Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Экономико-математический словарь (Лопатников)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АФФ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АФФ")

Анализ местоположения

Анализ местоположения (Location analysis) — анализ, предпринимаемый с целью определения района и конкретного участка, где будет расположено проектируемое предприятие или иной объект. При этом учитываются не только близость источников сырья и рынков сбыта, технические, коммерческие и финансовые аспекты, но и социальные, экологические последствия реализации проекта.

Анализ наименьших затрат

Анализ наименьших затрат  (Least-cost analysis) — анализ и сопоставление проектов, обеспечивающих получение одинаковых объемов производства (напр., электроэнергии) или выгод (напр., в здравоохранении, образовании и т.п.), по затратам на их осуществление. Целью является выбор наиболее экономичного проекта. См. Анализ «затраты — выгоды»

Анализ отклонений

Анализ отклонений (Variance analysis) — процесс определения величины отклонений фактических показателей от нормативных (бюджетных) и выявления причин  образования этих отклонений.

Анализ производственных отраслей

Анализ производственных отраслей [activity analysis], то же: анализ производственных способов, анализ деятельности, - в англоязычной литературе этот термин означает научное направление, связанное с использованием линейного программирования в анализе экономических процессов. В его основе лежит предпосылка о постоянстве соотношений затраты/выпуск, он включает в себя методы решения задач технологического выбора, распределения ограниченных ресурсов и проблемы совместного производства разных благ. Основоположник направления Т.Купманс, удостоенный (вместе с Л.В.Канторовичем) Нобелевской премии по экономике.

Анализ реальных опционов

Анализ реальных опционов (Real options analysis (ROA)) — метод оценки эффективности инвестиционных проектов, который (в отличие от метода анализа дисконтированных денежных потоков) учитывает не только конечные результаты, но и возможность при необходимости менять проект по ходу его осуществления, а также учитывать перспективы дальнейшего развития компании. Как основной инструмент в А.р.о. используется дерево решений, которое способно отразить самые разнообразные ситуации выбора: назначение срока начала осуществления проекта, приостановку производства, переключение с одной технологии на другую, оптимизацию структуры капитала и финансового рычага (левериджа) и т.д. Все эти ситуации рассматривается как пут- и колл-опционы. См. Опцион

Анализ рынка

Анализ рынка (Market analysis) — изучение текущей и прогнозирование будущей рыночной ситуации на покупаемую или продаваемую продукцию. А.р., как правило, включается в бизнес-план, как один из его стандартных разделов. Является отдельным элементом отчета об оценке.

Анализ спроса и потребления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анализ спроса и предложения

Анализ спроса и предложения [supply and demand analysis] - область исследований, основным объектом которых являются взаимоотношения предложения и спроса на рынке товаров и услуг. В частности, выводятся закономерности формирования цен и установления рыночного равновесия в экономической системе. С этой целью анализируются кривые спроса и кривые предложения, влияние сдвигов (изменений) в предложении и спросе на уровень цен, изучается механизм образования избытка и дефицита товаров и услуг. Последнее видно из рис. А.4 , на котором кривые d-d, s-s, соответственно, - кривые спроса и предложения, C - точка равновесия, p- цены производителей, q - спрос потребителей.

На схеме отображены взаимоотношения агрегатного (совокупного) спроса и агрегатного (совокупного) предложения товаров в экономике: чем выше цены, запрашиваемые производителями, тем меньше спрос на товары у потребителей, и наоборот, чем больше спрос, тем более высокую цену могут запрашивать производители за свои товары. Если при этом баланса не получается, то создается либо излишек, либо дефицит. На индивидуальные решения в области спроса и предложения влияет ситуация на рынках товаров, денег, капиталов и труда, действие таких рыночных механизмов как конкуренция между производителями и между потребителями, ситуации монополии и монопсонии, олигополии и олигопсонии и т.д. Аналогичные кривые можно построить и для отдельных товаров, форма их может быть различна. Перекрещивающиеся кривые рис. А.4 получили название Маршаллианский крест - по имени А.Маршалла.

См. также: Паутинообразная модель, Рынок, Функция спроса.

sprospredloj

Анализ трендовый

Анализ трендовый (Trend analysis) — аудиторский прием, основанный на расчете отклонений показателей анализируемого периода от базисного года, выраженных в процентах.

Анализ финансовой отчетности

Анализ финансовой отчетности (financial reporting analysis) - необходимый этап определения успешности  компании ( предприятия), качества работы  менеджмента, эффективности его экономической и  технической политики, аудита, оценки бизнеса и т.д. Производится для того, чтобы идентифицировать и оценить складывающиеся тенденции и соотношения в финансах анализируемой компании (предприятия). Обычно включает:

1. Сравнение суммарных показателей в финансовой отчетности (выявляются тренды, а также сильные и слабые стороны бизнеса). При этом  рассматриваются:

- оборотные средства

- недвижимость и оборудование

- текущие обязательства

- заемные средства

- собственный акционерный капитал

- забалансовое финансирование

- доходы

- побочные доходы и разовые расходы

-и другие.

Важно выявлять существенные расхождения в показателях и их причины (сезонные и циклические факторы, ошибки в учете и др.).

2. Анализ коэффициентов (то же: анализ финансовых соотношений, анализ относительных показателей). Коэффициенты могут использоваться для:

- идентификации возможных и необходимых (для оценки и извлечения других выводов) корректировок финансовой отчетности, документации (напр. , путем сравнения с отраслевыми данными);

- выявления основных факторов, которые могут повлиять на оценку компании (предприятия);

- оценки финансового риска.

3. Сравнение  с аналогами, то есть с  данными отрасли или сравнимых компаний. Перед тем, как проводить такие сравнения, необходимо убедиться:

- в том, что отрасль и компании действительно сопоставимы (тип бизнеса, размеры, обслуживаемые рынки и т.д.)

- в том, что показатели компании (предприятия) представлены в сопоставимом виде по отношению к данным аналогов (и коэффициенты оценки рассчитывались тем же методом).

  1. Изучение прогнозной информации.

Особенно важно здесь проверить, обоснованны ли предпосылки, на которых строятся прогнозные расчеты.

См. также: Концептуальные корректировки финансовой отчетности, Корректировки финансовой отчетности сравнимых компаний -аналогов, Корректировки  предыдущих периодов ,Финансовая (бухгалтерская) отчетность (по РСБУ и по МCФО)..

Анализ чувствительности

Анализ чувствительности  (sensitivity analysis) — один из приемов прогнозирования : анализ прогнозных оценок таким образом, чтобы было видно влияние каждой переменной на результат. В частности, исследуется чувствительность финансовых прогнозов к различным изменениям в исходных гипотезах, лежащих в их основе. А.ч. выражается в серии расчетов ( в финансовой оценке или прогнозе) с использованием одной или большего числа переменных, напр., будущих темпов инфляции или дефляции и смет затрат, которые поочередно изменяются, с тем чтобы продемонстрировать различия в результатах. Примеры: анализ чувствительности конъюнктуры, объема продаж или операций на рынке к уровню риска и прибыльности инвестиций, анализ чувствительности инвестиционных проектов и др.

Анализ чувствительности инвестиционных проектов

Анализ чувствительности инвестиционных проектов  (Pгоjесt sensitivity anаlуsis) — метод оценки влияния отдельных исходных параметров реального инвестиционного проекта на конечные показатели его эффективности.

Аналитическая модель

Аналитическая модель [analytical model] - формула, представляющая математические зависимости в экономике и показывающая, что результаты (выходы) находятся в функциональной зависимости от затрат (входов). В самом общем виде ее можно записать так: U = f(x). Здесь x - совокупность (вектор) выходов, f - функция, которая в случае, если она известна, может быть раскрыта в явной форме.

В моделях оптимизационных (а их большинство в экономико-математических исследованиях, в исследовании операций и т.д.) отыскивается такой вектор переменных xi (i - «номер» из числа рассматриваемых векторов), при котором критерий, характеризующий качество функционирования системы - обычно это скаляр, а не вектор - получает наибольшее или наименьшее значение (либо вообще достигает какого-то желательного уровня). Это записывается, например, для первого случая (максимизации) так:

 u = f (xi,yi) → max.

Здесь yi - переменные, не поддающиеся управлению, но влияющие на u; f - функция, задающая отношения между всеми указанными величинами. Если она известна, то может быть найдено аналитическое решение данного уравнения.

Аналитические методы решения моделей

Аналитические методы решения моделей [analytical methods of model solution] - в отличие от имитационных (численных) методов, состоят в  последовательном проведении математических преобразований исходной модели, приводящих к заданному результату, например, к формуле, выражающей зависимость экстремума функции от ее аргументов. Лишь на последнем этапе, когда такая формула имеется, подставляют числа и получают решение.

Аналитические модели спроса и потребления

Аналитические модели спроса и потребления [analytical models of demand and consumption] - экономико-математические модели, которые строятся в виде уравнений, характеризующих зависимость потребления благ (т.е. товаров и услуг) от тех или иных факторов: если от одного - имеем однофакторную модель, если от нескольких - многофакторную. Они используются в практике планирования и прогнозирования спроса и потребления наряду с конструктивными и структурными (балансовыми) моделями. Среди факторов, влияющих на спрос и потребление благ, выделяют: уровень доходов семей, структуру семей, уровень цен и их изменение и др. На основании бюджетной и торговой статистики устанавливаются закономерности, связывающие эти факторы с потреблением тех или иных товаров, и подбираются подходящие формулы. Например, в этой области распространены многофакторные линейные и нелинейные регрессионные модели (см. Регрессионный анализ

Аналитический учет

Аналитический учет (Analytical accounting) — система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движении хозяйственных средств; строится по каждому синтетическому счету в отдельности (См. Синтетический учет ).

Аналог

Аналог [analogue] - сходный предмет, система (см. Аналогия). Модель можно рассматривать как А. моделируемой системы.

Аналогия

Аналогия [analogy] - логический вывод, в результате которого знание о признаках одного предмета возникает на основании известного сходства его с другими предметами (см. ПодобиеПринцип А. лежит в основе экономико-математического моделирования и экспериментального подхода к изучению экономики (как, естественно, всякого моделирования и эксперимента).

Аналоговая модель

Аналоговая модель [analog model].- один из трех исходных типов моделей: модель, свойства которой определяются законами, аналогичными законам изучаемой системы. Ср.: Портретная модельМоделирование

Анатоцизм

Анатоцизм (Calculation of compound interest) — взимание процентов на проценты (сложные проценты), т.е. исчисление процентов не только с первоначальной суммы, но и с возросших за истекшее время процентов.

Ангел

«Ангел» ("Angel") — принятое в англо-саксонских странах прозвище инвестора-благотворителя, вкладывающего средства в венчурные компании.

Андеррайтер, инвестиционный дилер

Андеррайтер, инвестиционный дилер (Underwriter) — оператор первичного фондового рынка, организующий подписку (первичную реализацию) на эмитируемые предприятием ценные бумаги (акции, облигации).

Андеррайтинг

Андеррайтинг (Underwriting) — гарантированное размещение ценных бумаг на первичном фондовом рынке (см. Рынок ценных бумаг), представляет собой покупку андеррайтером (группой андеррайтеров) новых эмиссий ценных бумаг с целью последующей их продажи мелкими партиями.

Аннуитет

Аннуитет (Annuity) — ежегодная денежная сумма определенного размера (рента), выплачиваемая кредитору (обычно в течение продолжительного периода времени) в погашение полученного от него займа, включая проценты. Если срок действия ограничен, то аннуитет называется срочным; если поступления осуществляются неопределенно долго - бессрочным; в случае, когда поступления делаются в начале периода, то аннуитет называется пренумерандо, а когда в конце периода - постнумерандо. Будущая (наращенная) стоимость А. на момент последнего платежа показывает общую сумму платежей и процентов, начисленных за время их выплаты. Приведенная стоимость А. — стоимость на момент, предшествующий первому платежу.

Аннуитетом также называется контракт, в соответствии с которым клиент выплачивает  страховой компании премию, как правило, единовременно, после чего в течение оговоренного периода времени получает регулярно поступающие от компании денежные суммы.

Аннуитетный метод

Аннуитетный метод (  annuity  method) — метод капитализации будущих потоков доходов от инвестиций. Состоит в использовании формул сложного процента, в которых потоки доходов рассматриваются как аннуитеты, обеспечивающие и возврат инвестированного капитала, и доход на него.

Антагонистические игры

Антагонистические игры [antagonistic games] - игры с противоположными интересами сторон ( в отличие от игр с непротивоположными интересами). К ним относится, в частности, игра двух лиц с нулевой суммой - такая, при которой выигрыш одного игрока является проигрышем другого (пример см. в статье Игра

Антиградиент

Антиградиент [antigradient] - вектор, противоположный градиенту функции и, следовательно, направленный в сторону ее наискорейшего убывания. См. Градиентные методы.

Антидемпинговая пошлина

Антидемпинговая пошлина (Antidumping duty) — вид таможенных пошлин, обеспечивающих защиту внутреннего рынка страны от ввоза товара по демпинговым (заниженным) ценам.

Антиинфляционные мероприятия

Антиинфляционные мероприятия (Antiinflation measures) - специальные меры, предпринимаемые государственными институтами (прежде всего правительством страны и Центральным банком) для предотвращения инфляции или ее снижения, если она наступила. Включают: сокращение денежной эмиссии  и увеличение резервных  требований, повышение учетной ставки процента, стерилизацию  денежных резервов и др. для ограничения денежной массы, а с другой стороны - различные меры, направленные на рост  товарного предложения на рынке, более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения и бизнеса. См. Инфляция,  Стабилизационная программа,Стабилизация экономики, Экономическая политика.

Антимонопольное регулирование

Антимонопольное регулирование ( Antimonopoly (cartel) regulation) — совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью создания условий для добросовестной конкуренции, пресечения недобросовестной конкуренции, ограничения возможностей для производителей монополизировать рынки и тем самым осуществлять диктат над рынком и потребителем (в частности, злоупотребляя завышением цен и тарифов на свою продукцию). Для развития конкуренции применяются разнообразные меры налоговой политики , таможенно-тарифного регулирования, а также государственные закупки и  тарифное регулирование естественных монополий, другие антимонопольные инструменты… Их исполь- зованию способствуют также экономико-математические методы и приемы - см. например, Индекс концентрации производства,  Индекс ЛернераЗатратный принцип ценообразования.

Антитрестовское (антимонопольное) законодательство

Антитрестовское (антимонопольное) законодательство (Antimonopoly law, antithrust law) - распространенное во многих рыночных странах (по примеру США, где первые антитрестовские законы были введены еще в конце 19 столетия) законодательство, определяющее деятельность государства в области антимонопольного регулирования, или антимонопольной политики, развития добросовестной конкуренции в интересах потребителей.

Апостиль

Апостиль (apostil) - специальный штамп на финансовом документе, удостоверяющий подлинность подписи и печати лица, подписавшего этот документ.

Аппорты

Аппорты (Contribution of capital) — имущество, поступающее акционерному обществу в оплату за акции.

Аппроксимация

Аппроксимация [approximation] - «замена одних математических объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным»[1] ; в частности - приближенное выражение сложной функции с помощью более простых. Например, при кусочно-линейной А., непрерывная дифференцируемая функция может быть заменена на функцию, состоящую из нескольких линейных участков (см. Кусочно-линейная функция).

А. исходной функции более простой функцией часто значительно упрощает решение оптимизационной задачи. При А. уточняются структура и параметры рассматриваемой системы; в экономике ее целью часто является укрупнение характеристик моделируемых экономических объектов.


[1] БСЭ. Т. 2, стр. 134

Аппроксимация производственно-технологических возможностей

Аппроксимация производственно-технологических возможностей [approximation of  production possibilities] - математический прием сокращения размерности сложных задач оптимального планирования.

Потребность в сокращении размерности экономико-математических задач существует, например, в планировании развития крупных хозяйственных объединений - финансово-промышленных групп, концернов, отраслевых объединений. Сущность метода состоит в следующем.

Число теоретически возможных вариантов развития любого экономического объекта очень велико (проект нефтеперерабатывающего завода может быть рассчитан, допустим, на 1 млн. т, или 1,2 млн., или 1,3 млн т и т.д., проект плана развития отрасли может предусматривать рост производства на 3, 4, 5, 6% и т.д.). Поэтому по каждому проекту отбирается лишь несколько вариантов мощности (и связанных с ней показателей себестоимости, объемов капиталовложений и др.).

Соответственно может быть «сжата» и номенклатура продукции: она может быть представлена одним или несколькими видами тем или иным образом отобранных «представителей» (см. Агрегирование) и тогда описание производственных возможностей отрасли (группы фирм) приближенно аппроксимируется с помощью одного линейного ограничения.

Такое агрегирование информации позволяет формулировать плановую задачу приемлемой размерности и делает реальным расчет проекта плана, оптимального с точки зрения того или иного избранного критерия.

Априорная информация

Априорная информация [prior information] - предварительные данные, представления исследователя, используемые при формировании экономико-математической модели. Их источником могут быть, во-первых, теоретические соображения (например, представление об отрицательной зависимости спроса от цены продукта в функции спроса), во-вторых, предшествующие статистические исследования, в которых уже оценивались некоторые элементы, в том числе параметры будущей модели (например, в функции спроса может использоваться априорная для данной модели оценка эластичности спроса от дохода). В современных условиях, когда  накапливаются гигантские массивы информации, ее анализ, классификация и предварительная обработка становятся одним из решающих условий успешности построения и применения экономико-математических моделей.

Арбитраж капиталов

Арбитраж капиталов (Capital arbitrage) — прием, с помощью  которого инвесторы занимают нейтральные позиции по отношению к разным финансовым инструментам одной и той же компании. Наиболее чистые формы арбитража капиталов включают одновременные сделки с  базовыми активами и опционами на них, одновременные сделки с конвертируемыми облигациями (см. Конвертируемые ценные бумагиакции).

Арбитраж на фондовом рынке

Арбитраж на фондовом рынке (Arbitrage) — одновременная покупка и продажа однотипных ценных бумаг на различных видах фондового рынка при благоприятной для инвестора разнице цен. Арбитраж является одним из механизмов осуществления спекулятивных инвестиционных операций.

Арбитражная схема

Арбитражная схема [ arbitration scheme] — в теории кооперативных игр  — система разрешения спорных вопросов между участниками коалиции,  т.е.  обоснование выбора точки  решения внутри переговорного множества.

Арбитражная теория оценивания

Арбитражная теория оценивания  (Arbitrage pricing theory (APT)) -многофакторная модель (арбитражная теория) предполагающая оценивание некоторого числа различимых факторов риска (например, риски, связанные с нормой процента и темпами инфляции).

Арбитражный суд

Арбитражный суд (Arbitration courts) — система судебных органов, осуществляющих правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности посредством рассмотрения и разрешения конкретных дел, (напр. экономических споров), отнесенных законом к их подведомственности. Деятельность арбитражных судов в России регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом. В ряде зарубежных стран органами арбитража являются третейские суды, назначаемые самими сторонами для разрешения возникающих между ними споров.

Аргумент функции

Аргумент функции [function argument] - то же, что независимая переменная - переменная, от значений которой зависят значения функции. (См. также Экзогеннные величины).

Аренда

Аренда (Lease) - Договор (а также его исполнение), по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Существуют  две основные формы А., а именно финансовая А. и операционная А. (лизинг)

Виды аренды:

Аренда градуированная (Graduated lease) — договор аренды, предусматривающий периодическое увеличение арендных платежей

Аренда индексная (Index lease) — аренда, платежи по которой привязаны к какому либо взаимно согласованному ценовому индексу, например к индексу потребительских цен или к индексу оптовых цен

Аренда комбинированная (Sandwich lease) — аренда, при которой субарендатор сам сдает собственность в субаренду.

Аренда общая (Gross lease) — договор аренды, по которому собственник оплачивает ту или иную часть операционных расходов, включая налоги на собственность, расходы на ремонт и эксплуатацию

Аренда процентная (Percentage lease)_- аренда, при которой арендодатель получает процент от чистой прибыли в виде рентных платежей за сданную собственность

Аренда с переоценкой (Reappraisal lease, Revaluation lease) — аренда, предусматривающая периодическую переоценку собственности. Арендная плата устанавливается в проценте от оцененной стоимости.

Аренда  чистая (Net lease) — аренда, которая возлагает на арендатора обязанность оплачивать такие виды затрат, как налоги на собственность, проведение специальных оценок, страховые платежи и др.

См. Права аренды

Арендатор

Арендатор (Leaser; tenant) — лицо, которое заключает договор аренды и которому предоставляется имущество в аренду. Арендатор с рангом ААА - наиболее надежный, имеющий хорошую кредитную историю.

Арендная плата

Арендная плата (Rent; lease payment; rental charges) — плата, которую обязан своевременно вносить арендатор за пользование арендованным имуществом. Регулярные платежи арендодателю за сданное в аренду имущество, производимые в течение срока аренды, включают амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества, а также арендный процент, т.е. часть прибыли, недополученной собственником из-за невозможности использования арендованного имущества.

Арендодатель

Арендодатель (Lessor; renter) — собственник или иное управомоченное лицо, сдающее имущество в аренду.

Архангел

«Архангел» (Archangel) в  англоязычных странах - прозвище независимого эксперта, нанятого синдикатом «ангелов» для выполнения тщательной проверки инвестиционных возможностей и распределения обязанностей и размеров вкладов каждого члена синдиката.

Архив

Архив [archives] - в автоматизированных системах управления совокупность массивов или файлов, обеспечивающих хранение и постоянную доступность всей информации, необходимой для нормального функционирования системы.

Включает базы данных, организованные по задачам или другим потребностям пользователей, рабочие программы, а также каталоги и описания состава и организации информации, хранимой в А., средства защиты целостности и секретности информации и другие компоненты.

Асимметрия информации

Асимметрия информации (Information asymmetry) — общее свойство рыночной информации, связанное с тем, что продавец и покупатель всегда по-разному осведомлены о качестве и других характеристиках объекта обмена. Например, продавец товара лучше осведомлен о его истинных качествах, чем потенциальные покупатели. В последние годы исследование рынков с асимметричной информацией приобрело значительный размах, поскольку это позволяет лучше понимать действие разного рода рыночных механизмов (например, аукционов). За фундаментальный вклад в экономическую теорию  стимулирования в условиях асимметричной информации американские экономисты Дж.Мирлис и У.Виккри были в 1996 г. удостоены Нобелевской премии. А.и. является главным фактором, определяющим различие (спред) между курсами предложения и  спроса,  т.е. ценами, которые предлагаются при покупке и продаже акций.

Асимптота

Асимптота [asymptote] - прямая, к которой стремится  (никогда не достигая ее), имеющая бесконечную ветвь кривая некоторой функции, когда ее аргумент неограниченно возрастает или уменьшается. Например, в функции:   y = c + 1/x    значение y приближается с возрастанием x к величине c сколь угодно близко («асимптотически стремится к ней»).

Асимптотически устойчивая система

Асимптотически устойчивая система [asymptotic stable system] - см. Устойчивость системы

Ассигнования

Ассигнования (Allocations; appropriations) — денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды определенным организациям, лицам. См. также: Дотации, Субсидии, Инвестиции.

Ассортиментный набор

Ассортиментный набор [bill of goods, commodity bundle] - совокупность разнородных благ (в частном случае - товаров), рассматриваемых в экономико-математических моделях как единое целое (применяются также термины «набор«, «комплект«).

Понятие А. н. применяется в анализе производства, в анализе спроса и потребления.

Например, при определении оптимального плана предприятия важно, чтобы весь ассортимент его продукции, а не отдельные ее виды соответствовали потребностям (директивному заданию, рыночному спросу и т.п.). Существует класс задач линейного программирования, в которых критерием оптимальности является максимальное количество ассортиментных наборов, включающих разные виды продукции в пропорции, заданной планом («ассортиментные задачи«). На рис. к статье «Кривые безразличия» показываются соотношения между набором x1, y3, наборами x2, y2; а также x3, y1 и т.д.

Математически А.н. описывается вектором, компоненты которого - количество благ каждого вида («вектор благ«):

x = (x1, x2, …, xj, …, xn),

где n - число наличных видов товаров, xj - количество блага j-го вида (j=1, 2, …, n).

Если считать, что все товары обладают свойством произвольной делимости, то может быть приобретено любое неотрицательное количество каждого из них. Все возможные наборы товаров в совокупности образуют векторное пространство товаров (commodity space):

C = {x = (x1, x2, …, xn) ¦ xj ≥ 0,

j = 1, 2, …, n}.

Пространство C является неотрицательным ортантом евклидова  пространства,  замкнутым  и  выпуклым  множеством.

Ассортиментный план

Ассортиментный план [assortment plan] - допустимый план, для которого соблюдено требование комплектности, т.е. соотношения между видами продукции соответствуют заданным.

Ассоциация

Ассоциация (Association) -  объединение хозяйственных организаций или лиц для достижения общей хозяйственной или какой-либо другой цели

Ассоциированная компания

Ассоциированная компания (Associate company) — компания, в которой инвестор обладает значительным влиянием, но которая не является ни дочерней компанией, ни совместным предприятием  для инвестора.

Атомистическая экономика

Атомистическая экономика [atomistic economy] - экономика, в которой действует большое число независимых фирм, каждая небольших размеров, то есть ни одна из них не способна влиять на цены, складывающиеся в результате конкуренции на данном рынке. Такой рынок считается совершенным. Понятие А.э. используется в экономических исследованиях рыночной экономики лишь как некая теоретическая возможность, но отмечаются и исторические примеры, когда такая экономика (и соответственно, «чистая, атомистическая конкуренция») существовала в действительности. Например, США в начале XIX века, как считается, имели более или менее атомизированную экономику ( пока не началось крупномасштабное производство и не стали образовываться большие фирмы и концерны). И именно этим часто объясняют стремительный  экономический рост бывшей колонии, быстро догнавшей и обогнавшей в своем развитии  «старую Европу».

Аттестация

Аттестация (Certification)  — определение квалификации работника или уровня знаний учащегося, качества продукции и рабочих мест, уровня деятельности учреждения (организации и др.).

Аудит

Аудит [audit] - проверка финансовой деятельности фирмы  ( компании, предприятия) независимым ревизором - аудитором.  Независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее соответствия действующему законодательству; выделяют два вида А.: внешний и внутренний. Он может осуществляться по инициативе компании (самоконтроль) и «по закону», то есть внешними контрольными службами по решению властей. 

См. также: Концептуальные корректировки финансовой отчетности, Корректировки финансовой отчетности сравнимых компаний -аналогов, Корректировки предыдущих периодов , Финансовая (бухгалтерская) отчетность (по МCФО), Финансовая (бухгалтерская) отчетность ( по  РСБУ).

Аудиторская служба

Аудиторская служба (Auditing agency)   организация, осуществляющая на основе договора на платной основе вневедомственный, независимый контроль за соблюдением установленного порядка осуществления финансово-хозяйственных операций, бухгалтерского учета и отчетности, хозяйственных операций путем ревизий и проверок, а также экспертные и другие услуги по анализу финансовых аспектов деятельности предприятий, организаций.

Аудиторское заключение

Аудиторское заключение (Auditor’s opinion) — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых организаций, юридических лиц, составленный в соответствии с федеральными или международными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета требованиям законодательства Российской Федерации или МСФО. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Аукцион

Аукцион [auction] - продажа с публичных торгов, при которой право приобрести продаваемый товар или имущество достается экономическому субъекту, предложившему наивысшую цену. Основные виды аукционов: простой, или английский, когда публично объявляются ставки и никто не соглашается платить больше последней объявленной цены; нидерландский, где сначала устанавливается высокая цена и она снижается до тех пор, пока не находится покупатель; аукцион второй цены: закрытый (заявки подаются в письменном виде), где предложивший наивысшую цену платит не более, чем его последний по цене соперник; и, наконец, такой же закрытый, но где предложивший наивысшую цену победитель эту цену и платит (аукцион Виккри или обратный А.). На аукционах продаются либо единичные предметы, либо партии, называемые лотами.

Аукцион двусторонний

Аукцион двусторонний (Two-sided market) — аукцион, на котором заявки подают и покупатели, и продавцы.

Аукционер Вальраса

Аукционер Вальраса  [Walrasian auctioneer] -  основной элемент вальрасовской модели процесса "нащупывания" цены: некоторый абстрактный субъект, роль которого состоит в "объявлении" набора предлагаемых цен и предоставлении агентам рынка возможности в процессе свободного торга выйти на равновесный уровень этих цен.

См. Вальраса система уравнений, Равновесие.

Аукционная реализационная стоимость

Аукционная реализационная стоимость (Auction realizable value) — один из типов стоимости по версии МСО — расчетная сумма, достижения которой можно было бы ожидать на аукционе. Обычно предполагается, что продажа происходит на площадке и, по сути, все активы в инвентарном перечне предлагаются к продаже одновременно.

Аукционная цена

Аукционная цена (Auction price) — представляет собой окончательно принятое предложение на открытом аукционе; может включать или может не включать какие-либо вознаграждения или комиссии . См. также Цена с молотка, Продажа по частному соглашению.

Аукционная цена участка земли

Аукционная цена участка земли (Auction price of a plot) — окончательная цена предмета земельного аукциона. Начальная цена, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и Земельным кодексом РФ, определяется продавцом земельного участка.  Далее, в соответствии с  «шагом аукциона» в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона цена увеличивается, вплоть до принятия окончательной цены.

Аутсорсинг

Аутсорсинг  (Оutsourcing) — способ организации деятельности, при котором часть функций передается сторонним специализированным компаниям-контракторам, при этом основная компания получает дополнительные доходы со своего нематериального актива - организационного капитала.

Аффилированная компания

Аффилированная компания — См. Вложения одних компаний в акции других компаний

Аффилированные лица

Аффилированные лица (Affiliated persons (entities)) — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как правило, такое влияние обусловлено наличием взаимосвязей между ними помимо рыночного взаимодействия.

Предыдущая страница Следующая страница