Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Экономико-математический словарь (Лопатников)
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОЛ"-"ПРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПОЛ"-"ПРА")

Полный дивидендный доход

Полный дивидендный доход (total shareholder return) - доход от акции, учитывающий не только процент, но и рост стоимости акции в течение года выплаты дивиденда. Например, акция номиналом 100 рублей в начале года обещает 2,5% дивиденда. За год стоимость акции выросла на 5 руб. Полный доход 5 + 2,5 =7,5 рублей. Соответственно, доходность -7,5%.

Полный объем выпущенных акций

Полный объем выпущенных акций (fully diluted outstanding shares) - общее количество акций, представляющих собственность компании, включая простые (обыкновенные) акции и текущую конверсию привилегированных акций в простые, а также опционы, варранты и другие конвертируемые в акции ценные бумаги.

Полный рынок

Полный рынок (complete market) -фондовый рынок, на котором обращается достаточное количество разновидностей ценных бумаг, обеспечивающее инвестору возможность формирования портфеля финансовых инвестиций по задаваемым им параметрам.

Положение о подразделении

Положение о подразделении (statute of subdivision) - локальный нормативный документ, определяющий правовой статус, основные задачи, функции, права и ответственность подразделения. Организации (компании, предприятия). Положение также определяет согласно требованиям Трудового кодекса Российской Федерации конкретные трудовые функции руководителя подразделения и, с учетом распределения обязанностей, заместителей руководителей подразделения по организации выполнения задач и функций подразделения.

Положение об органе управления организацией

Положение об органе управления организацией (Company regulation body statute) -документ, устанавливающий компетенцию структурного подразделения или коллегиального органа управления Организацией (например, крупной компанией, акционерным обществом), его основные права и обязанности. Положение является основным внутренним документом, определяющим правовой статус, основные задачи, функции, права и ответственность коллегиального органа управления и его структурных подразделений (департаментов, дирекций, проектных групп, центров, отделов т.п.) .

Положительная курсовая разница

Положительная курсовая разница (foreign exchange gain) - прибыль, полученная в результате изменения  курса иностранной валюты.

Положительный денежный поток

Положительный денежный поток (при составлении разделительного баланса)( Positive cash flow) — приведенная на момент составления разделительного баланса сумма платежей, поступающих в погашение дебиторской задолженности, доходов от финансовых вложений, денежных средств, а также части прибыли от основной деятельности.

Полупространство

Полупространство [Halfspace] -  совокупность точек евклидова многомерного пространства, лежащих по одну сторону от некоторой плоскости, разделяющей это пространство.  (см. Разделяющая гиперплоскость). Различают открытое и замкнутое П. В первом случае П. это множество точек xi(i=1,…,n), координаты которых удовлетворяют неравенству Σaixi<d    или неравенству  Σaixi>d. Во втором случае это множество точек, удовлетворяющих неравенству Σaixi≥ d, или неравенству  Σaixi≤ d  , то есть П., включающее разделяющую гиперплоскость. В обоих случаях принимается, что параметры a1,…,an не могут быть одновременно равны нулю.

Пользователь (потребитель) информации

Пользователь (потребитель) информации (User) -  субъект, обращающийся к информационной системе или к посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Помехи

Помехи [noise, disturbance] - 1. В теории информации - причина отклонений воспринятой информации от переданной по каналу связи источником этой информации. 2. В экономико-математическом моделировании П. часто рассматриваются как элемент модели, условно учитывающий вероятностное воздействие не включенных в модель величин, суммирующий эти случайные воздействия в виде дополнительного члена уравнений модели, т.е. как синоним терминов «ошибка», «остаток». Точнее, однако, определять П. как источник, причину ошибок модели. Элемент П. в уравнении появляется тогда, когда случайные воздействия на экономический объект не удается учесть непосредственно (а иногда если это просто нецелесообразно из-за чрезмерного усложнения расчетов). Обозначается греческой буквой e или w. При записи модели в векторной форме e или w называют вектором  помех.

Понтрягина принцип максимума

Понтрягина принцип максимума [Pontryagin's maximum principle] - см. Математическая теория оптимальных процессов.

Популизм, популистская экономическая политика

Популизм, популистская экономическая политика (Populism, populist policy) - направление экономической политики, в разные периоды проводившееся во многих странах и хорошо изученное экономистами. Обычно заключается в провозглашении  и попытках реализации очень понятных и  популярных в народе целей, без учета действительных возможностей их достижения.

Например, предлагается рост зарплаты, компенсация обесценивающихся из-за инфляции вкладов, сокращение налогов, денежная поддержка предприятий, не находящих сбыта своей продукции, и так далее — кто скажет, что все это плохо, неблагородно?  Но  если у государства недостаточно ресурсов для всего этого, неминуемо увеличится дефицит государственного бюджета, а значит, раскрутится инфляция. От нее  всем, и в первую очередь более бедным слоям населения , «одàренным благородными решениями», станет только хуже. Таково абсолютно неизбежное последствие популизма. См. также Коэффициент монетизации экономики, Кредитно-денежная политика,. Экономическая политика

Порог, пороговая величина

Порог, пороговая величина [threshold] - элемент прогнозируемого (или наблюдаемого) развития системы, точка, в которой происходит смена одного процесса другим, качественно отличным от него. Будучи отображенной на графике, П.в. может представлять собой точку перегиба или скачка. Примеры: точка насыщения в прогнозе спроса на некоторый товар; время, когда начинается применение принципиально новой технологии.

Поворотная точка - П., за которым развитие идет в ином, нередко обратном направлении.

Порог рентабельности

Порог рентабельности (profitability threshold) - на  графике рентабельности производства промышленного изделия: точка безубыточности, соответствующая объему выпуска этого изделия, при котором нет прибыли и нет убытков.

Пороговая оптимизация

Пороговая оптимизация [threshold optimization] - достижение некоторого заданного (необязательно наивысшего или наинизшего) значения критерия качества функционирования системы. Например, при решении многокритериальных задач можно выбрать какую-то одну цель и по отношению к ней достичь строгого оптимума, а для других - ограничиться П.о., т.е. достичь определенного результата, равного заданному значению (или, что подсказывается характером задачи, - «не большего» или «не меньшего» по сравнению с ним).

Пороговая ставка доходности

Пороговая ставка доходности (hurdle rate) - инимальная доходность, при которой инвестиционный проект принимается к реализации. П.с.д. не может быть ниже стоимости затрат на финансирование проекта; ожидаемая доходность должна быть выше этого уровня, чтобы сделать проект экономически целесообразным.

Портрет системы

Портрет системы [~ systems image] - совокупность трех кортежей: множества значений входов, множества значений выходов и множества показателей внутреннего состояния системы на определенный момент времени. См. Система, Состояние системы, Траектория.

Портретная модель

Портретная модель [iconic model] (то же, что иконическая модель) - один из трех исходных типов моделей: модель, точно повторяющая структуру объекта и отношения между его элементами. Ср.: Аналоговая модель, Знаковая модель.

Портфель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Портфельная скидка

Портфельная скидка (portfolio discount) -скидка (к рыночной стоимости  акций), применяемая главным образом для компаний, имеющих две или более не совпадающих областей деятельности. Смысл ее в том, что покупатель, который намерен приобрести компанию определенной отрасли, может пожелать не платить полную цену компании, включающую те виды деятельности, к которых он не заинтересован. То же: Скидка на структуру портфеля.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции (portfolio investment) - вложение средств в  акции, облигации и другие ценные бумаги  долгосрочного характера с целью получения прибыли, но без расчета на получение определенной роли в управлении компанией. Ср. Прямые инвестиции.

Портфельные инвесторы

Портфельные инвесторы (portfolio investors) - приобретатели акций и др. ценных бумаг, являющихся портфельными инвестициями.

Портфельный анализ

Портфельный анализ [portfolio analysis] - концепция, относящаяся к количественной теории денег и рассматривающая оптимальное сочетание форм богатства (достояния, включая деньги, государственные облигации, недвижимость и т.д.), между которыми экономические субъекты делают выбор, стремясь к наиболее эффективному использованию этого богатства.

Портфельный подход

Портфельный подход (portfolio approach) - подход к изучению экономики с точки зрения портфельного анализа , оптимизации структуры (портфеля) достояния или богатства, имеющегося у индивидуума или фирмы, включая деньги, облигации, материальные ценности, акции и др. активы.

Принципы П.п. были заложены Дж.Хиксом, предположившим, что люди распределяют свое богатство исходя из стремления к максимизации доходности активов и , следовательно, - в такой пропорции, при которой предельные доходы от всех активов равны (аналогично условию равенства предельной полезности товаров в теории потребительского выбора). В последующие годы идеи Хикса были развиты путем включения факторов неопределенности и риска (Г.Марковиц), оценки альтернативных активов с учетом ситуации на рынках ценных бумаг (В.Шарп), а также анализом взаимоотношения структуры капитала фирмы и ее политики распределения дивидендов (М. Миллер). Все названные первооткрыватели П.п. - лауреаты Нобелевской премии по экономике. Центральное положение  теории портфельного подхода состоит в том. что прежде всего значение имеют дополнительные вклады в портфельные риски; специфические  риски компаний имеют тенденцию взаимоуничтожаться, если портфель велик, но вся совокупность инвестиций в портфеле сдвигается в одном направлении в какой- то мере под влиянием  общих экономических факторов. Таким образом, если снизить или вообще устранить несистематический риск (специфический для каждой компании) то доходность инвестиционного портфеля будет определяться только его отношением к рынку.

Портфельный риск

Портфельный риск (portfolio risk) - совокупный риск вложения капитала по инвестиционному портфелю в целом. Уровень П.р. всегда ниже, чем уровень риска отдельных входящих в него инвестиционных инструментов (за счет эффекта диверсификации, ковариации и т.п.)_

Таким образом, можно разделить риски  на две категории: систематический риск  и несистематический риск. Систематический риск (см. Коэффициент «бета») это риск пребывания на рынке, он не может быть диверсифицирован. Раз уж вы вступили в рынок, вы берете на себя риск. Несистематический риск это риск, который специфичен для каждой отдельно взятой компании. Его можно снизить или вообще устранить с помощью диверсификации.

Порядковая полезность

Порядковая полезность [ordinal utility] - полезность, определяемая путем ранжирования оцениваемых благ: на первое место ставится благо, дающее большую полезность, чем следующее, и так далее. При этом важен только порядок, величина же различий в полезности между сравниваемыми благами не определяется. Эта попытка обойти реальные трудности измерения полезности благ была предпринята представителями неоклассической теории экономики.

Посессия

Посессия (leasehold land tenancy) - земельное арендное владение.

Последенежная оценка

Последенежная оценка (после поступления денег) (post-money valuation) - оценка (обычно это относится к венчурной компании) непосредственно после очередного раунда ее финансирования. Ср. Доденежная оценка.

Последовательное соединение элементов системы

Последовательное соединение элементов системы [serial linkage] - такое соединение элементов в единую систему, при котором выход предыдущего  является входом следующего. Таким образом, вход системы совпадает со входом первого звена, а выходом системы служит выход последнего звена. (Рис. П.4).

Экономико-математический словарь (Лопатников) Статьи на букву П (часть 3, ПОЛ-ПРА)

Рис. П.4 Последовательное соединение элементов в системе

Последовательность

Последовательность [sequence] - «функция, определенная на множестве натуральных чисел, множество значений которой может состоять из элементов любой природы: чисел, точек, функций, векторов, множеств, случайных величин и др., занумерованных натуральными числами 1, 2, …, n,»[1].

П. записывается в виде

(x1,  x2, …, xn) или, например, (y1, y2, .., ym) и.т.п. Краткое обозначение: {xn}, {ym}. Соответственно, элементы x1, x2… или y1, y2… называются членами или элементами последовательности.

П. из множества  действительных чисел называется числовой последовательностью. См. также  Монотонное преобразование, Упорядочение.


[1] МЭС, стр. 476.

Последовательные методы принятия решений

Последовательные методы принятия решений [sequential methods in decision-making] - в исследовании операций такие, при которых решения принимаются и пересматриваются на основе расширяющейся и уточняющейся информации. Пример задачи, использующей модель последовательного принятия решений: издательство выпускает новую книгу и ежемесячно выясняет количество проданных экземпляров; нужно принять решение о том, целесообразно ли переиздание книги, и если да, то каким тиражом? Если поспешить с решением, возможна ошибка, если промедлить - возможны потери (недополученная прибыль).

Таким образом, модели данного вида применяются тогда, когда первоначальная информация недостаточна, а в результате ее дополнительного сбора точность оценок повышается. Как ошибка в оценках, так и отсрочка принятия решения приводят к потерям. Задача состоит в том, чтобы найти в этих условиях оптимальное решение. Процесс последовательного принятия решения является по своей природе адаптивным (см. Адаптивное управление, Адаптивные стратегии).

Последовательный анализ в статистике

Последовательный анализ в статистике [sequential analysis in statistics] - метод решения статистических задач (типа задач статистического контроля качества продукции), при котором решение об окончании или продолжении наблюдений принимается после каждого наблюдения. В планировании  эксперимента,  в отличие от других способов, П.а. позволяет обычно ограничиваться меньшим числом наблюдений, чем когда это число фиксируется заранее.

Поставщик

Поставщик (supplier) - любое юриди ческое или физическое лицо, а также объединение этих лиц, способное на законных основаниях поставить требуемую продукцию организации, производящей закупки товаров._

Постиндустриальная экономика

Постиндустриальная экономика (postindustrial economy)     современное и будущее состояние наиболее развитых  социально-экономических систем, приходящее на смену индустриальной экономике, доминировавшей во многих странах на протяжении последних двух веков, со времени начала современного экономического роста (по С.Кузнецу). Если на этапе индустриализации главным фактором, детерминирующим экономический рост и процветание государств было промышленное производство, то теперь общая модель хозяйствования меняется. Ведущую роль начинает играть сфера услуг, или, как ее стали называть, третичный сектор.(См. Секторы в экономке ). Главный  теоретик  постиндустриализма Д.Белл  писал, что «сдвиг происходит от производства материализованных  товаров к производству нематериализованных товаров (услуг)» В этой связи огромное значение придается ускорению научно-технического прогресса, информационной и технологической революции, а значит, таким сферам услуг, как образование, наука и научное облсуживание. Ведущим  товаром в новой экономике становится идея - говорит российский эконом-географ Н.С.Мироненко, а ряд  теоретиков постиндустриализма даже делают  вывод, что это означает «конец капитализма» и переход к «обществу знания» (П.Дракер).  Все это вносит принципиальные изменения в структуру занятости населения, в систему потребительских предпочтений, а значит, спроса на рынке, а также повышает  требования к экологическим условиям жизни людей. ,

Постоянные затраты

Постоянные затраты (издержки) (fixed cost) - затраты, издержки предприятия, составляющие примерно постоянную величину независимо от временных изменений масштабов производства на данном предприятии. Как правило, это затраты на обслуживание и управление, которые оплачиваются даже тогда, когда продукция не выпускается (См. Постоянные производственные накладные расходы)

Постоянные производственные накладные расходы

Постоянные производственные накладные расходы (fixed production overheads) -непрямые производственные затраты, которые остаются относительно постоянными независимо от объема производства, такие как износ и техническое обслуживание заводских зданий и оборудования, а также затраты на управление и административные расходы

Постсоциалистические реформы

Постсоциалистические реформы - см. Закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку

Поступление денежных средств

Поступление денежных средств (cash inflow) - см. Денежный поток.

Потенциал

Потенциал (potential ) - общий термин, означающий предельную возможность или способность какой-то деятельности, реализации каких-то действий и т.п. Можно говорить о про изводственном потенциале страны или региона (возможный объем производства при наилучшим образом складывающихся условиях), о потребительском потенциале и  спросовом потенциале (их важно знать, например, при прогнозировании роста производства), а также  об инновационном потенциале и некоторых других подобных категориях.

Потенциалы

Потенциалы [potentials], в линейном программировании -дополнительные переменные, включаемые в формулировку транспортной задачи при ее решении специальным методом, который так и называется - метод потенциалов.

Потенциально-оптимальный вариант (план)

Потенциально-оптимальный вариант (план) [potentially - optimal plan] - вариант плана, который является оптимальным при некотором возможном сочетании внешних условий. Отбор таких вариантов - этап нахождения оптимального плана. Например, отобраны все варианты, которые лучше других по уровню себестоимости, по объему капиталовложений, т.е. каждый из них оптимален, но в условиях, когда еще не определен общий лимит капиталовложений. Определив лимит, производят новый расчет, при котором оказывается отобранной лишь часть из этих проектов. Они в совокупности и составляют оптимальный план. См. также Условно-оптимальный план (в математическом программировании).

Поток

Поток [flow] - экономическая величина, которая измеряется в движении, с учетом того периода времени, для которого делается расчет. Например, годовые капиталовложения, суточный выпуск продукции. Таким образом, размерность П.: «объем, деленный на время». Ср. противоположный термин: Объем. См.  также: Денежный поток., Поток платежей, Поток событий, Поток  требований(заявок)

Поток событий

Поток  событий [flow of events] - последовательность однородных событий, следующих одно за другим в случайные моменты времени (в предельном случае, если события следуют через определенные интервалы, П.с. называется регулярным).

Примеры различных видов П.с. применительно к задачам теории массового обслуживания приведены в статье Поток требований (заявок).

Поток денежных средств

Поток денежных средств (cash flow) -см. Денежный поток.

Поток наличности

Поток наличности [cash flow] - см. Денежный поток.

Поток платежей

Поток платежей (payment flow) - последовательность осуществления расчетных денежных операций по инкассации долга (положительный поток) и погашению своих финансовых обязательств (отрицательный поток) в определенном периоде с указанием срока и размера платежей._

Поток требований (заявок)

Поток требований (заявок), входящий поток [input flow] - в теории массового обслуживания - последовательность требований или заявок, поступающих на пункт обслуживания (канал, станцию, прибор и т.д.). Они возникают случайно и требуют определенного, обычно заранее точно не предсказуемого времени для их удовлетворения.

В простейшем случае (пуассоновский поток) вероятность появления требования в любой малый промежуток времени пропорциональна длине этого промежутка и не зависит от того, возникали или нет требования в предшествующие промежутки времени.

П.т. называется стационарным, если вероятность поступления определенного числа требований за какой-то промежуток времени определяется только величиной этого промежутка и не зависит от момента его начала. (Это определение не вполне строго). Если требования могут поступать в систему только по одному, то такой поток называется ординарным. Если числа поступающих за произвольно взятые (разные) промежутки времени заявок взаимно независимы - это поток без последействия.

Если требования поступают в определенные моменты времени, то говорят о дискретном входящем потоке. Системы с такими потоками наиболее распространены. К их числу относятся, например, телефонная сеть, Универсам (см. статью Система массового обслуживания). Встречаются и системы с непрерывным входящим потоком. Примером может служить газгольдер, в который непрерывно поступает газ, причем снятие с хранения - в данном случае именно это и является обслуживанием - может осуществляться как дискретно (газ может требоваться отдельными порциями), так и непрерывно.

Если в систему может поступить одновременно только конечное число требований, входящий поток называется ограниченным; в противоположном случае - неограниченным. Например, если ремонтная бригада обслуживает участок из 30 станков, то число требований - отказов станков - не может быть одновременно более 30, а в задаче о нагрузке телефонной сети входящий поток обычно можно считать неограниченным.

Потребитель

Потребитель (consumer) - лицо (или компания), имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для  собственных нужд.

Потребительская корзина

Потребительская корзина [consumer goods basket] -  бюджетный набор потребительских товаров и услуг, используемый при расчетах индекса потребительских цен, паритета покупательной способности и других социально-экономических показателей, характеризующих потребление средней семьи (или душевое потребление) в определенный период времени. Показатель П.к. рассчитывается как произведение объемов благ (отобранных по специальным критериям) на их цены.

Потребительская оценка

Потребительская оценка [consumer valuation]- 1. Индивидуальная (субъективная ) оценка благ, выводимая потребителем в процессе потребительского выбора и равная значению функции полезности в точке, определенной этим выбором. Иными словами, П.о. некоторого набора благ  характеризует степень  удовлетворения потребностей индивида, если он потребляет или приобретает этот набор.

2. Потребительские оценки [consumer valuations] - термин, введенный В.В.Новожиловым при разработке его теории соизмерения затрат и результатов в социалистической экономике. По его мысли это общественные оценки производимых в экономике благ, исходящие из потребностей общества. Они в принципе могут либо отражать поведение потребителей в существующих условиях, либо определяться нормативным путем. В последнем случае исходят из некоего возможного «идеального» потребления и оценивают блага по их вкладу в решение общей задачи удовлетворения потребностей общества. Таким образом, П.о. - оценки благ с точки зрения их общественной полезности.

П.о. выражает, по  мнению В.В.Новожилова, то количество труда, которое общество считает необходимым затратить на данный продукт «по условиям потребления»[1]. В оптимальном плане П.о. данного продукта равна дифференциальным затратам труда по его производству - обе эти оценки носят предельный характер и обе имеют, по существу, трудовую основу.


[1] Новожилов В.В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. - М.: "Наука", 1976 , стр. 246.

Потребительские блага

Потребительские блага - см. Потребительские товары.

Потребительские товары

Потребительские товары (consumer goods) - товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами для удовлетворения своих  потребностей ( продукты питания, одежды, предметы роскоши  и т.п.) а  также государством (правительством), например, для продотвольственного снабжения армии.  Ср. Инвестиционнные товары.

Потребительский выбор

Потребительский выбор [consumer choice].- решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий В. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая, например, свои приобретения. Однако это неверно, например, в условиях дефицита тех или иных товаров: В., вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения (см. также Аксиомы выявленного предпочтения).

Функцией потребительского выбора некоторые авторы называют зависимость набора товаров, выбираемых потребителем, от вектора цен и суммы его дохода (платежеспособности его бюджета).

В соответствующих моделях предполагается, что функция определена для любых положительных цен и бюджетов, любой положительный набор товаров может быть выбран потребителем при определенных условиях, и наконец, что потребитель полностью использует бюджет на покупки.

Формально запись потребительского выбора для двух продуктов может быть такой:

u(x1,x2) ®  max   (максимизируется функция полезности)

при условии :

p1x1 + p2x2    £  I  ( то есть общие затраты на оба продукта не должны превышать дохода потребителя)

Обычно к этому условию прибавляется также условие неотрицательности переменных ( х1 ³  0,    х2  ³ 0) , однако в ряде случаев при решении задачи потребительского выбора без этого удобно обойтись.

Потребительский излишек

Потребительский излишек (дополнительная выгода) [consumer's surplus] - см. Излишек потребителя.

Потребительский спрос

Потребительский спрос [consumer demand] — часть совокупного спроса в экономике, относящаяся к потребительским товарам, в отличие от инвестиционного спроса, относящегося к инвестиционным товарам, а также спроса на вооружения (военные товары).. Размеры П.с. определяются объемом и структурой доходов населения (домашних хозяйств) и его  предпочтениями. Часть П.с. формируется также правительством страны — в том, что касается решения различных социальных вопросов, содержания армии и т.п.

В конечном счете, в экономико-математических моделях  П.с.  определяется функцией общественной полезности, подходящей по этическим и математическим соображениям. Впрочем, как иронически  однажды отметил В.В.Леонтьев, «Кто, однако, может решить, какую функцию полезности следует в конечном счете выбрать? Конечно же, не экономисты!»[1] См. Платежеспособный спрос.


[1]   Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика. М.1997,  с.138

Потребительское свойство товара

Потребительское свойство товара (Consumption characteristics of goods) — свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

Потребление

Потребление [consumption] -использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей, заключительная фаза процесса общественного производства. В макроэкономических моделях потребление (его стандартное обозначение - С) - это товары и услуги, покупаемые домохозяйствами, исключая строительство домов (его относят в инвестициям).

Различают производственное П. (производительное) и непроизводственное, или «собственно П.», как его называл К.Маркс[1]. Последнее, в свою очередь, делится на общественное и личное П. (удовлетворение общественных и личных потребностей).

Размеры и характер личного П. при прочих равных условиях зависят от уровня доходов людей и цен на приобретаемые товары и услуги (см. Анализ спроса и потребления, Предельная склонность к потреблению, Слуцкого уравнение, Функция потребления, Функция спроса, Энгеля кривые).

Непроизводственное П. относится к процессам жизнедеятельности человека. Поэтому в моделях, представляющих экономику в целом, оно может либо включаться в моделируемую систему, либо выводиться за ее пределы. В последнем случае потребительские блага как бы «экспортируются» экономикой в социально-экономическую систему.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, стр. 716.

Потребности (экономические)

Потребности (экономические) [economic wants, needs] - 1. В обобщенном смысле — часть потребностей общества, для удовлетворения которых необходимо общественное воспроизводство.

2. Индивидуальные потребности в товарах,  услугах и некоторых иных благах, в которых  как объективно, так и по мнению людей они нуждаются для поддержания  своей жизнедеятельности. ТЕОРИЯ МАСЛОУ ? Многообразные индивидуальные (личные) П. людей принято объединять в две группы: 1) физиологические, 2) обусловленные общественной средой, в которой находятся люди. Это в полной мере относится и к экономическим П. Они имеют исторический характер и в определенной мере поддаются сознательному управлению (развитию, воспитанию разумных потребностей). Экономические П. людей, с одной стороны, являются стимулом их участия в общественном производстве, а с другой - производство порождает новые П. и способствует отмиранию некоторых старых.

Различаются: 1) фактически удовлетворяемые П., соответствующие покрытому платежеспособному спросу; 2) П., подлежащие в данных условиях удовлетворению, - они характеризуются суммой покрытого и непокрытого платежеспособного спроса; 3) П., оценка которых в данный момент не связывается с платежеспособным спросом, выходя за его пределы, но должна учитываться в экономических расчетах развития производства на будущее (например, при планировании выпуска новых товаров необходимо предусматривать возможности соответствующего расширения покупательной способности их потенциальных потребителей); 4) П., прежде всего вредные для здоровья, удовлетворение которых нецелесообразно.

Уровень возможного насыщения П. учитывается при выработке рациональных норм потребления, - в частности, рациональных норм питания, исходящих из данных медицинской науки, а также рациональных норм обеспечения населения одеждой и обувью, физиологически и социально необходимого минимума жилой площади и т.п.

3. Производственные П. находят выражение в спросе на материально-техническое обеспечение, финансовые ресурсы, рабочую силу. П. отдельных производственных звеньев (например, предприятий) определяются из их планов, но возможности удовлетворения П. в свою очередь влияют на содержание самих планов. Производственные П. в масштабе народного хозяйства выявляются методом межотраслевого баланса.

См. также: Иерархия потребностей, Насыщение спроса, Потребление.

Потребность организации в продукции

Потребность организации в продукции (demand for products) - определенные в установленном порядке объемы продукции, которые должны быть закуплены организацией в течение заданного периода.

Пошлина

Пошлина (fee ) - денежный сбор, вид оплаты, взимаемой некоторыми  государственными и местными учреждениями (судом, арбитражем, регистрационными органами, таможней и др.) за оказание законно установленных услуг,  то  есть выполнение собственных обязанностей. Экономическая природа П. не вполне определена: в одних странах ее относят к налогам, в других - к неналоговым  источникам государственного бюджета. В российском законодательстве зафиксированы три вида пошлин: государственная П. за оказание плательщикам определенных услуг (принятие исковых заявлений, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача некоторых документов) и за предоставление особых прав  (права на ношение оружия, права на охоту и т.п.) ; регистрационная П. ( например, за выдачу патента на изобретение, за регистрацию предприятия); таможенная П., взимаемая при совершении экспортно-импортных операций.

См. Таможенно-тарифное регулирование, Таможенная очистка.Таможенная стоимость, Таможенные пошлины,

Пояснительная записка к финансовому отчету

Пояснительная записка к финансовому отчету (disclosures) - составная часть годовой бухгалтерской отчетности. Должна раскрывать учетную политику организации и обеспечивать пользователей данными, не нашедшими отражения в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств, которые необходимы для объективной оценки имущественного и финансового положения организации. Особенно важно, что П.з. необходима для реализации учредителями (компании) и акционерами своих контрольных прав.

Например, Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) рекомендуют включать в отчеты компаний следующую дополнительную информацию:

Количество выпущенных в обращение обыкновенных акций

Количество выпущенных в обращение привилегированных акций

Текущая цена одной акции

Дивиденд в расчете на одну акцию

Расходы на персонал

Капитализация НИОКР за два года

Накопленная амортизация

Средний темп роста

Рейтинг компании

Безрисковый процент

Рыночная премия за риск.

Права аренды

Права аренды (leasehold estate) — термин Международных стандартов оценки (МСО), также переводимый иногда как интерес арендатора, интерес съемщика или интерес лизгольда; — это права распоряжения собственностью, создаваемые условиями договора аренды, в противоположность общим правам собственности на  имущество (движимое и недвижимое). П.а. ограничиваются условиями конкретного соглашения об аренде: например,  оно может устанавливать срок действия аренды, допускать или не допускать разукрупнение имущества или сдачу его целиком или частично в субаренду другим сторонам.

Права вмешательства

Права вмешательства (step-in rights) - право стороны контракта принимать на себя права и обязанности другой стороны в этом контракте, если последняя сторона оказывается неплатежеспособной и не может соблюдать свои обязательства или в случае, когда существуют достаточные основания полагать, что эта сторона не сможет в скором будущем выполнять свои обязательства. (МСО)

Права собственности

Права собственности - см. Право собственности, Право государства на принудительное отчуждение частной собственности, Пучок прав.

Правдоподобие

Правдоподобие - см. Вероятность. См. также: Метод максимального правдоподобия.

Правила "большого пальца"

Правила «большого пальца» - см. Приближенный метод оценки.

Правила внутреннего трудового распорядка организации

Правила внутреннего трудового распорядка организации (Internal labour regulation of organization) — локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами порядок приема, увольнения работников, основные права и обязанности работников и администрации, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования отношений с персоналом в организации.

Правила (стандарты) бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности

Правила (стандарты) бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности (rules (standards) of accounting and financial (bookkeeping) reporting) - установ ленные конкретной страной или Международной организацией принципы, правила и способы ведения организациями (компаниями) бухгалтерского учета, составления и представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Таким образом,  в настоящее время финансовая (бухгалтерская) отчетность может быть составлена в соответствии с законодательством Российской Федерации (Российские положения по бухгалтерскому учету), а также в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Правило 72

Правило 72 (rule 72) - технический прием приблизительного расчета числа лет, необходимых для того, чтобы сумма инвестированного капитала при расчете по сложным процентам удвоилась; для этого необходимо разделить число 72 на величину процентной ставки. Напр., при инвестировании из расчета 18% годовых удвоение инвестиций произойдет через 4 года.

Правительственные расходы

Правительственные расходы [government expenditures]- в макроэкономических моделях — состоят из оплаты услуг (например, образование и здравоохранение) и товаров (например, оружие). Сюда не входят трансфертные платежи (такие как пенсии) и субсидии. Они не представляют собой платежа за вновь созданный продукт, а просто являются перераспределением доходов, собранных путем налогообложения. П.р. стандартно обозначаются в макроэкономических моделях буквой G (от government). То же: государственные расходы.

Право голоса

Право голоса (voting right)- право владельцев простых (обыкновенных) акций участвовать в голосованиях на общих собраниях акционеров компании по  вопросам, относящимся к ведению ее бизнеса. П.г. может быть делегировано другому лицу. Владельцы привилегированных акций правом голоса, как правило, не обладают (кроме случаев когда противоположное записано в Уставе организации. Например, бывает, что привилегированные акционеры получают П.г., когда дивиденды по привилегированным акциям не выплачиваются в течение оговоренного периода времени.)

Право государства на принудительное отчуждение частной собственности

Право государства на принудительное отчуждение частной собственности (power of a government to appropriate property for public use) - право государства изымать частную собственность для общественного использования после выплаты справедливой компенсации .

Право на доступ к информации

Право на доступ к информации (information rights) - право инспектирования бухгалтерии компании, а также получения финансовой отчетности и регулярных отчетов менеджмента.

Право первого отказа

Право первого отказа (Right of First Refusal - ROFR) - право, разрешающее лицу, получившему предложение (напр., о продаже пакета акций) , до подписания контракта согласиться на другое поступившее предложение. Аналогично, компания имеет право отказаться от дистрибуции  товара другой компании, издательство - отказаться от предложенной ему тем или иным автором рукописи и т.д

Право преимущественной покупки акций

Право преимущественной покупки акций (rights offering) - предоставление существующим акционерам возможности  приобретать дополнительные акции, обычно со скидкой по отношению к их рыночной цене. Использование П.п.п.а. позволяет избежать неприятных последствий разводнения капитала. Иногда оно продается на рынке._

Право прохода

Право прохода (right of way) - право или привилегия, приобретенные на основе договора, на проход по полосе земельной недвижимости, принадлежащей другому. См.. также Сервитут.

Право собственности

Право собственности (property right) - право собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом. Собственность - сложное понятие.  В российской традиции это вещь, и принципиально важно, кому она принадлежит. В некоторых экономико-правовых теориях, в частности, институциональной, значение имеет понятие гаранта: собственник пользуется своим правом в той мере, в которой гарант (государство) способен и хочет признавать и защищать это право.

В современной России такой подход актуален: отсутствие надежных гарантий права собственности стало главным препятствием на пути упрочения и развития рыночной экономики, с большим трудом и ценой многих лишений  восстановленной после длительного перерыва.

В англосаксонской правовой традицииП.с. - это множество, пучок прав (см.),не все из которых и не на любых условиях могут принадлежать собственнику. По версии МСО, собственность - обобщающее понятие для четырех категорий: реальная собственность, личная собственность, бизнес, финансовое достояние.

См. Право государства на принудительное отчуждение частной собственности, Пучок прав. Сервитут.

Правовое обязательство

Правовое обязательство (legal obligation) - обязательство, вытекающее:

1) из договора (через его явные или поразумеваемые условия); 2) из законодательства.

Предыдущая страница Следующая страница