Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (англ. institutionalism, от лат. instituto - образ действия, обычай; а также institutum - установление, учреждение) - направление в экономической науке, трактующее развитие общества и экономики с социальнопсихологических позиций (т.н. институциональная экономическая теория - institutional economics). И. возник в конце XIX в., получил распространение в 20-е гг. и не потерял своего значения в конце ХХ в. Возникновение и эволюция И. прошли три этапа. Старая негативная школа И. получила широкое распространение в 20-30 гг. ХХ в. Родоначальник - Торстейн Веблен (1857-1929), амер. социолог и экономист, основавший социально-психологич. направление И. Осн. идеи Веблена изложены в книгах: «Теория праздного класса» (1898), «Место науки в современной цивилизации и другие очерки» (1919). Термин И. ввел У. Гамильтон. Дж. Коммонс (1862--1945) - создатель социально-правового направления в И.; У.К. Митчелл (1874-1948) и Т. Карвер - представители конъюнктурно-статистич. И.Митчелл создал и возглавлял Национальное бюро экономических исследований, к-рое разработало систему циклов (малые циклы от 3 до 5 лет и большие циклы до 100 лет). Он отстаивал гл. требование И. - создание системы соц. гос. контроля над экономикой. Поздний И. послевоенного времени до сер. 60-х - нач. 70-х гг. характеризовался позитивизмом, использованием демографии, антропологии и истории профсоюзного движения для аргументации своих положений. Представители И. 50-х гг.: Дж. М. Кларк (1884-1963), проф. экономики Колумбийского ун-та США - осн. работа «Экономические институты и благосостояние людей»; А. Берли, помощник президента Рузвельта - осн. работы: «Власть без собственности» (1959) и совместно с Г. Минзом «Современная корпорация и частная собственность» (1955). Социально-институциональное направление середины 60-70-х гг. - неоинституционализм. Методологические вопросы нео-И. разрабатывали Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль, Дж. Бьюкенен, Р. Хейлбронер и др. Дж. К. Гэлбрейт (р. 1908), проф. Гарвардского ун-та, президент Ассоциации амер. экономистов, посол США в Индии, принимал участие в разработке экономич. программы президента Кеннеди. Осн. работы: «Общество изобилия» (1958), «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономические теории и цели общества» (1973). Гэлбрейт внес в И. проблемы соотношения роли корпорации, техноструктуры и планирования. Власть в корпорации, по Гэлбрейту, принадлежит не собственнику, а техноструктуре (менеджменту и аппарату управления), к-рая, создавая сеть договоров между корпорациями, вынуждена планировать работу корпорации на годы вперед. Цель техноструктуры - выживание, безопасность, прочные позиции на рынке, а не погоня за прибылью. Отсюда опора на внутреннее финансирование и максимизацию роста с помощью маркетинга, рекламы и поддержки общества (т.н. «культ валового национального продукта»). Неоинституционалисты в отличие от «традиционного» И. Веблена отстаивают систему частного предпринимательства, шире трактуют предмет политической экономии, разрабатывают теорию индустриальной системы, включающей рыночную систему лишь как один из компонентов. В центре их внимания - культурносоц. подход, а также проблема бедности и нищеты населения США. Гэлбрейт описал новую «невидимую» бедность населения, а также амер. об-во, к-рое в безудержном стремлении к частному изобилию разрушает общее богатство и благосостояние нации. Амер. экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 Дж. М. Бьюкенен (род. в 1919) в 1957 основал совместно с Дж. Наттером Центр исследований в области политической экономии им. Т. Джефферсона с целью учредить сообщество ученых, к-рые мечтали сохранить соц. строй, основанный на индивидуальной свободе, а также воспрепятствовать росту технич. специализации в экономике. Шведский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987) - в 1933 зав. кафедрой политической экономии и финансов Стокгольмского ун-та; генеральный секретарь Экономической комиссии ООН для Европы (1947-57); директор Института исследований мировой экономики (с 1961), - своими исследованиями по экономич. политике Швеции и США в области народонаселения и расовой проблеме в Америке внес заметный вклад в развитие И. Так, рассматривая экономич. развитие с учетом политич., институционал., демографич., образоват. и др. факторов, Мюрдаль утверждал, что предоставляемая развитыми странами экономич. помощь из-за накладываемых ограничений в долгосрочной перспективе не соответствует интересам развивающихся стран. И. трактовал экономич. явления как результат воздействия обществ. психологии, таких институтов, как традиции, обычаи, общепризнанные привычки, а также способ мышления и поведение, преобладающее для группы людей или целого народа. К институтам представители И. относили соц. явления - семью, гос-во, профсоюзы и т.д. Большое внимание сторонники И. уделяли изучению истории институтов - истории нравов, обычаев, традиций. Действенными рычагами считали реформы в области распределения годных для обработки земель, здравоохранения и образования, для азиатских стран - контроль над ростом народонаселения. И. противостоял распространенным в конце XIX - начале ХХ вв. теориям стихийного, автоматического установления экономич. равновесия, а также теориям, признававшим свободную торговлю и частное предпринимательство лучшим и единственным средством функционирования экономики. И. позднего периода, нео-И., ставил экономич. процессы в зависимость от технократии, технологического детерминизма. Представители нео-И. разработали теорию трансакционных издержек, экономическую теорию прав собственности, теорию общественного выбора и др. И. всех направлений характеризуется нравственнопсихологич. подходом к оценке экономики; требованием реформирования совр. экономич. системы с позиций соц. контроля и гос. регулирования в интересах всего об-ва; критическим отношением к индивидуальному обогащению в ущерб социально-культурному развитию нации в целом. И. основан на признании, что обществ. прогресс предполагает совершенствование институциональной системы и развитие инфраструктуры

В начало словаря