Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Экономико-математический словарь (Лопатников)
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

Хайринг

Хайринг (hiring) - 1) наем работника;2) аренда машин, оборудования, транспортных средств.

Характеристическая функция

Характеристическая функция [characteristic function] - в теории кооперативных игр, - соотношение, которое определяет величину минимального выигрыша для любой коалиции в игре. При объединении двух коалиций значение Х.ф. будет не меньше суммы таких функций для необъединенных коалиций. Это означает, что объединенная коалиция выиграет по меньшей мере столько же (если все оставшиеся игроки объединятся против нее), сколько смогли бы получить две подкоалиции самостоятельно при аналогичных обстоятельствах.

Харрода-Домара модель

Харрода-Домара модель [Harrod--Domar growth model] - одна из моделей неоклассической теории экономического роста, предназначенная для определения условий постоянного, сбалансированного темпа роста экономики ( показателем его может быть, например, рост национального дохода.

Построенная на основе ряда предпосылок, сильно упрощающих реальную экономику, эта односекторная модель с непрерывным временем определяет сбалансированный темп экономического роста как функцию темпов роста численности населения, которая может условно отражаться объемом потребления, и роста основных фондов (капитала), также условно отражаемого объемом инвестиций. Норма накопления при этом принимается постоянной во времени,  а темп прироста дохода    пропорционален норме накопления и обратно пропорционален приростной капиталоемкости.

Вводятся понятия естественного темпа роста конечного продукта (при отсутствии технического прогресса он равен темпу роста населения) и гарантированного темпа, ограниченного ростом объема капитала.

Модель названа по именам независимо разработавших ее англичанина Р.Харрода и американца Е.Домара.

Хедж

Хедж (hedge) - 1. Контракт на страхование валютных рисков, рисков  неблагоприятных изменений цен по контрактам о поставке (продаже) в будущих периодах. 2. Продажа срочного контракта на бирже, обеспечивающая страхование от будущего изменения цен

Хеджевой фонд

Хеджевой фонд - фонд денежных средств, предназначенных для страхования (хеджирования) биржевых сделок с ценными бумагами. (ПРОВЕРИТЬ)

Хеджирование

Хеджирование [hedging] -  страхование участников коммерческой сделки от потерь, связанных с возможным изменением цен за время ее реализации. Заключая на фьючерсном рынке контракт, хеджер договаривается с контрагентом о поставке своего товара по заранее фиксированной цене. Таким образом сокращается неопределенность будущих платежей и поступлений средств для его фирмы. В тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем, Х. позволяет установить покупную цену намного раньше, чем будет приобретен реальный товар (валюта). Это называется хеджирование на повышение (hedging on increase) - биржевая операция по покупке срочных контрактов (форвардных) или опционов. Напротив, хеджирование на понижение (hedging on downturn)  страхует от возможного снижения цены.

Хищническое ценообразование

«Хищническое ценообразование» - см . Ценообразование

Ход

Ход [play] - в теории игр, выбор игроком одного из действий, предусмотренных правилами игры, и его осуществление. Подразделяются Х. личные и случайные. В первом случае игрок сознательно выбирает один из возможных вариантов действий, во втором - этот вариант выбирается случайно (например, с помощью бросания монеты). Теория игр  в основном занимается личными Х. В играх, содержащих только по одному Х. каждого из игроков, в том же смысле применяется термин «стратегия«.

Хозяйственное ведение

Хозяйственное ведение - порядок хозяйствования (управления предприятием), в каком-то смысле унаследованный рыночной экономикой России от системы централизованного планирования и управления экономикой, распространяется на предприятия и некоторые учреждения, сохранившиеся в государственной собственности.  Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении (т.е. государство), в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

Хозяйственное общество дочернее

Хозяйственное общество дочернее (economic society affiliated) - см. Дочернее акционерное общество.

Хозяйственное общество зависимое

Хозяйственное общество зависимое (economic society dependent) - см. Зависимая компания (предприятие).

Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью

Хозяйственное общество с дополнительной ответственностью (economic society with additional responsibility) - см. Общество с дополнительной ответственностью.

Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью, ООО

Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью, ООО - см. Общество с ограниченной ответственностью,ООО..

Хозяйственные ассоциации

Хозяйственные ассоциации (economic associations) - договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности, финансовой политики.

Хозяйственные единицы

Хозяйственные единицы [economic(al) units, business units] - в системе национальных счетов - общее обозначение участников экономического процесса, совершающих операции в области производства, финансов, страхования, перераспределения и потребления. Среди них выделяются так называемые институционные Х.е. двух типов: а) имеющие полный набор счетов и автономию решений - частные и государственные компании, государственные корпорации, кооперативы и партнерства (в нашем словаре все перечисленные понятия объединяются термином фирма или  компания), а также некоммерческие организации, органы государственного управления и некоторые другие; б) домохозяйства, основная деятельность которых состоит в потреблении. В системе национальных счетов Х.е. группируются в двух аспектах: по отраслям - для анализа отношений технико-экономического характера и по «институционным» секторам - для анализа потоков дохода, капитала и финансовых операций, т.е. экономического поведения этих единиц, а также выявления общих характеристик экономического процесса. То же: экономические единицы, экономические объекты, хозяйственные объекты.

Хозяйственные объекты

Хозяйственные объекты [1. enterprises, 2. commodities] - 1. См. Хозяйственные единицы, Экономический объект. 2. В системе национальных счетов так называются «пассивные» элементы экономики - ресурсы, продукция, деньги, наделенные лишь одним свойством: они перемещаются по воле людей, принимающих те или иные экономические решения. Совокупность их движений составляет народнохозяйственный кругооборот. Обычно Х.о. (в этом понимании) подразделяются на следующие группы:

первичные ресурсы - трудовые ресурсы, природные богатства;

имущество;

продукция, измеряемая обобщенными экономическими показателями валового внутреннего продукта, конечного продукта и т.д.

Хозяйственные операции

Хозяйственные операции [transactions] - cм. Экономические операции.

Хозяйственные отрасли

Хозяйственные отрасли [administrative sectors] - см. Чистые и хозяйственные отрасли в межотраслевом балансе.

Хозяйственные субъекты

Хозяйственные субъекты (в системе национальных счетов) [economic subjects] - «активный» элемент экономики. Это обобщенное название лиц (от руководителя фирмы и министра до главы семьи), функцией которых является управление хозяйственными объектами. Они принимают решения о материальных и финансовых операциях, которые и фиксируются в счетах. В том же смысле употребляются: Лицо, принимающее решение, ЛПР, Хозяйствующий субъект.

Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственные товарищества и общества (economic companies and societies) -коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. В случаях, предусмотренных частью I Гражданского кодекса Российской Федерации, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества  с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица

Хозяйственный механизм

Хозяйственный механизм [economic mechanism] - см. Социально-экономический механизм.См. также Рыночный механизм.

Хозяйственный риск

Хозяйственный риск [business risk]понятие стратегии бизнеса, определяемое как  несовпадение фактически полученного экономического результата  с тем. что было целью принятого решения, варианта стратегии. Например, снижение котировок акций вместо намечавшегося их повышения, уменьшение размеров прибыли по сравнению с запланированной, ухудшение сбыта продукции и образование сверхнормативных ее запасов и т.д.

Другая трактовка: затраты или потери экономического эффекта, связанные с реализацией определенного решения (напр., планового варианта) в условиях иных по сравнению с теми, при которых решение было бы оптимальным.

При разработке стратегии, крупных решений всегда необходимо определить некоторый приемлемый уровень риска и предусмотреть все условия, чтобы этот уровень не был превзойден. Концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур: оценки риска и управления риском.[risk management]. Последнее включает разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, основанных  на действующей и прогнозируемой нормативной базе, экономико-математических методах, маркетинговых (см. Маркетинг) и иных исследованиях.

Хозяйственный сегмент

Хозяйственный сегмент (business segment) - отличимый составной элемент компании, который занят производством отдельного продукта (предоставлением услуги) или группы связанных продуктов (услуг), подвергается рискам и получает выгоды иные, чем другие сегменты компании.

Хозяйствующий субъект, хозяйствующая единица

Хозяйствующий субъект, хозяйствующая единица (economic agent) - то же, что  Агент, экономический. Экономический субъект, Хозйственный субъект,  ЛПР.

Холдинг

Холдинг (holding company) - акционерная компания, которая контролирует другие компании, называемые дочерними. Холдинг, или холдинговая компания владеет пакетами их акций (обычно контрольным, но бывает, что и 100-процентным, а иногда и только блокирующим пакетом). Обладание пакетом акций позволяет холдингу иметь соответствующее пакету число своих представителей в составе Совета директоров дочерней компании и, таким образом, влиять на принимаемые принципиальные (стратегические) решения, оставляя «дочке» достаточную самостоятельность в текущих делах, а также ее название, торговую марку и так называемый «гудвилл» (повышение стоимости, связанное с репутацией фирмы и другими подобными факторами). Во многих случаях холдинговая компания оказывает дочерним компаниям управленческие и маркетинговые услуги, что ведет к повышению общей эффективности бизнеса.

Холодные деньги

Холодные деньги (cold money) - денежные средства, виды валют, обладающие стабильной покупательной способностью, отличающиеся благоприятными  перспективами для инвестора, желающего хранить свой капитал в надежной валюте, которой не угрожает девальвация.

Хроматическое число

Хроматическое число [chromatic number] - число, характеризующее количество несмежных вершин графа. Если пометить все вершины графа р цветами (отсюда и термин"хроматическое") и при этом никакие две смежные вершины не будут окрашены одинаково, то такой граф называется хроматическим порядка р . Минимальное число р, при котором граф является хроматическим порядка р, называется хроматическим числом данного графа. Оно находится с помощью аналитического метода, основанного на обычных приемах линейного программирования.

Предыдущая страница Следующая страница