Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАБ"-"ПОТ")
Паблик Рилейшнз, PR (public relations - общественные связи) - организация благоприятного общественного мнения по отношению к фирме (или отдельному лицу) - продуценту или продавцу инновации - со стороны не только потенциальных клиентов, но и широких масс публики. Для этого создаются и поддерживаются доброжелательные отношения и обеспечивается взаимопонимание между организациями, осуществляются программы действий в интересах и организации, и общественности. Основными направлениями деятельности в области PR являются: изучение общественного мнения; установление и поддержания двустороннего общения, основанного на правде и полной информированности; предотвращение конфликтов и недопонимания; содействие формированию доброжелательности отношений с персоналом, поставщиками и потребителями; реклама товаров и услуг; создание имиджа и т.д. Основными методами PR являются: использование прессы (информационные сообщения, пресс-релизы, письма в редакции и т.п.); использование радио и телевидения (информационные выпуски, радио- и тележурналы, интервью, репортажи, документальные фильмы, сериалы и т.п.); фотографии; выставки и ярмарки; кино- и аудиовизуальные средства; публичные выступления и др. Руководство, координацию и контроль деятельности в области PR осуществляет Международная ассоциация «Паблик Рилейшнз» на основе Кодекса профессионального поведения, Афинского кодекса, Кодекса профессионального поведения Института PR и Европейского кодекса профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс). |
Парк агропромышленный - промышленный округ, предназначенный для размещения на инженерно подготовленных земельных участках предприятий агропромышленного комплекса. |
Парк индустриальный - промышленный округ, предназначенный для размещения на инженерно подготовленных земельных участках промышленных производств, производственных и складских зданий для таких производств. |
Парк логистический - промышленный округ, предназначенный для размещения на инженерно подготовленных земельных участках объектов логистики. |
Парк многофункциональный - промышленный округ, предназначенный для размещения на инженерно подготовленных земельных участках промышленных производств и/или подразделений НИОКР, внедренческих, логистических, транспортных и/или иных объектов. |
Парк научный (бизнес-парк, технологический парк) - группа предприятий, главным образом высокотехнологичного бизнеса, которые расположены в специально для этой цели построенных зданиях на территории, примыкающей к территории университета, политехнического института или какого-либо другого исследовательского центра, что облегчает продвижение базовой технологии или ноу-хау от исследовательских лабораторий до коммерческого применения. В большинстве стран значительная доля инвестиций в здания и инфраструктуру научных парков делается государством как часть более широкой программы стимуляции регионального предпринимательства и поощрения технологического прогресса. |
Парк офисно-деловой - промышленный округ, предназначенный для размещения на инженерно подготовленных земельных участках зданий комбинированного назначения, используемых для размещения офисов и предприятий субъектов малого и среднего предпринимательства. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Партнерство деловое компаний - межфирменное взаимодействие, возникающее и развивающееся в ходе технологического и экономического прогресса. В его основе лежат разветвленные кооперационные связи между предприятиями, порождаемые взаимным участием в капитале, частичным совпадением их долгосрочных интересов, стремлением избежать чрезмерной конкуренции. Партнерство становится, наряду с конкуренцией, неотъемлемым компонентом диверсифицированных, сложных рыночных структур. Оно реализуется в форме межфирменных союзов различного рода: стратегических альянсов, научно-исследовательских консорциумов, отраслевых и региональных сетей сотрудничества и др. Стратегические альянсы фирм предполагают координацию их деятельности по важным и перспективным направлениям их инновационного развития, в том числе инфраструктурного. Научно-исследовательские консорциумы предполагают организацию совместных работ в тех сферах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), где раздельное накопление информации обходится слишком дорого. В современных условиях широкое распространение получают отраслевые и региональные предпринимательские сети, охватывающие как вертикальные, так и горизонтальные взаимосвязи различных субъектов. При лидерстве крупнейших компаний сетевые формы партнерства включают малые и средние формы, играющие все большую роль в отраслях высоких технологий. Вместо централизованного управления сетью фирмой-лидером осуществляется гибкая координация стратегических целей и текущей деятельности всех ее участников, благодаря чему усиливаются их позиции на рынке и ускоряется их рост. Высшей формой региональных сетей сотрудничества являются технопарки - современная модель организации и взаимодействия науки, образования и высокотехнологического производства. |
Партнеры - два или более юридических или физических лиц, объединяющих капитал и совместно принимающих решения на основании соглашения о партнерстве. |
Патент - свидетельство, выдаваемое изобретателю компетентным государственным органом и удостоверяющее его авторство и исключительное право на использование изобретения в течение определенного срока. При его выдаче устанавливается, что состав, устройство или процесс обладает новизной и что использованный в изобретении принцип не является общеизвестным. Выдача патента осуществляется в каждой стране в соответствии с нормами ее патентного права. Патент включает право изобретателя выдавать лицензию на производство, использование и продажу изобретения. По праву ряда зарубежных стран в случаях, когда изобретение имеет особо важное значение для государства, но с патентообладателем не достигнуто соглашение о выдаче лицензии или об уступке патента, последний может быть принудительно выкуплен государством либо по его воле использован соответствующей организацией с выплатой вознаграждения владельцу. Одной из мер защиты прав патентообладателя, предусмотренной законодательством многих стран, является применение санкций при ввозе изделий, в которых воплощено аналогичное изобретение (штрафы, наложение ареста на ввезенный товар, предъявление иска о возмещении ущерба и т.д.). |
Патента выпуска дата - дата вступления патента в силу и дата публикации уведомления о выдаче патента в официальном издании. |
Патента обслуживание - патентные платежи, необходимые для поддержания патента в силе в течение всего срока его действия. |
Патентное право - отрасль права, нормы которой устанавливают систему охраны прав на технические решения изобретения путем выдачи патента. |
Патентоспособности определение - обзор публикаций и патентов для определения возможности выдачи патента на изобретение. |
Передача лицензий - передача одного из видов объектов инновационной деятельности - технологий. Является наиболее распространенным способом коммерческого трансфера технологий и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые «технологии промежуточного поколения». Лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована. |
Передача ноу-хау - передача одного из видов знаний в форме предоставления беспатентной лицензии. Основные особенности передачи ноу-хау: - большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта; - необратимый характер передачи ноу-хау; - постоянно присутствующий временной фактор; - неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау. |
Передача прав на использование нововведений (передача) инновации - осуществляется путем передачи патента, ноу-хау, лицензии, промышленного или опытного образца и др., что является актом распространения (диффузии) инноваций. Диффузия может происходить на коммерческой или некоммерческой основе, быть внутренней для организации и внешней (межорганизационный обмен), внутригосударственной и международной. |
Персонал организации - контингент наемных работников и партнеров, характеризующийся: а) параметрическими характеристиками: - статусом - партнер, наемный работник; руководитель, ответственный исполнитель, рядовой; менеджер, специалист, служащий, рабочий; - социально-психологическими характеристиками; - образованием и профессиональной принадлежностью; - уровнем квалификации; - местом в социально-кадровой подсистеме организации, в штатном расписании, в линейно-иерархической структуре; - стажем, опытом, заслугами перед организацией; - демографическими характеристиками - возрастом, полом, сексуальной ориентацией, состоянием здоровья; - другое; б) контентными характеристиками: - социально-психологическим климатом, - степенью сплоченности, - знаниями и коллективным опытом, - организационной культурой, уровнем идентификации, - другое; в) динамическими характеристиками: - темпами старения (омолаживания) контингента, - уровнем текучести, - другое. Персонал организации разбивается и объединяется в формализованные и неформализованные группы в соответствии с управленческой департаментализацией организации, ролью групп в разных видах деятельности организации, бизнес-процессами, применяемыми методами управления, организационными и социально-психологическими процессами, протекающими в организации. |
Персонал управленческий и специалисты - категория работников, обеспечивающая административное и технологическое сопровождение деятельности организации. |
Планирование - образ действий, сводящий то, что считается наиболее вероятным исходом ситуации (при заданных текущих действиях, политиках и силах окружающей среды), с тем, что представляется как желательный исход (результат). Планирование начинается с формулировки допущений о текущих реалиях, будущих вероятностях и в имеющихся методах выявления и оценки информации об этих реалиях и вероятностях (плановых предположений). Исходя из этих предположений и следуя принятым методологическим ориентирам, определяется структура действий (мероприятий), необходимых для достижения желаемых результатов и разрабатываются стратегии для их осуществления. После анализа и сопоставления стратегий развития выбирается наиболее подходящий для сложившейся ситуации вариант действий, который и становится планом. Планирование выступает в качестве одного из основных средств использования обществом экономических законов в процессе хозяйствования. Процесс планирования осуществляется в определенной социальной, политической и экономической среде, которые воздействуют на всех этапах процесса, начиная от формирования плановых предположений до формулировки основных параметров плана. В зависимости от этого разрабатываемые планы могут быть директивными (подлежащими строгому исполнению) и индикативными (рекомендательными, близкими к прогнозам). Планы составляются на уровне всего хозяйства страны (государственные, национальные планы), отдельных отраслей, регионов, фирм. По глубине временного горизонта, масштабам и характеру решаемых задач выделяются долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование, а также целевое планирование (например, планирование инноваций). |
Планирование долгосрочное - система планирования, предназначенного для обеспечения стратегического развития (охватывает период в 10-15 лет). В процессе долгосрочного планирования осуществляется проецирование вероятного или логического будущего - обобщенного сценария - и идеализированных желаемых будущих состояний, выработки способов принятия решений относительно явлений, проявляющихся в различные моменты времени в будущем. Этот вид планирования предназначается, прежде всего, для выбора новой логики развития, одним из важнейших аспектов которой является реализация наиболее перспективных направлений научно-технического и организационно-экономического и социального прогресса. Оно осуществляется как государственными органами (органами власти), так и хозяйствующими субъектами (особенно крупными организациями). В последнем случае оно используется для обеспечения стратегического развития корпорации, планирования исследований и разработок (НИОКР), систематизации процесса создания новых товаров и услуг, их оценки и отбора, долговременной координации взаимодействий между различными подразделениями организации. Показатели долгосрочного плана позволяют руководству контролировать оперативную деятельность организации в целом и ее подразделений. |
Планирование инноваций в организации - процесс, включающий обоснованный выбор целей, определение инновационной политики, разработку мер и мероприятий, методы достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных управленческих решений в области инноваций. |
Планирование сетевое - метод планирования и контроля выполнения проектов, рассматривающий отдельные взаимосвязанные события и мероприятия, обозначаемые на схемах направленными дугами. Известен как метод программных оценок (МПО). Диаграммы МПО часто применяются для описания этапов создания и вывода на рынок нового продукта, определения узких мест и планирования дополнительных ресурсов. |
Планирование среднесрочное - система планирования, предназначенного для обеспечения реализации крупных проектов и этапов программ (охватывает период в 3-5 лет). Позволяет детализировать задания долгосрочного плана применительно к определенному периоду его реализации, устанавливает способы достижения поставленных среднесрочных целей и конкретизирует величину и структуру необходимых для этого ресурсов. |
Планирование текущее - охватывает краткосрочный период (как правило, до 1 года) и предназначено для определения конкретных целей деятельности в данном периоде, выработки структуры действий (мероприятий), необходимых для достижения желаемых результатов и увязки их с выделяемыми в рамках долгосрочного (среднесрочного) плана ресурсами. |
Поведение инновационное - непрерывный поиск субъектом новшеств, активное вовлечение в процесс осуществления инноваций различных организаций, источников финансирования и интеллектуального потенциала. |
Подготовка и организация производства - одна из разновидностей основных видов инновационной деятельности, охватывающая приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса. |
Поддержка инновационной деятельности государственная - комплекс мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления и созданными ими организациями и направленных на реализацию государственной научно-технической политики. Поддержка государством инновационной деятельности осуществляется по следующим направлениям: - целенаправленное и достаточное нормативное финансирование из бюджетов всех уровней фундаментальных исследований и разработок, которое может осуществляться в формах: а) безвозмездного финансирования (грантов); б) предоставления льготных валютных займов и кредитов; в) заключения контрактов на разработку научной и научно-технической продукции; г) внедрения постоянной и гарантированной системы заказов на научную и научно-техническую продукцию и услуги; - финансовая и иная поддержка программ, реализующих национальные цели в области научно-технического развития; - участие в совместном финансировании программ и проектов, осуществляемых академическим сектором и корпорациями; - создание благоприятных институциональных условий для академического сектора и малого инновационного бизнеса, включая стимулирование НИОКР через льготное налогообложение. |
Подразделения корпораций венчурные - организационно или юридически обособленные подразделения крупной корпорации (в том числе в форме малого дочернего предприятия), создаваемые для решения инновационных задач на основе «венчурного бюджета» или «венчурного (рискового) капитала». |
Подразделения специализированные (советы, комитеты, рабочие группы) по разработке инновационной политики - коллективы, основной задачей которых является определение ключевых направлений инновационного процесса и подготовка конкретных предложений высшему менеджменту организации для принятия управленческих решений. Создаются, как правило, в крупных организациях, производящих наукоемкую продукцию на постоянной или временной основе. |
Подход к определению инноваций объектный - сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве нововведений рассматриваются объекты разных классов инноваций: - продуктовые - новые изделия для текущего потребления и услуги, новое оборудование и машины; - процессные - новые технологии, овеществленные в системе машин и оборудования. В рамках объектного подхода различают классы новых системных, модификационных и рационализирующих инноваций. |
Подход к определению инноваций процессно-утилитарный - подход, в соответствии с которым инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства. |
Подход к определению инноваций процессно-финансовый - подход, в соответствии с которым под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. |
Подходы к определению инноваций - научные подходы, в рамках которых все существующие определения инноваций можно классифицировать по пяти основным подходам: 1) объектному (в отечественной литературе в этом случае в качестве определяемого термина часто выступает слово «нововведение»); 2) процессному; 3) объектно-утилитарному; 4) процессно-утилитарному; 5) процессно-финансовому. |
Показатели инновационной деятельности - совокупность показателей, характеризующих: а) удельный вес инновационной продукции (внедренной в течение 3 лет) в общем ее объеме; б) влияние инноваций на результаты деятельности предприятия: - сумма прибыли от реализации инновационной продукции и ее доля в общем объеме прибыли, - объем продаж инновационной продукции и его доля в общем объеме продаж, - доступ к новым рынкам сбыта, - доли на традиционных рынках сбыта; в) влияние инноваций на использование производственных ресурсов (сокращение затрат на заработную плату, материалы, энергию и пр., повышение фондоотдачи и т.д.). |
Показатель затратного типа для оценки эффективности инноваций - отношение результата инноваций к величине совокупного живого и овеществленного труда (цена инноваций), которое было потреблено. Например, затратный тип показателей эффективности представлен в виде результата производства на 1 р. инновационных затрат. |
Показатель ресурсного типа оценки эффективности инноваций - отношение результата к величине примененных производственных ресурсов в стоимостном выражении. При этом результат нововведения в производстве принимается в годовом исчислении. Например, этот тип представлен показателем фондоемкости, то есть величиной, обратной отношению результата (товарной продукции) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. |
Поле инновационной активности - сфера потенциального применения инноваций. Она очерчивается границами концентрации потенциальных объектов приложения знаний и навыков и иных новшеств на соответствующих иерархических уровнях, территориях, в определенных видах деятельности. |
Политика в области инновационной деятельности - часть системы государственного регулирования, включающая: - четко определенные цели в области инновационной деятельности; - направления деятельности органов управления, реализующих функции по достижению этих целей; - формирование информационного образа объекта регулирования, достаточного для реализации функции управления; - инструменты регулирования и поддержки инновационной деятельности, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и организации. |
Политика государственная инновационная - законодательная, экономическая, социальная деятельность государственных организаций по созданию благоприятного экономико-правового климата, инновационного потенциала и инновационной культуры для активизации инновационных процессов организаций хозяйствующих субъектов. Она включает определение органами государственной власти целей и приоритетов инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов, а также создание совокупности форм, методов и направлений воздействия государства на хозяйствующие субъекты для обеспечения выпуска новых видов продукции и применения технологии и повышения их конкурентоспособности. Государственная инновационная политика, являясь органической частью государственной научно-технической политики, определяет отношение государственных институтов к инновационной деятельности, определяет цели и приоритеты в инновационной сфере, в областях фундаментальных и прикладных наук. Одним из важных элементов государственной инновационной политики является создание технико-внедренческих особых экономических зон. |
Политика государственная инновационная региональная - определение органами государственной власти субъектов Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов; |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Политика кадровая - совокупность мероприятий по приведению кадрового потенциала в соответствие целям и стратегии развития организации, прогнозируемым изменениям в ее организационной структуре, институциональной среде и осуществляемым научно-техническим инновациям. Тип осуществляемой кадровой политики (открытая или закрытая) определяется: - состоянием внешней среды (уровнем занятости, наличием квалифицированных кадров, развитием системы их подготовки и переподготовки и т.п.); - корпоративной культурой; - намечаемыми изменениями в организационных структурах организации и функциях персонала системы управления. Для формирования адекватной кадровой политики необходимо разработать представление о целях, нормах и способах осуществления кадровых мероприятий. Основным механизмом поддержания кадровой политики, адекватной внешним и внутренним условиям деятельности организации, должен стать мониторинг и аудит персонала. |
Политика организации инновационная - совокупность целей, приоритетов стратегии инновационного развития и управления изменениями организации, сформированных ее менеджментом и реализуемых через систему планирования и проектирования организационного развития. При разработке инновационной политики особое внимание уделяется формированию основной цели инновационного развития и приоритетов, обеспечивающих выбор направлений и вариантов инновационных решений. Четкое формулирование инновационной политики организации, ее доведение до персонала является необходимым условием консолидации персонала и его эффективного участия в инновационной деятельности и изменениях. |
Политика предприятия учетная - совокупность выбранных методов ведения бухгалтерского учета затрат и доходов, первичных наблюдений, измерений и документальной регистрации, текущей группировки и итоговых обобщений фактов основной, финансовой и инвестиционной деятельности предприятия. |
"Положение дурацкое" - изобретатели, рационализаторы и любые инициативные люди, занимающиеся разработкой и внедрением нововведений, часто попадают в положение, обусловленное внешней средой, которое иначе как дурацким не назовешь - время и средства затрачены, а результата нет - это наиболее жесткое проявление риска инновационной деятельности. |
Пользователи информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) - работники, обладающие навыками, позволяющими эффективно использовать стандартные программные инструменты (базовые пользовательские навыки) и специализированные инструменты, созданные, как правило, для конкретных секторов и отраслей (углубленные пользовательские навыки). Для этой категории работников ИКТ являются важным инструментом, регулярно используемым в повседневной производственной деятельности для получения необходимых результатов работы. |
Потенциал инновационный (фирмы, научного центра, страны в целом) - имеющиеся в наличии и предназначенные для достижения инновационных целей (реализации инновационной стратегии, программ, проектов) ресурсы, а также организационные структуры и технологии (механизмы) инновационной деятельности. Основными видами инновационного потенциала являются: функциональный, ресурсный, системный и проектно-организационный. Инновационный потенциал является предпосылкой и одним из важнейших условий, необходимых для осуществления инновационной деятельности и инновационного развития. |
Потенциал научно-технический - совокупность кадровых, материально-технических, информационных и организационных ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития. |
Потенциал организации инновационный - величины различных видов ресурсов, включая знания, заделы НИОКР, информационные, материальные, финансовые и иные ресурсы, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Он является одним из важнейших факторов, определяющих способность организации к изменениям. Инновационный потенциал организации может быть представлен как самостоятельными структурами, так и совокупностью инновационных частей основных подсистем организации - производственно-технологической, финансово-экономической, социально-кадровой, организационно-управленческой, информационно-коммуникационной. Характеристики инновационного потенциала подсистем, наряду с общими показателями этих подсистем, являются частью характеристик общего потенциала организации. |
Потенциальные возможности нововведений - основанных на переменах в восприятии - см. возможности нововведений, основанных на переменах в восприятии, потенциальные. |
Поток - частный случай процесса, изучая который наблюдатель абстрагируется от возможного изменения свойств объекта и рассматривает только его перемещение в пространстве-времени. |
Потоки знаний - основной комплексный параметр национальных инновационных систем, описывающий прямые и косвенные формы передачи знаний внутри и между национальными инновационными системами: товарообмен, трансфер технологий, мобильность персонала, торговля патентами и лицензиями, публикации, передача знаний в процессе обучения. |