Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я)
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф"

Фактор

Фактор - условие, причина, параметр, показатель, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса.

Факторы выбора инновационной стратегии организации

Факторы выбора инновационной стратегии организации - факторы, влияющие на выбор вариантов долговременного инновационного развития организации. Различают две группы таких факторов - внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

- государственная политика в области научно-технического развития;

- реализация крупных государственных, региональных и отраслевых инновационных программ и проектов;

- открытость национальных рынков и возможность выхода на мировые рынки (доступность внешних рынков для организации);

- уровень конкуренции на целевых рынках организации;

- инновационная политика основных конкурентов и т.п.

Среди внутренних факторов, влияющих на выбор вариантов инновационного развития организации, следует отметить:

- технический уровень и темпы обновления продукции,

- темпы обновления технологии,

- рыночная стратегия,

- организация производства,

- степень использования капитала,

- степень использования трудовых ресурсов.

Факторы выбора формы организации инновационного процесса

Факторы выбора формы организации инновационного процесса - состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

- состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

- специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Факторы демографические

Факторы демографические - факторы, влияющие на процессы воспроизводства населения в рамках сообществ, чаще всего, локализованных на определенных территориях (поселение, муниципалитет, регион, страна). Обычно рассматривается влияние данных факторов на изменения численности населения, его половозрастной структуры, состава, занятости, уровня образования и доходов и т.п.

Факторы инновационной деятельности

Факторы инновационной деятельности - факторы, обуславливающие характер и интенсивность инновационной деятельности и инновационных процессов в организации или более крупном сообществе. К ним относятся:

1) доминирующий технологический уклад,

2) величина инновационного потенциала,

3) уровень инновационной культуры,

4) наличие финансовых ресурсов для осуществления инноваций,

5) наличие инновационной стратегии и политики,

6) величины инновационных рисков и др.

Факторы маркетинга компании

Факторы маркетинга компании - контролируемые компанией факторы, которые могут повлиять на приобретение ее товаров потребителями. Выделяются четыре группы факторов маркетинга:

- сам продукт (его качество, торговая марка, упаковка и другие характеристики);

- цена на него (назначаемая розничная цена, скидка на большие заказы, условия кредита);

- форма продвижение товара;

- место и иные условия реализации товара (где продавать товар, каких сбытовиков и какие транспортные услуги использовать, какие запасы товара иметь).

Влияние конкретных факторов маркетинга на деятельность компании оцениваются путем проведения маркетинговых исследований (marketing research).

Факторы производства

Факторы производства - ресурсы, необходимые для производства различных благ (goods). Это земля (включая все природные ресурсы), труд (включая всю работу и способности людей), капитал (включая деньги, активы, оборудование, сырье и т.д.) и предпринимательские способности (включая умение организовать и управлять, а также изобретательность, готовность рисковать). Каждый из этих факторов имеет цену, а именно: арендная плата за землю, заработная плата за труд, процент за капитал, прибыль за предпринимательство.

Факторы, тормозящие инновационные процессы

Факторы, тормозящие инновационные процессы - совокупность факторов, негативно влияющих (препятствующих) инновационной деятельности организации. Эти факторы могут быть объединены в две группы - экономические и организационно-производственные. Среди экономических факторов наиболее важными являются:

- недостаток собственных денежных средств,

- недостаток поддержки со стороны государства,

- высокая стоимость инноваций,

- низкий платежеспособный спрос на новые продукты и технологии,

- низкий инновационный потенциал предприятий,

- неразвитость инновационной инфраструктуры,

- неразвитость рынка инноваций,

- недостаток информации о нововведениях и кооперационных связях,

- неопределенность сроков реализации инноваций.

Основные организационно-производственные факторы, препятствующие инновациям:

- недостаток квалификации персонала,

- невосприимчивость системы управления предприятия к нововведениям,

- отсутствие лидеров - менеджеров инновационных проектов,

- низкий уровень инновационных мотиваций.

В России основными факторами, тормозящими осуществление инноваций в промышленности, являются нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие спроса на внутренних рынках, высокие экономические риски освоения новой продукции.

Фандрайзинг

Фандрайзинг (Foundrising) - специально организованный процесс сбора пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых некоммерческих проектов. В применении к области инновационной деятельности фандрайзинг - это поиск и сбор спонсорских средств, привлечение бизнес-ангелов для финансирования процессов создания и начальных этапов развития инновационных предприятий.

Финансирование

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства (социально-культурные мероприятия, оборону, управление, общественный порядок и др. общественные потребности) и его хозяйствующих субъектов. Осуществляется за счет собственных средств предприятий и их ассоциаций, ассигнований из государственного бюджета и из других источников.

Финансирование венчурное

Финансирование венчурное - форма финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм со стороны венчурного (рискового) капитала. Является одной из форм финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер. Венчурное финансирование предоставляется в форме кредита под долговые расписки (векселя) с правом конверсии задолженности в акции или просто в приобретение акций новой компании.

Владельцы венчурного капитала, предоставляя ссуды изобретателям и предпринимателям, не могут рассчитывать на получение имущественного залога под кредит или требовать от них гарантий выхода на рынок с новшествами в точно назначенные сроки, получения прибыли и возврата долгов с процентами. Кредиторы рискуют своим капиталом сразу по всем статьям, характерным для ссудного капитала, поэтому такая степень риска считается самой высокой. Вместе с тем большому риску противостоит возможность большого выигрыша, многократно превосходящего тот, который можно получить, помещая свой капитал (с гарантиями) в государственные ценные бумаги, акции промышленных фирм и банков, играя на бирже. Для наименьшего риска инвесторы вкладывают средства сразу в несколько фирм, чтобы за счет добившихся успеха покрыть убытки фирм, потерпевших крах. Способом страховки, применяемым рисковым капиталом, является также поэтапное финансирование проектов. Источники венчурного финансирования: неофициальный рынок рискового капитала и профессиональный венчурный капитал.

Финансирование кондуитное

Финансирование кондуитное - выпуск ценных бумаг государственным учреждением для содействия финансированию проекта. Средства используются третьими лицами, обычно корпорацией, занимающейся частным предпринимательством. Типичными для такого финансирования являются облигации на развитие промышленной компании. Такой выпуск обеспечивается кредитом частного пользователя, а не государственным эмитентом.

Финансирование корпорацией

Финансирование корпорацией - предоставление одной компанией другой компании венчурного капитала непосредственно или через фонд венчурного капитала. Основные цели такого финансирования:

- получение информации о деятельности компании, испытывающей потребность в венчурном капитале или о ее рынках;

- подготовка к поглощению компании-реципиента;

- проникновение на новый рынок без учета опыта, переучивания персонала, дополнительных расходов на продвижение своих товаров на эти рынки.

Финансирование проектное

Финансирование проектное - участие банка в инновационном проекте в форме предоставления кредитов (выдачи гарантий, организации лизингового финансирования, организации банком облигационного займа). При реализации такого проекта возврат вложенных средств и получение доходов осуществляются на этапе его эксплуатации преимущественно из потока денежных средств, генерируемого самим проектом.

Финансирование совместное

Финансирование совместное - финансирование какой-либо деятельности (в т.ч. инновационной) двумя или более организациями, реализующими общий для них проект/программу.

Фирма венчурная

Фирма венчурная - форма институционализации венчурного, то есть рискового, капитала. Ее продуктом являются связанные с риском инновации в научные исследования, технологии, создание новых продуктов, организацию производства, маркетинг. Она служит начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию промышленного производства. Зачастую с окончанием работы над данным продуктом фирма прекращает свое существование.

Фирма инжиниринговая

Фирма инжиниринговая - фирма, осуществляющая комплекс инженерно-консультационных услуг на коммерческой основе по проектированию, подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строительства и эксплуатации различных объектов. Основными субъектами рынка инжиниринговых услуг являются: крупные промышленные компании, строительно-подрядные фирмы, независимые специализированные инжиниринговые и совместные инжинирингово-консультационные формы. Контракт на покупку инжиниринговых услуг включает их перечень, организационные условия осуществления, а также цены и порядок оплаты.

Фонд технических регламентов и стандартов

Фонд технических регламентов и стандартов - информационный федеральный - единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, содержащих технические регламенты, и стандартах. Соответственно, фонд содержит технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информацию о международных договорах в области стандартизации и о правилах их применения. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации.  Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Фонд инновационный

Фонд инновационный - фонд финансовых ресурсов, созданных с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов как на безвозвратной, так и на возвратной (кредитной) основе. Задача такого фонда - оказание финансовой помощи ученым и научным коллективам, вложение средств в разработки которых связано с большим коммерческим риском. Образуется, в основном, путем спонсорских взносов предприятий, объединений отечественных и зарубежных фирм, банков. Распределяется на конкурсной основе после рассмотрения поступивших заявок (проектов). Имеет большое значение для разработки идей с отдаленным практическим эффектом.

Фонд инновационный коммерческий

Фонд инновационный коммерческий - финансовый целевой фонд, созданный с целью получения прибыли или роста капитализации фонда при инвестировании в инновационные проекты или финансировании новых научно-технических разработок. Источники - коммерческие или спонсорские вклады (взносы) компаний, корпораций, банков, частных лиц. Менеджеры фонда, осуществляя инвестирование в отобранные инновационные организации, обеспечивают их развитие и последующую продажу акций состоявшихся компаний.

Фонд инновационный некоммерческий

Фонд инновационный некоммерческий - проводит безвозмездное спонсорское финансирование инновационных проектов, предложенных физическими лицами (изобретателями, рационализаторами) и организациями. Финансирование предоставляется в форме грантов.

Распределение грантов проводится по принципу целенаправленного отбора менеджментом фонда или на конкурсной основе, часто в виде тендера, в котором участвуют субъекты (заявители), претендующие на выделяемые инвестиции.

Фонд поддержки малого предпринимательства федеральный

Фонд поддержки малого предпринимательства федеральный - государственная некоммерческая организация, образованная Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г.,  основной целью которой является финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и создание эффективно действующего финансового механизма для реализации Федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Основные направления деятельности фонда:

- выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала под государственные гарантии Правительства РФ для обеспечения развития малого бизнеса;

- содействие формированию льготного налогового режима для работающих в сфере малого бизнеса;

- формирование системы лизинга в целях создания и развития производственного базиса малого и среднего предпринимательства;

- содействие развитию внешнеэкономической активности субъектов малого предпринимательства; подготовка и переподготовка кадров;

- формирование благоприятной инфраструктуры;

- информационное и нормативно-правовое обеспечение; развитие инновационной, рекламно-выставочной и издательской деятельности в предпринимательских структурах.

Финансовые ресурсы фонда формируются из средств от приватизации федеральной собственности, а также за счет доходов и иных поступлений, получаемых в процессе его деятельности.

Исполнительным и распределительным органом фонда является дирекция фонда, которую возглавляет генеральный директор и три его заместителя. Они назначаются и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению Попечительского совета фонда. Количественно состав дирекции не может превышать 10 чел. Текущее руководство деятельностью фонда осуществляет генеральный директор.

Дирекция фонда разрабатывает планы работы фонда, основные направления его развития, расходования средств; организует и проводит конкурсный отбор программ и проектов; разрабатывает механизм финансового обеспечения фонда, а также отдельных программ и проектов, механизм использования заемных средств, в т.ч. из зарубежных источников и др.

Надзор за деятельностью фонда и его дирекции осуществляет Попечительский совет, председателем которого является Председатель Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Персональный состав Попечительского совета утверждается Правительством РФ.

Фонды венчурные

Фонды венчурные (инновационные)

- специальные денежные фонды, создаваемые для финансирования научно-технических и опытно-конструкторских разработок, осуществляемые отдельными новаторами или малыми предприятиями. Венчурные фонды осуществляют финансовую, консалтинговую, инжениринговую и юридическую поддержку внедренческим организациям. Они являются одним из ведущих структурных элементов инкубаторов инновационного бизнеса, осуществляющим финансирование малых инновационных предприятий (фирм) на стадии их быстрого роста.

Фонды инновационные и инновационно-венчурные государственные

Фонды инновационные и инновационно-венчурные государственные - фонды, создаваемые в целях финансовой поддержки базисных и улучшающих инноваций органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Государственные (федеральные, региональные) и муниципальные инновационные и инновационно-венчурные фонды представляют собой некоммерческие организации, обеспечивающие концентрацию бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности. Эти фонды оказывают содействие инновационной деятельности путем предоставления кредитных средств, беспроцентных ссуд и краткосрочных займов на реализацию прошедших независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационных проектов. Кроме того, государственные инновационные и инновационно-венчурные фонды могут выполнять функции поручителей и гарантов по обязательствам субъектов инновационной деятельности. Деятельность государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, доходов от приватизации государственной и муниципальной собственности, средств частных инвесторов (в том числе иностранных), а также доходов от собственной деятельности. Государственные инновационно-венчурные фонды, помимо указанных форм финансирования, осуществляют долевое финансирование инновационных проектов, в том числе через участие в собственности организаций, создаваемых для их реализации, и/или в управлении реализацией проектов.

Фонды поддержки малого предпринимательства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формы государственной поддержки инновационной деятельности

Формы государственной поддержки инновационной деятельности - формы поддержки инноваций, соответствующие российскому законодательству:

- финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;

- финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

- финансирование патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов, входящих в состав экспортируемой или готовящейся к экспортированию отечественной продукции;

- инвестирование  средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;

- размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;

- предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;

- поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;

- тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности.

Форсайт

Форсайт - совокупность инструментов, позволяющих активно предугадывать проблемы будущего. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее с помощью согласования частных (партикулярных) интересов различных социальных слоев гражданского общества.

Методология Форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию будущего. Целью Форсайта является не просто подготовка «аналитического прогноза» по наиболее проблемным направлениям, детальных сценариев или тщательно выверенных экономических моделей, но и стремление объединить усилия основных участников процесса перемен, создать для них условия для консолидации, для действия на опережение.

Это методология организации процесса, направленного на создание общего видения будущего у участников, которое они стремятся поддержать своими сегодняшними действиями.

Важной составляющей Форсайта является создание сетей (networks), состоящих из высококвалифицированных и заинтересованных в действиях участников - представителей власти, бизнеса, гражданских институтов, общественных организаций и ученых, которые в состоянии предложить достойный ответ на политические, экономические, социальные и прочие вызовы. Участники этих сетей должны быть способными к разработке мер упредительного воздействия на социально-экономические и иные процессы развития общества и готовыми применять для реализации этих мер имеющиеся в их распоряжении ресурсы.

Форсайт является одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения и позиции профессиональных сообществ. Он позволяет направлять в единое русло и фокусировать на актуальных проблемах деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей, влиять на формирование целей и постановку задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего, выявлять наиболее уязвимые и обладающие потенциалом точки роста.

Франшиза

Франшиза (franchise - льгота, привилегия) - предоставление одной компанией другой компании (ограничивающая франшиза) или нескольким компаниям (неограничивающая франшиза) права на производство ее продукции. Франшиза - это род контракта, который заключается на определенный период времени, где держатель лицензии выплачивает лицензионный платеж-роялти тому, кто эту лицензию выдал, за переданные права. Франшиза - это форма кооперации, предоставляющая взаимные выгоды. Она позволяет компании, которая выдала лицензию, быстро расширить объем продаж, иногда выйти на мировой рынок, используя усилия высокомотивированных предпринимателей. Индивидуальные держатели лицензий обычно обязаны внести свой вклад через инвестиции в материальные активы, и поэтому лично заинтересованы в успехе предприятия. В свою очередь, держатель лицензии получает доступ к новейшему продукту либо новому методу продаж. В этом ему помогает компания, выдавшая лицензию, которая обеспечивает техническую помощь, специальное оборудование, а также рекламу и другие средства стимулирования сбыта.

Функции Минпромнауки РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Функция

Функция - нормативное содержание служебных действий, выполнение которых возлагается на элемент системы (лицо, группу лиц, подразделение) при заданных требованиях, условиях и ограничениях. Категория «функция» может рассматриваться как назначение, действие, свойство, отношение. Это логическое следствие категорий «потребность», «цель», отражающее назначение, обязанность или роль элемента в системе более высокого ранга.

Футурозоны

Футурозоны - достаточно замкнутые экспериментальные территории, на которых осуществляются реализации «проектов будущего», являющихся экспериментальной проверкой теорий и концепций развития систем жизнедеятельности сообществ, в основе которых лежат научно-технические, организационные разработки системного характера, например, замкнутый цикл жизнеобеспечения.

Предыдущая страница Следующая страница