Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Экономика. Словарь по обществознанию
Конкуренция

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Э

Конкуренция

Конкуренция - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. По методам конкурентной борьбы различают К.: ценовую, неценовую и дискриминационную. По степени К. различают рынки: совершенной (чистой) К. и несовершенной К. Характер конкурентных отношений рассматривается с точки зрения: формирования цены, природы (характеристик) продукта, особенностей поведения субъектов и их взаимодействия. От характера конкурентных отношений зависит поведение производителей в определении объемов производства и предложения, цен, развитие научно-технического прогресса, а в конечном итоге - эффективность производства.  Противоположностью чистой К. является монополия (см. Монополия). К. совершенная (чистая) предполагает отсутствие власти производителя над рыйком, т. е. цена устанавливается не производителем, а через соотношение спроса и предложения. Совершенная К. характеризуется: существованием множества продавцов на рынке, свободной динамикой цены под воздействием спроса и предложения, равенством субъектов экономических отношений, свободным доступом в отрасль для новых фирм и свободным выходом из нее, стандартизацией продукта. В современных условиях примером рынка совершенной К. может быть биржа (см. Биржа). К. несовершенная означает некоторую степень господства производителя над рынком. Несовершенная К. включает такие типы рыночных структур, как монополистическая К. и олигополистиче-кая К. (олигополия). К. монополистическая - форма конкуренции, предполагающая наличие довольно значительного числа продавцов на рынке, которые производят дифференцированную продукцию, а также проводят собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов. Монополистическая конкуренция предполагает, что вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное (с некоторыми ограничениями); особое значение приобретает неценовая конкуренция  (использование торговых марок, фирменных наименований, конкуренция качества и т. д.); эластичность спроса   выше, поскольку на рынке продаются в основном товарызаменители, произведенные другими фирмам (см. Спроса эластичность). В условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент  товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции. Примером отрасли монополистической конкуренции сегодня можно считать производство бытовой техники, одежды, обуви и т. д. К. ценовая - сбивание цен  путем предложения цены на товар более низкой, чем у конкурентов, вплоть до демпинговых цен (т. е, цен ниже себестоимости). К. неценовая - методы конкурентной борьбы, основанные прежде всего на базе различий в качестве продукции (реклама, торговая марка,  стимулирование сбыта  и т. д.). К. недобросовестная (дискриминационная) - любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового общения, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могущие причинить или уже причинившие убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (фиксирование цен, бойкот, слияния, взятки, промышленный и экономический шпионаж, распространение ложной информации о конкурентах, сдерживание К. с помощью патентов, переманивания служащих и т. д.). Против этих мер направлены антимонопольная политика и антимонопольное законодательство ( см. Антимонопольное законодательство).

В начало словаря