Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедия российского и международного налогообложения
Статьи на букву "З"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАВИСИМЫЙ АГЕНТ

ЗАВИСИМЫЙ АГЕНТ - понятие, установленное НК для целей взимания налога на прибыль организаций с доходов, полученных иностранной организацией от предпринимательской деятельности на территории РФ через постоянное представительство (доходов иностранной организации от источников в РФ). В соответствии с п. 9 ст. 306 НК зависимым агентом признается лицо, которое:

- на основании договорных отношений с иностранной организацией представляет ее интересы в РФ;

- действует на территории РФ от имени этой иностранной организации;

- имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий (в частности, цену контракта, условия поставки) от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (п. 9 ст. 306 НК).

ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ (ЗАКОН № 129-ФЗ)

ЗАКОН О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ (Закон № 129-ФЗ) - Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. № 129 ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 г. № 123 ФЗ). Закон определяет следующие понятия: а ) бухгалтерский учет;

б) синтетический учет;

в) аналитический учет;

г) план счетов бухгалтерского учета. Закон устанавливает:

а) правила и основные требования ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

б) обязанности руководителя организации и главного бухгалтера;

в) ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учете. Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ (ст. 4 Закона).

ЗАКОН О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РФ (ЗАКОН № 155-ФЗ)

ЗАКОН О ВНУТРЕННИХ МОРСКИХ ВОДАХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩЕЙ ЗОНЕ РФ (Закон № 155-ФЗ) - Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Закон устанавливает статус и правовой режим внутренних морских вод РФ, территориального моря РФ и прилежащей зоны РФ, включая права РФ в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и федеральными законами.

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО (ЗАКОН № 122-ФЗ)

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО (Закон № 122-ФЗ) - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Законом установлены:

а) основные понятия в сфере государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом;

б) функции, права и обязанности органов в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом;

в) ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

г) правила государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ (ЗАКОН № 28-ФЗ)

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ (Закон № 28-ФЗ) - Федеральный закон РФ о государственном земельном кадастре от 2 января 2000 г. № 28 ФЗ, регулирующий отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений (ст. 2 Закона). Закон определяет:

а) правила ведения государственного земельного кадастра;

б) состав сведений и документов государственного земельного кадастра;

в) полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра.

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАКОН № 157-ФЗ)

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Закон № 157-ФЗ) - Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (с изм. от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.); определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими лицами и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности (Преамбула Закона № 157 ФЗ). Целями Закона № 157 ФЗ являются:

а) защита экономического суверенитета;

б) обеспечение экономической безопасности РФ;

в) стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

г) обеспечение условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику (ст. 1 Закона № 157 ФЗ).

ЗАКОН О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ (ЗАКОН № 78-ФЗ)

ЗАКОН О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ (Закон № 78-ФЗ) - Федеральный закон о землеустройстве от 18 июня 2001 г. № 78 ФЗ, устанавливающий правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов (Преамбула Закона).

ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РФ (ЗАКОН № 187-ФЗ)

ЗАКОН О КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ РФ (Закон № 187-ФЗ) - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187 ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (с изм. от 10 февраля 1999 г.). Закон определяет статус континентального шельфа РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Вопросы, относящиеся к континентальному шельфу РФ и деятельности на нем, не предусмотренные законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу РФ. Законом установлена система платежей за пользование континентальным шельфом.

ЗАКОН О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (ЗАКОН № 63-ФЗ)

ЗАКОН О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ (Закон № 63-ФЗ) - Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63 ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», устанавливающий меры по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, порядок введения и применения таких мер. Основными целями Закона № 63 ФЗ являются:

- защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику;

- поддержание равновесия платежного баланса РФ посредством регулирования импорта товаров;

- обеспечение потребностей внутреннего рынка РФ в случае критического недостатка сельскохозяйственных или иных товаров на нем посредством регулирования экспорта таких товаров;

- продвижение товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок. Закон № 63 ФЗ не регулирует отношения, связанные с применением мер по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности, а также при осуществлении инвестиций и валютного контроля (ст. 1 Закона № 63 ФЗ). Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, и устанавливает порядок проведения расследований, предшествующих введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер. Указанный федеральный орган по результатам расследований представляет в Правительство РФ предложения о применении специальных защитных мер, антидемпинговых мер, компенсационных мер (ст. 3 Закона № 63 ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 274 утверждено Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, и определен орган, ответственный за проведение расследования, - Министерство торговли РФ.

ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ (ЗАКОН № 115-ФЗ)

ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ (Закон № 115-ФЗ) - Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, от 7 августа 2001 г.№115 ФЗ. Закон вступил в силу с 1 февраля 2002 г. (ст. 16 Закона). Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (ст. 1 Закона). Закон регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с международными договорами РФ действие Закона распространяется на физических лиц и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов РФ (ст. 3 Закона). В Законе определены следующие понятия:

а) доходы, полученные преступным путем;

б) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;

в) операции с денежными средствами или иным имуществом;

г) обязательный контроль;

д) внутренний контроль. В Законе установлены:

- меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем;

- операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю;

- виды организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

- обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

- порядок организации деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- порядок осуществления международного сотрудничества в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

- полномочия федерального органа исполнительной власти, принимающего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов;

- ответственность за нарушение Закона о противодействии легализации доходов.

ЗАКОН О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ (ЗАКОН № 39-ФЗ)

ЗАКОН О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ (Закон № 39-ФЗ) - Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.), регулирующий отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 1 Закона № 39 ФЗ).

ЗАКОН О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАКОН № 119-ФЗ)

ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Закон № 119-ФЗ) - Федеральный закон об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г.№119 ФЗ, определяющий правовые основы регулирования аудиторской деятельности в РФ (ст. 1 Закона). Основной акт законодательства об аудиторской деятельности. Действует в редакции Федеральных законов от 14 декабря 2001 г. № 164 ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196 ФЗ. Закон устанавливает:

- правила применения норм актов законодательства об аудиторской деятельности;

- права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;

- правила и стандарты аудиторской деятельности;

- правила проведения аудита;

- процедуры контроля качества работы аудиторов;

- правила проведения аттестации на право осуществления аудита;

- основания и порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата аудитора;

- права и функции уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности;

- правила создания и функционирования профессиональных участников рынка аудиторской деятельности;

- правила создания и функционирования профессиональных аудиторских объединений;

- ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите. Закон определяет понятия:

- аудита (аудиторской деятельности);

- аудиторской организации;

- аудитора;

- обязательного аудита;

- аудиторской тайны;

- аудиторского заключения.

ЗАКОН ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ (ЗАКОН № 160-ФЗ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОН ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ (ЗАКОН № 191-ФЗ)

ЗАКОН ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ (Закон № 191-ФЗ) - Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191 ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ», определяющий статус исключительной экономической зоны РФ, суверенные права и юрисдикцию РФ в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней, не предусмотренные указанным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне РФ и деятельности в ней (преамбула закона).

ЗАКОН ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ (ЗАКОН № 183-ФЗ)

ЗАКОН ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ (Закон № 183-ФЗ) - Федеральный закон от 18 июля 1999 г.№183 ФЗ «Об экспортном контроле»; составная часть законодательства РФ в области экспортного контроля. Закон регулирует отношения органов государственной власти РФ и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля. Действие Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля (ст. 2 Закона об экспортном контроле).

ЗАКОН РФ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ (ЗАКОН РФ № 3615-1)

ЗАКОН РФ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ (Закон РФ № 3615-1) - Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615 1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г.). Определяет:

а) принципы осуществления валютных операций в РФ;

б) полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля;

в) права и обязанности юридических лиц и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

г) ответственность за нарушение валютного законодательства.

ЗАКОН РФ О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ЗАКОН РФ № 4804-1)

ЗАКОН РФ О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (Закон РФ № 4804-1) - Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804 1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», составная часть законодательства РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей. Закон имеет целью сохранение культурного наследия народов РФ. Наряду с законодательством РФ о Государственной границе и таможенным законодательством РФ Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них. Закон призван также способствовать развитию международного культурного сотрудничества, взаимному ознакомлению народов РФ и других государств с культурными ценностями друг друга (преамбула Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). Закон основывается на принципе единого таможенного пространства и устанавливает единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на всей территории РФ (ст. 2 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). Установленный Законом порядок вывоза культурных ценностей и ввоза культурных ценностей применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности (ст. 3 Закона). Положения Закона обязательны для всех физических лиц и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории РФ, а также для всех органов власти и управления, должностных лиц РФ (ст. 4 Закона). В Законе установлены:

а) органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (ст. 12-16);

б) порядок регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей (ст. 17-26);

в) порядок регулирования временного вывоза культурных ценностей и временного ввоза культурных ценностей (ст. 27-35);

г) нормы по предотвращению незаконной передачи права собственности на культурные ценности (ст. 36-46);

д) сборы и платежи при ввозе и вывозе культурных ценностей (ст. 47-54);

е) ответственность за нарушение законодательства о ввозе и вывозе культурных ценностей (ст. 55-58).

ЗАКОН РФ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РФ (ЗАКОН РФ №4730-1)

ЗАКОН РФ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РФ (Закон РФ №4730-1) - Закон РФ от 1 апреля 1993 г.№4730 1 «О Государственной границе РФ» (с изм. от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г.). Закон содержит определение Государственной границы РФ, правила установления и обозначения Государственной границы, а также устанавливает:

1) режим Государственной границы;

2) пограничный режим;

3) режим в пунктах пропуска через Государственную границу;

4) полномочия органов государственной власти в сфере защиты Государственной границы;

5) ответственность за правонарушения на Государственной границе;

6) ресурсное обеспечение защиты Государственной границы;

7) правила взимания сбора за пограничное оформление.

ЗАКОН РФ О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ (ЗАКОН № 5003-1)

ЗАКОН РФ О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ (Закон № 5003-1) - Закон РФ (от 21 мая 1993 г. № 5003 1 с изм. от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа 2001 г.), устанавливающий порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ. Сферой действия Закона является единая таможенная территория РФ (ст. 1 Закона РФ о таможенном тарифе).

ЗАКОН РФ ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ (ЗАКОН РФ № 2118-1)

ЗАКОН РФ ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ (Закон РФ № 2118-1) - Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118 1 «Об основах налоговой системы в РФ», определявший до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» с 1 января 1999 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» признан утратившим силу за исключением п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20 и 21, в результате в настоящее время сохранились лишь отдельные нормы, в частности, определяющие виды налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ - совокупность актов законодательства, регулирующих таможенное дело. В РФ законодательство о таможенном деле состоит из ТК, Закона о таможенном тарифе, иных актов законодательства РФ, принятых в соответствии с ТК. В таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК и иными актами законодательства РФ. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность актов законодательства, регламентирующего порядок и правила осуществления аудиторской деятельности в РФ. Состоит из Закона об аудиторской деятельности и других актов законодательства. Нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Закону об аудиторской деятельности. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Закону об аудиторской деятельности и иным федеральным законам. На основании и во исполнение Закона об аудиторской деятельности и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Закону об аудиторской деятельности или иному федеральному закону применяется Закон об аудиторской деятельности или соответствующий федеральный закон (ст. 2 Закона). Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско- правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и Законом об аудиторской деятельности.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ - основанное на Конституции РФ законодательство РФ в области экспортного контроля, состоящее из Закона об экспортном контроле, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ. Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении РФ (ст. 3 Закона об экспортном контроле).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ - состоит из Закона о бухгалтерском учете, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона о бухгалтерском учете). Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 18 Закона о бухгалтерском учете).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система актов законодательства, включающая Конституцию РФ, Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, другие федеральные законы и иные правовые акты РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров РФ (ст. 3 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - в соответствии с Основами законодательства РФ о культуре состоит из Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов (ст. 1 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). В целях предотвращения незаконного вывоза и незаконного ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них, а также для возвращения законным собственникам незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей осуществляют сотрудничество с аналогичными компетентными органами, службами, а также с соответствующими правительственными и неправительственными организациями других государств (ст. 59 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). РФ участвует в международных договорах о возвращении незаконно вывезенных и ввезенных культурных ценностей. Положения по этим вопросам могут включаться в международные договоры РФ о культурном сотрудничестве (ст. 60 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). Наряду с Законом РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей вопросы вывоза и ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на них регулируются международными договорами РФ (ст. 61 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей). Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые устанавливает Закон РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей, то применяются правила международного договора (ст. 62 Закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей).

ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА

ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА - способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого возможно установление залога по гражданско-му законодательству РФ, если законодательными актами РФ не установлено иное. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем. К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданско-го законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И/ИЛИ ИМПОРТА ИСХОДЯ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА И/ИЛИ ИМПОРТА ИСХОДЯ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ - методы нетарифного регулирования, применяемые в РФ в соответствии со ст. 19 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и/или импорта товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, исходя из национальных интересов, включающих:

1) соблюдение общественной морали и правопорядка;

2) охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

3) сохранение культурного наследия народов РФ;

4) защиту культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;

5) необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;

6) обеспечение национальной безопасности РФ;

7) защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;

8) выполнение международных обязательств РФ. Федеральные законы о запретах и ограничениях экспорта и/или импорта товаров, принимаемые исходя из национальных интересов, вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования. Постановлениями Правительства РФ утверждены:

1) Положение о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, устанавливающее лицензирование и квотирование экспорта и импорта указанных товаров (от 16 марта 1996 г. № 278);

2) Перечень товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами РФ (от 1 июля 1994 г. № 758);

3) Перечень озоноразрушающих веществ (от 8 мая 1996 г. № 563);

4) Перечень продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, вывоз которых из РФ осуществляется на основании лицензии в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (от 8 мая 1996 г. № 563).

ЗАПРЕЩЕНИЕ ВВОЗА В РФ И ВЫВОЗА ИЗ РФ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ЗАПРЕЩЕНИЕ ВВОЗА В РФ И ВЫВОЗА ИЗ РФ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ - установлено в отношении перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств; регламентировано в ст. 20 ТК. Ввоз в РФ и вывоз из РФ отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ на основании актов законодательства РФ и международных договоров РФ. Указанные товары и транспортные средства подлежат соответственно немедленному вывозу за пределы территории РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств. Вывоз или возврат товаров и транспортных средств производится лицом, перемещающим товары, либо перевозчиком за собственный счет. При невозможности или в случае неосуществления немедленного вывоза или возврата товары и транспортные средства передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ. Предельный срок хранения таких товаров и транспортных средств на указанных складах составляет трое суток.

ЗАПРОС О СОДЕЙСТВИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД

ЗАТРАТНЫЙ МЕТОД - метод определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения, установленный в ст. 40 НК (другое название - «четвертый метод»). Рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты. Применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем).

ЗАЧЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ В ОТНОШЕНИИ ИМПОРТА ТОВАРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - состоит из Земельного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2 Земельного кодекса). Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 Земельного кодекса). Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Земельным кодексом, применяются правила международного договора (ст. 4 Земельного кодекса).

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 28 ФЗ «О государственном земельном кадастре»).

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС - Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136 ФЗ, основной акт земельного законодательства. Земельный кодекс устанавливает:

а) участников земельных отношений;

б) объекты земельных отношений;

в) состав земель в РФ (категории земель);

в) основные принципы земельного законодательства;

г) полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений;

д) права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков;

е) ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель. Земельный кодекс устанавливает порядок и правила:

1) отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую;

2) охраны земель;

3) землепользования; возникновения и прекращения прав на землю;

4) возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

5) защиты прав на землю и рассмотрения земельных споров;

6) платы за землю и оценки земли;

7) проведения мониторинга земель;

8) осуществления землеустройства;

9) ведения государственного земельного кадастра;

10) осуществления земельного контроля.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами, осуществляемый в соответствии с главой XII Земельного кодекса. Подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 73 Земельного кодекса).

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - документы, полученные в результате проведения землеустройства (ст. 1 Закона о землеустройстве). К видам землеустроительной документации относятся:

- генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других административно территориальных образований, схемы использования и охраны земель;

- проекты территориального землеустройства;

- материалы межевания объектов землеустройства;

- карты (планы) объектов землеустройства;

- проекты внутрихозяйственного землеустройства;

- проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;

- материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель и инвентаризации земель;

- тематические карты и атласы состояния и использования земель. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства (ст. 19 Закона о землеустройстве).

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО - дело, включающее землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ (ст. 22 Закона о землеустройстве).

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗОЛОТЫЕ ПОШЛИНЫ

ЗОЛОТЫЕ ПОШЛИНЫ - таможенные пошлины, применявшиеся отдельными странами с бумажно-денежным обращением для сохранения фискального и протекционистского значения таможенного тарифа; взимались в золотой валюте или по ее курсу в 30-х гг. В гоминдановском Китае пошлины исчислялись на базе «золотой таможенной единицы», приравненной к фиксированному количеству золота.

ЗОНА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ

ЗОНА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ - термин, применяемый в ряде международных договоров и национальном налоговом законодательстве отдельных стран. Может означать:

1) таможенный режим зоны свободной торговли;

2) таможенный союз;

3) территории, отведенные для открытия магазинов беспошлинной торговли.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ - таможенный режим зоны свободной торговли, установленный Соглашением о создании зоны свободной торговли. Режим зоны свободной торговли распространяется на товары, происходящие с таможенной территории Договаривающихся Сторон и предназначенные для таможенной территории Договаривающихся Сторон (ст. 16 Соглашения).

ЗОНА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

ЗОНА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ - зона, создаваемая для целей осуществления таможенного контроля вдоль таможенной границы РФ, в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов РФ и в иных местах, определяемых ГТК. Осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы таких зон и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов РФ и под их контролем, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов РФ (ст. 181 ТК). Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля определяется ГТК (Положение, утвержденное приказом ГТК от 13 июля 2000 г. № 594). Приказом ГТК от 16 апреля 1998 г. № 223 создана зона таможенного контроля вдоль российско-украинской государственной границы.

Предыдущая страница Следующая страница