Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Экономика. Словарь по обществознанию
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

Олигополия

Олигополия (от греч. oligos - несколько, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. О. предполагает, что в отрасли действуют две или несколько крупных фирм, конкурирующих между собой, т. е. отрасль не является монополизированной; в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов; не действуют правила свободной конкуренции и свободного ценообразования; вступление в отрасль для других фирм крайне затруднено; продукт, производимый на олигополистическом рынке, может быть как однородным, так и дифференцированным. Главное отличие О. от других структур - в механизме ценообразования. Основателем теории олигополистического ценообразования считается французский экономист А. Курно. Он установил, что существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара, и поэтому в краткосрочном периоде фирмаолигополист реагирует на колебания спроса не изменением цен, а уменьшением или увеличением объема продаж. Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры, стремятся к созданию системы связей, которая позволила бы координировать поведение каждой в общих интересах. Таким образом, очевидно, что О. хотя и предполагает конкуренцию, но существенно ограничивает ее, однако не устраняет стимулов к развитию производства и НТП.

Опцион

Опцион (лат. optio - выбор, желание, усмотрение) - право выбора условий сделки, получаемое за определенную плату. О. представляет собой право - но не обязательство - купить или продать какие-то активы по заранее оговоренной цене в течение определенного установленного периода. О. может быть реализован или нет в зависимости от решения, принимаемого исключительно его держателем. Важной Характерной особенностью О. является то, что он не может иметь существенных негативных последствий для его держателя, так как в любой момент можно отказаться от его исполнения. Но поскольку существует какая-то возможность его реализации в будущем с получением дохода, О. имеет определенную ценность. Хотя О. существуют уже длительное время - сделки с товарными О. стали заключаться в середине 1800-х гг., - формализованная модель ценообразования для О. появилась лишь в 1973 г. в работе Ф, Блэка и М. Шоулза. Эта модель получила название «модель ценообразования опционов Блэка-Шоулза». Различают О. на повышение (option call - в ожидании повышения цен) и О. на понижение (optionput - в предвидении снижения цен или с целью защиты прибылей и инвестиций).

Предыдущая страница Следующая страница