Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 3, "АНА"-"АФФ")
Анализ местоположения (Location analysis) — анализ, предпринимаемый с целью определения района и конкретного участка, где будет расположено проектируемое предприятие или иной объект. При этом учитываются не только близость источников сырья и рынков сбыта, технические, коммерческие и финансовые аспекты, но и социальные, экологические последствия реализации проекта. |
Анализ наименьших затрат (Least-cost analysis) — анализ и сопоставление проектов, обеспечивающих получение одинаковых объемов производства (напр., электроэнергии) или выгод (напр., в здравоохранении, образовании и т.п.), по затратам на их осуществление. Целью является выбор наиболее экономичного проекта. См. Анализ «затраты — выгоды» |
Анализ отклонений (Variance analysis) — процесс определения величины отклонений фактических показателей от нормативных (бюджетных) и выявления причин образования этих отклонений. |
Анализ производственных отраслей [activity analysis], то же: анализ производственных способов, анализ деятельности, - в англоязычной литературе этот термин означает научное направление, связанное с использованием линейного программирования в анализе экономических процессов. В его основе лежит предпосылка о постоянстве соотношений затраты/выпуск, он включает в себя методы решения задач технологического выбора, распределения ограниченных ресурсов и проблемы совместного производства разных благ. Основоположник направления Т.Купманс, удостоенный (вместе с Л.В.Канторовичем) Нобелевской премии по экономике. |
Анализ реальных опционов (Real options analysis (ROA)) — метод оценки эффективности инвестиционных проектов, который (в отличие от метода анализа дисконтированных денежных потоков) учитывает не только конечные результаты, но и возможность при необходимости менять проект по ходу его осуществления, а также учитывать перспективы дальнейшего развития компании. Как основной инструмент в А.р.о. используется дерево решений, которое способно отразить самые разнообразные ситуации выбора: назначение срока начала осуществления проекта, приостановку производства, переключение с одной технологии на другую, оптимизацию структуры капитала и финансового рычага (левериджа) и т.д. Все эти ситуации рассматривается как пут- и колл-опционы. См. Опцион |
Анализ рынка (Market analysis) — изучение текущей и прогнозирование будущей рыночной ситуации на покупаемую или продаваемую продукцию. А.р., как правило, включается в бизнес-план, как один из его стандартных разделов. Является отдельным элементом отчета об оценке. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Анализ спроса и предложения [supply and demand analysis] - область исследований, основным объектом которых являются взаимоотношения предложения и спроса на рынке товаров и услуг. В частности, выводятся закономерности формирования цен и установления рыночного равновесия в экономической системе. С этой целью анализируются кривые спроса и кривые предложения, влияние сдвигов (изменений) в предложении и спросе на уровень цен, изучается механизм образования избытка и дефицита товаров и услуг. Последнее видно из рис. А.4 , на котором кривые d-d, s-s, соответственно, - кривые спроса и предложения, C - точка равновесия, p- цены производителей, q - спрос потребителей. На схеме отображены взаимоотношения агрегатного (совокупного) спроса и агрегатного (совокупного) предложения товаров в экономике: чем выше цены, запрашиваемые производителями, тем меньше спрос на товары у потребителей, и наоборот, чем больше спрос, тем более высокую цену могут запрашивать производители за свои товары. Если при этом баланса не получается, то создается либо излишек, либо дефицит. На индивидуальные решения в области спроса и предложения влияет ситуация на рынках товаров, денег, капиталов и труда, действие таких рыночных механизмов как конкуренция между производителями и между потребителями, ситуации монополии и монопсонии, олигополии и олигопсонии и т.д. Аналогичные кривые можно построить и для отдельных товаров, форма их может быть различна. Перекрещивающиеся кривые рис. А.4 получили название Маршаллианский крест - по имени А.Маршалла. См. также: Паутинообразная модель, Рынок, Функция спроса. |
Анализ трендовый (Trend analysis) — аудиторский прием, основанный на расчете отклонений показателей анализируемого периода от базисного года, выраженных в процентах. |
Анализ финансовой отчетности (financial reporting analysis) - необходимый этап определения успешности компании ( предприятия), качества работы менеджмента, эффективности его экономической и технической политики, аудита, оценки бизнеса и т.д. Производится для того, чтобы идентифицировать и оценить складывающиеся тенденции и соотношения в финансах анализируемой компании (предприятия). Обычно включает: 1. Сравнение суммарных показателей в финансовой отчетности (выявляются тренды, а также сильные и слабые стороны бизнеса). При этом рассматриваются: - недвижимость и оборудование - текущие обязательства - заемные средства - собственный акционерный капитал - забалансовое финансирование - доходы - побочные доходы и разовые расходы -и другие. Важно выявлять существенные расхождения в показателях и их причины (сезонные и циклические факторы, ошибки в учете и др.). 2. Анализ коэффициентов (то же: анализ финансовых соотношений, анализ относительных показателей). Коэффициенты могут использоваться для: - идентификации возможных и необходимых (для оценки и извлечения других выводов) корректировок финансовой отчетности, документации (напр. , путем сравнения с отраслевыми данными); - выявления основных факторов, которые могут повлиять на оценку компании (предприятия); - оценки финансового риска. 3. Сравнение с аналогами, то есть с данными отрасли или сравнимых компаний. Перед тем, как проводить такие сравнения, необходимо убедиться: - в том, что отрасль и компании действительно сопоставимы (тип бизнеса, размеры, обслуживаемые рынки и т.д.) - в том, что показатели компании (предприятия) представлены в сопоставимом виде по отношению к данным аналогов (и коэффициенты оценки рассчитывались тем же методом).
Особенно важно здесь проверить, обоснованны ли предпосылки, на которых строятся прогнозные расчеты. См. также: Концептуальные корректировки финансовой отчетности, Корректировки финансовой отчетности сравнимых компаний -аналогов, Корректировки предыдущих периодов ,Финансовая (бухгалтерская) отчетность (по РСБУ и по МCФО).. |
Анализ чувствительности (sensitivity analysis) — один из приемов прогнозирования : анализ прогнозных оценок таким образом, чтобы было видно влияние каждой переменной на результат. В частности, исследуется чувствительность финансовых прогнозов к различным изменениям в исходных гипотезах, лежащих в их основе. А.ч. выражается в серии расчетов ( в финансовой оценке или прогнозе) с использованием одной или большего числа переменных, напр., будущих темпов инфляции или дефляции и смет затрат, которые поочередно изменяются, с тем чтобы продемонстрировать различия в результатах. Примеры: анализ чувствительности конъюнктуры, объема продаж или операций на рынке к уровню риска и прибыльности инвестиций, анализ чувствительности инвестиционных проектов и др. |
Анализ чувствительности инвестиционных проектов (Pгоjесt sensitivity anаlуsis) — метод оценки влияния отдельных исходных параметров реального инвестиционного проекта на конечные показатели его эффективности. |
Аналитическая модель [analytical model] - формула, представляющая математические зависимости в экономике и показывающая, что результаты (выходы) находятся в функциональной зависимости от затрат (входов). В самом общем виде ее можно записать так: U = f(x). Здесь x - совокупность (вектор) выходов, f - функция, которая в случае, если она известна, может быть раскрыта в явной форме. В моделях оптимизационных (а их большинство в экономико-математических исследованиях, в исследовании операций и т.д.) отыскивается такой вектор переменных xi (i - «номер» из числа рассматриваемых векторов), при котором критерий, характеризующий качество функционирования системы - обычно это скаляр, а не вектор - получает наибольшее или наименьшее значение (либо вообще достигает какого-то желательного уровня). Это записывается, например, для первого случая (максимизации) так: u = f (xi,yi) → max. Здесь yi - переменные, не поддающиеся управлению, но влияющие на u; f - функция, задающая отношения между всеми указанными величинами. Если она известна, то может быть найдено аналитическое решение данного уравнения. |
Аналитические методы решения моделей [analytical methods of model solution] - в отличие от имитационных (численных) методов, состоят в последовательном проведении математических преобразований исходной модели, приводящих к заданному результату, например, к формуле, выражающей зависимость экстремума функции от ее аргументов. Лишь на последнем этапе, когда такая формула имеется, подставляют числа и получают решение. |
Аналитические модели спроса и потребления [analytical models of demand and consumption] - экономико-математические модели, которые строятся в виде уравнений, характеризующих зависимость потребления благ (т.е. товаров и услуг) от тех или иных факторов: если от одного - имеем однофакторную модель, если от нескольких - многофакторную. Они используются в практике планирования и прогнозирования спроса и потребления наряду с конструктивными и структурными (балансовыми) моделями. Среди факторов, влияющих на спрос и потребление благ, выделяют: уровень доходов семей, структуру семей, уровень цен и их изменение и др. На основании бюджетной и торговой статистики устанавливаются закономерности, связывающие эти факторы с потреблением тех или иных товаров, и подбираются подходящие формулы. Например, в этой области распространены многофакторные линейные и нелинейные регрессионные модели (см. Регрессионный анализ |
Аналитический учет (Analytical accounting) — система бухгалтерских записей, дающая детальные сведения о движении хозяйственных средств; строится по каждому синтетическому счету в отдельности (См. Синтетический учет ). |
Аналог [analogue] - сходный предмет, система (см. Аналогия). Модель можно рассматривать как А. моделируемой системы. |
Аналогия [analogy] - логический вывод, в результате которого знание о признаках одного предмета возникает на основании известного сходства его с другими предметами (см. ПодобиеПринцип А. лежит в основе экономико-математического моделирования и экспериментального подхода к изучению экономики (как, естественно, всякого моделирования и эксперимента). |
Аналоговая модель [analog model].- один из трех исходных типов моделей: модель, свойства которой определяются законами, аналогичными законам изучаемой системы. Ср.: Портретная модельМоделирование |
Анатоцизм (Calculation of compound interest) — взимание процентов на проценты (сложные проценты), т.е. исчисление процентов не только с первоначальной суммы, но и с возросших за истекшее время процентов. |
«Ангел» ("Angel") — принятое в англо-саксонских странах прозвище инвестора-благотворителя, вкладывающего средства в венчурные компании. |
Андеррайтер, инвестиционный дилер (Underwriter) — оператор первичного фондового рынка, организующий подписку (первичную реализацию) на эмитируемые предприятием ценные бумаги (акции, облигации). |
Андеррайтинг (Underwriting) — гарантированное размещение ценных бумаг на первичном фондовом рынке (см. Рынок ценных бумаг), представляет собой покупку андеррайтером (группой андеррайтеров) новых эмиссий ценных бумаг с целью последующей их продажи мелкими партиями. |
Аннуитет (Annuity) — ежегодная денежная сумма определенного размера (рента), выплачиваемая кредитору (обычно в течение продолжительного периода времени) в погашение полученного от него займа, включая проценты. Если срок действия ограничен, то аннуитет называется срочным; если поступления осуществляются неопределенно долго - бессрочным; в случае, когда поступления делаются в начале периода, то аннуитет называется пренумерандо, а когда в конце периода - постнумерандо. Будущая (наращенная) стоимость А. на момент последнего платежа показывает общую сумму платежей и процентов, начисленных за время их выплаты. Приведенная стоимость А. — стоимость на момент, предшествующий первому платежу. Аннуитетом также называется контракт, в соответствии с которым клиент выплачивает страховой компании премию, как правило, единовременно, после чего в течение оговоренного периода времени получает регулярно поступающие от компании денежные суммы. |
Аннуитетный метод ( annuity method) — метод капитализации будущих потоков доходов от инвестиций. Состоит в использовании формул сложного процента, в которых потоки доходов рассматриваются как аннуитеты, обеспечивающие и возврат инвестированного капитала, и доход на него. |
Антагонистические игры [antagonistic games] - игры с противоположными интересами сторон ( в отличие от игр с непротивоположными интересами). К ним относится, в частности, игра двух лиц с нулевой суммой - такая, при которой выигрыш одного игрока является проигрышем другого (пример см. в статье Игра |
Антиградиент [antigradient] - вектор, противоположный градиенту функции и, следовательно, направленный в сторону ее наискорейшего убывания. См. Градиентные методы. |
Антидемпинговая пошлина (Antidumping duty) — вид таможенных пошлин, обеспечивающих защиту внутреннего рынка страны от ввоза товара по демпинговым (заниженным) ценам. |
Антиинфляционные мероприятия (Antiinflation measures) - специальные меры, предпринимаемые государственными институтами (прежде всего правительством страны и Центральным банком) для предотвращения инфляции или ее снижения, если она наступила. Включают: сокращение денежной эмиссии и увеличение резервных требований, повышение учетной ставки процента, стерилизацию денежных резервов и др. для ограничения денежной массы, а с другой стороны - различные меры, направленные на рост товарного предложения на рынке, более полное удовлетворение платежеспособного спроса населения и бизнеса. См. Инфляция, Стабилизационная программа,Стабилизация экономики, Экономическая политика. |
Антимонопольное регулирование ( Antimonopoly (cartel) regulation) — совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью создания условий для добросовестной конкуренции, пресечения недобросовестной конкуренции, ограничения возможностей для производителей монополизировать рынки и тем самым осуществлять диктат над рынком и потребителем (в частности, злоупотребляя завышением цен и тарифов на свою продукцию). Для развития конкуренции применяются разнообразные меры налоговой политики , таможенно-тарифного регулирования, а также государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий, другие антимонопольные инструменты… Их исполь- зованию способствуют также экономико-математические методы и приемы - см. например, Индекс концентрации производства, Индекс Лернера, Затратный принцип ценообразования. |
Антитрестовское (антимонопольное) законодательство (Antimonopoly law, antithrust law) - распространенное во многих рыночных странах (по примеру США, где первые антитрестовские законы были введены еще в конце 19 столетия) законодательство, определяющее деятельность государства в области антимонопольного регулирования, или антимонопольной политики, развития добросовестной конкуренции в интересах потребителей. |
Апостиль (apostil) - специальный штамп на финансовом документе, удостоверяющий подлинность подписи и печати лица, подписавшего этот документ. |
Аппорты (Contribution of capital) — имущество, поступающее акционерному обществу в оплату за акции. |
Аппроксимация [approximation] - «замена одних математических объектов другими, в том или ином смысле близкими к исходным»[1] ; в частности - приближенное выражение сложной функции с помощью более простых. Например, при кусочно-линейной А., непрерывная дифференцируемая функция может быть заменена на функцию, состоящую из нескольких линейных участков (см. Кусочно-линейная функция). А. исходной функции более простой функцией часто значительно упрощает решение оптимизационной задачи. При А. уточняются структура и параметры рассматриваемой системы; в экономике ее целью часто является укрупнение характеристик моделируемых экономических объектов. [1] БСЭ. Т. 2, стр. 134 |
Аппроксимация производственно-технологических возможностей [approximation of production possibilities] - математический прием сокращения размерности сложных задач оптимального планирования. Потребность в сокращении размерности экономико-математических задач существует, например, в планировании развития крупных хозяйственных объединений - финансово-промышленных групп, концернов, отраслевых объединений. Сущность метода состоит в следующем. Число теоретически возможных вариантов развития любого экономического объекта очень велико (проект нефтеперерабатывающего завода может быть рассчитан, допустим, на 1 млн. т, или 1,2 млн., или 1,3 млн т и т.д., проект плана развития отрасли может предусматривать рост производства на 3, 4, 5, 6% и т.д.). Поэтому по каждому проекту отбирается лишь несколько вариантов мощности (и связанных с ней показателей себестоимости, объемов капиталовложений и др.). Соответственно может быть «сжата» и номенклатура продукции: она может быть представлена одним или несколькими видами тем или иным образом отобранных «представителей» (см. Агрегирование) и тогда описание производственных возможностей отрасли (группы фирм) приближенно аппроксимируется с помощью одного линейного ограничения. Такое агрегирование информации позволяет формулировать плановую задачу приемлемой размерности и делает реальным расчет проекта плана, оптимального с точки зрения того или иного избранного критерия. |
Априорная информация [prior information] - предварительные данные, представления исследователя, используемые при формировании экономико-математической модели. Их источником могут быть, во-первых, теоретические соображения (например, представление об отрицательной зависимости спроса от цены продукта в функции спроса), во-вторых, предшествующие статистические исследования, в которых уже оценивались некоторые элементы, в том числе параметры будущей модели (например, в функции спроса может использоваться априорная для данной модели оценка эластичности спроса от дохода). В современных условиях, когда накапливаются гигантские массивы информации, ее анализ, классификация и предварительная обработка становятся одним из решающих условий успешности построения и применения экономико-математических моделей. |
Арбитраж капиталов (Capital arbitrage) — прием, с помощью которого инвесторы занимают нейтральные позиции по отношению к разным финансовым инструментам одной и той же компании. Наиболее чистые формы арбитража капиталов включают одновременные сделки с базовыми активами и опционами на них, одновременные сделки с конвертируемыми облигациями (см. Конвертируемые ценные бумагиакции). |
Арбитраж на фондовом рынке (Arbitrage) — одновременная покупка и продажа однотипных ценных бумаг на различных видах фондового рынка при благоприятной для инвестора разнице цен. Арбитраж является одним из механизмов осуществления спекулятивных инвестиционных операций. |
Арбитражная схема [ arbitration scheme] — в теории кооперативных игр — система разрешения спорных вопросов между участниками коалиции, т.е. обоснование выбора точки решения внутри переговорного множества. |
Арбитражная теория оценивания (Arbitrage pricing theory (APT)) -многофакторная модель (арбитражная теория) предполагающая оценивание некоторого числа различимых факторов риска (например, риски, связанные с нормой процента и темпами инфляции). |
Арбитражный суд (Arbitration courts) — система судебных органов, осуществляющих правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности посредством рассмотрения и разрешения конкретных дел, (напр. экономических споров), отнесенных законом к их подведомственности. Деятельность арбитражных судов в России регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом. В ряде зарубежных стран органами арбитража являются третейские суды, назначаемые самими сторонами для разрешения возникающих между ними споров. |
Аргумент функции [function argument] - то же, что независимая переменная - переменная, от значений которой зависят значения функции. (См. также Экзогеннные величины). |
Аренда (Lease) - Договор (а также его исполнение), по которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Существуют две основные формы А., а именно финансовая А. и операционная А. (лизинг) Виды аренды: Аренда градуированная (Graduated lease) — договор аренды, предусматривающий периодическое увеличение арендных платежей Аренда индексная (Index lease) — аренда, платежи по которой привязаны к какому либо взаимно согласованному ценовому индексу, например к индексу потребительских цен или к индексу оптовых цен Аренда комбинированная (Sandwich lease) — аренда, при которой субарендатор сам сдает собственность в субаренду. Аренда общая (Gross lease) — договор аренды, по которому собственник оплачивает ту или иную часть операционных расходов, включая налоги на собственность, расходы на ремонт и эксплуатацию Аренда процентная (Percentage lease)_- аренда, при которой арендодатель получает процент от чистой прибыли в виде рентных платежей за сданную собственность Аренда с переоценкой (Reappraisal lease, Revaluation lease) — аренда, предусматривающая периодическую переоценку собственности. Арендная плата устанавливается в проценте от оцененной стоимости. Аренда чистая (Net lease) — аренда, которая возлагает на арендатора обязанность оплачивать такие виды затрат, как налоги на собственность, проведение специальных оценок, страховые платежи и др. См. Права аренды |
Арендатор (Leaser; tenant) — лицо, которое заключает договор аренды и которому предоставляется имущество в аренду. Арендатор с рангом ААА - наиболее надежный, имеющий хорошую кредитную историю. |
Арендная плата (Rent; lease payment; rental charges) — плата, которую обязан своевременно вносить арендатор за пользование арендованным имуществом. Регулярные платежи арендодателю за сданное в аренду имущество, производимые в течение срока аренды, включают амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества, а также арендный процент, т.е. часть прибыли, недополученной собственником из-за невозможности использования арендованного имущества. |
Арендодатель (Lessor; renter) — собственник или иное управомоченное лицо, сдающее имущество в аренду. |
«Архангел» (Archangel) в англоязычных странах - прозвище независимого эксперта, нанятого синдикатом «ангелов» для выполнения тщательной проверки инвестиционных возможностей и распределения обязанностей и размеров вкладов каждого члена синдиката. |
Архив [archives] - в автоматизированных системах управления совокупность массивов или файлов, обеспечивающих хранение и постоянную доступность всей информации, необходимой для нормального функционирования системы. Включает базы данных, организованные по задачам или другим потребностям пользователей, рабочие программы, а также каталоги и описания состава и организации информации, хранимой в А., средства защиты целостности и секретности информации и другие компоненты. |
Асимметрия информации (Information asymmetry) — общее свойство рыночной информации, связанное с тем, что продавец и покупатель всегда по-разному осведомлены о качестве и других характеристиках объекта обмена. Например, продавец товара лучше осведомлен о его истинных качествах, чем потенциальные покупатели. В последние годы исследование рынков с асимметричной информацией приобрело значительный размах, поскольку это позволяет лучше понимать действие разного рода рыночных механизмов (например, аукционов). За фундаментальный вклад в экономическую теорию стимулирования в условиях асимметричной информации американские экономисты Дж.Мирлис и У.Виккри были в 1996 г. удостоены Нобелевской премии. А.и. является главным фактором, определяющим различие (спред) между курсами предложения и спроса, т.е. ценами, которые предлагаются при покупке и продаже акций. |
Асимптота [asymptote] - прямая, к которой стремится (никогда не достигая ее), имеющая бесконечную ветвь кривая некоторой функции, когда ее аргумент неограниченно возрастает или уменьшается. Например, в функции: y = c + 1/x значение y приближается с возрастанием x к величине c сколь угодно близко («асимптотически стремится к ней»). |
Асимптотически устойчивая система [asymptotic stable system] - см. Устойчивость системы |
Ассигнования (Allocations; appropriations) — денежные средства, выделенные из государственных и иных источников на определенные нужды определенным организациям, лицам. См. также: Дотации, Субсидии, Инвестиции. |
Ассортиментный набор [bill of goods, commodity bundle] - совокупность разнородных благ (в частном случае - товаров), рассматриваемых в экономико-математических моделях как единое целое (применяются также термины «набор«, «комплект«). Понятие А. н. применяется в анализе производства, в анализе спроса и потребления. Например, при определении оптимального плана предприятия важно, чтобы весь ассортимент его продукции, а не отдельные ее виды соответствовали потребностям (директивному заданию, рыночному спросу и т.п.). Существует класс задач линейного программирования, в которых критерием оптимальности является максимальное количество ассортиментных наборов, включающих разные виды продукции в пропорции, заданной планом («ассортиментные задачи«). На рис. к статье «Кривые безразличия» показываются соотношения между набором x1, y3, наборами x2, y2; а также x3, y1 и т.д. Математически А.н. описывается вектором, компоненты которого - количество благ каждого вида («вектор благ«): x = (x1, x2, …, xj, …, xn), где n - число наличных видов товаров, xj - количество блага j-го вида (j=1, 2, …, n). Если считать, что все товары обладают свойством произвольной делимости, то может быть приобретено любое неотрицательное количество каждого из них. Все возможные наборы товаров в совокупности образуют векторное пространство товаров (commodity space): C = {x = (x1, x2, …, xn) ¦ xj ≥ 0, j = 1, 2, …, n}. Пространство C является неотрицательным ортантом евклидова пространства, замкнутым и выпуклым множеством. |
Ассортиментный план [assortment plan] - допустимый план, для которого соблюдено требование комплектности, т.е. соотношения между видами продукции соответствуют заданным. |
Ассоциация (Association) - объединение хозяйственных организаций или лиц для достижения общей хозяйственной или какой-либо другой цели |
Ассоциированная компания (Associate company) — компания, в которой инвестор обладает значительным влиянием, но которая не является ни дочерней компанией, ни совместным предприятием для инвестора. |
Атомистическая экономика [atomistic economy] - экономика, в которой действует большое число независимых фирм, каждая небольших размеров, то есть ни одна из них не способна влиять на цены, складывающиеся в результате конкуренции на данном рынке. Такой рынок считается совершенным. Понятие А.э. используется в экономических исследованиях рыночной экономики лишь как некая теоретическая возможность, но отмечаются и исторические примеры, когда такая экономика (и соответственно, «чистая, атомистическая конкуренция») существовала в действительности. Например, США в начале XIX века, как считается, имели более или менее атомизированную экономику ( пока не началось крупномасштабное производство и не стали образовываться большие фирмы и концерны). И именно этим часто объясняют стремительный экономический рост бывшей колонии, быстро догнавшей и обогнавшей в своем развитии «старую Европу». |
Аттестация (Certification) — определение квалификации работника или уровня знаний учащегося, качества продукции и рабочих мест, уровня деятельности учреждения (организации и др.). |
Аудит [audit] - проверка финансовой деятельности фирмы ( компании, предприятия) независимым ревизором - аудитором. Независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее соответствия действующему законодательству; выделяют два вида А.: внешний и внутренний. Он может осуществляться по инициативе компании (самоконтроль) и «по закону», то есть внешними контрольными службами по решению властей. См. также: Концептуальные корректировки финансовой отчетности, Корректировки финансовой отчетности сравнимых компаний -аналогов, Корректировки предыдущих периодов , Финансовая (бухгалтерская) отчетность (по МCФО), Финансовая (бухгалтерская) отчетность ( по РСБУ). |
Аудиторская служба (Auditing agency) организация, осуществляющая на основе договора на платной основе вневедомственный, независимый контроль за соблюдением установленного порядка осуществления финансово-хозяйственных операций, бухгалтерского учета и отчетности, хозяйственных операций путем ревизий и проверок, а также экспертные и другие услуги по анализу финансовых аспектов деятельности предприятий, организаций. |
Аудиторское заключение (Auditor’s opinion) — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых организаций, юридических лиц, составленный в соответствии с федеральными или международными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета требованиям законодательства Российской Федерации или МСФО. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. |
Аукцион [auction] - продажа с публичных торгов, при которой право приобрести продаваемый товар или имущество достается экономическому субъекту, предложившему наивысшую цену. Основные виды аукционов: простой, или английский, когда публично объявляются ставки и никто не соглашается платить больше последней объявленной цены; нидерландский, где сначала устанавливается высокая цена и она снижается до тех пор, пока не находится покупатель; аукцион второй цены: закрытый (заявки подаются в письменном виде), где предложивший наивысшую цену платит не более, чем его последний по цене соперник; и, наконец, такой же закрытый, но где предложивший наивысшую цену победитель эту цену и платит (аукцион Виккри или обратный А.). На аукционах продаются либо единичные предметы, либо партии, называемые лотами. |
Аукцион двусторонний (Two-sided market) — аукцион, на котором заявки подают и покупатели, и продавцы. |
Аукционер Вальраса [Walrasian auctioneer] - основной элемент вальрасовской модели процесса "нащупывания" цены: некоторый абстрактный субъект, роль которого состоит в "объявлении" набора предлагаемых цен и предоставлении агентам рынка возможности в процессе свободного торга выйти на равновесный уровень этих цен. |
Аукционная реализационная стоимость (Auction realizable value) — один из типов стоимости по версии МСО — расчетная сумма, достижения которой можно было бы ожидать на аукционе. Обычно предполагается, что продажа происходит на площадке и, по сути, все активы в инвентарном перечне предлагаются к продаже одновременно. |
Аукционная цена (Auction price) — представляет собой окончательно принятое предложение на открытом аукционе; может включать или может не включать какие-либо вознаграждения или комиссии . См. также Цена с молотка, Продажа по частному соглашению. |
Аукционная цена участка земли (Auction price of a plot) — окончательная цена предмета земельного аукциона. Начальная цена, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности и Земельным кодексом РФ, определяется продавцом земельного участка. Далее, в соответствии с «шагом аукциона» в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона цена увеличивается, вплоть до принятия окончательной цены. |
Аутсорсинг (Оutsourcing) — способ организации деятельности, при котором часть функций передается сторонним специализированным компаниям-контракторам, при этом основная компания получает дополнительные доходы со своего нематериального актива - организационного капитала. |
Аффилированная компания — См. Вложения одних компаний в акции других компаний |
Аффилированные лица (Affiliated persons (entities)) — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как правило, такое влияние обусловлено наличием взаимосвязей между ними помимо рыночного взаимодействия. |