Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я)
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Маркетинг

Маркетинг - деятельность в сфере рыночных отношений, осуществляемая в целях лучшего удовлетворения потребностей, стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, получения прибыли. Маркетинг включает определение видов и установление характеристик наиболее перспективных товаров, анализ ситуации на рынках (сегментация рынков, состав участников и их потенциал и т.п.), выделение предпочтительных рынков для отдельных видов товаров, анализ способов продвижения товаров на рынки и стимулирования спроса, разработку ценовой политики. Для решения конкретных задач могут использоваться специальные виды маркетинга: дифференцированный, конверсионный, концентрированный, массовый, потребительских товаров, стратегический, целевой, ценовой и др.

Маркетинг дифференцированный

Маркетинг дифференцированный - предполагает проработку проблем освоения компанией нескольких сегментов рынка.

Маркетинг конверсионный

Маркетинг конверсионный - маркетинг, направленный на преодоление негативного отношения отдельных категорий граждан и предприятий к конкретному товару и вовлечению их в круг потенциальных потребителей.

Маркетинг концентрированный

Маркетинг концентрированный - сосредоточение усилий на увеличении доли на одном или нескольких субрынках в противовес удержанию небольшой доли соответствующего (большого) рынка.

Маркетинг массовый

Маркетинг массовый - деятельность, направленная на увеличение производства, распределения, сбыта и стимулирования продажи однотипных товаров для массового потребителя (продукты питания, одежда и т.п.).

Маркетинг потребительских товаров

Маркетинг потребительских товаров - предполагает поиск новых видов и модификаций потребительской продукции, отличающихся улучшенными потребительскими свойствами, а также удовлетворяющих новые виды потребностей.

Маркетинг стратегический

Маркетинг стратегический - предполагает изучение внутренних и внешних перспективных возможностей фирмы, выявление возможных целей долговременного характера, приоритетных направлений деятельности и видов выпускаемых товаров.

Маркетинг целевой

Маркетинг целевой - выбор одного или нескольких из сегментов рынка, на который компании направляют свои усилия по разработке и продвижению товаров. Дает возможность компаниям приспосабливать продукты к потребностям определенных групп потребителей.

Маркетинг ценовой

Маркетинг ценовой - предполагающий определение цены товара, обеспечивающей наибольший объем продаж и прибыли.

Матрица программная

Матрица программная - используется как методический прием в программно-целевом методе планирования, позволяющий в унифицированном виде увязывать ресурсы, программные элементы и подпрограммы, оценить различные варианты программы. Структура программной матрицы является блочной:

А - полный перечень подпрограмм;

Б - полный перечень программных элементов подпрограммы раздела А;

С - полный перечень наименований ресурсов, используемых в данной подпрограмме, в номенклатуре учитываемых в программе ресурсов.

Менеджер по продукту

Менеджер по продукту («брэнд менеджер») - человек, отвечающий за все мероприятия, связанные с определенным продуктом.

Менеджмент

Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством и производственным персоналом, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент инноваций гибкий сквозной

Менеджмент инноваций гибкий сквозной - технология управления инновационной деятельностью в организации, основанная на возможности установления и координации горизонтальных связей между подразделениями организации, участвующими или обеспечивающими инновационную деятельность, при сохранении централизованного управления инновационным проектом. Гибкий сквозной менеджмент наиболее полно обеспечивается в матричных организационно-управленческих структурах организаций.

Менеджмент инновационный

Менеджмент инновационный - система управления нововведениями и изменениями в коммерческой организации, составная часть стратегического менеджмента организации. Главное содержание инновационного менеджмента - управление возможностями, открывающимися перед организацией в связи с разработкой и внедрением новой продукции и технологии; рационализация систем управления организацией, изменениями в системе организации в условиях неопределенности.

Менеджмент инновационный кадровый

Менеджмент инновационный кадровый - управление инновационной деятельностью в социально-кадровой системе организации и формирование персонала для инновационной деятельности в рамках организации. Соответственно, им охватываются:

- процессы внедрения нововведений в социально-кадровой подсистеме организации (кадровых и социальных службах организации);

- кадровое обеспечение нововведений в производственно-технологической, организационно-управленческой, информационно-коммуникационной и маркетинго-логистической подсистемах.

Менеджмент инновационный стратегический

Менеджмент инновационный стратегический - деятельность руководства организации (фирмы) по разработке и использованию инноваций как основы достижения ее долговременного (стратегического) конкурентного преимущества на рынках. Значение стратегического инновационного менеджмента возрастает по мере глобализации мировой экономики, в рамках которой активно формируется новая мировая инфраструктура информационных технологий, осуществляется политика либерализации управления экономическими процессами. В глобальной экономике происходит конвергенция институциональных условий деятельности хозяйствующих субъектов (сближение норм национальных законодательств в области хозяйственного права и смежных областях). В этих условиях инновационная составляющая бизнеса становится ключевым фактором в глобальной конкуренции.

Менеджмент стратегический

Менеджмент стратегический - новая управленческая парадигма, объединяющая стратегическое планирование и методы внедрения его в жизнь организации. Стратегический менеджмент определяется как принятие комплекса стратегических решений в рамках стратегического планирования, а также конкретных действий, обеспечивающих эффективное реагирование организации на долговременные изменения внешней среды.

Основоположники теории стратегического менеджмента И. Ансофф, М. Портер, Дж. Пирс, Р. Робертсон, Дж. Хиггенс определяют стратегическое управление как деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей организации на основе долговременного удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды. Такие изменения могут повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и корректировку общего направления развития. Соответственно, стратегический менеджмент - это сочетание двух взаимодополняющих подсистем: стратегического планирования и оперативного управления в реальном масштабе времени. Стратегический менеджмент включает в себя действия, связанные с реализацией стратегии организации, а также оценкой вариантов ее реализации, контролем выполнения стратегических планов: программ и проектов. Реализация стратегии - это ключевая часть стратегического управления. Стратегия инновационного развития является составной частью общей стратегии организации и реализуется методами стратегического менеджмента.

Место штатное

Место штатное (рабочее)

- наименьший (неделимый) элемент организационной структуры, соответствующий объединению частных задач (обязанностей, функций) одного работника.

Метод анализа иерархий, МАИ

Метод анализа иерархий, МАИ - разработан Т. Саати и является методом измерения взаимозависимости в системе, систематической процедурой для иерархического представления элементов доминантной, прямой или обратной иерархии, системно описывающих проблему. В рамках данного метода взаимозависимость измеряется (оценивается) путем сравнения вкладов в вышестоящие узлы иерархии нижестоящих видов деятельности или критериев (подиерархии). Метод предполагает последовательное осуществление процедур:

- декомпозиции проблемы на части (элементы);

- получения экспертных заключений по парным сравнениям, синтеза множества суждений;

- определения относительной степени (интенсивности) взаимодействия элементов в иерархии;

- определения численного выражения интенсивности взаимодействия.

В инновационном менеджменте возможно использование МАИ для отбора наилучшего варианта инновационного проекта по многокритериальному принципу.

Метод бальной оценки проекта коммерциализации технологии по методике LIFT

Метод бальной оценки проекта коммерциализации технологии по методике LIFT - метод, основанный на сопоставлении сумм балльных оценок по группам индикаторов привлекательности проекта и индикаторов, определяющих риски проекта. При этом каждый из используемых индикаторов привлекательности проекта оценивается по пятибалльной шкале (низкий - 1, удовлетворительный - 2, умеренный - 3, хороший - 4, высокий - 5). Оценка производится группой экспертов.

Результаты оценки заносятся в специальную карту оценки проекта, состоящую из двух разделов. Первый раздел отражает значения уровней индикаторов, характеризующих привлекательность проекта. Во втором разделе карты представлены оценки индикаторов, характеризующих риски проекта.

Индикаторы, определяющие риски проекта, играют роль только тогда, когда их значения относятся к первым двум уровням оценки соответствующих индикаторов. Если значение индикатора относится к 3 и более высоким уровням, то проект по данному индикатору можно отнести к нерискованным. Для индикаторов, значения которых относятся к первым двум уровням, вводятся специальные оценки, определяющие степень риска. Для первого уровня это - 3 балла, а для второго - 1 балл.

Соответствующие проекту баллы суммируются по всем 20 индикаторам, характеризующим его возможные риски, и их сумма вычитается из суммы баллов привлекательности проекта.

Если итоговая сумма баллов после вычитания равна 40 и более, то проект является приоритетным - его реализация может быть начата уже сейчас. Если итоговая сумма баллов между 25 и 40, то проект является перспективным - над ним еще надо работать. Если итоговая сумма баллов меньше 25, то проект является проблемным - у него гораздо больше слабостей, чем преимуществ.

Метод Дельфи

Метод Дельфи - метод группового экспертного прогноза, при котором проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий (своеобразная «мозговая атака» на поставленную проблему). Причем на данном этапе исключается непосредственное общение между членами экспертной группы. Далее проводится оценка результатов и формирование обобщенного прогноза группы экспертов.

Метод комиссий

Метод комиссий - метод группового экспертного прогноза, предполагающий проведение общей дискуссии с целью выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов. Типичным примером использования этого метода являются регулярно проводимые конъюнктурные совещания по основным товарным рынкам. Этот метод имеет существенные недостатки, т.к. здесь значительную роль играют такие психологические факторы, как мнения авторитетов.

Метод "мозговой атаки"

Метод "мозговой атаки" - метод группового экспертного прогноза, заключающийся в разделении решения проблемы на две части: генерирование новых идей и оценку предложенных идей. Соответственно образуются две группы экспертов: группа генераторов идей и группа аналитиков.

«Мозговой атакой» руководит ведущий. Сеанс начинается со вступительного слова ведущего, объясняющего проблему и необходимость ее решения, а также напоминающего правила заседания. Затем он предлагает начать выдвигать идеи или выдвигает для начала сам одну-две идеи. При этом важно, чтобы высказывались любые идеи, даже если их практическая ценность в данный момент кажется сомнительной. Сеанс продолжается от 15-20 до 40-45 мин без перерывов и заканчивается, когда поток предложений иссякает. Время выступления - не более одной-двух минут.

Метод реальных опционов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метод "суда"

Метод "суда" - метод группового экспертного прогноза, предполагающий организацию работы группы экспертов в соответствии с правилами ведения судебного процесса. «Подсудимым» является анализируемая проблема. Лица, заинтересованные в ее правильном решении, выполняют роли судьи и заседателей, а лидеры групп экспертов, высказывающих альтернативные точки зрения, - прокурора и защиты. Суд ведет обсуждение и выносит окончательное решение.

Методология

Методология - ориентированная на достижение целей исследования упорядоченная совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке (при осуществлении конкретных исследований в какой-либо области). Методология предполагает формирование языка описания изучаемых процессов и явлений (онтологию), определение сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент), анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм, холизм, элеметаризм, системный подход).

Методы кадрового обеспечения инноваций

Методы кадрового обеспечения инноваций - совокупность приемов, используемых для решения следующих задач:

- отбора и расстановки кадров;

- организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- управления структурой и уровнем знаний персонала;

- комплектации и использования персонала.

Методы коллективной экспертизы

Методы коллективной экспертизы - получение обобщенного мнения в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой экспертов, находящихся в непосредственном контакте. К этим методам можно отнести:

-      открытое обсуждение («метод комиссий»),

-      «мозговая атака»,

-      «суд»,

-      «Дельфи».

Методы оценки эффективности проектов

Методы оценки эффективности проектов - методы расчета показателей, характеризующих социально-экономическую эффективность проектов. В качестве обобщающих показателей при этом используются:

-      чистый дисконтированный доход (Net Present Value (NPV)),

-      внутренняя норма доходности / внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return (IRR)),

-      индекс доходности / индекс прибыльности, рентабельность, эффективность капитальных вложений (Profitability Index (PI)),

-      срок окупаемости / период окупаемости (Pay-back period (РР),

-      стоимость реальных опционов.

Кроме того, для проектов, завершающихся созданием новой или модернизированной продукции, к числу показателей, используемых для их оценки, относятся также:

-      взвешенный показатель качества,

-      конкурентоспособная цена,

-      объем импортозамещающей продукции,

-      объем экспортных поступлений.

Для оценки проектов могут использоваться и другие показатели, отражающие отраслевую и функциональную специфику, в том числе: энергоемкость продукции, материалоемкость, выручка от реализации интеллектуальной собственности, ноу-хау.

Методы снижения проектных рисков

Методы снижения проектных рисков - диверсификация деятельности, распределение риска между участниками проекта, страхование и перестрахование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Методы экспертных оценок

Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-cтатистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения. Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей и т.д.

Наибольшее распространение получили методы экспертных оценок при осуществлении:

-      анализа и прогнозирования национальных и мировых товарных рынков;

-      анализа эффективности работы изучаемой организации;

-      формирования однородных групп продукции, выборе базисного изделия (изделия-эталона, образца) и изделия-конкурента;

-      выбора из всех параметров анализируемого изделия главных свойств и ранжирование их по степени значимости для конечного результата;

-      выбора из всех параметров анализируемого изделия или отдела таких свойств, которые в большей степени влияют на динамику затрат;

-      определения ориентировочной стоимости научных разработок на стадии заявки на них со стороны заказчика.

Моделирование имитационное

Моделирование имитационное - моделирование поведения системы или отдельных ее подсистем при разных внешних и внутренних условиях. При моделировании экономических организаций имитируется сеть бизнес-процессов либо ее часть, в том числе при разных параметрах как самих этих бизнес-процессов, так и распределения ресурсов.

Моделирование информационное

Моделирование информационное - описание информационной структуры объектов (сущностей, атрибутов, ключей) с идентификацией отношений между ними (например, построение модели по методологии IDEF1).

Моделирование процессное

Моделирование процессное - описание деятельности предприятия в виде бизнес-процессов, непрерывных взаимосвязанных функций (например, построение модели в виде организационно-функциональной схемы или по методологии IDEF0).

Модель

Модель - стандартизированная проекция реальной системы, взятая с определенными допущениями. Модели используются для анализа, планирования, прогнозирования реальной действительности. Модели могут быть имитационные, математические, оптимизационные, статистические.

Модель инновационного процесса японская

Модель инновационного процесса японская - включает массовое заимствование и адаптацию нововведений к условиям организаций, внутреннюю конкуренцию групп коллектива по решению проблем нововведений за счет параллельной деятельности групп внедрения (кружков качества). Одновременная работа над проблемой нескольких групп персонала, действующих в нескольких направлениях ускоряет решение инновационных задач.

Модель инновационного технологического базиса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Модель организационно-функциональная

Модель организационно-функциональная (процессная)

- модель деловых процессов, основывающаяся на линейно-иерархической и функциональной структуре организации, графическое описание сети бизнес-процессов в виде взаимосвязанной последовательности работ, реализуемой отдельными элементами организационной структуры («рабочими местами», «штатными единицами»), с информационными, вещественными и/или финансовыми потоками между ними. Данная модель позволяет выявить и точно определить все бизнес-правила организации и ее подсистем, проанализировать их, а также, выявив «узкие» места и внося изменения в деловой процесс, определить распорядителей и ответственных за процесс, степень влияния предлагаемых изменений на существующие бизнес-правила.

Для описания данной модели может использоваться процессная методология IDEF0 (Integrated Definition Function Modeling), которая в настоящее время принята в качестве федерального стандарта США. Методология успешно применялась в самых различных отраслях, продемонстрировав себя как эффективное средство анализа, проектирования и представления деловых процессов.

Модель феноменологическая

Модель феноменологическая - модель, охватывающая набор наблюдаемых явлений, которую можно использовать для прогнозирования. При этом не ставится целью объяснить причины, лежащие в основе этого явления или связать их общими законами.

Мониторинг

Мониторинг - деятельность по регулярному рассмотрению хода инновационного проекта или иной деятельности, осуществляемая в целях обеспечения достижения целей, сформулированных в техническом задании.

Мотивационная сфера личности

Мотивационная сфера личности - сфера, включающая потребности, убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, стремления, притязания, самооценку, ожидаемую оценку личности референт-группой.

Мотивация

Мотивация - побуждение людей к активной деятельности для достижения личных целей или целей фирмы. Она неразрывно связана с потребностями, удовлетворение которых служит мотивом к действию. Существуют разные классификации потребностей. Наиболее агрегированная классификация предполагает деление потребностей на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе физиологическими - к ним относят потребность в пище, одежде, жилье и т.п. Особенность первичных потребностей заключается в том, что они имеют предел насыщения, за рамками которого их влияние на мотивацию значительно сокращается. Вторичные потребности называют духовными - это потребности в уважении, успехе, самовыражении и т.п. Их удовлетворение во многом зависит от корпоративной культуры, принятой ценностной ориентации, от уровня управленческой культуры менеджера.

При низком уровне жизни руководители могут поощрять подчиненных почти исключительно экономическими стимулами. При высоких заработках и достаточном уровне социальных благ на первое место выходят духовные потребности. В этом случае, проявляя инициативу и творческий подход, подчиненный полагает, что, помимо материального вознаграждения, повысятся его престиж, уважение коллектива, степень его самовыражения. Затрачивая определенные усилия, работник ожидает, что результат приведет к удовлетворению его потребностей, но если связь между затрачиваемыми усилиями и желаемым результатом не прослеживается, то мотивация работника ослабевает - неудовлетворенная потребность отрицательно сказывается на мотивации труда и в итоге на его эффективности.

Мотивация кадровых инноваций

Мотивация кадровых инноваций - побуждение руководителей и персонала кадровых служб организации к деятельности, совершенствованию ее кадрового потенциала. Обеспечивается системой экономических, социальных рычагов и стимулов, под воздействием которых человек (руководитель и исполнитель) заинтересован в использовании как собственных, так и привнесенных в организацию кадровых новаций.

Предыдущая страница Следующая страница