Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ц"
Цели государственной инновационной политики РФ - в рамках разработки комплексной концепции научно-технического развития РФ выдвигаются следующие основные цели государственной инновационной политики: - создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности; - повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций; содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; - расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; - содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности; - осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию экспортного потенциала Российской Федерации. |
Цели инновационные - цели, устанавливаемые инициаторами инновационной деятельности. Различия в их устремлениях и мотивациях определяет множество возможных целей осуществления инноваций. Если инициатором выступает инноватор, то такими целями могут быть реализация его творческого потенциала и получение дополнительных доходов от инноваций (при реализации их собственными силами или другими хозяйствующими субъектами). Инновационные цели предприятий - интенсивное развитие производства, повышение эффективности использования ресурсов, а также обеспечение конкурентоспособности бизнеса. Инновационные цели субъектов, осуществляющих инновационные проекты - достижение заданных проектом объемов производства новых продуктов/услуг или желаемых состояний технологических систем и систем управления. Эти цели характерны также для инновационных программ. Для всех рассмотренных организационных структур цели, в том числе и инновационные, формулируются внешними по отношению к ним субъектами - собственниками (акционерами) предприятия, организациями, осуществляющими разработку и финансирование инновационных проектов и программ. Детализация инновационных целей предприятий и иных организационных структур (формулирование целей второго уровня) осуществляется их высшими менеджерами, то есть в рамках организационно-управленческой подсистемы организации. |
Цели использования Интернет (глобальной информационной сети) - условно подразделяются на общие, коммерческие и ориентированные на взаимодействие с органами управления. |
Цели корпорации (фирмы) - классифицируются на цели - устремления и цели - ограничения. К первому классу целей относятся экономические цели: а) долговременная максимизация добавленной стоимости; б) максимизация капитализации корпорации (или максимизация ее рыночной стоимости). Ко второму классу относятся неэкономические цели: а) социальные цели - обеспечение определенной численности рабочих мест, определенного уровня заработной платы и социальных выплат персоналу, соблюдение общественно принятых социальных отношений в цепочках: акционеры - менеджеры - персонал; б) экологические цели - предотвращение недопустимых техногенных воздействий на природную среду, обеспечение надлежащей безопасности транспорта по отношению к работникам, населению, имуществу, обеспечение экологического баланса на территории влияния производственной (транспортной) деятельности корпорации; в) институциональные цели - надлежащее выполнение нормативно-законодательных требований, выполнение сложившихся правил политической лояльности, обеспечение системы эффективного участия акционеров в управлении и формировании стратегии развития корпорации, обеспечение системы защиты интересов и прав корпорации и ее стратегических партнеров. Цели организаций, являющихся формально независимыми, устанавливаются учредителями. Цели организации, являющиеся частью линейно-иерархической надсистемы, устанавливаются этой надсистемой (вышестоящей организацией). |
Цели проекта (как совокупности мероприятий) - конкретные желаемые состояния - свойства и функции - системы (организации), которыми она должна обладать после внедрения результатов работ. |
Цель - в общефилософском и бытовом смысле то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий. В экономической кибернетике и системном анализе цель рассматривается как желаемое состояние выходов системы (конечное состояние) в результате управляемого процесса ее развития. Состояния системы (организации) и траектории ее развития оцениваются с точки зрения их соответствия или несоответствия цели. Математическим выражением такой оценки является целевая функция или критерий качества системы (в случае оптимизации системы - критерий оптимальности). Конкретная цель управления, плана развития экономической системы становится объектом рассмотрения тогда, когда есть проблема, то еесть расхождение желаемого и действительного. При этом цель зависит не только от желания решить проблему (субъективная сторона), но и от реальных возможностей сделать это. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества. При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей, причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих целей. |
Цель нововведений в производстве - интенсивное развитие производства, повышение эффективности использования ресурсов, а также обеспечение конкурентоспособности бизнеса. |
Цель системы - желаемое состояние системы или желаемый результат ее поведения. Для не целеустремленных систем цель может быть сформулирована только надсистемой, т. е. системой высшего ранга, а для целеустремленных систем (организации) в формулировании и установке целей могут принимать участие управляющие подсистемы. Например, стратегические цели корпорации формулируют и устанавливают собственники - акционеры, которые выступают по отношению к организации как надсистема, а вербализация целей и формулирование целей второго уровня осуществляется высшими менеджерами корпорации то есть элементом организационно-управленческой подсистемы организации. |
Цена новшества (цена продуцента) - выраженная в деньгах стоимость эффекта, созданного с использованием новшества. |
Цена покупателя новшества - цена сделки по приобретению новшества, которая будет рассматриваться покупателем в прямой зависимости от полезности (прибыльности) новшества. Вместе с тем в условиях интенсивного развития реального сектора не всякое новшество полезно (имеет цену). Поэтому покупатель исходит из того, что величина создаваемого прибавочного продукта с использованием новшества позволяет как минимум в определенный срок окупить инвестиции. |
Цена премиальная (премия) - цена, превышающая нормальную рыночную цену и отражающая преимущества товара или поставщика. |
Ценность инновации экономическая - определяется получением в определенный период времени избыточной прибыли за счет использования нововведений, расширением контролируемого сектора рынка и масштабов бизнеса. |
Центр инновационно-технологический (ИТЦ) - структурное подразделение вуза или научной организации (научного центра), предназначенное для оказания консалтинговых, образовательных услуг, а также услуг общего характера. Цель ИТЦ - создание долгосрочных конкурентных преимуществ своим резидентам и партнерам посредством интеграции образования, науки и бизнеса. ИТЦ предоставляет консультационные услуги по юридическим вопросам, экспертизе предлагаемых проектов, оптимизации процессов разработки и организации производства новой продукции, сертификации и патентованию, взаимодействию с инвесторами и другим вопросам инновационной деятельности отдельным разработчикам, исследовательским группам, малым инновационным предприятиям и инвесторам. ИТЦ предлагает целый комплекс программ дополнительного образования по профилю исследований базовой организации, а также в области инновационного менеджмента, конструкторско-технологической подготовки персонала и др. Некоторые ИТЦ предоставляют также ряд услуг, характерных для технопарков и бизнес-инкубаторов: аренда помещений, телефон, факс, Интернет и др. |
Центр коллективного пользования - самостоятельная организация (или специальное подразделение), оснащенная высокопроизводительными техническими средствами (ЭВМ, технологическим оборудованием, уникальными приборами) или обладающая определенным набором приборов и оборудования, обеспечивающая оперативный доступ к ее вычислительным, информационным, приборным и технологическим ресурсам одновременно многих клиентов (абонентов). В зависимости от имеющегося у них имущественного комплекса могут создаваться центры коллективного пользования, предоставляющие своим пользователям различные услуги: прокат приборов и иных технических средств (центры проката), доступ к уникальному высокопроизводительному оборудованию и приборам (центр коллективного обслуживания), доступ к базам данных - большим массивам специализированной информации (информационно-коммуникационный центр), выполнение заказов на изготовление сложных деталей, узлов и изделий (опытно-экспериментальный центр). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Центры развития - новая форма организации инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основными видами деятельности коммерческой организации. Для центров устанавливаются показатели хозяйственной деятельности, которые на стадии внедрения инновации сокращают издержки производства, повышают качество продукции, обеспечивают производство новой продукции, мотивируют расширение объема продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. |
Центры совершенства - сложившиеся во многих странах структуры (университеты, профессиональные и научные центры), достигшие наиболее высоких результатов в одном из конкретных направлений своей области деятельности, например, в образовании, науке, технологии. Известные научные школы также рассматриваются как центры совершенства. |
Цикл (греч. kyklos - колесо, круг, кругооборот) - совокупность явлений, работ, процессов, совершающих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени. Например, производственный цикл представляет собой полный круг работ, выполнение которых дает завершенную, готовую продукцию или полуфабрикат. С цикличностью движения капитала связан процесс формирования всей системы экономического управления деятельностью фирмы. |
Цикл жизненный инновации - период времени от зарождения идеи нововведения у новатора через процесс его внедрения и коммерциализации, увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих ее вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли до прекращения процесса распространения (диффузии) инновации в народном хозяйстве. Жизненный цикл инновации, определяемый периодом от зарождения идеи инновации до ее замены более совершенным и эффективным продуктом или процессом, в значительной степени зависит от скорости диффузии инновации. |
Цикл жизненный нововведения - период времени от появления полезной идеи, на основе которой создается новшество до завершения коммерческого его использования не только в организации новатора, но и народном хозяйстве в целом. Жизненный цикл нововведений состоит из шести стадий: - появление идеи новшества, - зарождение бизнес-идеи коммерческого использования нововведения, - научные исследования и экспериментальная проверка возможности реализации новшества, - коммерческая апробация нововведения, - массовое использование нововведения в коммерческих организациях, диффузия и трансфер, - прекращение коммерческого использования нововведения. |
Цикл жизненный продукта («Life cycle» of a product) - совокупная длительность процессов создания и использования продукта определенного вида от исследования возможности его производства до прекращения использования. Он состоит из двух частей (частных циклов): - разработки и производства продукта, - продвижения и реализации на рынках. Цикл разработки нового продукта и превращение его в товар, в свою очередь, состоит из семи этапов: - генерация и отбор бизнес-идей, маркетинговые исследования; - НИОКР; - испытание в условиях рынка, аналитические, имитационные, пробные продажи; - конструкторская подготовка производства; - технологическая подготовка производства; - организационная подготовка производства; - освоение производства. Выделяют шесть этапов жизненного цикла продукта на рынке: - вывод товара на рынок и его пробные продажи; - рост спроса на товар и увеличение объема продаж; - относительное замедление роста спроса и замедление увеличения объема продаж; - стабилизация продаж, достижение максимального уровня продаж и максимальной прибыльности; - падение спроса, объема продаж и прибыли; - устойчивое падение спроса, существенное сокращение объемов реализации товара, прекращение его производства и продаж. |
Цикл жизненный технологии - период (промежуток времени), в течение которого осуществляется: - выполнение прикладных исследований по реализации полезной научно-технической идеи, эффекта и т.п.; - формирование замысла новой технологии, разработка ее регламента и конструкторско-технологической документации на оборудование; - производство оборудования для новой технологической системы) и его реализация на рынках; - применение (использование) технологии конечными потребителями. Жизненный цикл новой технологической системы заканчивается моментом, когда эта технология подлежит замене качественно новой, более эффективной. |
Цикл инновационный - период, охватывающий создание, распространение и использования нововведений. В течение этого цикла осуществляются: - поиск, разработка, отбор и оценка новшеств для внедрения в организации; - обеспечение организационных изменений, способствующих эффективной реализации нововведений; - распространение нововведений в организации (внутренний трансфер), стандартизация нововведений и связанных с ними изменений, включение новых стандартов в систему TQM; - распространение нововведений среди других организаций - диффузия и трансфер инноваций; - начало замещения нововведением следующего поколения. |
Цикл научно-технический - периодическое прохождение через подобные фазы в развитии науки и техники. Его основными фазами являются: - зарождение новой технической идеи, - ее оформление в изобретение и экспериментальная проверка, - освоение производства новых товаров (инновация), - распространение инновации (диффузия), - стабильное развитие (зрелость), - старение, вытеснение, - пребывание в реликтовом состоянии. По длительности выделяются циклы: - краткосрочные - смена моделей техники, модификации технологий; - среднесрочные - смена поколений техники и технологии, реализующих базисное изобретение; - долгосрочные - смена преобладающих технологических укладов, реализующих новые принципы; - сверхдолгосрочные - связанные с переходом к новому технологическому способу производства (раз в несколько столетий). Структура научно-технического цикла включает в себя несколько частных циклов: научные циклы - формирование и развитие новых научных идей, теорий, парадигм; изобретательские циклы - волнообразная динамика изобретательской активности; инновационные циклы - освоение на фазах депрессии и оживления экономического цикла кластера базисных инноваций, которые затем реализуются через улучшающие инновации; технические циклы - смена технических систем (поколений и направлений техники, технологических укладов и способов производства). Теория научно-технических циклов служит основой для прогнозирования развития науки и техники, выработки стратегии и программ технологического развития, оценки значимости изобретений и новизны техники. |
Цикл экономический - период движения рыночной экономики от одного кризиса до другого, характеризующийся колебаниями уровня деловой активности (объемов производства, уровня доходов и занятости, финансовой и торговой деятельности). Экономический цикл включает четыре последовательные фазы: - кризис (когда падение деловой активности достигает низшей точки); - депрессия (застойное состояние экономики, когда падение деловой активности миновало низшую точку); - оживление (деловая активность растет, достигая высшей точки предыдущего цикла); - подъем (превышение деловой активности над достигнутой в предыдущем цикле высшей точки). Цикличность является механизмом саморегулирования рыночной экономики. Она характеризуется периодическими ростом и спадом производства, периодическими изменениями рыночной конъюнктуры (цен, процентных ставок, курса ценных бумаг, заработной платы, дивидендов). Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным типом экономического роста, а периоды понижения экономической активности - началом преимущественно интенсивного экономического роста. Государство, проводя «антициклическую» политику, с помощью использования кредитно-денежных и бюджетно-налоговых рычагов стимулирует экономику в условиях кризиса и сдерживает ее развитие в фазе подъема. В условиях кризиса государственные меры направлены на снижение кредитных ставок, сокращение налогов, ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции. В фазе подъема государство способствует удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. Механизм самонастройки рыночной экономики переплетается с государственным воздействием на воспроизводственный процесс, изменяя течение цикла. Сокращается длительность фаз, возрастает неустойчивость отдельных, особенно фаз оживления и подъема. Механизм современных циклов сочетает в себе кризис и инфляцию. Различают малые (до 10 лет) и большие (50-60 лет) циклы экономического роста и развития рыночной экономики. В рамках малых циклов модернизируется оборудование, обновляется производственный аппарат, растут инвестиции в производство, увеличивается емкость рынка. Большие циклы связаны с неравномерностью научно-технического прогресса (НТП). В их рамках происходит внедрение базовых нововведений, существенно изменяющих как набор предлагаемых покупателю продуктов, так и технологию их изготовления. Большие циклы характеризуются структурной перестройкой всей экономики. Малые и большие циклы не противостоят друг другу, а взаимодействуют, дополняя друг друга, составляя единый процесс экономического развития. |
Циклы управленческие - периодическая смена систем управления экономикой, проходящих в своем развитии сходные фазы жизненного цикла. Переход от одного цикла к другому находит выражение в качественном преобразовании (реформе) системы управления. Различают среднесрочные, долгосрочные и сверхдолгосрочные управленческие циклы. В структуре управленческого цикла выделяют фазы: - подготовительную, когда ведется поиск и вырабатывается концепция нового этапа развития управления; - начала реформы, когда экспериментально отрабатываются и начинают вводиться элементы новой системы управления; - распространения новой системы управления с модификациями в различных сферах; - зрелости, наиболее полной отдачи преобладающей системы управления с совершенствованием отдельных ее элементов; - старения и кризиса, когда система управления в основном исчерпала свой потенциал, перестала отвечать изменившимся условиям развития управляемого объекта и готовится новая волна реформ в экономике. В настоящее время начался новый сверхдолгосрочный управленческий цикл, обусловленный становлением постиндустриального общества и характеризующийся следующими чертами: а) гуманизация процесса управления, большая его ориентация на активизацию человеческого фактора, расширение самостоятельности и инициативы управляемых коллективов и личностей, учет их интересов. Управление в рыночной экономике осуществляется как мягкий дирижизм, не подавляющий свободы действий и ограничивающий монополистические тенденции; этому способствуют деконцентрация производства, упор на малый и средний бизнес, расширение самоуправления; б) повышение гибкости управления, быстрая реакция на изменение условий управления, отказ от жестких, закостеневших бюрократических схем и методов управления; в) расширение горизонтов управления, возрастание роли стратегического управления в прогнозировании и выборе стратегии, умелой его реализации в меняющейся обстановке, учет цикличности в динамике, взаимодействие многообразных факторов в многомерной экономике; г) осуществление технологического переворота в управлении на основе современных информационных технологий, что позволяет принимать управленческие решения на базе более полной информации и своевременно их корректировать; д) повышение профессионализма управления как госслужащих, так и менеджеров, формирование системы непрерывного образования в этой сфере; е) усиление глобализации управленческой деятельности, согласование форм и методов в интегрирующихся странах при решении глобальных проблем в деятельности транснациональных корпораций. |
Циклы экологические - периодические колебания во взаимодействиях природы и общества, проходящие через схожие фазы. Они отражают воздействие, с одной стороны, природных циклов (космических, включая солнечные циклы; геологических; климатических; биологических), а с другой - циклов в развитии общества (научно-технических, экономических, социально-политических и т.д.) и характеризуют нарушение и восстановление равновесия между обществом и окружающей средой. Экологические циклы включают несколько фаз: - сравнительное равновесие между обществом и природой; - нарушение этого равновесия, экологического кризиса; - восстановление равновесия на базе новых технических и экономических систем. Экологические циклы, подобно экономическим и научно-техническим, подразделяются на среднесрочные (примерно десятилетние), долгосрочные (полувековые) и сверхдолгосрочные (вековые). Вместе с тем, природные циклы, воздействующие на общество, имеют и иную ритмику (суточные, годовые, тысячелетние циклы и т.п.). Промышленная революция и порожденная ею индустриальная цивилизация вовлекли в производство новые естественные производительные силы, значительно увеличили нагрузку на природную среду, что усилило угроза глобальной экологической катастрофы. Однако современный научно-технический прогресс позволяет существенно смягчить эти негативные последствия, поскольку он расширил возможности применения ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Кроме того, по линии ООН разработана стратегия перехода к устойчивому развитию, создающая предпосылки для становления постиндустриального сверхдолгосрочного экологического цикла. Концепция и стратегия перехода к устойчивому развитию разработаны и в России. |