Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Краткий словарь экономиста
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОНД ВРЕМЕНИ

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОНД ВРЕМЕНИ - потенциально возможное время работы оборудования в течение года.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ - расчет текущих издержек производства на единицу продукции по статьям затрат. Себестоимость рассчитывается в стоимостном выражении и является базой при формировании оптовых цен. Типовая группировка затрат включает следующие калькуляционные статьи: сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприятий, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата основных производственных рабочих, дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование, расходы на подготовку и освоение производства, износ инструментов и приспособлений целевого назначения, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, внепроизводственные расходы. Группировка затрат по калькуляционным статьям используется при определении себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг, а также при оценке степени влияния отдельных статей на ее формирование и разработку плана организационно-технических мероприятий по ее снижению.

КАНАЛ СБЫТА

КАНАЛ СБЫТА - способы доставки товара в установленные сроки от товаропроизводителя до потребителя.

КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА

КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРА - последовательность продвижения товара от производителя к потребителю.

КАПИТАЛ

КАПИТАЛ - экономическая категория, отражающая стоимость средств производства, которые при использовании рабочей силы создают прибавочную стоимость. Капитал подразделяется на основной (основные фонды) и оборотный (оборотные средства) и может выступать как денежный, промышленный и уставный.

КАПИТАЛ АКЦИОНЕРНЫЙ

КАПИТАЛ АКЦИОНЕРНЫЙ - капитал, источником формирования которого является объединение индивидуальных капиталов посредством выпуска и реализации ценных бумаг. Рост акционерного капитала достигается в результате использования части прибыли и эмиссии акций и облигаций.

КАПИТАЛ БАНКОВСКИЙ

КАПИТАЛ БАНКОВСКИЙ - совокупность денежных капиталов, как собственных, так и привлеченных, которыми оперирует банк.

КАПИТАЛ ДЕНЕЖНЫЙ

КАПИТАЛ ДЕНЕЖНЫЙ - одна из функциональных форм промышленного капитала, применяемого на исходной и заключительной стадиях его кругооборота; денежные средства, находящиеся на расчетном счете предприятия в банке. В условиях рыночных отношений его накопление является обязательным условием. Как функциональная форма промышленного капитала он используется для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки производства, покупки средств производства и т.п.

КАПИТАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ

КАПИТАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ - денежный капитал, авансированный в сферу материального производства.

КАПИТАЛ ССУДНЫЙ

КАПИТАЛ ССУДНЫЙ - денежный капитал, владелец которого предоставляет в распоряжение юридического лица (предприятия, фирмы) денежную сумму за определенную плату в виде ссудного процента.

КАПИТАЛ УСТАВНЫЙ

КАПИТАЛ УСТАВНЫЙ - совокупная стоимость средств, зафиксированная уставом или договором при создании совместного предприятия (акционерного общества). Источниками формирования являются выпуск обыкновенных и привилегированных акций, государственные вложения, паевые взносы частных лиц и организаций, выступающие как совокупность материальных и денежных средств, поступающих в полное распоряжение совместного предприятия от участников и учредителей. См. Уставный фонд предприятия.

КАПИТАЛИЗАЦИЯ

КАПИТАЛИЗАЦИЯ - метод оценки стоимости предприятия по его доходу, полученному за определенный период от использования имущества.

КАПИТАЛООТДАЧА

КАПИТАЛООТДАЧА - доля прироста национального дохода, приходящаяся на 1 руб. капитальных вложений, осуществленных в сфере производства материальных благ.

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ - реальные инвестиции, единовременные затраты для простого и расширенного воспроизводства основных фондов, т.е. на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, а также возведение, ремонт и техническое оснащение объектов непроизводственного назначения.

КАРТЕЛЬ

КАРТЕЛЬ - разновидность монополистического объединения крупных товаропроизводителей одноименной продукции в целях ослабления конкурентной борьбы и увеличения объема реализации на основе договора о перераспределении сферы влияния на рынках сбыта, т.е. на основе установления для каждого участника соглашения определенной доли сбыта по договорной цене. При объединении сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность, ограничения касаются только тех вопросов, которые зафиксированы в соглашении.

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

КАРТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - официально оформленное юридическое соглашение между крупными товаропроизводителями одноименной продукции, в котором предусмотрено совместное изучение рынка, регулирование цен, установление скидок и т.п.

КАЧЕСТВО ПО ОБРАЗЦУ

КАЧЕСТВО ПО ОБРАЗЦУ - оценка соответствия поставленного товара образцу-представителю, отобранному по утвержденным техническим условиям изготовления.

КАЧЕСТВО ПО ОПИСАНИЮ

КАЧЕСТВО ПО ОПИСАНИЮ - основывается на сравнении товара с описанием всех технико-экономических свойств, указанных в договоре.

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ - технико-экономическая категория, отражающая совокупность различных свойств продукции (изделия), обусловливающих ее способность удовлетворять различные потребности общества. В соответствии с назначением и потребностью качество продукции тесно связано с потребительной стоимостью (см. Стоимость потребительная). Уровень качества продукции отражает количественную замену одного изделия другим, аналогичным по назначению, для удовлетворения одной и той же конкретной потребности в заданных условиях их использования. Высокое качество продукции - важное условие обеспечения конкурентоспособности продукции на рынке.

КАЧЕСТВО ТОВАРА ПО СТАНДАРТУ

КАЧЕСТВО ТОВАРА ПО СТАНДАРТУ - качество товара (услуг), отвечающее техническим условиям или стандартам в соответствии с требованиями двустороннего соглашения между производителем и потребителем.

КВАЛИФИКАЦИЯ

КВАЛИФИКАЦИЯ - уровень специальной подготовки персонала предприятия для выполнения определенного вида работ или услуг.

КВОТА

КВОТА - доля участия в общем объеме производства и реализации товара (услуг) каждого из участников монополистического объединения.

КЕЙНСИАНСТВО

КЕЙНСИАНСТВО - теоретические основы регулирования экономики промышленно развитых стран и условий поддержания их экономической стабильности. Основоположник - Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) - английский экономист, предложивший четыре постулата, обеспечивающих бесперебойный процесс общественного производства.

Первый. Прямая взаимосвязь объемов производства, доходов и сбережений. Так, при спаде промышленного производства потребительский спрос сокращается более медленными темпами. Относительная устойчивость потребления при сокращении дохода сохраняется за счет сбережений населения и правительственной политики, направленной на поддержание устойчивости этого процесса. В российской экономике относительная устойчивость потребительского спроса не работает.

Второй. Инвестиционная политика предопределяется соотношением предельной эффективности капитала и текущей нормы процента. Стабильность хозяйственной системы обеспечивается при относительной стабильности достаточно устойчивой нормы процента и незначительного изменения предельной эффективности капитала, которая подвержена серьезным отклонениям. В отечественной экономике механизм сдерживания спада инвестиционных потоков отсутствует.

Третий. Устойчивость потребления обеспечивает устойчивость оплаты труда. При спаде производства может наблюдаться устойчивость потребительского спроса, так как снижение цен равноценно дополнительному доходу потребителя. В российской экономике стабильность оплаты труда не обеспечивает устойчивости потребительского спроса.

Четвертый. Между предельной эффективностью капитала и динамикой инвестиций существует обратная связь, т.е. предельная эффективность капитала снижается при росте инвестиций, и наоборот. В российской экономике падение эффективности реального сектора предопределено продолжительностью спада инвестиционных потоков.

КЛАССИФИКАЦИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ - распределение предметов, объектов и понятий по классам, группам на основе подобия тех или иных классификационных признаков. Для классификации выбирают наиболее существенные и однородные признаки или свойства. Предметы, объекты и понятия классификации, обладающие одинаковыми свойствами и признаками, объединяются в однородные группы. Далее эти группы распределяются, в результате возникает последовательно разветвляющаяся система классификации, в которой каждая последующая группа конкретизирует предыдущую. В систему классификации вводятся соответствующие ограничения, продиктованные конкретными задачами.

КЛИРИНГ

КЛИРИНГ - система взаимных безналичных расчетов за куплю-продажу товарно-материальных ценностей и оказание услуг. Основывается на зачете платежных требований и обязательств участников сделки. Различают двусторонний и многосторонний, международный и внутренний, банковский и валютный клиринг.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР - взаимное соглашение, которое заключается между трудовым коллективом и представителями администрации предприятия о взаимных обязательствах и условиях урегулирования конфликтных ситуаций в процессе производственно-хозяйственной деятельности на срок до 3 лет.

КОМБИНАТ

КОМБИНАТ - объединение нескольких технологически связанных между собой предприятий различных отраслей. Может также основываться на комплексном использовании сырья и утилизации отходов при производстве разнородной продукции.

КОМБИНИРОВАНИЕ

КОМБИНИРОВАНИЕ - форма концентрации промышленного производства, которая предусматривает объединение в одном предприятии (комбинате) нескольких специализированных и взаимосвязанных предприятий различных отраслей, последовательно выполняющих технологические операции по обработке сырья, т.е. продукция одного производства является сырьем, материалом для другого производственного процесса. Например, металлургический комбинат из руды выплавляет чугун, из чугуна - сталь. Сталь является материалом для производства готовой продукции в металлообрабатывающих подразделениях комбината. Другая форма комбинирования - комплексное использование сырья, материалов и утилизация отходов при выпуске разнородной продукции.

Комбинирование позволяет более эффективно использовать материальные и вторичные энергетические ресурсы. Например, деревообрабатывающий комбинат располагает производственными мощностями, которые позволяют производить пиломатериалы, мебель, а отходы использовать для изготовления древесных плит, отдельных элементов мебели и т.п.

КОМИССИОНЕР

КОМИССИОНЕР - посредник, который по указанию поручителя выполняет процедуру купли-продажи товаров за установленное вознаграждение.

КОМИССИЯ

КОМИССИЯ - двустороннее соглашение, на основе которого одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) обязуется за денежное вознаграждение осуществлять сделки в интересах комитента.

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ - одна из стадий приватизации, когда вся ответственность за результаты деятельности предприятия возлагается на администрацию, при этом государство прекращает выделять дотации на возмещение убытков.

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК

КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК - негосударственное кредитное учреждение, которое работает на коммерческой основе, специализируется на выдаче денежных ссуд юридическим лицам на взаимовыгодных условиях и обслуживает частных клиентов на комиссионных началах. Выполняет основные финансовые операции: привлечение и размещение денежных средств, комиссионно-посреднические операции. Доходом является превышение процентной ставки по кредиту над процентной ставкой по вкладу (маржа), оплата оказываемых финансово-кредитных услуг и т.п.

КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ

КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ - кредит, предоставляемый в товарной форме в момент совершения сделки, т.е. с отсрочкой платежа за купленный или поставленный товар. Оформляется долговым обязательством, в котором фиксируются срок погашения кредита и сумма выплаты. В другом случае открывается счет по задолженности, которая гасится заемщиком периодическими платежами с учетом процентной ставки за кредит.

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - юридическое лицо, работающее в условиях самофинансирования и преследующее своей целью получение прибыли. Коммерческое предприятие действует в основном в сфере обращения товаров и услуг.

КОМПАНИЯ

КОМПАНИЯ - предприятие, имеющее целью организацию коммерческой или промышленной деятельности. Создается на основе партнерства, долевого участия компаньонов в акционерном капитале. Компании бывают акционерными, инвестиционными, с ограниченной ответственностью, холдинговыми и т.д.

КОМПАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ

КОМПАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ - кредитно-финансовое учреждение, аккумулирующее денежные средства частных вкладчиков, которые в дальнейшем используются для осуществления инвестиций юридических лиц, выпуска собственных ценных бумаг и превращения их в акции и облигации других компаний.

КОМПЛЕКСНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ

КОМПЛЕКСНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ - всесторонний учет в процессе управления маркетингом параметров производства, сбыта, потребления.

КОМПЛЕКТНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

КОМПЛЕКТНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - количественная оценка выпуска деталей и узлов в производственных целях, кратная их количеству в единице каждого изделия и числу изделий по плану с учетом задела.

КОНВЕРСИОННЫЙ МАРКЕТИНГ

КОНВЕРСИОННЫЙ МАРКЕТИНГ - незаинтересованность покупателей в приобретении товара или услуг. Например, больные диабетом не покупают сахар, кондитерские изделия и т.п.

КОНВЕРСИЯ

КОНВЕРСИЯ - изменение структуры выпускаемой продукции; перевод предприятий оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения.

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ

КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ - совокупность экономических мероприятий, направленных на обеспечение роста реализации по устанвленной цене поставляемых на рынок товаров.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ - совокупность технико-экономических характеристик товара, выгодно отличающихся от аналогичного изделия по степени удовлетворения потребительских интересов покупателя.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ - возможность продукции удовлетворять потребительский интерес покупателя и приносить прибыль. Оценивается интегральным показателем относительной конкурентоспособности i-го товара:

где УДjт - уровень доверия j-го показателя i-го товара; k - количество показателей, включенных в соответствующую группу (i = 1, 2, 3, к).

Каждый показатель, входящий в соответствующую группу технических, экономических или технико-экономических показателей, оценивается по уровню доверия, который устанавливается в пределах 0,7-0,99. При использовании новых технических решений уровень доверия может превышать единицу, но не более чем на 50%.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - оценка технико-экономических возможностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и потребителя. Уровень конкурентоспособности производства оценивается по групповым показателям:

по технологичности:

где УКСiтех - интегральный показатель уровня конкурентоспособности технологии производства i-го изделия; УДqiтех - уровень q-й составляющей, частный показатель изготовления единицы i-й номенклатуры продукции, определяемый как отношение минимально возможного результата к фактическим затратам. Например, при минимальной величине расчетной трудоемкости изделия 1200 ч и фактической 1500 ч УДqiтех = (1200/1500) = 0,8; а - количество составляющих (q = 1, 2, 3, а); KqB - коэффициент влияния составляющей q на выполнение технологической операции (от 0,1 до 0,9);

по организации производства:

где УДiq - уровень q-й составляющей для производства единицы i-й номенклатуры продукции, определяемый как отношение расчетной величины затрат времени к фактической; m - количество составляющих (q = 1, 2, 3, …,m);

по экономичности:

где УДiэц - уровень цены единицы i-й номенклатуры продукции, определяемый как отношение фактической цены к максимально возможной величине (верхний предел); УДiэпр - уровень прибыли единицы i-й номенклатуры продукции, определяемый как отношение фактической величины к плановой; УДiэр - уровень объема реализации единицы i-й номенклатуры продукции, определяемый как отношение фактической величины к плановой.

КОНКУРЕНЦИЯ

КОНКУРЕНЦИЯ - экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта в целях получения прибыли и других выгод. Различают следующие виды конкуренции:

видовая конкуренция, имеющая место на рынке одноименного товара или его разновидностей;

внутриотраслевая конкуренция, имеющая место на рынке товаров и услуг, отличающихся качеством, эксплуатационными характеристиками, ценой, сервисным обслуживанием и т.п.;

межотраслевая конкуренция, возникающая на рынке товаров и услуг различных отраслей;

монополистическая конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам;

недобросовестная конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции;

неценовая конкуренция, осуществляемая посредством повышения качества продукции (надежность, долговечность, производительность, минимизация эксплуатационных издержек) и улучшения условий продажи при неизменных ценах;

олигополистическая конкуренция, характерная для олигополистического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чистой монополии, а с другой - монополистической конкуренцией. Его особенностью является максимизация прибыли путем повышения цен. Однако ценовая стратегия действует только в краткосрочном периоде, так как в результате сильной конкуренции продавцы вынуждены снижать цены. Небольшое число товаропроизводителей, присутствующих на данном рынке, обусловлено жесткими условиями проникновения на него, которые диктуют промышленные предприятия с высокой концентрацией производства;

функциональная конкуренция, имеющая место на рынке товаров, удовлетворяющих спрос потребителей;

ценовая конкуренция, осуществляемая посредством снижения цен;

чистая конкуренция - рыночная ситуация, когда большое число товаропроизводителей продают аналогичные товары.

КОНКУРЕНЦИЯ МАРКЕТИНГА

КОНКУРЕНЦИЯ МАРКЕТИНГА - разработка условий (плана), обеспечивающих достижение хозяйственных целей предприятия в направлении удовлетворения потребностей отдельных рынков более конкурентоспособными товарами в сравнении с товарами действующих соперников.

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКАХ СБЫТА

КОНКУРЕНЦИЯ НА РЫНКАХ СБЫТА - раздел бизнес-плана, в котором систематизированы результаты анализа условий производства и реализации аналогичной продукции у основных конкурентов по перечню факторов конкурентоспособности: товар (качество, технико-экономические показатели и т.п.), цена (реализация, условия кредита и т.п.), каналы сбыта, обеспечение роста объема реализации (реклама, участие в конкурсах, ярмарках и т.п.).

КОНСАЛТИНГ

КОНСАЛТИНГ - оказание услуг по консультированию субъектов рыночной экономики (покупателей, продавцов, товаропроизводителей) по вопросам организации, управления экономикой предприятия, фирмы и т.д.

КОНСЕРВАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

КОНСЕРВАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ - временное прекращение деятельности промышленного предприятия с целью осуществления технических мероприятий, направленных на предохранение основных производственных фондов от преждевременного физического износа.

КОНСОРЦИУМ

КОНСОРЦИУМ - временный договор о производственно-сбытовой кооперации нескольких промышленных организаций для совместного осуществления крупного промышленного проекта.

КОНТРАКТ

КОНТРАКТ - юридический двусторонний или многосторонний договор, в котором зафиксированы права и обязанности каждой стороны. Контракты бывают разовыми, краткосрочными, годовыми, долгосрочными и т.п. Наиболее распространен контракт купли-продажи, который предусматривает следующие обязательства: для товаропроизводителя (продавца) - поставка товара в установленном объеме и с заданными качественными параметрами, передача документов и юридических прав на поставленный товар; для потребителя (покупателя) - приемка товара в соответствии с требованиями о поставке, зафиксированными в соглашении, и его оплата. При нарушении условий контракта накладываются штрафные санкции.

КОНТРОЛЛИНГ

КОНТРОЛЛИНГ - управление координацией и информационным обеспечением процесса достижения конечных целей предприятия на основе обобщения учетных, аналитических, плановых и контрольных результатов хозяйственной деятельности.

КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ - оценка соответствия результатов работы предприятия требованиям инструкции по выполнению качественных и количественных показателей экономического и социального развития.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА - оценка соответствия фактических эксплуатационных характеристик товара, определяющих его пригодность для потребления, характеристикам, утвержденным техническими условиями, стандартами или требованиями заказчика.

КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ

КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ - совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен путем установления предельных коэффициентов их роста. Сумма, превышающая верхний предел цен, изымается в бюджет государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ - недирективная информация, отражающая количественные и качественные сведения, необходимые для планирования социально-экономического развития.

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ

КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ - доля акций, позволяющая их владельцу (физическому или юридическому лицу) осуществлять полный контроль над деятельностью акционерного общества. Контрольный пакет акций должен превышать 50% номинальной стоимости выпущенных акционерным обществом акций, а в отдельных случаях достаточно 25-30%.

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ - несовместимость, противоречивость интересов в социально-трудовых отношениях; разногласия между заинтересованными сторонами.

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА - способ организации производства, предусматривающий сосредоточение средств производства отдельных товаропроизводителей на крупных предприятиях. Различают агрегатную (повышение мощности установленного оборудования), технологическую (увеличение размеров технологически однородных производств), заводскую (увеличение размеров предприятия) концентрацию производства.

КОНЦЕРН

КОНЦЕРН - крупное объединение юридических лиц промышленного, финансового или торгового направления с целью установления единого руководства при ограничении хозяйственной самостоятельности предприятий и фирм, вошедших в него.

КОНЪЮНКТУРА

КОНЪЮНКТУРА - внутренние и внешние обстоятельства (факторы), оказывающие непосредственное влияние на производственный процесс и обращение денежных средств.

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА

КОНЪЮНКТУРА РЫНКА - условия продажи на товарном рынке в соответствующий период, зависящие от соотношения величины спроса и предложения, ценовой эластичности и прочих социально-экономических и природных факторов.

КООПЕРАТИВ

КООПЕРАТИВ - форма добровольного объединения лиц для участия в производственной или потребительской деятельности на основе совместной коллективной (паевой) собственности.

КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

КООПЕРИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА - форма производственных связей между специализированными предприятиями, фирмами, которые участвуют в совместном изготовлении определенной продукции, но при сохранении их хозяйственной самостоятельности.

КОРПОРАТИВИЗМ

КОРПОРАТИВИЗМ - направление институционального преобразования в условиях переходного периода и становления рыночной экономики, основанное на союзе или объединении промышленных предприятий и финансовых организаций (промышленно-финансовые группы) по общности хозяйственных интересов для создания экономических преимуществ за счет концентрации денежного и промышленного капитала, но с учетом интересов трудовых ресурсов.

КОРРУПЦИЯ

КОРРУПЦИЯ - уголовно наказуемое преступление, основанное на использовании должностным лицом (включая политических и общественных деятелей) предоставленных ему прав для выполнения караемых законом действий (разовых или постоянных функциональных заказов), оплачиваемых в виде взяток.

КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ - текущие затраты, которые не могут быть отнесены к выпуску определенного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом, например расходы по эксплуатации и содержанию оборудования, цеховые расходы и т.п. Распределяются между различными изделиями пропорционально тому или иному условному признаку или показателю, чаще всего пропорционально заработной плате основных производственных рабочих.

КОСВЕННЫЙ НАЛОГ

КОСВЕННЫЙ НАЛОГ - см. Налог косвенный.

КОЭФФИЦИЕНТ ВВОДА ИЛИ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

КОЭФФИЦИЕНТ ВВОДА ИЛИ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ - коэффициент, определяемый как отношение стоимости вновь введенных основных производственных фондов в течение года к их стоимости на конец года.

КОЭФФИЦИЕНТ ВНУТРИСМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ВНУТРИСМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ (ЗАГРУЗКИ) ОБОРУДОВАНИЯ - коэффициент, определяемый как отношение времени фактической

работы к годовому фонду времени работы оборудования:

где SEi - станкоемкость выпуска единицы i-й детали; ni - количество i-х деталей; Фiэф - годовой эффективный фонд времени единицы работы оборудования для t-й возрастной группы оборудования. См. Эффективный фонд времени.

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ - коэффициент, определяемый как отношение стоимости ликвидированных, списанных с баланса предприятия основных производственных фондов к их стоимости на начало года.

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ - коэффициент, характеризующий перевыполнение нормированной трудоемкости операции, детали, изделия. Определяется как отношение нормированной трудоемкости к фактическим затратам времени.

КОЭФФИЦИЕНТ ГОДНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ГОДНОСТИ ОБОРУДОВАНИЯ - коэффициент, характеризующий долю остаточной стоимости (Цост), приходящуюся на 1 руб. первоначальной стоимости оборудования (Цп):

Кгодн = Цост/Цп; Цост = Цп(1 - НаТэк)

где На - норма амортизации в долях единицы; Тэк - количество лет эксплуатации оборудования. После преобразования

Кгодн = 1 - НаТэк

Например, при На = 0,1 и Тэк = 6 лет Кгодн = 1 - 0,1 х 6 = 0,4, или 40%. Коэффициент годности оборудования отражает потенциальные возможности оборудования, скорректированные на физический износ.

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ - показатель, отражающий уровень развития умственных способностей или располагаемых знаний. Определяется на основе использования определенного набора тестов.

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛА - рациональный расход материальных ресурсов (сырье, материалы), т.е. отношение веса готового изделия к общему расходу материала на единицу продукции или весу заготовки.

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ - коэффициент, определяемый как отношение количества используемого оборудования в технологическом процессе к количеству оборудования, включенного в парк основного технологического оборудования.

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА УСТАНОВЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАРКА УСТАНОВЛЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ - коэффициент, определяемый как отношение количества действующего оборудования к количеству установленного оборудования в цехах основного производства или на предприятии в целом.

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛОЩАДЕЙ - коэффициент, определяемый как отношение стоимости валовой или товарной продукции за определенный период (сутки, месяц, год) к общей производственной площади, т.е. это стоимость продукции, приходящаяся на 1 м2 производственной площади.

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗМЕРНЫХ ПАРАМЕТРОВ

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗМЕРНЫХ ПАРАМЕТРОВ - показатель интенсивности использования оборудования, определяемый как отношение, в котором в числителе каждое слагаемое есть произведение размерного интервала детали на коэффициент загрузки станка деталями данного интервала

, а в знаменателе - произведение одного из размерных параметров станка (RmСТ) на коэффициент его загрузки:

где Rim - размерный интервал обрабатываемой детали; RmСТ - размерный параметр станка; Ki - коэффициент загрузки станка деталями i-го размерного интервала; b - количество размерных интервалов (i = 1, 2, 3,..., b); m - размерный параметр станка (длина - l, высота - h, диаметр - d и т.д.).

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМЕННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ - отношение фактического коэффициента сменности к режиму работы оборудования. Например, при 2-сменном режиме работы оборудования и фактическом коэффициенте сменности Ксм = 1,6 коэффициент использования составит Киссм = Ксм/Кв = 1,6/2 = 0,8.

КОЭФФИЦИЕНТ КРИТИЧЕСКОЙ АБСОЛЮТНОЙ ЛИКВИДНОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ КРИТИЧЕСКОЙ АБСОЛЮТНОЙ ЛИКВИДНОСТИ - показатель оценки финансового состояния предприятия, определяемый как отношение суммы наличных средств и эквивалентов наличных средств к краткосрочным обязательствам. Промежуточный коэффициент ликвидности устанавливается как отношение краткосрочных активов (запасов) к краткосрочным обязательствам.

КОЭФФИЦИЕНТ ОКУПАЕМОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

КОЭФФИЦИЕНТ ОКУПАЕМОСТИ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ - показатель, отражающий период, в течение которого авансированные капитальные вложения окупаются экономией или прибылью, полученной в результате материализации капитальных вложений. См. Экономическая эффективность сравнительная.

КОЭФФИЦИЕНТ ОХВАТА

КОЭФФИЦИЕНТ ОХВАТА - доля продукции предприятия или отрасли в общем объеме производства профилирующего товара.

КОЭФФИЦИЕНТ ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ ПОКУПАТЕЛЬСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - доля стоимости товара, проданного в кредит, в общей стоимости товара, подлежащего реализации.

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИБЫЛЬНОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИБЫЛЬНОСТИ - доля прибыли в стоимости реализованной продукции. Рассчитывается отношением дохода к выручке от продаж.

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИРОСТА ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ - коэффициент, определяемый как отношение прироста стоимости основных производственных фондов (?Фпр = Фвв - Фвб, где Фвв, Фвб - стоимость введенных и списанных с баланса основных производственных фондов в течение года) к их стоимости на конец года (Фк.г):

Кпр = ?Фпр /Фк.г.

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИРОСТА ЭКОНОМИИ

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИРОСТА ЭКОНОМИИ - величина снижения прироста затрат, отнесенных к стоимости прироста обмена производства.

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИРОСТНОЙ ФОНДОЕМКОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ ПРИРОСТНОЙ ФОНДОЕМКОСТИ - показатель, рассчитываемый как отношение прироста основных производственных фондов к приросту продукции в результате увеличения материализованных капитальных вложений за определенный период (месяц, квартал, год). Используется для установления причин, повлиявших на уровень фондоемкости продукции в исследуемом году. Снижение уровня фондоемкости продукции при наращивании производственного потенциала возможно только в том случае, если уровень использования старых основных производственных фондов будет возрастать такими темпами, которые позволяют возместить потери от запаздывания отдачи вновь введенных основных производственных фондов.

КОЭФФИЦИЕНТ РИСКА

КОЭФФИЦИЕНТ РИСКА - расчетная величина предполагаемых потерь при переходе к производству новой продукции, отнесенная к прибыли от ее реализации.

КОЭФФИЦИЕНТ СМЕННОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ СМЕННОСТИ - показатель оценки целосменного использования времени работы оборудования, который рассчитывается как отношение количества отработанных станкосмен в течение суток (С) к общему количеству установленного оборудования (nу):

Ксм = (С1 С2 С3)/nу.

Коэффициент сменности может быть плановым и фактическим и определяться по предприятию, цехам и группам оборудования за год, квартал, месяц, декаду, сутки.

Разработка и осуществление мероприятий по повышению коэффициента сменности работы оборудования - сложная проблема, поскольку это связано с привлечением дополнительного числа станочников, расширением многостаночного обслуживания, списанием излишнего оборудования и т.д. См. Коэффициент использования сменного режима работы оборудования.

КОЭФФИЦИЕНТ СОПРЯЖЕННОСТИ ПАРКА ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ СОПРЯЖЕННОСТИ ПАРКА ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ - показатель, отражающий соотношение возможностей каждой группы взаимозаменяемого оборудования, включенной в технологическую цепочку обработки деталей, входящих в готовую продукцию, т.е. ?2/?1; ?3/?1,..., ?i/?1, где ?1 - пропускная способность первой технологической операции (обратная величина коэффициента загрузки, т.е. 1/Кзг); ?i - пропускная способность завершающей технологической операции. Сопряженность наблюдается при ?2/?1 = 1. Дефицит времени по i-й операции возникает, если соотношение ?i/?1 при увеличении объема производства до уровня ?1 будет меньше единицы, т.е. ?i/?1 < 1,0. См. Пропускная способность оборудования.

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ - численность уволенных в течение года, отнесенная к среднесписочной численности работников.

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЩЕЙ ЛИКВИДНОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ ТЕКУЩЕЙ ЛИКВИДНОСТИ - реальная обеспеченность предприятия оборотными средствами (оборотным капиталом) для нормального ведения хозяйственной деятельности при обязательном условии своевременного погашения кредита и других срочных денежных обязательств. Рассчитывается отношением стоимости оборотных средств предприятия к сумме срочных обязательств.

КОЭФФИЦИЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ФИЗИЧЕСКОГО ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ - показатель, отражающий долю первоначальной стоимости оборудования, перенесенную на готовую продукцию:

КФИ = НаТэк

где На - норма амортизации в долях единицы; Тэк - количество лет эксплуатации оборудования.

КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ - процентное изменение количества продаваемого товара, приходящееся на один процент изменения цены товара (изделия).

КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТЫ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ - коэффициенты, используемые для диагностики финансового состояния предприятия-реципиента. К ним относятся:

коэффициент общей оборачиваемости капитала, определяемый как отношение объема реализации (продажи) к среднегодовой стоимости активов или основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств;

коэффициент оборачиваемости оборотных средств, характеризующий число оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчетный период (год), и определяемый как отношение объема реализованной продукции, оцененной по себестоимости (РПс), к среднему остатку или нормативу оборотных средств (ОСср.г):

О = РПс/ОСср.г,

где

здесь ОСн.г, ОСк.г - стоимость оборотных средств соответственно на начало и конец года; 

- суммарная стоимость оборотных средств по данным на 1-е число каждого месяца начиная с февраля (i = 2) и включая декабрь (n = 12);

коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов, определяемый как отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости товарно-материальных ценностей.

КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - коэффициенты, используемые при диагностике финансового состояния предприятия-реципиента. К ним относятся коэффициенты: рентабельности продукции по валовой прибыли, т.е. отношение валовой прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции; рентабельности продукции по чистой прибыли, т.е. отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции; рентабельности капитала, т.е. отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов (рассчитывается по чистой и валовой прибыли).

КРЕДИТ ДОЛГОСРОЧНЫЙ

КРЕДИТ ДОЛГОСРОЧНЫЙ - кредит, который выдается финансово-кредитным учреждением на реконструкцию и расширение действующих и строительство новых предприятий при условии его возврата в течение 5 лет. Погашение кредита производится за счет прибыли и амортизационных отчислений в установленные сроки с одновременной уплатой соответствующих процентов.

КРЕДИТ КРАТКОСРОЧНЫЙ

КРЕДИТ КРАТКОСРОЧНЫЙ - кредит, предоставляемый для обеспечения сверхнормативных запасов сырья и материалов, на своевременную выплату заработной платы и временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, а также на внедрение новой техники, технологии при условии его погашения в течение одного года.

КРЕДИТ ЛЬГОТНЫЙ

КРЕДИТ ЛЬГОТНЫЙ - кредит, получаемый на льготных условиях, т.е. с более низкой процентной ставкой и более продолжительным сроком погашения полученной ссуды.

КРЕДИТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ

КРЕДИТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ - отсрочка оплаты товара.

КРЕДИТНЫЙ РИСК

КРЕДИТНЫЙ РИСК - вероятность нарушения соглашения о своевременности оплаты полученной в кредит продукции (услуг), сокращения выручки при выходе на рынок с новой продукцией и т.п.

КРЕДИТОР

КРЕДИТОР - юридическое или физическое лицо, дающее в долг, предоставляющее кредит на установленный период времени с выплатой кредитору процентной ставки за услуги.

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ - способность физического или юридического лица выполнять все финансовые обязательства в соответствии с условиями договора.

КРИВАЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ

КРИВАЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ - кривая, графически иллюстрирующая условие, при котором текущие издержки производства (СО) равны выручке от реализации изготовленной продукции (ДО). Убытки возникнут, если ДО < CQ, где С и Д - себестоимость единицы продукции и оптовая цена; Q - объем реализации.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - кривая, графически отображающая закон предложения, согласно которому при росте цены увеличивается предложение. С позиции потребителя (покупателя) закон предложения выступает как сдерживающий фактор, поскольку покупатель не будет приобретать товар в большом количестве при высокой цене. Однако по мере снижения цены объем реализации должен возрасти.

КРИВАЯ СПРОСА

КРИВАЯ СПРОСА - кривая, графически отображающая закон спроса, согласно которому при снижении цены спрос растет и, наоборот, спрос падает при росте цены. Однако эта зависимость однозначно не совпадает с изменением величины спроса, так как обусловлена ценовой эластичностью спроса. Кроме того, она не учитывает влияния различных факторов, таких, как: привычки покупателей, появление новых товаров и услуг, рост числа покупателей и т.п. При совмещении кривых спроса и предложения можно установить равновесную цену, когда спрос и предложение будут равны. Если спрос опережает предложение, возникает дефицит, если предложение опережает спрос - излишек. По мере снижения цены излишек сокращается, а при пересечении кривых спроса и предложения - исчезает. Такая товарная политика производителя способствует росту числа покупателей и называется рыночным приспособлением.

КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА

КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА - ситуация, при которой произведенные товары не находят сбыта в связи с превышением реальной потребности.

КРИТЕРИЙ ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

КРИТЕРИЙ ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА - положительное сальдо накопленных реальных денежных средств в любом временном интервале, в котором данный участник осуществляет затраты или получает доходы. Отрицательное сальдо свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и отражения этих средств в расчетах эффективности.

КРУГООБОРОТ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

КРУГООБОРОТ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ - включает три стадии: на первой стадии оборотные средства из денежной формы переходят в товарную (приобретаются производственные запасы, рабочая сила), на второй - производственные запасы при участии орудий труда и рабочей силы превращаются в готовую продукцию; на третьей - готовая продукция реализуется, средства освобождаются от товарной формы и вновь принимают денежную. Кругооборот считается завершенным, когда средства за реализованную продукцию поступят на расчетный счет предприятия и обеспечат прибавочную стоимость. Первая и третья стадии кругооборота относятся к сфере обращения, вторая - к сфере производства. Непрерывность процесса промышленного производства предусматривает наличие оборотных средств в каждой из трех стадий.

Предыдущая страница Следующая страница