Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЮД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЮД")

БЮДЖЕТНАЯ ИНИЦИАТИВА

БЮДЖЕТНАЯ ИНИЦИАТИВА - право членов парламента и других субъектов законодательной инициативы вносить обоснованные изменения в представленный правительством проект бюджета на очередной финансовый год, а также предлагать к рассмотрению проекты законов, касающиеся бюджетной сферы. Субъектами законодат. инициативы в России согласно Конституции РФ (ст. 104) выступают: Президент РФ, Правительство РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ по вопросам их ведения. Перечень субъектов законодат. инициативы в России значительно шире подобных перечней в большинстве зарубежных стран, конституции к-рых наделяют подобным правом лишь депутатов парламента и правительство. Б.и. реализуется прежде всего в ходе работы по рассмотрению проекта бюджета на очередной финансовый год. Так, процедурой рассмотрения проекта федер. бюджета РФ предусмотрено, что он (после принятия к рассмотрению Государственной Думой) направляется в комитеты Государственной Думы и др. субъектам законодат. инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. В период рассмотрения проекта федер. бюджета проводятся парламентские слушания, итоги к-рых учитываются при обсуждении проекта закона на пленарных заседаниях Государственной Думы, затем отражаются в поправках к проекту бюджета, предлагаемых Государственной Думой. Ни Конституция РФ, ни бюджетное законодательство не разграничивают сферы осуществления Б.и. между ее субъектами. Более того, в процессе рассмотрения проекта федер. бюджета в законодат. органе страны Б.и. реализуется совместно депутатами обеих палат Федерального Собрания и др. субъектами законодат. инициативы, когда они участвуют в парламентских слушаниях по проекту бюджета, работают в согласит. комиссиях и т.д. Детально формы реализации Б.и. прописаны в регламенте Государственной Думы и Бюджетном кодексе РФ. В парламентах большинства стран Б.и. ограничена наличием особого порядка рассмотрения финансовых законов. Это обусловлено тем, что правительства стремятся избежать увеличения предусмотр. в проекте бюджета гос. расходов или сокращения гос. доходов. В России любой финанс. закон может быть предложен к рассмотрению в Федеральном Собрании РФ только при наличии заключения на него Правительства РФ. Эта мера и оправданна, и очень важна, поскольку является преградой на пути использования законодат. инициативы в популистских целях или под давлением разл. лоббистских структур (в т.ч. действующих в местнических целях)

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНАЯ ССУДА

БЮДЖЕТНАЯ ССУДА (англ. budget advance) - денежные средства, выделяемые из одного бюджета другому на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 мес. в пределах финансового года. Ее назначение - покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, связанных с сезонными расходами либо сезонными колебаниями поступления доходов. В РФ Б.с., как правило, выделяются из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а из последних - в местные бюджеты. Законодательством предусмотрена также возможность выделения Б.с. органами гос. власти и местного самоуправления одного уровня. Предоставление Б.с. оформляется соглашением. Если Б.с. не погашается до конца финансового года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании на не формализованной основе, что делает непрозрачной методику такого регулирования. На этом основании ряд экономистов высказывается за отказ от использования данной формы оказания финансовой помощи бюджетам другого уровня. Непогашенная часть Б.с. в след. бюджетном году подлежит незамедлит. возврату или погашению за счет уменьшения финансовой помощи, оказываемой из бюджета, к-рому она должна быть возвращена. Применение Б.с. в России вызвано также нестабильной экономич. ситуацией, при к-рой в условиях бюджетного кризиса и низкого уровня оборотной кассовой наличности, а нередко и в связи с ее отсутствием в территориальных бюджетах не хватало средств для финансирования предусмотренных расходов. В этих условиях Б.с. подчас не погашались до конца года. Так, остатки невозвращенных в федеральный бюджет Б.с. на начало 2000 составили 6,25 млрд р. Согласно Бюджетному кодексу РФ при финансировании бюджетных расходов в форме, предусматривающей предоставление средств юридич. лицам или др. бюджету только на возвратной и возмездной основах, применяется бюджетный кредит

БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ - документ, лежащий в основе составления бюджета. Направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего финансовому году. Президент РФ выступает с Б.п. на совместном заседании Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Б.п. задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономич. политики государства, к-рые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год. В процессе составления проекта федерального бюджета Правительство РФ ориентируется в первую очередь на приоритеты, обозначенные в Б.п. Президента РФ. В Б.п. на 2002 среди среднесрочных бюджетных приоритетов выделены: снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочение государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Основные стратегические ориентиры бюджетной политики на среднесрочную перспективу: проведение налоговой реформы в целях снижения налогового бремени на налогоплательщиков, упрощения налоговой системы, выравнивания условий налогообложения и повышения качества налогового администрирования; пересмотр объема и структуры обязательств государства и приведение их в соответствие с возможностями федерального бюджета, пересмотр функциональной и экономической структуры бюджетных расходов путем их инвентаризации и оценки эффективности; признание главными приоритетами в бюджетных расходах - обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, судебная система, воспроизводство научного потенциала, социальная сфера; выделение важнейшего приоритета бюджетной политики - борьбы с бедностью; обеспечение снижения зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; поддержка российских предприятий, выходящих на международную арену прежде всего с продукцией высокого передела, способствование устранению разл. барьеров, стоящих перед ними на внешнем рынке; совершенствование межбюджетных отношений как одно из ключевых направлений бюджетной политики, нацеленное на четкое разграничение доходных и расходных полномочий региональных и местных властей, расширение их прав и ответственности за использование находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов. Решение этих жизненно важных задач связано с финансами, что позволит также наладить открытые и справедливые отношения между государством и обществом. Контроль общества за использованием бюджетных ресурсов обеспечивается переводом бюджетов всех уровней на казначейское исполнение

БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

БЮДЖЕТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - правовой документ, отражающий согласие сторон на закрепление бюджетных прав за соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления и на осуществление определенных бюджетных операций. Б.с. бывают трех видов. 1. Соглашение, заключаемое Минфином России с администрациями субъектов Федерации и/или органами местного самоуправления о передаче подведомств. Минфину России органам (органам Федерального казначейства, территориальным контрольно-ревизионным органам Минфина России) полномочий по: исполнению территориальных бюджетов; предварит. и текущему контролю за исполнением территор. бюджетов; осуществлению отд. операций со средствами территор. бюджетов (напр., распределение доходов между региональным и местными бюджетами); составлению отчетов об исполнении региональных и местных бюджетов. Такие Б.с. заключаются между Минфином России и администрациями высокодотац. субъектов в части исполнения региональных и местных бюджетов в соответствии с типовым соглашением между администрацией субъекта Федерации (органом местного самоуправления) и управлением (отделением) Федерального казначейства Минфина России о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Федерации (местного бюджета), утвержденным приказом Минфина России от 11 мая 1999 № 35н. 2. Соглашение между Правительством РФ и субъектом РФ о разграничении полномочий в бюджетнофинанс. сфере. Такие соглашения были заключены в Российской Федерации в 90-х гг. между Правительством РФ, с одной стороны, и органами исполнительной власти ряда субъектов РФ (напр., с Правительством Республики Башкортостан, администрацией Иркутской области, Правительством Республики Саха (Якутия), Правительством Свердловской области, Правительством Республики Татарстан и др.) - с другой. В соврем. условиях данный вид Б.с. не предусмотрен действующим законодательством. 3. Соглашение между органами местного самоуправления в рамках договора о совместном исполнении полномочий, связ. с созданием совместных органов (советов, комиссий, комитетов по вопросам образования, здравоохранения, распоряжения и управления совместной собственностью и др.)

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО - организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы взаимосвязей между ними; базируется на государственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего (напр., если государство является федерацией, то и бюджетное устройство будет учитывать федеративные начала в построении бюджетных отношений). Б.у., отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя 3 составляющие: бюджетную систему; бюджетные права, к-рыми наделяются органы публичной власти соответств. уровня (федеральные, субфедеральные, муниципальные); принципы разграничения, распределения и перераспределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов. Б.у. четко определяет разницу между экономич., правовой и плановой формами бюджета, раскрывает соотношение между разл. видами бюджетов (федеральным, областным, краевым, городским, консолидированным и т.д.), показывает значение и содержание бюджетной классификации, устанавливает принципы формирования бюджетов (полноты отражения доходов и расходов бюджета, сбалансированности и т.д.) и основы их функционирования. Дальнейшее совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма заложено в «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», принятой Правительством РФ 15 авг. 2001

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

БЮДЖЕТНЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ - денежные средства, поступающие на кредитной основе в распоряжение Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований для финансирования дефицита соответствующего бюджета и погашения долговых обязательств. Поступление заемных средств в бюджеты всех уровней осуществляется на основе кредитных операций органов гос. власти и местного самоуправления, по к-рым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации и муницип. образований. Б.з. подлежат возврату в той же сумме с уплатой процента (платы) на величину займа; утверждаются органами законодат. (представит.) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финанс. год по осн. видам привлеченных средств. Б.з. подразделяются на государственные и муниципальные; первые используются для финансирования дефицита федерального и субфедерального бюджетов, а также погашения гос. долговых обязательств РФ и субъектов Федерации; вторые - для финансирования дефицита местных бюджетов и погашения долговых обязательств муницип. образований. Б.з. подразделяются также на внутренние и внешние; при этом критерием деления может выступать валюта заимствований или признак резидентства кредиторов. В Российской Федерации к внутренним относят заимствования в валюте РФ, к внешним - в иностр. валюте. По методике Международного валютного фонда гос. внутренние заимствования - это привлечение средств от резидентов, при привлечении средств от нерезидентов формируются внешние заимствования. К внутренним заимствованиям относят: займы на внутр. финанс. рынке, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Федерации, субъекта Федерации или муницип. образования; кредиты, полученные от отечеств. кредитных орг-ций. К внешним - кредиты правительств иностр. гос-в, кредиты иностр. коммерч. банков и фирм, займы междунар. финансовых орг-ций, предоставляемые в иностр. валюте. Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. ст. 95 и 96), могут быть только внутр. заимствования (субфедеральные и муниц. займы, осуществляемые путем выпуска региональных и муницип. ценных бумаг; кредиты, полученные от отечеств. кредитных орг-ций), поступающие от российских юридич. и физич. лиц, т.е. от внутрироссийских кредиторов. Однако в связи с тем, что до 1 января 2000 субъекты Федерации имели законодат. право осуществлять не только внутренние, но и внешние заимствования, у них образовался внешний государственный долг, к-рый из-за нехватки бюджетных средств может подлежать реструктуризации. Поэтому ст. 90 Бюджетного кодекса РФ не предусматривает для субъектов Федерации ограничений по валюте долговых обязательств. В наст. время правом осуществления государственных внешних заимствований обладает Российская Федерация, от имени к-рой их может осуществлять Правительство РФ либо уполномоченный им ответственный федеральный орган исполнит. власти. Право осуществлять гос. и муницип. внутренние заимствования, включая гос. и муницип. гарантии, предоставлено: от имени Российской Федерации - Правительству РФ либо уполномоч. им ответственному федеральному органу исполнит. власти; от имени субъекта Федерации - единственному уполномоч. органу исполнит. власти субъекта Федерации; от имени муницип. образования - уполномоч. органу местного самоуправления в соответствии с уставом муницип. образования. В России существует единая система учета и регистрации гос. и муницип. заимствований. Субъекты Федерации и муницип. образования обязаны регистрировать свои заимствования в Минфине РФ; последнее ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации, в к-рой отражаются внутренние и внешние долги самой России, субъектов Федерации и муницип. образований

БЮДЖЕТНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ

БЮДЖЕТНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ (компенсации бюджетам других уровней) (англ. budget refund) - суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня. В мировой практике в случаях, когда органы власти вышестоящего тер. уровня принимают решения по перераспределению полномочий между органами власти разных уровней и др., влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов территориальных бюджетов, одновременно определяются источники покрытия дополнит. расходов и возмещения выпадающих доходов соотв. бюджетам. Так, во Франции при децентрализации нек-рых гос. полномочий в 1982-83 в связи с увеличением расходов местных бюджетов была осуществлена компенсация через дотацию на децентрализацию (к-рая ежегодно индексируется) и были переданы местным бюджетам нек-рые налоги (сборы); компенсация выпадающих доходов также производится при установлении гос. налоговых льгот, затрагивающих интересы местных бюджетов. В РФ федеральным законодательством предусмотрен аналогичный подход к компенсации увеличения расходов и уменьшения доходов бюджетов, обусловленного решениями органов власти вышестоящего уровня. Предполагалось раздельно отражать в бюджетах всех уровней сам факт передачи отд. видов расходов по вертикали бюдж. системы, с условием, что средства, передаваемые на тот или иной уровень в качестве обеспечения отд. гос. полномочий, должны учитываться в соотв. бюджете отдельно как доход в форме безвозмездных перечислений. В практике такой порядок не получил полной реализации. Причиной этого является то, что в РФ нередко принимаются федер. законы, влекущие увеличение расходов и уменьшение доходов территориальных бюджетов без определения источников финансирования. До недавних пор в практике бюджетные компенсации в той или иной степени заменялись др. формами перечисления средств - или разл. видами финанс. помощи или, если они не были учтены при утверждении соотв. закона о бюджете на очередной финанс. год, взаимными расчетами. С принятием «Программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.», в федеральном бюджете стал формироваться Фонд компенсаций, к-рый используется для предоставления субъектам РФ целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию федер. законов, предусматривающих соц. выплаты или льготы отд. категориям населения. При этом обязательства регион. и местных бюджетов по соц. выплатам и льготам, установл. федер. законами, но не обеспеченные средствами Фонда компенсаций, подлежат сокращению с одноврем. расширением прав субъектов РФ самостоятельно регулировать состав и уровень принимаемых к финансированию расходов в размере не менее выделенной из Фонда компенсаций субвенций (субсидий)

БЮДЖЕТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ

БЮДЖЕТНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ - запланированные в соответствии с утвержденным бюджетом показатели доходов в разрезе отдельных их видов и бюджетных ассигнований в разрезе функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов. Различают Б.н. годовые и квартальные. Они утверждаются законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год, поквартальным распределением доходов и расходов и (годовой с поквартальной разбивкой) сводной бюджетной росписью. Утвержд. сводная бюджетная роспись является осн. документом, в соответствии с к-рым доходы поступают в бюджет и финансируются предусмотр. в бюджете мероприятия. Показатели сводной бюдж. росписи доводятся до распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюдж. ассигнованиях на период действия утвержд. бюджета. Однако фактически средства со счетов бюджетов перечисляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, т.е. объемов бюдж. обязательств, определяемых и утверждаемых распорядителю и получателю бюдж. средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий 3 мес. Лимит бюдж. обязательств может отклоняться от объема бюдж. ассигнований на квартал в случаях: введения режима сокращения расходов бюджета; исполнения бюджета по доходам сверх утвержд. законом (решением) о бюджете либо вследствие перемещения бюдж. ассигнований главным распорядителем или распорядителем бюдж. средств между получателями бюдж. средств (в объеме не более 5% бюдж. ассигнований, довед. до получателя); либо блокировки расходов (напр., при выявлении фактов нецелевого использования бюдж. средств). В процессе исполнения бюджетов в годовые и квартальные назначения по доходам и расходам могут вноситься уточнения. Основанием для этого служат законы, указы Президента РФ, постановления, распоряжения или решения исполнит. органов гос. власти и органов местного самоуправления в пределах предоставл. им прав. Причинами внесения уточнений в Б.н. могут быть: изменение подчиненности орг-ций и учр-ний, административно-территориального деления и издание новых законов и постановлений после утверждения бюджета (при этом возникают взаимные расчеты между бюджетами), а также причины, обусловливающие отклонение лимита бюдж. обязательств от объема бюдж. ассигнований на квартал

БЮДЖЕТНЫЕ НОРМЫ И НОРМАТИВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

БЮДЖЕТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (англ. budgetary obligations) - обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать в течение определенного срока расходование средств данного бюджета в соответствии с законом (решением) о бюджете и сводной бюджетной росписью. Б.о. органа, исполняющего бюджет, служат основанием для принятия получателем бюджетных средств своих обязательств по оплате за счет бюджета расходов на поставку продукции или выполнение работ и услуг, производимых в пределах лимитов бюджетных обязательств и в строгом соответствии с заключенными договорами (контрактами, соглашениями). Закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ осуществляются исключительно на основе гос. или муницип. контрактов, при этом бюджетные учрния ведут реестр закупок. С 1999 органы Федерального казначейства осуществляют учет Б.о. по договорам на поставку продукции, приобретаемой бюджетными учр-ниями за счет средств федерального бюджета, в течение финанс. года по кодам экономической классификации расходов бюджета: 110721 «Оплата отопления и технологических нужд», 110722 «Оплата потребления газа», 110723 «Оплата потребления котельно-печного топлива», 110730 «Оплата потребления электрической энергии» и 110740 «Оплата водоснабжения помещений». Б.о. принимаются на учет, если на момент представления в орган Федерального казначейства договора на поставку продукции учр-ние имеет достаточный свободный остаток лимита бюдж. обязательств по соответств. коду бюджетной классификации. Объем свободного остатка по коду классификации определяется как разница между установленным учр-нию лимитом бюдж. обязательств на финанс. год и суммой принятых с начала года на учет Б.о. Основная цель учета Б.о. - предотвращение несанкционированной кредиторской задолженности бюджетных учреждений. В практике исполнения федерального бюджета иногда используется также термин «лимит финансирования» - ежемесячно устанавливаемый для бюджетополучателя объем финансирования. Региональные органы исполнит. власти употребляют и др. названия для обозначения месячного объема финансирования - «график платежей», «кассовый план»

БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ (англ. budget proceeds) - совокупность всех видов денежных средств, поступающих в распоряжение органа государственной власти (федерального и регионального уровней) или органа местного самоуправления и используемых им для выполнения своих функций. В зависимости от экономич. природы Б.п. подразделяются на доходы бюджета и средства для покрытия дефицита бюджета. Первые в соответствии с действ. бюдж. законодательством поступают регулярно и безвозмездно; вторые не являются «регулярными», хотя это и не исключает их постоянного присутствия, если дефицит бюджета становится хроническим. К доходам бюджета относятся также поступления, связ. с возвратом государственных кредитов, ранее выданных иностр. гос-вам, их юридич. лицам и междунар. орг-циям, и бюджетных кредитов, выданных юридич. лицам. Кредитная природа этих доходов требует особой формы их учета, вытекающей из того, что они не являются ни безвозмездными, ни регулярными и зависят от сроков и условий погашения бюджетных кредитов. Для мобилизации средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета, законодат. (представит.) органы власти принимают соотв. нормативно-правовые акты. Источники покрытия дефицита бюджета складываются из бюджетных заимствований, привлекаемых на возвратной и платной основе, и бюджетноденежной эмиссии, обусловл. необходимостью покрытия расходов бюджета за счет выпуска в обращение дополнит. массы ден. средств сверх той их суммы, края связана с потребностями обслуживания товарооборота в стране. В развитых гос-вах функции ден. властей обычно институционально отделены от прочих гос. функций и осуществляются, как правило, гос. органом типа центрального (национального) банка. В этом случае бюджетная денежная эмиссия возможна только путем передачи денежными властями вновь создаваемой денежной массы в распоряжение органа, исполняющего бюджет. Эта передача может оформляться на квазивозмездной основе, т.е. в форме кредита центрального банка, предоставляемого бюджетным властям. Однако финанс. суть таких заимствований, их экономич. последствия существенно иные, чем при заимствовании средств у банковского или тем более у нефинансового сектора экономики. Хотя в России Бюджетный кодекс прямо не вводит возможность эмиссионного финансирования бюджета, но практически она определяется не только бюдж. законодательством, но и полномочиями Центрального банка РФ. В этих вопросах возможности бюджета тесно связаны с устройством ден. системы страны. Разграничение между доходами бюджета и иными Б.п. очень важно для учета влияния бюджета на экономич. развитие. Грань между разными видами Б.п. слишком тонкая, а потому точно ее установить должно бюджетное законодательство

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - регулируемые бюджетным законодательством РФ отношения, возникающие в бюджетном процессе между его участниками, а также между субъектами этих правоотношений в ходе функционирования бюджетной системы страны. Б.п. относятся к области публичного права; они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере Б.п. не действуют. Многообразие Б.п. и одновременно их специфика, обусловленная сферой возникновения, предопределяют деление Б.п. на две группы: к первой относятся Б.п., возникающие в связи с действием правовых актов, регламентирующих процессы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления гос. и муницип. заимствований, регулирования гос. и муницип. долга; ко второй - Б.п., возникающие между участниками бюджетного процесса на всех его этапах, т.е. в ходе составления исполнит. органами власти и органами местного самоуправления проектов бюджетов всех видов и уровней, их рассмотрения законодат. (представительными) органами власти и местного самоуправления, утверждения и исполнения бюджетов, а также контроля за их исполнением. Характер Б.п., их содержание обусловливают функции участников бюджетного процесса. К примеру, Президент РФ ежегодно инициирует бюджетный процесс, направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ, а также подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год; органы законодательной (представительной) власти рассматривают проекты бюджетов и утверждают бюджеты на очередной финансовый год; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов, бюджетов, др. уполномоченные органы) организуют и осуществляют исполнение бюджетов; органы государственного и муниципального финансового контроля следят за законностью бюджетных операций, проводят проверки своевременности и полноты поступлений ден. средств в бюджет, экономного и эффективного их использования; органы управления государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования) регулируют процессы формирования и использования средств этих фондов; главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют оперативное регулирование бюджетных потоков, перераспределяя в случае необходимости ден. средства между бюджетополучателями. Б.п. регулируются: законами РФ и субъектов РФ, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами, принимаемыми Правительством РФ и исполнительными органами власти субъектов РФ (в пределах их компетенции), органами местного самоуправления (в пределах их компетенции)

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ

БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ - затраты, совместно финансируемые из федерального бюджета РФ, региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ), бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Их перечень относится к компетенции органов гос. власти РФ и устанавливается Бюджетным кодексом РФ наряду с расходами, финансируемыми из какого-то одного уровня бюджетной системы РФ - федерального, регионального, местного. В наст. время в бюджетной системе РФ нет четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов. Поэтому значит. часть расходов отнесена к сфере совместного финансирования. В результате очень расплывчато определена ответственность каждого органа власти за предоставление гос. и муницип. услуг. До сих пор распределение расходов между федер. и регион. бюджетами производится по согласованию между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, а распределение расходов между регион. и местными бюджетами - по согласованию между органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, располож. на тер. данного субъекта РФ. Критерии распределения расходов между бюджетами законодательно не установлены. Порядок согласования распределения и отнесения расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ; порядок распределения и отнесения расходов совместного ведения субъектов РФ и муницип. образований - исполнит. органами субъектов РФ. К Б.р.с.в., согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, относятся след. функциональные виды бюджетных затрат: гос. поддержка отраслей пром-сти (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, с. хоз-ва, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хоз-ва, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; НИОКР и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технич. прогресс; обеспечение соц. защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологич. деятельности; обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегион. масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национ. отношений; обеспечение деятельности средств массовой информации; финанс. помощь др. бюджетам; ряд др. расходов, находящихся в совместном ведении РФ, субъектов РФ, муницип. образований. Отнесение перечисл. расходов на тот или иной бюджет утверждается законами о соответствующих бюджетах. В связи с проведением нового этапа бюджетной реформы, нацеленного на более четкое разграничение полномочий между органами власти разного уровня в соответствии с принятой в августе 2001 Программой развития бюджетного федерализма, в Российской Федерации осуществляется курс на сокращение состава Б.р.с.в., а соответственно - на пересмотр содержания ст. 85 Бюджетного кодекса РФ

БЮДЖЕТНЫЕ САНКЦИИ

БЮДЖЕТНЫЕ САНКЦИИ (англ. budget sanctions) - меры воздействия, применяемые в случае нарушения бюджетного законодательства (см. Бюджетные правонарушения). К Б.с. относится также приостановка: финансирования из федер. бюджета федер. программ и мероприятий, осуществляемых на тер. соотв. субъектов РФ; перечисления средств, предусмотр. разделом «Финансовая помощь бюджетам других уровней» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, и иных средств федер. бюджета, предусмотр. к перечислению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты закрытых административно-территориальных образований; предоставления бюджетных ссуд и кредитов; поставки продукции, централизованно поступающей из гос. ресурсов, а также прекращение выдачи лицензий и квот на экспорт. При исполнении федер. бюджета полномочиями, связ. с применением санкций, наделены органы Федерального казначейства и Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России в отношении кредитных учр-ний, мин-в, ведомств, пртий и орг-ций, выступающих распорядителями бюджетных средств, и бюджетополучателей

БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА

БЮДЖЕТНЫЕ СЧЕТА - счета, открываемые в банках, осуществляющих кассовое исполнение бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), для учета операций по кассовому исполнению этих бюджетов учреждениями Банка России и уполномоченными кредитными организациями. В зависимости от совершаемых операций Б.с. подразделяют на текущие счета средств бюджетов и текущие счета распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. В условиях казначейской системы исполнения бюджета распорядителям и получателям бюдж. средств текущие счета в кредитных орг-циях не открываютcя; их финансирование производится через лицевые счета в рамках Б.с. федер. бюджета. В порядке исключения при переходе к казначейской системе исполнения бюджета нек-рые орг-ции, состоящие на федер. бюджете, могут финансироваться без использования лицевых счетов; при этом им открываются текущие счета в кредитных орг-циях. На уровне федер. бюджета на текущих счетах раздельно учитываются: налоги, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами разных уровней; доходы, поступившие в федер. бюджет; доходы, перечисляемые на финансирование расходов федер. бюджета; расходы федер. бюджета; средства, предоставл. на возвратной основе пр-тиям и орг-циям; средства федер. бюджета в иностр. валюте; средства, получ. бюдж. учр-ниями от предпринимательской и иной деятельности. На раздельных текущих счетах учитываются также: кредиты, получ. от иностр. гос-в; платежи, взимаемые таможенными органами; средства целевых бюдж. фондов. На уровнях бюджетов субъектов РФ (региональном) и местном (муниципальном) для каждого бюджета открывается один текущий счет, на к-ром учитываются доходы и расходы бюджетов. Кроме текущих счетов средств бюджетов, открываются: отд. текущие счета на финансирование распорядителей и получателей бюдж. средств; счета по учету средств, получ. бюдж. учр-ниями от предпринимат. и иной деятельности. Текущие Б.с. распорядителей и получателей бюдж. средств предназначены для учета движения ден. средств, перечисляемых учр-ниям в соответствии с утвержд. бюджетными назначениями. Главным распорядителям бюджетных средств открывается несколько текущих счетов: на расходы главного распорядителя; на расходы учр-ний, обслуживаемых централизованной бухгалтерией; для перевода подведомств. учрниям, учет к-рых нецентрализован; на расходы на централиз. мероприятия. Б.с. по учету средств, получ. от предпринимат. и иной деятельности, открыты в кредитных учр-ниях. Однако в условиях казначейской системы исполнения бюджетов доходы бюдж. учр-ний от использования имущества, находящегося в гос. или муницип. собственности, либо доходы от оказания платных услуг, должны перечисляться в соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса РФ на счета бюджетов соответств. уровней

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД (англ. budgetary year) - время, в течение которого исполняется утвержденный бюджет. В РФ Б.г. совпадает с календарным: начинается с 1 янв. и заканчивается 31 дек., когда завершается исполнение всех бюджетов, входящих в бюдж. систему РФ. Такое совпадение Б.г. с календарным было введено в России с 1 янв. 1700, когда Император Петр I своим Указом приурочил Б.г. к календарному. На протяжении последующей 300летней истории развития России это правило соблюдалось, хотя с нек-рыми исключениями. Отступление, в частн., было сделано в период 1922-30, когда происходило восстановление нар. хоз-ва страны, разруш. в результате 1-й мировой и гражданской войн, и когда Б.г. был сориентирован на с.-х. год (начинался с 1 окт. и заканчивался 30 сент.). Однако с 1931 в СССР вернулись к Б.г., совпадающему с календарным. В странах СНГ, большинстве восточноевропейских стран и в ряде западноевропейских стран (Франции, ФРГ, Италии, Бельгии и др.) Б.г. тоже совпадает с календарным. В нек-рых же странах Б.г. определяется иными временными рамками: начинается с 1 апр. (как в Великобритании, Японии, Канаде), с 1 июля (как в Швеции и Норвегии) или с 1 окт. (как в США) и заканчивается соответственно 31 марта, 30 июня, 30 сент. Это связано с историч. традициями, временем проведения парламентских сессий и др. причинами. В федеративных гос-вах Б.г., как правило, совпадает у федерации и ее членов, но могут иметь место и несовпадения, напр., в США Б.г. у отд. членов Федерации (штатов) не совпадает с тем, каким он установлен для федер. бюджета. В практике бюджетного планирования различают понятия «Б.г.» и «бюджетный период»: бюдж. период может охватывать любое временнoе пространство (один, два, три календарных года и даже быть более длительным) в зависимости от того, на какой по длительности срок распространяется расчет планируемых бюдж. показателей. При бюдж. планировании тот или иной конкретный Б.г. может быть взят за основу расчетных проектировок. В этом случае такой Б.г. становится базовым годом

БЮДЖЕТНЫЙ ИММУНИТЕТ

БЮДЖЕТНЫЙ ИММУНИТЕТ (англ. budget immunity) - правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании решения суда. Это происходит при: недофинансировании в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодат. порядке в составе расходов бюджета; возмещении убытков, причин. физич. или юридич. лицу в результате незаконных действий (бездействия) гос. органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. В соответствии с Б.и. к счетам по учету бюдж. средств, а также лицевым счетам, открытым казначейскими органами бюджетополучателям, не принимаются к исполнению инкассовые поручения и безакцептные требования. Бесспорное списание бюдж. средств с лицевых счетов их получателей осуществляется только на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соотв. органа Федерального казначейства РФ в случае применения бюджетных санкций

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД

БЮДЖЕТНЫЙ ПЕРИОД (англ. budgetary period) - срок, в течение которого в конкретной стране действует утвержденный бюджет. Б.п., как правило, равен 12 мес., т.е. соответствует бюджетному году, совпадая или не совпадая с календарным годом. В XIX в. из-за сложности составления ежегодного бюджета широкое распространение получили многолетние бюджеты. В последующем бюджетная практика привела к составлению годовых бюджетов, однако в некрых странах региональные и местные органы власти продолжали разрабатывать двухлетние бюджеты с обязат. их разбивкой на одногодичные бюджеты. Б.п. может продолжаться дольше бюдж. года в двух случаях: когда он включает сверх бюдж. года еще и льготный срок, используемый для завершения бюдж. операций по обязательствам в режиме закончившегося бюдж. года; когда в связи с несвоеврем. утверждением бюджета на очередной бюдж. год в течение определ. срока продолжают действовать условия исполнения бюджета предшествующего года. Льготный срок - дополнит. время, необходимое для завершения финансирования объектов, начатых в предшеств. году, и закрытия соответств. финанс. счетов. По разным странам он колеблется от 1 до 5 мес., в течение к-рых правительство имеет право производить финансирование объектов за счет бюдж. средств предшеств. года. При этом правительство не требует новых бюдж. ассигнований и не испрашивает дополнит. разрешений на бюдж. финансирование у законодательных (представительных) органов власти. Бюдж. год, увелич. на льготный срок, образует особый счетный период, под к-рым понимается фактич. период исполнения бюджета. В бюджетном планировании и прогнозировании Б.п. может охватывать и один календарный год, и два, и более длит. время. Это во многом зависит от бюджетной политики страны, задачи и основные направления к-рой могут предусматриваться на несколько лет вперед

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЮДЖЕТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница