Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедия российского и международного налогообложения
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОР"-"ПРЯ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПОР"-"ПРЯ")

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ

ПОРЯДОК УПЛАТЫ НАЛОГОВ (сборов) - порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет; один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Правила установления порядка уплаты налога (сбора) установлены в ст. 58 НК. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Приотсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или посел кового органа местного самоуправления либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК. Порядок уплаты региональных налогов и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК. Эти правила применяются также в отношении порядка уплаты сборов.

ПОСТОЯННАЯ БАЗА

ПОСТОЯННАЯ БАЗА - понятие, используемое в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения. Для целей Модели двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения выражение «постоянная база» означает место жительства и работы или место работы, где физическое лицо обычно осуществляет по крайней мере часть своей деятельности независимого характера (п. 7 ст. V Модели).

ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩЕЕ ЛИЦО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТОЯННОЕ ДЕЛОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОСТОЯННОЕ ДЕЛОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - понятие международного налогового права и национального налогового законодательства ряда государств, под которым обычно понимается либо место деятельности, через которое лицо осуществляет коммерческую деятельность, либо сама эта деятельность, либо местный агент, действующий в интересах лица. Местом деятельности лица могут быть: контора, отделение, бюро, фабрика, цех, нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ископаемых. При этом постоянное помещение, как и осуществление деятельности в этом помещении, не является достаточным критерием для утверждения того, образует ли эта деятельность (место деятельности) деловое учреждение для целей налогообложения. Более важным критерием является характер деятельности, осуществляемый через это дело вое учреждение. Постоянное деловое учреждение не считается образованным в тех случаях, когда осуществляется деятельность подготовительного или вспомогательного характера (хранение, демонстрация образцов, отгрузка товаров, принадлежащих предприятию, покупка товаров и изделий, сбор информации для своего предприятия). Представительская контора иностранного предприятия может быть, а может и не быть постоянным представительством для целей налогообложения. Для того чтобы такая контора рассматривалась как постоянное представительство для целей налогообложения, необходимо соответствие ее деятельности ряду определенных условий. Не имея представительской конторы в иностранном государстве, лицо может рассматриваться в ней как имеющее постоянное представительство для целей налогообложения. В качестве такого представительства могут выступать как отдельные объекты самого лица, находящиеся на территории иностранного государства, так и юридически независимые контрагенты этого лица:

- различного рода посредники, осуществляющие деятельность в интересах указанного лица;

- торговые партнеры, которые осуществляют для этого лица систематически, а иногда даже одноразово какиелибо действия, выходящие по законодательству той страны, в которой они осуществляются, за рамки обычной внешнеторговой деятельности.

ПОСТОЯННОЕ МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО

ПОСТОЯННОЕ МЕСТОЖИТЕЛЬСТВО - термин международного налогового права, термин законодательства о налогах и сборах РФ. К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в РФ, относятся лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. В соглашениях об избежании двойного налогообложения особо регламентируется порядок определения постоянного местожительства для целей соглашения физического лица, если оно является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах. Постоянное местожительство такого лица определяется для целей налогообложения следующим образом:

1) лицо считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Договаривающихся Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

2) если государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из Договаривающихся Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, в котором оно обычно пребывает;

3) если оно обычно проживает в обоих Договаривающихся Государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Договаривающемся Государстве, гражданином которого оно является;

4) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает его в качестве своего гражданина или ни одно из государств не считает его таковым, компетентные органы Договаривающихся Государств решают данный вопрос по взаимному согласию. Практически все соглашения об устранении двойного налогообложения, заключенные Правительством РФ (или бывшего СССР), разрешают данную проблему одинаково. Однако могут быть и отклонения, которые заключают ся в случае неупоминания критерия гражданства.

ПОСТОЯННОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

ПОСТОЯННОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ - понятие, используемое в НК, актах налогового законодательства иностранных государств и соглашениях об избежании двойного налогообложения. Постоянное местонахождение организаций (юридических лиц) определяет ся в соответствии с правилами определения постоянного местопребывания лица для целей налогообложения.

ПОСТОЯННОЕ МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ЛИЦА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ПОСТОЯННОЕ МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ЛИЦА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - категория международного налогового права и националь ного налогового законодательства ряда стран. В соглашениях об избежании двойного налогообложения разъяснение данной категории обычно дается в самостоятельной статье, которая может иметь следующие названия: резидент, постоянное деловое учреждение, постоянное представительство, определение постоянного представительства, постоянное местопребывание для целей соглашения. Эта статья регулирует порядок определения налогового статуса лица, являющегося резидентом обоих Договаривающихся Государств. Постоянное местопребывание физического лица устанавливается на основании таких критериев, как наличие постоянного жилища, местонахождения центра жизненных интересов, места обычного проживания, граждан ства. Для юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основной категорией для определения порядка нало гового статуса лица является «постоянное деловое учреждение».

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ - система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (ст. 1 Федерального закона от 11 июня 1997 г. № 97ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О потребительской кооперации в РФ»). Особенности определения расходов организациями системы потребительской кооперации определены в ст. 297 НК. Организации системы потребительской кооперации, входящие в состав Союза потребительских обществ РФ, вправе в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), включать дополнительно (кроме расходов, указанных в ст. 254-265, 268, 269 НК) следующие расходы:

- отчисления на содержание потребительских обществ и их союзов;

- проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, с учетом положений ст. 269 Кодекса;

- отчисления в фонд развития потребительской кооперации, начис ляемые организациями потребительской кооперации в размере до 6% от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период.

ПРАВА ГТК

ПРАВА ГТК - определены в п. 6 Положения о ГТК (утверждено Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014). Для выполнения возложенных на него задач ГТК в соответствии с ТК РФ и другими актами законодательства РФ вправе:

- определять особенности правового регулирования таможенных режимов;

- ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

- устанавливать упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;

- определять особенности правового регулирования деятельности таможенного брокера и специалистов по таможенному оформлению;

- запрашивать у государственных органов, включая федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на него задач и функций, и получать такие документы и сведения;

- осуществлять издательскую деятельность;

- выполнять в установленном порядке функции государственного за казчика продукции (работ, услуг);

- образовывать координационные и экспертные советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по вопросам таможенного дела; привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, включая зарубежных, к решению проблем таможенной политики и таможенного дела;

- взаимодействовать в пределах своей компетенции с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также должно стными лицами и гражданами как в РФ, так и за границей;

- иметь ведомственную систему связи и передачи данных;

- утверждать положения и уставы подведомственных предприятий, учреждений и организаций, назначать их руководителей, осуществлять ревизии и проверки финансовохозяйственной деятельности этих предприятий, учреждений и организаций;

- осуществлять иные правомочия, предусмотренные законодательством РФ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ - установлены в ст. 5 Закона об аудиторской деятельности. При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое нали чие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

- выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и Закону об аудиторской деятельности (п. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности). При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и Законом об аудиторской деятельности;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения ауди торской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотноше ний, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ (п. 2 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности). Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны соблюдать аудиторскую тайну.

ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРАВИЛА

ПРАВИЛА (СТАНДАРТЫ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих аудиту услуг, а также к по рядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Установлены в ст. 9 Закона об аудиторской деятельности (положения ст. 9 вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу Закона об аудиторской деятельности). Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

1) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

2) внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом тре бования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавли вать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионально го аудиторского объединения, членами которого они являются. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

ПРАВИЛО 10 ЛЕТ

ПРАВИЛО 10 ЛЕТ (англ. Ten Years` Rule) - термин, применяемый в налоговом законодательстве ряда государств и в международном налоговом планировании, означающий разновидность мер против избежания налогов, применяемых к экспатриатам. В соответствии с налоговым законодательством ряда стран физические лица, уезжающие на постоянное место жительства в другую страну (обычно страну с льготным налогообложением), продолжают рассматриваться в течение 10 лет со дня отъезда в качестве резидентов для целей налогообложения отдельных видов доходов. Доходы экспатриата, полученные из источников, расположенных на территории страны бывшего резидентства, в этой стране облагаются как доходы резидента, даже в тех случаях, когда доходы этого лица в соответствии с общими нормами законодательства страны (или соглашения об избежании двойного налогообложения) должны были бы рассматривать ся как доходы нерезидента. В международном налоговом планировании выражение «правило 10 летможет применяться к другим, по сути, аналогичным мерам даже в тех случаях, когда устанавливаются иные сроки применения таких мер.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ПРИЗНАВАЕМЫХ РАСХОДОМ ПРОЦЕНТОВ ПО КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

ПРЕДЕЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ПРИЗНАВАЕМЫХ РАСХОДОМ ПРОЦЕНТОВ ПО КОНТРОЛИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - показатель, исчисляемый путем деления величины процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на величину коэффициента капитализации, рассчитываемого на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 269 НК). Показатель рассчитывается для целей налогообложения доходов в виде процентов, выплачиваемых налогоплательщиком - российской организацией в пользу иностранной организации, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации. По казатель рассчитывается в тех случаях, когда размер непогашенных налогоплательщиком - российской организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной организацией, более чем в три раза (для кредитных организаций и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в двенадцать с половиной раз) превышает собственный капитал российской организации на последний день каждого отчетного (налогового) периода.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК). Доходы физических лиц от предпринимательской деятельности облагают ся либо налогом на доходы физических лиц (до 1 января 2001 г. подоходным налогом с физических лиц), либо в соответствии со специальными режимами налогообложения:

- единым сельскохозяйственным налогом (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей);

- единым налогом по упрощенной системе налогообложения (до 1 января 2003 г. единым налогом по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности);

- единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности (до 1 января 2003 г. единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности). Налогообложение определенных доходов физических лиц от предприни мательской деятельности может быть заменено разделом продукции в соответ ствии с Законом о соглашениях о разделе продукции.

ПРЕДПРИЯТИЕ

ПРЕДПРИЯТИЕ - термин ГК, актов законодательства о налогах и сборах РФ.

1) Для целей ГК предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 132 ГК). Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом№122ФЗ.

2) В актах законодательства о налогах и сборах, принятых до вступления в силу НК, термин «предприятие» использовался как аналог применяемого в НК термина «организация».

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА - лицо, представляющее налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Правила о представительстве в налоговых правоотношениях (глава 4 НК) распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами (ст. 26 НК).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качест ве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 27 НК). Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействи ем) этой организации (ст. 28 НК). Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщикаорганизации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 29 НК).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ - расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представитель ским расходам относятся:

- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц;

- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;

- буфетное обслуживание во время переговоров;

- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний. Представительские расходы в течение отчетного и (или) налогового периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда налогоплательщика за этот отчетный (налого вый) период (п. 2 ст. 264 НК).

ПРЕФЕРЕНЦИИ

ПРЕФЕРЕНЦИИ (от лат. Praeferre - предпочитать и ср.век. лат. Praeferen tia - предпочтение) - термин международного права, означающий особые (предпочтительные) налоговые льготы, таможенные льготы и иные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Могут применяться в виде скидок с таможенных пошлин на все или некоторые ввозимые товары. Другие формы преференций - скидки с транспортных тарифов, льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций, специальный валютный режим и льготный валютный курс, привилегированные условия выдачи лицензий на ввоз товаров.

ПРИБЫЛЬ

ПРИБЫЛЬ - объект налогообложения по налогу на прибыль организаций. Прибылью признается:

1) для российских организаций - полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гла вой 25 НК;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК;

3) для иных иностранных организаций - доход, полученный от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК (ст. 247 НК).

ПРИБЫЛЬ ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИБЫЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

ПРИБЫЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ - термин Закона о соглашениях о разделе продукции, означающий произведенную продукцию за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами в со ответствии с положениями Закона № 225ФЗ, и компенсационной продукции (ст. 8 Закона № 225ФЗ).

ПРИВИЛЕГИИ

ПРИВИЛЕГИИ (лат. Privilegium, от privus - особый и lex - закон) - иск лючительное право, преимущество, предоставленное какомулибо лицу; подразделяются на:

- дипломатические привилегии;

- консульские привилегии;

- иные привилегии, устанавливаемые в актах национального законода тельства (привилегии главы государства, сословные привилегии, привилегии, установленные для лиц, имеющих государственные награды).

ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

ПРИГРАНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ - вид особого режима осуществления от дельных видов внешнеторговой деятельности, устанавливаемого в соответствии со ст. 22 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Приграничная торговля может осуществляться между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах соответствующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории. Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ с сопредель ными государствами.

ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА РФ

ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА РФ - морской пояс, который расположен за пределами территориального моря РФ, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Делимитация прилежащей зоны между РФ и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 22 Закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ). В прилежащей зоне РФ осуществляет контроль, необходимый для:

- предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами РФ и иными нор мативными правовыми актами РФ, действующих на территории РФ, включая территориальное море;

- наказания за нарушение указанных законов и правил, совершенное на территории РФ, включая территориальное море. В прилежащей зоне РФ принимает меры, необходимые для предотвращения вышеуказанных нарушений и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судовнарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях), в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права (ст. 23 Закона о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ).

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРИОРИТЕТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ПРИОРИТЕТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ - термин, определенный в ст. 2 Закона № 160-ФЗ, означающий:

1) инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд р. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступления в силу Закона № 160ФЗ);

2) инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн р. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на день вступ ления в силу Закона № 160ФЗ), включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ.

ПРИПАСЫ

ПРИПАСЫ - товары, находящиеся на морских, воздушных судах и в поездах при их прибытии на таможенную территорию РФ или перемещаемые (загружаемые) на морские, воздушные суда и в поезда во время их нахождения на таможенной территории РФ:

- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо и горючесмазочные материалы, за исключением запасных частей и оборудования;

- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа (работниками поездной бригады) на морских, воздушных судах и в поездах независимо от того, продаются они или нет;

- предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов, убывающих за пределы таможенной территории РФ, без цели их потребления на этих судах (п. 2 Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утверждено постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. № 524). Особенности таможенного оформления припасов, перемещаемых через таможенную границу РФ на морских, воздушных судах и в поездах в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов, определены приказом ГТК от 19 октября 2001 г. № 1000.

ПРИЧАЛЬНЫЙ СБОР

ПРИЧАЛЬНЫЙ СБОР - портовый сбор, взимаемый со всех судов, фактически стоящих у причала, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, для покрытия расходов по содержанию причальных сооружений и устройств. Обычно сбор устанавливается в национальных денежных единицах за 1 погонный м причального фронта, занятого судном или по наибольшей длине судна, указанной в его мерительном свидетельстве. От уплаты сбора могут освобождаться суда каботажного плавания за время нахождения их под грузовыми операциями (выполняемыми силами и средствами порта), пассажирские, используемые под гостиницы.

ПРОВЕРКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОВЕРКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - проверка финансовохозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ, проводимая должностными лицами таможенного органа, в соответствии со ст. 186 ТК. Проверки осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением кото рых возложен на таможенные органы РФ, при наличии оснований полагать, что указанные законодательство и международные договоры не соблюдаются либо соблюдаются не в полной мере. Проверки назначаются и проводятся таможнями и вышестоящими таможенными органами РФ в пределах своей компетенции. При проведении проверки должностные лица таможенных органов РФ вправе:

- требовать безвозмездного предоставления любой документации (включая банковскую) и информации, касающихся осуществления внешне экономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов РФ;

- знакомиться с любой документацией (включая банковскую) и любой информацией, касающимися осуществления внешнеэкономической и иной хозяйственной деятельности, имеющей отношение к таможенному делу и функциям таможенных органов РФ;

- получать от должностных лиц и других работников справки, письменные и устные объяснения;

- опечатывать помещения;

- изымать по акту, составляемому по форме, устанавливаемой ГТК, до кументы, если они будут проверяться в другом месте. Изъятые документы должны возвращаться в максимально короткий срок. При необходимости должностными лицами таможенных органов РФ могут устанавливаться место и время для ознакомления с документацией и информацией. Действия должностных лиц таможенных органов РФ при осуществлении проверки не должны причинять неправомерного ущерба лицу, чья финансовохозяйственная деятельность проверяется. Результаты проверки незамедлительно сообщаются этому лицу. Вся полученная в ходе проверки информация является конфиденциальной, и на нее распространяется действие ст. 16 ТК «Отношение к информа ции, предоставленной таможенным органам РФ государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами для таможенных целей». Проверки финансовохозяйственной деятельности осуществляются в соответствии с приказом ГТК от 31 августа 2000 г. № 784, письмом ГТК от 3 января 2001 г. № 0106/39, указанием ГТК от 24 ноября 1993 г. № 01 12/994.

ПРОГРЕССИВНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

ПРОГРЕССИВНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - система налогообложения, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок. Применяется два вида прогрессии: простая и сложная. При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения дохода (или стоимости имущества) для всей суммы дохода (стоимости имущества). При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки действуют не для всего увеличивающегося объекта, а для части, превышающей предыдущую ступень. В экономически развитых странах используется главным образом сложная прогрессия.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ОБЛОЖЕНИЕ - система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к объекту налогообложения (доходу налогоплательщика; стоимости имущества и т.д.) независимо от его величины. Обычно действует при обложении имущества, прибыли юридических лиц, а также ряда товаров и услуг (косвенные налоги).

ПРОТОКОЛ

ПРОТОКОЛ - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо физические обстоятельства (процессуальные или следственные действия). При проведении действий по осуществлению налогового контроля протоколы составляются в случаях, предусмотренных НК. Протоколы составляются на русском языке. В протоколе указываются:

1) его наименование;

2) место и дата производства конкретного действия;

3) время начала и окончания действия;

4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5) фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание действия, последовательность его проведения;

7) выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства. Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - деятельность, осуществляемая юридическими лицами, в том числе кредит ными организациями, а также гражданами (физическими лицами) в качестве предпринимателей на рынке ценных бумаг. В главе 2 Закона о рынке ценных бумаг определены следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

- брокерская деятельность;

- дилерская деятельность;

- деятельность по управлению ценными бумагами;

- деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);

- депозитарная деятельность;

- деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;

- деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются ФКЦБ (ст. 10 Закона № 39ФЗ). Положение о лицензировании различных видов профессиональной дея тельности на рынке ценных бумаг РФ утверждено постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 50. Положение об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитар ному и расчетному обслуживанию утверждено ФКЦБ, ЦБ РФ от 20, 22 января 1998 г. № 3, 16П.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЦЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЯМАЯ ИНОСТРАННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ

ПРЯМАЯ ИНОСТРАННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ - термин, определенный в ст. 2 Закона об иностранных инвестициях, означающий:

- приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ;

- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII ТН ВЭД СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн р.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - термин, установленный в п. 10 ст. 1 Закона РФ № 3615-1, означающий вложение в уставный капитал предприятия (организации) с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием. Положение о регистрационном порядке оплаты иностранными инвесторами участия в уставном (складочном) капитале организаций - резидентов РФ от 7 июля 1997 г. № 482.

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ

ПРЯМЫЕ НАЛОГИ - термин, применяемый в ряде международных договоров по вопросам налогообложения и предоставления налогового иммунитета; в налоговедении, а также в ряде национальных и международных классификациях налогов. Обычно означает налоги, взимаемые государством непосред ственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги представляют собой исторически наиболее раннюю форму налогообложения. Первыми возникли такие прямые налоги, как поземельный, подушный, подомовый, позднее - налоги на ценные бумаги. Поземельный налог вводился еще в рабовладельческих государствах; подомовый и промысловый - при феодализме. До начала ХХ в. прямые налоги занимали небольшое место в доходах государственных бюджетов, которые базировались на обложении косвенными налогами товаров массового потребления. В налоговых системах большинства ведущих государств в ХХ в. удельный вес прямых налогов возрастал за счет опережающего роста поступлений по подоходному налогу с физических лиц (налогу на доходы физических лиц) и по корпорационному налогу. К прямым относятся также налог на прирост капитала (занимает незначительный удельный вес в налоговых доходах бюджета), налог с наследств и дарений (доля поступлений невелика), налог на сверхприбыль (обычно вводится во время войн). Суммы платежей по этим налогам обычно зачисляются в федеральные (центральные) бюджеты. Поимущественный налог, взимаемый преимущественно с жилых домов, оплачивается арендаторами и поступает в региональные бюджеты или бюджеты местных орга нов управления. В развивающихся странах доля прямых налогов в государственных доходах относительно невелика (20-40% налоговых поступлений в центральные бюджеты и 50-60% - в местные). В странах с преобладанием натурального хозяйства основными прямыми налогами остаются поземельные, поимущественные (на строения, скот, воду, плодовые деревья и т.п.), подушные налоги и повинности; в ряде исламских стран они базируются на нормах шариата (исламские налоги). Также незначительны поступления по налогам на личное состояние, дарение, передачу имущества.

ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ

ПРЯМЫЕ РАСХОДЫ - вид расходов на производство и реализацию. К прямым расходам относятся:

- материальные расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

- расходы на оплату труда;

- амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 318 НК).

Предыдущая страница Следующая страница