Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я)
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Связи предшествования

Связи предшествования (логические зависимости)

- последовательность и сопряженность проведения работ, определяющая структуру сетевого графика и логическую структуру программы. Определяются по принципу - что должно предшествовать конкретной работе.

Сектор информационно-коммуникационных технологий

Сектор информационно-коммуникационных технологий (сектор ИКТ)

- совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством, распространением и применением  информационных  и коммуникационных технологий. Группировка сектора по видам экономической деятельности определена на основе Общероссийского классификатора экономической деятельности (ОКВЭД) в соответствии с действующими международными стандартами. Перечень видов экономической деятельности, входящих в состав ИКТ (в скобках указан код по ОКВЭД):

-      производство офисного оборудования (30),

-      производство изолированных проводов и кабелей (31.3),

-      производство аппаратуры для радио, телевидения и связи (32),

-      производство контрольно-измерительных приборов (33.2),

-      монтаж приборов контроля и регулирования технологических процессов (предоставление услуг) (33.3),

-      оптовая торговля радио- и телеаппартатурой, техническими носителями информации (с записями и без записей) (51.43.2);

-      оптовая торговля офисными машинами (51.64.1),

-      оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами (51.64.2),

-      оптовая торговля эксплуатационными материалами и принадлежностями машин и оборудования (51.65.2),

-      оптовая торговля производственным электрическим и электронным оборудованием, включая оборудование электросвязи (51.65.5);

-      деятельность в области электросвязи (64.2),

-      аренда офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику без оператора (71.33);

-      деятельность, связанная с вычислительной техникой (72).

Сертификация

Сертификация - методическая и практическая деятельность специально уполномоченного органа государственной власти, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение действующих квалификационных требований к персоналу, процессам, процедурам или изделиям.

Сертификация наукоемкой

Сертификация наукоемкой (новой) продукции

- процедура документального подтверждения соответствия наукоемкой (новой) продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Осуществляется специально уполномоченным органом государственной власти по предоставлению фирмой необходимой документации и образцов продукции.

Сеть компьютерная

Сеть компьютерная - система взаимосвязей между компьютерами, которая предоставляет каждому пользователю:

- доступ к жестким дискам других компьютеров и принтерам,

- возможности связываться с другими пользователями и пересылать данные.

Недостатком такой системы взаимосвязей является увеличение времени выполнения команд.

Система

Система - упорядоченное подмножество объектов, интенсивность отношений (связей) которых между собой превышает интенсивность отношений с объектами, не входящими в данное подмножество (будем называть последние - внешней средой).

При этом указанные объекты (и отношения между ними) выделяются внешним наблюдателем в зависимости от какой-либо его потребности (от «выбора точки зрения») при формировании модели указанного объекта, например: одно и то же предприятие может рассматриваться как производственная, организационно-экономическая или социальная система, точно так же, как может рассматриваться отдельный цех этого предприятия или группа взаимосвязанных предприятий (следовательно, категория системы всегда субъективна).

Система взаимосвязанных эффектов от инноваций

Система взаимосвязанных эффектов от инноваций - совокупность различного рода эффектов от осуществления инновационной деятельности, в том числе:

- научно-технического (эффективность затрат на первом этапе жизненного цикла товара);

- маркетингового (экономия за счет сокращения времени выхода на товарный рынок);

- экологического (снижение загрязнений окружающей среды и повышение безопасности производства);

- регионального (изменение числа рабочих мест и улучшение снабжения региона ресурсами и потребительскими товарами).

Система инновационная

Система инновационная - совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, имеющая целью создание, сохранение и передачу знаний, умений и артефактов; разработку и распространение новых технологий. Учреждения и организации системы образуют структуру, через которую органы управления реализуют влияние на инновационный процесс.

Система инновационная национальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Система инновационная региональная

Система инновационная региональная - совокупность учреждений и организаций, расположенных на территории региона, осуществляющих научно-образовательную, научно-техническую, инновационную деятельность и трансфер технологий в соответствии с законами РФ и субъекта Федерации и действующей конъюнктурой внешних и внутренних рынков на научно-технические и образовательные услуги.

Система инновационного менеджмента

Система инновационного менеджмента - часть общей системы управления организацией, целью которой является обеспечение ее устойчивого развития и существенного повышения эффективности. Инновационный менеджмент в рамках общей системы менеджмента организации сводится к руководству сетью инновационных процессов, протекающих в подсистемах организации и испытывающих воздействие внешней и внутренней среды организации, которые «формируют» результативность инноваций. Эффективная система инновационного менеджмента может быть условно представлена как совокупность двух элементов:

- хорошо структурированной системы целей и приоритетов инновационного развития организации в целом, подсистем организации и их структур, управленческих методик и ресурсов;

- постоянно реализуемых процедур прогнозирования, планирования, обеспечения, управления, модификации (улучшения) в рамках каждого процесса сети инновационных процессов организации.

Система информационная

Система информационная - взаимосвязанная совокупность, комплекс технических и программных средств и информационных технологий, используемый аппаратом управления при решении функциональных и производственных задач (ее частный случай - автоматизированная информационная система).

Система менеджмента качества

СМК (Total Quality Management, TQM) - система тотального управления качеством (TQM) появилась 1970-е годы в Японии и закреплена в стандартах и системе сертификации ISO. В нашей стране статус государственных получили три стандарта серии ISO9000, по которым ведется сертификация предприятий: ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002 и ГОСТ Р ИСО 9003. Стандарты ISO9000 и ISO9004 являются справочными, в то время как стандарт ISO9001, ISO9002 и ISO9003 определяют модели обеспечения качества.

Это часть общей системы управления организацией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества продукции (услуг) и функционирования предприятия как отлаженной и эффективной системы. Идея, лежащая в основе системы менеджмента качества, заключается в том, что за качеством продукции или услуг недостаточно просто следить. Необходимо создавать самоорганизующуюся систему, внутри которой будет стабильно создаваться только качественная продукция (услуги) с минимальными издержками. Систему менеджмента качества, описанную в ISO9001:2000, в организации можно представить в виде пяти групп взаимосвязанных «бизнес-процессов»:

- руководства компанией,

- управления ресурсами в компании,

- производства продукции,

- измерения, анализа и улучшения,

- управления изменениями.

СМК позволяет ввести на предприятии систему управления, при которой ответственность персонала точно распределена и документирована по всей структуре предприятия, а исполнение делегированных полномочий проверяется автоматически, часто и скрупулезно.

Система подготовки и переподготовки кадров

Система подготовки и переподготовки кадров - для научно-технической и инновационной деятельности - часть национальной и корпоративной инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности, призванная обеспечить потребности в квалифицированных кадрах, способных осуществлять инновации.

Национальная система включает государственную и негосударственную систему высшего образования, аспирантуры, стажировки научных кадров, систему финансирования зарубежного образования и стажировки научных кадров. Корпоративная система формируется как система реализации инновационной стратегии и кадровой политики корпорации. Задачей корпоративной системы является кадровое обеспечение инновационных проектов, реализуемых корпорацией, и повышение инновационного потенциала корпорации.

Система продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на рынок

Система продвижения научно-технических разработок и наукоемкой продукции на рынок - набор технологий (методы, методики, приемы, стандартные процедуры), обеспечивающих продвижение научно-технических разработок и наукоемкой продукции на локальные, региональные, национальные и зарубежные рынки и их закрепление на рынках. Среди технологий продвижения выделяются: а) маркетинг - определение цены, стандартизация качества, схемы продвижения товара, рекламная поддержка продаж; б) сертификация - разработка ТУ, стандартизация техпроцессов и т.п.; в) патентно-лицензионная работа и другие способы защиты интеллектуальной собственности; д) информационная поддержка продвижения и продаж (электронный маркетинг).

Система сложная

Система сложная - система, состоящая из многих тесно связанных подсистем, обладающая несколькими видами прямой и обратной связи,  а также многочисленными каналами взаимодействия с внешней средой. Сложность системы зависит от количества и разнообразия элементов системы, структуры связей, определяющих их взаимодействия, событий в истории системы, определяющих траекторию ее развития.

Система социо-техническая

Система социо-техническая - системное образование, включающее технико-технологическую подсистему и подсистему персонала (обслуживающего и управленческого), детализирующую его роли, функции и взаимодействия. Типичный примеры такой системы - производственное предприятие и так называемые «большие системы», включающие сложные технические комплексы и многочисленный высококвалифицированный персонал.

Система управления

Система управления (управляющая часть системы)

- структурированные в соответствии с процессами управления подразделения или лица, реализующие данные процессы на основе определенных правил, процедур и средств (в том числе средств автоматизации и связи).

Система управления иерархическая

Система управления иерархическая - многоуровневая линейная структура, элементы которой связаны отношениями подчинения и включенности в более общую систему. Например: завод - цехи - участки - рабочие места.

Система управленческая информационная

Система управленческая информационная - система управления базой данных, к которой имеют доступ только ее руководители. Это позволяет всем руководителям организации использовать одни и те же базовые данные для выработки согласованных управленческих решений.

Система хозяйствования японская

Система хозяйствования японская - система, называемая человеческим хозяйствованием, в то время как американская система хозяйствования считается типичным капиталистическим хозяйствованием. В отличие от чисто капиталистической системы хозяйствования, ориентированной на погоню за прибылью, японская система более ориентирована на устойчивое развитие организации, на отношение к наемному работнику как человеку и личности, а не рабочей силе. Для японской системы хозяйствования предпочтительным является долгосрочный наем работника и формирование универсального работника, а не узкоспециализированного, в ней эффективная мотивация персонала сосредоточена в исполнительности, верности и единстве с коллективом, а не материальной заинтересованности; она декларирует и реализует принцип сотрудничества и единства, а не конкуренции и победы сильного над слабым.

Система целей

Система целей - совокупность взаимосвязанных целей, в рамках которой они могут классифицироваться по нескольким признакам, в соответствии с которыми выделяются разные классы целей:

- стратегические и тактические цели;

- долгосрочные (выполнение через несколько лет) и краткосрочные (выполнение через год и менее) цели;

- общие, канонические, специальные цели;

- иерархически упорядоченная структура целей (дерево целей).

Ситуация проблемная

Ситуация проблемная - противоречие между целью и возможностью ее осуществления с данными ресурсами (временными, материальными, финансовыми и др.) в данных условиях.

Служба координации инноваций

Служба координации инноваций - самостоятельное подразделение организации, осуществляющее согласование целей и направлений инновационной деятельности, разработку прогнозов, планов и программ инновационной деятельности, контроль и координацию работ по планам и программам, экспертизу инновационных предложений и программ.

Снижение инновационных рисков

Снижение инновационных рисков - одна из задач инновационного менеджмента, включающая определение структуры и оценку инновационных рисков (актуализация рисков) и принятие решений по их снижению.

Определение актуальных рисков инновационного проекта осуществляется по нескольким критериям неформализованными методами, как правило, экспертно. Оценка рисков проводится путем анализа чувствительности финансово-экономических результатов проекта к изменению ключевых параметров проекта (ставки дисконтирования денежных потоков и др.).

В инновационном менеджменте выработаны следующие способы снижения инновационных рисков:

- установление параметров инновационного проекта, позволяющих обеспечить приемлемые уровни рисков;

- внутрипроектное снижение риска за счет повышения качества проектирования и учета наибольшего числа значимых параметров проекта;

- локализация инновационного проекта, уменьшение его влияния на подсистемы организации;

- прогнозирование и планирование поддерживающих инновацию изменений в системе организации;

- диверсификация инновационной деятельности организации;

- трансфер (передача) риска путем заключения контрактов, позволяющих разделить инновационные риски между участниками проекта.

Собственность интеллектуальная

Собственность интеллектуальная - I. Собирательный термин, включающий права, относящиеся к литературному, художественному и научному творчеству, исполнительской деятельности артистов, видео- и звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (авторское право), а также к научным открытиям, изобретениям и другим видам промышленной собственности.

II. Исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (Ст. 138 ГК РФ).

Соглашение о лицензии опционное

Соглашение о лицензии опционное - соглашение, позволяющее потенциальному лицензиату временно «удалить технологию с рынка», выкупив опцион на переговоры о лицензии.

Соглашение о неразглашении

Соглашение о неразглашении - соглашение, которое разрешает патентному поверенному открыть изобретение потенциальным лицензиатам в рамках специального «соглашения о конфиденциальном раскрытии» до того, как патентная заявка будет принята. Соглашения о неразглашении эффективны и недороги для потенциального лицензиата, позволяют ему заранее подготовиться к необходимым изменениям в производственных и организационных процессах.

Соглашение об уровнях услуг

Соглашение об уровнях услуг (SLA - servis level agreement) - это тип договора, в котором акцент делается на такой детализации условий предоставления взаимных услуг сторонами, который позволяет аналитически просчитать обязательства сторон в денежном выражении в любой момент времени. Специфика SLA состоит в том, что обязательства сторон описываются в координатах виртуального процессного пространства. Производственные отношения регламентируются с помощью добровольно заключаемых SLA. При этом мотивации оппортунистического поведения практически теряют смысл ввиду неприемлемого ущерба, который понесут стороны в результате нарушения SLA. Технократический процесс реинжиниринга бизнес-процессов по SLA меняет свое содержание. Как и раньше, его целью остается повышение эффективности производства. Однако на повышение эффективности основное влияние оказывает юридический аспект, а именно - новые отношения на основе SLA, проекты которых создаются в процессе реинжиниринга бизнес-процессов. Существенно меняется социально-психологический климат в организации. Оценка персонала основывается, прежде всего, в характере соблюдения условий SLA работником и лишь потом его иных качеств. Неукоснительное соблюдение SLA становится единственной этической нормой производственных отношений. На основе SLA подготавливаются договоры найма и подряда, договоры по предоставлению инжиниринговых услуг.

Сопротивление кадровым нововведениям

Сопротивление кадровым нововведениям - противодействие персонала организации кадровым нововведениям в процессе их возникновения, разработки и реализации. Сопротивление вызывает непредвиденные отсрочки, дополнительные расходы и нестабильность процесса реализации кадровых нововведений. В кадровой работе различают: индивидуальное сопротивление отдельных работников кадровых служб и иных подразделений организации и сопротивление, оказываемое группой работников (подразделением в целом).

Специализация субъектов инновационного предпринимательства предметная

Специализация субъектов инновационного предпринимательства предметная - концентрация деятельности на создание конкретных видов новых продуктов, технологий, привлечение новых видов ресурсов.

Специалисты ИКТ

Специалисты ИКТ - работники, обладающие следующими навыками: подготовка спецификаций, дизайн, разработка, установка, поддержка, обслуживание, управление, оценка и научные исследования в области ИКТ и систем ИКТ.

В соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) специалисты по ИКТ определяются следующим образом: специалисты высшего уровня квалификации - разработчики и аналитики компьютерных систем (код ОКЗ 2131), программисты (2132), специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы (2139), инженеры-электроники, инженеры по связи и приборостроению (2144), специалисты средней квалификации - техники и операторы по обслуживанию промышленных роботов (3123), техники и операторы для радио- и телевещания и телесвязи (3132).

Способности сотрудников

Способности сотрудников (персонала)

- готовность сотрудников к выполнению определенных функций (работ). Способности сотрудников можно разделить на явно выраженные и скрытые. Явно выраженные способности - это способности сотрудника к конкретным видам деятельности, продемонстрированные им в предыдущие периоды (на предыдущих местах работы) и знания в определенных областях. Скрытые способности - нереализованный интеллектуальный потенциал сотрудника. Раскрытие, активное использование способностей персонала является важным фактором эффективного инновационного развития организации.

Среда инновационная

Среда инновационная - совокупность инновационных предприятий, объектов инновационной инфраструктуры, институтов и механизмов (организаций), обеспечивающих благоприятные условия реализации инноваций.

Средства автоматизации и связи

Средства автоматизации и связи - программно-вычислительные единицы и комплексы (общего и специального назначения), средства вычислительной техники и коммуникационное оборудование (серверное оборудование, рабочие станции, персональные компьютеры, АТС, каналы связи и канальное оборудование, телефоны, сканеры и т.д.), локальные вычислительные сети, множительная техника.

Срок амортизации расходов на исследования и разработки

Срок амортизации расходов на исследования и разработки (Carryforward of R&D Expenditures) - количество лет, в течение которых расходы на ИР могут быть амортизированы и действуют налоговые льготы. В большинстве стран расходы на ИР могут быть амортизированы и изъяты из налогообложения в течение 3-10 лет.

Срок действия патента

Срок действия патента - срок действия патентной защиты (различен в разных странах, но не менее 20 лет во всех странах-членах ВТО).

Срок жизни инновационного проекта

Срок жизни инновационного проекта - длительность периода вложения средств плюс длительность того промежутка времени, в течение которого вложения приносят ощутимый эффект. Для процессной инновации этот период времени может быть обусловлен физическим сроком эксплуатации оборудования, сроком полной амортизации и т.п. Если проект находится в стадии реализации (часть инвестиций уже осуществлена), то при указании срока жизни проекта длительность периода осуществленных вложений не учитывается.

Срок окупаемости

Срок окупаемости - время, требуемое для покрытия первоначальных инвестиций за счет положительного чистого денежного потока, генерируемого инновационным (инвестиционным) проектом в операционный период. Срок окупаемости определяется с учетом дисконтирования и соответствует моменту времени, когда дисконтированные выгоды становятся равны дисконтированным затратам по проекту, или чистый дисконтированный доход, рассчитанный нарастающим итогом, становится равным нулю. Проект считается эффективным, если срок его окупаемости меньше длительности периода реализации проекта, или .

Срок полезного использования

Срок полезного использования - период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации. Определяется для принятых к бухгалтерскому учету основных средств в соответствии с установленным порядком. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется, исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Ставка дисконтная

Ставка дисконтная - коэффициент («ставка процента»), по которому осуществляется процесс дисконтирования

Стандарт

Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт предполагает наличие образца, эталона, модели, принимаемых за исходные для сопоставления с ними однородных объектов. Стандарты могут быть обязательными (государственными) и необязательными (стандарты международные и внутрифирменные).

Стандарт государственный

Стандарт государственный - нормативно-технический документ, определяющий требования к объектам стандартизации: к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение и др. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»). К государственным стандартам относятся санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Стандартизация

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Эта деятельность заключается в разработке, опубликовании и применении стандартов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

Стандарты международные

Стандарты международные - стандарты, устанавливающие показатели, соответствующие современным научно-техническим требованиям к качеству, надежности, безопасности и другим важнейшим свойствам и характеристикам продукции, а также определяют унифицированные методы и средства испытаний и аттестации материалов и товаров. Международные стандарты, помимо традиционных сфер (товары, торговля), в современных условиях охватывают также сферы охраны окружающей среды, здравоохранения и т.д. Их разработкой занимается несколько сот государственных и региональных институтов. Крупнейшими являются: Европейская экономическая комиссия ООН, Международная организация по стандартизации (ISO), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и др.

Стандарты организаций

Стандарты организаций - установленные организацией обязательные для исполнения ее персоналом характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и отходов, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, иных саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Стиль управления, стиль руководства

Стиль управления, стиль руководства - присущая руководителю и реализуемая им в практической деятельности совокупность взглядов в сфере философии, стратегии и политики управления. Существует два кардинально различающихся стилей управления:

а) унитарный образец, в рамках которого интересы работников и руководителя совпадают. Сторонники этого стиля часто рассматривают организацию как коллектив единомышленников, где каждый член зависит от других членов коллектива. Большое внимание в таких случаях обычно уделяется прерогативе руководителей принимать решения, оправдываемой тем, что они действуют на благо всех членов организации. Этот стиль часто становится источником конфликтов даже там, где их можно было бы избежать;

б) плюралистический образец, где допускается, что интересы работников могут отличаться от интересов руководства и организации и профсоюзы являются законными выразителями этого расхождения. В его рамках возможно создание процедур для смягчения этих различий во избежание конфликта, который наносит ущерб всем.

В настоящее время на базе этих двух стилей сформировалось несколько разных стилей управления:

а) традиционный, где унитарный образец агрессивен по отношению к профсоюзам. Этот стиль часто встречается в мелких компаниях;

б) сложный патернализм, где отсутствие профсоюзов является достижением сложного управления кадрами и политики межличностных отношений, а не следствием агрессивного отношения к профсоюзам;

в) сложный современный, то есть:

- конституционный, где признаются профсоюзы, а права и обязанности руководства и профсоюзов четко определены в процедурном соглашении;

- консультационный, где присутствие профсоюзов признается, однако руководство предпочитает не отражать это в формальном соглашении и допускает лишь консультирование;

г) нормативный современный, где подход руководства определяется скорее реакцией на обстоятельства, чем четкой стратегией или философией.

Стимулирование инвестиций, инвестиционный стимул

Стимулирование инвестиций, инвестиционный стимул - финансовое поощрение правительством фирмы для побуждения ее к новым инвестициям. Подобные поощрения могут включать гранты на покрытие части расходов на постройку нового завода и/или на установку новых станков и оборудования; низкую процентную ставку, беспроцентные ссуды, кредиты или освобождение от налогов на прибыль компании. Эти поощрения могут использоваться для стимулирования инвестиций в общем либо они могут направляться на целевые инвестиции (инвестиции в инновации), а также влиять на географическое положение новых инвестиций.

Стимулы инновационной активности организации

Стимулы инновационной активности организации - необходимость повышения конкурентоспособности продукции предприятия на рынках (внешние стимулы), существенный рост производительности труда и изменение его условий и организации (внутренние стимулы).

Стоимость инновационного проекта общая

Стоимость инновационного проекта общая - сумма вложений в основные средства плюс финансирование прироста потребности в оборотном капитале. Вложения в основные средства включают в себя капитальное строительство и приобретение оборудования. Стоимость основных средств должна соответствовать суммам, отражаемым в соответствующих разделах баланса. Потребность в оборотном капитале определяется как оборотные активы минус денежные средства минус кредиторская задолженность. Заемщик должен оценить объем оборотных средств, необходимый для того, чтобы освоить выпуск новой продукции, увеличить существующие производственные мощности.

Стоимость новшества потребительная

Стоимость новшества потребительная - один из параметров новшества как товара. Характеризует возможности использования или приспособления новшества (интеллектуального продукта) к нуждам производства и внедрения в него и созданию товаров, обладающих новыми потребительными стоимостями.

Стоп-факторы

Стоп-факторы - факторы, выявление которых делает неприемлемым участие банка в финансировании инновационного проекта.

Стратегии конкуренции

Стратегии конкуренции - стратегии поведения предприятия на товарных рынках по отношению к своим конкурентам. Существует две группы стратегий конкуренции - стратегии замещения и стратегии расширения.

Стратегии замещения предполагают расширение рыночной доли предприятия за счет конкурентов. Это демпинг, имитация поведения конкурентов и профилизация. Демпинг представляет собой снижение цен ниже текущих рыночных. Хотя такое поведение запрещено законодательствами многих стран, установить, что имеет место факт демпинга, а не снижение себестоимости, подчас очень трудно. Наиболее распространенными формами имитации поведения конкурентов является копирование ценовой политики и копирование используемых технологий (как производственных, так и организационных). Профилизация предполагает фокусирование внимания потребителей на особых характеристиках торговой марки, «раскручивание» торговых марок организации. Такие стратегии целесообразно выбирать, когда рынок уже достиг насыщения.

Стратегии расширения направлены либо на увеличение объема спроса за счет новых групп потребителей, либо на его интенсификацию за счет увеличения объема потребления данного товара существующими группами потребителей. Выбирать стратегии расширения целесообразно, как правило, на ранних стадиях жизненного цикла продукции.

Стратегическая инновация

Стратегическая инновация - инновация, внедрение которой носит упреждающий характер и преследует цели получения организацией конкурентных преимуществ в перспективе.

Стратегия "взаимодействия" в сфере инноваций

Стратегия "взаимодействия" в сфере инноваций - стратегия, которая предполагает создание в стране совместных предприятий по производству конкурентоспособной продукции с ее реализацией на внутреннем и внешнем рынках, на которых уже реализует подобную продукцию зарубежный партнер по совместному производству. Такие процессы характерны для производства элементов электронной техники, сборки сложной бытовой техники, транспортных средств и других видов сложной, многокомпонентной продукции. При этой стратегии большое значение имеют условия для развития в стране сектора малого предпринимательства в инновационной сфере, особенно для создания крупными компаниями совместных малых фирм. Этими фирмами производится отработка новых технологий для основного производства крупных национальных компаний, их адаптация к местным условиям, а также осуществляется «проверка» потребностей рынка в новых продуктах. Они позволяют в более короткие сроки и с меньшими потерями преобразовать имеющийся производственный потенциал крупных компаний и создать условия для реализации ими в дальнейшем собственных инновационных проектов.

Стратегия инновационная

Стратегия инновационная - система реализации приоритетов субъекта в области инновационного развития, определяющая основные направления его деятельности в данной области. Разрабатывается на национальном уровне, а также на уровне регионов, отраслей и организаций (фирм).

Например, национальная инновационная стратегия «Инновационная Швеция» ("Innovativa Sverige"), разработанная в 2004 году, определила основные направления деятельности правительства в области инноваций до 2010 года в четырех приоритетных областях развития:

- развитие базы знаний для разработки инноваций,

- развитие инновационного предпринимательства,

- государственные вклады в инновационную сферу,

- развитие людей в инновационной среде.

Стратегия "наращивания" инноваций

Стратегия "наращивания" инноваций - использование собственного научно-технического потенциала, привлечение зарубежных ученых и конструкторов, интегрирование фундаментальной науки университетов, а также других научных организаций и прикладной фирменной науки в целях интенсификации процессов создания новых продуктов и высоких технологий, которые реализуются в производстве и в социальной сфере. В современных условиях данная стратегия реализуется по отношению к приоритетным направлениям (космос, авиация, атомная энергетика, некоторые виды продукции машиностроительного комплекса, биотехнологии), по которым имеется развитый научно-технический и производственный потенциал.

Стратегия организации

Стратегия организации - обобщенная модель долгосрочных действий организации, необходимых для достижения поставленных ею долгосрочных (стратегических) целей. Реализация стратегии организации является внутренней административной функцией управления (менеджмента), исполнение которой подчиняется логике теории управления организацией и опыту эффективного управления, накопленного международной практикой. Переход от текущего внутрифирменного управления развитием к среднесрочному, а затем и стратегическому управлению позволяет обеспечить выживание организации в течение длительного периода.

Стратегия связывает все аспекты деятельности организации (фирмы), включая:

а) постановку целей: определение общих целей компании (например, увеличение уровня доходности капитала или повышение прибыли компании в расчете на одну акцию и т.д.);

б) стратегическое руководство: решение о том, в какой сфере будет работать компания, а также продолжит ли она текущее производство или совершит изъятие капитала, отзыв капитала из некоторых из них и/или диверсифицируется на новом рынке продуктов;

в) выбор темпов роста: принятие решения в каждой области производства о наиболее приемлемых средствах для расширения производства и его интересов, например органический рост или внешний рост за счет слияний, поглощений и создания совместных предприятий;

г) конкурентную стратегию: на базе оценки сильных и слабых сторон компании и сравнения их с сильными и слабыми сторонами конкурентов, а также учитывая запросы потребителей, необходимо принять решение о средствах достижения конкурентного преимущества (низкие цены, новые продукты и так далее) перед соперниками;

д) функциональные обязанности: обеспечение эффективной работы и координации деятельности всех подразделений компании: маркетинга, производства и т.д. Достигнуть этого можно с помощью надлежащего руководства, а также с помощью контроля работы и эффективности системы поощрения.

Стратегия переноса

Стратегия переноса (заимствования) инноваций

- стратегия использования страной в собственной экономике имеющихся за рубежом научно-технических достижений. Эта стратегия была характерна в послевоенный период, в частности, для Японии, которая закупала в высокоразвитых странах лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, пользовавшейся спросом за рубежом. Реализация этой стратегии создает предпосылки для формирования в последующем собственного научно-технического и научно-производственного потенциала, обеспечивающего в дальнейшем воссоздание всего инновационного цикла - от фундаментальных исследований и разработок до внедрения инноваций и реализации их внутри страны и на мировом рынке.

Стратегия переноса инноваций может быть реализована как в областях, где страна не имеет собственного научно-технического потенциала, так и в областях, где научно-технический потенциал развит и способен воспринимать чужие идеи и опыт. Вместе с тем, реализация такой стратегии имеет определенные ограничения:

1) приобретение лицензий и ноу-хау в других странах требует значительных затрат финансовых ресурсов;

2) наиболее эффективные технологии в целях недопущения конкуренции, по политическим или иным соображениям могут не продаваться другим странам.

Стратегия предприятия

Стратегия предприятия (фирмы) инновационная

- это проектируемая организацией система реализации приоритетов в области ее инновационной деятельности: осуществления научно-технических и организационных инноваций, адаптация персонала к новым условиям деятельности и использования новых факторов развития, возникающих в результате изменений внешней среды. Инновационная стратегия организации включает также приоритеты в развитии ее инновационного потенциала.

Стратегия устойчивого развития организации

Стратегия устойчивого развития организации - совокупность целей и основных направлений развития организации, преобразований ее структуры и бизнес-процессов, а также осуществляемых в ней инноваций, обеспечивающих адекватность ее реакции на прогнозируемые долгосрочные изменения внешней среды.

Структура информационная инновационная сетевая, СИНИН

Структура информационная инновационная сетевая, СИНИН - часть инновационной инфраструктуры, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей участников инновационной деятельности, учитывающая различия в их приоритетах, а также в способах доступа к информационным ресурсам.

Архитектура СИНИН отображает среду взаимодействия участников инновационной деятельности и включает:

-?общую структуру пространства взаимодействий участников инновационной деятельности;

-?перечень типов участников инновационной деятельности;

-?основные виды взаимодействий между различными типами участников;

-?структуру информационных потоков между типами участников;

-?перечень систем, Internet-ресурсов и баз данных, которые целесообразно интегрировать в данную информационную структуру.

Структура предприятия

Структура предприятия (фирмы)

- совокупность подразделений предприятия, объединенных различными видами связей. При формировании структуры организации применяются разные признаки.

1. Получение разными подразделениями организации различных конечных результатов, характеризующих отдельные виды деятельности организации. Обычно по данному признаку выделяются крупные структурные подразделения организации - дивизионы, а соответствующая структура организации называется дивизиональной.

2. Выполнение подразделениями организации специальных, только им присущих функций. Этому признаку соответствует функциональная структура организации.

3. Выделение подразделений по признаку оперативного управления производством и обеспечения выпуска продукции. Этому признаку соответствует линейная структура организации.

Однако в чистом виде (как единственные, полностью определяющие структуру организации) рассмотренные подходы к структуризации практически не встречаются.

Причины этого:

- дивизиональная структура охватывает только первый (высший) уровень структуризации в организации, а более низкие уровни предполагают использование иных признаков структуризации;

- не все подразделения организации могут быть выделены, исходя из одного признака. В частности, производственные подразделения выделяются по линейному признаку, подразделения аппарата управления и обеспечивающие подразделения - по функциональному.

В результате этого реальная структура организации формируется одновременно по нескольким признакам. При этом получаются линейно-функциональные, матричные и иные виды структур организации.

Структура разбиения работ, СРР

Структура разбиения работ, СРР - иерархическая структура последовательной декомпозиции работ программы. Является изначальным инструментом для организации работ, обеспечивающим разделение общего объема работ по программе в соответствии со структурой их выполнения в организации. На нижнем уровне детализации выделяются работы, соответствующие детализированным элементам деятельности, отображаемым в сетевой модели. СРР представляет иерархический формат, который помогает разработчику осуществить:

- структуризацию работ на основные компоненты и подкомпоненты,

- обеспечение направленности деятельности на достижение всего комплекса целей,

- разработку системы ответственности за выполнение работ программы,

- разработку системы отчетности и обобщения информации по программе.

Структура рынка информации и информационных услуг фирменная

Структура рынка информации и информационных услуг фирменная - сеть организаций, накапливающих, перерабатывающих, реализующих и потребляющих информацию. Субъектами рынка информации и информационных услуг являются:

- создатели специализированных баз данных,

- фирмы-владельцы информационных систем,

- фирмы-владельцы средств коммуникации,

- консультативно-исследовательские фирмы,

- внутрифирменные информационные службы,

- конечные пользователи информации.

Структура системы

Структура системы - множество элементов с отношениями между ними, например: информационной или производственной связанности, входимости, руководства-подчинения или др.

Структура управления дивизиональная

Структура управления дивизиональная - организационная форма управления, в которой управление сочетает централизацию стратегии, координации управления и децентрализацию принятия среднесрочных и текущих решений. Дивизионы представлены ключевыми бизнес-единицами организации (корпорации), сформированными как центры прибыли:

- продуктовые, специализирующиеся на производстве и реализации определенного продукта или их группы (продуктовая специализация);

- потребительские, специализирующиеся на обслуживании определенного сектора целевого рынка (потребительская специализация);

- региональные, специализирующиеся на обслуживании определенного регионального рынка.

Подразделения НИОКР и венчурные подразделения формируются в составе дивизионов, информационные системы дивизиона консолидированы с общеорганизационной информационной системой.

Структура штатная

Структура штатная - состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы.

Структурная схема организации, ССО

Структурная схема организации, ССО - иерархическая структура подразделений, являющаяся отражением сложившегося разделения функций вплоть до отдельных работ в организации (в соответствии с местом их выполнения). ССО является средством определения ответственных за выполнение работ в сложных организациях и обеспечивает основу для разработки эффективной системы контроля и управления.

Ступень

Ступень (уровень иерархии) управления

- характеристика линейной структуры управления, определяющая удаленности подмножества звеньев управления от вершины организационно-управленческой структуры организации (вершины дерева управленческой структуры).

Субъекты инновационного рынка

Субъекты инновационного рынка - юридические и физические лица, являющиеся владельцами определенных научно-технических результатов, представляющих коммерческую ценность. Ими могут быть государственные организации, предприятия, организации, учреждения, университеты, фонды, ученые, изобретатели и специалисты.

Субъекты инновационной деятельности

Субъекты инновационной деятельности - юридические и физические лица, участвующие в инновационной деятельности. Состав субъектов инновационной деятельности определяется в зависимости от ее целей, типа реализуемого инновационного процесса (полный или усеченный и т.п.) и структуры функций, которые могут осуществлять отдельные субъекты - участники данного процесса (одну или несколько функций, различные сочетания функций), а также территории, на которой она осуществляется.

В инновационной деятельности могут участвовать следующие субъекты: инноваторы, инновационные предприятия, венчурные фирмы, бизнес-ангелы, бюджетные, внебюджетные, венчурные и инвестиционные фонды, администрации (федеральные, региональные и муниципальные), специализированные фирмы, оказывающие услуги, необходимые при реализации инновации (аудит, инвестиционные, информационные, консалтинговые, маркетинговые, инжиниринговые и юридические услуги, защиту интеллектуальной собственности и др.), комплексные образования инновационной инфраструктуры (технопарки и технополисы, технологические (бизнес) инкубаторы, центры трансфера технологий, технико-внедренческие особые экономические зоны и др.).

Субъекты хозяйствующие

Субъекты хозяйствующие - занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров частные, государственные, муниципальные или иные предприятия, акционерные общества и товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сфера инновационная

Сфера инновационная - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций, система взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Сценарий

Сценарий - системное представление одного из гипотетических исходов и пути его достижения, базирующееся на некоторых предположениях о текущей и будущих тенденциях развития в соответствующей области. Предположения, на которых базируется сценарий, должны быть разумными и не выходить за рамки естественных ограничений, лимитов времени и технологии.

Существует два типа сценариев - исследовательский и предваряющий. Первый следует от настоящего к будущему, в то время как второй тип сценария проходит обратный путь, который начинается от будущего состояния и продвигается назад к настоящему, чтобы выявились влияния и действия, нужные для реализации желаемой цели.

В исследовательском сценарии анализируется логическая последовательность событий, которая порождена компонентами изучаемой системы. Важность исследовательского сценария состоит в том, что он заставляет обратить внимание на ранее не рассматриваемые факторы.

У предваряющего сценария, в свою очередь, имеется два типа: нормативный и контрастный. В нормативном сценарии вначале определяется некоторое множество целей, которые должны быть достигнуты, а затем путь их реализации. В этом случае можно идеализировать поиск цели, если такой путь действительно существует. Контрастный сценарий характеризуется как желаемым, так и достижимым будущим. Основное ценное качество контрастного сценариев состоит в том, что в нем удается точно выделить утверждения, в которых содержатся предположения о достижимости. Сочетание нормативного и контрастного сценариев формирует обобщенный сценарий, который сохраняет определенные свойства каждого из них. С помощью этого сценария можно синтезировать более широкий диапазон идей и направлений будущего развития.

Сценарий инновации

Сценарий инновации - ориентированная на достижение заданных результатов и упорядоченная во времени последовательность этапов реализации инновации, предусматривающая привлечение определенных участников (организаций, отдельных лиц) и ресурсов для ее осуществления.

Предыдущая страница Следующая страница