кассы, утвержд. в целом по субъекту Федерации, устанавливают лимиты оборотных касс для каждого подчиненного РКЦ. Если в РКЦ в конце операционного дня фактич. остаток денег в оборотной кассе превышает установл. лимит оборотной кассы, то вся сумма денег сверх лимита в тот же день перечисляется в резервные фонды, т.е. изымается из обращения. Выдача наличных денег коммерч. банкам и др. клиентам производится РКЦ за счет остатка денег, находящихся в оборотной кассе на начало операционного дня. При его недостаточности оборотная касса пополняется из резервных фондов в порядке, установл. Банком России. (См. Наличноденежный оборот.)

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОХОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕДИСКОНТИРОВАНИЕ

1) переучет векселя; 2) математическая операция, обратная дисконтированию, экономический смысл которой сводится к определению возможной будущей стоимости текущей (современной, сегодняшней) денежной суммы. Р. осуществляется по формуле сложных процентов:

РЕДИСКОНТИРОВАНИЕ

РЕДУЦИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ СУММЫ

РЕДУЦИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ СУММЫ - изменение (уменьшение) страховой суммы договора страхования жизни в связи с досрочным прекращением уплаты страхователем взносов. Р.с.с. производится на основе актуарных расчетов с учетом размера сложившегося по договору резерва взносов (математического резерва).

РЕЕСТР АКЦИОНЕРОВ

РЕЕСТР АКЦИОНЕРОВ - список зарегистрированных владельцев акций с указанием сведений о каждом акционере или номинальном держателе акций; его адрес (место нахождения); количество и категории (типы) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ. Федер. законом «Об акционерных обществах» (1995 в ред. 2001) предусмотрен порядок ведения и хранения Р.а. Акц. общество и специализ. регистратор не несут ответственности за убытки, причиненные непредоставлением лицом, зарегистрир. Р.а., информации об изменении своих данных. Р.а. должен вести и хранить специализ. регистратор (англ. registrar), если число акционеров более 50. Держатель реестра обязан предоставлять владельцам или номинальным держателям акций выписки из Р.а., подтверждающие их права на акции. Выписка не является ценной бумагой. Р.а. британских компаний помимо сведений о владельцах и принадлежащих им акциях включают данные о датах их регистрации в качестве акционеров и прекращения участия в компании, а также сумму, внесенную акционером за акции.

РЕЗЕРВ НА ПОКРЫТИЕ УБЫТКОВ ПО ССУДЕ, РЕЗЕРВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, РВПС

РЕЗЕРВ НА ПОКРЫТИЕ УБЫТКОВ ПО ССУДЕ, резерв на возможные потери по ссудам, РВПС (англ. contingency reserve, reserve for credit losses) - средства банка, сформированные и используемые для создания защиты от кредитного риска - невозврата выданных ссуд. Создается в обязат. порядке всеми банками, небанковскими кредитными орг-циями, а также их филиалами по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной по всем группам риска. Формируется за счет отчислений, относимых на расходы банка, и используется исключительно для покрытия не погашенной заемщиками ссудной задолженности по основному долгу. Создается под все представл. кредиты (в т.ч. межбанковские); учтенные банком векселя; суммы, не взысканные по банковским гарантиям; факторинговые операции. Величина резерва зависит от «проблемности» ссуды (ее качества, обеспечения, уровня кредитного риска, кредитной истории заемщика и т. д.). Контроль за правильностью создания и полнотой РВПС возложен на Банк России. Списание просроченных ссуд за счет созданного резерва производится на основаниях, предусмотр. законодательством и норматив. актами. К ним, прежде всего, относятся решения судебных органов, а в ряде случаев и самого банка. В случае недостаточности средств на счетах резерва недостающая сумма относится на убытки банка. Нормативными актами выделены 4 группы ссуд по степени проблемности: 1 группа - стандартные (практически безрисковые), 2 группа - нестандартные (умеренный уровень риска невозврата), 3 группа - сомнительные (высокий уровень невозврата), 4 группа - безнадежные (вероятность возврата практически нулевая, ссуда представляет собой фактически убытки банка). РВПС формируется при выдаче конкретной ссуды и ежемесячно регулируется.

РЕЗЕРВ ВЗНОСОВ ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ БАНКНОТ И МОНЕТЫ БАНКА РОССИИ

РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ БАНКНОТ И МОНЕТЫ БАНКА РОССИИ - запасы денежных знаков (банкнот и монеты), находящиеся в кладовых учреждений Банка России, предназначенные для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Они представляют собой важный элемент организации и регулирования кассовых ресурсов. Из них осуществляется в установл. порядке подкрепление оборотных касс учр-ний банка. Только после перечисления ден. знаков из резервных фондов в оборотную кассу они становятся средством платежа. Банк России определяет порядок создания, хранения и использования таких резервных фондов. Право распоряжаться фондами при их перевозке между регионами принадлежит Банку России, непосредственно - Департаменту эмиссионно-кассовых операций Банка. Право распоряжения фондами при выпуске ден. знаков в обращение принадлежит расчетно-кассовым центрам (см. Регулирование оборотных касс в учреждениях Банка России).

РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ БЮДЖЕТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЗЕРВНЫЕ ФОНДЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЗЕРВНЫЙ АККРЕДИТИВ

РЕЗЕРВНЫЙ АККРЕДИТИВ (англ. standby letter of credit) - обязательство банкаэмитента перед бенефициаром (объединением-экспортером или банком) произвести платеж в пределах указанной суммы в случае невыполнения приказодателем (импортером) своих обязательств по основному контракту против предоставления бенефициаром документов, в частности его заявления «о невыполнении» с приложенными неоплаченными переводными векселями (траттами). Р. а. - надежная гарантия полного и своеврем. погашения задолженности по кредиту в междунар. торговле. В отличие от банковской гарантии, регулирование к-рой подчиняется действию законов, аккредитивы (в т.ч. и Р.а.) регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, к к-рым присоединились все банки, участвующие в международных расчетах.

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ПРЕЗИДЕНТА РФ

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ПРЕЗИДЕНТА РФ - один из видов бюджетных резервов, предусматриваемый в федеральном бюджете на очередной финансовый год для финансирования непредвиденных, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента. Согласно Бюджетному кодексу РФ размер Р.ф. Президента РФ не может превышать 1% утвержд. расходов федер. бюджета. Конкретный размер Р.ф. устанавливается ежегодно при принятии федер. бюджета на соответств. год. С момента образования фонда в 1993 ежегодно в федер. бюджете, включая бюджет на 1999, средства Р.ф. Президента РФ предусматривались в размере 100 млн р.; в 2000 и 2001 его объем был увеличен до 200 млн р. Основанием для выделения средств за счет Р.ф. Президента РФ является соответствующее распоряжение Президента РФ, в к-ром оговаривается целевое назначение выделяемых средств, их конкретный получатель, орган, обяз. контролировать целевое и рациональное использование ресурсов. Проекты распоряжений Президента РФ о выделении средств готовит Администрация Президента РФ по согласованию с Министерством финансов РФ. В отличие от Резервного фонда Правительства РФ средства Резервного фонда Президента РФ могут быть использованы на финансирование не только мероприятий федер. значения. Они могут выделяться на финансирование федер., регион. и местных программ, на поддержку соц. групп и категорий граждан России, отд. пр-тий и производств. При этом отсутствует утвержд. законом или указом Президента РФ спец. положение о порядке выделения и расходования средств этого фонда. Контроль за целевым и рацион. расходованием средств фонда возлагается, как правило, на Минфин России. По мнению нек-рых аналитиков, создание Резервного фонда Президента РФ в гос-ве, где Президент не осуществляет исполнительную власть, не вызывается особой необходимостью. В др. странах, где Президент является главой гос-ва, резервные фонды создаются только для финансирования исполнит. органами непредвид. расходов, не предусмотр. в соответствующих бюджетах, а также для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В РФ, кроме Резервного фонда Президента РФ, создаются также резервные фонды органов исполнительной власти, в т.ч. два резервных фонда Правительства РФ.

РЕЗЕРВЫ

РЕЗЕРВЫ (англ. reserves) - источник средств, предназначенный на покрытие будущих обязательств и потерь. В бух. учете различают несколько видов Р. Первый вид Р. характеризует суммы, вычитаемые из прибыли (после расчета последней), к-рые нельзя распределить произвольно и принудительно (в российской практике - резервный фонд). Второй - фиксирует снижение стоимости активов при составлении бух. баланса и образуется за счет снижения финанс. результатов (к такого рода Р. относятся резервы под обесценение ценных бумаг, резервы по сомнительным долгам). Третий - фиксирует источник средств для обеспечения будущих обязательств и образуется за счет издержек произ-ва (обращения). К ним относятся резервы: на расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию; на предстоящие затраты по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий; на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на расходы по ремонту осн. средств; на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером произ-ва; на предстоящие затраты на ремонт предметов проката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и др. цели, предусмотр. соотв. нормативными положениями. Размер каждого Р. должен быть обоснован спец. расчетами.

РЕЗЕРВЫ БАНКОВСКИЕ

РЕЗЕРВЫ БАНКОВСКИЕ - устанавливаемые денежными властями нормативы доли ресурсов в виде наличных денег или высоколиквидных активов, которые коммерческие банки должны держать в своих хранилищах либо в виде депозитов в центральном банке. Р.б. используются для регулирования ликвидности банковской системы и предложения денег в экономике.(См. Обязательные резервы).

РЕЗЕРВЫ СТРАХОВЫЕ

РЕЗЕРВЫ СТРАХОВЫЕ (англ. common fund) - резервы страховых организаций, создаваемые из полученных страховых взносов для предстоящих страховых выплат по проводимым видам страхования. В зависимости от методики формирования и назначения выделяют резерв взносов по страхованию жизни, резервы технические по иным видам страхования. Эти временно свободные средства страховых орг-ций не являются их прибылью и не подлежат изъятию в федер. и иные бюджеты. Отчисления в Р.с., будучи составной частью страховых тарифов (их нетто-ставки), включаются в расходы страховщиков. Средства Р.с. инвестируются в гос. и муницип. ценные бумаги, в акции и облигации коммерч. орг-ций, вкладываются в недвижимость, в банковские депозиты и др. объекты. Целевое назначение Р.с. обусловливает особый порядок их размещения, к-рый основывается на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. В соответствии с мировым опытом при размещении Р.с. приоритет отдается надежности и получению устойчивого дохода, а не вложениям в объекты с высокими, но рискованными доходами (венчурные проекты). Недопустимой считается концентрация средств в небольшом числе инвестиц. вложений (тем более в к.-л. одном). Поскольку крупные страховые выплаты могут вызываться внезапными событиями (стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т.п.), должна быть предусмотрена возможность быстрой трансформации части инвестир. средств Р.с. в деньги (наличные и безналичные). Правила (методики) формирования и размещения Р.с. утверждаются органами страхового надзора. Исходя из них страховые орг-ции разрабатывают положения о создании и размещении Р.с. с учетом направления своей деятельности, структуры заключ. договоров (см. Портфель страховой), характера принятых на ответственность рисков и т.д.

РЕЗЕРВЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЗИДЕНТЫ И НЕРЕЗИДЕНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЙТИНГ

РЕЙТИНГ (англ. rating) - распределение объектов по выделенным признакам. Например: Р. крупнейших банков, ранжированных по размерам активов или степени устойчивости; Р. ценных бумаг по показателям надежности; Р. заемщиков по кредитоспособности и т.п.

РЕЙТИНГ БАНКОВ

РЕЙТИНГ БАНКОВ (англ. bank rating) - система оценки деятельности банков, основанная на сравнении финансовых показателей работы и данных баланса разных банков. Критерием сравнения могут быть: объемные показатели, характеризующие масштаб развития банка; качественные показатели, характеризующие степень надежности. Р.б. по объемным показателям применяется как в международной, так и в отечественной практике. В междунар. практике используются: общая сумма активов по консолидированному балансу, сумма депозитов, совокупная задолженность по кредитам, объем чистой прибыли, доходность активов, доходность капитала, доход на одну акцию (определяющим является объем активов банка). Источником информации для ранжирования служат балансы коммерч. банков на последнюю отчетную дату, как правило, на 1 января. Итоги ранжирования, проводимого спец. рейтинговыми агентствами, публикуются в СМИ. Р.б. позволяет выделить группы крупных, средних и мелких банков. Р.б. на основе оценки надежности предполагает аналитич. проверку их деятельности за 2-3 года. Наиболее достоверную рейтинговую оценку надежности коммерч. банков осуществляют гос. органы, к-рым по законодательству предоставлены права по осуществлению надзорных функций. Р.б. по надежности - диагностирование жизнедеятельности банков, позволяющее надзорным органам применять дифференциров. меры по отношению к банкам для предотвращения их банкротства. Рейтинговая оценка надежности - конфиденциальная информация. Методика определения Р.б. не универсальна. Одна из разновидностей применяется в США под назв. CAMEL. Критерии надежности коммерч. банка по этой системе: достаточность капитала (Capital adequacy), достаточность активов (Assets quality), уровень менеджмента (Management quality), доходность (Earnings) и ликвидность (Liquidity). Банки, получившие суммарный рейтинг «1», рассматриваются как высоконадежные и неуязвимые при неблагоприятных изменениях внешних условий; считается, что они способны самостоятельно решать возникающие у них проблемы. Банки, получившие рейтинг «2», также характеризуются как надежные, стабильные и способные успешно преодолевать неблагоприятные изменения во внешней среде; органы банковского надзора при необходимости осуществляют наблюдение лишь за отд. сторонами деятельности таких банков. Банки, получившие рейтинг «3», рассматриваются как проблемные (см. Банк проблемный), уязвимые при неблагоприятных изменениях экон. ситуации, они нуждаются в серьезном контроле со стороны органов банковского надзора за устранением выявл. недостатков. Банки с рейтингом «4» относят к очень проблемным, с большой вероятностью разорения, к-рые требуют составления конкретного плана преодоления выявл. недостатков и тщательного контроля за его выполнением со стороны надзорных органов. Банк с рейтингом «5» расценивается как близкий к разорению и нуждающийся в срочной финансовой поддержке со стороны акционеров, иначе органы надзора будут вынуждены прибегнуть к крайним мерам: ликвидации банка или его реорганизации. Адаптированный для российских банков вариант методики CAMEL позволяет оценить финансовое состояние банка по 40 показателям в динамике.

РЕЙТИНГ КРЕДИТНЫЙ

РЕЙТИНГ КРЕДИТНЫЙ (англ. credit rating) - комплексная оценка кредитоспособности и платежеспособности заемщиков, выражаемая через специально рассчитываемый сводный индекс. Расчет индекса, проводимый рейтинговыми кредитными агентствами и собств. службами банка, может носить формализованный, экспертный или смешанный характер. При формализованном подходе выделяют ряд показателей, позволяющих оценить отд. характеристики кредитоспособности клиента, и на их основе определяют формулу сводного индекса. Как правило, она представляет собой сумму показателей, взвешенных на коэффициенты в соответствии с важностью анализир. характеристик. Итоговый индекс разбивают на ряд интервалов по группам, классам, категориям и т. п., каждый из к-рых характеризует разную степень кредито- и платежеспособности заемщиков. При экспертном подходе отнесение заемщика к той или иной группе (классу, категории и т. п.) проводят на основе мнения эксперта о его кредитоспособности. Точность и качество получ. результатов во многом определяют: при экспертном подходе - компетентность эксперта, проводящего анализ; при формализованном - то, насколько глубоко и комплексно оценивается характеристика кредито- и платежеспособности заемщика и насколько корректно и обоснованно рассчитывается итоговый балл. При смешанном подходе часть расчета проводят на основе формализованной методики, а часть (как правило, определение сводного индекса) - на основе мнений экспертов. Методики оценки кредито- и платежеспособности заемщиков различаются по субъектам анализа, составу анализир. информации, составу показателей. По субъектам анализа выделяют заемщиков, чья деятельность имеет отличительные особенности с т. з. оценки кредито- и платежеспособности и бухгалтерского учета (т.к. невозможно составить единую методику оценки, к-рая в равной степени хорошо оценивала бы кредито- и платежеспособность банков, предприятий, страховых или брокерских орг-ций). Анализ бух. и финанс. отчетности и специализированной отчетности осуществляется на базе доступной о заемщике информации. Международные Р.к., присваиваемые рейтинговыми агентствами, используются в основном для оценки инвестиц. качеств и риска облигаций, и в первую очередь, корпоративных облигаций. Некоторые агентства присваивают рейтинги также и акциям. Один из первых в мире Р.к. был опубликован еще в 1909 амер. экономистом Дж. Муди, работавшим в компании Dun & Bradstreet. Кредитные рейтинги, присваиваемые стране в целом, отражают уровень суверенного риска (т.н. суверенные рейтинги). Суверенный риск является индикатором политич., экономич. и финанс. стабильности страны. В случае присвоения рейтингов отд. субфедеральным органам и организациям говорят о страновом риске. Уровень странового риска не может быть выше уровня суверенного риска (потолка суверена).

РЕЙТИНГ ЦЕННЫХ БУМАГ

РЕЙТИНГ ЦЕННЫХ БУМАГ (англ. securities rating) - сравнительная оценка уровней кредитного риска по ценным бумагам одного типа. Р. ц. б. оценивает риск невыполнения эмитентом своих обязательств. Соответственно, рейтингу подвергаются только те ценные бумаги, по к-рым эмитент несет фиксированные обязательства перед инвесторами. Объект Р. ц. б. - облигации, привилегир. акции, коммерч. бумаги (серийные финансовые векселя), депозитные и сберегательные сертификаты и т.д. Потребность в рейтинге возникает в связи с тем, что на развитом фондовом рынке обращаются одновременно тысячи ценных бумаг. Соответственно, с одной стороны, инвесторы нуждаются в информац. посредниках, профессионально изучающих финансово-хоз. положение эмитентов и ставящих клеймо «качества» - балльную рейтинговую оценку, как ориентир на фондовом рынке. С др. стороны, эмитенты нуждаются в независимых «оценщиках», чьи оценки могли бы подтвердить качество их товара на фондовом рынке. При Р.ц.б. не измеряется конкретная величина риска потерь, он не служит мерой их вероятности. В основу рейтинга положена шкала качественных оценок: «высшее качество» (самый низкий уровень кредитного риска), «хорошее качество», «выше среднего уровня качества» и т.д. Каждый уровень качества имеет буквенное или буквенно-цифровое обозначение, напр., ААА, ВВ или С (долговые обязательства самого худшего качества). Сравнит. оценка уровней кредитного риска выполняется на основе подготовленной заемщиком (по спец. схеме и методике) информации о себе и оценки этой раскрытой информации экспертами рейтингового агентства. При этом анализируются кредитная история заемщика; его положение на рынке и перспективы развития; влияние на отраслевой и региональный кредитный риск; зависимость от внешних факторов; операционные результаты; прибыльность, уровень капитализации, ликвидность и денежные потоки; зависимость от заимствований; покрытие прибылью и обеспечением выплат фиксированных обязательств по ценным бумагам. Широко используются: анализ финансовых коэффициентов за 3-6 лет, оценка их динамики (положит., отрицат.), сравнение их величины со средними величинами для ценных бумаг, имеющих рейтинг «три А», «два А», «два В» и т. д. Особое внимание уделяется способности эмитента генерировать ден. средства в объемах, достаточных для своеврем. погашения обязательств по ценным бумагам. Функции рейтингового агентства: рейтинг ценных бумаг; рейтинг кредитного риска заемщика (напр., страны, региона, города); анализ финансового состояния заемщиков; оценка конъюнктуры рынка ценных бумаг, несущих фиксированные обязательства; выпуск справочников с рейтингами, аналитической информацией по конъюнктуре рынка и финанс. положению заемщиков, регистров и указателей участников рынка. Крупные рейтинговые агентства поддерживают до 10-15 тыс. рейтинговых оценок; они должны быть независимы и не иметь интереса в бизнесе, оценку к-рого проводят. Наиболее известные рейтинговые агентства, имеющие международное признание: Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s Corporation, Fitch Investors Service (США); International Bank Credit Analysis (Великобритания); Agence d’Йvaluation Financiйre (Франция); Japan Bond Research Institute, Japan Credit Rating Agency (Япония). Россия впервые получила междунар. кредитные рейтинги (Moody’s, Standard & Poor’s) осенью 1996 перед размещением первых российских еврооблигационных займов. В последующие годы междунар. Р.ц. б. были получены несколькими субъектами Федерации, российскими городами и рядом коммерческих банков.

РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕКВИЗИТЫ ДОКУМЕНТОВ

РЕКВИЗИТЫ ДОКУМЕНТОВ (англ. essential elements of documents) - cведения, которые должны содержаться в документе (платежном поручении, аккредитиве, чеке, векселе, требованиипоручении, акте, договоре и т.д.) для признания его действительным. Каждый реквизит должен находиться в строго определенном месте. Реквизиты бывают обязательные и дополнительные (установленные индивидуально для конкретного документа). К обязательным относятся: название документа; безусловный приказ или обязательство уплатить определенную сумму; наименование и номера счетов плательщика; срок и место платежа; дата и место составления документа; название и адрес предприятия, заполнявшего документ; указание сторон, участвующих в операции; содержание операции; основание для составления документа; подписи уполномоченных лиц; печати. Особо строгие требования предъявляются к реквизитам бух. документов. Неполнота реквизитов влечет за собой недействительность или оспоримость документа. Разработаны общепринятые стандарты документов, позволяющие использовать мультипликативный метод, т.е. применять стандартные бланки документов для отражения в первичном учете как клиентов банка, так и в самом банке. Р.д. обеспечивают эффективность банковского контроля за осуществлением операций, определяют порядок обработки и прохождения документов при их машинной обработке, обеспечивают возможность обработки электронных документов.

РЕКЛАМА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

РЕКЛАМА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о профессиональных участниках рынка ценных бумаг, эмитентах и их ценных бумагах, других участниках (рекламная информация). Предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому рынку и способствовать реализации инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с использованием денежных средств юридических и физических лиц, а также ценных бумаг (ц.б.). Р. должна соответствовать требованиям законов и иных нормативных актов. Общие вопросы, связ. с производством, распространением и размещением рекламы, а также обеспечением защиты ее потребителей в любой сфере экономики, в т.ч. и на рынке ценных бумаг, урегулированы ФЗ «О рекламе» (1995). Закон РФ «О рынке ценных бумаг» (1996 в ред. 1998 и 1999) регламентирует особенности подачи (размещения) Р. и ее содержания на рынке ценных бумаг. Установл. требования направлены на защиту от недобросовестной конкуренции, на создание информационной безопасности на рынке ценных бумаг с целью предотвращения и пресечения Р., способной ввести субъектов рынка ценных бумаг в заблуждение или нанести вред имуществу инвесторов либо достоинству или деловой репутации участников рынка ценных бумаг. Согласно закону в Р. должно содержаться наименование (имя) рекламодателя. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществляемой им на рынке деятельности в соответствии с рекламным объявлением. Согласно стандартам эмиссии ценных бумаг любая реклама ц.б., гос. регистрация выпуска к-рых сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии, должна содержать информацию о том, где или как может быть получена копия зарегистрир. проспекта эмиссии. Информация о выпуске ц.б. эмитентом и начисленных и (или) выплаченных дивидендах является Р. Законом определены признаки недобросовестной Р. ценных бумаг. Рекламодателям запрещается: указывать в Р. недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ц.б., предлагаемых к покупке или продаже либо др. сделкам с ними, условиях этих сделок и др. информацию, направл. на обман или введение в заблуждение владельцев и др. участников рынка ценных бумаг; указывать в Р. предполагаемый размер доходов по ц.б. и прогнозы роста их курсовой стоимости; использовать Р. в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действит. либо мнимые недостатки профессион. участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ц.б.; публично гарантировать или доводить иным образом до сведения потенц. владельцев данные о доходности ц.б., ее обеспеченности по сравнению с др. ценными бумагами или иными финанс. инструментами, а также сообщать заведомо ложную или недостоверную информацию, способную повлечь либо повлекшую в заблуждение потенц. владельцев относительно приобретаемых ц.б.. Запрещается Р. эмиссионных ценных бумаг до даты регистрации их выпусков. Рекламодатель несет ответственность за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством РФ. Общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентах, публикуемая в соответствии с требованиями о раскрытии информации (ежеквартальный отчет по ценным бумагам, сообщения о существенных событиях и действиях, затрагив. финансово-хоз. деятельность эмитента), не рассматривается как реклама на рынке ценных бумаг.

РЕНОВАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

РЕНОВАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ (от лат. renovatio - обновление, возобновление) - экономический процесс восстановления стоимости основных производственных фондов посредством их обновления. Производится путем замены выбывших из произ-ва физически и морально изношенных средств труда на новые, технически более совершенные. Р.о.ф. осуществляется за счет и в пределах средств амортизационного фонда. Интенсивность Р.о.ф. характеризует соотношение темпов прироста осн. производств. фондов, коэффициента их выбытия из-за ветхости и износа и амортизационные нормы.

РЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

РЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (англ. economic rent) - 1) оплата фактора производства сверх того, что было бы достаточно для его вовлечения в производственный процесс и удержания в нем без дополнительных усилий предпринимательской деятельности; 2) разница между доходом от фактора производства и минимальной суммой, необходимой для обеспечения этим фактором данного объема услуг. Экономико-теоретич. понятие Э.р. не следует смешивать с финансово-хозяйств. понятиями типа страховой ренты, государственной ренты (выплачиваемой держателям облигаций особого вида госзайма), а также арендной платы за землю, к-рую часто называют рентой, и т. п. (хотя общие черты у них имеются). В исчислении Р.э. различают два подхода, восходящие к идеям В. Парето, с одной стороны, и Д. Рикардо - Д. Милля - А. Маршалла, с другой. Первый поясняется таким примером: если человек зарабатывает 32000 долл., а на другом (следующем по заработку) месте он был бы согласен получать 30 000 долл., то рента составит 2000 долл. Во втором принимается во внимание, что при заработке в 15 000 долл. человек предпочел бы вообще остаться безработным - следовательно, при том же окладе его рента составит 17 000 долл. По вопросу о том, считать ли ренту частью издержек производства, мнения также расходятся. Выделяют след. виды Р.э.: чистая экономическая рента (net economic rent): получается независимо от качества фактора, только в силу его ограниченности; предложение такого фактора в долговременном периоде неэластично (см. Эластичность спроса и предложения)- такова, напр., земля; дифференциальная рента (differential rent): связана с качеством ресурса (в сельском хозяйстве - с продуктивностью земельных участков); инфрамаржинальная рента (infra-marginal rent): связана с меньшими альтернативными издержками у получателя ренты, чем у других (альтернативные издержки - opportunity cost - издержки производства товаров и услуг, измеряемые стоимостью наилучшей упущенной возможности иного, более эффективного использования затраченных на это производство факторов). Инфрамаржинальной рентой часто называют также излишек потребителя и производителя (хотя эти понятия несколько различаются).

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (англ. profitability от лат. profectus - прибыль) - один из основных синтетических качественных показателей эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, организации. Характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Пр-тие, работающее рентабельно, получает прибыль, к-рая направляется на уплату налогов и др. обязат. платежей, расширение деятельности, удовлетворение материальных и соц. нужд работников пр-тия и на др. цели. Различают Р.: общую, балансовую, по товарной продукции, по реализов. продукции, по отд. видам или группам изделий. Для определения эффективности работы пр-тия применяют систему показателей: общая Р. - отношение валовой прибыли (прибыль от реализации продукции, осн. фондов и от внереализационной деятельности) к общей сумме затрат, связ. с хоз. деятельностью пр-тия; балансовая Р. - отношение нераспределенной или чистой прибыли (прибыль за минусом налогов и др. обязательных платежей) ко всей сумме расходов пр-тия; Р. по товарной продукции -отношение суммы прибыли, полученной по товарной продукции, к ее производственной себестоимости; Р. по реализованной продукции - отношение суммы прибыли к полной себестоимости продукции или к выручке от ее продажи; Р. по отдельным видам или группам изделий - отношение прибыли, полученной по этим изделиям, к полной их себестоимости. Кроме того, пр-тия используют такие показатели Р. как результат от деления суммы чистой прибыли на ср. величину оборотных и внеоборотных активов, объем инвестиций, величину всего или собственного капитала. Задача пр-тия - обеспечить рентабельную работу и повышать ее уровень, опираясь на рост производительности труда, снижение себестоимости и повышение качества продукции, улучшение использования осн. и оборотных средств.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ - один из обобщающих показателей эффективности производства, рассчитываемый как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятий. Исчисляется по формуле: Ра????П / А , где Ра - рентабельность активов; П - прибыль; А - средняя стоимость активов пр-тия (рассчитывается по итогу актива балансов на нач. и кон. периода). Показатель Р.а. может быть также рассчитан по чистой прибыли. Р.а. определяется по пр-тиям, отраслям, регионам и экономике в целом. В показателе Р.а. находит отражение влияние всех факторов эффективности произва, технологич. и организац. особенностей пр-тия. Факторы роста Р.а.: производственно-технические (внедрение достижений НТП, повышение уровня специализации и кооперирования); организационноуправленческие (совершенствование систем и методов организации произ-ва, труда и управления); маркетинговые (реализация мероприятий, воздействующих на объем и характер спроса на товары и услуги с целью расширения их сбыта и увеличения прибыли); социально-психологические (развитие отношений собственности и повышение заинтересованности работников в достижении пр-тием высоких результатов хозяйственно-финанс. деятельности). На величину Р.а. положит. влияние также оказывает улучшение использования основных фондов и оборотных активов.

РЕНТИНГ

РЕНТИНГ (англ. renting) - форма краткосрочной аренды машин, оборудования, транспортных средств, бытовой техники и инвентаря без права их последующего приобретения арендатором. Владельцем, как правило, является рентинговая компания, выступающая в качестве арендодателя и сохраняющая право собственности на арендуемые ценности на протяжении действия договора об аренде. Рентинговая компания имеет парк оборудования. Пользователем может выступать как юридич., так и физич. лицо. Р. представляет собой близкий аналог лизинга, вместе с тем они различаются. Все расходы по ремонту, обслуживанию и страхованию имущества возлагаются на рентинговую компанию, вследствие чего рентинговые платежи выше платежей по лизингу. Различия заключаются также в составе субъектов сделки (при Р. имущество может предоставляться частным лицам), объектов проката (в их числе потребительские товары длит. пользования), в сроках договора (договор аренды не превышает 4 мес.) и его условиях ( после окончания срока договора приобретение объектов Р. в собственность пользователя невозможно).

РЕОРГАНИЗАЦИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

РЕОРГАНИЗАЦИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА (англ. reorganization of joint stock company) - преобразование, изменение структуры и состава имущества акционерного общества. Акционерное общество (АО) может быть реорганизовано добровольно в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об акционерных обществах» (1996 в ред. 2001), или по другим основаниям и в порядке, определяемом ГК РФ и иными федеральными законами. Р. АО может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Формирование имущества АО, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ. АО считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При Р. АО в форме присоединения к нему др. общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного АО. Государственная регистрация вновь возникших в результате Р. АО и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных АО осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в установл. порядке. В согласии с законом после принятия решения о реорганизации АО обязано в письменной форме уведомить об этом своих кредиторов. Кредитор вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок: не позднее 30 дней с даты направления АО кредитору уведомления или даты опубликования соответств. сообщения. Если разделительный баланс (или передаточный акт) не дает возможности определить правопреемника реорганизованного АО, то вновь созданные юридич. лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного АО перед его кредиторами. Акционеры - владельцы голосующих акций реорганизуемого АО, голосовавшие против решения о его реорганизации либо не принимавшие участия в голосовании, должны получить акции каждого общества, создаваемого в результате Р. Выкуп акций обществом осуществляется по их рыночной стоимости, определяемой без учета ее изменения в результате принятия обществом решения о реорганизации. Право акционера на выкуп акций, его порядок и их цена должны быть указаны в сообщении о проведении общего собрания. Выкупленные обществом акции погашаются при выкупе. Список акционеров, имеющих право на выкуп обществом принадлежащих им акций, составляется по данным реестра акционеров общества на дату составления списка участников общего собрания акционеров, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации. Порядок размещения акций при Р. АО содержится в Стандартах эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций (утв. Постановлением ФКЦБ России от 11 нояб. 1998 № 48).

РЕОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - одна из мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации. Осуществляется в форме слияния, присоединения, а также - разделения, выделения и преобразования, в порядке, определяемом действ. законодательством и нормативными актами ЦБ РФ. В случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации ее руководитель обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) или к общему собранию учредителей (участников) с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, или ее реорганизации, если указанные обстоятельства не могут быть устранены ее исполнительными органами. Если учредители (участники) отказываются от осуществления мер по финансовому оздоровлению или реорганизации, то ее руководитель обязан обратиться с аналогичным ходатайством в ЦБ РФ. Во всех случаях ходатайство должно содержать предложения о предполагаемых формах, характере и сроках Р.к.о. ЦБ РФ вправе требовать реорганизации, если кредитная орг-ция: не удовлетворяет требования отд. кредиторов по ден. обязательствам и(или) проводит обязат. платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения и(или) исполнения в связи с недостаточностью средств на ее корр. счете; допускает снижение собств. средств (капитала) по сравнению с их (его) максим. величиной, достигнутой за последние 12 мес., более чем на 30% при одновременном нарушении одного из установл. ЦБ РФ обязат. нормативов, нарушает установл. ЦБ РФ норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%. При получении требования ЦБ РФ о Р.к.о. ее руководитель обязан в течение 5 дней обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) или к общему собранию учредителей (участников) с ходатайством о реорганизации. О принятых решениях ЦБ РФ должен быть извещен не позднее чем через 10 дней с момента получения кредитной орг-цией требования о реструктуризации. Требования к устойчивости кредитных организаций, возникающих в результате Р.к.о., определяются нормативными актами ЦБ РФ.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - прекращение деятельности юридического лица(ю.л.), осуществляемое в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа ю.л., уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, установленных законом, Р.ю.л. осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Слияние - возникновение нового ю.л. путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких ю.л. с прекращением деятельности последних. Присоединение - прекращение одного или нескольких ю.л. с передачей всех прав и обязанностей другому ю.л. Разделение - прекращение ю.л. с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым ю.л.. Выделение - создание одного или нескольких ю.л. с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого ю.л. без его ликвидации (прекращения). Преобразование (изменение организационно-правовой формы) - прекращение ю.л. одного вида с передачей всех его прав и обязанностей во вновь создаваемое ю.л. другого вида. Положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного ю.л. в отношении его кредиторов и должников (в т.ч. и обязательства, оспариваемые сторонами) должны быть включены в передаточный акт или разделительный баланс. Р.ю.л. считается осуществленной после внесения соотв. записей в единый государственный реестр юридических лиц. Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 в ред. 2000) предусмотрен гос. контроль за Р. ю. л., а также принудительное разделение (выделение) ю.л. в случае неоднократного нарушения им антимонопольного законодательства. Вопрос о добровольной реорганизации акционерного общества предусмотрен Законом РФ «Об акционерных обществах» (1995 в ред. 2001). Согласно закону он относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, решение по нему принимается квалифицированным большинством. Реорганизация предусматривает конвертацию акций общества в акции (см. Конвертация ценных бумаг) вновь создаваемых обществ (об-ва, к к-рому осуществляется присоединение) либо, в случае преобразования, обмен акций на вклады участников об-ва с огранич. ответственностью или на паи членов производств. кооператива. Р.ю.л. должна быть оформлена в органе государственной регистрации. При Р.ю.л. в форме присоединения присоединяемое ю.л. считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности. В ост. случаях ю.л. считается реорганизованным с момента гос. регистрации вновь возникших ю.л. В целях обеспечения прав кредиторов, реорганизуемое ю.л. не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации обязано в письм. форме уведомить их об этом. Если при Р.ю.л. в форме разделения или выделения разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного об-ва, вновь созданные ю.л. несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного ю.л. перед его кредиторами.

РЕПАРАЦИИ

РЕПАРАЦИИ (англ. reparations, от лат. reparatio - восстановление) - вид материальной международно-правовой ответственности в международном праве (полное или частичное возмещение государством причиненного им ущерба странам, подвергшимся военному нападению, в денежной или иной форме). Выплата Р. обычно предусматривается в мирном договоре. Впервые право на получение Р. получили страны Антанты в соответствии с Версальским мирным договором 1919, установившим ответственность Германии и ее союзников за ущерб, нанесенный войной гражданскому населению противника, Р. здесь имели форму замаскированной контрибуции (платежей в пользу государств-победителей, запрещ. совр. междунар. правом). Объем и формы возмещения убытков, нанесенных Германией и ее союзниками в ходе 2-й мировой войны 1939-45, были определены Крымской конференцией 1945. На Потсдамской конференции 1945 условия выплаты Р. были уточнены: претензии СССР предусматривалось удовлетворить за счет восточной зоны Германии и германских активов, находящихся в Болгарии, Финляндии, Венгрии, Румынии и Вост. Австрии; репарац. претензии Польши предусматривалось удовлетворить из доли СССР; репарац. выплаты США, Великобритании и др. странам, получившим право на возмещение ущерба, предусматривалось осуществить за счет западных зон; нек-рую часть в возмещение ущерба СССР должен был получить из западных зон Германии. Выплаты Р. с ГДР были приостановлены по совместному соглашению СССР и Польши с 1 янв. 1954. Решения Крымской и Потсдамской конференций о выплате Р. в пользу СССР из западных зон Германии не были выполнены.

РЕПАТРИАЦИЯ КАПИТАЛА

РЕПАТРИАЦИЯ КАПИТАЛА (англ. repatriation of capital) - возвращение на родину капитала, размещенного за рубежом в разных формах. Первоначально (в XIX и нач. XX в.) Р.к. осуществлялась в форме репатриации в страну-эмитент размещ. за рубежом облигац. займов путем досрочного погашения облигаций при улучшении валютно-финанс. положения страны или падении курса этих ценных бумаг. Так, в нач. 30-х гг. германский Рейхсбанк скупил на иностр. рынках ссудного капитала облигации своих займов, воспользовавшись снижением их курса в связи с прекращением платежей по ним. В совр. условиях понятие «Р.к.» изменилось и распространяется на все формы инвестиций в иностр. активы и доходов по ним. Р.к. - элемент экономич. политики гос-ва, направл. на возвращение капитала из-за рубежа с целью его инвестирования в нац. экономику. Основные предпосылки Р.к. - экономич. и политич. стабилизация, создание благоприятного инвестиц. и налогового режимов в стране, совершенствование законодательства, доверие к пр-ву и нац. валюте, гарантии против коммерч. и политич. рисков. Так, в США в целях частичной Р.к. из др. мировых финансовых центров и еврорынка в 1981 по инициативе Федеральной резервной системы в Нью-Йорке была создана свободная банковская зона (см. Международная банковская зона). Нередко (напр., в России) Р.к. осуществляется совместно с иностр. инвесторами в форме офшорной компании (см. Офшор, офшорные зоны). В целях стимулирования Р.к. в мировой практике применяют как репрессивные законодат. меры, так и частичную амнистию «беглых» капиталов (см. «Бегство» капитала). Нек-рые развивающиеся страны требуют своеврем. репатриации процентов и дивидендов по зарубежным инвестициям резидентов. Важный фактор Р.к. - междунар. сотрудничество по линии возврата на родину «беглых» капиталов.

Предыдущая страница Следующая страница