Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Экономико-математический словарь (Лопатников)
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

Целевая программа, целевая комплексная программа (ЦКП)

Целевая программа, целевая комплексная программа (ЦКП) [goal-related program] - ключевое понятие программно-целевых методов планирования и управления, комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных конечных результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей, независимо от их ведомственной подчиненности, по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам.

Целевая сумма прибыли

Целевая сумма прибыли (target profit, purpose-oriented profit) - плановая сумма прибыли, обеспечивающая ее увязку с целями развития предприятия в предстоящем периоде. Основой этого метода планирования является предварительное определение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Расчет ведется по каждому элементу этой потребности (производственное развитие; выплата дохода владельцам имущества; участие в прибыли персонала и т.п.). Суммарная потребность в средствах, формируемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представляет собой целевой размер чистой прибыли предприятия в плановом периоде._

Целевая функция

Целевая функция [target function] в экстремальных задачах - функция, минимум или максимум которой требуется найти. Это - ключевое понятие оптимального программирования. Найдя экстремум Ц.ф. и, следовательно, определив значения управляемых переменных, которые к нему приводят, мы тем самым находим оптимальное решение задачи. Таким образом, Ц.ф. выступает как критерий оптимальности решения задачи..

Различается ряд видов Ц.ф.: линейная, нелинейная, выпуклая, квадратичная и другие - в соответствии с формой математической зависимости, которую они отображают.   Следует также выделить термин целевой функционал — он применяется обычно, если  Ц.ф. задачи является функцией от некоторых функций-ограничений

Целевая функция потребления

Статья большая, находится на отдельной странице.

Целевой фонд погашения задолженности

Целевой фонд погашения задолженности (targeted fund of arrears financing) - Специализированный фонд денежных средств, который может быть сформирован  путем отчисления в него части выручки или иных денежных поступлений, имеющий строго целевое назначение. Расходование аккумулированных в нем средств на иные цели (кроме погашения задолженностей) не допускается.

Целевой функционал

Целевой функционал [target functional] - см. Целевая функция, Функционал.

Целевые нормативы

Целевые нормативы [target normals] - см. Цели плана.

Целевые показатели

Целевые показатели [target values] - см. Цели плана.

Целевые финансовые фонды

Целевые финансовые фонды (purpose-orinted financial funds) - специальные фонды финансовых ресурсов, формируемые для целенаправленного их использования в предстоящем периоде. В составе этих фондов выделяют амортизационный фонд, дивидендный фонд и др. Порядок формирования и использования средств этих фондов регулируется уставом и др. учредительными документами организации.

Целенаправленная система

Целенаправленная система [purposeful, goal-seeking system] - система, функционирование которой подчинено достижению определенной цели (или целей).

Цели плана

Цели плана [plan targets] - взаимно согласованные характеристики желаемых и потенциально осуществимых за плановый период результатов функционирования экономической системы, объекта.

Следует различать краткосрочные (тактические) цели и долгосрочные (стратегические) - первые (при их правильном определении) выступают в качестве средства достижения вторых. Различают также цели разного уровня (см. Дерево целей).

Ц.п. формулируются в системе комплексного планирования, во-первых, как траекторные (определяющие направление движения к заданным целевым нормативам) и, во-вторых, как точечные, определяющие достижение некоторых целевых показателей, которые характеризуют степень приближения к этим нормативам по заданной траектории. Сами целевые нормативы выражают идеальные, научно обоснованные критерии удовлетворения соответствующих общественных или индивидуальных потребностей.

Целостность системы

Целостность системы [wholeness of a system] - принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, его свойств и отношений в системе от его места, функций и т.д. внутри целого.

В динамике это означает, что воздействие на один элемент системы (или некоторое их число) обязательно вызывает реакцию, изменение других элементов (динамическая целостность). Например, если планы предприятия увязаны в систему, то изменение задания по сбыту продукции влечет за собой корректировку заданий по снабжению, по труду, может быть - по капиталовложениям, по себестоимости и другим показателям.

Целочисленное программирование

Целочисленное программирование [integer programming] - см. Дискретное программирование.

Цель

Цель [goal, objective] (в экономической кибернетике, системном анализе) - желаемое состояние выходов системы (конечное состояние) в результате управляемого процесса ее развития. Она устанавливается блоком определения Ц., входящим в управляющую подсистему. Состояния системы (как и ее траектории) оцениваются с точки зрения их соответствия или несоответствия цели. Математическим выражением (моделью) такой оценки является целевая функция или критерий качества системы (в случае оптимизации системы - критерий оптимальности).

Конкретная Ц. задачи управления, плана развития экономической системы и т.п. становится объектом рассмотрения тогда, когда есть проблема, т.е. - расхождение желаемого и действительного. Однако действительное определение Ц. - что важно - зависит не только от желания (субъективная сторона), но и от реальных возможностей. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества.

При управлении развитием сложных целенаправленных систем, как правило, устанавливается иерархия целей (см. Программно-целевой метод планирования и управления), причем достижение более конкретных из них (подцелей) служит средством реализации более общих. Критерии подцелей показывают ту степень, с которой соответствующие действия  способствуют достижению общих Ц.

Цена

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цена актива

Цена актива (asset price) - цена, по которой может быть куплена или продана единица финансового капитала (напр.,акция) или производственных фондов (напр., станок, машина и т.д.). См. Рыночная цена товара (работы, услуги),Рыночная стоимость.

Цена безубыточности

Цена безубыточности [break-even price] - цена, при которой фирма находится в ситуации равенства издержек и доходов. Равна минимальным средним совокупным издержкам (постоянным и переменным). Поскольку переменные издержки пропорциональны объему выпускаемой продукции, анализ Ц.б. позволяет определить минимальный объем производства продукции, при котором фирма способна его продолжать (при заданной продажной цене единицы этой продукции).

См. График безубыточности, там же рис. Г.3.

Цена игры

Цена игры (или значение игры) [value of game] - общее значение выигрыша одного игрока и проигрыша другого в седловой точке игры, иными словами - значение выигрыша, соответствующего решению игры.

Цена иска

Цена иска (cost of claim)- денежное выражение имущественных требований, заявленных истцом в суде или арбитраже.

Цена исполнения

Цена исполнения (exercise price) - цена, по которой может быть выполнен опцион или варрант (цена покупки или продажи актива по опционному контракту).

Цена капитала

Цена капитала (cost of capital) - оценка капитала в виде отношения издержек на его обслуживание (т. е. дивидендов для  собственного капитала и процентов за кредит для заемного капитала) к величине этого капитала. См. также Издержки применения капитала.

Цена конкурента

Цена конкурента (competitive price) -цена на продукцию (работы и услуги)конкурирующего предприятия (фирмы) ,оказывает влияние на формирование верхнего предела цены предприятия -объекта оценки.

Цена конкурентного рынка

Цена конкурентного рынка (competitive market price) - цена, при которой достигается равенство спроса и предложения на конкурентном рынке.

Цена предложения

Цена предложения (asking price) - сумма, которую, как заявляет продавец, он готов принять, хотя она может быть ценой, которую он, в конце концов, или примет, или нет.

Цена риска

Цена риска [price of risk]  см. Бюджетная линия, 2.

Цена рынка

Цена рынка (market price) - цена, складывающаяся под влиянием спроса и предложения, тогда это конкурентная цена.Она может быть также монопольной, директивной (назначенной административным путем) и т.д., которые не связаны с соотношением спроса и предложения.

Цена "с молотка"

Цена «с молотка» (hammer price) -принятое и оглашенное предложение цены на торгах, не включающей каких либо сборов или комиссий и поэтому необязательно совпадает с ценой покупки (МСО).

Цена эмиссии

Цена эмиссии (issue price) - цена, по которой впервые выпускаются на рынок акции и др. ценные бумаги (не обязательно совпадает с номиналом).

Цензурированная регрессионная модель

Цензурированная регрессионная модель [censored regression model] — регрессионная модель, в которой на области изменения  части (или даже всех) переменных наложены определенные ограничения — например,  они не могут быть отрицательными. Зависимая переменная регрессионной модели в таких случаях называется  ограниченно зависимой переменной. Ц.р.м.,  введена  Дж.Тобиным  в его исследовании расходов домашних хозяйств на товары длительного пользованияю. (см . Тобит-модели).

Ценность (стоимость) капитала

Ценность (стоимость) капитала (capital  value) - показатель, характеризующий эффективность деятельности предприятия в долгосрочном плане с точки зрения различных групп субъектов (акционеров/пайщиков; кредиторов, персонала, высшей администрации); определяется путем дисконтирования различных денежных потоков (превышений соответствующих поступлений над выплатами), возникающих в результате деятельности предприятия в течение рассматриваемого периода. В зависимости от целей использования, показатель ценности(стоимости) капитала принимает форму ценности (стоимости) совокупного капитала, ценности (стоимости) акционерного/собственного капитала; ценности (стоимости) заемного капитала и чистой ценности (стоимости) капитала предприятия. Используется в качестве целевого показателя в стратегическом планировании и планировании инвестиций.

Ценные бумаги

Ценные бумаги (securities) - документы, подтверждающие право собственности владельца на какое_либо имущество или денежную сумму, которые не могут быть реализованы или переданы другому лицу без предъявления указанногодокумента.

Ценные бумаги для перепродажи

Ценные бумаги для перепродажи (securities held for resale) - ценные бумаги, приобретаемые организацией в резерв, для возможной перепродажи в будущем (когда потребуется ликвидность)

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация [price discrimination] - обычная при несовершенной конкуренции практика назначения разных цен для разных потребителей на основе различий в эластичности спроса. То же: ценовая диверсификация, диверсификация цен. Существуют разные ее виды: во-первых, по доходам покупателей. Максимальная цена, которую может заплатить покупатель за каждое приобретаемое изделие - резервированная цена (reservation price); практика назначения для каждого покупателя резервированной цены называется идеальной диверсификацией цен (perfect first-degree price discriminftion). Во-вторых, в зависимости от объема потребления: например, неодинаковые тарифы за электроэнергию для крупных и мелких потребителей; в-третьих по категориям товаров, например, авиабилеты туристского и первого классов; в четвертых, разного рода скидки для тех или иных категорий покупателей (например, распространенная на Западе традиция скидок при продаже книг для преподавателей или железнодорожных билетов для пенсионеров).

В идеале фирма предпочитала бы осуществлять полную диверификацию цен, т.е. назначить для каждого покупателя резервированную цену товара и получить таким образом максимальный сбыт. На практике это почти невозможно. И все же различные формы ценовой дискриминации, в том числе перечисленные, эффективно используются для увеличения прибыли, а также для решения долгосрочных задач фирмы - таких как создание устойчивой ее репутации среди потребителей и в обществе в целом.

См.  также Матричное ценообразование

Ценовая политика предприятия

Ценовая политика предприятия (price policy of an enterprise) - совокупность мер в области ценообразования, способствующих росту доходов и объемов реализации продукции, одно из направлений экономической политики предприятия.

Ценовой коэффициент

Ценовой коэффициент - см. Коэффициенты оценки — оценочные мультипликаторы

Ценовой мультипликатор

Ценовой мультипликатор - см. Коэффициенты оценки — оценочные мультипликаторы

Ценовой риск

Ценовой риск (price risk) - риск изменения цен на продукцию и входящие ресурсы, а также стоимости активов. Существуют три типа ценового риска: валютныйриск, риск ставки процента  (процентный) и рыночный риск. По традиции, термин «ценовой риск» охватывает не только возможность убытков,но возможность получения прибыли.

Ценообразование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ценообразование по принципу "затраты плюс"

Ценообразование по принципу «затраты плюс» (cost-plus pricing) - установление цен путем расчета затрат на каждый конкретный продукт и добавления к ним некоторой нормативной прибыли (определяемой производителем).

Ценопринимающие участники рынка

Ценопринимающие участники рынка (ценополучатели) (price takers) - см. Ценопроизводители и ценополучатели .

Ценопроизводители и ценополучатели

Ценопроизводители и ценополучатели  [price makers, price takers] - фирмы, которые имеют возможность воздействовать на процесс ценообразования в силу своего монопольного или олигопольного положения на рынке (см. Монополия, Монопольная власть, Олигополия), и фирмы, которые не способны влиять на цены, а принимают их так, как они складываются на рынке. Соответственно, последние более ограничены в своих решениях (начинать или не начинать, продолжать или прекратить производство того или иного товара). Устоявшегося перевода этих терминов на русский язык нет: кроме приведенных, используются также кальки: прайсмэйкеры и прайстейкеры, а также прайссерчеры ( от слова price-searcher, применяемого некоторыми американскими авторами), или же просто: фирмы, «создающие цену» и «принимающие цену«.

Центр инвестиций

Центр инвестиций (investment center)-структурное подразделение компании (предприятия), руководитель которого несет ответственность за использование выделенных инвестиционных ресурсов и получение необходимой прибыли от инвестиционной деятельности.

Центр прибыли

Центр прибыли

Централизованно планируемая экономика

Централизованно планируемая экономика — см. Система централизованного планирования и управления

Централизованное планирование и управление экономикой

Централизованное планирование и управление экономикой — см. Система централизованного планирования и управления

Центральный банк

Центральный банк  (Central bank) — основное учреждение кредитно-денежной системы; наделен монопольным правом эмиссии платежных средств, регулирования денежного обращения, надзора за деятельностью кредитных организаций, государственного валютного регулирования и валютного контроля. Статус Центрального банка РФ как главного банка и эмиссионного центра страны, определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Его называют банком банков. Действительно, это финансовый центр страны. Только он имеет право выпускать в обращение деньги. Он организует все безналичные расчеты в народном хозяйстве, хранит золотой и валютный запас страны, регулирует курс рубля, добиваясь его устойчивости, устанавливает так называемую учетную ставку процента, на которую ориентируются все другие банки. Он определяет для коммерческих банков правила поведения, разрешает им (выдает лицензии) или запрещает (отбирает лицензии) ведение различных банковских операций. ЦБР, в отличие от коммерческих банков, полностью принадлежит государству. На долгие 70 советских лет его деятельность как самостоятельного банка была прервана: называясь Госбанком РСФСР, он по существу был конторой, отделением общесоюзного Госбанка. Только в 1991 году Госбанк России вновь обрел самостоятельность, в 1992-м получил название Центрального банка России (ЦБР).

Свой Центральный банк есть практически в каждой стране. Названия у него могут разные: Федеральная резервная система в США, Немецкий федеральный банк в Германии, Банк Франции, Банк Японии…Но функции примерно таковы, как они описаны выше: всюду это главные проводники кредитно-денежной политики государств, единственные эмиссионные центры.

Цепной индекс

Цепной индекс [chain index]- статистический индекс многошагового расчета (например, темпов роста), характеризующий изменение показателя по отношению к каждому предыдущему шагу. Общий индекс за рассматриваемый период равен произведению соответствующих цепных индексов.

Цепочка стоимости

Цепочка стоимости (added value chain)-вновь созданные на каждом этапе воспроизводственного процесса стоимости (чистая продукция, добавленная стоимость).

Подробнее см. Стоимостная цепочка

Цепь

Цепь [graph chain] - термин теории графов, последовательность ребер графа - такая, что для каждого ребра, кроме первого и последнего, одна из его вершин является общей с предыдущим ребром, а вторая - с последующим. Ц. называется простой, если каждое ребро встречается не более одного раза, в противном случае - сложной. Число ребер - n называется длиной  цепи.

Цикл

Цикл [closed circuit (of a graph)] - термин теории графов, замкнутая цепь, т.е. такая цепь, которая начавшись в некоторой вершине, завершается в ней же. Для ориентированного графа аналогичный термин - контур.

Ц. может быть простым, если он образован простой цепью и сложным - в противоположном случае.

Цикл оборачиваемости оборотного капитала

Цикл оборачиваемости оборотного капитала (working capital cycle) - период времени с момента расходования денежных средств на производство до получения денежных средств от покупателя результатов этого производства.

Циклическая связь

Циклическая связь [cycle communication] - связь между элементами системы, при которой выход одного элемента служит входом другого, выход которого в свою очередь оказывается входом первого (т.е. это усложненная, опосредованная разновидность обратной связи).

Ц.с. весьма распространены в экономических системах, причем в разных формах и сочетаниях. Например, повышение уровня жизни населения способствует росту способности людей к труду (физических сил, культурно-технического уровня и т.п.); в свою очередь рост способностей к труду (повышение производительности труда) ведет к повышению уровня жизни населения.

Циклические компании

Циклические компании (cyclical companies) - компании, которые в силу характера своего производства больше подвержены влиянию экономических циклов, чем компании других отраслей и подотраслей. Таковы, напр., компании строительного комплекса.

Цикличные отрасли

Цикличные отрасли [cyclical industries] - отрасли, сбыт продукции которых имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в валовом национальном продукте и национальном доходе. Таковы, например, отрасли, производящие инвестиционные товары, товары долговременного пользования.

Цикломатическое число

Цикломатическое число [cyclomatic number] - термин теории графов, одна из возможных числовых характеристик несвязного графа. Если граф X имеет n вершин, m ребер, а p - количество его  связных частей - компонент (см. Граф), то Ц.ч. определяется равенством

v(X) =  m - n + p.

При Ц.ч., равном нулю, граф не содержит циклов, если же оно равно единице, то граф имеет только один цикл.

Предыдущая страница Следующая страница