Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия российского и международного налогообложения
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НАЛ")

НАДБАВКА К ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЕ

НАДБАВКА К ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЕ - взимаемая в ряде стран дополнительная чрезвычайная таможенная пошлина, применяется обычно в экономических, а иногда - в фискальных и политических целях. К надбавкам к таможенным пошлинам относятся скользящие импортные сборы, взимаемые с ввозимых товаров. В качестве надбавок могут взиматься антидемпинговые пошлины и компенсационные пошлины.

НАДБАВКИ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЛОГАМ

НАДБАВКИ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЛОГАМ - дополнительные суммы налогов, поступающие в местные бюджеты; устанавливаются в определенной доле к государственным (федеральным) налогам. Применяются местными органами самоуправления ряда государств для мобилизации дополнительных ресурсов на покрытие расходов местных бюджетов. В Италии действуют надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам. В ряде штатов США в доходы бюджетов штатов и местных органов управления поступают надбавки к федеральным подоходному налогу и налогу на прибыль корпораций. Во Франции вводилась надбавка к налогу на добавленную стоимость, кроме того, установлены надбавки к налогу со строений и земельному налогу, к профессиональному (промысловому) налогу. В ФРГ налогоплательщики уплачивают в виде надбавки к подоходному налогу с физических лиц церковный налог.

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СХЕМОЙ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ - ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СХЕМОЙ ПРЕФЕРЕНЦИЙ - наименее развитые страны, перечисленные в Приложении 4 к приказу ГТК от 26 апреля 1996 г. № 258. В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из этих стран, таможенные пошлины не применяются. Перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ Афганистан Бангладеш Бенин Босния и Герцеговина Ботсвана Буркина Фасо Бурунди Бутан Вануату Гаити Гамбия Гвинея Гвинея-Бисау Джибути Заир Замбия Западное Самоа Йемен Кабо Верде Камбоджа Кирибати Коморские острова Лаос Лесото Либерия Мавритания Мадагаскар Малави Мали Мальдивы Мозамбик Мьянма Непал Нигер Руанда Сан-Томе и Принсипи Соломоновы острова Сомали Судан Сьерра-Леоне Танзания Того Тувалу Уганда Центрально-Африканская Республика Чад Экваториальная Гвинея Эфиопия

НАКОПЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ

НАКОПЛЕННЫЙ ПРОЦЕНТНЫЙ (КУПОННЫЙ) ДОХОД- часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты совершения сделки (реализации ценной бумаги), т.е. даты перехода прав на ценные бумаги (п. 4 ст. 280 НК).

НАЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ

НАЛОГ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ - федеральный налог, предусмотренный п. 1 ст. 13 НК. По Закону об основах налоговой системы установлены отчисления на воспроизводство минеральносырьевой базы, поступавшие в специальный внебюджетный фонд РФ, взимание которых было прекращено в связи с введением налога на добычу полезных ископаемых (ст. 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ).

НАЛОГ НА ВЫЕЗД

НАЛОГ НА ВЫЕЗД (англ. Exit Tax)- термин, который в зависимости от страны может означать:

1) налог, налагаемый на экспатриатов;

2) налог, сбор, плату, взимаемые с пассажиров в аэропортах или морских портах (аналог: пассажирского налога, сбора за пограничное оформление).

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ БАНКОВ

НАЛОГ НА ДОХОДЫ БАНКОВ - федеральный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «в» п. 1 ст. 19), введенный Законом РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов банков». В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г. действовавший порядок налогообложения доходов банков и кредитных учреждений был отменен, доходы банков и кредитных учреждений стали объектом обложения налогом на прибыль предприятий и организаций.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - федеральный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «г» п. 1 ст. 19), введенный Законом РФ от 13 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов от страховой деятельности». В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 с 1 января 1994 г. действовавший порядок налогообложения страховых организаций был отменен, доходы от страховой деятельности стали объектом обложения налогом на прибыль предприятий и организаций.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ - региональный налог, предусмотренный п. 1 ст. 14 НК вместо регионального налога на имущество предприятий, установленного Законом об основах налоговой системы.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ЛИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ

НАЛОГ НА ЛИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ (англ. Wealth tax) - разновидность поимущественного налога (налога на собственность); действует в ряде стран: Австрии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Швеции, а также в Индии. Налог на личное состояние, как правило, местный налог, которым облагается чистый доход (за вычетом задолженности, возникающей в связи с владением различными видами собственности, включая ценные бумаги и другое имущество). Оценивается имущество по рыночной стоимости. Налогом не облагаются: автомобили и другие виды транспортных средств, патенты, авторские права, мебель, домашняя утварь, произведения искусства, аннуитеты, страховые полисы, частные коллекции книг, марок.

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ - новый региональный налог, введенный п. 1 ст. 14 НК. При введении в действие данного налога прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

НАЛОГ НА НЕРАСПРЕДЕЛЕННУЮ ПРИБЫЛЬ

НАЛОГ НА НЕРАСПРЕДЕЛЕННУЮ ПРИБЫЛЬ - обложение не распределенной на дивиденды части прибыли акционерных компаний (организаций), признаваемых в качестве отдельных налогоплательщиков, при взимании корпорационного налога. В ряде стран допускается распространение режима обложения налогом на прибыль корпораций на предприятия индивидуальных собственников (по желанию последних). В этом случае вся прибыль предприятия вместо прямого обложения подоходным налогом проходит по многоступенчатой системе: вначале прибыль предприятия облагается налогом на прибыль корпорации, затем ее часть, распределяемая на дивиденды, облагается специальным налогом, удерживаемым «у источника», и затем полученные дивиденды в составе общих доходов акционеров облагаются подоходным налогом. Таким образом, обеспечивается отсрочка обложения прибыли (до ее распределения) подоходным налогом, ставки которого прогрессивные, в то время как при взимании налога на прибыль корпораций применяются, как правило, пропорциональные ставки. С учетом последовательного зачета налоговых платежей (в форме налогового кредита) ставки налогов для акционеров оказываются еще ниже, а фактически доля налога на прибыль корпораций в общей прибыли акционеров обычно не превышает 10-15%, что достигается за счет применения различного рода налоговых льгот. Обложение нераспределенной прибыли осуществляется в ряде стран либо в виде дополнительных налогов, либо в виде скидок при обложении распределяемой части прибыли. Системы дополнительного обложения нераспределенных прибылей используются во Франции, Австрии, ФРГ, Италии, Японии, США, Бразилии, Греции, Индии, Ирландии, Новой Зеландии, Филиппинах и ряде других стран.

НАЛОГ НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

НАЛОГ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - федеральный налог, взимавшийся по Закону об основах налоговой системы (не относился к налогам, служащим источниками образования дорожных фондов). Введен Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств». Налогоплательщики - организации, являющиеся юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ, иностранные организации, находящиеся на территории РФ, и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств, указанных в качестве объектов налогообложения либо осуществляющие эксплуатацию таких транспортных средств по доверенности. Объекты налогообложения - следующие виды транспортных средств: легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см, за исключением полноприводных автомобилей, произведенных на территории РФ, а также автомобилей, произведенных за двадцать пять лет и более до дня уплаты налога, имеющие местонахождение на территории РФ и подлежащие регистрации в соответствии с законодательством РФ. Налоговая база - рабочий объем двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах.

Налоговый период - один год, начинающийся со дня вступления в силу Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ. Ставки налога применяются с коэффициентом 0,4 в отношении легковых автомобилей, произведенных за десять лет и более до дня уплаты налога, и с коэффициентом 0,7 в отношении легковых автомобилей, произведенных за пять лет и более, но не более чем за десять лет до дня уплаты налога. Порядок исчисления налога. Налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно в отношении каждого транспортного средства исходя из налоговой базы и ставки налога, установленной на единицу рабочего объема двигателя. Сроки уплаты налога. Организации производят уплату налога до 1 сентября календарного года, физические лица - до 1 октября календарного года. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога возлагается на налогоплательщиков и должностных лиц организаций. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога в бюджет осуществляют налоговые органы в соответствии с их компетенцией. Суммы налога зачисляются в доход федерального бюджета. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» признан утратившим силу со дня введения в действие части второй НК.

НАЛОГ НА ПЕРЕПРОДАЖУ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ

НАЛОГ НА ПЕРЕПРОДАЖУ АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ - местный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «и» п. 1 ст. 21). Налог может устанавливаться решениями районных и городских представительных органов власти. Налогоплательщики - юридические лица и физические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и персональные компьютеры. Предельная налоговая ставка - 10% суммы сделки. Суммы платежей по налогу зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Указанный налог с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

НАЛОГ НА ПОКУПКУ ИНОСТРАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ И ПЛАТЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖЕННЫХ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ - федеральный налог, предусмотренный п. 1 ст. 13 НК. По Закону об основах налоговой системы аналог данного вида налогообложения - платежи за пользование природными ресурсами. С 1 января 2002 г. взимается налог на добычу полезных ископаемых.

НАЛОГ НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ (ДОХОД) ОРГАНИЗАЦИЙ- федеральный налог, предусмотренный в первоначальной редакции ст. 13 НК. До введения в действие части второй НК (до 1 января 2002 г.) применялся налог на прибыль предприятий и организаций. С 1 января 2002 г. взимается налог на прибыль организаций.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

НАЛОГ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - федеральный налог, взимавшийся по Закону об основах налоговой системы, один из налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, платежи по которым зачислялись в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами РФ о дорожных фондах. Основные правила взимания были приведены в ст. 7 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ». Налогоплательщики - предприятия, организации, учреждения, индивидуальные предприниматели, приобретавшие автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный капитал организации. Объект налогообложения - продажная цена (без НДС и акцизов) автотранспортного средства. Налоговая ставка устанавливалась в процентах от продажной цены (без НДС и акцизов) в следующих размерах: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны, автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили - 20; прицепы и полуприцепы - 10. В случае приобретения автотранспортных средств за пределами РФ налог на приобретение автотранспортных средств исчислялся по установленным ставкам от стоимости автотранспортных средств, определяемой в соответствии с таможенным законодательством РФ. Уплата налога производилась по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства. Регистрация или перерегистрация перечисленных автотранспортных средств не производилась без предъявления органу, осуществляющему регистрацию или перерегистрацию, квитанции или платежного поручения об уплате налога на приобретение автотранспортных средств. Полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога или понижение его размера осуществляется законами субъектов РФ. В связи с введением второй части НК ст. 7 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ» была исключена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ. С 1 января 2003 г. взимается транспортный налог.

НАЛОГ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

НАЛОГ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ - федеральный налог, взимаемый по Закону об основах налоговой системы, один из налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, платежи по которым зачислялись в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами РФ о дорожных фондах. Основные правила взимания были приведены в ст. 4 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ». Налогоплательщики - объединения, предприятия, организации и индивидуальные предприниматели независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, реализующие горюче-смазочные материалы, в том числе ввозимые на территорию РФ. Объект налогообложения - обороты по реализации горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов). Налоговая ставка - 25% от сумм реализации (в денежном исчислении) без НДС. Порядок расчета размеров налога на реализацию горюче-смазочных материалов определен в письмах ГНС от 21 декабря 1992 г. № ВГ-6-15/448, от 17 июля 1995 г. № ВЗ-6-15/386 и письме МНС от 26 июля 1999 г. № ВГ-603/590. При перепродаже горюче-смазочных материалов объединениями, предприятиями, организациями и предпринимателями налог исчислялся по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС). В связи с введением второй части НК ст. 4 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ» исключена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ.

НАЛОГ НА РЕКЛАМУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ - прямой налог, относящийся к группе подоходных налогов, применявшийся в качестве чрезвычайного рядом государств, разновидность налога на прирост прибылей. Объект налогообложения - часть прибыли юридических лиц (корпораций) и физических лиц, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог использовался в качестве чрезвычайной меры при острых финансовых затруднениях государства и одновременном росте прибылей предприятий и организаций за счет инфляции, главным образом в периоды войн. Исчислялся двумя методами: процентным и нормативным. При первом ставка налога устанавливалась в определенном проценте к капиталу. При втором методе ставка устанавливалась в процентах к части прибыли, превышающей среднюю («нормальную») прибыль за ряд предшествовавших лет (как правило, 3-4 года). Впервые введен в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (1915 г.) и царской России (1916 г.). Налог использовался рядом государств в годы Второй мировой войны. Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943-1945 гг. они достигали 80% сверхприбыли, в Великобритании в 1939-1945 гг. - 100%. Несмотря на большой процент изъятия, поступления по данному налогу в государственные бюджеты были незначительными. В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога выступали владельцы торговых и промышленных предприятий, а также торговые посредники. Объект обложения - прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.

НАЛОГ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

НАЛОГ НА СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ - местный налог по Закону об основах налоговой системы (пп. «ч» п. 1 ст. 21), устанавливавшийся решениями районных и городских представительных органов власти, взимаемый с юридических лиц в процентах от объема реализации товаров (работ, услуг). Налоговая ставка устанавливалась представительными органами власти и не могла превышать 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. В письме МНС от 3 августа 1999 г. № ВГ-6-03/621 «О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы» указывалось, что налоговая база принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен местными представительными органами власти. Банки и другие кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и инвестиционные фонды при исчислении налога не включают в налогооблагаемую базу доходы, полученные в связи с выкупом (погашением) государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., при условии реинвестирования полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые ценные бумаги (в доле, направленной на реинвестирование в новые выпуски государственных ценных бумаг, в том числе облигации РФ, номинированные в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка РФ). Указанные организации не включали в налоговую базу при исчислении налога доходы, полученные в виде процентного (купонного) дохода по облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом, а также в виде разницы между ценой погашения и учетной стоимостью (дисконта) государственных краткосрочных бескупонных облигаций. При исчислении суммы этого налога исключались расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находившихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия. Расходы предприятий и организаций по уплате налога относились на финансовые результаты деятельности предприятий. В связи с введением второй части НК пп. «ч» п. 1 ст. 21 Закона об основах налоговой системы исключен Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ.

НАЛОГ НА СТРОЕНИЯ, ПОМЕЩЕНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В КУРОРТНОЙ ЗОНЕ

НАЛОГ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В КУРОРТНОЙ ЗОНЕ - местный налог, предусмотренный Законом об основах налоговой системы (пп. «г» п. 1 ст. 21); не установлен. Указанный налог с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

НАЛОГ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА - местный налог по Закону об основах налоговой системы (ст. 21), введенный Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц». Налогоплательщики - физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие на территории РФ в собственности имущество, определенное в качестве объекта налогообложения. Объект налогообложения - самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок). В соответствии с письмом Главного управления Государственной инспекции по маломерным судам РФ от 29 марта 1995 г. № 30-9/67 к другим транспортным средствам относятся сейнеры, буксиры, водные мотоциклы, несамоходные суда (плашкоуты, плавдачи и баржи) и другие транспортные средства, подлежащие регистрации в инспекциях по маломерным судам, региональных управлениях морского и речного транспорта, спорткомитетах, региональных управлениях воздушного транспорта или других организациях, осуществляющих регистрацию транспортных средств на территории РФ. Налоговые ставки. Налог на транспортные средства уплачивается ежегодно по ставкам, определяемым представительными органами местного самоуправления и не превышающим установленных размеров. Помимо общих льгот по налогам на имущество физических лиц на федеральном уровне от уплаты налога на транспортные средства освобождались владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил, или 7,4 кВт. В связи с введением с 1 января 2003 г. транспортного налога взимание данного налога прекращено (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ).

НАЛОГ С БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЛОГ С БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БИРЖЕВОЙ НАЛОГ) - федеральный налог, предусмотренный Законом об основах налоговой системы (пп. «д» п. 1 ст. 19); не устанавливался.

НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

НАЛОГ С ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - федеральный налог, взимавшийся по Закону об основах налоговой системы, один из налогов, служащих источниками образования дорожных фондов, платежи по которым зачисляются в дорожные фонды в порядке, определяемом законодательными актами РФ о дорожных фондах. Основные правила взимания приведены в ст. 6 Закона РФ от 18 октября 1991 г. № 1759-I «О дорожных фондах в РФ». Налогоплательщики - предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РФ, иностранные юридические лица и иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Не являются плательщиками налога предприятия автотранспорта общего пользования в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров (кроме такси). С 1 января 2003 г. вместо данного налога взимается региональный транспортный налог.

НАЛОГ С ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГ С ПРОДАЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГИ НА ДОХОДЫ

НАЛОГИ НА ДОХОДЫ - группа налогов на доходы, получаемые физическими лицами и юридическими лицами. В РФ к таким налогам относятся:

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на игорный бизнес;

- упрощенная система налогообложения;

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- единый сельскохозяйственный налог.

НАЛОГИ НА ДОХОДЫ ОТ ДЕНЕЖНЫХ КАПИТАЛОВ

НАЛОГИ НА ДОХОДЫ ОТ ДЕНЕЖНЫХ КАПИТАЛОВ - разновидность налога на доходы, применяемая в ряде развитых стран (в Австрии, Канаде, Испании, Франции). Налогом облагаются дивиденды, проценты, доходы по вкладам в банках, выигрыши по займам и некоторые другие доходы. Налог удерживается у источника дохода при его выплате владельцу денежного капитала. Налоговые ставки пропорциональные и колеблются в отдельных странах в пределах от 20% до 40%. В странах, не использующих данный вид налогообложения, доходы от денежных капиталов облагаются подоходными налогами с физических лиц и корпорационным налогом. В п. 1 ст. 13 НК предусмотрен федеральный налог на доходы от капитала.

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГИ, НА КОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ СОГЛАШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГИ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ

НАЛОГИ НА ЦЕННЫЕ БУМАГИ - реальные налоги, применяемые в ряде государств. Подразделяются на следующие виды:

1) налог на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемый с акционерных компаний (ставки устанавливаются, как правило, в зависимости от вида ценных бумаг, а в некоторых случаях от номинальной цены);

2) налог на биржевые сделки, взимаемый при переходе права собственности на ценные бумаги. В ФРГ установлен налог с оборота по биржевым сделкам, взимаемый при приобретении ценных бумаг по ставкам, установленным в процентах к рыночной цене на день заключения сделки либо к номинальной цене. От обложения налогом на ценные бумаги обычно освобождаются облигации государственных и местных займов. В РФ взимается налог на операции с ценными бумагами.

НАЛОГИ С ОБОРОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГИ С ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГИ, СЛУЖАЩИЕ ИСТОЧНИКАМИ ОБРАЗОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ В СВЯЗИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ

НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ В СВЯЗИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ - термин, используемый в актах законодательства о налогах и сборах РФ и актах законодательства о таможенном деле РФ, означающий группу федеральных налогов, относящихся к таможенным платежам:

- таможенные пошлины;

- акцизы (при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);

- НДС (при ввозе товаров на таможенную территорию РФ). В действующих актах законодательства могут использоваться аналогичные термины:

- «налог, подлежащий уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу»;

- «налог, взимание которого возложено на таможенные органы».

НАЛОГОВАЯ БАЗА

НАЛОГОВАЯ БАЗА - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам устанавливаются НК (ст. 53, 54 НК). Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ и МНС. Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе данных об облагаемых доходах, получаемых в установленных случаях от организаций, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПРИ ВВОЗЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПРИ ВВОЗЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РФ - определяется в соответствии со ст. 191 НК. При ввозе подакцизных товаров с учетом особенностей налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ налоговая база определяется:

1) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические ставки - как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении;

2) по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, - как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. Таможенная стоимость подакцизных товаров, а также подлежащая уплате таможенная пошлина определяются в соответствии с НК. Налоговая база определяется отдельно по каждой ввозимой на таможенную территорию РФ партии подакцизных товаров. Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ввоз которых облагается по разным налоговым ставкам, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. В аналогичном порядке налоговая база определяется также в случае, если в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ подакцизных товаров присутствуют подакцизные товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ для переработки товаров вне таможенной территории РФ.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА

НАЛОГОВАЯ ОГОВОРКА - условие в торговом контракте, договоре об оказании услуг, кредитном соглашении, устанавливающее, что каждая из сторон обязана уплатить за свой счет все налоги и сборы, полагающиеся на территории своей страны в связи с выполнением данного контракта, договора и т.д. Налоговые оговорки обычно затрагивают вопросы уплаты таможенных пошлин, акцизов, сборов, налогов на сделки и подоходных налогов. Применение налоговых оговорок может быть ограничено нормами национального законодательства о налогах и сборах.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов. Арсенал методов осуществления налоговой политики чрезвычайно многообразен. Он включает нормы законодательства, регламентирующие ускоренную амортизацию основного капитала (фондов), применение скидок на истощение недр, полное или частичное освобождение от налогообложения отдельных предприятий и отраслей. Налоговые мероприятия широко используются для стимулирования инвестиций (часть прибыли отчисляется в инвестиционный фонд и не облагается налогом) и проведения региональной политики. Системы уменьшения налоговых обязательств по налогообложению прибыли при слиянии компаний, поглощении монополиями мелких, малорентабельных или убыточных предприятий, государство в интересах корпораций способствует концентрации производства и капитала. От обложения полностью или частично может освобождаться прибыль, направляемая на проведение НИОКР, обучение и переподготовку персонала и другие социально значимые цели. Устанавливаемые в соответствии с целями налоговой политики налоговые льготы стимулируют создание частных научно-исследовательских учреждений за счет средств необлагаемых благотворительных фондов или специально выделенных средств компаний. Важной составной частью налоговой политики выступает политика государства в сфере взимания таможенных пошлин и сборов.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ - Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП) и ее подразделения, выполняющие функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции». В соответствии со ст. 36 НК органы налоговой полиции полномочны:

1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению;

2) проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности (налоговые преступления);

3) осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;

4) по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными федеральными законами. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов налоговой полиции несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Участие органов налоговой полиции в налоговых проверках определено в письмах МНС и ФСНП РФ от 5, 10 октября 1999 г. № АС-6-16/784, АА-3107.

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА - форма налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами в целях полноты и правильности уплаты налогов и сборов, регламентированная ст. 87 НК. Налоговые органы проводят камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка). Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований НК. Таможенные органы проводят камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в соответствии с правилами, предусмотренными НК.

НАЛОГОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

НАЛОГОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ - форма организации государственного контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, заключающаяся в установлении правил регистрации лиц, сделок, а также определенных видов имущества для целей налогообложения. Налоговую регистрацию осуществляют налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (органы юстиции и статистики, органы, осуществляющие записи актов гражданско-го состояния, нотариаты, центральные банки и их подразделения, органы валютного и экспортного контроля, таможенные органы, дорожные и автомобильные инспекции и т.д.).

НАЛОГОВАЯ САНКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения. В промышленно развитых странах наиболее важные налоги поступают в государственные (центральные, федеральные) бюджеты (подоходный налог с физических лиц, корпорационный налог, НДС, акцизы, таможенные пошлины). Источником доходов региональных (штатных, провинциальных, земельных, департаментальных, областных) и местных (городских, сельских, окружных, районных, коммунальных) бюджетов служат: поимущественные, поземельные и промысловые налоги. С усилением интеграционных процессов, созданием межгосударственных региональных объединений все большее распространение получают межгосударственные налоги (основным межгосударственным налогом в странах - членах Европейского Сообщества выступает НДС). Налоговая система РФ формируется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

НАЛОГОВАЯ СТАВКА

НАЛОГОВАЯ СТАВКА - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК, а в случаях, указанных в НК, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных НК. Налоговые ставки по региональным налогам и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК. Различают твердые ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу (объект) обложения независимо от размеров доходов (обычно применяются при обложении реальными налогами земельных участков, домов и т.д.); пропорциональные, действующие в одинаковом проценте к налоговой базе (объекту налогообложения) без учета ее величины (пропорциональное обложение используется в системах косвенных налогов); прогрессивные, возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение характерно для систем налогов на доходы физических лиц); регрессивные ставки, уменьшающиеся с увеличением налоговой базы (регрессивное обложение использовано в системе единого социального налога).

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА

НАЛОГОВАЯ ТАЙНА - право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

НАЛОГОВАЯ ТРАНСПАРАНТНОСТЬ

НАЛОГОВАЯ ТРАНСПАРАНТНОСТЬ (от франц. Transparence - прозрачность) - термин налогового планирования, означающий отсутствие трансформации дохода при прохождении его через какое-либо звено, т.е. доход не изменяет своего вида (формы, категории). Транспарантными в налоговых целях обычно являются партнерства с неограниченной ответственностью (полные товарищества, объединения лиц для осуществления совместной деятельности). Само партнерство обычно не является налогоплательщиком подоходных налогов, а для целей налогообложения, полученный партнерством доход рассматривается как доход, полученный партнерами, при этом сохраняется вид (категория, форма) дохода. Доход от предпринимательской деятельности, полученный партнерством для целей налогообложения, рассматривается как доход от предпринимательской деятельности партнеров; полученные партнерством дивиденды рассматриваются как дивиденды, полученные партнерами; полученные партнерством проценты рассматриваются как проценты, полученные партнерами, и т.д. В результате у партнера сохраняется право использования различного рода налоговых вычетов (скидок и иных налоговых льгот), предусмотренных действующим налоговым законодательством для соответствующей формы (категории, вида) дохода. Иная ситуация складывается в акционерном обществе (обществе с ограниченной ответственностью) - доходы акционерного общества могут иметь форму доходов от предпринимательской деятельности, процентов, роялти, но, будучи распределенными среди акционеров, они всегда имеют форму дивидендов (происходит трансформация дохода).

Предыдущая страница Следующая страница