Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я)
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

Обеспечение банковской гарантией обязательства принципала

Обеспечение банковской гарантией обязательства принципала - обеспечение банком надлежащего исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение (Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г.).

Обеспечение информационное системы управления

Обеспечение информационное системы управления - совокупность средств, обеспечивающих поиск, получение, хранение, накопление, передачу, обработку информации, необходимой для управления экономическими процессами, а также организацию банков данных.

Обеспечение качества

Обеспечение качества - комплекс планомерных и систематических мероприятий для поддержания выбранного уровня стандарта продукции фирмы. Требует от руководителей и работников всех функциональных подразделений (производства, маркетинга, отдела закупок и т.д.) совместной деятельности для производства более надежных товаров или услуг (создания групп обеспечения качества). Кроме того, возможно формирование небольших групп из бригадиров и руководителей внутри каждого функционального подразделения для выявления и решения проблем с качеством (кружки качества).

Обновление производства

Обновление производства - замена и/или пополнение физически или морально устаревших элементов производственных фондов новыми, более прогрессивными. Основные методы обновления производства - техническое перевооружение, модернизация и реконструкция производства, расширение действующих предприятий, новое строительство.

Обоснование технико-экономическое

Обоснование технико-экономическое - предплановая и предпроектная разработка, определяющая основные направления и задачи проектирования нового технического объекта, модернизации и реконструкции существующих объектов. Включает анализ, расчеты, оценки экономической целесообразности осуществления предлагаемого проекта, основанной на сопоставительной оценке затрат и результатов, установлении эффективности использования, срока окупаемости вложений.

Образец продукта для стимулирования сбыта

Образец продукта для стимулирования сбыта - бесплатный образец продукта, выдаваемый потенциальным покупателям для того, чтобы побудить их впоследствии приобретать данный продукт.

Образцы новых продуктов

Образцы новых продуктов - изделия, представляющие какую-либо определенную категорию товаров, намечаемых к производству.

Обучение менеджеров

Обучение менеджеров - подготовка руководителей разных уровней, включающая:

а) передачу особых навыков руководителям при помощи программ производственного и профессионального обучения;

б) развитие общих способностей, которые используются руководителями, таких как осознание, способность решить проблему и т.д.

Для успешной подготовки менеджеров важно предварительно определить, какими качествами должен обладать руководитель. Существует несколько разных форм обучения менеджеров.

В последние годы стало популярным наставничество - начинающий руководитель прикрепляется к опытному и добившемуся успеха руководителю-наставнику, который служит для ученика образцом. При этом облегчается и ускоряется развитие личных качеств и управленческих навыков, которым нельзя научиться на лекциях.

Другой подход, получивший распространение в настоящее время - ролевое обучение. В его рамках руководители анализируют реальные проблемы, которые возникли в какой-либо организации и предлагают способы их решения. Концентрируясь на решении этих проблем, они совершенствуют свои способности по решению управленческих задач.

Общество информационное

Общество информационное - современная стадия экономического и социального развития общества, ступень становления постиндустриального общества, главным свойством которой является превращение информационных продуктов и услуг в основной объект производства и потребления. Для него характерен постоянный рост удельного веса информационных технологий в валовом национальном продукте. Информационные ресурсы становятся наиболее значительным потенциальным источником национального богатства постиндустриального общества. Формирование информационного общества проходит под непосредственным воздействием новых информационных (в том числе телекоммуникационных) технологий, которые обеспечивают всем его членам и социальным группам, независимо от места пребывания и в любое время, всю необходимую информацию, делают ее общедоступной.

Главными чертами информационного общества являются:

- формирование и в дальнейшем преобладание в экономике стран таких технологических укладов, которые базируются на широком использовании сетевых информационных технологий, перспективных средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

- переход информационных ресурсов в разряд реальных ресурсов социального и экономического развития, а также создание информационного рынка как действенного фактора производства (наряду с рынками труда, капитала и природных ресурсов);

- увеличение значимости инфраструктуры в общественном производстве;

- создание эффективной системы обеспечения права граждан и общественных институтов на свободное получение, использование и распространение информации, а также полное удовлетворение потребностей общества и его членов в информационных продуктах и услугах;

- углубление информационной и экономической интеграции стран и регионов, формирование единого мирового информационного пространства.

Общество постиндустриальное

Общество постиндустриальное - тип цивилизации, идущей на смену индустриальному обществу.

Для постиндустриального общества характерны:

- определяющее влияние науки и техники на способ производства, базирование социального и технико-экономического развития на высоких технологиях, наукоемких производствах;

- информатизация (формирование информационного общества), с которой непосредственно связаны глубокие качественные изменения в характере, скорости, структуре всего воспроизводственного процесса. При этом информация становится важнейшим видом экономических ресурсов, а ее сбор и обработка превращаются в одну из основных сфер занятости;

- углубляющееся международное разделение труда в условиях глобализации социально-экономических проблем, формирование мирового хозяйства как единой системы;

- тесное переплетение экономики и социальной сферы, гуманизация общества не только в целях обеспечения эффективного экономического роста, но и как условие выживания человечества,

- широкий выбор людьми форм и направлений социально-экономической деятельности;

- господство принципов плюрализма, проявляющихся в смешанной экономике, в развитии демократии, в том числе и «демократии участия», в распространении процессов децентрализации;

- стремление решать конфликты не путем конфронтации, а поиском консенсуса, разработкой эффективных механизмов согласования индивидуальных и коллективных интересов;

- отход от прежней фетишизации экономического роста, не ограниченной экологическими и социальными параметрами. В качестве критерия общественного прогресса начинает выступать не увеличение валового национального продукта (ВНП), а повышение качества жизни человека;

- отказ от агрессивного отношения к природе и формирование новых, гармонизированных отношений в системе «человек - общество - природа».

Объекты инновационного рынка

Объекты инновационного рынка - результаты интеллектуальной деятельности, представленные в товарной форме - продукты и услуги:

-      товары продукты - машины, оборудование, агрегаты, инструмент, сырье и материалы, технологические линии и др.;

-      интеллектуальные, нематериальные товары - патенты, лицензии, авторские права, данные научно-исследовательских работ, проектно-конструкторская документация, IT - программные средства и технологии, ноу-хау и др.;

-      товары услуги - научные, инжиниринговые и консалтинговые услуги, связанные с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Объекты коммерческого трансфера новшеств

Объекты коммерческого трансфера новшеств - это:

- объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и полезные модели);

- ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, сертификации, технологической оснастки и инструмента, консультационных услуг, подготовки кадров;

- технические и технологические знания.

Объекты некоммерческого трансфера новшеств

Объекты некоммерческого трансфера новшеств - это:

- научно-техническая информация (научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, описания патентов, каталоги, проспекты и т.д.), к которой имеется свободный доступ;

- материалы международных конференций, симпозиумов, выставок и т.д.;

- знания, получаемые в процессах обучения и стажировки ученых и специалистов (на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов).

Объекты потенциальные инновационные

Объекты потенциальные инновационные - это «узкие» места в различных открытых системах (машинных, биологических, человеко-машинных, социально-технических и иных), функционирующих в рамках системы «общество - среда обитания - техника». Осуществление в потенциальных объектах специальных проектов (научно-промышленно-инновационных и др.) обеспечивает ликвидацию «узких» мест путем внедрения подходящих нововведений (модернизационных, новаторских, опережающих или пионерных).

Ключевыми предпосылками организации конкретного проекта, включая выбор схемы и объемов финансирования, являются предложение новаторами адресного научно-прикладного продукта и наличие у заинтересованного предпринимателя или менеджера экономико-управленческого решения по превращению такого продукта в реальное нововведение.

Объекты промышленной собственности

Объекты промышленной собственности - патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели, за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии.

Округ промышленный

Округ промышленный - часть территории региона, предназначенная для размещения и функционирования различных производств и сопутствующих им сервисов, обустроенная по единому проекту планировки с необходимой инфраструктурой. Промышленные округа на территории региона могут создаваться в любой из следующих форм: индустриальный парк, агропромышленный парк, технопарк, логистический парк, офисно-деловой парк, многофункциональный парк. Общее определение терминов «промышленный округ» и «виды промышленных округов» даны в проекте закона Московской области «О промышленных округах Московской области».

Онтология инновационных взаимодействий

Онтология инновационных взаимодействий - описательная модель иерархически упорядоченной инновационной деятельности, структура классов которой отражает различные аспекты деятельности и потребности потенциальных участников инновационных процессов: архивы, события, публикации, инновационные посредники, законодательство, сотрудничество, инструментарий. При этом структура классов построена таким образом, что каждый из участников получает возможности доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим его взаимодействие с потенциальными партнерами по решению наиболее важных для него проблем. Каждый из классов объектов общей онтологии детализируется до уровня соответствующих составляющих («сущностей»).

Оператор инновационного проекта

Оператор инновационного проекта - юридическое лицо, которому предстоит осуществлять проект. Например, оператором может быть специально созданная для реализации проекта компания.

Оптимизация бизнес-процесса

Оптимизация бизнес-процесса - изменение бизнес-процесса, обеспечивающее наибольший прирост эффективности организации в рамках ограничений, определяемых условиями деятельности организации и интересами ее владельца. Производимые изменения оцениваются по определенным критериям, прежде всего, по показателю рентабельности.

Оптимум технологический

Оптимум технологический (производственный)

- состояние предприятия, когда достигается минимально возможный объем издержек при данном выпуске продукции или максимально возможный объем выпуска при заданной величине издержек. Существуют два основных принципа оптимизации: принцип технологической (производственной) эффективности - комбинации ресурсов разных видов - и принцип распределения ресурса по подразделениям фирмы.

Критерием оптимальности в первом случае является одинаковая величина предельного продукта на 1 р. затрат используемых ресурсов, а во втором - одинаковый предельный продукт для всех подразделений предприятия (цехов).

Опытно-конструкторские работы, ОКР

Опытно-конструкторские работы, ОКР - работы по созданию конкретных образцов новой продукции (материалов, изделий), а также технических систем, реализующих новые технологии. Они позволяют осуществить переход от лабораторного (экспериментального) образца, демонстрирующего возможности реализации полезного эффекта в определенной технологии или в виде определенного продукта, к промышленным образцам.

Они включают в себя разработку определенной конструкции изделия или технической системы (конструкторские работы); разработку технологических процессов их промышленного производства, а также изготовление и испытание образцов новых изделий и технологических систем.

Результатами ОКР являются соответствующая техническая документация и промышленные образцы новых изделий и технологий.

Опытно-конструкторские работы могут выполняться:

- специализированными (самостоятельными) организациями - конструкторскими, опытно-конструкторскими и технологическими бюро, опытными предприятиями и др. специальными организациями;

- научно-исследовательскими организациями, выполняющими прикладные исследования;

- инновационными и иными предприятиями, заинтересованными в выпуске новой продукции и оборудования для новой технологии.

Орган по сертификации

Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции стандартам:

- сертифицирует продукцию, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

- осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- приостанавливает либо отменяет действия выданных им сертификатов;

- формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;

- представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации он именуется «Сертификационный центр» или «Центр по сертификации» (Постановление Госстандарта РФ от 16 февраля 1994 г. № 3 «Об утверждении "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации"», разд. 1).

Организация внедренческая

Организация внедренческая - инженерно-консультационная коммерческая организация, обеспечивающая самостоятельное или поддерживающее выполнение следующих основных работ: 1) стратегическое планирование инноваций; 2) маркетинговые исследования инноваций; 3) проектирование и финансово-экономическая оценка инновационных проектов; 4) управление адаптационными изменениями организации; 5) информационная поддержка инновационных процессов.

Организация матричная

Организация матричная (организация с матричной структурой управления) - является комбинацией двух организационных альтернатив - функциональной и проектной (продуктовой). Основная задача руководства такой организации заключается в обеспечении баланса между двумя управленческими структурами, соответствующими этим альтернативам. Особенностью матричной организации является подчиненность исполнителей руководству более чем одного отдела или участка. Простая цепочка команд, которая характерна для линейных или функциональных структур управления, заменена здесь (потенциально) множеством подотчетных отношений. В частности, в рамках матричной структуры управления руководитель проекта принимает на себя ответственность за группу, члены которой одновременно являются сотрудниками различных подразделений.

Матричная организация обладает большими, чем линейная или функциональная структуры, возможностями интеграции различных видов деятельности в организации, является эффективной в многопроектных инновационных организациях. Преимущество матричной организации в том, что она облегчает координацию различных отделов и подразделений во время введения новшеств и благодаря ослаблению связей внутри отделов способствует большей гибкости и творчеству персонала.

Однако многие организации, которые приняли эту форму управления, столкнулись с тем, что отсутствие четкости в степени ответственности может привести к инерции и конфликту. Кроме того, она характеризуется громоздкостью и сложностью общей схемы управления, имеет противоречия, порождающие негативные для организации явления: борьбу за власть, тенденции к анархии, высокие накладные расходы, трудности принятия общеорганизационных решений. Матричные организации чаще бывают эдхократическими.

Организация наукограда градообразующая

Организация наукограда градообразующая - научная (научно-производственная) организация, создание которой явилось отправным моментом создания (развития) соответствующего муниципального образования.

Организация научная

Организация научная - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную и/или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Организация партисипативная инновационная

Организация партисипативная инновационная - организационная форма, основанная на участии работников всех уровней в менеджменте организацией при установлении целей, решении проблем и принятии управленческих решений. Участие специалистов в менеджменте выражается в создании временных или постоянных комитетов и комиссий, а также специальных советов научно-технологического, экономического и управленческого характера.

Организация сетевая

Организация сетевая - форма организации труда, предполагающая рассредоточенное осуществление процессов производства (совместной деятельности) на основе установления и долговременного поддержания отношений между участниками. Существует несколько форм сетевых организаций:

1) формируемая за счет «присоединения» к деятельности уже существующей организации лиц, не состоящих в ее штате и выполняющих отдельные ее задания. Это лица, работающие на дому, но информационно связанные с организацией. Сетевая организация такого типа удобна и выгодна всем сторонам: работодатели получают преимущество, которое заключается в снижении издержек по найму, а персонал, работающий таким образом, получает больший контроль над собственным временем. Обычно в сетевой организации работают бывшие ее сотрудники, которые предпочли получить оплату в виде гонорара;

2) создаваемая менеджером (любым руководителем) организация путем заключения сети контрактов с людьми, чьи знания и опыт могут пригодиться ему в работе;

3) образование цепочки или сети из нескольких самостоятельных предприятий и организаций разработки, для производства и поставок одного продукта.

Сетевая организация может консолидировать наиболее эффективные ресурсы и структуры (организации), что является одним из решающих факторов ее успеха в конкуренции на рынках.

Организация труда научная, НОТ

Организация труда научная, НОТ - система мер, обеспечивающая повышение эффективности функционирования персонала и основанная на современных достижениях науки и передовой техники.

Организация эдхократическая

Организация эдхократическая - организационная форма, создаваемая для выполнения нестандартных и сложных творческих работ. Ключевыми характеристиками эдхократической организации являются:

- работа в областях высоких и сложных технологий;

- осуществление бизнес-процессов и работ, требующих творческого подхода, инноваций, эффективной работы групп и команд;

- персонал состоит преимущественно из квалифицированных профессионалов, экспертов;

- финансовый контроль строится сверху;

- гибкость организационной структуры с преобладанием неформальных, горизонтальных связей, вертикальные связи не формализованы.

Власть в эдхократической организации основана на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии управления. Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях специалистов, но главное - качественное выполнение работы и умение самостоятельно решать возникающие проблемы.

Ориентация на потребителя

Ориентация на потребителя - адаптация товара (продукта или услуги) к потребностям определенного клиента или группы клиентов. Особенно это важно при выводе на рынки новых товаров. Методы адаптации:

-      разработка и производство разной продукции для разных потребителей (требует больших затрат и сопряжен со значительными рисками);

-      выпуск ограниченного ассортимента стандартной продукции, для каждого из видов которой разрабатывается определенный набор модификаций, позволяющих удовлетворять запросы разных групп потребителей;

-      производство одного стандартного товара с возможностью большого количества модификаций (свободная «конфигурация» характеристик изделия или параметров предоставляемой услуги), позволяющих учесть индивидуальные потребности каждого потребителя.

Освоение промышленного производства новых изделий

Освоение промышленного производства новых изделий - комплекс мероприятий, обеспечивающий подготовку предприятия (объединения) к выпуску новых или ранее не производимых им изделий. Является завершающей стадией инновационного процесса в организации, которая включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

Освоение рынка

Освоение рынка - стратегия фирмы, нацеленная на увеличение сбыта новых продуктов, осуществляемая путем увеличения доли на существующих рынках, поиска новых рынков, в том числе связанных с новыми применениями для этих продуктов.

Основания приостановления выпуска товаров

Основания приостановления выпуска товаров - заявление обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара (далее - правообладатель) о нарушении его авторских прав.

На основании этого таможенные органы в порядке, предусмотренном законом, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска соответствующих товаров в стране, их перемещением через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Эти меры не препятствуют правообладателю прибегать к любым иным средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ).

Открытие

Открытие - наблюдение ранее неизвестного явления природы или получение ранее неизвестных данных о явлениях и процессах в природе и обществе.

Отрасли наукоемкие

Отрасли наукоемкие - наиболее современные отрасли промышленности, выпускающие продукцию на основе последних достижений науки и техники. В основе их функционирования лежит процесс реализации интеллектуального продукта в виде новых технологий, изобретений, ноу-хау и иной научно-технической продукции.

Такие отрасли отличаются крупными затратами на научные исследования, передовым в научно-техническом плане производственным аппаратом, значительным кадровым потенциалом исследователей и разработчиков. Причем увеличение расходов на научное обеспечение производства в данных отраслях связано не только со спецификой процесса исследований и разработок (их масштабностью, неопределенностью и непредсказуемостью результатов), но и с необходимостью перманентного обновления материально-технической базы организаций отраслевой науки. Кроме того, здесь предъявляются особые требования к кадровой составляющей производства - уровень профессиональной подготовленности и общей культуры работников этих отраслей должен быть достаточно высок, чтобы гарантировать восприимчивость трудовых коллективов предприятий к научно-техническим новшествам.

Доля наукоемких отраслей в общем объеме промышленного производства может быть незначительной (составлять несколько процентов), однако роль этих отраслей в воспроизводственном процессе определяется не стоимостью их продукции, а эффективностью ее использования в других отраслях промышленности.

Оценка инновационного потенциала комплексная

Оценка инновационного потенциала комплексная (научного центра и России в целом) - оценка на основе группы показателей, которая должна включать следующие составляющие.

1. Прирост ВВП в результате реализации проекта, учитывающий прямые и косвенные эффекты от внедрения в производство нового продукта или технологии.

2. Изменения показателей эффективности производства: материалоемкости, энергоемкости, фондоемкости, производительности труда. Такая оценка может быть сделана для отдельных проектов на основе данных бизнес-планов их реализации. В целом для страны последствия внедрения новой технологии могут быть оценены на основе результатов прогнозных расчетов с использованием динамических межотраслевых моделей, построенных на основе дезагрегированных таблиц межотраслевого баланса.

3. Прирост производства ВВП на душу населения в результате внедрения инноваций. Этот показатель позволит дать важную характеристику влияния инновационного процесса на уровень.

Оценка инновационных проектов рейтинговая

Оценка инновационных проектов рейтинговая - подход, позволяющий произвести упорядочение (сравнительную оценку) проектов по их потенциальной реализуемости на основе балльной оценки. Для этих целей производится расчет интегральной рейтинговой оценки инновационных проектов как произведения трех составляющих:

- экспертной оценки организации, реализующей проект;

- экспертной оценки технической и технологической зрелости проекта;

- экспертной оценки рынка инновационного продукта/технологии, созданной в результате реализации проекта.

В свою очередь каждая из этих составляющих определяется как средневзвешенное значение совокупности определенного набора факторов.

Для экспертной оценки организации, реализующей проект, в качестве таких факторов рассматриваются:

- коммерческая стратегия организации,

- коммерческое лидерство/ключевые фигуры,

- наличие персонала для коммерческой/инновационной деятельности,

- управление внешними факторами, влияющими на бизнес,

- система менеджмента.

Для экспертной оценки технической и технологической зрелости проекта это:

- оценка стадии, на которой находится проект,

- техническая и технологическая реализуемость,

- возможность развития (модернизации) продукта,

- новизна,

- внешние эффекты (вынужденные эффекты у других производителей).

Для экспертной оценки рынка инновационного продукта/технологии производится расчет средневзвешенного значения:

- оценки рыночного потенциала с учетом динамики рынка,

- сложности проникновения на рынок,

- знания конкурентов и понимание факторов успеха,

- обоснованности конкурентного преимущества,

- понимания системы сбыта продукта.

Получаемые в результате расчетов данные используются для оценки относительного рейтинга проекта и перспектив его коммерциализации. Если значения интегральной рейтинговой оценки находятся в диапазоне 100-125, то это означает, что они имеют высокий потенциал коммерциализации и следует дополнительно провести количественную оценку их потенциала. При значениях рейтинговой оценки в диапазоне 60-99 проект имеет потенциал коммерциализации, но требуется существенная работа по его продолжению и развитию. Значения рейтинговой оценки меньше 60 свидетельствуют о том, что проект находится на начальном этапе или не имеет перспектив коммерциализации.

Оценка предпринимательских рисков

Оценка предпринимательских рисков - определение величины (степени) рисков и масштабов рисковых потерь, связанных с предпринимательской деятельностью.

Оценка эффективности инновационных проектов количественная

Оценка эффективности инновационных проектов количественная - осуществляется путем расчета показателей коммерческой (финансовой) эффективности и общественной (социально-экономической) эффективности.

Предыдущая страница Следующая страница