Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Экономика. Словарь по обществознанию
Статьи на букву "Л"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л"

Лизинг

Лизинг - финансовая сделка по использованию имущества через его аренду. Если предприятие не имеет свободных средств на покупку оборудования, оно может обратиться в лизинговую компанию. В соответствии с заключенным договором лизинговая компания полностью оплачивает производителю (или владельцу) оборудования его стоимость и сдает в аренду предприятиюпокупателю с правом выкупа (при финансовом Л.) в конце аренды. Таким образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которая постепенно погашается в результате отнесения платежей по Л. на себестоимость продукции. Л. позволяет предприятию получить оборудование, начать его эксплуатацию, не отвлекая средства от оборота. В рыночной экономике использование Л. составляет 25-30 % от общей суммы заемных средств. По фррмам различают внутренний Л. (когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются резидентами страны) и международный Л. (когда кто-либо из участников лизинговой сделки является нерезидентом страны). По типам Л. классифицируется как долгосрочный (осуществляемый в течение 3 и более лет), среднесрочный (от 1,5 до 3 лет) и краткосрочный (осуществляемый в течение менее 1,5 лет). К различным видам Л. относятся: финансовый Л. (при котором предмет Л. переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока выплаты полной суммы лизингового договора, обычно этот срок соизмерим со сроком полной амортизации); возвратный Л. (при котором продавец предмета Л. одновременно выступает и как лизингополучатель); оперативный Л. (по истечении срока действия договора Л. предмет Л. возвращается лизингодателю, может использоваться неоднократно).

Ликвидность

Ликвидность - способность ценностей превращаться в деньги. Деньги являются абсолютно ликвидным средством. Л. можно рассматривать с двух сторон: как время, необходимое для обращения ценностей в денежную форму; или как вероятность продать некие ресурсы по определенной цене. Для оценки Л. фирмы используются различные показатели: коэффициент Л. (отношение оборотных средств к текущим обязательствам, которое показывает возможность фирмы в любой момент погасить свою краткосрочную задолженность), коэффициент быстрой (текущей) Л. (отношение оборотных средств за минусом наименее ликвидной их части - товарно-материальных запасов - к текущим обязательствам). Эти два показателя получили наибольшее применение в мировой практике. В России используются также показатели абсолютной Л., где в числителе используются только денежные средства,  и чистого оборотного капитала как разницы между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Отрицательная величина чистого оборотного капитала (в отечественной терминологии, «собственные оборотные средства»), которая часто встречается на российских предприятиях, говорило том, что часть внеоборотных активов финансируется за счет краткосрочных кредитов банков и свидетельствует о неэффективном управлении предприятием. Коэффициенты Л. применяются для оценки способности фирмы выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление не только о платежеспособности фирмы в данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий. Обычно эти показатели сравниваются с средними по отрасли. Анализ коэффициентов Л. не всегда вскрывает финансовую слабость или мощь компании, но он может выявить «из ряда вон выходящие» фирмы. Когда такое отклонение налицо, аналитик должен выяснить его причину. Возможно, отрасль оказалась чрезмерно ликвидной и фирма является вполне платежеспособной, но имеет относительно низкие показатели Л. Считается, что фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности, более ликвидна, чем фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из товарно-материальных запасов, поскольку для их реализации необходимы некоторое время и наличие потенциальных покупателей.

Предыдущая страница Следующая страница