Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Экономика. Словарь по обществознанию
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Маркетинг

Маркетинг (от англ. market - рынок) - стратегия организации и управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок; система мероприятий фирмы, направленная на изучение и формирование потребительского спроса. Основными характеристиками современного М. как стратегии предпринимательской деятельности являются активное воздействие на потребительский спрос и осуществление производственной деятельности и нововведений исходя из потребностей рынка. М. выступает определяющим элементом контроля и регулирования экономических отношений на микроуровне, осуществляя взаимосвязь между процессами производства и потребления, выступая в качестве информационной основы функционирования фирмы. М. как система мероприятий состоит из четырех последовательных стадий. 1. анализ рынка, который включает в себя исследование конъюнктуры рынка, анализ поведения покупателей и анализ внешней (рыночной, конкурентной) среды и является информационной основой деятельности фирмы; 2. планирование, которое начинается с процесса сегментирования рынка (процесс расчленения рынка на отдельные сегменты в зависимости от цели маркетингового воздействия) и заканчивается стратегическим планированием (определением стратегии, выбором способа и времени выхода фирмы на рынок) и составлением конкретного маркетингового плана, т. е. тактическим планированием, которое определяет задачи, ответственность, согласованность и издержки конкретных подразделений фирмы; 3. выполнение комплекса маркетинговых мероприятий по четырем основным направлениям: управление продуктом (основная проблема связана с разработкой и созданием новых товаров), распределение и определение каналов распределения (рассматривается движение физических, денежных и коммуникационных потоков, а также проблемы передачи прав собственности, исследуются конфликты внутри этих каналов, анализируются проблемы оптовой и розничной торговли), ценообразование (исследуется проблема зависимости ценообразования от типа конкуренции, проблемы ценообразования при выходе на новый рынок и функционирование на уже освоенном сегменте рынка), продвижение товаров и стимулирование сбыта (особенно путем использования различных методов активизации сбыта); 4. контроль за деятельностью фирмы и достижением поставленных целей, позволяющий оценить эффективность функционирования фирмы, провести соответствующие корректировки при изменении ситуации на фирме или на рынке, наметить новые цели и задачи дальнейшего развития.

Международная валютная система

Международная валютная система - совокупность денежнокредитных отношений, сложившихся на основе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка. Основными составными элементами мировой валютной системы являются: определенный набор международных платежных средств, режим обмена валют, включая валютные курсы, условия конвертируемости, регламентацию форм международных расчетов, сеть международных банковских учреждений, осуществляющих международные расчеты и кредитные операции.

Международная валютно-финансовая система

Международная валютно-финансовая система - закрепленная в международных соглашениях форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства. М. в.-ф. с. является необходимым звеном, позволяющим развиваться международной торговле товарами и финансовыми инструментами, а также движению факторов производства. Она состоит из двух групп элементов: валютных и финансовых. Валютными элементами М. в.-ф. с. являются национальные валюты, условия их взаимной конвертируемости (обмена) и обращения, валютный паритет (соотношение курсов валют), валютный курс и национальные и международные механизмы их регулирования. Финансовыми элементами М. в.-ф. с. являются международные финансовые рынки и механизмы торговли конкретными финансовыми инструментами - валютой, ценными бумагами, кредитами. М. в.-ф. с. включает в себя следующие элементы: международную валютную систему, международный валютный рынок и международный финансовый рынок. Центральное место в сегменте внешних экономических связей принадлежит международному движению капитала.

Международная специализация

Международная специализация - сосредоточение в отдельных странах производства определенных товаров для последующей выгодной продажи на мировом рынке и удовлетворение тем самым потребностей других стран, предъявляющих спрос на этот товар. М. с. предполагает наличие пространственного разрыва либо между отдельными стадиями производства, либо между производством и потреблением в международном масштабе. Определенные преимущества при производстве товаров и услуг дают странам выгодное географическое положение, наличие редких природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического оснащения. А. Смит назвал эти преимущества абсолютными. Согласно принципу абсолютных преимуществ Смита, следует импортировать товар из страны, где издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки производства которых ниже, чем у импортера. В отличие от Смита, его последователь Д. Рикардо считал, что предпосылкой международного товарообмена не обязательно должно быть различие абсолютных издержек, достаточно, чтобы между торгующими странами различались сравнительные издержки. Страны, специализируясь на производстве товаров, в котором они имеют относительные преимущества, могут производить их в значительно большем объеме и лучшего качества. Торгуя между собой, страны имеют возможность приобретать те товары, которые не производятся в стране, причем дешевле, чем если бы страна пыталась производить данный продукт сама. Специализация, основанная на принципе сравнительных преимуществ, и международная торговля увеличивают общий объем мирового производства и потребления.

Международная торговля

Международная торговля - сфера международных товарноденежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. М. т. состоит из двух встречных потоков товаров и услуг - экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом. Экспорт - продажа товаров и услуг, предусматривающая их вывоз за границу. Импорт - покупка товаров и услуг, предусматривающая их ввоз из-за границы. Торговое сальдо - разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта. Сегодня ведущим сегментом мирового товарного рынка и соответственно объектом М. т. является торговля машинами и оборудованием, где обмен основан уже не на межотраслевом, а на внутриотраслевом, подетальном и пооперационном разделении труда. Поставки здесь осуществляются в рамках производственной кооперации. Быстро развивается и торговля услугами в таких нетрадиционных сферах, как банковское, гостиничное и страховое дело, строительство, инженерные услуги, консультирование, реклама, торговые посреднические операции. Международный обмен технологиями, который воплощается в машинах, новейшем оборудовании, знаниях, квалифицированных навыках, осуществляется в виде лицензий, технических услуг вместе с торговлей оборудованием и движением прямых капиталовложений.

Международное разделение труда

Международное разделение труда - устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей страны в расчете на международный рынок. Предпосылки М. р. т. возникли благодаря появлению машинной индустрии и специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировал развитие внешней торговли этими товарами, а получаемая от нее выгода подталкивала страны производители к расширению производства этих товаров. М. р. т. закрепляется международной специализацией.

Международные экономические отношения

Международные экономические отношения - представляют собой комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности. Они включают международную торговлю, движение капиталов между странами, валютные отношения, миграцию рабочей силы, научно-технический обмен.

Международный валютный рынок

Международный валютный рынок - сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки. Первоначально валютный рынок играл вспомогательную роль по отношению к рынкам товаров и капиталов. Его функции состояли в том, чтобы обслуживать международные потоки товаров и капиталов. Однако начиная с 70-х гг., валютный рынок приобрел самостоятельное значение как особая сфера приложения капиталов. На валютный курс, который формируется на валютном рынке, воздействуют факторы, отражающие состояние экономики данной страны: показатели экономического роста (валовой национальный продукт, объемы промышленного производства и др.); состояние торгового баланса, степень зависимости от внешних источников сырья; рост денежной массы на внутреннем рынке; уровень инфляции и инфляционные ожидания; уровень процентной ставки; платежеспособность страны и доверие к национальной валюте на мировом рынке; спекулятивные операции на валютном рынке; степень развития других секторов мирового финансового рынка, например рынка ценных бумаг, конкурирующего с валютным рынком.

Международный финансовый рынок

Международный финансовый рынок - рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., осуществляемых на международном уровне. Международный финансовый рынок включает рынок капитала (средне- и долгосрочные кредиты, ценные бумаги) и денежный рынок (краткосрочные кредиты, высоколиквидные ценные бумаги  и т. п.). Международное движение капитала может осуществляться в различных формах: прямых и портфельных инвестиций, внутрифирменных потоков в рамках транснациональных корпораций (ТНК), предоставлении кредитов, создании совместных предприятий и т. д. Очевидно, чтобы страны могли осуществлять взаимные операции на международном рынке, их национальные денежные единицы должны быть приведены в определенное соответствие. Это достигается посредством международного валютного рынка. Деятельность на международном финансовом рынке регулируется международными валютно-кредитными организациями, созданными на основе межгосударственных соглашений, такими как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Организация экономического сотрудничества и разбития (ОЭСР), Международная ассоциация   развития (MAP), Международная финансовая корпорация  (МФК) и др.

Менеджмент

Менеджмент (от англ. manage - управлять) - система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. М. - это еще и наука об управлении человеческими отношениями в процессе производства и организации предпринимательской деятельности) Современный подход в М. часто называют ситуационным, который рассматривает фирму как открытую систему, т. е. действующую в определенной рыночной среде. Сторонники ситуационного подхода утверждают, что успех деятельности современной фирмы связан с тем, насколько удачно и грамотно фирма вписывается во внешнюю (рыночную, конкурентную) среду и приспосабливается к ней. Все внутреннее построение системы управления фирмой должно осуществляться в зависимости от различных воздействий внешней среды, организационные механизмы должны приспосабливаться к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Основные предпосылки новой концепции сводятся к следующему: а) ставка делается на человека самореализующегося, в отличие от человека экономического и человека социального; б) фирма рассматривается как живой организм (по образу семьи, клана), состоящий из людей, объединенных совместными ценностями; в) фирме должно бытьприсуще-постоянное стремление к обновлению, нацеленное на приспособление к днешним факторам, причем главным из которых является потребитель.

Мировое хозяйство

Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных системой международных экономических отношений, формирующих мировое экономическое сообщество. Возникновение понятия «М. х.» связано с углублением международного разделения труда, ростом интернационализации хозяйственной жизни, усилением экономической взаимозависимости государств. Характерными чертами современного М. х. являются: развитие международного перемещения не только товаров и услуг, но и факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологии; рост на этой основе международных форм производства в первую очередь в рамках транснациональных корпораций; поддержка государствами международного движения товаров и факторов производства возникновение экономики, открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.

Мировой рынок

Мировой рынок - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, участвующих в международном разделении труда, международной торговле и других формах экономических отношений.

Монополия

Монополия (от греч. monos - один, poteo - продаю) - исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности; господство на рынке товаров и услуг одного производителя или продавца или небольшой группы продавцов, объединившихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, установления контроля над ценами (см. Концентрация производства, Централизация капитала). М. сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет ей установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной прибыли. М. характеризуется тем, что вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентная М., М. на источники сырья и т. д.); цена определяется исключительно монополистом; отношения между М. и аутсайдерами складываются как отношения сильного и слабого (т. е. монополист диктует условия заключения контрактов). М. - крупное, высококонцентрированное, централизованное производство. Обычно М. - это крупные компании (фирмы, корпорации) или их объединения (картели, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты) (см. Картель, Трест, Концерн, Консорциум, Конгломерат). Фирма-монополист полностью контролирует производство и рынок. Чистая М. в жизни встречается довольно редко в основном из-за действия антитрестовского законодательства, призванного обеспечивать конкурентные условия на рынке (см. Антимонопольное законодательство). Очевидно, что такие образования, как технологические М., государственные естественные М. и те монополистические структуры, которые основаны на преимуществах, связанных с лидерством в научнотехническом прогрессе, не противоречат устройству современного рыночного хозяйства и вполне с ним совместимы. Но даже области естественного монополизма отнюдь не постоянны. Монопольный режим постепенно утрачивает свои былые преимущества, что подтверждает необходимость антимонопольной политики. Основными отрицательными последствиями монополизации экономики являются: нерациональное распределение ресурсов; замедление темпов научно-технического прогресса; неравенство в доходах; угроза политической демократии.

Монопсония

Монопсония (от греч. monos - один и опсониа - закупка) - ситуация, рассматриваемая в теории несовершенной конкуренции, при которой на рынке присутствуют один-единственный покупатель и множество продавцов. Общий случай М. описывается в книге Дж. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции» (1933). Частный пример, когда единственным покупателем выступает государство, - экономика административно-командного типа. Отрицательные последствия M. аналогичны последствиям монополизации экономики.

Предыдущая страница Следующая страница