Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАЛ")

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

НАЛОГ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ - один из видов местных налогов и сборов. Функционирует в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 дек. 1991 № 2118-1 (с дополнениями и изменениями), ст. 21. В отд. случаях может вводиться по решению субъектов Федерации (так, на территории субъекта г. Москва введен с 1 апр. 1994). Плательщики налога - расположенные на территории субъекта организации, являющиеся юридич. лицами по законодательству РФ, осуществляющие предпринимательскую деятельность; иностранные юридич. лица; филиалы и иные обособленные подразделения российских орг-ций, исполняющие обязанности этих орг-ций по уплате данного налога по месту нахождения. Объект налогообложения - объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридич. лицами, расположенными на соотв. территории. Для орг-ций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, под объемом реализации понимают выручку от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС, налога на реализацию ГСМ, акцизов (для целей налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ принимается цена товаров, работ, услуг, указанная сторонами сделки); для заготовительных, снабженческих, сбытовых и торгующих организаций - валовой доход (разница между продажной и покупной ценами товара без НДС); для банков и др. кредитных учреждений - сумму облагаемых доходов от выполнения работ, оказания услуг; для страховых организаций - сумму дохода от выполнения работ, оказания услуг, связанных со страховой и нестраховой деятельностью; для бирж - сумму дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждения со сделок, совершаемых на биржевых торгах (объектом налогообложения может быть также выручка от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, от стоимости информационно-коммерческих и др. платных услуг); для брокерских контор - сумму дохода, полученного в виде вознаграждения по сделкам, совершаемым на биржевых торгах; по посредническим операциям и сделкам - сумму полученного вознаграждения по договору комиссии или поручительства. Ставка налога установлена в размере 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг). Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Освобождаются от уплаты налога: орг-ции в сфере материального производства и бытового обслуживания, если в общей численности работников на долю инвалидов приходится более 50% или инвалидов и пенсионеров - более 70%; общественные орг-ции инвалидов, участников Великой Отечественной войны, лиц, к ним приравненных, включая воинов-интернационалистов, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др. Плательщики налога самостоятельно определяют его сумму на основании данных бухгалтерского учета и отчетности. Сумма налога исчисляется как произведение фактич. объема реализации продукции (работ, услуг) на установленную ставку налога. Непосредственно подлежит внесению в бюджет исчисленная сумма, уменьшенная на величину расходов орг-ций на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, определенных по установленным органами местного самоуправления нормам. Федеральным законом РФ от 5 авг. 2000 «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» отменяется налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Отмена этого налога компенсируется введением с 1 янв. 2001 выделения части суммы налога на прибыль, зачисляемой в местные бюджеты

НАЛОГ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В КУРОРТНОЙ ЗОНЕ

НАЛОГ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В КУРОРТНОЙ ЗОНЕ - местный налог, имеющий разовый характер. Взимается в случае разрешения строительства указанных объектов в курортных зонах. Относится к сборам. Объект обложения - право на стр-во объектов производств. назначения в курортной зоне. Перечень курортных местностей определен Правительством РФ. Плательщики налога - юридич. лица и предприниматели. Ставки налога определяются органами местного самоуправления. Источник уплаты - прибыль (доход) юридич. лица после уплаты налога на прибыль, у физич. лиц - собственные средства. Сумма налога перечисляется в местный бюджет. Налог не взимается с плательщиков единого налога на вмененный доход

НАЛОГ НА ХОЛОСТЯКОВ, ОДИНОКИХ И МАЛОСЕМЕЙНЫХ ГРАЖДАН СССР

НАЛОГ НА ХОЛОСТЯКОВ, ОДИНОКИХ И МАЛОСЕМЕЙНЫХ ГРАЖДАН СССР - обязательный платеж, действовавший в СССР в период с ноября 1941 по январь 1992. Установлен с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам гос-ва на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям, а также косвенного влияния на демографич. ситуацию в стране. Налог взимался на основании Указов Президиума ВС СССР от 21 нояб. 1941 и 8 июля 1944 (с послед. изм. и доп.). Плательщики налога - граждане СССР, не имевшие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, состоявшие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Налог имел дифференцированную ставку в зависимости от заработка плательщика по месту осн. работы. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, получавшие более 91 р. в месяц, уплачивали налог по ставке 6%, с заработка от 71 до 90 р. ставка была пониженной, с заработка до 70 р. налог не взимался. По мере роста благосостояния граждан нижние границы налогооблагаемого заработка поднимались. Работники творческих профессий независимо от заработка уплачивали налог по высшей ставке 6%. Налог исчислялся и удерживался по месту осн. работы вместе с подоходным налогом с той же суммы заработка. С ост. граждан (кустарей, ремесленников, граждан, занимающихся частной практикой) налог взимался непосредственно финанс. органами в размере 6% с дохода, принятого для исчисления подоходного налога на текущий год, и уплачивался в 4 срока равными долями. От налога освобождались Герои Советского Союза и лица, награжденные орденом Славы трех степеней, военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и их супруги, граждане, у к-рых дети погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны, учащиеся средних спец. и высших учебных заведений (до 25 лет), инвалиды I и II групп. Позже льготы по налогу имели молодожены в течение 1 года с момента регистрации брака. С принятием Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1991) налог на тер. России перестал взиматься

НАЛОГ НА ЭКСПОРТ

НАЛОГ НА ЭКСПОРТ (англ. export tax) - вид налога, определяющий меру государственного регулирования внешней торговли (см. также Налог на импорт). Объект налога - таможенная стоимость товаров по пересчету в нац. валюту по установл. курсу либо определ. кол-во товара, измеряемое в весовых или количеств. единицах. Существует в форме вывозных (экспортных) пошлин, взимаемых гос-вом с импортируемых товаров и поступающих в доход гос. бюджета. Вывозные пошлины широко использовались в XIV-XVII вв. в странах Европы в фискальных целях, а также для ограничения вывоза с.-х. товаров в неурожайные годы и сырья, необходимого для развития нац. пром-сти. Они препятствовали развитию экспорта, в конце XIX в. почти исчезли из практики налогообложения. В совр. условиях гос-ва прибегают к Н. на э. как к мере урегулирования торгового и платежного балансов в осн. временного характера. В ряде развивающихся стран Н. на э. сохраняется как существенный доходный источник гос. бюджета при вывозе нек-рых видов с.-х. и пром. сырья. В быв. СССР вывозные пошлины применялись в основном к произведениям искусства и историч. ценностям, вывозимым по особому разрешению Министерства культуры СССР. В РФ вывозные пошлины регламентируются таможенным законодательством РФ (см. Таможенные пошлины)

НАЛОГ ПОДОМОВЫЙ

НАЛОГ ПОДОМОВЫЙ - один из видов налога на недвижимость. Относится к прямым налогам. Объект обложения - жилые дома и др. постройки (конторские, складские, торг. помещения). Н.п. возник в период раннего средневековья и имеет разнообразные формы. Первоначально взимался с домов по внешним признакам: по числу печей или печных труб, затем - по числу окон и дверей. С развитием товарно-ден. отношений и появлением более гибких систем налогообложения Н.п. в сел. местности заменен поземельным налогом. В городах и поселках городского типа по мере расширения купли-продажи домов, сдачи помещений в наем ставки налога стали устанавливаться со стоимости строений или приносимого ими дохода. При этом принимались во внимание характер строения и место его расположения. Постепенно Н.п. принял форму поимущественного налога, налога на недвижимость и подоходного налога. В России Н.п. введен в городах в 1863 в форме налога с недвижимого имущества. Обложению подлежали жилые дома, фабрики, заводы, театры, бани и строения с прилежащими постройками. В совр. условиях Н.п. в той или иной форме применяется во многих развивающихся странах

НАЛОГ ПОДУШНЫЙ, ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ

НАЛОГ ПОДУШНЫЙ, подушная подать (англ. capitation) - один из видов прямых налогов, взимаемый с каждого налогоплательщика (физического лица) в одинаковом размере независимо от величины его дохода или имущества. Н.п. известен с древнейших времен, в XII в. до н.э. существовал в Китае. В ср. века получил распространение в Англии, Германии, Франции и др. странах. В России Н.п. был введен Императором Петром I вместо подворного налога и стал взиматься с 1724 после проведенной переписи населения со всех душ мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. Н.п. становится главным доходом гос-ва (до 50% всех доходов). Постепенно по мере исключения из обложения зажиточных слоев населения Н.п. превратился в чисто крестьянский налог. Сбор Н.п. вела крестьянская община, полное поступление налога гарантировалось круговой порукой, когда неуплаченные кем-то суммы раскладывались на ост. крестьянские дворы. Тяжесть обложения приводила к крупным недоимкам, к неплательщикам применялись жесткие санкции вплоть до изъятия имущества за долги. Такая политика приводила к разорению крестьянства, проявлению недовольства. Во многих случаях более зажиточные крестьяне вносили подати за разоряющихся земляков с последующей отработкой ими внесенной суммы в хозяйстве фактич. плательщика, что усиливало дифференциацию общества и ослабляло его стабильность. Н.п. был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887, в Сибири - в 1899. В совр. условиях Н.п. существует в нек-рых развитых странах, напр., Японии (3200 иен в год с каждого жителя), Франции (как особый налог в системе местного обложения) и в ряде развивающихся стран (как гос. налог)

НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ СТРОЕНИЙ

НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ СТРОЕНИЙ - взимался в быв. СССР в период 1981-91 гг. Н. с в.с. был введен с 1 июля 1981 Положением о местных налогах (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 «О местных налогах и сборах») взамен действовавшего ранее налога со строений. Налог взимался с кооперативных пр-тий, орг-ций и учр-ний за любые строения, находящиеся в их собственности или переданные им в пользование гос. и обществ. (кроме кооперативных) пр-тиями и орг-циями; граждан СССР, иностранных физич. и юридич. лиц, лиц без гражданства за принадлежащие им строения на территории СССР. Налог взимался ежегодно за текущий календарный год по ставкам 0,5 и 1% стоимости строений. Ставка 0,5% была установлена для строений жилищного фонда кооперативных пр-тий, учр-ний, оргций и иностранных юридич. лиц. За все ост. строения налог взимался по ставке 1%. Кооперативные пр-тия и орг-ции налог уплачивали исходя из балансовой стоимости строений (без вычета износа) на 1 января текущего года. С др. плательщиков налог исчислялся местными финансовыми органами на основании данных органов коммун. хоз-ва об инвентаризационной оценке строений на 1 января каждого года, а при ее отсутствии - по страховой оценке. Кооперативные пр-тия, орг-ции и учр-ния налог уплачивали равными долями в 4 срока: 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября; а граждане - равными долями в 2 срока: к 15 июня и к 15 августа. От уплаты налога освобождались гос. и обществ. пртия, учр-ния и орг-ции, колхозы, производств. объединения и межхозяйств. пр-тия (орг-ции) в сельском хозяйстве, а также межхозяйств. пр-тия и орг-ции с участием рыболовецких колхозов; военнослужащие срочной службы и члены их семей; Герои Советского Союза; кавалеры ордена Славы трех степеней; инвалиды Великой Отечественной войны 1 и 2 группы и члены их семей; пенсионеры; граждане, проживающие в сельской местности и облагаемые сельскохозяйственным налогом

НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - федеральный налог, взимаемый с юридич. лиц и физич. лиц. Входит в группу налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, зачисляется в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах РФ (Закон РФ от 1991 в ред. 1999). Плательщики Н. с в.т.с. - пр-тия, об-ния, учр-ния и орг-ции независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридич. лица и граждане, лица без гражданства, имеющие трансп. средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и др. самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Ставки налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя с каждой лошадиной силы. Увеличение ставки налога, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отд. категорий граждан, пр-тий, орг-ций и учр-ний от уплаты налога осуществляется законами субъектов РФ. Не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении трансп. средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). Уплата налога производится ежегодно в сроки, установл. законами субъектов РФ. Регистрация, перерегистрация или технич. осмотр трансп. средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производится. От уплаты налога освобождаются Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, а также общественные об-ния (орг-ции), использующие приобретаемые автотрансп. средства для выполнения своей уставной деятельности; категории граждан, поименованные в Законе РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили; общественные орг-ции инвалидов, использующие трансп. средства для осуществления своей уставной деятельности; предприятия автотранспорта общего пользования по трансп. средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси); колхозы, совхозы, крестьянские (фермерские) хоз-ва, объединения, акц. и др. пр-тия, занимающиеся производством с.-х. продукции, уд. вес доходов от реализации к-рой в общей сумме их доходов составляет 70% и более; пр-тия, осуществляющие содержание автомобильных дорог общего пользования; иностранные и российские юридич. лица, привлекаемые на период реализации целевых социально-экономич. программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финанс. помощи, предоставляемых междунар. орг-циями и пр-вами иностранных гос-в, иностранными юридич. и физич. лицами в соответствии с межправительственными и межгос. соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами гос. управления; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД РФ. Перечень юридич. лиц, к-рые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством РФ. Сумма платежей по Н. с в.т.с. включается в состав затрат по произ-ву и реализации продукции, выполненным работам и предоставленным услугам. Налог с владельцев тр-ных ср-в зачисляется в территориальные дорожные фонды

НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ С КОЛХОЗОВ ПОДОХОДНЫЙ

НАЛОГ С КОЛХОЗОВ ПОДОХОДНЫЙ - часть чистого дохода колхозов, поступавшая в гос. бюджет СССР. Использовался на финансирование общегос. потребностей. Введен в 1936 вместо с.-х. налога и существовал до начала 1992. В соответствии с Указом Президиума ВС СССР «О подоходном налоге с колхозов» от 10 апр. 1965 (с послед. изменениями) плательщиками налога выступали колхозы, в т.ч. рыболовецкие. Н. с к.п. облагались: чистый доход, полученный от с.-х. деятельности, оказания услуг и подсобных пр-тий и промыслов, за вычетом части дохода, соответствующей рентабельности 25%; часть фонда оплаты труда колхозников, превышавшая необлагаемый минимум (исходя из среднемесячного заработка одного работающего колхозника в размере 70 р. независимо от сложившегося уровня рентабельности). Чистый доход колхоза определялся как разница между суммой выручки от реализации продукции, оказания услуг, стоимости продукции в гос. закупочных ценах, выдаваемой в порядке оплаты труда колхозникам и лицам, привлеченным для работы со стороны, и себестоимостью этой продукции и услуг. Уровень рентабельности хоз-ва исчислялся в % как отношение суммы чистого дохода к себестоимости реализованной продукции, оказанных услуг и стоимости продукции, выдаваемой колхозникам и др. лицам в порядке оплаты труда. Облагаемая часть фонда оплаты труда определялась как разница между суммой, выделенной для оплаты труда колхозникам (включая стоимость натуральной продукции по закупочным ценам), и необлагаемой суммой фонда, рассчитанной исходя из среднегодового числа колхозников, работающих в общественном хоз-ве, и среднемесячного заработка колхозника (70 р.). Колхозы уплачивали подоходный налог с облагаемого чистого дохода за каждый процент рентабельности, превышающий 25%, по прогрессивным ставкам (например, с 1982: если рентабельность от 25 до 30% - ставка 0,1%; от 30 до 40% - 0,2%; от 40 до 50% - 0,4%; свыше 50% - 0,5%, но не более 25% облагаемого дохода). С облагаемой части фонда оплаты труда налог взимался по единой ставке (независимо от уровня рентабельности) - 8%. От Н. с к.п. освобождались полностью или частично: колхозы, образованные из переселенцев или принявшие в свой состав семьи переселенцев; расположенные в р-нах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; колхозы, занимавшиеся пушным звероводством (по доходам от реализации продукции звероводства). Пр-во СССР имело право полностью освобождать колхозы от уплаты подоходного налога или предоставлять им льготы с целью стимулирования развития отд. отраслей с. хоз-ва. Советы Министров союзных республик имели право предоставлять колхозам отсрочки по платежам, а также в нек-рых случаях списывать недоимку за счет бюджета республики. Местные органы власти могли своими решениями предоставлять отсрочки платежей в пределах текущего года колхозам, пострадавшим от стихийных бедствий. С 1987 по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 20 марта 1986 колхозы должны были уплачивать подоходный налог исходя из стабильных по годам пятилетки нормативов, установленных с учетом экономич. оценки стоимости земли, обеспеченности осн. фондами и трудовыми ресурсами. С 1 янв. 1992 в связи с введением новой налоговой системы РФ и, в частности, подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий и организаций данный налог фактически отменен

НАЛОГ С ОБОРОТА

НАЛОГ С ОБОРОТА (англ. turnover tax) - один из основных видов косвенных налогов, взимаемый на конечной стадии производства со стоимости произведенных товаров народного потребления. В отличие от акциза, к-рый устанавливается на отд. товары и услуги, Н. с о. взимается со стоимости валового оборота пр-тия. Н. с о. облагаются преимущественно товары массового потребления и услуги пр-тий сферы обслуживания. Н. с о. возник в период 1-й мировой войны в Германии и Франции и позднее получил широкое распространение в др. гос-вах. Рост поступлений этого налога обеспечивается автоматически: за счет повышающихся в условиях инфляции цен и в результате расширения объектов обложения. Разновидностью Н. с о. является налог на покупки в оптовом звене. Объектом обложения выступают обороты в процессе произ-ва товара и реализации его оптовыми фирмами. Если пром. компании, минуя опт, непосредственно продают товары в розничную сеть, то их обороты также подлежат обложению налогом на покупки. Эта форма обложения применяется в Великобритании с 1940, Швейцарии - с 1941, Португалии - с 1966. Н. с о. (независимо от названия и форм взимания) включается в цену товаров, услуг и уплачивается потребителем. В быв. СССР Н. с о. - налог, устанавливаемый в условиях гос. регулирования цен на нек-рые высокорентабельные изделия, введен налоговой реформой 1930- 32 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сент. 1930). При помощи Н. с о. распределялась и перераспределялась часть чистого дохода общества между отраслями нар. хоз-ва и экономич. регионами страны. Н. с о. применялся как экономич. инструмент регулирования рентабельности продукции. Плательщики Н. с о. - гос. производственные об-ния, пр-тия, орг-ции, пр-тия общественных и кооперативных (кроме колхозов) орг-ций. Осн. часть Н. с о. реализовалась в отраслях легкой и пищевой пром-сти. Н. с о. облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам пром-сти товаров собственного произ-ва или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отд. товаров внутри об-ния, пр-тия. Облагаемый оборот определялся исходя из прейскурантных цен на товары. Н. с о. исчислялся методом разницы в ценах и по ставкам в рублевом исчислении с единицы измерения (т, мз, штуки) или в процентах к выручке от реализации. Сроки уплаты Н. с о. устанавливались с таким расчетом, чтобы обеспечить регулярное поступление платежа в бюджет и не допустить сосредоточения на счетах пр-тий, орг-ций ден. сумм, подлежащих внесению в бюджет. Значительная часть Н. с о. поступала в бюджет в момент оплаты счета или на 3-й день после совершения оборота по реализации продукции. Н. с о. широко применялся в отечеств. хозяйственной практике до начала 90-х годов. Недостаток Н. с о. - он взимается не со всех товаров, а только с тех, к-рые находятся в конце технологической цепочки (т.е. этот вид налога взимается с холодильников и автомобилей, но не взимается с чугуна, хлопка, руды). Н. с о. называют «каскадным налогом»; он стимулирует вертикальную интеграцию промышленности и торговли. В последние годы в результате осознания неэффективности налогов такого типа во мн. странах они были заменены налогом на добавленную стоимость (напр., в России с 2001, Великобритании, Франции, ФРГ) и налогом с продаж (напр., в США), лишенными этого недостатка

НАЛОГ С ПРОДАЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ СО СТРОЕНИЙ

НАЛОГ СО СТРОЕНИЙ - был введен в Советской России в ноябре 1923 в соответствии с «Временным положением о местных финансах» и действовал в основном в городской местности. Налог неоднократно реформировался. В быв. СССР в период 1942-81 гг. взимался в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 «О местных налогах и сборах» (с учетом последующих измен. и доп.). Первоначально налог взимался с жилых домов, фабрично-заводских зданий и др. строений, принадлежащих пр-тиям, учр-ниям и отд. гражданам. Был установлен ряд изъятий из обложения: не облагались строения орг-ций и лиц, основной деятельностью к-рых являлось сельское хозяйство; строения, принадлежащие воинским частям, и др. Налог со строений жилого фонда, гос., кооперативных и обществ. пр-тий и орг-ций взимался в размере 0,5%, а с ост. зданий - в размере 1% их стоимости. В последующем налогом стали облагаться лишь строения, принадлежащие кооперативным пр-тиям и орг-циям и отд. гражданам. За жилые строения кооперативных оргций налог был установлен в размере 0,5% их стоимости, за ост. строения кооперативных орг-ций и граждан - 1% стоимости строений (или страховой оценки). От уплаты налога освобождались гос. пр-тия, учр-ния и орг-ции, военнослужащие срочной службы и члены их семей, пенсионеры, Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы трех степеней, колхозники и ряд др. владельцев строений

НАЛОГ ЦЕРКОВНЫЙ

НАЛОГ ЦЕРКОВНЫЙ (нем. Kirchensteuer) - налог, поступающий в доход церквей и предназначенный для выполнения их задач. Взимание Н.ц. восходит к начальному периоду становления религии. В Пятикнижии Моисея сказано: и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу. Взимание церковной десятины введено в 567 во Франкском гос-ве. Неплательщикам грозило отлучение от церкви. Карл Великий (742-814) придал Н. ц. силу закона. После крещения Руси князь Владимир I Святославич (? - 1015) возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и, как свидетельствует летопись, дал ей десятину от всех доходов: Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русъстей: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита. Среди развитых стран Н.ц. имеет наибольшее значение в Германии, где носит обязательный характер. Его взимание регулируется Конституцией, а также законами о церковных налогах, издаваемыми землями. Н.ц. взимается гос-вом и уплачивается в качестве надбавки к подоходному (реже - поимущественному) налогу лицами, принадлежащими к евангелической или католической церквям. Выход из церкви означает прекращение обязательств уплаты налога. База исчисления налога - годовая сумма подоходного (поимущественного) налога, к-рая уменьшается на 300 нем. марок в расчете на каждого ребенка. Ставки налога дифференцированы по церковным р-нам и составляют в среднем 8-9% установленной базы обложения. Уплаченный Н.ц. подлежит вычету при обложении подоходным налогом в качестве «особых расходов». В ряде стран Н.ц. носит необязат. характер и устанавливается, как правило, не актами гос. власти, а религиозными нормами. В мусульманских странах (Йемен, Пакистан, Саудовская Аравия) такие платежи, как закят, ушр и др. взимаются в соответствии с Кораном; при этом религиозные нормы, имеющие громадный моральный авторитет, санкционируются светской властью и становятся общегос. Так, закят взимается в пользу малоимущих мусульман и как бы легализует пользование имуществом, с к-рого он уплачен

НАЛОГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

НАЛОГ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ (англ. eсo-tax) - обязательный платеж за вредное воздействие на окружающую среду. Налоговым кодексом РФ (часть первая) введен с 2001 вместо действовавших платежей за разл. виды вредного воздействия на окружающую среду. К вредным воздействиям относятся: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных или передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты; размещение отходов (токсичных и нетоксичных); производственные шумы; вибрация, электромагнитные, радиационные и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, определяемые Правительством РФ. Налоговая база - масса выбросов (объем сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду; масса (объем) размещаемых отходов; фактич. уровень вредного воздействия на окружающую природную среду. Уплачивают Н.э. пр-тия, орг-ции, предприниматели, производящие на тер. РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономич. зоны вредные воздействия на окружающую природную среду. Для оценки налоговой базы осуществляют аудит экологический. Минимальные ставки устанавливаются Правительством РФ для каждого ингредиента загрязняющего вещества (отхода) и для каждого вида вредного воздействия на окружающую природную среду. Для отд. регионов и бассейнов рек налоговые ставки могут применяться с повышающими коэффициентами. Н.э. уплачивается по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее 20 дней после его истечения с представлением налоговой декларации в налоговый орган по месту учета. Сумма налога по каждому виду вредного воздействия зависит от того, находится налоговая база в пределах допустимых или временно согласованных нормативов. Порядок установления и применения этих нормативов устанавливается Правительством РФ. Общая сумма налога определяется сложением всех подлежащих уплате сумм налога по каждому виду вредного воздействия на окружающую природную среду. При отсутствии разрешения на вредное воздействие на окружающую природную среду сумма налога определяется как произведение налоговой базы на увеличенную в 25 раз ставку по каждому виду такого воздействия. Согласно Налоговому кодексу России Н.э. распределяется след. образом: 10% - в федеральный бюджет; 90% - в региональные и местные бюджеты

НАЛОГ ЭМИССИОННЫЙ

НАЛОГ ЭМИССИОННЫЙ - один из видов прямых реальных налогов, объектом которого является эмиссия ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Появление Н.э. связано с расширением процесса акционирования пр-тий и развитием фондового рынка. Ставки налога устанавливаются в процентах к номинальной сумме эмиссии, в нек-рых случаях дифференцируются в зависимости от вида выпускаемых ценных бумаг. Распространенная льгота по Н.э. - освобождение или льготное обложение гос. облигаций и местных займов. В РФ Н.э. введен с 1992 в виде налога на операции с ценными бумагами

НАЛОГИ АДВАЛОРНЫЕ

НАЛОГИ АДВАЛОРНЫЕ (англ. ad valorem duties, от лат. ad valorem - сообразно ценности) - платежи на основе фиксированной процентной ставки, взимаемые от стоимости облагаемых товаров и услуг. Термин Н.а. применяется в таможенном деле, где адвалорные ставки устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров. Адвалорные ставки преобладают в Таможенном тарифе РФ. Особенность Н.а. в том, что они автоматически сохраняют свою функцию в условиях инфляции. В Н.а. входят торг. налоги, налоги на собственность, большинство пошлин на импорт

НАЛОГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

НАЛОГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (англ. national taxes) - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Отличит. признаки налогов: обязательность; безвозмездность; законность установления; отчуждение части принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности средств в пользу государства. Налоги вносятся в бюджет, к-рый выступает в качестве получателей налогов, обеспечивая финансовую деятельность государства и муниципальных образований

НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (англ. effluent taxes) - обязательные платежи за загрязнение окружающей среды, соответствующие причиненному ущербу. В наст. время действует т.н. 10%-ная плата за загрязнение окружающей среды, взимаемая согласно инструкции ГНС РФ № НП-4-02/86н от 8 июня 1993. Она формирует доход федерального бюджета и из нее производятся отчисления в гос. внебюджетные экологические фонды (консолидированы в федеральном бюджете). Порядок целевого направления отчисления разработан на основании Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991) и постановлений Правительства РФ № 3442 от 29 июня 1992 «О федеральном экологическом фонде и экологических фондах на территории РФ» и № 3632 от 28 июня 1992 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Виды платы: плата за предельно допустимые выбросы, др. вредные воздействия (сумма платы относится в учете на затраты произ-ва - сч. 20); плата за выбросы, сбросы, др. вредные воздействия в пределах установленного лимита (сумма платы относится в учете на затраты произ-ва - сч. 20); плата за сверхлимитные выбросы (сумма платы относится в учете на прибыль, остающуюся предприятию, - сч. 81). Источники формирования гос. экологич. фондов - платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы; суммы по искам о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде; штрафы за экологич. нарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и др.; инвалютные поступления за экологич. правонарушения; средства в виде дивидендов, процентов по вкладам в банках, долевого участия в деятельности предприятий

НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ

НАЛОГИ КОСВЕННЫЕ (англ. indirect taxes) - налоги, связанные с процессом использования прибыли (дохода) налогоплательщиков. Их связь с экономич. потенциалом (способностью приносить доход) налогоплательщика лишь опосредованная, через его расходы. С управленческой т.з. различают три вида Н.к.: налоги, вытекающие из имущественных и товарно-денежных отношений, налоги на потребление и таможенная пошлина. К первому виду относится, напр., налог на добавленную стоимость. Ко второму - акцизы, налог на реализацию ГСМ и др. Имущественными и потребительскими налогами, а также налогами, вытекающими из имущественных и товарно-денежных отношений, распоряжаются налоговые органы. Взимание таможенной пошлины регулируется таможенными органами. В отличие от прямых налогов, Н.к., падая большей частью на предметы широкого потребления, использование к-рых не находится в прямом соответствии с имущественной самостоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко их объем оказывается обратно пропорционален объему средств плательщиков. Одно из важнейших преимуществ Н.к. - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Н.к. позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (напр., в отношении спиртных напитков). Н.к. характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку Н.к. включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками. Недостатки Н.к. - увеличение оборотных средств за счет роста цен под их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств. нужд. Главный недостаток Н.к. - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть Н.к. обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в к-рой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли Н.к., прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок

НАЛОГИ ЛИЧНЫЕ

НАЛОГИ ЛИЧНЫЕ (англ. personal taxes) - одна из форм изъятия гос-вом части доходов юридических и физических лиц; важнейшая форма прямого обложения. Объект налогообложения - личный доход налогоплательщика в виде любого вида дохода (заработной платы в денежной и натуральной форме или в виде полученной материальной выгоды, а также при получении прибыли, наследства, подарков, дивидендов, прибыли и т.д). Доходы физич. лица определяются на основе налоговой декларации, представляемой в налоговые органы в установленные сроки. Юридич. лица исчисляют Н.л. в соответствии с данными бухгалтерской отчетности. К Н.л. можно отнести налог на доходы физич. лиц, налог на прибыль, налог на имущество, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др. Льготы по Н.л. нек-рым категориям физич. и юридич. лиц направлены обычно на уменьшение налоговой базы, а в отд. случаях полностью освобождают плательщика от уплаты налога. В налоговом законодательстве РФ Н.л. регулируются след. законами: Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (1991), Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» (1991), Закон РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (1991), Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» (1991 с доп.) и др. С 1 янв. 2001 действуют нормы налога на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ), а с 1 янв. 2002 - нормы налога на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

НАЛОГИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

НАЛОГИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (англ. muniсipal taxes) - местные налоги, взимаемые с юридических и физических лиц и обязательные на территории соответствующих муниципальных образований. В действ. законодательстве не установлены четкие критерии отнесения налогов к местным, их отличие от федеральных и региональных налогов. До дня признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991) перечень местных налогов регламентировал ст. 21 этого Закона. Предусмотр. НК РФ Н. м. устанавливаются и вводятся в действие нормативными правовыми актами, принятыми представит. органами власти местного самоуправления. При их установлении и введении указ. органы определяют отд. элементы налога, в т.ч. налоговую ставку в пределах установл. НК РФ (ст. 53), налоговые льготы

НАЛОГИ НА ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ

НАЛОГИ НА ПРЕДМЕТЫ РОСКОШИ (англ. sumptuary taxes) - изъятие в государственный бюджет дополнительных доходов, полученных производителями по товарам, пользующимся повышенным спросом и не относящимся к предметам первой необходимости. К Н. на п.р. относятся акцизы. В России Н. на п.р. был введен Законом РФ «Об акцизах» с 1 янв. 1992 как косвенный налог, включаемый в цену товаров и оплачиваемый покупателем. Закон устанавливал порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, пива, икры осетровых и лососевых рыб, деликатесной продукции из ценных видов рыб и морепродуктов, ювелирных изделий, бриллиантов, высококачественных изделий из фарфора и хрусталя, ковров и ковровых изделий, меховых изделий, одежды из натуральной кожи, а также отд. видов минерального сырья, определяемых Правительством РФ. В соответствии со ст. 181 НК РФ к подакцизным товарам относятся: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный; отд. виды минерального сырья и легковые автомобили, кроме автомобилей с ручным управлением. Налоговые ставки по акцизам устанавливаются либо в процентах к продажной цене, либо в абсолютной сумме с единицы товара. Сумма акциза включается в цену реализации товара. Субъекты РФ могут вводить дополнительно: акцизы на добычу природных ресурсов и др

НАЛОГИ ПРЯМЫЕ

НАЛОГИ ПРЯМЫЕ (англ. direct taxes) - налоги, которыми непосредственно облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических лиц. Др. словами, облагаются имущество, выручка, процесс извлечения прибыли (дохода). Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные (индивидуальные) и целевые (реальные). К числу первых относятся, к примеру, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на имущество физич. лиц и др. К числу реальных налогов относится земельный налог. По сравнению с косвенными налогами Н.п. в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, их взимание не требует сложной организации по контролю за производством, сбытом и потреблением товаров, как при взимании косвенных налогов, и, следовательно, обходится дешевле. В бюджетном отношении преимущество Н.п. состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета. Поступления Н.п. отличаются также большей регулярностью, нежели косвенных налогов, т.к. они взимаются с заранее оцененных имущества и доходов, в то время как косвенные связаны с потреблением, размеры к-рого подвержены значит. колебаниям

НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГИ ЦЕЛЕВЫЕ

НАЛОГИ ЦЕЛЕВЫЕ (англ. special purpose taxеs) - форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий. Как правило, налог не имеет целью покрыть к.-л. конкретный расход, что обосновывается необходимостью избежать подчинения необходимых расходов бюджета поступлению отдельных видов дохода. Но в ряде случаев введение Н.ц. объясняется след. причинами: налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе к-рого уверен (напр., налог с владельцев автотрансп. средств в Москве в 1994 уплачивался целевым образом на реконструкцию Московской кольцевой автодороги); данные налоги могут вводиться для придания большей независимости конкретному гос. органу; целевой характер налога оправдывается необходимостью затрат с целью получения определ. доходов (напр., добыча ископаемых вызывает необходимость проведения природо-восстановит. работ, работ по разведке новых месторождений, для чего в РФ были введены отчисления с пользователей недр на воспроизводство минерально-сырьевой базы). В налоговых системах развитых стран целевые налоги сохраняются в основном как источник доходов местных бюджетов. Как гос. целевой налог в ФРГ существует конъюнктурный налог, поступающий в конъюнктурный фонд и используемый для финансирования экономики в периоды спада. В быв. СССР Н.ц. вводились в 1920-30-е гг. как дополнит. источник средств для оказания помощи голодающим, борьбы с эпидемиями, улучшения жизни детей, расширения культурного и жилищного стр-ва (квартирный налог, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового стрва). Целевым также по социально-экономич. сущности являлся налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. В налоговой системе РФ целевое назначение в разное время имели: налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налоги, служащие источником образования дорожных фондов; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; плата за воду, забираемую пром. предприятиями из водохоз. систем, сбор на нужды образовательных заведений, взимаемый с юридич. лиц; др. целевые сборы

НАЛОГИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ

НАЛОГИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ (англ. emergency taxes) - форма мобилизации государством средств в чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.п.); обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный бюджет, вводимые при наступлении чрезвычайных обстоятельств. В период 1-й и 2-й мировых войн применялись в виде налога на сверхприбыль, резкого повышения налоговых ставок прямых и косвенных налогов, введения в ряде стран (напр., в Великобритании в 1940) налога с оборота в виде налога на покупки, крый в дальнейшем стал функционировать как обычный налог. В быв. СССР после Октябрьской революции и установления диктатуры пролетариата Н.ч. использовались для мобилизации средств для нужд революции. Такими налогами являлись в период гражданской войны единовременный революц. десятимиллиардный налог, представлявший собой фактическую контрибуцию с буржуазии; в 1922 - единовременный и общегражданский налог для оказания помощи голодающим; в 1924 - единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая. В годы Великой Отечественной войны была установлена надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогу, замененная в 1942 налогом военным (отменен в 1946). В послевоенный период в социалистич. странах вводился Н.ч. в форме особых единовременных налогов на военные прибыли и прирост имущества владельцев банков, пром. и торг. пр-тий за годы войны, ставки крых отличались высокой прогрессией. Напр., в Польше Н.ч. на военные прибыли и прирост имущества, введенный в апреле 1945, составлял от 15 до 75% стоимости прироста имущества, в Чехословакии - от 5 до 30%, в Румынии - от 10 до 90%. Это позволило собрать средства на восстановление нар. хоз-ва в послевоенный период

НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ

НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ (англ. tax amnesty) - освобождение лица, виновного в совершении налогового правонарушения (преступления), от административной, финансовой и уголовной ответственности, предусмотренной законом за указанное правонарушение (преступление), на основании Акта об амнистии, принимаемого верховным органом гос. власти. Акты об амнистии носят нормальный характер, т.е. распространяются на всех лиц, к-рые совершили наказуемые деяния до вступления в силу этих актов и отвечают установленным требованиям (напр., пол, возраст и т.п.). Этим акты об амнистии отличаются от актов о помиловании, касающихся конкретных лиц. От амнистии следует отграничивать освобождение виновных лиц от ответственности и от наказания (смягчение наказания), производимое органами, к компетенции к-рых относится применение наказания. Так, Уголовный кодекс РФ предусматривает неприменение судом уголовной ответственности к лицу в связи с деятельным раскаянием. В отеч. праве наиболее часто амнистия применялась к лицам, виновным в совершении преступлений (уголовно наказуемых деяний). Нормативное определение амнистии появилось в ст. 84 Уголовного кодекса РФ 1996. До Конституции РФ 1993 амнистия могла применяться только к лицам, признанным судами виновными в совершении преступлений. Так, ст. 121 Конституции СССР прямо предусматривала, что амнистия применяется к лицам, осужденным судами СССР; Президиумы Верховных Советов союзных республик обладали правом амнистировать лиц, осужденных судами союзных республик. Ст. 109 Конституции РФ 1992 не изменила данного принципа, установив, что Верховный Совет РФ издает республиканские акты об амнистии лиц, осужденных судами РФ. В соответствии со ст. 1 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти РФ и органами власти субъектов РФ вопросы амнистии отнесены к исключит. ведению Федерации. Поэтому делегирование полномочий по проведению амнистии иным органам гос. власти не допускалось. Конституцией РФ 1993 амнистия отнесена к ведению РФ (ст. 71) и к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 103). Это значит, что исключительно Государственной Думой принимается федеральный конституционный или федеральный закон об амнистии, к-рый имеет прямое действие на тер. РФ. Новеллой Конституции РФ 1993 является то, что законодатель отказался от определения амнистии как освобождения от ответственности лица, виновного в совершении только уголовно наказуемого деяния. Т.о., вне зависимости от того, от какого вида ответственности освобождает акт об амнистии, издание такого акта находится в компетенции Государственной Думы. Н.а. проводилась в России в 1993 в соответствии с Указом Президента РФ от 27 окт. 1993 № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году» (который позволил налоговым органам взыскивать тройные финансовые санкции; 21 июля 1995 действие Указа было отменено)

НАЛОГОВАЯ БАЗА, БАЗА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (англ. (tax) return) - официальное заявление гражданами и организациями в установленной форме государству в лице органов государственного управления (органов налоговой службы) о размерах доходов и суммах налогов, сборов и др. обязательных платежей, установленных государством и подлежащих уплате в бюджет или возврату из бюджета. Н.д. - документ, связанный с исчислением и уплатой налогов, в связи с чем ее представление налоговым органам - одна из основных обязанностей лиц, на к-рых законодательством возложена обязанность по уплате налогов. Форму этого документа разрабатывает и утверждает Министерство РФ по налогам и сборам. В практике применения налогового законодательства Н.д. называют документ, по к-рому уплачивается гражданами налог на доходы, а также письменное заявление, где проведены расчеты по налогам, представляемые оргциями в соответствии с налоговым законодательством. Представление Н.д. осуществляется в установленные законодательством сроки, за нарушение к-рых лица привлекаются к адм. и уголовной ответственности

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ

НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ - государственный налоговый орган местного уровня, входящий в единую систему Министерства РФ по налогам и сборам (МНС России). Систему МНС России составляют также налоговые управления по субъектам Федерации, городские межрегиональные и межрайонные налоговые инспекции, налоговые инспекции по районам, районам в городах (последние объединяются общим понятием «налоговые органы местного уровня»). Основные функции Н.и.: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства; обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков, правильности исчисления платежей физич. лицами, а также поступления платежей в соответств. бюджет; осуществление контроля за своевременностью представления плательщиками документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверка достоверности этих документов в части правильности определения объекта обложения и исчисления налогов и иных платежей; передача правоохранительным органам материалов по фактам нарушений, за к-рые предусмотрена уголовная ответственность; предъявление в суд и арбитражный суд исков в порядке, предусмотр. законодательством РФ; обеспечение правильности применения адм. штрафов и финанс. санкций, предусмотр. законодательством РФ и субъектов Федерации за нарушение обязательств перед бюджетом; осуществление осмотра, фиксации содержания и изъятия у пр-тий, учр-ний и орг-ций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; получение от пр-тий, учр-ний, орг-ций, финанс. органов и банков документов, на основании к-рых ведется оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и др. платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм адм. штрафов и финанс. санкций; приостановление операций юридич. и физич. лиц по расчетным и иным счетам в банках в случаях непредставления Н.и. и их должностным лицам документов, связанных с налогообложением; составление, анализ и представление вышестоящим гос. налоговым органам установленной отчетности, а финанс. органам - сведений о фактически поступивших суммах налогов и иных платежей в бюджет; рассмотрение заявлений, предложений, жалоб юридич. и физич. лиц по вопросам налогообложения и жалоб на действия должностных лиц Н.и. Структура Н.и. строится как по территориальному, так и по отраслевому (функциональному) принципу. На разл. подразделения инспекции возлагаются функции по контролю за юридич. и физич. лицами - налогоплательщиками. При этом за отд. подразделениями могут закрепляться функции контроля за налогоплательщиками, находящимися на определ. территории (постановка на налоговый учет, прием отчетности и расчетов по налогам, проведение камеральных и выездных проверок). Нередко создаются спец. подразделения для осуществления выездных проверок налогоплательщиков. Кроме того, в структуру Н.и. входят: отдел учета и отчетности, юридический отдел, отдел анализа и прогнозирования, др. вспомогат. и хоз. подразделения. Руководитель территориальной Н.и. назначается Руководителем соответств. налогового управления субъекта Федерации. Территориальные Н.и. работают в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления соответств. субъекта РФ, органами местного самоуправления (органами управления административно-территориальных единиц), правоохранительными органами, в частности, органами Федеральной службы налоговой полиции РФ, МВД РФ, финансовыми и др. контролирующими органами

Предыдущая страница Следующая страница