Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я)
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Иерархия линейная

Иерархия линейная - установленная соподчиненность управленческих (штатных) единиц по уровням управления в организационно-управленческой структуре организации.

Издержки по проекту прямые

Издержки по проекту прямые - издержки, обусловленные проектными мероприятиями, включая оплату персонала, товаров и/или услуг. В состав этих издержек не входят накладные расходы, необходимые для ведения проекта, включая содержание офиса.

Изменения в продукции и процессах неинновационные

Изменения в продукции и процессах неинновационные - незначительные или мелкие изменения, не подразумевающие значительных нововведений; иные творческие изменения, которые касаются не объективных характеристик продукта, а скорее, его эстетических или субъективных свойств.

Изменения в структуре экономики

Изменения в структуре экономики (структурные изменения)

- изменения удельных весов отдельных отраслей в валовом внутреннем продукте экономики. Структурные изменения в экономике происходят в результате действия рыночных механизмов конкуренции и стремления предпринимателей к получению максимума чистой прибыли, обуславливающих перелив капитала. За счет как внутриотраслевого, так и межотраслевого и межрегионального перелива капитала происходит изменение отраслевой и территориальной структуры экономики. Инновации играют важную роль в изменении структуры экономики, механизмом этого изменения является инновационная рента и диффузия инноваций в экономике. Выделяют четыре показателя будущих перемен в отраслевой структуре:

- быстрый рост отдельных отраслей;

- изменение традиционного деления рынка на сегменты;

- сближение технологий, которые прежде считались совершенно самостоятельными;

- интенсивное изменение направления деятельности в отрасли.

Изменения организационные

Изменения организационные - это изменения организации как системы, включая изменения параметров взаимодействий с внешней средой, изменения в подсистемах организации и их взаимодействии, изменения в сети процессов, происходящих в организации. Механизм возникновения частных и системных изменений в организации связан с внутренним механизмом развития организации, обеспечивающим ее настройку на выполнение своих целей, с адаптацией к изменениям внешней среды.

Организационные изменения происходят как в плановом, управляемом процессе осуществления инноваций, так могут быть и неуправляемыми, латентными, навязанными внешними и внутренними обстоятельствами. Целенаправленные изменения, проектируемые и осуществляемые в организации, могут быть разделены на два класса:

1) частные и эволюционные изменениями, не представляющие нововведения и не оказывающие на корпорацию значительного влияния,

2) значительные, в том числе революционные и системные изменения, связанные с реализацией технологических и организационно-управленческих нововведений.

Если изменения прогнозируются и планируются, то их смысл и цели должны:

- иметь ясные и четкие формулировки;

- быть понятны персоналу и учитывать его потребности и мотивацию,

- согласоваться с социально-профессиональными параметрами осуществляющего их персонала.

Если изменения осуществляются независимо от менеджмента, то они принимаются организацией в случаях, когда нет альтернативы в ее развитии, соответствия целям и задачам (потребностям) организации, а также целям ее менеджеров. Важной задачей проведения организационных изменений является обеспечение готовности персонала к изменениям, своевременное их проведение.

Изобретение

Изобретение - новое или обладающее существенными отличиями техническое решение, характеризующееся новыми параметрами получаемого эффекта. Это новый механизм, прибор, аппарат, какое-либо приспособление, созданные изобретателем, творческим человеком.

Имидж технопарка

Имидж технопарка - устойчивое представление резидентов, клиентов, партнеров и общественности о технопарке, качестве его услуг, репутации руководителей.

Инвестиции

Инвестиции - долгосрочные вложения средств в различные отрасли экономики с целью получения прибыли или достижения целей, напрямую не связанных с получением инвестиционного дохода, но необходимых для устойчивого развития бизнеса.

По экономической сущности и целям инвестиции подразделяются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю, средства производства (машины, оборудование), технологии, любое другое имущество или имущественные права, нематериальные ценности (объекты интеллектуальной собственности). Финансовые инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными лицами паев, акций и других ценных бумаг различных эмитентов, размещение денежных средств в форме целевых банковских вкладов, предоставление кредитов.

Инвестиционная деятельность

Инвестиционная деятельность - осуществление практических действий по привлечению и использованию денежных и иных средств в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет следующих источников:

- собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);

- заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

- привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

- денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

- инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РФ, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;

- иностранных инвестиций.

Инвестор

Инвестор (investor - вкладчик) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее вклад собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающий их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

- финансово-кредитные учреждения, называющиеся профессиональными или институциональными инвесторами;

- предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

- граждане,

- иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности (Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.)

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвестор стратегический

Инвестор стратегический - юридическое или физическое лицо, заинтересованное в приобретении крупного пакета акций, для того чтобы участвовать в управлении или получить контроль над компанией. В сфере инновационной деятельности это обычно инициатор проекта, выступающий от имени остальных участников.

Индекс

Индекс (от лат. index - указатель, список) - статистический показатель, характеризующий изменение параметров тех или иных явлений (процессов) за определенный период времени. Представляет в относительном виде изменение величин этих параметров. Рассчитывается как отношение фактической или плановой величины к величине параметра, соответствующего предшествующему периоду (базовой величине).

Индекс динамики

Индекс динамики - показатель, который служит для измерения степени интенсивности развития социально-экономических явлений во времени. К таким показателям относятся: индексы цен, физического объема производства и потребления, различных признаков и факторов производства. Средние индексы динамики представляют собой средние величины из индивидуальных индексов.

Индекс доходности

Индекс доходности - один из показателей эффективности инновационного проекта. Представляет собой отношение суммы дисконтированных выгод к сумме дисконтированных затрат. Для эффективных проектов индекс доходности больше или равен единице. Он является относительным показателем эффективности и позволяет сравнивать разные по масштабу проекты. Расчет данного показателя особенно важен при одновременном представлении существенно различающихся по величине инновационных проектов.

Инжиниринг

Инжиниринг - предпринимательская деятельность по предоставлению соответствующих коммерческих услуг в области опытно-конструкторских, инженерно-прикладных и проектных работ. В отдельных случаях соответствующие виды работ могут выполняться собственными специалистами организации. Представляет собой совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для реализации и трансфера инноваций.

Соответственно, можно выделить четыре основных вида инжиниринга:

- консультационный - консультирование при подготовке инновационных проектов, определении их технических и организационно-управленческих условий;

- внутрифирменный - использование собственных специалистов организации при подготовке и управлении инновационными проектами;

- руководство проектом по заказу организации;

- «под ключ» - разработка и управление проектом по заказу.

Инжиниринг инноваций

Инжиниринг инноваций - комплекс работ по осуществлению нововведений, включающий маркетинг, предпроектное обследование, бизнес-планирование, проектирование и консультационное сопровождение разработки, вплоть до комплектной поставки оборудования и кадрового сопровождения, сдачи «под ключ» и последующего фирменного обслуживания.

Инициатор инновационного проекта

Инициатор инновационного проекта - юридическое лицо, подающее обращение в банк в связи с реализацией проекта, и, как правило, осуществляющее подготовку проекта к реализации или осуществляющее его на момент подачи своего обращения в банк.

Инициаторы проекта технопарка

Инициаторы проекта технопарка - юридические лица (органы государственного управления и местного самоуправления, образовательные, исследовательские и другие некоммерческие организации), заинтересованные в инновационном развитии территорий и ускорении коммерциализации инноваций.

Инициация инноваций

Инициация инноваций (лат. initiatio, анг. innvation) - деятельность менеджмента организации, состоящая в выборе цели инновации, постановке задач, информационном обеспечении поиска, экспертизе, адаптации идеи инновации, ее технической и финансово-экономической оценке, организационно-управленческом проектировании, реализации инновационного цикла по проекту в деятельности организации.

Инкубатор новых инновационных предприятий

Инкубатор новых инновационных предприятий - некоммерческая организация, осуществляющая поддержку инновационного предпринимательства, научно-технических разработок, перспективных для рынка. Финансовая поддержка осуществляется инкубатором из средств инновационного фонда, сформированного за счет спонсорских взносов, целевого бюджетного финансирования, кредитов и др. Поддержка осуществляется также за счет консультационного, правового и информационного обеспечения деятельности участников инкубатора.

Инкубатор оказывает поддержку «местным» (находящимся в зоне его деятельности) действующим инновационным организациям, небольшим новым организациям. Управление инкубатором осуществляют органы, сформированные преимущественно из спонсоров, представителей власти, науки и образования. Клиентами инкубаторов являются физические лица - новаторы, инновационные организации, производители новой техники. Инкубатор может участвовать в коммерческих проектах через участие в собственности организаций спонсируемых клиентов.

Инноватика

Инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Внутри инноватики как науки выделяются самостоятельные направления: генерация новшеств, социально-психологические проблемы внедрения нововведений, диффузия (распространение нововведений), адаптация подсистем организации и персонала к нововведениям, инновационные организации, выработка инновационных решений, рынок нововведений, инновационные стратегии.

В прикладном аспекте инноватика - особое направление в инновационном менеджменте, означающее движение от инновации к предпринимательству.

Инноватор

Инноватор - автор новшества (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, ноу-хау, промышленного образца, рационализаторского предложения и т.п.), с которого начинается инновационный процесс и который одновременно является инициатором коммерческого использования новшества, предприниматель, увлеченный новой идеей и готовый рисковать ради превращения ее в инновацию.

Инноватор-лидер

Инноватор-лидер - инновационный предприниматель, являющийся инициатором коммерческого использования новшеств, которые превращаются в инновации и подхватываются другими предпринимателями, стремящимися получить инновационную ренту. Инноватор-лидер действует в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инновационного проекта он получает долговременный дополнительный доход - инновационную ренту, обеспечивая себе высокий уровень ценовой конкурентоспособности и возможность роста своей организации.

Инноватор-последователь

Инноватор-последователь - предприниматель, стремящийся использовать в коммерческих целях апробированные и уже представленные на рынке инновации. Это обеспечивает снижение инновационного риска, но не гарантирует получения достаточного рентного дохода или срок его получения будет непродолжительным. Основная масса инновационных предпринимателей являются последователями или создают инновации на основе новых способов применения ранее сделанных открытий.

Инновации базисные цикловые

Инновации базисные цикловые - инновации, которые реализуют крупные нововведения, являющиеся основанием формирования новых поколений и направлений развития техники и технологий. Такие инновации определяют характер технологического (технического) уклада, приводят к их смене. Базисные цикловые инновации требуют крупных затрат для своего освоения, но обеспечивают значительный по уровню и масштабу экономический эффект.

Инновации замещающие

Инновации замещающие - нововведения, предназначенные заменить существующие (старые) продукты или технологии новыми или модифицированными, с сохранением их назначения и функций.

Инновации научно-технические

Инновации научно-технические (технологические)

- инновации, осуществляемые в сфере производства (новые материалы и иные продукты производственно-технического назначения, способы их производства). Выделяются два крупных типа научно-технических (технологических) инноваций: продуктовые и процессные.

Инновации организационно-управленческие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Инновации продуктовые

Инновации продуктовые - результат инновационной деятельности, полученный как итог разработки, производства товара и применения (использования) новых или усовершенствованных продуктов. В результате этого инноватор (предприниматель) или его организация получает конкурентное преимущество на товарном рынке. Появление на рынке нового или модифицированного товара (услуги), обеспечивающего предпринимателю-новатору получение избыточной прибыли.

Инновации продуктовые дополняющие

Инновации продуктовые дополняющие - изменения в определенном наборе продуктов на основе продуктовых нововведений, дополняющих базовые продуктовые инновации.

Инновации продуктовые основные

Инновации продуктовые основные - разновидность инноваций, создающих новые рынки и лежащих в основе новых отраслей.

Инновации процессные

Инновации процессные (технологические)

- использование новых технологий и новых технических средств для выпуска новой или значительно усовершенствованной продукции, а также для выпуска традиционной продукции и предоставления уже существующих услуг.

Реальная структура инноваций в разных странах зависит от особенностей реализации научно-технического прогресса в национальной экономике и научно-технической и промышленной политике, проводимой государством. Эти различия, в частности, можно увидеть при сопоставлении структур инноваций в США и Японии. В США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 - к продуктовым. В Японии наблюдается обратное соотношение.

Инновации расширяющиеся

Инновации расширяющиеся - инновации, поэтапно проникающие в различные отрасли, отличные от отрасли (сферы) первоначального применения.

Инновации рационализирующие

Инновации рационализирующие - инновации, обеспечивающие улучшение отдельных параметров продукции/услуг и/или процессов производства (отдельных технологий). По сути близки к улучшающим инновациям.

Инновации социальные

Инновации социальные - разновидность инноваций, которые направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры и других социальных проблем.

Инновации технологические дополняющие

Инновации технологические дополняющие - технологические инновации, осуществляемые в связи с проведением продуктовой инновации, требующей соответствующих изменений в действующих технологиях производства.

Инновации технологические основные

Инновации технологические основные - разновидность инноваций, составляющих базис крупных технологических систем.

Инновация

Инновация (нововведение)

- практическое использование новшества, выступающего в форме конкретного продукта, технологии, структуры или услуги. Инновация является результатом осуществления инновационного процесса.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Несколько отличается от приведенного выше определение инновации, данное Й. Шумпетером. Он трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Специфическое содержание инновации составляют изменения, происходящие в организации предпринимателя и ее внешней среде. Им выделено несколько типичных изменений, определяющих понятие инновация:

- использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- появление новых рынков сбыта.

Для осуществления инновации потребитель, особенно корпоративный, должен быть готовым (ресурсно, технологически, организационно и т.п.) к использованию новой продукции (технологии). Одновременно производитель должен быть готовым к обеспечению поддержки нового изделия или технологического процесса в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы (сервисному обслуживанию своей новой продукции).

В общем случае инновации могут осуществляться в сферах производства (новые материалы и иные продукты производственно-технического назначения, способы их производства), управления, финансовой, научно-исследовательской и других сферах деятельности, а также в сфере потребления (продукты и услуги для населения). Соответственно, различают научно-технические (технологические), организационно-экономические и социальные (потребительские) инновации.

В свою очередь, научно-технические (технологические) инновации подразделяются на продуктовые и процессные. В составе как продуктовых, так и процессных инноваций выделяются базовые и улучшающие инновации, а также псевдоинновации.

Инновация базисная продуктовая

Инновация базисная продуктовая - инновация, порождающая серию последующих инноваций, зависимых от первоначальной.

Базисная продуктовая инновация предполагает создание продукта, характеризующегося принципиально новыми функциональными характеристиками, конструктивными решениями, использованными материалами и компонентами, открывающими возможности для его применения при осуществлении последующих инноваций в новых сферах (областях).

Например, базисная продуктовая инновация - сотовый телефон, а зависящие от нее новые продукты и услуги - встроенные цифровые фото- и видеокамеры, новые услуги GPRS, WAP, Internet, банковские услуги, платежное средство, идентификационная карта и др.

Инновация базисная технологическая

Инновация базисная технологическая (процессная)

- инновация, порождающая серию последующих технологических инноваций. Она предполагает освоение принципиально новой технологии и нового поколения машин и материалов. Базисная технологическая инновация обуславливает необходимость и дает возможность создания новых технологий и новых систем машин в сопряженных отраслях, способствует формированию системы новых технологий в определенных сферах экономики. Например, смена паровозной тяги на электрическую, с последующими изменениями в системах водоснабжения и энергообеспечения, подвижного состава, пути и др.

Инновация реактивная

Инновация реактивная - инновация как реакция на нововведения, осуществленные конкурентами, которую фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынках, обеспечить свое выживание.

Инновация стратегическая

Инновация стратегическая - инновация, внедрение которой носит упреждающий характер и преследует цели получения организацией конкурентных преимуществ в перспективе.

Инновация технологическая

Инновация технологическая - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемый в практической деятельности.

Инновация улучшающая

Инновация улучшающая - связана с использованием существующего продукта или технологии, характеристики которых были заметно улучшены. Для продукта это может быть использование новых компонентов и материалов, частичное изменение конструктивных решений. Для технологии это может быть совершенствование существующих или замена новыми отдельных машин и устройств, применяемых в рамках осуществляемого технологического процесса. Эта инновация предполагает улучшение параметров производимых товаров (услуг) без изменения их функционального назначения, а также улучшение параметров существующих технологий их производства.

Инновация финансовая

Инновация финансовая - создание новых финансовых инструментов и финансовых технологий с целью получения прибыли и снижения уровня рисков. Предполагает разработку методов осуществления сделок с новыми видами финансовых активов или новых операций с действующими активами. Позволяет эффективнее использовать финансовые ресурсы компании.

Интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (ГК РФ, ст. 138).

Интранет

Интранет - закрытая сеть, использующая Интернет-технологии для передачи информации в рамках отдельного предприятия (организации).

Интрапренер

Интрапренер - инициативный, творческий предприниматель, человек, который берет на себя практическую ответственность за осуществление на предприятии эффективных изменений, инноваций любого рода. Интрапренер может быть новатором или изобретателем, но он всегда остается предпринимателем, который работает над использованием нововведений в коммерческих целях.

Интрапренерство

Интрапренерство - деятельность творческого работника-новатора по внедрению своей идеи, научно-технической разработки, изобретения  до практических результатов. Данная деятельность интрапренера связана с преодолением сопротивления «всего старого» в стремлении добиться того, чтобы новые идеи были приняты. В крупных корпорациях поддержка интрапренерства выражается в поощрении изобретателей и новаторов - высокоэффективных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов.

Информация научно-техническая свободная

Информация научно-техническая свободная - информация, доступная любому участнику инновационной деятельности. Наиболее распространенными источниками такой информации являются научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.

Инфраструктура

Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур (организаций, предприятий), обеспечивающих решение основной проблемы (задачи).

Инфраструктура инновационная

Инфраструктура инновационная - совокупность организаций, обслуживающих и обеспечивающих инновационную деятельность предприятий (организаций) и отдельных инноваторов. Инновационная инфраструктура имеет различные комплексные формы, наиболее распространенными из которых являются технопарки, технополисы, технологические (бизнес-инкубаторы, технико-внедренческие особые экономические зоны, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, учебно-деловые центры и др.). Кроме того, она может быть представлена отдельными видами специализированных организаций: аудиторскими, инвестиционными, информационными, консалтинговыми, маркетинговыми, инжиниринговыми, юридическими и другими фирмами.

Инфраструктура инновационно-инвестиционная

Инфраструктура инновационно-инвестиционная - комплекс взаимосвязанных организаций, обеспечивающих проектирование, оценку, правовую, консультационную поддержку и управление инновационными, инвестиционными процессами и проектами.

Исследования и разработки доконкурентные

Исследования и разработки доконкурентные - научные исследования и разработки на этапе, когда их результаты не имеют конкретной коммерческой ценности (преимущественно фундаментальные исследования и частично прикладные исследования на их начальном этапе).

Исследования маркетинговые

Исследования маркетинговые - исследования, осуществляемые для определения масштабов (объемов) производства, основных рынков сбыта, адаптации к потребностям конкретных рынков и групп потребителей, уровня затрат и возможной цены новой продукции и технологии. Эти исследования могут выполняться либо самим предприятием - производителем новой продукции и технологического оборудования, либо специализированными маркетинговыми или консалтинговыми фирмами.

Исследования поисковые

Исследования поисковые - исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; неизвестных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований подтверждаются теоретические предположения и идеи.

Исследования поисковые фундаментальные, ФИ

Исследования поисковые фундаментальные, ФИ - исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности.

Исследования фундаментальные

Исследования фундаментальные (теоретические)

- исследования, направленные на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей в исследуемых сферах (областях) материального мира и общества. Результаты теоретических исследований - новые теории и представления, научные открытия и т.п. - не предназначаются для непосредственного использования в практической деятельности. Для этого необходимо выполнить поисковые исследования, которые позволят сформулировать принципы и основные условия получения конкретных полезных эффектов, выявить содержание и формы осуществления новых процессов, основанных на знаниях, полученных в ходе теоретических исследований.

Исследователь

Исследователь - специалист, занятый созданием новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управлением процессами исследований и соответствующими им проектами.

Предыдущая страница Следующая страница