Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия российского и международного налогообложения
Статьи на букву "А"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АВАЛЬ

АВАЛЬ - гарантия платежа по чеку. Может даваться любым лицом, за исключением плательщика. Аваль проставляется на лицевой стороне чека или на дополнительном листе путем надписи «считать за аваль» и указания, кем и за кого он дан. Если не указано, за кого он дан, то считается, что аваль дан за чекодателя. Аваль подписывается авалистом с указанием места его жительства и даты совершения надписи, а если авалистом является юридическое лицо,  места его нахождения и даты совершения надписи. Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. Его обязательство действительно даже в том случае, если обязательство, которое он гарантировал, окажется недействительным по какому бы то ни было основанию, иному, чем несоблюдение формы. Авалист, оплативший чек, приобретает права, вытекающие из чека, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, кто обязан перед последним (ст. 881 ГК).

АВТОНОМНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ

АВТОНОМНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - самостоятельный (дополнительный к основному) таможенный тариф, которым устанавливаются обычно повышенные ставки таможенных пошлин на отдельные товары, ввозимые из определенных стран. Может вводиться в отношении товаров, происходящих из стран, практикующих выдачу вывозных премий либо осуществляющих иным способом демпинг.

АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ - организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (п. 3 ст. 11 Закона РФ № 3615-1). Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными ЦБ РФ (п. 4 ст. 11 Закона РФ № 3615-1). Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за валютными операциями, проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ (п. 2 ст. 12 Закона РФ № 3615-1). Должностные лица агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право (ст. 15 Закона РФ№3615-1):

а) проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;

в) приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на пра13 во осуществления валютных операций;

г) другие права, предусмотренные законодательством РФ. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять ставшую им известной при выполнении функций валютного контроля коммерческую тайну резидентов и нерезидентов.

АГРЕССИВНАЯ СРЕДА

АГРЕССИВНАЯ СРЕДА - совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации. Налогоплательщики по налогу на прибыль организаций, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды, вправе использовать специальный коэффициент только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств (п. 7 ст. 259 НК).

АДВАЛОРНАЯ СТАВКА

АДВАЛОРНАЯ СТАВКА - ставка таможенной пошлины, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара (ст. 4 Закона о таможенном тарифе).

АДВАЛОРНЫЙ ТАРИФ АДВ

АДВАЛОРНЫЙ ТАРИФ АДВ - таможенный тариф, в соответствии с которым ставки таможенных пошлин устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - юридическая ответственность за совершение административного правонарушения. Разновидностью административной ответственности является ответственность за совершение налогового правонарушения.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП). За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1-4. Административные наказания, перечисленные в п. 3-8, устанавливаются только КоАП (ст. 3.2). Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной ответственности (ст. 3.3 КоАП).

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют порядок организации деятельности управленческого аппарата, права и обязанности должностных лиц и граждан.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 2.1 КоАП). Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП). Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП).

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ - вид административного наказания, применяемого в соответствии с нормами ст. 3.5 КоАП. Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (п. 1 ст. 3.5 КоАП). Размер административного штрафа не может быть менее 0,1 МРОТ (п. 2 ст. 3.5 КоАП). Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из МРОТ, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1000 МРОТ. Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах РФ, территориальном море РФ, континентальном шельфе РФ, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного законодательства, валютного законодательства РФ, а также законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением вышеуказанных размеров, но не может превышать для должностных лиц 200 МРОТ, для юридических лиц - 5000 МРОТ (п. 3 ст. 3.5 КоАП). Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов (п. 4 ст. 3.5 КоАП). Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (ст. 3.5 КоАП).

АККРЕДИТОВАНИЕ

АККРЕДИТОВАНИЕ - термин международного права, означающий процедуру назначения дипломатического представителя или постоянного представителя государства при какой-либо международной организации.

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АКЦИЗНЫЙ СКЛАД

АКЦИЗНЫЙ СКЛАД - специально выделенное и обустроенное помещение, в котором алкогольная продукция хранится в режиме налогового склада до момента ее отгрузки покупателям. Акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми налогоплательщиками акцизов по алкогольной продукции, при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого территориальными органами МНС по субъектам РФ. Порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, порядок их функционирования, а также состав осуществляемых в отношении их мер налогового контроля определяются Правительством РФ (п. 5 ст. 198 НК). При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, а также по подготовке ее к продаже и транспортировке (п. 6 ст. 198 НК). Должностные лица акцизного склада обязаны:

1) вести учет хранящихся на указанном складе подакцизных товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах в установленном порядке;

2) обеспечивать невозможность выбытия с акцизного склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органов;

3) обеспечивать невозможность доступа на акцизный склад лиц, не имеющих соответствующих полномочий, удостоверенных налоговыми органами;

4) соблюдать условия действия разрешения на учреждение акцизного склада, в том числе выполнять требования налоговых органов:

- по обустройству указанного склада в соответствии с установленными требованиями (включая наличие приборов контроля за подлинностью специальных марок);

- по обеспечению доступа сотрудников налоговых органов к товарам, хранящимся на складе;

- по предоставлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;

5) по требованию налоговых органов оборудовать акцизный склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа (п. 7 ст. 197 НК). Приказом МНС от 19 февраля 2001 г. № БГ-3-31/41 утверждены Правила приемки и рассмотрения документов, представляемых организациями для получения разрешения на учреждение акцизных складов, и формы документов, регламентирующих деятельность акцизных складов.

АКЦИЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ

АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ - спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов (пп. 3 п. 1 ст. 181 НК); подакцизный товар. Налогообложение акцизами алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию РФ, осуществляется по соответствующим налоговым ставкам. При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно налогообложение осуществляется по действующим налоговым ставкам. При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других организаций и акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по действующим налоговым ставкам. При реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% на акцизные склады, за исключением акцизных складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется по налоговым ставкам в размере 50% соответствующих налоговых ставок. При реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - организаций оптовой торговли, а также алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию РФ, налогообложение осуществляется в размере 50% соответствующих налоговых ставок (п. 2 ст. 193 НК). Ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок либо региональных специальных марок по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливаются Правительством РФ и не могут превышать 1% установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (п. 3 ст. 193 НК в ред. Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 118-ФЗ).

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ГРУППЫ

АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ГРУППЫ - группы, на которые подразделяетсяамортизируемое имущество в соответствии со сроками полезного использования. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп установлены в ст. 258 НК.Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:1 группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования (СПИ) от 1 года до 2 лет включительно;2 группа - имущество со СПИ свыше 2 лет до 3 лет включительно;3 группа - имущество со СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно;4 группа - имущество со СПИ свыше 5 лет до 7 лет включительно;5 группа - имущество со СПИ свыше 7 лет до 10 лет включительно;6 группа - имущество со СПИ свыше 10 лет до 15 лет включительно;7 группа - имущество со СПИ свыше 15 лет до 20 лет включительно;8 группа - имущество со СПИ свыше 20 лет до 25 лет включительно;9 группа - имущество со СПИ свыше 25 лет до 30 лет включительно;10 группа - имущество со СПИ свыше 30 лет.Классификация основных средств, включаемых в амортизационныегруппы, определяется Правительством РФ. Для тех видов основных средств,которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.В целях обложения налогом на прибыль организаций амортизируемое имущество принимается на учет по его первоначальной стоимости (или восстановительной стоимости). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору финансовой аренды (договору лизинга), включаетсяв соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договорафинансовой аренды (договора лизинга).Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Основныесредства и (или) нематериальные активы включаются в состав амортизируемого имущества с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором онибыли введены в эксплуатацию (переданы в производство).Основные средства, приобретенные до вступления главы 25 НК в силу(до 1 января 2001 г.), включаются в соответствующую амортизационнуюгруппу по восстановительной стоимости, если налогоплательщик принял решение о начислении амортизации линейным методом, и по остаточной стоимости, если в отношении такого имущества налогоплательщик принял решение о начислении амортизации по нелинейному методу.

АМОРТИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМОРТИЗИРУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕГИСТРЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления (ст. 314 НК).

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ - термин, установленный в ст. 2 Закона о бухгалтерском учете, означающий учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

АНАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР

АНАЛОГИЧНЫЙ ТОВАР (НЕПОСРЕДСТВЕННО КОНКУРИРУЮЩИЙ ТОВАР) - товар, который классифицируется одним и тем же кодом ТН ВЭД СНГ и который полностью идентичен другому товару или сопоставим с ним по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам и по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить таким товаром другой товар в процессе потребления (ст. 2 Закона № 63-ФЗ).

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (греч. Analogia - соответствие, сходство) - разрешение судом какого-либо случая, не урегулированного законом, путем применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). Действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность применения норм актов законодательства РФ на основе аналогии. В ряде стран ограниченно допускается применение правовых норм налогового законодательства по аналогии.

АННУИТЕТЫ

АННУИТЕТЫ (от ср.-век. лат. Annuitas - ежегодный платеж) - вид займов, по которым кредитор получает доход (ренту), включающий погашение суммы долга и выплату процентов по нему. Различаются срочные и пожизненные аннуитеты.

АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА

АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА - термин, установленный в Законе РФ о таможенном тарифе и в Законе о мерах по защите экономических интересов.

1) Антидемпинговая пошлина (для целей применения Закона о таможенном тарифе) - особый вид пошлины, применяемой в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ (ст. 9).

2) Антидемпинговая пошлина (для целей Закона о мерах по защите экономических интересов) - ввозная таможенная пошлина, которая применяется при введении антидемпинговых мер и взимается федеральным органом иcполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх базовой ставки таможенной пошлины (ст. 2 Закона № 63-ФЗ).

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНШТАЛЬТ

АНШТАЛЬТ (нем. Anstalt) - термин гражданского законодательства ряда государств, в зависимости от страны означающий:

1) учреждение или организацию Германии, Австрии, Швейцарии;

2) в Лихтенштейне - особую форму организации (предприятия) - юридическое лицо с ограниченной ответственностью. Может быть организовано одним или более лицами (как физическими, так и юридическими). Капитал может быть, а может и не быть разделен на акции. Другими словами, анштальт является гибридной (переходной) формой акционерного общества и фонда. Если капитал анштальта не разделен на акции, в ряде стран анштальт для целей налогообложения может не признаваться в качестве отдельного юридического лица, а доход рассматривается в качестве дохода его бенефициаров (владельцев). Если деятельность анштальта отвечает требованиям, предусмотренным для льготных холдинговых компаний или домицилированных компаний, то к нему применяется льготный режим налогообложения таких компаний. Если анштальт осуществляет обычную предпринимательскую деятельность на территории Лихтенштейна, то он подпадает под обложение корпорационным налогом на доход и налогом на нетто-активы (разновидность налога на имущество юридического лица). В международном налоговом планировании данная форма организации деятельности является привлекательной в результате одновременного применения таких сторон анштальта, как:

а) простота регистрации;

б) возможность одновременного участия в капитале юридических и физических лиц;

в) учреждение компании одним лицом;

г) ограниченная ответственность учредителя;

д) право использования льготного налогового режима;

е) возможность использования соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного с Австрией (с учетом вышеуказанного);

ж) возможность сохранения секретности в отношении личности бенефициарного владельца.

АПАТРИДЫ

АПАТРИДЫ (аполиды) (от греч. apatris и apolis - лишенный отечества, лишенный родины) - термин, применяемый в актах законодательства отдельных стран, означающий лиц, не имеющих гражданства или подданства. Является аналогом применяемого в РФ термина «лицо без гражданства».

АПОСТИЛЬ

АПОСТИЛЬ (франц. Apostille - отметка на полях; примечание) - формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащих случаях, подлинности печати и штампа, которыми скреплен данный документ, установленная Гаагской конвенцией 1961 г. об отмене требования легализации иностранных официальных документов. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции. Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке (ст. 4 Конвенции). Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступило лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения (ст. 5 Конвенции). Правила проставления апостиля содержатся в Указаниях Минюста РФ от 7 августа 1992 г. «О некоторых вопросах проставления апостиля». Список стран - участниц Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, приведен в письме ЦБ РФ от 7 июля 1997 г. № 482. В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 26 ноября 1996 г. № ВЕ-6-06/815 налоговые органы обязаны при постановке на налоговый учет кипрских юридических лиц обратить особое внимание на наличие легализации документов, необходимых для регистрации, в Российском консульстве или апостиля компетентных органов Республики Кипр.

АРЕНДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕНДАТОРЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

АРЕНДАТОРЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ - термин, установленный в ст. 5 Земельного кодекса, означающий лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА

АРЕНДНАЯ ПЛАТА - термин гражданского законодательства РФ и Земельного кодекса. В соответствии со ст. 614 ГК арендная плата - плата за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей. В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса арендная плата - плата, взимаемая за земельный участок, переданный в аренду; форма платы за землю. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Федеральным законом от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ установлено, что в случаях, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, для целей определения размеров арендной платы применяется нормативная цена земли.

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АУДИРУЕМОЕ ЛИЦО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АУДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АУДИТОР

АУДИТОР - физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности (ст. 3 Закона об аудиторской деятельности).

АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов (ст. 4 Закона об аудиторской деятельности). Аудиторские организации обладают всеми правами и обязанностями аудитора.

АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА

АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА - право аудируемого лица на неразглашение информации, полученной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе проведения аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг, установленное в ст. 8 Закона об аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги;

2) обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Закона об аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов РФ, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности (ст. 8 Закона об аудиторской деятельности).

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ст. 10 Закона об аудиторской деятельности). Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 11 Закона об аудиторской деятельности).

Следующая страница