Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедия российского и международного налогообложения
Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СОМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СОМ")

САМООБЛОЖЕНИЕ

САМООБЛОЖЕНИЕ - форма добровольного участия граждан денежными средствами либо безвозмездным трудом в мероприятиях местного характера по социально-культурному строительству и благоустройству. В СССР на добровольных началах осуществлялось самообложение населения сельских местностей и дачных поселков путем взноса денежных средств. Право вводить и определять порядок самообложения было предоставлено союзным республикам (Указ Президиума ВС СССР от 5 марта 1983 г.). В РСФСР, например, в соответствии с Указом Президиума ВС РСФСР от 12 января 1984 г. самообложение возлагалось на сельские Советы народных депутатов и осуществлялось по решению общего собрания (схода) граждан, которое обязательно для всех жителей данного сельского населенного пункта. Собрание определяло размер взноса одного хозяйства в год в пределах, утвержденных союзным законодательством (до 4 р. в год на одно хозяйство), льготы для отдельных хозяйств, сроки уплаты, на какие конкретные мероприятия из установленных Примерным перечнем, разработанным СМ СССР (проведение и ремонт дорог, строительство и ремонт мостов, ремонт больниц, избчитален и др.), и в каких размерах должны быть израсходованы средства самообложения. Средства от самообложения не включались в сельский бюджет, расходовались сверх него по утверждаемой сельским Советом смете на цели, определенные общим собранием граждан; не израсходованные в течение года средства самообложения изъятию не подлежали. Самообложение населения практикуется и в некоторых других странах.

САНКЦИОНИРОВАННЫЙ РЕЭКСПОРТ

САНКЦИОНИРОВАННЫЙ РЕЭКСПОРТ - термин Соглашения о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт, означающий реэкспорт товаров, осуществленный при наличии надлежаще оформленного письменного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров (ст. 2 Соглашения).

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ (ДЕПОЗИТНЫЙ) СЕРТИФИКАТ- сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. Сберегательные (депозитные) сертификаты могут быть предъявительскими или именными. В случае досрочного предъявления сберегательного (депозитного) сертификата к оплате банком выплачиваются сумма вклада и проценты по вкладам до востребования, если условиями сертификата не установлен иной размер процентов (ст. 844 ГК). Письмом ЦБ РФ от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20 установлено «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организацийс изм. и доп. от 18 декабря 1992 г., 24 июня 1993 г., в ред. от 31 августа 1998 г.

СБОР

СБОР - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений или лицензий (п. 2 ст. 8 НК). При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

СБОР ЗА ВЫДАЧУ ОРДЕРА НА КВАРТИРУ

СБОР ЗА ВЫДАЧУ ОРДЕРА НА КВАРТИРУ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «н» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, вносимый физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры. Ставка сбора устанавливается в зависимости от общей площади и качества жилья. Размер сбора не может превышать установленного законом МРОТ. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР ЗА ВЫДАЧУ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

СБОР ЗА ВЫДАЧУ РАЗРЕШЕНИЯ НА ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ - сбор, установленный в ст. 41 Закона о континентальном шельфе РФ. Сумма сборов за выдачу разрешения на захоронение отходов и других материалов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку и проведение государственной экологической экспертизы, а также затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемого разрешения. Сбор за выдачу разрешений на захоронение отходов и других материалов направляется в федеральный орган, выдавший разрешение.

СБОР ЗА ВЫИГРЫШ НА БЕГАХ

СБОР ЗА ВЫИГРЫШ НА БЕГАХ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «с» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, вносимый лицами, выигравшими в игре на тотализаторе на ипподроме. Ставка сбора не может превышать 5% суммы выигрыша. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ "РОССИЯ", "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" И ОБРАЗОВАННЫХ НА ИХ ОСНОВЕ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

СБОР ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ "РОССИЯ", "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" И ОБРАЗОВАННЫХ НА ИХ ОСНОВЕ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ - федеральный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «р» п. 1 ст. 19), введенный Законом РФ от 2 апреля 1993 г. № 4737-I «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний». Плательщики - предприятия, учреждения и организации, использующие эти наименования, слова и словосочетания в своих названиях. Не являются плательщиками сбора: федеральные органы государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти; ЦБ РФ и его учреждения; государственные внебюджетные фонды РФ; бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из республиканского бюджета РФ; редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий); общероссийские общественные объединения, а также религиозные объединения; сельскохозяйственные товаропроизводители. Ставки сбора устанавливаются: для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих, в том числе оптовой торговли, предприятий и организаций), - в размере 0,5% от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг); для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих, в том числе оптовой торговли, предприятий и организаций - в размере 0,05% от оборота; для других предприятий, учреждений и организаций - в размере 100-кратного МРОТ. Для отдельных категорий плательщиков или индивидуальных плательщиков указанные ставки могут быть понижены, но не более чем на 50%. Льгота предоставляется по решению Правительства РФ. Порядок исчисления и сроки уплаты в бюджет сбора установлены в Инструкции ГНС от 11 мая 1993 г. № 11. Суммы от уплаты сбора и применяемых финансовых санкций за нарушение порядка его уплаты зачисляются в республиканский бюджет РФ.

СБОР ЗА ОТКРЫТИЕ И ЗАКРЫТИЕ ЛЮКОВ

СБОР ЗА ОТКРЫТИЕ И ЗАКРЫТИЕ ЛЮКОВ - портовый сбор, взимаемый по твердым ставкам с пришвартованных судов.

СБОР ЗА ОТКРЫТИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

СБОР ЗА ОТКРЫТИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «ц» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, вносимый собственниками оборудования, используемого для игорного бизнеса. Сбором облагаются установка игровых автоматов и другого оборудования с вещевым или денежным выигрышем, карточных столов, рулетки и иных средств для игры. Плательщики - юридические лица и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установки. Ставки сбора и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти. Указанный налог с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР ЗА ПАРКОВКУ АВТОТРАНСПОРТА

СБОР ЗА ПАРКОВКУ АВТОТРАНСПОРТА - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «о» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, вносимый юридическими лицами и физическими лицами за парковку автомашин в специально оборудованных для этих целей местах. Размер сбора устанавливается представительными органами власти. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Расходы предприятий и организаций по уплате сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятий. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР ЗА ПОГРАНИЧНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБОР ЗА ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ СИМВОЛИКИ

СБОР ЗА ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ СИМВОЛИКИ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «п» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, вносимый производителями продукции, на которой использована местная символика (гербы; виды городов, местностей, исторических памятников и пр.). Ставка сбора не может превышать 0,5% стоимости реализуемой продукции. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР ЗА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ КИНО- И ТЕЛЕСЪЕМОК

СБОР ЗА ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ КИНО- И ТЕЛЕСЪЕМОК - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «ф» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти. Сбор вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий (выделение нарядов милиции, оцепление территории съемок и пр.), в размерах, устанавливаемых представительными органами власти. Расходы предприятий и организаций по уплате сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятий. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР ЗА ПРАВО ТОРГОВЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБОР ЗА СНАБЖЕНИЕ ПРЕСНОЙ ВОДОЙ

СБОР ЗА СНАБЖЕНИЕ ПРЕСНОЙ ВОДОЙ - портовый сбор, взимаемый в качестве платы по ставкам, дифференцированным по бассейнам и способу подачи воды (с берега, с плавсредств), обычно устанавливаемый в национальных денежных единицах за 1 тонну.

СБОР ЗА УБОРКУ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

СБОР ЗА УБОРКУ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «х» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, вносимый владельцами строений. Плательщики - юридические лица и физические лица (владельцы строений). Размер сбора устанавливается представительными органами власти. Расходы предприятий и организаций по уплате сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятий. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР ЗА УЧАСТИЕ В БЕГАХ НА ИППОДРОМАХ

СБОР ЗА УЧАСТИЕ В БЕГАХ НА ИППОДРОМАХ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «р» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, вносимый юридическими лицами и физическими лицами, выставляющими своих лошадей на состязания коммерческого характера. Размер сбора устанавливается местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР НА НУЖДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЗИМАЕМЫЙ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

СБОР НА НУЖДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ВЗИМАЕМЫЙ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - региональный сбор, взимаемый с юридических лиц по Закону об основах налоговой системы (пп. «г» п. 1 ст. 20). Относится к группе налогов и сборов, взимаемых с фонда оплаты труда. Сбор устанавливается законодательными актами республик в составе РФ, решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области и автономных округов. Ставки этого сбора не могут превышать размера 1% от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов. Суммы платежей зачисляются в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установлено, что с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ сбор на нужды образовательных учреждений подлежит отмене.

СБОР С ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИГРЕ НА ТОТАЛИЗАТОРЕ НА ИППОДРОМЕ

СБОР С ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИГРЕ НА ТОТАЛИЗАТОРЕ НА ИППОДРОМЕ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «т» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти. Сбор вносится лицами, участвующими в игре на тотализаторе на ипподроме, в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОР СО СДЕЛОК, СОВЕРШАЕМЫХ НА БИРЖАХ

СБОР СО СДЕЛОК, СОВЕРШАЕМЫХ НА БИРЖАХ - местный сбор по Закону об основах налоговой системы (пп. «у» п. 1 ст. 21), устанавливаемый решениями районных и городских представительных органов власти, взимаемый со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки. Суммы платежей зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Сбор с введением в действие представительными органами власти субъектов РФ налога с продаж на территориях соответствующих субъектов РФ подлежит отмене.

СБОРЩИК НАЛОГОВ

СБОРЩИК НАЛОГОВ (сборов) - государственный орган, орган местного самоуправления или другой уполномоченный орган и должностные лица, осуществляющие в случаях, предусмотренных НК, сбор (прием) средств от налогоплательщиков в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах или сборах (ст. 25 НК). В других странах под сборщиками налогов (налоговыми сборщиками) могут пониматься юридические лица и физические лица, на которые в соответствии с действующим налоговым законодательством возложена обязанность собирать налоги и сборы. В ряде стран данное понятие объединено с понятием «налоговые агенты». В большинстве стран роль налоговых сборщиков выполняют налоговые учреждения, банки, государственные и частные предприятия и учреждения, а также физические лица. При удержании налогов с заработной платы, с выплат авторского вознаграждения, с доходов в виде дивидендов, процентов и роялти в качестве налоговых сборщиков (налоговых агентов) выступают предприятия, учреждения, банки. Они несут ответственность за полноту и своевременность удержания налогов, перечисление их в центральные или местные бюджеты. Такой порядок упрощает контроль со стороны налоговых органов за уплатой налогов и ускоряет поступление средств в казну. Сбором косвенных налогов, поимущественных налогов, налогов с доходов от работы по найму и некоторых других налогов занимаются казначейства и банки. В некоторых странах существует должность главного налогового сборщика. В США, например, им является комиссар службы внутренних доходов, подчиняющийся непосредственно министру финансов. В СССР функции налоговых сборщиков выполняли предприятия, учреждения и организации, которые производили выплату заработной платы рабочим и служащим, заработков гражданам за временные и случайные работы, авторского вознаграждения литераторам и работникам искусств. При взимании налогов с других групп плательщиков в качестве сборщиков налогов выступали кредитные учреждения, сберегательные кассы, сельские Советы народных депутатов. Со вступлением в силу части первой НК понятия «налоговый сборщик» и «налоговый агент» разделены.

СБОРЫ ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ ПРИ ВЫВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ ПРИ ВЫВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - сборы и платежи, установленные в разделе VI Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. К сборам относятся:

1) специальный сбор за право вывоза культурных ценностей;

2) специальный сбор при временном вывозе культурных ценностей.

В Законе установлена плата за экспертизу культурных ценностей. Порядок взимания платы в связи с вывозом культурных ценностей, передачей права собственности на них, а также за другие работы, выполняемые федеральной службой по сохранению культурных ценностей, устанавливается в соответствии с Положением о федеральной службе по сохранению культурных ценностей (ст. 53 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). Кроме того, в Законе установлен ряд норм, регламентирующих взимание вывозной таможенной пошлины и государственной пошлины. При вывозе культурных ценностей, оформленном в соответствии с требованиями Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей, экспортная таможенная пошлина не взимается. Вывозимые в соответствии с Законом РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе (ст. 52 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). По искам об истребовании культурных ценностей из незаконного владения истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины в суде (ст. 54 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей).

СВЕРХНОРМАТИВНЫЕ РАСХОДЫ

СВЕРХНОРМАТИВНЫЕ РАСХОДЫ - термин налогового законодательства отдельных стран, означающий расходы налогоплательщика, совершенные в размерах, превышающих установленные в актах законодательства абсолютные пределы или процентные нормативы; разновидность не вычитаемых расходов. К видам лимитируемых или нормируемых обычно относятся расходы: на уплату процентов по ссудам, займам, банковским кредитам; на рекламу; на отдельные виды страхования; на представительские цели; на командировки и т.д.

СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ВРЕМЕННОГО ВЫВОЗА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ВРЕМЕННОГО ВЫВОЗА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - документ, являющийся основанием для пропуска культурных ценностей через таможенную границу РФ и Государственную границу РФ. Выдается при принятии решения о возможности временного вывоза культурных ценностей. Временный вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается (ст. 29 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей).

СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ВЫВОЗА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ПРАВО ВЫВОЗА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - документ, являющийся основанием для пропуска культурных ценностей через таможенную границу РФ и Государственную границу РФ. Вывоз культурных ценностей без свидетельства запрещается. Выдается при принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом. Форма свидетельства на право вывоза культурных ценностей утверждается Правительством РФ (ст. 19 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей).

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ - документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков (ст. 11 НК). Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии с нормами ст. 84 НК. Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК). Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. р. (ст. 132 НК).

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ - документ, выдаваемый физическому лицу, зарегистрированному в качестве предпринимателя без образования юридического лица. За выдачу свидетельства взимается регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Правила выдачи свидетельства определены в Законе РСФСР от 7 декабря 1991 г. №2000-I «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». Свидетельство выдается на срок, указанный в его заявлении, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Свидетельство оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. Свидетельство подлежит возврату в 15-дневный срок:

а) по истечении срока, на который выдано свидетельство;

б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности;

в) в случае выхода из состава участников полного товарищества;

г) в иных случаях, предусмотренных законодательством. При регистрации полного товарищества в соответствии с законодательством либо при вступлении в такое товарищество физическому лицу - участнику этого товарищества выдается свидетельство о государственной регистрации в установленном порядке. При этом регистрационный сбор не взимается. В случае утери предпринимателем свидетельства при наличии уважительных причин местная администрация выдает ему дубликат свидетельства, за который взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях производится новая регистрация в установленном порядке. Копии свидетельств и их дубликатов (в том числе фотокопии и ксерокопии), выданные в ином порядке, являются недействительными. Свидетельства о государственной регистрации предъявляются по требованию должностных лиц налоговых органов и иных органов, определяемых законодательными актами, при осуществлении ими своих функций.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ УПЛАТЕ ЕДИНОГО НАЛОГА

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ УПЛАТЕ ЕДИНОГО НАЛОГА - документ, подтверждающий уплату налогоплательщиком единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), свидетельство выдается на каждое из таких мест. Форма свидетельства устанавливается Правительством РФ (утверждена постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1028). Порядок выдачи свидетельства устанавливается нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня уплаты единого налога.

При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. В свидетельстве указываются наименование или фамилия, имя, отчество налогоплательщика, вид (виды) осуществляемой им деятельности, место его нахождения, ИНН, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую им предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога. На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами РФ. При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. В этом случае на оставшийся налоговый период налогоплательщику выдается новое свидетельство с отметкой «взамен ранее утерянного». Плата за новое свидетельство составляет не более 20% стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период. При повторной утрате свидетельства на оставшийся налоговый период оно приобретается за 100% стоимости на оставшийся налоговый период. Взимание отдельной платы при первичной выдаче свидетельства не допускается.

СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДНЫЙ СКЛАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Порядок и правила отнесения на себестоимость отдельных видов затрат определены Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552). Для целей налога на прибыль предприятий произведенные организацией затраты корректировались с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

СЕЗОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

СЕЗОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий.

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ - таможенные пошлины, устанавливаемые Правительством РФ для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона о таможенном тарифе). Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. Ставки сезонных пошлин, устанавливаемые при вывозе сырой нефти, не могут превышать размеров, установленных в Законе РФ о таможенном тарифе. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2001 г. № 430 утверждены ставки сезонных пошлин на сахар белый, ввозимый на территорию РФ. Применение сезонных пошлин осуществляется в соответствии с письмом ГТК от 29 августа 2001 г. № 01-06/34779.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях (объектах налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу) и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70%. Не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов РФ, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ (п. 2 ст. 346.2 НК).

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ - товары, которые классифицируются в группах с 1 по 24 (за исключением рыбы и продуктов из морских биологических ресурсов) ТН ВЭД СНГ, а также такие товары, как: маннит; D-глюцит (сорбит); масла эфирные; казеин, альбумины, желатин, декстрины и модифицированные крахмалы, клеи; средства отделочные; сорбит; шкуры и кожа; сырье пушно-меховое; шелк-сырец и отходы шелковые; шерсть животных; хлопок-сырец, отходы хлопка, волокно хлопковое чесаное; лен-сырец; пенька-сырец (ст. 2 Закона № 63"ФЗ).

СЕРВИТУТ

СЕРВИТУТ - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (ст. 1 Закона № 122"ФЗ).

СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА

СЕРТИФИКАТ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА - документ, удостоверяющий происхождение товара из конкретной страны, представляемый вместе с таможенной декларацией при таможенном оформлении товаров, ввозимых на территорию РФ. Требования к сертификату установлены в ст. 31 Закона о таможенном тарифе. Сертификат о происхождении товара должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и должен содержать:

а) письменное заявление отправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;

б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенный орган РФ может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены в случаях, установленных Законом о таможенном тарифе, надлежащим образом оформленный сертификат происхождения или запрошенные сведения. При вывозе товаров с таможенной территории РФ сертификат о происхождении товара в тех случаях, когда он необходим и это зафиксировано в соответствующих контрактах в национальных правилах страны ввоза или предусмотрено международными обязательствами РФ, выдается уполномоченным на это органом. При ввозе товара на таможенную территорию РФ сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке:

- на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу;

- на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) или иными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности;

- если это предусмотрено международными соглашениями, участником которых является РФ, а также законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды, здоровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интересов РФ;

- в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможенного органа РФ есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров (ст. 30).

СЕРТИФИКАТ ЭМИССИОННОЙ ЦЕННОЙ БУМАГИ

СЕРТИФИКАТ ЭМИССИОННОЙ ЦЕННОЙ БУМАГИ - документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата (ст. 2 Закона № 39"ФЗ).

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ

СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ - термин, установленный в ст. 2 Закона о бухгалтерском учете, означающий учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ - совокупность данных (зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных):

- обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя;

- позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг. Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством РФ сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений. Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра владельцев ценных бумаг не ведется (ст. 8 Закона № 39"ФЗ). Лицу, допустившему ненадлежащее исполнение порядка поддержания системы ведения и составления реестра и нарушение форм отчетности (эмитенту, регистратору, депозитарию, владельцу), может быть предъявлен иск о возмещении ущерба (включая упущенную выгоду), возникшего из невозможности осуществить права, закрепленные ценными бумагами (п. 3 ст. 8 Закона № 39-ФЗ).

СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

СИСТЕМА ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного Законом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также товаров двойного применения, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка (ст. 2 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

СКЛАД ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СЛУЖЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ (для целей Закона № 39-ФЗ) - любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг (ст. 31 Закона № 39"ФЗ). К лицам, располагающим служебной информацией, относятся:

- члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг - физические лица;

- аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;

- служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации. При этом под членами органов управления эмитента и профессионального участника рынка ценных бумаг - юридического лица понимаются лица, занимающие постоянно или временно в указанных юридических лицах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, а также выполняющие такие обязанности по специальному полномочию (ст. 32 Закона№39-ФЗ). Лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам. Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 33 Закона № 39-ФЗ).

СОБСТВЕННИК ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

СОБСТВЕННИК ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА - термин, установленный в ст. 5 Земельного кодекса, означающий лицо, являющееся собственником земельного участка. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами (ст. 41 Земельного кодекса). Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом, федеральными законами. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей (ст. 43 Земельного кодекса).

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ - термин, установленный в п. 2 ст. 269 НК; для целей налогообложения доходов в виде процентов, выплачиваемых налогоплательщиком - российской организацией в пользу иностранной организации, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации. Под собственным капиталом, для указанных целей, понимается разница между суммой активов и величиной долговых обязательств российской организации, при этом в расчет не принимаются долговые обязательства в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек , рассрочек, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

СОВЕТ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

СОВЕТ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (СТС; Customs Cooperation Council - ССС) - международная организация, учрежденная в соответствии с Конвенцией о создании Совета Таможенного Сотрудничества, заключенной в Брюсселе 15 декабря 1950 г. Составной частью Конвенции является Приложение к Конвенции о создании Совета Таможенного Сотрудничества. Функциями СТС являются:

- изучение всех вопросов, касающихся таможенного сотрудничества;

- изучение технических аспектов таможенных систем, равно как и связанных с ними экономических факторов, с целью предложения практических средств достижения возможно более высокого уровня согласованности и единообразия;

- подготовка проектов конвенций и поправок к конвенциям, а также вынесение рекомендаций относительно их принятия заинтересованными правительствами;

- разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций, заключенных как в результате работы СТС, так и конвенций, касающихся номенклатуры для классификации товаров в таможенных тарифах и оценки товаров в таможенных целях, подготовленных Группой по изучению возможности создания Европейского Таможенного Союза, а также осуществление в этих целях функций, которые ему могут быть прямо предписаны этими конвенциями в соответствии с их положениями;

- разработка примирительных рекомендаций для разрешения споров по толкованию и применению конвенций;

- обеспечение распространения информации, касающейся таможенного регулирования и процедур;

- представление заинтересованным правительствам по своей инициативе или по их просьбе информации или советов по таможенным делам в соответствии с основными целями Конвенции и вынесение в связи с этим рекомендаций;

- сотрудничество с другими межправительственными организациями по вопросам, входящим в его компетенцию (ст. 3 Конвенции). Штаб-квартира СТС располагается в Брюсселе.

СОВОКУПНАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

СОВОКУПНАЯ НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА - показатель, исчисляемый в соответствии со ст. 2 Закона № 160"ФЗ. Определяется как расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта в виде:

- ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ);

- федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС на товары, производимые на территории РФ);

- взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ).

СОВОКУПНЫЙ ГОДОВОЙ ДОХОД

СОВОКУПНЫЙ ГОДОВОЙ ДОХОД (ЧИСТЫЙ ДОХОД) - подлежавшая обложению подоходным налогом с физических лиц разность между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода. Совокупный годовой доход определялся в полной годовой сумме, независимо от времени существования источника дохода в календарном году. При этом, если источник дохода существовал полный год, но в течение года имелись перерывы в работе, годовым доходом считается фактически полученная сумма дохода. В связи с введением с 1 января 2002 г. налога на доходы физических лиц данный показатель не исчисляется.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОГЛАШЕНИЕ О РЕЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ И ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАЗРЕШЕНИЯ НА РЕЭКСПОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОГЛАШЕНИЕ О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОГЛАШЕНИЯ РОССИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ДОЛГ

СОМНИТЕЛЬНЫЙ ДОЛГ - любая задолженность перед налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК). Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам.

Предыдущая страница Следующая страница