Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭКС"-"ЭХО")
ЭКСПЕРТИЗА ТОВАРНАЯ - экспертиза качества товаров, реализуемых на бирже. |
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА (professional valuation) Оценка стоимости имущества (ценных бумаг, собственности, оборудования и пр.) по балансовому отчету или проспекту компании лицом, профессионально подготовленным для ее проведения. Профессиональная квалификация эксперта обязательно должна соответствовать типу подлежащего оценке имущества. Например, для оценки имущества нужен квалифицированный оценщик, тогда как для оценки не котирующихся на бирже акций - квалифицированный бухгалтер. |
ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА (expert system) Компьютерная система, которая "симулирует" знания и опыт специалиста в той или иной области, помогая решению соответствующих проблем. Если к ней обратится неспециалист, система даст ему ответ на уровне эксперта. Экспертные системы используют технологии искусственного интеллекта (artificial intelligence) и могут называться искусственным интеллектом (intelligent knowledge-based system). Они все шире используются в торговле для оценки заявок на кредиты, закупки запасов и акций. |
Вид консалтинга. Специалист самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Роль клиента сводится в основном к обеспечению доступа консультанта к информации и оценке результатов |
ЭКСПИРАЦИЯ - англ. expiration date А. Истечение срока действия кредитной карты. Б. Истечение срока действия контракта, опциона. |
Фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок. |
Объяснение условных обозначений земельных угодий, употребляемых в планах (землепользования, внутрихозяйственного устройства и др.) и на картах (почвенных, агрохимических и др.). Э. з. у., представленная в форме таблицы, содержит числовые данные общей площади землепользования с.-х. предприятия, изображенной на плане, и площадей отдельных видов угодий; в особой строке приводятся условные знаки, обозначающие различные элементы плана. Перед составлением Э. з. у. проводят общее поконтурное вычисление площадей по материалам наземной съёмки или аэрофотосъёмки. Э. з. у. служит справочным материалом при планировании и управлении с.-х. производством; используется как самостоятельный учётно-земельный документ при оформлении органами землеустройства земельных балансов |
ЭКСПОЗЕ - англ. summary краткое изложение документа или выдержки из него. |
ЭКСПОНЕНТ - юридическое или физическое лицо - участник выставки. |
Возрастание величины (возрастание в геометрической прогрессии), которая растет со скоростью, пропорциональной ее значению. Говорят: "такой рост подчиняется экспоненциальному закону". Это означает, что для любой экспоненциально растущей величины, чем большее значение она принимает, тем быстрее растет |
ЭКСПОРТ (exports) Товары и услуги, продаваемые зарубежным государствам. В терминах платежного баланса (balance of payments) товары определяются как видимый экспорт (visibles), а такие услуги, как банковские, страховые, туризм, - как невидимый. Великобритания, которая все больше тратит на импорт и все меньше получает доходов от экспорта, для сбалансирования своей торговли традиционно опирается на "невидимые" статьи. См. также: Департамент гарантирования экспортных кредитов (Export Credits Guarantee Department). вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке. |
ЭКСПОРТ КАПИТАЛА - вывоз капитала за границу государства в денежной или товарной форме. |
ЭКСПОРТ НЕВИДИМЫЙ - экспорт услуг и финансовых средств, включающий стоимость доставки товаров, банковских услуг, роялти, страховой доход, ренту, банковские проценты, дивиденды, расходы туристов. |
ЭКСПОРТ ЧИСТЫЙ - разница между экспортом и импортом одних и тех же товаров. |
ЭКСПОРТЕР - физическое или юридическое лицо, занимающееся экспортом. |
См. Квота экспортная |
ЭКСПОРТНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ (export licence) Официальное разрешение, необходимое для вывоза товаров из страны. В Великобритании экспортные лицензии требуются только для вывоза некоторых произведений искусства, антиквариата и т.п. и некоторых видов вооружений. |
ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ - дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. |
ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЙ БАНК (Export-Import Bank, Eximbank) Банк США, основанный правительством для развития торговли. Он гарантирует экспортные кредиты и займы, предоставляемые коммерческими банками американским экспортерам. |
Кредит, предоставляемый иностранному покупателю или его банку с целью финансирования продаж и услуг и стимулирования экспорта |
Кредитование клиентов-экспортеров со стороны факторинговых компаний под будущую выручку от экспорта при одновременном предоставлении клиенту гарантии от валютного и кредитного рисков |
ЭКСПРОПРИАЦИЯ - безвозмездное отчуждение движимого и недвижимого имущества, производимое государственными органами. |
ЭКСТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ - развитие, которое сводится к наращиванию производственных мощностей на прежней технической базе, увеличению применяемых материальных ресурсов и числа рабочих. |
Инвестиции, направленные на увеличение производственного потенциала на прежней технической основе |
ЭКСТЕНСИВНЫЙ - от позднелат. extensivus - расширительный, растяжимый - связанный с количественным увеличением, распространением; противоположный интенсивному. |
Экономический рост, при котором увеличение общественного продукта достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним. |
Практика или процесс покупки и продажи ценных бумаг брокерами по поручению их клиентов, обычно путем передачи приказов в торговый зал биржи для исполнения |
О наличии внешних эффектов, или экстерналий , говорят в том случае, если некоторые из переменных, которые влияют на полезность или прибыль одного принимающего решения лица, находятся под контролем другого принимающего решения лица. Иначе можно сказать, что внешние эффекты возникают, если функция полезности или производственная функция некоторого экономического агента непосредственно зависит от деятельности других лиц в экономике. Деятельность может включать в себя потребление или производство (в том числе участие в производстве). Поэтому возможно существование экстерналий между потребителем и потребителем, потребителем и производителем, производителем потребителем, производителем и производителем, производителем и работником и так далее. Отличительная черта ситуации с экстерналиями - наличие взаимозависимости между двумя лицами, которая складывается помимо ценового механизма, то есть она ничем не компенсирована, то есть не интернализируется. |
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (extrapolation) См.: интерполяция (interpolation). |
ЭКСЦЕДЕНТ - перестрахование, по которому страховая компания передает в перестрахование часть рисков, принятых на страхование. |
ЭКСЦЕДЕНТ РИСКА - договоренность о перестраховании убытка по данной категории риска. |
ЭКСЦЕДЕНТ СУММЫ - перестрахование, при котором перестраховочное возмещение выплачивается лишь при превышении убытка по нескольким видам риска определенного лимита, причем в отличие от безусловной франшизы покрывается только это превышение. |
ЭКСЦЕДЕНТ УБЫТКА - перестрахование, при котором выплачивается часть страховой суммы, превышающая определенный размер по одной категории рисков. |
1) крайнее проявление чего-либо, излишество (невоздержанность); 2) нарушение нормального хода чего-либо (например, общественного порядка); |
ЭКЮ - от фр. ecu европейская расчетная единица, являющаяся основой европейской валютной системы, введенная в обращение в 1979 г. Стоимость этой денежной единицы, ее курс по отношению к другим валютам определялся ""по корзине валют"" стран, входящих в ЕС, то есть как средневзвешенная величина, зависящая от стоимости и удельной доли валют, представленных в ""корзине"". С 1999 года с введением ""евро"" экю утратила свое значение. |
ЭЛАСТИЧНОСТЬ (elasticity) Процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Концепция эластичности была впервые введена в экономическую науку Альфредом Маршаллом (1842-1924) и с тех пор получила широкое признание. Эластичность спроса (elasticity of demand) в зависимости от цены, например, представляет собой выраженное в процентах изменение спроса на товар в результате изменения цены на него; обычно такая эластичность бывает отрицательной и отражает форму кривой спроса. Однако, по общему согласию, показатели эластичности обычно представляются положительными числами. В тех случаях, когда эластичность каких-либо факторов равна нулю, говорят, что их отношение абсолютно неэластично; если эластичность бесконечно велика, говорят, что факторы являются абсолютно эластичными; если показатель эластичности равен единице, говорят, что факторы единично эластичны. Эластичности, превышающие единицу, называются относительными эластичностями; если они меньше единицы, факторы называют относительно неэластичными. |
Соотношение затрат замещающих друг друга факторов производства при неизменном объеме выпуска продукции |
Процентное изменение стоимости опциона при изменении стоимости базового актива на один процент |
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене, измеряемая как отношение процентного изменения в количестве к процентному изменению в цене. |
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень изменения спроса на товар на рынке при изменении цены его на один процент. |
Форма эластичности спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар. Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми. Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими |
Показатель, демонстрирующий изменение спроса на товар (услугу) в зависимости от изменения дохода потребителя (домохозяйства). Эластичность спроса по доходу рассчитывается как отношение прироста потребления в стоимостном выражении к приросту денежного дохода, выраженных в процентах. Спрос на "нормальные" товары растет с ростом дохода потребителей и снижается, если доходы падают. Но, и рост и снижение происходят в меньшей степени, чем меняется доход - эластичность положительна, но меньше единицы. С ростом доходов потребителей спрос на отдельные товары (блага "нижнего порядка") может сокращаться в связи с переключением потребления на более качественные (или более "статусные") товары или услуги; эластичность спроса по доходу на такие товары может быть отрицательной. Эластичность спроса по доходу на "статусные" товары престижного потребления может на отдельных участках превышать единицу. Это происходит за счет подключения к потреблению этих товаров и услуг новых групп потребителей, которые ранее не могли себе позволить потреблять эти блага в желаемом объеме |
ЭЛЕКТРОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА - показатель, характеризующий уровень потребленной в производстве электроэнергии или электрической мощности в единицу рабочего времени. Вычисляют два показателя: коэффициент электровооруженности труда и коэффициент электровооруженности рабочих. Коэффициент электровооруженности труда определяется делением общей величины потребленной в производстве электрической энергии за период на среднесписочное число рабочих или отработанное ими время (в человеко-днях и человеко-часах). Коэффициент электровооруженности рабочих исчисляют делением суммарной мощности электродвигателей и электроаппаратов, обслуживающих производственный процесс, на число рабочих в наибольшей по численности занятых смене. |
Биржа, ведущая торги с использованием информационной сети. Операции купли-продажи осуществляются пользователями (брокерами) с помощью абонентских систем, включенных в информационную сеть |
Общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной в электронном виде. Основным отличием данной группы компьютерных устройств от КПК, планшетных ПК или субноутбуков является ограниченная функциональность при существенно большем времени автономной работы |
Electronic commerce (e-Commerce) Бизнес, основанный на информационных технологиях. Электронная коммерция предполагает: - открытие своего сайта и виртуального магазина в Интернете; - наличие системы управления компанией; - использование электронной рекламы и маркетинга; - использование моделей бизнес для бизнеса и/или бизнес для потребителя. |
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (electronic mail) Передача корреспонденции, например писем и сообщений, с одного компьютера на другой. Компьютеры соединены между собой кабелем или телефонной линией (в этом случае требуется использование модема (modem). Часто в системах электронной почты существует центральный компьютер, который действует в качестве почтового отделения и резервирует за каждым пользователем часть памяти, называемой почтовым ящиком (mailbox), где могут оставляться сообщения. Пользователи периодически связываются с "почтовым ящиком" и проверяют, есть ли для них корреспонденция. |
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА БИРЖЕВЫХ КОТИРОВОК (SEAQ, Stock Exchange Automatic Quotations System) Применяемая на Лондонской фондовой бирже (London Stock Exchange) система для регистрации сделок по ценным бумагам. Участвует в образовании рыночных цен данных ценных бумаг. Цены сообщаются брокерам посредством видеотелефонной системы ТОПИК (TOPIC). После заключения сделки отчет о ней должен быть занесен в память центральной системы. Это делается в определенные периоды в течение дня. |
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ (electronic transfer of funds, ETF) Перевод денег с одного банковского счета на другой с помощью компьютера и телекоммуникационных линий. В настоящее время банки при переводе денег с одного счета на другой обычно используют компьютеры; еще одной разновидностью электронной системы платежей является система банковских услуг по телефону, позволяющая клиентам, не выходя из дома, совершать банковские операции через сеть "Вьюдата" (Viewdata network). См. также: система электронных платежей в пункте продажи (electronic funds transfer at point of sale). См. Система платежей электронная |
ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА (spreadsheet) Компьютерная программа, используемая для числовых табличных операций, например при составлении финансового прогноза или в планировании. При работе с этой программой на экране компьютера высвечивается большая таблица колонок и рядов. Пользователь вводит в нее числа, отражающие, например, финансовые результаты или показатели доходов и расходов. При определенных командах электронная таблица может автоматически рассчитывать величины на основе уже введенных чисел. Программа позволяет также обновлять все показанные в колонках числа, если пользователь изменил какое-нибудь одно число. |
См. Деньги электронные |
Бизнес, основанный на использовании информационных технологий с тем, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений |
Вид электронного бизнеса, включающий: профессиональные консультации клиентов по электронной почте; предоставление справок от информационных служб; проведение различных опросов в Интернет и др. |
Маркетинговая деятельность с помощью информационных систем и сетей |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПУНКТ ПРОДАЖИ (electronic point of sale, EPOS) Автоматизированный метод регистрации продаж в пункте розничной торговли, при котором для считывания нанесенных на упаковку товаров штриховых кодов (bar codes) используется установленный на расчетном терминале лазерный сканнер. Среди других преимуществ таких расчетных терминалов - более эффективное использование времени кассового персонала и выдача покупателям в качестве подтверждения покупки более подробных чеков. В связи с тем, что в настоящее время до 80% товаров, продаваемых в бакалейно-гастрономических магазинах, имеет штриховой код, электронные пункты продажи все более широко распространяются в сфере розничной торговли. |
Примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия. Другие названия: виджет (англ. widget), контрол (англ. control) и элемент управления. Пример элементов управления: |
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАТРАТ - составные части совокупных затрат: материальные затраты, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты. |
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА - установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы, охватывающие: - субъектов налога (налогоплательщиков); - объекты налога (облагаемый доход, имущество); - единицы обложения (единицы измерения объекта налога); - налоговые ставки (норму налогообложения) и налоговый оклад (сумму налога с одного объекта); - налоговые льготы. |
ЭЛИМИНИРОВАНИЕ - (от лат. eliminare - изгонять + e(x) - из + limen - порог) - Elimination - исключение из рассмотрения в процессе анализа, расчета, контроля признаков, факторов, показателей, заведомо не связанных с изучаемым, анализируемым, контролируемым процессом, явлением. |
ЭЛЛИПСИС (ellipsis) Печатный символ из трех стоящих подряд точек, который указывает, что в данном месте пропущены слово или отрывок из печатного материала. |
Форма взаимодействия туроператора и хотельера, при которой оператор заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, однако не оплачивает его предварительно, а получает возможность вносить плату хотельеру непосредственно перед каждым заездом туристов |
ЭМБАРГО (embargo) Полный или относящийся к отдельным товарам запрет на торговлю с одной или несколькими странами. Торговое эмбарго является формой экономических санкций (economic sanctions). К наиболее ярким примерам эмбарго можно отнести международный запрет на торговлю вооружениями с ЮАР и запрет на поставку в страны блока восточной ориентации некоторой продукции высокой технологии. Случаи установления полных эмбарго редки, и их трудно использовать на практике. запрет государства на ввоз или вывоз из другого государства всех или определенного вида товаров. |
ЭМБОССИНГ - механическое выдавливание на пластиковой карточке ее номера, фамилии или имени ее держателя либо логотипа компании. |
Качество, свойства системы, которые не присущи ее элементам в отдельности, а возникают благодаря объединению этих элементов в единую, целостную систему |
ЭМИГРАНТ - лицо, покинувшее свое государство по каким-либо причинам. |
Англ. Underwriter"s syndicate Группа инвестиционных компаний, объединившихся с целью покупки у эмитента новых выпущенных ценных бумаг и предложения их для перепродажи на фондовом рынке. Синдикат может действовать по принципу "западного" или "восточного" счета. При действиях по принципу "западного" счета члены синдиката несут раздельную ответственность в пределах своего участия в эмиссионном синдикате и выделенной им доли выпуска. При действиях по принципу "восточного" счета каждый член несет ответственность не только за свою долю распространяемых ценных бумаг, но и за долю других участников этого синдиката. |
ЭМИССИОННЫЙ ДОМ (issuing house) Финансовое учреждение, обычно торговый банк (merchant bank), которое специализируется в размещении ценных бумаг (flotation) частных компаний на бирже (stock exchange). В некоторых случаях эмиссионные дома сами покупают весь выпуск целиком (cм.: андеррайтер/ поручитель/гарант (underwriter), гарантируя таким образом компанию от неопределенностей относительно сумм, которые она сможет получить в результате размещения своих бумаг. После этого эмиссионный дом обычно продает акции широкой публике, как правило, путем предложения новых ценных бумаг для продажи (offer for sale), представления ценных бумаг через биржу (introduction), выпуска ценных бумаг с помощью торга (issue by tender) или их размещения (placing). |
ЭМИССИЯ - выпуск в обращение денежных знаков и ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг может быть частной (выпуск акций и облигаций акционерными компаниями) и государственной (выпуск облигаций государственных займов). |
ЭМИССИЯ ТЕКУЩАЯ - последняя эмиссия правительственных ценных бумаг, выпущенных рынком, в том числе через аукцион. |
Issue of money - единовременный выпуск в рыночный оборот достаточно больших партий унифицированных долговых обязательств: казначейских обязательств, коммерческих бумаг, ипотек, ассигнаций и т.п. |
ЭМИССИЯ КАЗНАЧЕЙСКАЯ - выпуск в обращение казначейских билетов и государственных ценных бумаг, осуществляемый казначейством или другими государственными финансовыми органами, в целях покрытия бюджетного дефицита. |
Первое публичное размещение акций компании. Обычно ценные бумаги, предлагаемые при первоначальной публичной эмиссии, являются акциями молодых компаний, привлекающих акционерный капитал. Инвесторы, покупающие такие акции должны быть готовы принимать большой риск за возможность получить большую прибыль |
ЭМИССИЯ ПРАВ - выпуск прав на покупку новых акций. |
ЭМИССИЯ ФИДУЦИАРНАЯ - банкнотная эмиссия, не обеспеченная металлическим запасом эмиссионного банка. |
Увеличение паевого капитала за счет собственного капитала, без дополнительных взносов. При фондовой эмиссии пай участника увеличивается пропорционально номинальной стоимости его пая |
А. Выпуск в обращение акций, сертификатов, облигаций и других ценных бумаг. Б. Ценные бумаги одного выпуска. |
ЭМИТЕНТ - юридическое или физическое лицо, выпускающее в обращение денежные знаки, ценные бумаги или платежно-расчетные документы. |
Методология бизнеса, в которой сотрудникам предоставляются полномочия и ответственность за решения на том уровне, на котором они действуют |
Empirical sociology Эмпирическая социология,социография - комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования. |
ЭНГЕЛЬС (ENGELS) ФРИДРИХ (1820-1895) - немецкий историк, философ, один из основоположников марксизма. Редактор и составитель (фактически соавтор) второго и третьего томов лКапитала |
Целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований. Может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создаётся для поддержки какой-либо одной организации, например, определённого университета) и нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств. (англ. endowment) |
Договор о передаче места на борту самолета от компании, выдавшей посадочный талон, другой компании, по желанию пассажира |
ЭРГОНОМИКА - отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения Э. довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. |
ЭРЕ - разменная монета датской кроны, норвежской кроны, шведской кроны. |
ЭРЗАЦ - неполноценный заменитель. |
ЭРОЗИЯ ВОДНАЯ - разрушение талыми и дождевыми водами горных пород и почв. |
ЭРРОУ (ARROW) КЕННЕТ ДЖОЗЕФ (РОД. 1921) - американский экономист, автор трудов в области экономики научно-технического прогресса, организации и управления производством, общей теории экономического равновесия и аппарата производственных функций. Наибольшую известность Эрроу принесли работы в области эконометрии. Совместно с американским экономистом Ж.Дебрё разработал теорему и модель конкурентного экономического равновесия. В теореме доказывается, что при равенстве спроса и предложения на рынке установление экономического равновесия в принципе возможно. Модель Эрроу-Дебрё включает несколько участников Ч контрагентов производства (фирм-производителей и потребителей), действующих в условиях совершенной конкуренции и не оказывающих влияния на уровень цен товаров. Контрагенты производства преследуют различные цели (для фирм-производителей этой целью выступает получение прибыли, для потребителей Ч удовлетворение потребностей), которые они реализуют при заданных ограничениях (технологический способ производства, размер потребительского бюджета и др.). Нобелевская премия по экономике 1972 г. (совместно с Дж.Хиксом). |
ЭСКАЛАТОРНАЯ ОГОВОРКА/ ОГОВОРКА О СКОЛЬЗЯЩИХ ЦЕНАХ (escalation clause) Условие в контракте, которое позволяет подрядчику при определенных обстоятельствах поднимать цену на все или некоторые товары или услуги, которые он обязался поставить. "Эскалаторные" оговорки весьма обычны для договоров, работа по которым должна продолжаться длительное время в условиях высокой инфляции. Увеличение цены может касаться выполняемых работ или поставляемых материалов либо и того и другого и содержать или не содержать указание, насколько и как должна повышаться цена. "Эскалаторная" оговорка не превращает контракт в контракт типа издержки плюс (cost plus), однако является шагом в этом направлении. |
ЭСКАЛАЦИЯ - англ. escalation - постепенное увеличение, расширение, рост. |
Передача банку на хранение ценностей, принадлежащих двум и более владельцам, с условием их возвращения на строго оговоренных и документально оформленных условиях |
ЭСКУДО - денежная единица Португалии, равная 100 сентаво. |
ЭТАЛОННАЯ ГРУППА (reference group) Группа, служащая моделью поведения потребителей или формирования их потребительских привычек. Может состоять из друзей, соседей, коллег или иных групп, с которыми потребители находятся в менее тесном контакте, но которыми восхищаются или к которым хотели бы принадлежать. Осознавая значение данных групп, рекламодатели часто ориентируют на них конкретную модель своих изделий, с целью повысить их притягательность в глазах потребителей. |
ЭТАП ЗРЕЛОСТИ - англ. maturity период жизненного цикла товара, характеризующийся замедлением темпов роста сбыта товара. |
ЭТАП УПАДКА - англ. decay период жизненного цикла товара, наступающий в результате падения сбыта товара, после этапа его зрелости. |
См. Цикл жизненный товара |
ЭТАТИЗМ - активное участие государства в экономической жизни страны. |
ЭТИКА - от гр. ethos - обычай 1. Совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы. 2. Философское учение о морали |
Нормы поведения бухгалтерских работников. Впервые положения профессиональной бухгалтерской этики разработаны в США в 1987 г. Американская ассоциация бухгалтеров (ААА) приняла этический кодекс бухгалтера, который время от времени уточняется. Его основные положения: 1) бухгалтер, прежде чем занять место, должен тщательно изучить работу предшественника; 2) если предшественник уже не работает, к нему следует обратиться с письменным запросом; Профессиональный долг обязывает дать исчерпывающий ответ на этот запрос; 3) Если из предварительного ознакомления с делами следует, что работодатель нарушает или может нарушить действующее законодательство, бухгалтер должен отказаться от предложения (работы); 4) бухгалтер не в праве требовать от администрации знания и понимания того, что он делает; 5) бухгалтер не может сам требовать повышения по службе; 6) прибыли работодателя не могут включать долю для главного бухгалтера, т.е. бухгалтер не может получать премию или доплату за финансовые результаты, которые он сам вывел; 7) бухгалтер не должен советовать работодателю, как совершить и скрыть следы своего преступления; 8) за искажение отчетности работодатель и бухгалтер несут солидарную ответственность; 9) бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональную квалификацию и т.д. Считается, что наличие кодекса укрепляет статус бухгалтера и увеличивает спрос со стороны работодателей на его труд |
Кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, основанных на моральных принципах |
ЭТИКА ДЕЛОВАЯ - нормы поведения в бизнесе с точки зрения нравственности. |
См. ЭТИКА ДЕЛОВАЯ |
См. Этика деловая |
ЭТИКЕТ - правила поведения в общественном месте. |
ЭТИКЕТКА - ярлык с фабричным или торговым знаком либо надписью, прикрепляемый к товару или к его упаковке. |
ЭТИКЕТ-ПИСТОЛЕТ - инструмент для изготовления и закрепления на товаре этикеток. |
Этические инвесторы в первую очередь - действительно инвесторы . Но в то же время при осуществлении капиталовложений они учитывают соображения этического и нравственного характера, т.е. вносят вклад в формирование более справедливого общества, но при этом не обязательно ставят под угрозу доходность своих капиталовложений. Среди таких инвесторов - отдельные лица, пенсионные фонды и трасты, дарственные фонды, религиозные и учебные заведения, а также финансовые организации. |
ЭТНОС - греч.Ethnos - народ Дополнительными условиями могут быть религия, близость в расовом отношении. Нередко этнос складывается из разноязычных элементов. Для более устойчивого существования этносы стремятся к созданию своей социально-территориальной организации (государства, автономии). |
ЭФТПОС ЮК ЛТД (EftPos UK Ltd) См.: Ассоциация систем клиринговых платежей (Association for Payment Clearing Services). |
ЭФФЕКТ БОГАТСТВА (эффект Пигу) (wealth effect, Pigou effect) Изменение стоимости активов, принадлежащих индивиду, в результате изменения уровня цен (инфляции или дефляции). Дж. М. Кейнс утверждал, что падение цен ведет к сокращению совокупного спроса (aggregate demand) и создает условия для роста безработицы (unemployment). Однако, если существует эффект богатства, падение цен приводит к росту стоимости денег и, следовательно, увеличивает совокупный спрос при условии, что влияние денег на экономику является нейтральным. См.: внутренние деньги (inside money); нейтральность денег (neutrality of money); внешние деньги (outside money). |
Увеличение государственных займов на денежном рынке и следующее за этим сокращение объемов реального производства и повышение процентных ставок, т.е. снижение инвестиций |
ЭФФЕКТ ГИФФЕНА - эффект, согласно которому снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - к повышению спроса на товар. |
ЭФФЕКТ ДАРОВОЙ - прибыль банка от размещения ""бесплатных"" ресурсов клиентов. |
ЭФФЕКТ ДОХОДА (income effect) Изменения в общей покупательной способности отдельного человека по мере изменения цены товара. сравни: эффект замещения (substitution effect). Например, при снижении цены на масло потребитель сможет покупать то же количество масла, что и прежде, и у него еще останется часть дохода, которую он сможет потратить на другие товары. Обычно считается, что эффект дохода отрицательно сказывается на том товаре, чья цена изменилась; в приведенном примере это означает, что расходы на масло возрастут. |
ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ (substitution effect) Изменение в требуемом количестве товара при падении цены на него. сравни: эффект дохода (income effect). Обычно считается, что изменение цены товара имеет отрицательный эффект замещения на сам товар, то есть падение цены ведет к росту спроса. Эффект изменения цены одного товара на другие товары зависит от того, являются ли эти товары дополнением (complements) к данному товару (и в этом случае эффект отрицателен) или его заменителями (substitutes) (эффект положителен). эффект, заключающийся в изменении величины спроса на товар в результате изменения его цены по отношению к ценам других товаров. |
ЭФФЕКТ КИНГА - эффект, заключающийся в том, что цены на товар могут колебаться в большей степени, чем объем выпуска этого товара. |
ЭФФЕКТ МАСШТАБА (returns to scale) 1. Взаимосвязь между объемом производственных ресурсов и количеством произведенной из них продукции. При очень небольшом количестве продукции удвоение объема ресурсов влечет за собой рост объема произведенной продукции более чем вдвое. Это называется возрастающим эффектом масштаба (increasing returns to scale). При средних объемах производства обычно предполагается, что удвоение объема используемых ресурсов также приведет к удвоению объема продукции. Это называется постоянным эффектом масштаба (constant returns to scale). При очень высоких объемах производства удвоение используемых ресурсов дает вдвое меньше прирост продукции. Такая ситуация получила название падающего эффекта масштаба (decreasing or diminishing returns to scale). Эффект масштаба является важной категорией микроэкономического анализа. 2. Эффект масштаба (scale effect). См.: экономия на масштабе (economies of scale). |
ЭФФЕКТ ПИГУ (Pigou effect) См.: эффект богатства (wealth effect). |
Явление, характеризующееся прогрессирующим повышением привлекательности торгового центра, в результате сочетания в нем однопрофильных (специализированные торговые центры) или разнопрофильных (универсальные торговые центры) предприятий или в результате соответствующего развития инфраструктуры близлежащей зоны: наличие бизнес-центра, театра, дорожных развязок и других объектов |
Приращение к рентабельности собственных средств, получаемое за счет использования платного кредита |
Условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышение внимания к наследуемому вопросу приводит к искажению, слишком благоприятному результату во время эксперимента (англ. Hawthorne effect). |
ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА - годовая ставка сложных процентов, используемая в качестве меры доходности финансовой операции. |
ЭФФЕКТИВНАЯ СТАВКА НАЛОГА (effective tax rate) Средняя ставка налога, которая применяется при данных обстоятельствах. Во многих случаях фактическая ставка, по которой облагаются налогом доходы или дарения, может по ряду причин отличаться от официально опубликованной налоговой ставки; среди этих причин - такие, как необходимость пересчета чистого дохода в валовой, комплексное влияние нескольких скидок и особенности шкалы ставок. Таким образом, эффективная ставка налога определяется как частное от деления дополнительного налога, подлежащего выплате в результате осуществленной сделки, на величину дохода, дарения и т.п., полученную в результате этой сделки. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ (efficiency) 1. Техническая эффективность (technical efficiency). Показатель способности производителя производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами факторов производства. Говорят, что одна компания эффективнее другой, если она может производить столько же продукции, сколько и другая компания, но с меньшими затратами факторов производства, без учета ценового фактора. 2. Экономическая эффективность (economic efficiency). Показатель способности организации производить и сбывать свою продукцию с наименьшими возможными издержками. Фирма может иметь высокую техническую эффективность, но быть низкоэффективной экономически из-за того, что ее цены слишком высоки для того, чтобы быть конкурентоспособными. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАЛЮТНАЯ - англ. currency efficiency отношение валютных затрат к выручке, характеризующее эффективность операций с зарубежными партнерами. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗДЕРЖЕК (cost effectiveness) 1. Достижение цели с минимальными затратами. 2. Достижение цели с такими затратами, которые делают проект коммерчески жизнеспособным. Например, автомагистраль М 25 могла бы быть построена шириной в восемь полос вместо шести, однако существовало ошибочное мнение, что это окажется неэффективным с точки зрения издержек. |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПО ПАРЕТО - уровень организации экономики, при котором: - уже невозможно осуществить какие-либо изменения в пользу одного лица либо группы лиц, не ухудшив положение другого лица либо группы лиц; - входные ресурсы используются наиболее эффективно (эффективность производства), а результат обеспечивает максимально возможную полезность для потребителей (эффективность распределения ресурсов). |
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА - характеристика использования трудовых ресурсов. Основными показателями эффективности труда служат показатели производительности труда. |
ЭФФЕКТИВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС - спрос на товары и услуги, обеспеченный денежными средствами населения. |
ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС (effective demand) Спрос на товары и услуги, который подкреплен деньгами, для того чтобы превратиться в реальные покупки. В кейнсианской теории (cм.: кейнсианство (Keynesianism) часто утверждается, что во время спада (recession) или депрессии (depression) возникает неадекватный эффективный спрос, так как безработные требуют товары, однако не имеют денег, чтобы оплатить их. Точно так же у фирм появляется спрос на рабочую силу только тогда, когда находятся покупатели на их продукцию. "Бюджетное накачивание" (pump priming) способно увеличить эффективный спрос и подтолкнуть экономику в сторону полной занятости в результате мультипликационного процесса (multiplier). |
Форма общения в сети Фидонет, разновидность телеконференций. По своему внешнему виду и функциональным возможностям, социальному составу и т. д. напоминает группу новостей в сети Интернет, однако использует совсем другие средства доставки - эхобон, построенный по принципам FTN |