Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б"
База науки опытная - составная часть научного потенциала, предназначенная для опытной проверки результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Опытная база науки представляет собой совокупность опытных производств, наделенных соответствующими материально-техническими и трудовыми ресурсами, способными выполнять опытные и экспериментальные работы. |
База национальная технологическая - совокупность технологий, важнейших научно-производственных комплексов и интеллектуального потенциала производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях науки, техники и промышленности, обеспечивающих жизнедеятельность и безопасность страны. Приоритетные направления ее создания в России представлены в Федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» (ФЦП НТБ) (1996-2005, 2002-2006 гг.). Главная идея этой программы - создать организованную совокупность базовых технологий, важнейших научно-производственных объектов, интеллектуального и производственного персонала, владеющего, развивающего и реализующего указанные технологии в приоритетных областях жизнедеятельности страны. Считается, что национальные интересы России самым непосредственным образом определяются развитием национальной технологической базы, с которой связывают успешное достижение приоритетных долгосрочных целей национальной политики России в первую очередь таких, как обеспечение национальной безопасности, экономический рост, здоровье нации, внутренняя стабильность и снижение социальной напряженности, внешнеполитические авторитет и влияние. |
Банк инновационный - специализированный банк, основными операциями которого являются операции по кредитованию венчурного капитала в научно-технической сфере, экспериментального производства, маркетинга новых разработок. Основные ресурсы банк формируются за счет собственных средств, вкладов клиентов, целевых инновационных фондов. Кредиты такого банка носят в основном долгосрочный характер, требуют страхования и перестрахования. |
Бенч-маркинг инноваций (bench marketing innovations) - изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик деятельности менеджмента конкурентов, осуществляемой ими инновационной деятельности для формирования инновационной деятельности своей организации, первоочередных инноваций за счет легального заимствования - приобретения патентов, лицензий, ноу-хау, авторских прав - и нелегального заимствования - промышленного шпионажа, копирования авторских разработок. |
Бизнес - коммерческая, хозяйственная деятельность, базирующаяся на системе целенаправленного (максимизация чистой прибыли и капитализации, обеспечения надлежащей платежеспособности) принятия своевременных (в том числе упреждающих) и обоснованных решений в условиях неопределенности. |
Бизнес инновационный действующий - самостоятельное инновационное предприятие, создаваемое в любой из допускаемых законодательством организационно-правовых форм (ИЧП, ООО, ЗАО, ОАО и т.п.), осуществляющее производство высокотехнологичной продукции или услуг на регулярной основе и способное к самофинансированию своей текущей деятельности. Как правило, это предприятие, успешно прошедшее стадию инкубирования и имеющее перспективы дальнейшего развития. |
Бизнес малый - совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. В традиционных отраслях экономики малый бизнес играет существенную роль в их структурной перестройке, а в отраслях высоких технологий выступает как основатель новых направлений развития. В капиталистических странах на долю малого бизнеса приходится значительная доля валового внутреннего продукта и внешнеэкономического оборота. |
Бизнеса формы организационно-экономические - формы бизнеса, различающиеся составом собственников: а) индивидуальное предпринимательство - бизнес, контролируемый одним лицом, его владельцем; б) партнерство - бизнес, которым владеют и который контролируется двумя или более лицами, являющимися сторонами в соглашении о партнерстве; в) акционерное общество - бизнес, которым владеет группа акционеров, чей капитал разделен по количеству акций; г) кооператив - бизнес, которым владеет и который контролирует группа работников. |
Бизнес-анализ - анализ коммерческой ситуации вокруг предлагаемого проекта. Обычно включает финансовые прогнозы в виде будущих поступлений наличности, приведенных в оценке настоящего времени, чистой приведенной стоимости или внутренней нормы прибыли (коэффициента окупаемости капвложений). |
"Бизнес-ангелы" - физические лица, осуществляющие инвестиции в новые, в том числе венчурные фирмы. Это профессионалы с опытом работы в бизнесе: удачливые предприниматели, высокооплачиваемые специалисты в области бизнеса (бухгалтеры, консультанты, юристы и т.д.) и высшие должностные лица в крупных компаниях. Для инвестирования они используют собственные финансовые средства (накопления), сумма которых может находиться в диапазоне от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Так, в Великобритании в 1997 г. единичная инвестиция «бизнес-ангела» составляла в среднем от 16 до 80 тыс. долл. «Бизнес-ангелы» осуществляют инвестирование на самых ранних («стартовых») стадиях развития инновационных фирм, когда эти фирмы нуждаются в «посевном капитале» ("seed finance") для разработки концепции продукта и опытного образца. Многие из «бизнес-ангелов» инвестируют не в одиночку, а в составе консорциума, объединяющего друзей и партнеров по бизнесу, что позволяет фирмам-реципиентам инвестиций получать более крупные финансовые средства. |
Бизнес-единица - отдельная организационно, а в некоторых случаях и юридически обособленная, целостная и активная структура в рамках корпорации (фирмы). Внутренние венчуры являются одним из видов бизнес-единиц в крупных корпорациях, осуществляющих инновационную деятельность в нишах, не совпадающих со сферой их текущей деятельности. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бизнес-консалтинг - бизнес-консультирование, консультирование по вопросам организационно-управленческой, финансово-экономической и инвестиционной деятельности, оптимизации общего функционирования организации, ведения и развития бизнеса, стратегического планирования, исследования и прогнозирования рынков сбыта и т.п. |
Бизнес-модель - совокупность стандартизированных способов ведения бизнеса организацией, правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев оценки его деловых показателей. В бизнес-модель организации включаются все деловые функции и все функциональные взаимоотношения внутри организации. В состав бизнес-модели входят: финансовая модель, организационная модель, маркетинговая модель, производственная модель и т.д. В бизнес-модели отражаются сложные взаимосвязи и взаимодействия между этими моделями и их внутренними компонентами. |
Бизнес-план - документ, текст которого содержит в структурированном виде технико-экономическую, финансовую и организационную информацию об инвестиционном или инновационном проекте, необходимую и достаточную для принятия решения о реализации проекта. В бизнес-плане отражаются цели, предлагаемые мероприятия, величины необходимых ресурсов, финансовый прогноз и т.д. для проектов создания нового производства или дальнейшего развития предприятия. Бизнес-план необходим владельцам или руководителям создаваемого (развиваемого) предприятия для того, чтобы выявить, что конкретно требуется предпринять для достижения успеха. Но особенно он важен при использовании внешних инвестиций, в частности, кредитов. В этом случае бизнес-план поможет оценить конкурентоспособность будущего предприятия на рынке. Типичными элементами бизнес-плана являются: - название предприятия, его адрес, продукция и перспективы бизнеса; - какой продукт будет производиться; - анализ рынка: нужды потребителей, конкуренты, размер рынка и т.д. и предлагаемая стратегия маркетинга; - производственный анализ - производство, закупки, сбыт и т.д.; - финансовый анализ - прогноз прибылей и убытков, показатели движения наличности, необходимость капиталовложений; - информация о стиле руководства и о контроле над производством - процедура документации, отслеживание прогресса. |
Бизнес-планирование - процесс разработки и осуществления системы мероприятий по реализации предпринимательского, инновационного, инвестиционного и других проектов, развития предприятия (организации) на определенный период времени. Бизнес-планирование выполняет несколько функций: - разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятий (организаций); - оценки и контроля процессов развития основной деятельности предприятия (организации); - обоснования привлечения денежных средств (ссуд, кредитов) со стороны; - обеспечения привлекательности плана развития предприятия (организации) для потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или предоставить технологию, зная его будущие финансово-экономические результаты. |
Бизнес-процесс - устойчивый процесс (последовательность работ), соотнесенный с отдельным видом деятельности компании и обычно ориентированный на создание новой стоимости (например, бизнес-процесс основного производства), иерархия взаимосвязанных функциональных действий в виде сети процессов, реализующих одну или несколько целей системы, например, выпуск продукции или ресурсное обеспечение выпуска. |
Бизнес-система - целостное множество бизнес-процессов, реализуемых организационной единицей для достижения ее стратегических целей. |
Бизнес-школа - специализированное учебное заведение для подготовки лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Обычно эти функции выполняют центры дополнительного образования при известных университетах. |
Биотехнологии - совокупность технологий, использующих характерные для живой природы способы преобразования вещества и получения разнообразных полезных эффектов. Среди этих технологий можно выделить биоинженерию (генную инженерию), биологический синтез полимеров и композитов, лекарственных средств, вакцин и диагностикумов, а также технологии разнообразных применений биотехнологических методов в медицине и сельском хозяйстве (диагностика, лечение, переработка и хранение сельскохозяйственного сырья и др.). На основе биотехнологий могут: - получаться материалы для микро- и наноэлектроники, полимеры и композиты, включая биополимеры клетки, белковые препараты и композиты с заданными функциональными свойствами; - синтезироваться лекарственные средства и пищевые добавки, биологические средства защиты растений и животных, рекомбинантные вакцины; - выводиться трансгенные формы растений и животных; - производиться и перерабатываться сельскохозяйственное сырье; - осуществляться генодиагностика и генотерапия, а также иммунокоррекция; - создаваться элементы системы жизнеобеспечения и защиты человека; - обеспечиваться безопасность и контроль качества и пищевых продуктов и т.п. |
Биржа (нем. Burse, лат. bursa - кошелек) - регулярно функционирующий, организационно определенный оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара. Биржа, играя роль посредника в торговых операциях, способствует установлению контактов между продавцами и покупателями товара и формированию оптовых рыночных цен посредством биржевых торгов. В зависимости от вида представленных на бирже товаров различают: товарные биржи, торгующие материальными ценностями; фондовые биржи, торгующие ценными бумагами; валютные биржи, торгующие валютой; универсальные биржи, торгующие разнообразными товарами; биржи труда, способствующие трудоустройству безработных и лиц, желающих сменить место работы. Биржа управляется советом директоров, в который входят члены биржи и представители общественности. Текущую деятельность биржи обеспечивают наемный персонал и различные комитеты, формируемые из членов биржи, например, финансовый комитет, комитет по деловой этике, по установлению качества товара, по рассмотрению споров, по контролю соблюдения правил торговли и т.д. Доходы биржи состоят из регистрационного сбора, паевых и ежегодных взносов членов, оплаты предоставляемой биржей информации, процентов, получаемых по средствам клиентов, временно находящихся в распоряжении биржи (если расчетная палата является частью биржи). |
Биржа компьютерная (электронная) - биржа, которая ведет торги по компьютерным сетям. Биржевое кольцо или яму на ней заменила мощная ЭВМ, связанная терминальными устройствами с брокерами, находящимися в своих офисах. Примерами таких бирж являются NASDAQ в США, РТС в России. |
Биржа опционная - биржа, специализирующаяся на торговле различными видами опционов. Наиболее известны Европейская (Амстердам) и Чикагская опционные биржи. Источник доходов биржи - премии, уплачиваемые клиентами за покупку опционов. |
Бонус - премия, вознаграждение, дополнительная скидка, добавочный дивиденд. Инновационный бонус - выплата разработчикам, участникам внедрения успешного нововведения премии, размер которой зависит, как правило, от объема полученного эффекта от нововведения. |
Бостонская матрица - методика отображения и анализа политики развития продукта и соответствующего потока наличности в рамках предприятия, используемая в корпоративном планировании для формулирования стратегии бизнеса. |
Брэнд (brand - клеймо, тавро) - имя, термин, дизайн, символ или любая другая характеристика, идентифицирующая товар или услугу продавца как отличные от тех, которые принадлежат другим продавцам. Юридическая защита «брэнда» может быть обеспечена торговой маркой или авторским правом. |
Брэнд инновации - торговая марка инновации, клеймо. Система характерных (материальных и нематериальных) атрибутов нового продукта или технологии, которые формируют и фиксируют впечатление о ней в сознании потребителя, а также формируют положение этой инновации, ее продуцента или продавца на рынке. |
Брэндинг - маркетинговая деятельность по созданию долгосрочного предпочтения товару данной фирмы; реализуется в процессе воздействия на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ. |
Брэнд-стратегия - комплексная разработка имиджа организации (хозяйствующего субъекта) на основе продвижения его фирменных товарных, знаковых, инновационных и PR брэндов на рынке. |
Бюджет инновационного проекта - финансовый план, отражающий расходы и поступления денежных средств при реализации инновационного проекта в разрезе видов деятельности (основной, финансовой и инвестиционной) за определенный срок. |